d9e5a92d

АНАЛИЗ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Кр = X100 = 97,1 % при выполнении плана выпуска продукции в
целом на 107,8%. Коэффициент пропорциональности фактического выпуска продукции по месяцам квартала, соответственно, составит: в
2978
январе - кПр.ф = X100 = 29,7%; в феврале
10038
кПрф = X100 = 35,3%; в марте - КІф = X100 = 35,1%.
прф 10038 пр'ф 10038
Если принять квартальный фактический объем выпуска продукции за 100%, то уровень среднемесячного выпуска составит 33,3%. В январе фактический месячный выпуск продукции был ниже в сравнении со среднемесячной величиной на 3,6%, в феврале выше на 2%, в марте выше на 187%.
Для оценки ритмичности внутри периодов, не имеющих плана по ритмичности выпуска, например в рамках одного месяца или недели, можно применять косвенные показатели, к которым относятся величины простоев в начале отрезка времени и сверхурочные работы в конце.
Мониторинг ритмичности выпуска продукции можно вести, используя график, отмечая по горизонтальной оси рабочие дни (недели или иные временные интервалы), а по вертикальной оси - стоимость выпуска продукции, задавая плановые значения выпущенной продукции за установленные отрезки времени и сравнивая с ними отчетные данные в целях определения отклонений (отставания или опережения). Подобный мониторинг целесообразно проводить, прежде всего, по тем хозяйственным договорам, где ритмичность поставок является существенным условием договора.
Равномерность производства может быть проанализирована путем сопоставления плановых и фактических величин данных по отпуску сырья и материалов в производство, потреблению силовой электроэнергии, использованию рабочего времени.

АНАЛИЗ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Анализ уровня и динамики незавершенного производства направлен на выявление одной из причин неритмичности выпуска продукции, доли технологически обоснованного незавершенного производства и его доли, обусловленной комплексом причин, которые привели к срывам и простоям в производственном процессе. Анализ незавершенного производства позволяет определить резервы улучшения использования оборотных средств.
Источниками информации служат данные ведомостей учета движения незавершенного производства, данные оперативного (управленческого) учета по центрам ответственности, данные финансового бухгалтерского учета по остаткам незавершенного производства на конец периода (месяца, квартала, года) на счетах учета производства в разрезе основного производства, вспомогательного, полуфабрикатов и обслуживающих производств, а также по статьям производственной себестоимости.
Показателем движения незавершенного производства выступает средняя продолжительность одного оборота в календарных днях, рассчитываемая как отношение произведения величины незавершенного производства на общее количество дней в году, равное 360 дн., к величине готовой продукции в оценке по производственной себестоимости
НЗПхД
С
п.в.п
нз.п
об гдеКНбП - задел незавершенного производства, дн.; НЗП - производственная себестоимость незавершенного производства, р.; Д - длительность периода (общее количество дней в году, принимаемое равным 360 дн.); Спвв - объем выпущенной продукции в оценке по производственной себестоимости, р.
Используя данные табл. 2 по выпуску продукции, уровню незавершенного производства и дополнив их значениями производственной себестоимости выпущенной продукции в базисном и отчетном годах, можно рассчитать среднюю продолжительность одного оборота незавершенного производства. По данным бухгалтерской отчетности производственная себес-
тоимость выпущенной продукции составляла 80000 тыс. р. в базисном году и 85800 тыс. р. в отчетном году. Из плановой документации следует, что себестоимость продукции на отчетный год была запланирована на уровне 84000 тыс. р. Расчет средней продолжительности одного оборота незавершенного производства осуществляется по формуле (12), соответственно, фактически в базисном году, по плану и фактически в отчетном году.

Результаты расчета показывают, что в базисном году средняя продолжительность одного оборота незавершенного производства составляла 45 дн. По плану на следующий (отчетный) год было заложено увеличение продолжительности оборота незавершенного производства на два дня (47 дн.), а фактически продолжительность
10000x360
80000
11000x360
84000
13000x360
85800
Кнз.п об.б
= 45 дн.; = 47 дн.;
нз.п
об.п
Кнз п об.ф
= 54 дн.
оборота незавершенного производства возросла до 54 дн. (на 7 дн. больше по сравнению с планом на отчетный год и на 9 дн. больше в сравнении с фактическим показателем за базисный год). Таким образом, скорость оборота незавершенного производства в отчетном году замедлилась по сравнению с планом и фактом предыдущего года.



Следовательно, предприятию необходимо установить факторы, влиявшие на рост продолжительности оборота незавершенного производства, и изучить возможные резервы сокращения продолжительности одного оборота незавершенного производства.
Анализ незавершенного производства только по величине и динамике его общего объема недостаточен для принятия управленческих решений по его состоянию. Следующими этапами выступают:
- изучение структуры незавершенного производства по отдельным статьям себестоимости в целях изучения их влияния на незавершенное производство;
- исследование степени обеспеченности заделами выпуска готовой продукции в разрезе отдельных заказов, узлов и деталей.
Изучение структуры незавершенного производства по отдельным статьям себестоимости может осуществляться на уровне всего объема неза-34 вершенного производства, видам производства (основное, вспомогательное, обслуживающее), организационным подразделениям (бригада, участок, цех, предприятие в составе объединения), по отдельным договорам (заказам или этапам выполнения договоров), по отдельному виду выпускаемой продукции (выполняемым работам, оказываемым услугам). В процессе анализа исследуется динамика удельного веса калькуляционных статей себестоимости в общей величине стоимости незавершенного производства подекадно, помесячно или поквартально в зависимости от продолжительности производственного цикла и конкретных задач анализа.

При этом целесообразно сравнение изучаемой структуры незавершенного производства с плановыми, нормативными или фактическими показателями за аналогичный предыдущий период в сопоставимой оценке.
Рассмотрим динамику структуры фактической стоимости незавершенного производства за квартал отчетного года по данным табл. 9. Объем незавершенного производства по состоянию на начало каждого месяца, входящего в отчетный квартал, составляет 100%.

По данным ведомости учета движения незавершенного производства определены удельные веса отдельных статей себестоимости в общем объеме незавершенного производства.
Таблица 9

Структура себестоимости незавершенного производства
На дату отчетного квартала Себестоимость незавершенного производства к итогу, %
Основ
ные
мате
риалы
Покупные полуфабрикаты Заработная плата производственных рабочих с отчислениями
на социальные нужды
Топливо и энергия
на техно-
логиче
ские
цели
Расходы по содержанию и
эксплуа
тации
оборудо
вания
Обще-
произ-
водст-
венные
расхо
ды
Про
чие
рас-
хо
ды
Итого
А 1 2 3 4 5 6 7 8
01.01. 52,3 18,1 8,5 1,6 5,7 9,5 4,3 100,0
01.02. 50,9 17,2 9,5 1,9 5,8 9,6 5,1 100,0
01.03. 51,5 17,0 9,6 1,9 6,0 8,8 5,2 100,0
01.04. 49,0 16,9 9,7 2,0 6,1 9,7 6,6 100,0
Структура себестоимости незавершенного производства анализируется в следующей последовательности. Предварительно осуществляется общий обзор удельных весов статей себестоимости и изучается их динамика по рассматриваемым датам. Далее, выявляются типичные тенденции динамики себестоимости незавершенного производства, устойчиво действующие в течение анализируемого периода, и резкие изменения удельных весов, причины которых анализируются особо.
Заработная плата производственных рабочих при сдельной или сдельно-премиальной системе оплаты труда начисляется по мере готовности продукции. Соответственно, повышение удельного веса заработной платы производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды с 8,5% до 9,7% (табл. 9, гр. 3) косвенно свидетельствует о положительной динамике увеличения готовности заделов готовой продукции. Однако необходимо изучить, не было ли в анализируемом периоде повышения тарифов и расценок за изготовление единицы продукции. Об увеличении готовности заделов говорит снижение в составе незавершенного производства доли материалов (с 52,3 до 49,0% - табл. 9, гр. 1) и покупных полуфабрикатов (с 18,1 до 16,9% - табл. 9, гр. 2).
В табл. 10 отражены данные и проведен расчет обеспеченности заделами выпуска готовой продукции в комплектах или днях в разрезе отдельных производственных заказов. Для расчета необходимы данные оперативного бухгалтерского учета о величине нормативной заработной платы производственных рабочих в расчете на одно изделие и о сумме заработной платы производственных рабочих в составе себестоимости незавершенного производства. Тогда обеспеченность выпуска готовой продукции в комплектах определится как отношение суммы заработной платы производственных рабочих в незавершенном производстве к нормативной заработной плате на одно изделие. Зная технологическую потребность по каждому виду выпускаемой продукции в количестве комплектов, можно определить уровень фактического наличия комплектов как в отчетном, так и в предыдущем году, и показать динамику обеспеченности выпуска готовой продукции в комплектах.
Таблица 10
Средняя обеспеченность выпуска готовой продукции остатками (заделами) незавершенного производства

п/п
Наимено
вание
изделия
(заказа)
Нормативная заработная плата на изделие, р. Сумма заработной платы в НЗП, р. Технологическая потребность, комплектов Наличие комплектов
за отчетный период за предыдущий период
А Б 1 2 3 4 5
1 А 32178 987218 28 30,7 17,6
2 Б 11986 494782 44 41,3 23,6
На анализируемом предприятии на конец отчетного года объем незавершенного производства составил 13000 тыс. р., доля заработной платы в незавершенном производстве - 11,4% или 1482 тыс. р. Нормативная заработная плата на изделие А равна 32178 р., а на изделие Б -11986 р. Сумма заработной платы в незавершенном производстве распределяется по данным бухгалтерского учета между изделиями А и Б следующим образом: 987218 руб - заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды в составе себестоимости незавершенного производства по изделию А, соответственно, 494782 руб - то же по изделию Б. В предыдущем году заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды распределялась между изделиями А и Б в следующей пропорции: 567000 р. составляла заработная плата в незавершенном производстве по изделию А и 283000 р. - то же по изделию Б. Из данных табл. 10 следует, что заделы по обоим изделиям увеличились как в комплектах, так и в днях. По техническим условиям производства изделий А и Б по первому изделию требуется задел, равный 28 комплектам, по второму - 44 комплектам. Сопоставление данных отчетного года с величинами заделов по техническим условиям производства указанных изделий показывает, что по обоим изделиям в предыдущем году технологические требования обеспеченности комплектами выполнялись не полностью (по изделию А - на 62,9% = 17,6/28 х 100; по изделию Б - на 53,6% = 23,6/44 х 100). В отчетном году по изделию А превышены нормативные требования по величине задела на 9,6% (30,7/28 х 100 - 100), а по изделию Б не достигнуты нормативные требования (-6,1% =41,3/44 х 100 - 100).
Доведение объемов незавершенного производства до технологически определенного уровня важно не только в рассмотренных выше аспектах, но и в аспекте обеспеченности заделами выпуска готовой продукции с учетом их комплектности по отдельным сборочным узлам и деталям. Для этого составляется график изготовления деталей и узлов по каждому изделию в натуральных показателях на каждый рабочий день, по которому ведется учет отклонений от нормальных заделов с указанием величин отклонений и виновных лиц.

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

Анализ качества продукции в увязке с объемами производства и продаж направлен в основном на изучение следующих вопросов:
- наличие системы качества продукции на предприятии, включающей его соответствующие категории;
- удельный вес различных категорий качества в общем объеме выпуска продукции;
- влияние качества продукции на объем продаж;
- влияние качества продукции на цену продукции;
- качество и обновление продукции;
- наличие системы улучшения качества продукции, устранения брака и послепродажного обслуживания.
Рассмотрим влияние качества продукции на ее выпуск и объем продаж. Исходной информацией для такого анализа выступает первичная документация управленческого учета, позволяющая определить наличие и особенности системы качества продукции на предприятии, выявить структуру выпуска продукции по категориям качества (табл. 11), показать взаимосвязь качества продукции с ее выпуском (табл. 12, 13, 14), отразить влияние на объем производства сверхплановых потерь от допущенного брака (табл.

15).
Анализируя показатели табл. 11, можно увидеть структуру распределения всей выпускаемой продукции по качественным уровням (категориям), оценить структуру выпуска продукции предприятием по различным категориям ее качества в плане отчетного года и фактически, в сравнении с фактическими данными предыдущего года. В отчетном году предприятием был запланирован рост в целом объема и удельного веса продукции, подлежащей аттестации по качеству (с 82000 до 89250 тыс. р. или с 82 до 85% -стр.

2-4, гр. 1, 2, табл. 11), соответственно, снижение объема и удельного веса продукции, которая не аттестуется по качеству (с 18000 до 15750 тыс. р. или с 18 до 15%).

Удельный вес продукции высшей категории качества в объеме выпуска продукции, подлежащей аттестации, при этом должен был возрасти с 24,4 в базисном году до 29,4% в отчетном году.
39

Таблица 11
Выпуск продукции по категориям качества
Показатель За соответствующий период предыдущего (базисного) года Отчетный период
п/п тыс.р. удельный вес, % план факт
тыс.р. удельный вес, % тыс.р. удельный вес, %
А Б 1 2 3 4 5 6
1 Выпуск продукции предприятием в сопоставимых ценах, в том числе 100000 100 105000 100 110000 100
2 Объем производства продукции высшей категории качества 20000 20,0 26250 25 24200 22,0
3 Объем производства продукции первой категории качества 40000 40,0 48300 46 52800 48,0
4 Объем производства продукции второй категории качества 22000 22,0 14700 14 18700 17,0
5 Объем производства продукции, не подлежащей аттестации по качеству 18000 18,0 15750 15 14300 13,0
6 Удельный вес продукции высшей категории качества в объеме выпуска продукции, подлежащей аттестации (стр.2 / (стр.2 + стр.3 + стр.4) X 100)) X 24,4 X 29,4 X 25,3
Однако достигнуть предусмотренных бизнес-планом показателей по качеству выпускаемой продукции удалось не по всем позициям. Так, удельный вес продукции высшей категории качества в объеме выпуска продукции, подлежащей аттестации, составил в отчетном году 25,3%, что на 4,1% ниже запланированного уровня. Ниже удельный вес в объеме выпуска продукции, подлежащей аттестации, продукции высшей категории качества (22%, вместо запланированных 25%), выше удельные веса продукции первой и второй категорий качества (соответственно, по плану 46 и 14%, фактически 48 и 17%). Положительной тенденцией является снижение доли продукции, не подлежащей аттестации, с 15 по плану до 13% фактически.
Важно провести анализ по качеству не только выпуска продукции, но и ее продаж. Анализ первичной информации по продажам, собираемой в рамках системы управленческого учета, позволяет определить, какая продукция с точки зрения качества пользуется повышенным спросом. Фактический объем продаж за отчетный год составил 106000 тыс. р., в том числе продукции, подлежащей аттестации по качеству, продано на сумму 94000 тыс. р., не подлежащей аттестации - на 12000 тыс. р. В структуре продаж реализованная продукция высшей категории качества составила 22,8%, первой категории - 49,5%, второй 16,3% и не подлежащей аттестации -11,3%. Продукция высшей категории качества реализована полностью, первой категории - на 99,4%, второй категории - на 92,5%, не подлежащая аттестации - на 83,9%. Очевидно, что продукция более высокой категории качества пользуется более высоким спросом покупателей.
Таблица 12
Влияние качества продукции на ее выпуск
Показатель Отчетный год, тыс. р. Отклоне ние (+,-) Темп роста объема выпуска
п/п план факт (гр. 2гр. 1) продукции (гр. 2/гр. 1 X 100)
А Б 1 2 3 4
1 Выпуск продукции в оптовых ценах предприятия 105000 110000 +5000 104,8
2 Сумма надбавок за качество X 2550 +2550 X
3 Выпуск продукции в оптовых ценах предприятия без учета надбавок за качество 105000 107450
(стр. 1, гр. 2 -стр. 2, гр. 2)
+2450 102,3
В табл. 12 отражено влияние применения надбавок за качество на объем выпуска продукции. Темп роста объема выпуска продукции без учета надбавок за качество составляет в отчетном году 102,3%, что на 2,5% ниже уровня соответствующего показателя, но с учетом указанных надбавок. Таким образом, можно проанализировать, какую долю в структуре стоимости выпускаемой продукции занимают надбавки за качество.
Таблица 13
Рекламации на качество изделий

п/п
Из-
де-
лие
Фактический выпуск продукции, шт. Число рекламаций Количество изделий, на которые получены рекламации, шт.
предъявлено принято предъявлено принято
преды
дущий
год
(базис
ный)
от
чет
ный
год
преды
дущий
год
(базис
ный)
от
чет
ный
год
преды
дущий
год
(базис
ный)
от
чет
ный
год
преды
дущий
год
(базис
ный)
от
чет
ный
год
преды
дущий
год
(базис
ный)
от
чет
ный
год
А Б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 А 10875 11375 540 683 540 683 561 910 556 910
2 Б 6130 7100 - 355 - 355 - 710 - 681
Анализ рекламаций на качество изделий, исходная информация для которого представлена в табл. 13, позволяет установить по каждому виду изделий количество предъявленных покупателями и принятых пред-приятием-изготовителем рекламаций, а также количество изделий, по которым предъявлены и приняты рекламации. Сопоставляя число рекламаций в базисном и отчетном годах с учетом изменения фактического выпуска продукции, можно увидеть их динамику. Данные по графам предъявлено и принято рекламаций могут различаться, поскольку не со всеми полученными от покупателей рекламациями предприятие может согласиться. При наличии объективных доказательств вины покупателя в несоответствующей техническим условиям эксплуатации изделия рекламация может быть не принята. Рекламации анализируются в разрезе каждого выпускаемого изделия, после чего составляются итоговые данные по предприятию.
По анализируемому предприятию фактический выпуск изделия А возрос в отчетном году в сравнении с предыдущим с 10875 до 11375 шт. или на 4,6%, а число рекламаций (предъявленных и принятых пред-
приятием) увеличилось с 540 до 683 или на 26,5%, т. е. число рекламаций растет быстрее, чем выпуск продукции почти в 6 раз (26,5 / 4,6 = 5,7). Также повысился и удельный вес изделий, по которым приняты рекламации, в фактическом выпуске изделия А, если в базисном году он составлял 5,1%, то в отчетном - 8%.
В каждой рекламации может быть указано различное количество дефектных изделий, поэтому необходимо проанализировать динамику изделий, по которым получены рекламации. По изделию А количество изделий по предъявленным рекламациям в базисном году составляло 561 шт., а в отчетном - 910, соответственно, темп прироста равен 62,2%, то же по принятым рекламациям - в базисном году 556, а в отчетном 910 шт., темп прироста - 63,7%. Очевидно, что число рекламаций и количество единиц изделия А, по которым получены рекламации растет значительно более высокими темпами, чем его фактический выпуск.
Фактический выпуск изделия Б вырос в отчетном году в сравнении с базисным с 6130 шт. до 7100 или на 14,2%. Если в базисном году рекламаций на изделие Б от покупателей не имелось, то в отчетном году предъявлено 355 рекламаций на 710 шт. изделия Б. Из них приняты предприятием рекламации по 681 шт., а по 29 изделиям отклонены.
Подобный анализ необходим по всем выпускаемым предприятием изделиям для:
1. Контроля за количеством изделий, по которым получены рекламации.
2. Изучения динамики количества рекламаций и дефектных изделий.
3. Изучения видов дефектов, неисправностей, причин их появления и возможностей устранения.
4. Разработки мероприятий в зависимости от причин недостатков изделий, выявленных покупателем после его покупки, по дальнейшему предотвращению ухудшения качества выпускаемых изделий, а также совершенствования системы гарантийного ремонта.
По данным табл. 14 можно проанализировать динамику числа случаев гарантийного ремонта, а также количество изделий, по которым был проведен гарантийный ремонт, в отчетном году в сравнении с предыдущим, удельный отремонтированных на условиях гарантийного ремонта изделий в их общем выпуске. Анализ проводит-42
ся по каждому изделию, а затем формируются итоговые данные по предприятию в целом.
Таблица 14
Гарантийный ремонт продукции

п/п
Изде
лие
Фактический выпуск продукии, шт. Число случаев гарантийного ремонта Количество изделий, по которым выполнен гарантийный ремонт, шт.
предыдущий год (базисный) отчетный год предыдущий год (базисный) отчетный год предыдущий год (базисный) отчетный год
А Б 1 2 3 4 5 6
1 А 10875 11375 250 360 400 600
2 Б 6130 7100 - 100 - 140
При фактическом росте выпуска изделия А, как уже было показано в предыдущем расчете, на 4,6%, число случаев гарантийного ремонта увеличилось более высокими темпами, их прирост за отчетный год по отношению к базисному составил 44%. Количество штук изделия А, по которым был выполнен гарантийный ремонт, стало больше на 200 шт. или на 50%. Удельный вес количества отремонтированных изделий А в величине их общего фактического выпуска повысился с 3,6% в базисном году до 5,3% в отчетном году. По изделию Б в базисном периоде случаев гарантийного ремонта не наблюдалось, а в отчетном году удельный вес отремонтированных в системе гарантийного ремонта единиц изделия Б равен 2%.
Анализируя данные табл. 13 и 14, можно прийти к выводу, что в отчетном году по сравнению с базисным система контроля за качеством производимых предприятием изделий А и Б ухудшилась, что вытекает из роста количества и удельного веса в фактическом выпуске изделий с рекламациями от покупателей и гарантийным ремонтом.
При цене-нетто единицы изделия А в размере 1600 р., количестве отремонтированных изделий А в отчетном году 600 шт. и средней стоимости гарантийного ремонта на уровне 15% от цены-нетто затраты на гарантийный ремонт в отчетном году составляют:
160О0 25 Х600 = 144000 р. или 1,3% от стоимости фактического выпуска изделия А в отчетном году (1600 х 11375 = 18200000 р.).
Таблица 15
Влияние сверхплановых потерь от брака на объем выпуска продукции

п/п
Показатель План, тыс. р. Факт, тыс. р. Отклонение (+,-)
А Б 1 2 3
1 Производственная себестоимость фактически выпущенной продукции 84000 85800 х
2 Потери от брака 11 300
договор 11
х
3 То же в процентах к производственной себестоимости выпущенной продукции (гр. 2 / гр. 1 х 100) 0,01 0,35 +0,34
(стр. 2, гр. 2 -стр. 2, гр. 1)
4 Выпуск продукции в оптовых ценах предприятия без надбавок за качество х 103402 (стр. 3, гр. 2)
5 Влияние отклонения потерь от брака на изменение объема выпуска продукции в оптовых ценах предприятия х х -351,6*
(гр. 2, стр. 4 х гр. 3, стр.3/100)


Содержание раздела