d9e5a92d

Франчайзинг в розничной торговле

Один из самых крупных молов West Edmonton Mall в Альберте (Канада), возведенный в 1981 году, включает в свой состав более 800 магазинчиков, в которых можно купить обувь, автомобили и многое другое. На его территории расположена часовня, парк развлечений, озеро и зоосад; торговые центры это комплекс сервисных предприятий, представляющих широкий ассортимент услуг разнообразного качества. Потребители приходят в торговый центр не просто покупать, но и получать удовольствие. Поэтому концепция современного торгового центра предполагает кроме продажи товаров и развлечения, в частности ресторанный дворик, детскую площадку, кинотеатр и др.

Распределение площадей в современном торговом центре площадью около 8 тыс. м2:10001200 м2 супермаркет; 12001500 м2 магазин бытовой техники и электроники; 500700 м2 ресторанный дворик; 450500 м2 парфюмерный магазин; 2000 м2 филиалы крупных розничных сетей; 400500 м2 марочные торговцы с узким ассортиментом; 700 м2 магазины обуви и одежды.
Торговые центры (молы) насчитывают сотни разных отделов, в которых можно найти товары самых разных модных и стилевых направлений по различным ценам. Оформление и атмосфера в региональных торговых центрах универсально приемлема для разнообразного числа покупателей.

Стили и технологии магазинов в целом повторяются и перекликаются, удовлетворяя социальные и психологические запросы своих покупателей. Так, витрины или выставки во фронтальной части магазинов имеют схожий характер, и все магазины одного класса представлены в одном стиле. В качестве декора нередко используются товары, которые вписываются в сюжет торгового отдела/секции. Например, пляжный мяч из отдела игрушек можно видеть на выставке купальников в отделе спортивной одежды или книги о винах из книжного отдела вполне уместны на выставке в винном отделе.

Такой подход часто называют кросс-мерчандайзингом.
Магазины в открытом региональном торговом центре группируются по стилю и более разнообразны, чем те, что находятся в закрытых торговых центрах, под одной крышей. Покупатели, чувствительные к цене, обычно устремляются в магазины торгового центра, где для них организуются всевозможные акции по стимулированию продажи.

В свою очередь, покупателей-новаторов моды привлекают фешенебельные магазины торговых центров.
Ленточные торговые центры (strip malls) легко доступны как для покупателей, так и розничных торговцев. Низкая плата за аренду торговых площадей привлекает многие цепные торговые фирмы, в том числе торгующие со скидкой.
Strip Mall торговый центр, организованный по линейному принципу, т. е. объединяющий последовательный ряд магазинов. Strip mall чаще всего расположен вдоль трассы и значительно удален от центра города.
Таким образом, потребители имеют дело с новой концепцией развития розничной торговли, которая воплощается в различных формах и вариантах в зависимости от тех или иных условий.
Вопросы для самоконтроля

  1. Чем отличаются элементы торговли-микс магазинов дискаунтеров мягкого и жесткого типа?
  2. Приведите примеры розничных торговцев, которые различаются между собой по уровню торгового обслуживания.
  3. Стоит ли розничному торговцу, предлагающему дорогую модную одежду, продавать ее методом самообслуживания с использованием каталогов?
  4. В чем состоит разница между супер- и гипермаркетами?
  5. Как небольшой независимый магазин может конкурировать с цепной розничной торговой сетью?
  6. Опишите отличительные особенности торгового сервиса бутиков, традиционных супермаркетов, универсальных магазинов и торговых центров.
  7. Некоторые розничные торговцы утверждают, что оптовые ярмарки/рынки являются их основными конкурентами. Ваше мнение по этому вопросу.
  8. Чем отличаются между собой специализированный, узкоспециализированный и суперузкоспециализированный магазины? Кто из них является наиболее конкурентоспособным?
  9. Как вы себе представляете современный магазин и современную торговлю как индустрию сервиса и развлечений?

Франчайзинг в розничной торговле

За последние 10 лет на российском рынке все чаще при развитии розничной сети предприятий коммерсанты используют новую бизнес-технологию франчайзинг. Активное внедрение франчайзинга объясняется развитием цивилизованных отношений на российском рынке, что непременно требует применения новых методов ведения бизнеса.
В бизнес-терминологию России термин франчайзинг был введен около 13 лет назад благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первый попытался внедрить на российский рынок франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, попытавшееся применить франчайзинг на российском рынке, потерпело фиаско.


Франчайзинг система контрактных отношений, при которых одна сторона франчайзер на определенных условиях представляет право другой стороне франчайзи использовать свое имя, технологию и (или) ноу-хау для ведения своего дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности.
Субъекты франчайзинговых отношений

  • Продавцы франшизы (франчайзеры).
  • Покупатели франшизы (франчайзи).
  • Финансовые организации: предоставление бюджетных средств, предоставление кредитных ресурсов.
  • Консалтинговые компании: правовые и бухгалтерские консультации, информационные услуги, методические услуги, маркетинговые услуги, организационные услуги.
  • Юридические компании: защита прав и интересов франчайзеров, защита прав и интересов франчайзи, защита прав и интересов финансовых организаций.

Взаимодействие субъектов франчайзинговой системы в процессе осуществления коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг отражено на рисунке 5.1.

. Инфраструктура франчайзинговой системы

Франчайзер это известная фирма, передающая право самостоятельному предпринимателю продавать на рынке товары или услуги, используя ее товарный знак.
Одновременно с правом на использование его торговой марки франчайзер предоставляет франчайзи определенный набор услуг, а в некоторых случаях и товаров. Этот набор может варьироваться, в то же время наиболее стандартный вариант включает следующие виды товаров и услуг:

  • оценку и подбор места расположения торговой точки;
  • оказание помощи в переговорах о лизинге, сублизинге или аренде;
  • оказание помощи при подборе транспортных средств;
  • проведение первоначального курса обучения, при проведении которого франчайзер передает франчайзи свое ноу-хау путем обучения персонала применяемым им самим методам управления и организации процесса работы;
  • проведение маркетинговых исследований на территории деятельности франчайзи;
  • оказание консультативной помощи в подборе помещения, доставке необходимого оборудования и подготовке его к работе;
  • проведение систематической переподготовки сотрудников франчайзи по управлению и технологическим проблемам;
  • обеспечение поставки необходимого сырья, оборудования по заказам франчайзи;
  • предоставление помощи в определении источников финансирования;
  • оказание помощи в работе в течение первой недели с момента открытия фирмы на франшизной основе;
  • оказание консультативной помощи в организации и поддержании связей со средствами массовой информации и в проведении рекламы.

Франчайзи это предприниматель, которому передается право продавать на рынке товары или услуги известной фирмы, используя ее товарный знак.
По своей сущности, франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи.
Предприниматель может начать использовать франчайзинг в качестве метода развития бизнеса на своем предприятии, если:

  • предприятие обладает особенным имиджем, позволяющим потребителю безошибочно отличить его от других аналогов;
  • на предприятии разработана система ведения коммерческой деятельности, в том числе применяются специфические логистические и маркетинговые методы, доказавшие свою эффективность на практике;
  • на протяжении длительного периода времени на предлагаемый продукт либо услугу можно прогнозировать относительно массовый потребительский спрос;
  • прибыль, получаемая от взаимодействия будущего франчайзера и франчайзи, должна быть выше той прибыли, которую они могли бы получить, работая автономно, и должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты капитала как франчайзера, так и франчайзи, обеспечить приемлемые заработки франчайзи, компенсирующие его трудовой вклад, а также все виды платежей, поступающих от франчайзи франчайзеру;
  • будущий франчайзер готов раскрыть все секреты своей бизнес-технологии потенциальным франчайзи и в будущем вести бизнес на основе всестороннего сотрудничества.

Следует отметить, что наиболее сложным элементом сотрудничества франчайзера и франчайзи является психологическое взаимодействие. Франчайзер должен помнить, что франчайзи - это не его наемный работник, а предприниматель, обладающий полной юридической и экономической самостоятельностью.

В то же время франчайзи должен учитывать, что после вступления во франчайзинговую систему его решения должны строго подчиняться договору франчайзинга, так как любое его действие влияет не только на его собственное финансовое положение, но и на все франшизированные предприятия (предприятия франчайзера и других франчайзи).
Достижение психологического взаимодействия между франчайзером и франчайзи уже 50% удачи франчайзинговой системы.
Для составления наиболее четкой картины о достоинствах применения франчайзинга необходимо проанализировать отдельно те преимущества, которые получают от его использования франчайзер, франчайзи и все потребители.
Преимущества для франчайзера.
1. Франчайзер (правообладатель) получает уникальную возможность расширять сеть своих предприятий и продвигать собственный бренд без прямых затрат на создание предприятия. Размер экономии денежных средств нетрудно вычислить, он равен размеру первоначальных инвестиций франчайзи на создание предприятия заданного бизнес-формата, который разнится в зависимости от отрасли функционирования. К примеру, инвестиционные затраты на ремонт и на покупку оборудования для открытия фирменного салона обуви Эконика равны от $30000,
а при открытии розничного предприятия по продаже одежды и
аксессуаров SELA величина необходимых инвестиций варьируется от $30000 до $100000.
2. Привлечение франчайзи и передача им своих технологий
позволяют франчайзерам осуществлять региональную экспансию. Естественно, что предприятие, обладающее опытом функционирования на региональном рынке, уже обладает информацией о
ситуации в данном регионе, что существенно сокращает расходы
на маркетинговые исследования ситуации на рынке, а за франчайзером остаются только контрольные функции.
К примеру, сеть магазинов постельного белья Бельпостель в апреле 2004 года приняла решение открывать собственные магазины только в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионах работать только по франчайзингу. И региональных магазинов Бельпостель (по два в Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде, по одному в Волгограде, Красноярске и Оренбурге) также могут быть проданы франчайзи.
3. Франчайзинг позволяет получить франчайзеру дополнительные средства для развития бизнеса, которые складываются, как правило, из двух составляющих: первоначальный взнос
(паушальный платеж) и регулярные ежемесячные или ежеквартальные выплаты (роялти). Для открытия винного супермаркета Ароматный мир необходимо внести единоразовую выплату
франчайзеру $3000 и со второго года платить $100 в месяц в качестве роялти, а при открытии соседского универсама АБК в Москве стоимость франшизы равна $2000, а размер роялти составляет 1,5% от оборота.
Также франчайзинг способствует формированию специальных фондов с помощью франчайзи, например специального рекламного фонда. Так, франчайзи кафе-мороженое БАСКИН 31 РОББИНС должны перечислять не менее 5% от объема закупок на рекламу.
4. Франчайзи, будучи собственником предприятия, более заинтересован в его развитии, чем наемный работник; таким образом, не требуется дополнительных средств для мотивации франчайзи.
Преимущества для франчайзи.

  1. Франчайзинг предоставляет франчайзи возможность получить значительные выгоды от передачи ему франчайзером доказавшей эффективность на практике бизнес-технологии, что позволяет предприятию значительно сэкономить средства на раскрутку предприятия. Франчайзинговая система предоставляет информацию, которая помогает франчайзи выбрать подходящее местоположение для предприятия, использовать выработанную и успешно функционирующую маркетинговую и логистическую стратегию ведения бизнеса; таким образом, франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому что он имеет опыт своего франчайзера.
  2. Франчайзи получает право пользоваться известной торговой маркой. Клиенты не видят существенной разницы между покупками в корпоративном и франшизированном фирменном магазине сети. Так, при покупке обуви в фирменных салонах ЭКОНИКА-Стиль в разных городах невозможно понять, какой магазин принадлежит непосредственно франчайзеру, а какой франчайзи. Кроме того, партнер получает права на продажу широко известных эксклюзивных торговых марок обуви из коллекций ЭКОНИКА-Обувь: ALLA PUGACHOVA, PARMEN, ARAGONA, WIND, E-COLLECTION.
  3. Методическая и информационная поддержка франчайзи франчайзером. Являясь, как правило, крупной фирмой, франчайзер имеет большие возможности по подготовке качественного методического и информационного обеспечения, разнообразных учебных и справочных материалов. Эти материалы используются франчайзи для повышения качества обслуживания клиентов. При вступлении во франшизную систему франчайзеры, как правило, предоставляют франчайзи специальное обучение. Франчайзер сети универсамов Копейка осуществляет первоначальное обучение в своих учебных центрах бесплатно, а при открытии франшизированного фирменного салона обуви МОНАРХ проводится бесплатное обучение в момент передачи коммерческой документации и подписания договора, а с периодичностью раз в две недели проводится обучение персонала, осуществляются методические рекомендации по всем направлениям деятельности магазина; раз в полгода (перед началом сезона) проводятся семинары.
  1. Франчайзи, владея собственным предприятием, обладает уникальной возможностью работать в сети, что значительно повышает его конкурентоспособность. Так, франчайзи получают возможность закупать товары по более низким оптовым ценам, а при наличии единого распределительного центра сокращать издержки предприятия на логистику. К примеру, при покупке франшизы винного супермаркета Ароматный мир франчайзи включается в единую логистическую систему, сеть универсамов Копейка владеет собственным распределительным центром, а для франчайзи мебельных салонов Феликс скидки, предоставляемые на покупку продукции, выше, чем у их дилеров.
  2. Франчайзи получает возможность рекламировать свое предприятие с помощью более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия. Так франчайзи фирменного салона обуви Эконика-Стиль получают мощную рекламную поддержку за счет общей рекламы розничной сети салонов Эконика-Стиль и рекламы эксклюзивных торговых марок обуви.
  3. Франчайзи получают доступ к кредитным ресурсам. Как известно, в России коммерческие банки неохотно работают с малыми предприятиями. Предприятия франчайзи более привлекательны для банков, так как их кредитование коммерческими банками характеризуется более низким уровнем риска, чем при работе с малыми предприятиями, не входящими во франшизную систему, что связано как с более низким уровнем банкротств предприятий-франчайзи, так и со значительной степенью планирования бизнеса франчайзинговыми компаниями, в том числе и политики заимствования.

В рамках программы сотрудничества с компанией Энтон (производство и продажа мужской одежды) банк РНКБ предлагает выгодную систему кредитования для участников сети фирменных магазинов по системе франчайзинга.
Преимущества для потребителей/клиентов.

  1. Клиент имеет возможность получить качественное предоставление товаров и обслуживание через франчайзи, сочетающее в себе качество технологии, характерное для крупного предприятия, и индивидуальный подход к обслуживанию, характерный для малого предприятия.
  2. Единая известная торговая марка это гарантия качества товаров и услуг. Это чувство уверенности, что его потребности будут удовлетворены. Причем удовлетворены должным образом.
  3. Наличие единого фирменного стиля и единой технологии обслуживания, применяемой всеми франчайзи одного франчайзера, гарантирует, что клиент, обращаясь к любому франчайзи, получит одинаковый комплекс услуг одинакового высокого качества. Клиент при высоком уровне организации франчайзинговой сети не может отличить корпоративные предприятия франчайзера от предприятий франчайзи и предприятия одних франчайзи от других франчайзи.

Таким образом, можно сделать вывод, что франчайзинг для потребителей/клиентов это способ получить высококачественную продукцию и услуги у более широкого круга операторов рынка.
Франчайзинг может принести пользу и для экономики России в целом:

  1. Франчайзинг способствует развитию малого предпринимательства в стране, положительно влияя на уровень развития отдельных отраслей хозяйства как путем внедрения новых идей, методов и технологий в малом бизнесе, так и за счет усиления эффективности положительного государственного влияния.
  2. Франчайзинг создает комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, тем самым повышая общую культуру предпринимательских отношений.
  3. Франчайзинг способствует решению проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест.
  4. Франчайзинг способствует развитию внешней и внутренней торговли и привлечению иностранных инвестиций за счет применения международного франчайзинга.

Франчайзинг является эффективным методом организации и ведения коммерческой деятельности. Однако, несмотря на все преимущества, франчайзинг, как и любой метод ведения бизнеса, характеризуется определенными недостатками для обеих сторон франчайзинговых отношений.
Недостатки франчайзинга.
Для франчайзера:

  1. Влияние деятельности франчайзи на всю франшизную систему в целом. Клиент формирует мнение не о деятельности конкретного предприятия-франчайзи, а обо всех предприятиях, функционирующих под данной маркой. Таким образом, деятельность одного франчайзи, не соблюдающего корпоративные законы, может негативного сказаться на имидже всей франшизной системы.
  2. Франчайзи является самостоятельным предпринимателем, он связан с франчайзером лишь договором, и для франчайзера проблематично проконтролировать франчайзи и добиться правовыми методами соблюдения всех условий договора. Для франчайзера необходимо постоянно контролировать деятельность франшизированных предприятий путем создания специализированного программного обеспечения для отслеживания финансовых и материальных потоков, проверки мерчендайзерами полноты представленного ассортимента и выкладки товаров, организации регулярного мониторинга соблюдения условий пакета франшизы. Также франчайзеру необходимо создать специальный отдел контроля франчайзи, осуществляющий плановые и внезапные выборочные проверки предприятий франчайзи, что увеличивает количество сотрудников франчайзера и, как следствие, влечет дополнительные расходы.
  3. Трудность сохранения конфиденциальности и коммерческой тайны. Чем больше франчайзи функционирует во франшизной системе, тем больше вероятность, что секрет функционирования предприятия станет достоянием общественности. Также есть вероятность, что франчайзи, вышедшие из системы, будут использовать бизнес-технологию франчайзера в своем новом бизнесе либо передадут ее конкурентам.

Для франчайзи:
1. Зависимость франчайзи от франчайзера и его планов по ведению и развитию бизнеса. Франчайзи должен четко соблюдать требования, предъявляемые к нему франчайзером и предусмотренные договором между ними, франчайзи должен четко следовать принципам, применяемым во франшизной системе, в том числе соблюдать порядок формирования ассортимента, придерживаться единой логистической и маркетинговой политики.

К примеру, сеть турагентств Магазин Горящих Путевок требует соблюдения единой ценовой и маркетинговой политики на предприятиях франчайзи.

  1. Полученная от франчайзера бизнес-технология требует немалых усилий и затрат на адаптацию и дальнейшее развитие предприятия франчайзи. К примеру, только затраты на ремонт помещения при покупке франшизы кофейни Шоколадница составляют от $1000 за квадратный метр.
  2. Легкость приобщения новых франчайзи к бизнесу может привести к быстрому росту количества франчайзи и, как следствие, к конкуренции между ними. Выходом из такой ситуации может являться подписание эксклюзивного франчайзингового договора на определенную территорию.
  3. Договор франчайзинга, как правило, заключается на длительный срок, что делает невозможным быстрый выход из бизнеса, т.е. франчайзи не имеет возможности попробовать, подходит ли ему данный вид бизнеса или нет, и если не подходит, выйти из бизнеса. Длительность действия договора франчайзинга на российском рынке в среднем составляет от 3 до 5 лет.
  4. Успех деятельности франчайзи неразрывно связан с успехом франчайзера и его финансовой стабильности. Перед вступлением в систему франчайзи должен тщательно изучить финансовую мощь потенциального франчайзера. В случае, если франчайзер объявит о своем банкротстве, франшиза будет аннулирована, а франчайзи также не сможет работать под маркой франчайзера, так как имидж данной торговой марки упадет.


Как видно из вышеперечисленных преимуществ и недостатков франчайзинга, преимущества франчайзинга для франчайзера порой становятся недостатками для франчайзи, и наоборот. Однако не следует рассматривать все вышеперечисленные недостатки франчайзинга как негатив той или иной франшизной системы.

Требования франчайзера, которые могут рассматриваться как недостатки франшизной системы для франчайзи, являются лишь необходимыми требованиями для существования системы. Таким образом, перед принятием решения о начале развития франчайзинга на предприятии потенциальный франчайзер должен рассмотреть все плюсы и минусы будущей франшизной системы как для себя, так и для будущих франчайзи.
Ведение бизнеса в форме франчайзинга должно быть одновременно выгодно как франчайзеру, так и потенциальным франчайзи, а будущий доход предприятий потенциальных франчайзи должен быть пропорционально разделен между субъектами франчайзинга.



Содержание раздела