d9e5a92d

Количественные характеристики товаров

Обязательная сертификация проводится по инициативе государства и преследуется цель обеспечить безопасность и экологичность товара.

Контрольные вопросы к теме 5

1. Охарактеризуйте основные понятия в области качества товаров.
2. В каких направлениях осуществляется управление качеством продукции?
3. Назовите основные потребительские свойства продовольственных товаров.
4. Охарактеризуйте потребительские свойства потребительских товаров.
5. Какое значение для организма человека имеют минеральные вещества?
6. Какое влияние на организм человека оказывают витамины?
7. Назовите основные потребительские свойства непродовольственных товаров.
8. Дайте характеристику потребительским свойствам непродовольственных товаров.
9. Что отражают такие понятия, как градация, класс, сорт?
10. Какой товар относится к стандартному?
11. Охарактеризуйте товары в зависимости от классов.
12. Что является основной задачей оценки качества товаров?
13. Дайте характеристику дефицитов по степени значимости.
14. Какова цель сертификации товаров?
15. Что означает понятие управление качеством?

Контрольные задания к теме 5

1. Впишите пропущенные слова:
Деление на сорта осуществляется в зависимости от наличия ____________ и отклонений по одному или нескольким ______ потребительских свойств.
2. Ситуация 1.
К директору магазина Хлеб ТОО Колос обратилась возмущенная покупательница и положила на стол директора разрезанную булку хлеба столового, в которой на срезе видны нити от мешковины.
Что должен предпринять директор магазина?
3. Ситуация 2.
Покупательница Полянская В.П., проживающая в г. Зарайске Московской области, купила в магазине 23 фирмы Фея стенку Авангард за 500 у.е., привезенная на дом стенка оказалась бракованной. Заменить стенку магазин отказался.
Как покупатель должен защитить свои интересы?
4. Ситуация 3.
Индийский чай высшего сорта хранился на складе в течение года в светлом помещении. При оценке качества органолептическим методом результаты оценки показали, что чай в процессе хранения по своим показателям не соответствует высшему сорту, а только первому сорту.
Объясните причину пересортицы товара с точки зрения товароведения.
5. Задача.
В магазин поступила партия риса шлифованного, первого сорта без сертификата соответствия. Директор магазина отправил одну пачку крупы в испытательную лабораторию на анализ.

При проверке качества в лаборатории в __________ 10 г обнаружено 0,3 г ________ зерен и 0,01 г _________ зерен.
Соответствует ли фактическое качество риса указанному сорту?
Может ли быть сертифицирована данная партия риса?

Тема 6. Количественные характеристики товаров


6.1 Основные количественные характеристики
Количественные характеристики относятся к одним из основополагающих в товароведении. При их определении следует различать понятия: единичные товары и их совокупность, товарные партии, общие и специфичные количественные характеристики товаров.
Единичный экземпляр отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами.
Например: пара обуви, 1 автомобиль, 1 яблоко, 1 арбуз.
К единичным не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик печенья, ящик гвоздей), так как они сами являются совокупностью единичных экземпляров товаров или комплексных упаковочных единиц.
Товарная партия совокупность единичных экземпляров товаров и/или комплексных упаковочных единиц, объединенных по определенному признаку. Наиболее распространено такое определение: товарная партия это продукция одного вида, сорта и наименования, выработанная за одну смену и оформленная одним документом о качестве.
Например: партия хлеба, поступившая из цеха, выработанная в 1 смену.
Общие количественные характеристики масса, длина, температура, объем.
Специфичные количественные характеристики пористость, пластичность, гигроскопичность, твердость, сыпучесть, вязкость, эластичность и другие.
Особенностью специфичных количественных характеристик товаров является то, что многие из них одновременно выступают критериями как количественных, так и качественных характеристик, т.е. служат показателями качества.
Например: пористость мякиша хлеба и его эластичность говорит о качестве этого хлеба. Количественные характеристики выражаются через основные и производные физические величины и единицы их измерения. Они служат показателями физических свойств товаров и многих физико-химических показателей качества.

Физические свойства товаров


Физические свойства товаров выражаются через физические величины. Физические величины измеряются в основных, дополнительных и производных единицах измерения, устанавливаемых Международной системой единиц (СИ).


Общие физические свойства товаров:
- Масса.
- Длина.
- Площадь.
- Объем.
- Температура.
- Теплоемкость.
- Теплопроводность. Масса количество товаров в определенном объеме, выраженное в основной (кг) или производной величине (мг, г, цт, т и др.)
Длина основная физическая величина, выражаемая в метрах.
Площадь производная физическая величина, определяемая как произведение двух длин (длина и ширина).
Объем производная физическая величина, определяемая как произведение трех длин (длина, ширина, высота).
Температура основная физическая величина, которая характеризует теплодинамическое состояние товаров.
Теплоемкость количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта определенной массы в определенный промежуток времени.
Теплопроводность количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины и площади в фиксированное время.
Специфические физические свойства товаров:
- Механические.
- Теплофизические.
- Электрофизические.
- Оптические.
- Акустические.
Механические свойства особенности товаров, проявляющиеся при ударных, сжимающих, растягивающих и других воздействиях, характеризуют способность товаров сопротивляться приложенным к ним внешним силам или изменяться под воздействием. К ним относятся:
- прочность;
- твердость;
- упругость;
- эластичность;
- пластичность;
- вязкость;
- деформация. Теплофизические свойства характеризуют индивидуальное термодинамическое состояние товаров. К ним относятся:
- температура плавления и застывания;
- температура замерзания. Электрофизические свойства способность товаров изменяться под влиянием внешнего электрического поля. К ним относятся:
- электопроводность;
- диэлектрическая проницаемость. Оптические свойства способность товаров рассеивать, пропускать или отражать свет. К ним относятся:
- цвет;
- цветовой тон;
- яркость цвета;
- насыщенность цвета;
- прозрачность;
- преломляемость. Акустические свойства способность товаров издавать, поглощать, проводить звук. К ним относятся:
- спектр звука;
- скорость звука;
- сила звука;
- тон звука;
- резонанс.

Контрольные вопросы к теме 6

1. Охарактеризуйте основные понятия в области количественных характеристик товаров.
2. Назовите основные отличия между понятиями партия и единичный экземпляр.
3. Перечислите общие количественные характеристики товаров.
4. Перечислите специфичные количественные характеристики товаров.
5. Назовите общие физические свойства товаров.
6. Назовите специфические физические свойства товаров.
7. для чего нужны такие количественные характеристики товаров, как длина, площадь и объем?
8. К каким физическим свойствам товаров относится температура?
9. В чем разница между температурой, температурой плавления и температурой замерзания?
10. Для чего необходимо знать диэлектрическую проницаемость товаров?
11. Какие товары относятся к звукопроводящим?
12. Какие товары относятся к звукоизоляционным?

Контрольные задания к теме 6

1. Продолжите определение: комплексная упаковочная единица это___________________________________________________
2. Дайте правильный ответ:
Товарная партия:
1) товары, обладающие целостностью;
2) совокупность комплексных упаковочных единиц;
3) товары, выработанные на одном предприятии.
3. Какие общие физические свойства товаров существуют?
______________________
_______________________
_______________________
_______________________
4. Дайте правильный ответ.
Теплоемкость это
1) количество тепла, проходящее через товары;
2) величина, характеризующая теплодинамическое состояние объекта;
3) количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта в период времени.
5. Продолжите высказывание:
Особенность специфичных количественных характеристик товаров является______________________________________________

Тема 7. Технологический цикл товаров


7.1 Стадии технологического цикла
Основные стадии технологического цикла:
1) предтоварная стадия,
2) товарная стадия,
3) стадия утилизации отходов товаров.
На предтоварной стадии проектируется, разрабатывается, производится продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей других производителей или конечных потребителей.
Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров. Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партии в целом и предназначены для сохранения и целостности по количеству и качеству.
Стадия утилизации отходов завершает технологический цикл товаров. Списание товарных отходов и контроль за их отправкой в специализированные организации по уничтожению отходов осуществляют органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Контроль качества и количества товарных партий


Приемка товаров по качеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству носит выборочный характер.

Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб.
Проба (образец) минимально допустимая часть товарной партии, отобранная из нее по установленным правилам и предназначенная для оценки качества.
Выборка определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, составляющих часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы.
Правила отбора проб и выборок устанавливаются стандартами.
Приемочное число максимально допустимое количество забракованных единиц выборки или объединенной пробы, позволяющие принять решение о приеме товарной партии по качеству.
Браковочное число минимально допустимое количество забракованных единиц объединенной пробы, являющиеся основанием для отказа от приемки товарной партии по качеству.
Таблица 7.1 - Приемочные и браковочные числа для фасованных кондитерских изделий

Масса нетто упаковочных единиц, г Объем выборки, шт. Приемочное число Браковочное число
до 50 включительно
от 51 до 200 включительно
от 201 до 500
от 501 до 750
от 751 до 1000
50
32
20
13
8
7
5
3
2
1
8
6
4
3
2

Фальсификация и идентификация товаров


Фальсификация подделка, подмена в процессе изготовления продукции определенного качества другой, менее ценной, не соответствующей своему названию, и реализация ее в корыстных целях. Фальсификацией во всем мире занимаются давно, подделывают все от одежды и обуви известных фирм до денежных купюр. В зависимости от метода подделки различают фальсификацию:
- ассортиментную;
- качественную;
- количественную;
- стоимостную;
- информационную. Ассортиментная фальсификация подделка путем замены одного товара другим с сохранением определенного сходства.
В качестве заменителя используется вода, низкокачественный натуральный (пищевой) или ненатуральный (непищевой) компонент, различные имитаторы. Качественная фальсификация подделка товаров с помощью различных добавок, которые улучшают внешний вид продукта, но понижают его качественные показатели.
Используют различные красящие и ароматизирующие вещества, подсластители (спитый чай, кофе без кофеина). Информационная фальсификация обман потребителя с помощью недостоверной или заведомо ложной информации о товаре.
Этот вид фальсификации встречается в наше время сплошь и рядом, начиная от средств массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы) до конкретной маркировки товара.
Особенно подвержены фальсификации следующие виды пищевых продуктов импортного и отечественного производства:
1) алкогольные напитки;
2) вкусовые продуты (кофе, чай);
3) мед и кондитерские изделия (шоколад);
4) соки натуральные;
5) растительные масла и животные жиры;
6) мясные консервы;
7) макароны. Инструментом для определения фальсификации является идентификация.
Идентификация это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо.
Идентификация товара установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.
Проведение качественной идентификации очень сложный, емкий, дорогостоящий процесс, требующий использования не только специальных физических, химических методов анализа, но и новых эффективных способов определения фальсификации и идентификации.
Одним из ярких примеров фальсификации является фальсификация кофе марок Jacobs, Nescafe, Cofe Pele.
Настоящий кофе Пеле выпускают в длинных стеклянных банках с талией, а также в небольших жестяных банках с бумажной этикеткой. Фальсифицированный кофе упакован в необычную плоскую баночку, на этикетке которой написано: Cafe Pele Brazil.
При анализе фальсифицированного кофе установлено следующее:
1) содержание крупинок чистого кофеина (что опасно для здоровья),
2) горящие добавки (солома),
3) сам псевдокофе представляет собой отходы кофейного производства.
Одним из приемов использования новых эффективных методов определения идентификации являются электронные носы, которые используют ведущие фирмы мира ("Coca-cola", "Whitbread"). Наличие базы данных запахов позволяет этим прибором всего за 10 секунд узнавать продукты по запаху.

Контрольные вопросы к теме 7

1. Назовите основные стадии технологического цикла.
2. Объясните как осуществляется контроль качества в торговых организациях?
3. Что такое фальсификация и какие ее виды вы знаете?
4. Для чего применяется идентификация товаров?
5. Назовите собственные примеры фальсификации товаров.

Контрольные задания к теме 7

1. В магазин повседневного спроса поступила партия товара: 60 мешков сахара-песка, масса нетто 50 кг.
Из скольких мешков необходимо отобрать средний образец для проверки качества? Ответ обоснуйте.
2. На межрайбазу поступил товар в поврежденной таре.
Каким образом должна производиться приемка товаров по количеству и по качеству. Какая документация оформляется и в какие сроки?

Тема 8. Обеспечение качества и количестватоваров


8.1 Формирующие факторы
Обеспечение качества и количества товаров совокупность мероприятий, направленных на формирование и сохранение требований к качеству и заданному количеству товаров.
Существует две группы факторов по обеспечению качества и количества товаров:
формирующие факторы сохраняющие факторы 1) проектирование и разработка продукции
2) сырье
3) конструкция
4) технология производства 5) упаковка
6) товарная обработка
7) хранение
8) реализация
9) потребление

Формирующие факторы это комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для требований к качеству и количеству продукции.
Проектирование и разработка продукции определяющий фактор, устанавливает размер, массу изделий, согласно запросам потребителей.
Сырье различные вещества, используемые для производства готовых изделий.
Свойства и качество готовой продукции зависят от природы, состава и качества сырья (шерсть, пушнина, рога, древесина, хлопок, лен, металлы, сплавы, минералы и др.).
Конструкция форма, размер, способ соединения и взаимодействия деталей и узлов, соотношение между отдельными элементами, взаимозаменяемость, многооперационность и другие особенности изделия.
Конструкция изделия должна обеспечивать:
- удобство пользования,
- красивый внешний вид,
- экономичность,
- надежность,
- возможность ремонта и долговечность.
Технология производства совокупность операций, предназначенных для формирования основополагающих товароведных характеристик готовой продукции.
При обработке сырье подвергается механическим, термическим, физико-химическим воздействиям.
Так, качество стеклянных изделий зависит от температуры и среды отжига; закалкой, отпуском и др. видами термообработки можно изменить свойства металлоизделий.

Сохраняющие факторы


Упаковка это процесс подготовки товаров к транспортировке, хранению и продаже.
Тара это изделия, в которых товар перемещается, хранится и доставляется на предприятия торговли.
Тара является связующим звеном в цепи товародвижения.
Значение тары:
1. Обеспечивает сохранность перевозимой продукции.
2. максимальное использование транспортных средств и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.
3. Удобство реализации и потребления приобретенной продукции. Классификация тары Скоропортящиеся товары отличаются высоким содержанием воды (мясо, рыба, молоко, яичные, плоды, овощи). Длительного хранения содержат небольшое количество воды или подвергаются консервированию (мука, крупа, сахар, сушеные овощи, фрукты, вина, баночные консервы).
Процессы, происходящие при хранении, делятся на:
- физические,
- химические,
- биохимические,
- биологические,
- смешанные. Физические процессы вызывают изменения физических свойств продукта: температура, плотность, цвет, форма, теплопроводность. Химические процессы, которые вызывают различные превращения отдельных химических веществ, входящих в состав пищевых продуктов (гидролиз веществ, карамелизация сахаров). Биохимические процессы вызывают превращения химических составных частей продуктов под влиянием ферментов (автолиз, брожение, гниение, плесневение). Автолиз ферментативный процесс саморастворения, протекающий в тканях мяса и рыбы. В процессе автолиза происходит сложное превращение гликогена в молочную кислоту. Под действием автолиза улучшается вкус, запах, нежность и сочность мяса. Брожение это процесс расщепления безазотистых органических веществ (углеводов, спирта, молочной кислоты) под действием ферментов, выделяемых микроорганизмами. Гниение процесс распада белков под влиянием ферментов, выделяемых гнилостными микроорганизмами. Конечные продукты распада придают продуктам неприятный запах и могут стать причиной отравления. Чаще всего загнивают мясо, рыба, яйца, фрукты, овощи. Плесневение вызывают плесневые грибы, выделяющие ферменты, расщепляющие углеводы, белки, жиры. Плесень вызывает порчу плодов, овощей, хлеба, мяса, масла, яиц и др. Биологические процессы вызываются грызунами и вредителями пищевых продуктов. Оказывают большое влияние на качество и сроки хранения продуктов.
Основная задача при хранении товаров: не допустить или затормозить процессы, приводящие к снижению качества и порче товаров.
Замедление или ускорение процессов в товарах при хранении зависит от:
- температуры,
- влажности и состава воздуха,
- вентиляции и освещенности помещения,
- товарного соседства,
- упаковки и укладки товаров.
Температура воздуха оказывает большое влияние на развитие микроорганизмов и вредителей, активность ферментов и скорость химических реакций.
Повышение температуры на 10С ускоряет ферментативные реакции в 1,35 раз, а химические еще сильнее.
Продукты длительного хранения предел температуры не выше 10С.
Скоропортящиеся продукты 0С и ниже.
Влажность воздуха это процентное отношение фактического количества водяных паров в воздухе к тому количеству, которое требуется для его полного насыщения при данной температуре.
Каждому виду товара свойственна определенная влажность, отклонение от которой может изменить направленность химических и биохимических процессов.
Для хранения товаров с высоким содержанием влаги (плоды, овощи, мясо) в складских помещениях следует поддерживать высокую относительную влажность воздуха 8095%.
Товары с невысокой влажностью (сахар, мука, соль, жиры) хранят при невысокой относительной влажности воздуха 6575%.
В помещении для хранения товаров должен быть состав воздуха следующим:
· 78% азот,
· 21% кислород,
· 0,03% углекислый газ.
Температуру, влажность и газовый состав в хранилищах регулируют вентиляцией.
Она способствует понижению температуры в хранилище, снижению концентрации углекислого газа, активизирует защитные функции товаров (свежих плодов, овощей).
Воздухообмен в процессе воздухообмена создается равномерный температурновлажностный режим, удаляются газообразные вещества, выделяемые хранящимися товарами, тарой, оборудованием и пр. Он может быть естественным (циркуляция воздуха) и принудительным (вентиляция).
Свет играет при хранении отрицательную роль.
Под воздействие цвета происходит обесцвечивание и помутнение вина, пива, соков, позеленение картофеля и овощей, окисление жиров, прогоркание круп и муки.
Тара и упаковочные материалы защищают от внешних воздействий, повышенной или пониженной температуры, влажности воздуха, света и т.д.
Размещение товаров относится к наиболее значимым факторам, определяющим условия хранения. При размещении товаров на хранение необходимо руководствоваться определенными правилами, которые основаны на принципах:
- Совместимость правила товарного соседства и правила размещения.
- Безопасность обеспечение механизации погрузочно-разгрузочных работ.
- Эффективность рациональная эксплуатация хранилищ. Основополагающие принципы хранения 1. Непрерывность соблюдения условий хранения.
2. Защита от неблагоприятных внешних воздействий.
3. Информационное обеспечение.
4. Систематичность контроля.
5. Экономическая эффективность. Методы хранения Метод хранения это совокупность технологических операций, обеспечивающих сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатических и санитарно- гигиенических режимов, способов размещения товаров и их обработка. 1. Регулирование температурного режима хранения.
2. Регулирование влажностного режима хранения.
3. Регулирование воздухообмена.
4. Регулирование газовой среды.
5. Метод хранения по способам размещения.
6. Метод ухода за товарами по способам их обработки. Реализация товаров деятельность по отпуску товаров потребителям. На сохраняемость товаров оказывает незначительное влияние в связи с наименьшим сроком осуществления этого процесса. Перед реализацией товары часто проходят предреализационную обработку, которая позволяет улучшить внешний вид товара и создать такие качественные и количественные характеристики, которые обеспечивают формирование потребительских предпочтений.
Послепродажное обслуживание комплекс торговых услуг, обеспечивающих сохраняемость товаров у потребителя в процессе их доставки, хранения, эксплуатации и пользования. Назначение этих услуг создание положительного послепродажного отношения потребителя к товару и фирме или продавцу. Сюда относятся: доставка товаров на дом, монтаж, сборка, наладка, техническое обслуживание, гарантийный ремонт и т.д.
Потребление комплекс операций, обеспечивающий использование товара по функциональному или социальному назначению. Потребление и эксплуатация товаров на дому у потребителя значительно влияет на качество товаров.

Содержание раздела