d9e5a92d

Практики преданности


О визуализации.
Пытаясь успокоить и сконцентрировать свой ум, вы могли заметить визуальные образы среди множества объектов, отвлекающих внимание от предмета медитации: лиц любимых людей, родного дома, других памятных мест, вкусной еды, воспоминаний о просмотренных кинофильмах. Такие образы возникают спонтанно на протяжении всего дня, но мы часто слишком глубоко погружены во внешние ощущения, чтобы заметить их.

Каждую ночь наш ум создает живые сцены, в которых мы взаимодействуем с пригрезившимися людьми или событиями.

Визуализация - иначе говоря, воображение, есть умственная техника, с которой мы все согласны, но если мы не работаем над чертежом или фильмом, мы делаем мало или вообще ничего не делаем ради развития и применения своего воображения.
Естественную способность размышлять в картинках можно использовать для углубления своих медитативных переживаний. Визуализация по-разному применяется в тибетской традиции духовного развития.

Она добавляет еще одно измерение к аналитической медитации.

Так, например, мы воображаем, будто умираем, чтобы острее осознавать свою смертность. Рекомендуется умственный образ Будды для сосредоточения внимания на развитии точечной концентрации.

Воображение просветленных людей во время молитвы помогает укрепить веру и уверенность.
Но искусство визуализации лучше всего применяют в Ваджраяне - иначе говоря тантре, самом глубоком и быстром средстве достижения просветления. Практика этого пути предписывает полностью отождествлять себя и умом и телом с просветленным человеком и воспринимать свое окружение как обитель чистоты.

Таким образом, обыкновенные ошибочные представления о себе и все остальные явления постепенно отпадают по мере того, как возникают возможности просветления.
Божества, на которых мы медитируем во время медитации, вроде Тары или Авалокитешвары, есть символы просветленного состояния. Подробности визуализации в отношении цвета, деталей одежды, жестов, позы и так далее, символизируют разные проявления пути к духовной самореализации.
Медитация на эти божества (или образы из других традиций, с которыми вам удобнее работать, например Христос или Мария) помогает нам открыть свои сердца навстречу чистой энергии любви, сострадания, мудрости и силы, которые вездесущи, они повсюду вокруг нас, где бы мы ни оказались. Мы способны развить скрытые в нас качества просветления, поэтому должны считать созерцаемые нами образы отражениями своей истинной природы.

Хотя высшая реальность невыразима, все-таки слова помогают нам открыть ее.

И образы тоже могут напоминать нам переживание просветления до тех пор, пока оно не станет для нас живой реальностью.
Два типа медитации (аналитическая и уравновешивающая) в техниках визуализации используются одновременно. Нам нужно мыслить аналитически, чтобы в начале медитации создать образ и вызывать его в памяти всякий раз, как теряем его в течение сессии.

Анализ также используется для устранения других трудностей, которые могут возникнуть, например рассеянность или отрицательные мысли.
Но развитие ясной визуализации зависит, прежде всего, от уравновешивающей медитации. Как только образ твердо установился и мы настроились на него, нам нужно четко удерживать его во внимании, не позволяя уму отвлекаться на другие объекты. Поначалу наша концентрация будет длиться всего лишь несколько секунд, но при длительной практике мы сможем концентрироваться все дольше и дольше.

Каждый раз, когда наше внимание отвлекается и объект ускользает от нас, мы должны снова вызывать его в уме.

Благодаря медитации такого типа мы одновременно все лучше познаем положительные образы и укрепляем свою способность контролировать и концентрировать ум.
Обычно люди считают визуализацию сложным делом. Если вы испытываете некие трудности, они могут быть вызваны вашим слишком усердным устремлением или ожиданием слишком многого. Уму нужно пребывать в правильном состоянии, то есть быть расслабленным, чистым и открытым.

Слишком большие усилия породят напряжение, и тогда вы будете воспринимать жизнь только в темных красках.



Слишком слабая концентрация приводит к тому, что ум наполняется отвлекающими мыслями, и в нем совсем не остается места для воображенного образа. Мы должны научиться настраивать свою концентрацию словно музыкальный инструмент (вырабатывая в себе чувствительность и терпение), пока не найдем подходящее состояние ума, в котором объект может проявиться ясно.
Также помните о том, что визуализация задействует только способности ума, но не глаз. Если вы поймаете себя на том, что всматриваетесь вдаль, значит вы неправильно применяете технику.

Расслабьтесь, пусть образ сам возникнет из вашего ума.
Более того, мы должны удовлетворяться всем, что возникает, даже если это цветное пятно или крохотная крупинка. Важнее ощутить, прочувствовать присутствие просветленного человека, нежели слишком активно рассматривать ментальный образ.

Итак, очень важно быть расслабленным и свободным от ожиданий.

Вы помешаете себе, если станете ожидать полную, совершенную визуализацию, сделав пару попыток. Возможно, вы будете практиковать несколько лет, прежде чем сможете по-настоящему видеть образ.

И повторюсь: вопрос в том, чтобы правильно уравновесить ум, научиться работать с энергией и составляющими ума.

Все это призвано создать положительное и радостное медитативное переживание.
Возможно, вы решите, что полезно практиковать с известными предметами. Сядьте безмолвно, закройте глаза и вызовите в уме, например, образ друга.

Попытайтесь разглядеть его подробно: цвет и форму глаз, нос и рот, прическу, очертания тела и так далее.

Поэкспериментируйте с другими объектами: своим домом, видом из окна, даже своим лицом.
Воображать божества легче, если разглядывать их изображения или статуи, потом закрыть глаза и попытаться припомнить образ во всех подробностях. Однако такой метод помогает вам только запоминать детали.

Не думайте, что воображенный вами образ должен быть плоским как чертеж или холодным и безжизненным как статуя. Этот образ должен быть теплым, полным жизни и чувств, трехмерным и сотканным из чистого лучащегося света.

Почувствуйте, что вы и в самом деле сидите рядом с блаженным, сострадательным просветленным человеком.
Может статься, вам будет полезно практиковать такую простую технику визуализации, прежде чем вы попытаетесь перейти к более сложным техникам.
Медитация тела света.
Сядьте удобно, выпрямите спину и дышите естественно. Когда ваш ум успокоится и прояснится, вообразите в пространстве над своей головой сферу белого света. Эта сфера по размерам меньше вашей головы, она чиста, прозрачна и не имеет четкой формы. Несколько минут посвятите концентрации на присутствии света.

Не беспокойтесь, если картинка не получается четкой.

Вам довольно просто почувствовать, что свет есть.
Скажите про себя, что сфера света представляет все добро, любовь и мудрость вселенной, то есть реализацию ваших высших возможностей. Затем вообразите, что сфера уменьшается в размере, и вот уже ее диаметр составляет два сантиметра.

Тогда сфера спускается с темени вашей головы в сердечный центр.

Там сфера снова начинает расширяться, постепенно наполняя все ваше тело. В это время растворяются и начинают светиться все твердые части вашего тела: внутренние органы, кости, сосуды, нервы и кожа - все это превращается в бесформенный белый свет.
Сосредоточьтесь на своем теле, созданном из света. Представьте себе, что все трудности, отрицательные впечатления и помехи полностью исчезли, что вы обрели состояние цельности и совершенства.

Будьте безмятежными и радостными. Если в вашем уме возникнет какая-то мысль или смущающий вас объект, пусть все это также растворится в белом свете.

Медитируйте таким образом как можно дольше.
Медитация очищения.
У нашей личности есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны мы умеем любить, обладаем мудростью, бываем радостными и щедрыми, но с другой стороны мы гневаемся, проявляем эгоистичность, нами овладевает лень и длинный список прочих трудностей.

Все эти черты просто переживания ума, волны океана нашего сознания, и у всех них одна и та же основа, чистая природа.

Они неустойчивы и непостоянны, они постоянно сменяют друг друга, появляясь и исчезая.
Однако следует сделать два важных замечания: положительные состояния ума благотворны и полезны для нас и других людей, а отрицательные состояния вредны, они приносят только смущение и боль. Душевный покой достигается тогда, когда мы культивируем положительные состояния и отвергаем все, что оказывается отрицательным.
Далее стоит отметить, что гнев и другие проявления беспорядка ума берут начало в нашем неправильном понимании природы вещей, тогда как положительные состояния ума реалистичны, они возникают из правильного понимания. Когда мы осознаем этот момент и развиваем верное видение реальности, наши отрицательные качества постепенно слабеют и в конечном итоге исчезают.

По мере развития нашей мудрости в нас растут спонтанные приятные чувства, и наша личность мало-помалу преображается.

В конце этого пути нас ждет просветление, совершенство всех полезных качеств, состояние пронзительной ясности, сострадания и любви.



Содержание раздела