d9e5a92d

Николаева М. - Основы товароведения

Учебное пособие Основы товароведения составлено на основе рабочей программы в соответствии с требованиями профессиональных образовательных программ специальностей 0601 Экономика и бухгалтерский учет, 0602 Менеджмент.
Учебная дисциплина Основы товароведения является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
На современном этапе рыночной экономики произошли существенные изменения в развитии потребительского рынка, изменились источники насыщения рынка, их состояние, обновилась ассортиментная политика. Товар как объект коммерческой деятельности является одним из важных элементов рыночных отношений. Поэтому в результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
- о состоянии современного рынка товаров;
· знать:
- требования к товарам, их потребительские свойства;
- методы оценки качества, их безвредность и безопасность;
· уметь:
- быстро ориентироваться в вопросах спроса, конкурентоспособности, жизненного цикла товара;
- практически применять знания товароведа.
Данное учебное пособие включает краткое изложение теоретического материала, контрольные вопросы и задания после каждой темы, 10 вариантов контрольной работы и список литературы. Данного материала достаточно для самостоятельного изучения курса.
В процессе изучения курса студенту необходимо ответить на контрольные вопросы и задания, а также выполнить итоговую контрольную работу.

Тема 1. Понятие и сущность товароведения


1.1 Основные понятия в области товароведения
Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данном курсе товароведения такими понятиями являются продукция, товар и товароведение.
Продукция материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
Продукции присущи две основные особенности:
- во-первых, она должна быть произведена,
- во-вторых, должна удовлетворять чьим-то потребностям (должна быть кому-то нужна).
Следовательно, к продукции относятся: хлеб, консервы, ткани, одежда, сырье, а также продукция природного происхождения: плоды, овощи, грибы, мясо, рыба.
Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар. Товар материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Товар сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины товароведения. Товароведение наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. Термин товароведение состоит из двух слов: товар и ведение. Последнее слово произошло от санскрит. veda веды, что означает знание, следовательно, в этом смысле товароведение это знания о товарах.
Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.
Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретным потребностям человека.
Цель товароведения изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товароведения.

Принципы товароведения


Принципами товароведения являются:
безопасность;
эффективность;
совместимость;
взаимозаменяемость;
систематизация.
Безопасность основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром (или услугой) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.
Безопасность одно из обязательных потребительских свойств товара.
С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности и этот принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортирования, хранения, подготовки к продаже.
Эффективность принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров.
Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения.
Совместимость принцип, определяемый пригодностью товаров, услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.
Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, оптимального режима.


Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.
Взаимозаменяемость принцип, определяемый пригодностью одного товара, услуги для использования вместо другого товара, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
Взаимозаменяемость позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами и создает конкуренцию между товарами.
Систематизация принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров или услуг.
Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят идентификация, классификация, обобщение и кодирование.

Цели и задачи коммерческого товароведения


Переход России от плановой к рыночной экономике внес серьезные изменения в понятие о самом товаре и в товароведение.
Современная экономическая теория категорию потребительной стоимости практически не рассматривает. В ее основе лежит теория предельной полезности товара:
- с одной стороны количество товара с абсолютными потребностями в них;
- с другой количество товаров с платежеспособным спросом.
Конечная цель рыночной деятельности максимальное удовлетворение жизненных потребностей человека.
Однако успех любого торгового предприятия зависит от правильного выбора товарной массы, т.е. грамотного формирования ассортимента.
А правильное формирование ассортимента невозможно без глубоких знаний товароведения, без знания таких вопросов как:
- современное состояние потребительского рынка товаров;
- свойства продуктов и товаров, их безвредность и безопасность;
- качество сырья и готовой продукции;
- идентификация и фальсификация товаров;
- методологические основы конкурентоспособности товаров народного потребления;
- новые виды продукции, тары, упаковки, транспортировки, хранения и реализации.
При переходе от общего товароведения к рыночному товароведению настала необходимость рассматривать товар в динамике, т.е. в процессе его жизненного цикла, прохождения рыночных этапов.
Рыночные этапы:
1) вхождение в рынок;
2) освоение рынка;
3) завоевание соответствующей ниши в рыночной системе;
4) потеря завоевательных позиций и конкурентоспособности.
В зависимости от этапа меняются цели и задачи рыночного (коммерческого) товароведения. 1. Вхождение в рынок период появления нового товара на рынке сбыта.
Задачами коммерческого товароведения являются:
- изучение новых видов и разновидностей товаров;
- определение целесообразности их внедрения на рынок с точки рения потребительских достоинств, полезности и безвредности; 2. Освоение рынка период начального признания товара на рынке.
Задачи:
- научно и достоверно обосновать конкурентоспособность товара;
- проанализировать материально-техническую базу производства и его перспективы;
- применить использование новых технологий, источников местного и дешевого сырья;
- новых современных способов упаковки, маркировки товара, методов хранения. 3. Завоевание соответствующей ниши в рыночной системе период достижения товаром определенного уровня популярности, конкурентоспособности и спроса.
Задачи:
- глубокий экономический анализ по удержанию спроса на продукцию;
- разработка рекомендаций по повышению качества потребительских свойств с целью поддержания на должном уровне спроса населения. 4. Потеря завоеванных позиций и конкурентоспособности период снижения объемов реализации товара.
Происходит вытеснение старого товара новым, более качественным и перспективным.
Задача коммерческого товароведения: оказание помощи по проведению плавной, безболезненной замены отслужившей продукции новым качественным и конкурентоспособным товаром.
Итак, в задачи коммерческого товароведения входит не только изучение и определение потребительских свойств товаров, качества, полезности, безвредности и безопасности, но и умение быстро и правильно ориентироваться в вопросах спроса, конкурентоспособности, полезного цикла товара, анализировать и прогнозировать этапы товародвижения.

Контрольные вопросы к теме 1

1. Дайте определение понятию товароведение.
2. Назовите основные понятия товароведения.
3. Какие принципы товароведения вы знаете?
4. Какова основная цель рыночной деятельности?
5. Охарактеризуйте цели и задачи коммерческого товароведения.
6. Какие рыночные этапы прохождения товара вы знаете?

Тема 2. Объекты и субъекты товароведнойдеятельности


2.1 Объекты товароведной деятельности
Объект предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.
Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары.
Товароведная деятельность направлена на потребительские товары и товары промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).
Коммерческая деятельность включает не только товары, но и услуги, ценные бумаги, работу по организации товародвижения.
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: - номенклатуру потребительских свойств товаров;
- товароведные характеристики товарных групп;
- факторы, влияющие на качество товаров.
Товаровед должен уметь:
- классифицировать, анализировать и обобщать результаты оценки товаров;
- оценивать качество товаров;
- проводить диагностику дефектов;
- идентифицировать товарные партии;
- учитывать факторы для прогнозирования качества и конкурентоспособности товаров;
- работать с товарно-сопроводительными документами.
Вторая группа субъектов, на которых направлена товароведная деятельность, представлена потребителями.
Определение термина потребитель дано в Федеральном законе О защите прав потребителей:
Потребитель гражданин, заказывающий, приобретающий товары (услуги) исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с потребителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный характер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат реализацию товаров, составные характеристики которых удовлетворяют запросам потребителей.

Контрольные вопросы к теме 2

1. Что является объектом товароведной деятельности?
2. Назовите основные характеристики товаров.
3. Что включает ассортиментная характеристика товаров?
4. Объясните, чем отличается качественная характеристика товаров от ассортиментной.
5. Чему способствует количественная характеристика товаров?
6. Дайте определение следующим понятиям: субъект, товаровед, потребитель.
7. Что должен знать товаровед в области товароведения?

Контрольные задания к темам 1, 2

1. Основная цель товароведения это:
а) изучение и прогнозирование спроса;
б) рекламно-информационная работа;
в) изучение основополагающих характеристик товара;
г) максимальное удовлетворение жизненных потребностей человека.
2. Понятия коммерция, коммерческий означают:
а) торговлю;
б) любую деятельность, приносящую доход;
в) торговые процессы по купле-продаже товаров с целью получения прибыли.
3. В чем отличие предпринимательства от коммерции?
а) нет отличий;
б) предпринимательство представляет собой организационно-производственную деятельность;
в) коммерция представляет собой вид торгового предпринимательства.
4. Требования к хорошему товароведу:
а) честность, надежность, верность данному слову;
б) знание ассортимента товаров;
в) умение вести торги;
г) умение оценивать качество товаров;
д) работа с товарно-сопроводительными документами.
5. Наиболее важны для деятельности коммерсанта следующие профессиональные качества:
а) умение налаживать выгодные коммерческие связи;
б) наличие коммерческой инициативы, самостоятельности и предприимчивости.
6. Для Вас приемлемо в отношениях с конкурентами:
а) стараться опередить партнера во всем;
б) найти пути к взаимовыгодному сотрудничеству;
в) использовать все дозволенные средства.

Тема 3. Методы товароведения


3.1 Методы научного познания
Метод способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни.
Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения товара.
Измерительный метод метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерения. Органолептический метод метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств.
Аналитические методы методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Аналитические методы подразделяются на:
- методы управления научным познанием;
- методы систематизации.
К методам управления научным познанием относятся:
- методы анализа;
- диагностики;
- прогнозирования;
- программирования;
- планирования. Методы систематизации методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Методы систематизации:
- идентификация;
- классификация;
- обобщение;
- кодирование. Идентификация метод установления совпадения одного объекта с другим.
Идентификация устанавливает соответствие наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. Группировка (обобщение) метод обобщения объектов по общим признакам.
Применяется для выделения ассортиментных групп.
Классификация требует подразделения на подмножества по определенным признакам, является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара.

Классификация как метод товароведения


Классификация разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию.
Объектом классификации в товароведении является товар. - по технологии ® тихие, игристые.
Каждая разновидность методов классификации характеризуется преимуществами и недостатками (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1 - Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации

Метод Преимущества Недостатки
Иерархический Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность. При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, трудность применения.
При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков.
Фасетный Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов. Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках.

Кодирование товаров


Кодирование образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.
Код знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.
Цель кодирования:
- систематизация объектов путем их идентификации;
- установление порядка перечисления объектов по степени их значимости;
- присвоение условного кода, по которому можно найти и распознать объект.
Правила кодирования:
код должен иметь определенную структуру построения;
код может быть выражен с помощью различных знаков;
код должен способствовать упорядочению объектов.
Кодирование товаров осуществляется несколькими способами:
1) порядковый;
2) серийно-порядковый;
3) последовательный;
4) параллельный.
Порядковый метод кодирования образование и присвоение кода из чисел натурального ряда.
Пример: присвоение кодов в журнале группы, темам в программе.
Серийно-порядковый метод кодирования образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий этих чисел за объектами классификации с определенными признаками.
Пример: консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), и порядковый номер, 85 лосось дальневосточный натуральный (горбуша).
Последовательный метод кодирования образование и присвоение кода классификационной группировки с использованием кодов, полученных при иерархическом методе классификации.
Каждая позиция в Общегосударственном классификаторе продукции (ОКП) содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число (КЧ) и наименование группировки продукции (см. таблицу 3.2). Таблица 3.2 - Схема кодирования продукции

Код КЧ Наименование продукции
91 1005 0 Хлеб и хлебобулочные изделия
91 2500 4 Шоколад и шоколадные изделия
91 4012 7 Масло подсолнечное из сырья госресурсов
82 5430 3 Ткани шерстяные драпы тонкосуконные
96 9510 7 Посуда алюминиевая литая

Параллельный метод кодирования образование и присвоение кода классификационной группе с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.
Пример: деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП.
Классификация и кодирование товаров (продукции) осуществляется с помощью Общероссийского классификатора (ОКП). 3.4 Товароведная классификация товара
В товароведении товары как объекты коммерческой деятельности подразделяются по назначению на роды:
1) потребительские товары товары, предназначенный для индивидуальных потребителей для личного использования;
2) товары промышленного назначения товары, предназначенные для производства других товаров;
3) оргтехнические товары товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.
Каждый род товаров подразделяется на классы.
Класс товаров множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.
Потребительские товары делятся на 3 класса:
1) продовольственные;
2) непродовольственные;
3) медицинские.
Классы в зависимости от используемого сырья и назначения делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности.
Классы, подклассы и группы составляют общую товароведную классификацию потребительских товаров (см. таблицы 3.3, 3.4).
Таблица 3.3


п/п
Класс: продовольственные товары и пищевые продукты
Подклассы Группы однородных товаров
Товары
І растительного происхождения
1 зерномучные
2 плодоовощные
3 вкусовые
4 сахар и его заменители
5 крахмал и крахмалопродукты
6 кондитерские товары
7 растительные масла и маргариновая продукция
ІІ животного происхождения
1 пищевые животные жиры
2 молочные
3 мясные
4 рыбные
5 яйцо и яйцепродукты

Таблица 3.4 - Общая классификация непродовольственных товаров


п/п
Класс: непродовольственные товары или промышленные товары
Подклассы Группы однородных товаров
Товары
І текстильные и одежно-обувные
1 текстиль
2 одежда
3 обувь
ІІ галантерейные и ювелирные
1 галантерейные
2 ювелирные
ІІІ гигиенические
Продолжение табл. 3.4
1
парфюмерные
2 косметические
ІV культурно-бытовые
часы
канцелярские
транспортные средства
спортивные
музыкальные
фото - и кинотовары
аудио- и видеокассеты
книги, журналы
товары для отдыха
V Хозяйственные
мебель
посуда
бытовая техника
бытовые химические товары
стройматериалы
сельскохозяйственные товары
VI нефтепродукты и смазочные материалы
нефть
нефтепродукты
смазочные материалы
VII биотовары
цветы
зоотовары
предметы ухода за ними и корма

Контрольные вопросы к теме 3

1. Как классифицируются методы товароведения?
2. Дайте характеристику методам научного познания.
3. Что такое идентификация, группировка, классификация?
4. Какие методы классификации вы знаете?
5. Что является особенностью иерархического метода классификации?
6. Чем отличается фасетная система классификации?
7. Назовите преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации.
8. Какова основная цель кодирования товаров?
9. Какие правила кодирования вы знаете?
10. Дайте характеристику основным методам кодирования.
11. Как классифицируются товары в товароведении?

Контрольные задания к теме 3

1. Дополните ступени классификации, применяемые в товароведении:
класс подкласс - ________ - ________ - ________ - ________
2. Расшифруйте наименование продукции по общероссийскому классификатору продукции (ОКП):
а) 91 4160 2;
б) 91 6404 3;
в) 82 5430 3;
г) 96 9510 7.
3. К преимуществам фасетного метода классификации не относятся:
а) информационная недостаточность;
б) гибкость системы;
в) высокая информационная насыщенность;
г) удобство использования.
4. Какие виды классификации товаров существуют?
а) __________;
б) __________;
в) __________.
5. Основные правила классификации объектов при иерархическом методе:
а) деление множества следует начинать с наиболее общих признаков;
б) выбор разновидности метода классификации в зависимости от целевого назначения;
в) разделение объектов должно осуществляться последовательно.

Тема 4. Ассортимент товаров


4.1 Классификация ассортимента товаров
Ассортимент товаров подбор товаров разных видов и разновидностей.
Ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей.
Товарная номенклатура перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения.
Товарная номенклатура предназначена для регламентирования определенной профессиональной деятельности. Ассортимент товаров классифицируют:
1) по местонахождению:
· промышленный (производственный) ассортимент;
· торговый ассортимент.
Промышленный (производственный) ассортимент набор товаров, выпускаемых изготовителем, исходя из его производственных возможностей.
Пример: кондитерская фабрика имени Бабаева включает 100 наименований карамельных, конфетных и шоколадных изделий.
Торговый ассортимент набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
2) в зависимости от широты охвата товаров ассортимент:
· простой;
· сложный;
· групповой;
· развернутый;
· сопутствующий.
Простой ассортимент набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов, наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.
Характерен для магазинов повседневного спроса.
Сложный ассортимент набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.



Содержание раздела