d9e5a92d

Реклама на месте продажи и стимулирование сбыта

Установлено, что в естественном дневном свете преобладают лучи холодно-голубой части спектра, а искусственный свет в основном состоит из теплых лучей желтой части спектра. Поэтому для освещения носимых вечером изделий (вечернее платье) следует использовать в процессе представления товаров лампы желтого света, а для дневной повседневной одежды лампы дневного света с голубым свечением.
Выявлено, что теплое свечение нейтрализует холодный цвет. Поэтому голубое платье в вечернее время будет выглядеть тускло и серо.

В то же время теплые цвета (красный, желтый) становятся более насыщенными. В свою очередь, холодный свет нейтрализует теплые цвета.

В частности, оранжевый цвет в дневное время выглядит как беж. Что же касается холодного цвета (зеленый), то он становится более сочным и нарядным.
Чтобы эффектно показать товары и подчеркнуть их специфические свойства, необходимо правильно спланировать свет и тень. Начиная планировку освещения магазина, важно помнить о том, что широкий ассортимент товаров требует специфического освещения и соответствующей торговой площади.

Общеизвестно, что верхний и нижний общий свет в бутиках и специализированных магазинах варьируется по интенсивности и назначению в зависимости от товарных отделов. При этом, для каждого отдела должны быть подобраны свои цвета, текстуры и специфическое освещение, которые в целом должны подчеркнуть индивидуальное лицо отделов.
Хорошая видимость является одним из важных принципов освещения магазинов/отделов, торгующих товарами первой необходимости, в том числе по сниженной цене. Для таких магазинов обязательны и незаменимы долговечные лампы с низкой степенью нагревания, что связано с хорошим освещением вывесок отделов, этикеток и ценников на отдельные товары.
В частности, менеджеры многих супер- и гипермаркетов ставят перед дизайнерами подчас трудно разрешимые задачи. К примеру, обеспечить теплый свет, который не приносил бы вреда продовольственным товарам. Для этого вместо стандартных осветительных приборов используются светильники на потолке.

Причем яркость ламп точечного света должна быть достаточной для адекватного освещения продовольственных товаров.
В отделах, торгующих одеждой, свет должен быть не таким ярким, чтобы смягчить вид синтетических тканей и многие яркие, искусственные цвета. Этого можно достичь с помощью низко подвешенных потолков или решеток с множеством ламп точечного света теплых тонов.

Однако манекены и вешалки с одеждой будут выглядеть эффектнее, если их осветить более интенсивно.
В обувном отделе возможно размещение светильников на уровне пола, чтобы осветить ноги покупателя. Решить эту задачу помогут осветительные приборы, прикрепленные под сиденьями и направляющие свет на пол.
Осветительные системы, необходимые для надлежащего освещения торгового зала и товаров в бутиках и специализированных магазинах, должны иметь гибкий дизайн. Такая необходимость вызвана тем, что для каждого сезоны года характерны свои модные цвета, требующие дополнительного освещения различной интенсивности.

Кроме того, каждый товарный отдел меняет свой ассортимент регулярно, предлагая те или иные товары по сезону: весна/лето и осень/зима.
Поскольку витрины в некотором роде изолированы от интерьера магазина, для них необходимо создать специальную подсветку с использованием задней стены торгового зала либо места, отведенного для презентации товара. Прозрачный магазин требует установки специально регулируемого осветительного оборудования, которое должно быть независимым от общего освещения магазина.

Витрины магазина должны быть хорошо освещены, так как это требуется для быстрой (сильной) передачи коммерческого послания и психологического воздействия на потребителя.
Хорошее освещение является существенной составляющей коммерческой деятельности любого магазина. Оно помогает покупателям лучше рассмотреть представленный для реализации товар, а также улучшает его товарный вид и дизайн магазина.

Освещение магазина должно планироваться так, чтобы более эффектно продемонстрировать товары и аксессуары, оживить магазин и освежить продукты, которые должны выглядеть естественно, свежо, аппетитно и по-домашнему. Благодаря освещению у покупателей поднимается настроение и создается позитивная атмосфера, что в целом благотворно сказывается на росте продаж и прибыли магазина.
Например, молодежные спортивные магазины могут иметь резкое и сильное освещение, даже в определенной цветовой гамме. Для бутиков желательно использовать слегка приглушенное, пастельное освещение.
Качество освещения торгового зала можно оценить с помощью приведенных ниже характеристик:


  1. Освещенность как результат действия прямых и отраженных (от потолка, стен и пола) световых потоков с учетом коэффициентов отражения света от различных поверхностей. Общее, разлитое по всему объему помещения и поверхностям торгового оборудования освещение позволяет спокойно осматривать товары, минимизирует тени.
  2. Единство интерьера. Осветительные приборы должны органично вписываться в интерьер и подчеркивать особенности планировки (например, потолочные светильники в магазинах самообслуживания лучше располагать над проходами для равномерного освещения стеллажей, световые акценты успешно помогут покупателям ориентироваться в торговом зале). С помощью освещения можно замаскировать некоторые дефекты интерьера, однако при условии, что это не нанесет вреда товару.
  3. Цветопередача. Освещение должно подчеркивать специфические свойства товара и не искажать его цветовой гаммы. Высокую способность к цветопередаче обеспечивают белые люминесцентные, галогеновые лампы и лампы накаливания, а также дневное освещение. А цветные светильники и крупные световые панели с рекламой, расположенные в непосредственной близости от товаров, следует применять с осторожностью.
  4. Цвет и оттенок освещения. Следует помнить, что теплые и холодные тона по-разному воздействуют на посетителей с психологической точки зрения. Теплые оттенки света, подобно солнечным лучам, позволяют продемонстрировать все преимущества товара, формируя при этом спокойный настрой и благожелательность. Более нейтральный белый свет создает, соответственно, и более активный настрой для покупателя. Холодные оттенки встречаются в магазинах редко и требуют глубокой проработки целесообразности их использования.
  5. Равномерность освещения. При расстановке осветительных приборов следует избегать образования затененных участков, в которые покупатель инстинктивно старается не заходить. Равномерное же освещение психологически вызывает образ широты возможности выбора.
  6. Избежание порчи или повреждения товара в результате перегрева от осветительных приборов.

Визуальные компоненты
Визуальные компоненты деловой атмосферы магазина всевозможные изображения, знаки, указатели и театральные эффекты (декорации), которые способствуют увеличению объема продаж, что связано с получением покупателями дополнительной информации. Знаки и указатели являются отличными средствами коммуникации и в некоторой степени заменяют продавцов, предоставляя основную информацию о товаре, его местоположении и создают ощущение красоты и комфорта.
При разработке визуальных компонентов торгового зала магазина необходимо руководствоваться следующими требованиями.

  1. Информация покупателей. Знаки и указатели зачастую являются первым контактом покупателя с магазином, товарным отделом.

Знаки и изображения могут выступать в качестве мостика между товарами и покупателями, а расцветки и тон информационных указателей дополнять товар. Цвет указателей, идущий вразрез с основной темой презентации, становится источником неблагоприятных иллюзий и порой отталкивает покупателей от представляемого товара.
Информационные знаки и рисунки делают товар более желанным. Например, крупные фотопанели, размещенные в зоне адаптации, изображающие товар в повседневной обстановке или иные его характеристики, упрощают его восприятие при минимальной концентрации внимания.
Фигурные знаки и изображения используют для привлечения внимания потребителей и донесения до них определенной информации в более доступной и наглядной форме, они упрощают задачу, объединяя различные товары и их представление.
2. Местоположение. Большинство информативных знаков, указателей и изображений устанавливается на подставке или вблизи товаров.

Указатели и тематические знаки могут крепиться к стенам, стеклянным прилавкам или витринам. При этом модные магазины могут сочетать декоративную графику (рисунки)с указателями. К примеру, тематические знаки, указывающие на всевозможные летние распродажи фруктов, могут быть выполнены в виде разноцветных долек апельсинов, лимонов или арбузов.

В отделе подростковой одежды уместно поместить цветные изображения молодых людей в джинсах и кроссовках на отдыхе.
Знаки и указатели в магазинах, торгующих товарами первой необходимости, обычно свисают с потолка, напечатаны броским шрифтом и окрашены в соответствующие цвета. Они, как правило, располагаются над центром товарной группы и должны быть хорошо видны спешащим покупателям с определенного расстояния и из всех частей магазина.
Дизайн указателей должен соответствовать конкретным целевым покупателям или выделять определенные группы товаров. В частности, простейшие цвета для детей, яркие и насыщенные, для подростков, пастельные тона, для нижнего белья, светлые для спортивной одежды и т.д.
Модные магазины часто размещают тематические указатели, манекены и выставочные декорации вдоль выставленных товаров. При этом яркие и выделяющиеся постеры, баннеры могут использоваться для украшения магазина или как часть его архитектуры.
Все знаки в торговом зале принято делить на три группы: иконические в виде изображений обозначаемых объектов; знаки-индексы, указывающие на причинно-следственную связь с обозначаемым товаром, и знаки-символы. При этом желательно, чтобы все знаки имели единый формат и фирменный цвет.
3. Шрифтовое оформление. Как показала многолетняя практика, успех знака во многом зависит от того, каким шрифтом выполнен его текст. Различные шрифты способны по-разному передавать одно и то же сообщение и вызывать у покупателей различные ассоциации.

Так, различными шрифтами в магазинах пользуются при изготовлении ценников, выборе и разработке внутримагазинной рекламы, при оформлении витрин и т.д. Например, черный, темно-зеленый и темно-синий цвета являются наиболее читаемыми цветами на белом фоне.

Сигнальные цвета (оранжевый, желтый и красный) на белом фоне используются широко в торговой практике как отличный способ сообщить о проводимых в магазине распродажах товаров.
Если текст, шрифт и цвет информационных указателей и тематических знаков находятся в гармонии, то покупатели легко смогут их прочитать. Основная задача таких знаков привлечение внимания покупателя и донесение до него определенной информации.

Как правило, покупатели игнорируют тематические знаки, сопровождаемые длинными текстами, небрежно написанные и оформленные.
В качестве альтернативы печатным надписям некоторые магазины используют самоклеящиеся надписи для описания реализуемого товара. Самоклеящиеся буквы выпускают различных шрифтов, цветов и размеров. Их делают из пластика, дерева, металла, пенопласта, акрила и других материалов.

Они могут быть выпуклыми или плоскими.
Музыка и запахи.
Наравне с другими компонентами атмосферы магазина музыка вносит ощутимый вклад в создании позитива и праздничности. При этом музыка легко воздействует на скорость движения покупателей по магазину, создает различные образы, привлекает или направляет их внимание.

Установлено, что классическая музыка способствует росту продаж. Кроме того, форма подачи музыки, ее темп и тип по-разному влияют на покупателя, в частности более громкое звучание ассоциируется с более низкими ценами и т.д.
В целях создания комфорта в магазине музыка должна быть ненавязчивой, создавать незаметный, но эффективно действующий фон для покупок, а не отвлекать покупателя от выставленного для продажи товара.
Как известно, основная масса решений о покупке принимается под влиянием эмоций, а обоняние оказывает самое сильное влияние на эмоциональное состояние человека. В отличие от визуальных акцентов запахи имеют большую зону действия и часто помогают торговцам в целях создания дополнительного спроса (аромат свежевыпеченного хлеба, тонкий аромат пряностей и изысканных сортов табака, чая и т.д.).
В стимулировании импульсивных покупок товаров (особенно у женщин) принцип учуял купил не менее действенен, чем увидел купил. Однако использовать запахи нужно очень осторожно, так как интенсивность запаха и его восприятие в значительной степени зависят от пола, возраста и этнического происхождения человека.
В настоящее время самым экономным способом наполнения магазина благоуханием является использование разнообразных ароматных полимеров.
Таким образом, атмосфера магазина представляет собой результат сочетания и сложного взаимодействия разнообразных элементов, оказывающих эффективное воздействие на поведение покупателей и формирующих в сознании посетителей благожелательный образ торгового предприятия.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем сущность комплексного понятия атмосфера магазина?
  2. Каковы основные элементы, создающие характерную атмосферу магазина?
  3. Каково значение визуальных компонентов в формировании благоприятной атмосферы магазина?
  4. Каких правил следует придерживаться при разработке чувственных компонентов?
  5. Какие параметры музыкального сопровождения определяют эффективность ее использования в розничном торговом предприятии?
  6. Каково значение освещения в формировании атмосферы магазина?
  7. При помощи каких характеристик можно оценить качество освещения?
  8. Каковы способы привлечения внимания покупателей к товару?
  9. Какова роль запахов в формировании атмосферы магазина?
  10. Какие требования предъявляются к интерьеру как элементу, формирующему характерную атмосферу магазина?
  11. С помощью каких приемов достигаются театральные эффекты в интерьере магазина?
  12. Следует ли учитывать сезонность при цветовом оформлении магазина? Почему?
  13. Каковы визуальные элементы, формирующие атмосферу магазина?
  14. Какие аспекты должен учитывать розничный торговец при выборе торговых конструкций в процессе застройки магазина?
  15. Один из самых быстрорастущих сегментов рынка составляют люди малоимущие и пожилого возраста, которые, возможно, плохо видят, слышат или передвигаются. Какие элементы дизайна торгового зала облегчат этим людям процесс совершения покупок?
  16. С учетом формата магазина определите, какие тематические знаки и указатели ему требуются?
  17. По вашему мнению, каково назначение информационных указателей и знаков?
  18. Почему целесообразно стандартизировать тематические знаки и указатели?
  19. Назовите все типы информационных указателей, используемых в торговом бизнесе.

Реклама на месте продажи и стимулирование сбыта


Понятие рекламы.
В современных рыночных условиях ни одно торговое предприятие не может успешно вести свою коммерческую деятельность без рекламы в том или ином виде. Слово реклама латинского происхождения (reclamare кричать) и означает мероприятия, имеющие целью создать широкую известность чему-либо, привлечь потребителей; распространение сведений о чем-либо с целью создания популяризации.
По определению Американской ассоциации маркетинга, реклама представляет собой любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком и служит для привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования, используя при этом наиболее эффективные приемы и методы с учетом конкретной ситуации.
Внутримагазинная реклама. Когда торговое предприятие с помощью рекламы привлекло покупателей в магазин, оно выполнило лишь часть своей рекламной задачи.
Прежде чем начать рекламировать свою коммерческую деятельность, каждое торговое предприятие розничной торговли должно определить свою позицию на рынке с целью создания определенного представления о нем у потенциальных покупателей. В частности, реклама универсального магазина должна подчеркнуть полноту и широту торгового ассортимента товаров, собранных под одной крышей, удобство и известность торгового предприятия, его месторасположение, средние цены.
Реклама специализированного магазина должна показать преимущество какого-то одного или нескольких родственных видов товаров, комфортность и сервис торгового обслуживания, его индивидуальность и позицию торгового предприятия на рынке.
В процессе рекламирования небольшого магазина необходимо показать его доступность для покупателей, тщательность подобранного торгового ассортимента товаров и услуг, индивидуальность торгового обслуживания, почти домашний уют и теплоту атмосферы продажи.
С целью наибольшего воздействия на потоки потребителей, проходящих возле или через магазин, администрация торгового предприятия часто прибегает к внутримагазинной рекламе, которая привлекает внимание людей к определенным товарам и отделам магазина, облегчает им выбор необходимых изделий из ассортимента аналогичных товаров и способствует росту объема продаж.
Некоторые авторитеты в области рекламы придерживаются мнения, что с помощью средств внешней рекламы можно рекламировать только 15% товаров, входящих в ассортимент магазина. Это лишний раз свидетельствует о роли и значении рекламы в магазине.
Реклама на местах продажи (РМП) занимает промежуточное место между рекламой в средствах массовой информации и стимулированием продаж. Она является способом доведения коммерческой информации до потребителя и часто, объединяясь с другими методами стимулирования сбыта, становится конечным звеном любой рекламной акции.

Как для производителя, так и для торгового посредника она служит эффективным средством, способствующим продаже товаров и коммерческой деятельности магазина.
Под рекламой на местах продажи понимают все мероприятия, связанные с рекламой товаров той или иной торговой марки непосредственно на местах продажи. Место продаж по-английски point of sales (POS).

Соответственно, средства оформления мест продажи POS materials в России на профессиональном жаргоне именуются как средства POS или POS-материалы.
Реклама на местах продажи является достаточно широким понятием, так как включает в себя два основных взаимодополняющих определения: во-первых, необходимость напомнить потребителю о тех или иных рекламных акциях, с которыми он может столкнуться в магазине; во-вторых, РМП является одним из видов стимулирования продаж какого-либо товара из общей массы аналогичных товаров, выставленных для продажи в торговом зале.
Реклама на местах продажи должна отвечать ряду требований: быстро привлекать внимание, упрощать доведение информации до потребителя, побуждать его к акту покупки и повышать продажи какого-либо конкретного товара или группы товаров в данной торговой точке. При этом воздействие носит ограниченный во времени и пространстве характер, т.е. мотивирует потребителя совершить покупку здесь и сейчас. Этим РМП или POS отличаются от телевизионной рекламы, которая не предполагает незамедлительной реакции покупателя.

Место продаж условно разделяют на пять функциональных зон, в каждой из которых применяются свои POS материалы, в частности: наружное оформление, входная группа, торговый зал, место выкладки и показа товаров, прикассовая зона.
Эффективность воздействия РМП/POS зависит от многих факторов, и в первую очередь от того, насколько полно она охватывает разные типы операций и адекватно конкретной ситуации использован инструментарий POS.

  1. Информационная деятельность магазина. Этот вид РМП/POS организует пространство торгового зала и постоянно информирует потребителей о внутреннем расположении магазина. В нее входят информационная система и всевозможные указатели, афиши, плакаты, панно, объявления по внутренней радиосети магазина, показ видеоклипов и т.п. Применение всех этих POS-материалов ставит целью упрощение контактов персонала магазина с каждым потребителем, чтобы помочь сделать ему покупку.
  2. Содействие продажам путем объединения усилий производителя и торгового посредника. Такое тесное сотрудничество приводит к многочисленным преобразованиям в ассортименте товаров, к более рациональной организации торговых залов и товарных отделов, к созданию новых демонстрационных систем для коммерческого показа товаров в торговом зале и т.д.

3. Средство стимулирования продаж, которое лучше других знакомо многим потребителям. Между элементами POS и рекламной компанией должна существовать некая, как правило, визуальная и материальная связь, необходимая для включения механизма ассоциаций у потребителя с заложенными рекламными образами товаров или торговых марок.
Выбор РМП или POS-материалов и принятие соответствующих решений осуществляет ответственный работник магазина или группы магазинов. Этот работник или соответствующий отдел (служба) следят за тем, чтобы имидж торговой точки, ожидания покупателей и РМП/POS совпадали друг с другом.

Именно в силу этих причин реклама на месте продажи является наиболее эффективным средством рекламирования товаров и услуг, так как под ее влиянием потребитель, пришедший в магазин нередко как гость или зритель, становится фактическим покупателем товаров, которые он, может быть, и не планировал купить до своего прихода в магазин (пришел увидел и купил).
Задача средств POS. Как специфический инструмент РМП имеет свои особые цели и задачи, которые тесно связаны с основными элементами коммерческого маркетинга, в частности: она должна быть обращена к максимальному числу покупателей, чтобы обеспечить продажу большого количества товаров и услуг (ускорение продаж); облегчать потребителю выбор, помогая ему выбирать быстро, удовлетворяя его запросы наилучшим образом и в кратчайшие сроки (побуждение к покупке); информировать потребителя и дать ему возможность сравнить несколько изделий разных торговых марок, которые нуждаются в соответствующем информационном обеспечении в процессе коммерческого представления товаров в торговом зале магазина, т.е. должна быть немым продавцом; способствовать росту продаж и узнаваемости торговых марок в процессе коммерческой презентации товаров; дать убедительную аргументацию в пользу выбора того или иного товара/магазина; выгодным образом представить еще не известный широкому кругу потребителей новый товар; напомнить о проводимой рекламной кампании и стать связующим звеном между торговой маркой и потребителем; стимулировать продажу товаров и уровень торгового обслуживания (фирменный стиль).
Цель использования POS-материалов привлечь внимание покупателей к присутствующим в торговом зале магазина товарам различных торговых марок, создать лояльное отношение к определенным маркам и повысить количество импульсивных покупок.
POS-материалы можно подразделить на внешние (вывески, световые табло и указатели, витрины и т.д.) и внутренние (реклама возле касс, напольные дисплеи, стеллажи, стойки, вертикальные и горизонтальные холодильники, мини-секции, наклейки, воблеры, промоушн-материалы, листовки, флаеры и т.д.) (таб. 7.1).
Немаловажную рекламную роль выполняют внутренняя обстановка и благоприятная атмосфера торгового зала магазина. Кроме того, эффективно используемые стандарты размещения рекламных материалов позволяют персоналу магазина вместе с производителями быстрее продвигать товары к потребителям, облегчают их поиск в торговом зале, улучшают зрительное восприятие мест продажи и увеличивают вероятность покупки.
Таблица 7.1
Классификация средств рекламы на месте продаж
(Р08-материалы)

Виды Содержание
С функцией локализации Фасадные вывески, растяжки, уличные знаки, указатели, щиты, световые короба/конструкции
Аттрактивные Тротуарная графика, манекены, выносные штендеры, маркизы, козырьки, тенты, зонты, шатры, онинги, акрилайты, объемные логотипы, window-stickers и др.
С функцией зонирования Лайт-боксы с обозначением отделов, пиктограммы, консольные флаеры, указатели, световые табло, дегустационные стойки, мобайлы, напольная графика, дисплеи
Экспонирующие Подиумы, стеллажи, витрины, дисплеи-витрины с подсветкой, специальные прилавки, муляжи, выставочные стенды
| Просветительские Немые гиды, жесткие постеры, плакаты, панно
I Информационные Ярлыки, этикетки, стикеры, каталоги, воблеры, шелфтокеры, джумби, мобайлы, наклейки, диспенсеры с листовками, баннеры, гирлянды
Пропагандистские Карманы-подставки для буклетов, листовок, проспектов, CD-дисков, визиток, телефонов, информационные рамки-модули, щиты настенные
| Контактные Тестеры, образцы
| Идентифицирующие Бэйджи с указанием ФИО и должности сотрудника
[Демонстрационные Прилавки, холодильники, кронштейн вывески, демонcтраторы-тестеры, вращающиеся подставки, сенсорные прилавки/киоски
| Тестирующие Примерочная кабина
|Транспортные Тележки, корзины, сумки, пакеты
[Утилизационные Короба, ящики, урны ]



Содержание раздела