d9e5a92d

Участие лиц, выступающих на стороне продавца, в суде первой инстанции

В соответствии со ст. 22, 31 Закона РФ О защите прав потребителей указанные требования подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Поскольку в данном случае отдельно не оговаривается увеличение указанного срока в случае назначения проверки качества товара (работы, услуги), то предполагается, что проверка качества должна быть проведена в течение указанных 10 дней. Не позднее истечения указанного срока потребителю должно быть сообщено о принятом по его претензии решении, т.е. об удовлетворении его требований или об отказе ему в этом.
В случае если потребитель, который обнаружил ненадлежащее качество выполненной работы (оказанной услуги), заявил требование о назначении исполнителю нового срока, то такой срок должен быть указан в договоре о выполнении работы (оказании услуги).
Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае если этот срок не установлен - в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был исполнен ненадлежащим образом.
Если потребителем заявлено требование об обмене непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то, поскольку никакие сроки в законодательстве прямо не указаны, следовательно, такое требование должно быть удовлетворено немедленно в момент предъявления потребителем указанной претензии. По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу.

Но при этом необходимо будет составить соглашение между продавцом и потребителем о том, что последний не возражает ожидать поступления желаемого им товара, а продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении такого товара в продажу.
В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
В случае если продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) нарушит вышеуказанные сроки, то в соответствии со ст. 23 Закона РФ О защите прав потребителей он несет ответственность за просрочку выполнения требований потребителя.
За нарушение предусмотренных выше сроков продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара. Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
В отношении просрочки исполнения требований потребителя, связанных с выполнением работ (услуг), размер такой неустойки в соответствии со ст. 31 Закона РФ О защите прав потребителей составляет 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена, - общей цены заказа.
Кроме того, в этих случаях потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные Законом РФ О защите прав потребителей.
Таким образом, первое, что необходимо сделать продавцу (изготовителю, исполнителю) -это определить срок, которым он располагает для принятия решения по заявленной претензии и уведомления об этом потребителя. Следует обратить внимание на то, что любая информация, адресованная потребителю, в обязательном порядке должна быть изложена в письменной форме продавцом (изготовителем, исполнителем) и либо вручена потребителю лично под роспись, либо направлена заказным письмом с уведомлением.



В этом случае у продавца (изготовителя, исполнителя) останутся доказательства того, что он выполнил свои обязательства перед потребителем в соответствии с действующим законодательством и в установленный срок.
После того как определен срок, которым располагает продавец (изготовитель, исполнитель), необходимо оценить правомерность заявленной потребителем претензии. В данном случае необходимо установить причину - связана ли она с качеством товара или речь идет о товаре надлежащего качества.
Если товар надлежащего качества, то фактически потребитель в рамках действующего законодательства может предъявить одну из следующих претензий.
В соответствии со ст. 25 Закона РФ О защите прав потребителей требовать обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен.
Такое требование подлежит удовлетворению только при одновременном наличии следующих пяти условий:
1) товар является непродовольственным;
2) если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Следует обратить внимание, что законодателем установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым может не подойти потребителю непродовольственный товар. Следовательно, в случае если потребителем в претензии указан иной, не перечисленный выше повод для обмена товара, то такое требование совершенно законно может быть отклонено;
3) не прошло 14 дней, не считая дня покупки товара;
4) указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Но при этом отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Таким образом, основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя могут служить отсутствие пломб, ярлыков на товаре, признаки того, что он был в употреблении, и т.п. Но отсутствие кассового или товарного чека однозначным поводом для отклонения претензии не является;
5) товар не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55). К числу таких товаров, которые после их приобретения нельзя обменять или вернуть при условии, что они надлежащего качества, в соответствии с вышеназванным нормативным актом относятся:
- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты);
- предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
- парфюмерно-косметические товары;
- текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и др.); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и др.); другие товары, отпускаемые на метраж;
- швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);
- изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов);
- товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
- мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
- изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
- автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
- технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства);
- гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
- животные и растения;
- непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Кроме того, следует обратить внимание, что ст. 25 Закона РФ О защите прав потребителей предусматривает прежде всего право потребителя на обмен товара, не подходящего ему по вышеуказанным причинам.

Только в единственном случае - если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу - потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Таким образом, если, например, потребителем предъявлена претензия о возврате товара надлежащего качества в связи с тем, что он не подошел по расцветке (или размеру), а в магазине имеется в наличии аналогичный товар других расцветок (или размеров), то потребителю может быть отказано в удовлетворении претензии и разъяснено, что в соответствии с п. 2 ст.

25 Закона РФ О защите прав потребителей право на отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар денежной суммы возникает только в случае отсутствия в продаже аналогичного товара. Предлагается обменять указанный товар на имеющийся в продаже аналогичный товар другой расцветки (другого размера).
В соответствии со ст. 26.1 Закона РФ О защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от товара, проданного ему дистанционным способом продажи (т.е. когда договор розничной купли-продажи был заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора способами), в любое время до передачи товара, а после передачи товара - в течение семи дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Но при этом следует учесть, что потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Кроме того, если все же необходимо вернуть денежную сумму потребителю, то такая сумма возвращается ему за вычетом расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара.
В случае если причиной предъявления претензии явилось ненадлежащее качество товара, то прежде всего при проверке правомерности предъявления претензии потребителем необходимо установить следующие моменты:
1) приобретался ли указанный товар действительно именно у этого продавца (изготовителя). Как правило, доказательством приобретения товара в том или ином месте служит товарный и (или) кассовый чек, но Закон РФ О защите прав потребителей допускает возможность подачи потребителем претензии без указанных документов.

В этом случае потребитель может сослаться на свидетельские показания. Таким образом, в случае если потребителем не приложены к претензии кассовый и (или) товарный чек или иные документы, подтверждающие приобретение товара именно у этого продавца (изготовителя), и при этом им не представлены свидетельские показания, а у продавца (изготовителя) имеются основания для сомнений по вопросу приобретения указанного товара именно у него, то потребителю может быть отказано в претензии без дальнейших разбирательств по существу ее содержания;
2) в какой срок с момента приобретения товара потребителем предъявлена претензия. В данном случае также необходимо выявить, был ли установлен на товар гарантийный срок и если да, то не истек ли он на момент подачи претензии.

В случае если претензия подается в пределах гарантийного срока, то подтверждать (или опровергать) ненадлежащее качество товара будет действительно продавец (изготовитель). Если же претензия подается за пределами гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня покупки или гарантийный срок на товар не устанавливался, то в этом случае потребителем самостоятельно должны быть представлены доказательства того, что недостатки товара возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении работ (услуг) действует то же правило, но для предъявления претензий по недвижимому имуществу такой срок установлен в пределах пяти лет на основании ст. 19, 29 Закона РФ О защите прав потребителей;
3) установить причину возникновения недостатка товара. Поскольку в случае если на товар установлен гарантийный срок, то продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) не отвечает за недостатки товара, если они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы;
4) необходимо определить, включен ли товар, по которому заявлена претензия, в Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575. К указанным товарам относятся:
- автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;
- мотоциклы, мотороллеры;
- снегоходы;
- катера, яхты, лодочные моторы;
- холодильники и морозильники;
- стиральные машины автоматические;
- персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;
- тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Если претензия заявлена по одному из вышеперечисленных товаров и потребителем предъявляется требование о замене такого товара на товар надлежащего качества или об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы, то такое требование должно быть удовлетворено только в случае обнаружения в товаре существенного недостатка. В остальных случаях претензия потребителя может быть отклонена на законных основаниях.
Несмотря на то что в законодательстве определена необходимость обнаружения существенного недостатка в технически сложных и дорогостоящих товарах только в случае предъявления требования об их замене, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, а также сложившейся судебной практике в случае требования о возврате денег, уплаченных за подобные товары, действует такое же правило.
В процессе заявления потребителем претензии и принятия по ней соответствующего решения потребитель также вправе заявить еще одно, так называемое сопутствующее требование в следующих случаях:
1) в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона РФ О защите прав потребителей в отношении товаров длительного пользования потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя) безвозмездного предоставления ему на период ремонта аналогичного товара, обеспечив доставку за свой счет. Такое требование потребителя также должно быть удовлетворено в течение трех дней с момента его предъявления;
2) в соответствии со ст. 21 Закона РФ О защите прав потребителей при предъявлении претензии о замене товара ненадлежащего качества, если для такой замены товара требуется более семи дней, то потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя) безвозмездно предоставить ему во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет.

Такое требование потребителя должно быть удовлетворено в течение трех дней с момента его предъявления.
Но при этом следует обратить внимание на то, что продавец (изготовитель) не обязан по своей инициативе передавать потребителю на время ожидания замены товара или на период его ремонта аналогичный товар. Это право потребителя.

И только после того как потребитель заявит об этом в письменной форме (поскольку устные заявления невозможно считать доказательствами), у продавца (изготовителя) появляется такая обязанность.
Кроме того, существует Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55). В указанный Перечень включено следующее имущество:
- автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;
- мебель;
- электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);
- электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);
- гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.
Таким образом, даже получив от потребителя заявление о необходимости представить ему
на время ремонта (замены) товара аналогичный товар, не спешите сразу же удовлетворять такое требование - проверьте, не включен ли указанный товар в вышеназванный Перечень. И если он есть в указанном Перечне, то на законном основании потребителю может быть отказано в удовлетворении заявленного им требования.
На основании вышеизложенного необходимо сделать следующий вывод. Прежде всего, обязанностью продавца (изготовителя, исполнителя) является принятие и рассмотрение претензии потребителя. Поэтому независимо от результатов рассмотрения, правильно или с нарушениями была подана претензия, а также от иных обстоятельств не следует забывать, что обязательства продавца (изготовителя, исполнителя) будут считаться выполненными надлежащим образом только в том случае, если им будет направлен письменный мотивированный ответ на заявленную претензию потребителю или такой ответ будет вручен потребителю под роспись.

В данном случае действует принцип - на любое письменное заявление потребителя должен в обязательном порядке последовать письменный ответ продавца (изготовителя). Только в этом случае можно будет доказывать правоту продавца (изготовителя, исполнителя).

Участие лиц, выступающих на стороне продавца, в суде первой инстанции


Продавая товар или оказывая услуги (выполняя работы) физическим лицам - потребителям, продавец (изготовитель, исполнитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) постоянно сталкивается с необходимостью разрешать те или иные спорные ситуации, возникающие с потребителями. И естественно, бывают случаи, когда решение, принятое продавцом (изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем), потребитель может счесть незаконным и несправедливым.

В данном случае у него есть право обратиться за защитой своих интересов в суд. Как правило, именно туда и идут обиженные потребители.
Действующее законодательство в настоящее время построено таким образом, что, обращаясь в суд, потребитель, даже в случае проигрыша или небольшого выигрыша (не того, на который он рассчитывал), не несет финансовых потерь. Это обусловлено тем, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 89 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, единственное, что необходимо потребителю для того, чтобы обратиться в суд, - это исковое заявление.
Однако, учитывая, что данная категория дел все чаще и чаще становится предметом рассмотрения в судах, то практически на каждом информационном стенде любого суда можно найти образец искового заявления о защите прав потребителей, заботливо вывешенный для обзора всем желающим и любознательным.
Таким образом, разрешая конфликт не в пользу потребителя, продавец (изготовитель, исполнитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) должен быть готов к тому, что на этом его общение с данным потребителем вряд ли закончится и существует вероятность разрешения указанного спора в судебном порядке.
О том, что продавец (изготовитель, исполнитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) стал участником судебного заседания -ответчиком, узнать довольно просто. Об этом становится известно при получении почтового отправления из суда, в котором будет находиться приглашение в суд (рис. 5).

Хотя в соответствии с ч. 3 ст. 114 ГПК РФ предусмотрена обязанность суда направить ответчику вместе с судебной повесткой копию искового заявления, но все же на практике различные суды поступают по-разному. Некоторые вкладывают в почтовый конверт только судебную повестку, в которой указывается, что данная организация или индивидуальный предприниматель приглашается в суд.

В других случаях судьи в соответствии с действующим законодательством предпочитают сразу же выслать ответчику копии всех представленных истцом (т.е. потребителем) документов. Во втором случае, конечно, такое послание будет более информативным и полезным, поскольку у организации или индивидуального предпринимателя появится возможность подробнее и детальнее подготовиться к судебному рассмотрению иска.

Но и из пришедшей в адрес организации или индивидуального предпринимателя судебной повестки тоже можно выжать максимум информации.
Первая страница (вручается адресату)
Судебная повестка по гражданскому делу N
Куда
Кому суд
вызывает Вас в качестве истца (ответчика)
к час. 20 г.
по делу _
по адресу
Суд предлагает сторонам представить все имеющиеся доказательства по делу (ст. 56, 57 ГПК РФ).
Секретарь суда
Вторая страница Последствия неявки по вызову



Содержание раздела