ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ВВЕДЕНИЕ "Экономист не вторгается в тайны домашнего хозяйства". Эти слова выдающегос..." />

        d9e5a92d

Тюгашев Е. - Экономиа семьи и домашнего хозяйства

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

"Экономист не вторгается в тайны домашнего хозяйства". Эти слова выдающегося американского экономиста Д.К. Гэлбрейта из его книги "Экономические теории и цели общества" могли быть стать эпиграфом к практически любому учебнику по экономике.

Читателю предлагается изучать только то, как государство богатеет или корпорация растет. Современный учебник по экономике учит тому, как стать несчастным и бедным, чтобы кому-нибудь улыбнулась удача.

Недаром источник богатства видели либо в божьем предопределении, либо в труде коллектива.
Между тем экономическая наука зародилась и вплоть до Нового времени развивалась как наука о ведении домашнего хозяйства. Oikos - хозяйство людей, живущих под одной крышей. Oikonomike - мудрое ведение домашнего хозяйства. Последнее охватывало насчитывающую до нескольких сотен человек домовую общину, разбросанное по стране домохозяйство феодала, дом государя (полцарства в приданое), династические межгосударственные объединения.

Что такое политическая экономия? Это наука не о богатстве народов, а наука о благосостоянии государя и его фамилии.
В период абсолютных монархий и становления капитализма казна и бизнес отделились от домохозяйства. Семья сдерживала политический и экономический рост, а в условиях свободной конкуренции новорожденный капитал требовал больше заботы и ухода, чем собственные дети.

С распадом домохозяйственной организации экономической жизни дела семейные из публичных стали приватными. С тех пор экономическое образование и экономическая наука затрагивали проблемы домашнего хозяйства лишь в той степени, в какой это касалось анализа личного потребления, воспроизводства рабочей силы и наследования частной собственности.
Экономическая наука стала "Иваном, не помнящим родства". Она забыла о своих истоках, существенно упростила предмет изучения и заслуженно получила репутацию вульгарной.
Разработка американским экономистом Г. Беккером в 60-е гг. ХХ в. дисциплинарных основ экономики семьи обратила внимание на вопросы экономики и права, экономико-демографические исследования, этнографические исследования хозяйственного быта, а также социальную историю семьи.

Интеграция результатов данных исследований с макроэкономическими подходами классической политической экономии позволяет конституировать экономику семьи как суверенную отрасль экономической науки.
Отраслевой статус экономики семьи и домашнего хозяйства не ограничивает содержание ее предмета концептуальными положениями исключительно экономической науки. В настоящее время для понимания экономических закономерностей семейной жизни, пожалуй, более важны соответствующим образом интерпретированные данные этологии, этнографии, религиоведения и т.п.
Учет этого методологически важного обстоятельства дает основание полагать, что экономика семьи и домашнего хозяйства является достаточно абстрактной и наиболее общей отраслью экономической науки. Едва ли будет правильным рассматривать семью по аналогии с фирмой, так как фирма (букв. имя) отделяется в эпоху Возрождения от домашнего хозяйства как дочерняя организация.

Политическая экономия, как сказано выше, изучает хозяйство государя. Поэтому она представляет собой довольно частный случай ведения домашнего хозяйства, правда, в значительных иногда масштабах.
Забавно, что даже родовая община и первобытное стадо вторичны по отношению к семье. Они являются конгломератом семей, и такая структура первобытной организации общества определяется социальной организацией приматов.

Истоки экономики семьи и домашнего хозяйства находятся, по крайне мере, в мире животных. И, возможно, растений.

Но этот вопрос слабо изучен.
Следовательно, экономика семьи и домашнего хозяйства - исходная и простейшая форма экономической жизни. Поэтому ее теоретическое представление наиболее сложно. В предлагаемом пособии освещаются некоторые конкретные закономерности экономики семьи, которые имеют регулирующий характер и прикладное значение.

Отбор сюжетов определялся мерой популярности, степенью научной разработки, а также актуальностью затрагиваемых проблем для молодежи.
Способ изложения предполагает начальное знакомство с базовым курсом экономики и широкую социальную компетентность. При изучении каждой темы целесообразно рекомендовать студентам анализ конкретных произведений художественной литературы и обзоры публикаций в средствах массовой информации.

ГЛАВА I. Дом и семья в экономических учениях и поучениях

§ 1. Домострой
Главное в доме - порядок. Экономика порядков учит, что порядок есть последовательность пространственно-временных рядов, в которых размещены блага по возрастанию (убыванию) относительной ценности. Каждый член семьи формирует свой собственный порядок - относительно себя как абсолютной ценности. В семейных отношениях возникает интерференция порядков, приводящая каждый порядок в беспорядок.



Поэтому домашнее хозяйство начинается с наведения порядка.
"Домострой" Ксенофонта: концепция порядочной жены. Одним из первых трактатов по экономике семьи является труд древнегреческого ученого Ксенофонта "Домострой" (399 г. до н. э.), в котором он рассматривает вопросы хорошего управления домашним хозяйством.

Домашнее хозяйство, полагает Ксенофонт, включает не только дом, но и имущество вне его, включая отрицательные блага - любовниц, врагов. "Значит дело хорошего хозяина уметь и врагами пользоваться так, чтобы получать пользу от врагов".
Цель семьи Ксенофонт видит в рождении детей для приобретения себе кормильцев на старость и для продолжения рода. Принося жертвы, потомки обеспечивали предкам благополучие и бессмертие в мире мертвых.

Особенно ценились сыновья, так как считалось, что только мужчины могут поддерживать духовную связь с предками.
Занятость в домашнем хозяйстве территориально разделена. От работы на открытом воздухе получают жизненные припасы; в крытом помещении кормят новорожденных детей, готовят пищу и одежду, спят, хранят запасы.

Таким образом, домохозяйство делится на внешнее и внутреннее.
Природу женщины бог приспособил для домашних трудов и забот, а природу мужчины - для внешних. Поэтому нужна семейная кооперация: "А так как оба пола по природе своей не одинаково ко всему способны, то по этой причине они тем более нуждаются друг в друге, и эта пара бывает тем полезнее для себя, что один силен в том, в чем слаб другой".
Средства поступают в дом благодаря деятельности мужа, а расходуется большая часть их по распоряжению жены. Нет смысла нести что-либо в дом, если нет человека, хранящего внесенное. Если распоряжения жены хороши, состояние умножается; если дурны, состояние уменьшается. Одни мужья в женах находят себе помощниц для умножения состояния, но огромное большинство жен, по мнению Ксенофонта, разоряют хозяйство. "Как жалки люди, про которых говорят, что они льют воду в дырявую бочку: видно, что они даром трудятся".

Поэтому следует хорошо подумать над тем, кого лучше взять себе в товарищи для хозяйства и детей.
Жену рекомендуется брать к себе ребенком, девочкой дикой и пугливой, затем приручая, одомашнивая и воспитывая её так: "Если когда нам бог пошлет детей, мы тогда подумаем о них, как их воспитать всего лучше: ведь и это наше общее благо - заручиться как можно лучшими помощниками и кормильцами на старость; а теперь вот хозяйство у нас с тобой общее. Все, что у меня есть, я отдаю в наше общее владение, и ты все, что принесла с собой, обратила в общую собственность.

Не то надо высчитывать, кто из нас внес больше по количеству, а надо твердо помнить, что кто из нас окажется более полезным участником в общем деле, тот и вносит большую сумму".
Первым законом домашнего хозяйства должен быть режим постоянства собственности: "кто получает больше всех пользы от сохранения вещей в целости и больше всех убытка от уничтожения их, тому должно быть и больше всех заботы о них". Заботливость - дело прибыльное.
"Государство" Платона: принцип оптимального брака. Кто должен заниматься подбором наиболее подходящей жены: сам жених, его родители или специалисты? Древнегреческий философ Платон, считает, что специалисты-астрологи. Более того, в силу примата глобального оптимума над локальным здесь важен государственный подход.

Поэтому правители определяют количество браков, чтобы сохранялось постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т.д., и чтобы государство по возможности не увеличивалось и не уменьшалось. Так, будет поддерживаться оптимум народонаселения.
Стадо людей должно быть самым отборным. Лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими. Потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших - нет. Пора расцвета: для мужчины - 30 лет, для женщины -20 лет.

Мужчины после 55 лет, а женщины после 40 лет могут сходиться свободно, но детей, если появятся, необходимо убивать.
Женихов и невест следует сводить во время празднеств по жеребьевке. Отличившимся юношам предоставлять более широкую возможность сходиться с женщинами, чтобы под благовидным предлогом ими было зачато как можно больше младенцев.
Все рождающееся потомство поступает в распоряжение должностных лиц. Младенцев, родившихся от хороших родителей, эти лица отнесут их в ясли к кормилицам, живущим отдельно в какой-нибудь части города.

Ночные бдения и прочие тягостные обязанности будут делом кормилиц и нянек.
Матерей, чьи груди набухли молоком, можно привести в ясли, но так, чтобы они не опознали своего ребенка. "Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети - родителей".
Младенцев, родившихся от худших родителей или от родителей с телесными недостатками, укроют в недоступном, тайном месте. Потомство стражей, если оно неудачно, Платон предлагает переводить в другие сословия, а одаренных людей из остальных сословий - в число стражей. "Каждого из остальных граждан надо ставить на то одно дело, к которому у него есть способности, чтобы, занимаясь лишь тем делом, которое ему подобает, каждый представлял бы собою единство, а не множество: так и все государство в целом станет единым, а не множественным".
"Политика" Аристотеля: закон взаимосохранения в семье. Выдвинутую Платоном концепцию священного брака Аристотель счел нечестивой, потому что раздоры и плотское сожительство будут возможны между близкими родственниками.

Установленными обрядами не искупить содеянного. Физическое сходство, существующее между детьми и родителями, неизбежно бы показало действительное родство.

Кроме того, передача детей из сословия в сословие приведет к путанице и конфликтам, так как дающие и перемещающие будут знать, кому каких детей они дают. В конце концов, указывает Аристотель, нелепо брать пример с животных, ведь у них нет никакого домохозяйства.
Но, как и остальным животным и растениям, женщине и мужчине присуще стремление оставить после себя другое подобное себе существо. Это обусловливается не сознательным решением.

Они не могут существовать друг без друга и сочетаются попарно для продолжения потомства.
Стремление сохранить себя в потомках есть следствие первого закона природы - закона самосохранения. Чувство любви к себе не случайно, оно от природы.
Люди всего более заботятся о том, что им принадлежит и что им дорого. Отсюда следует закон: "К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота.

Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее всего заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого. Помимо всего прочего люди проявляют небрежность в расчете на заботу со стороны другого, как это бывает с домашней прислугой: большое число слуг иной раз служит хуже, чем если бы слуг было бы меньше" (1262b).

Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею - общим.
Семья состоит из рабов и свободных, мужа и жены, родителей и детей. Основной объект семейной собственности - жена и дети.

Домашним животным предпочтительно находится в подчинении у человека, женщине у мужчины.
Аристотель приводит такие краткие определения семьи. Харонид: они едят из одного ларя. Эпименид Критянин: питающиеся из одних яслей.

Гесиод: "Дом прежде всего супруга и бык-землепашец".
Аристотель указывает на ложные цели домохозяйства: а) накопление денег; б) наслаждения. В домохозяйстве следует заботиться более о людях, нежели о приобретении бездушной собственности, более о добродетели первых, нежели об изобилии последней, более о людях свободных, нежели о рабах.
Домохозяйство должно быть сообразно с природой членов семьи и природой окружающей среды, направлено на добывание средств к жизни и не беспредельно. Никакая система не может сужаться и расширяться до бесконечности.

С наибольшей эффективностью любая система функционирует в некоторых пространственно-временных пределах.
Сама природа дарует всем блага, достаточные для рождения и роста. Животные имеют пищу для рожденных в самих себе. Всякое существо получает свое питание как бы в наследство от того существа, которое произвело его на свет.

Природа должна поставлять человеку необходимое пропитание, а домохозяин дает соответствующее предназначение благам природы, извлекая пользу от плодов и животных.
Древнерусский Домострой: о домовитом человеке. По древнерусскому учению, домострой - это когда в добрый дом, хорошо обряженный, точно в рай войти. Богатство должно быть праведным и благословенным.

Неправедные труды и нечестные доходы запишут бесы, и за то взыщется с человека в день Страшного суда. А неблагословенная пища проклята будет.

Для того чтобы на Страшном Суде баланс оказался в вашу пользу и вам окончательно определили достойное и постоянное место жительства, необходимо дела вести степенно, всему ведая место, счет и меру.
Домострой учит, как жить человеку по средствам своим. Надо все заранее распределить, а потом уж и жить, ведя хозяйство согласно приходу и расходу, распределяя все по добытку и промыслу, и по своему достатку.

Иначе честь обернется великим бесчестием. Потому все сосчитать, заметить, записать.
"Кто же расплачивается и управляется в срок, и всяких податей за собой не накапливает, а ненужного долгу за кем не водится и не растет он, так тот человек всегда свободен, живет независимо, и в жизни ловко..
Главным признаком домовитого человека является запасливость: доброго человека никогда и ни в чем недостаток не прихватит. Для любого рукоделья чтобы всякое орудие в порядке на подворье было: все свое без излишнего слова. Когда впрок припасено все, гостя без убытка накормят.

В неурожайный год на запасах даром проживут, а при дороговизне и продадут излишек. Припасы и запасы всегда обернутся прибылью.
Если дочь родится, благоразумный отец от всякой прибыли откладывает на дочь. Из доли ее, что там Бог пошлет, ей в особый сундук кладут, добавляя всегда понемножку, каждый год, а не все вдруг, себе в убыток. Так дочь растет, а приданое ей все прибывает.

Только лишь замуж сговорят - родители могут уже не печалиться: всего у них вволю. Если родители незапасливы, купить все сразу - дорого.

Преставится дочь - поминать ее приданым.
Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже это камня многоценного: наладит мужу своему благополучную жизнь. Не беспокоится о доме своем ее муж. Отовсюду вбирает в себя все богатства: и встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам.

От плодов своих рук приумножит богатство. Доброю женою блажен муж, и число дней его жизни удвоится. Каждый день и каждый вечер следует мужу и жене советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело велено вести, всем тем наказать.

Последнее слово остается за государем дома, но делом в доме занимается государыня ("делодержец всему").
Задания и упражнения:
1) О каких законах ведения домашнего хозяйства вы узнали?
2) Какой доход вы считаете достаточным для содержания себя и своего брачного партнера?
3) Какие критерии подбора брачного партнера существуют в животноводстве?
4) Окажется ли на Страшном суде баланс в вашу пользу?
5) Чья концепция домашнего хозяйства вас больше устраивает?

§ 2. Воспроизводство народонаселения

В традиционной экономике наиболее дефицитными ресурсами были либо земля, приносящая ренту, либо подданные, обрабатывающие землю и выплачивающие дань. Где не хватало земли, излишек населения сбрасывался в войнах, эпидемиях, миграциях.

Где не хватало людей, там заботились об их размножении и закрепощении, т. е. прикреплении к земле.
М. В. Ломоносов о размножении и сохранении Российского народа. Свою деятельность в области экономической науки М.В. Ломоносов начал в 1747 г. с перевода руководства по технике и организации крупной помещичьей усадьбы "Лифляндская экономика". Позднее он разрабатывает проект "Мнение об учреждении Государственной коллегии (сельского) земского домостройст-ва", которая должна "смотреть о внутренних избытках в государстве".

В письме И.И. Шувалову изложил следующий план предполагаемого экономического сочинения о приращении общей пользы государства: "1) О размножении и сохранении Российского народа. 2) Об истреблении праздности. 3) Об исправлении нравов и большом народа просвещении.

4) Об исправлении земледелия. 5) Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.

6) О лучших пользах купечества. 7) О лучшей государственной экономии.

8) О сохранении военного искусства во время долговременного мира".
В рукописном наброске "О размножении и сохранении Российского народа" (1761 г.) М.В. Ломоносов утверждает, что богатство государства заключается в населении, а не в обширности, тщетной без обитателей.

Экономист должен предотвратить убыль населения и умножить подданых "к особливой славе всемилостивейшей нашея самодержицы". Для этого он предлагает истребить многие обычаи, препятствующие плодородию.
Во-первых, искоренить обычай заключать браки с большой разницей в возрасте между мужем и женой, когда в крестьянскую семью для 10-12 летнего мальчика, к супружеской должности неспособного, брали скорее не жену, а работницу, старше на лет на десять суженого. Такой брак был "неплодороден" первые и последние годы из-за несоответствия возрастов.

Муж быстро "изнашивался", а зрелая девица, не получая положенного от малолетнего "мужичин-ки", могла понести на стороне, что было большим грехом, вело к детоубийству незаконорожденного и гибели самой матери.
Для сохранения внебрачных детей М.В. Ломоносов предлагал учредить "нарочные богоделенные дома для невозбранного зазорных детей приему", где благодельные старушки могли б за ними ходить вместо матерей и бабок.
Обычай заключать браки не по любви М.В. Ломоносов тоже относит к вредным для "плодородия": "где нет любви - ненадежно плодородие".

Споры, драки между нелюбящими супругами могут привести к "повреждению плода" и преждевременным родам.
М.В. Ломоносов критиковал церковный календарь и праздничные обычаи: "Паче других времен пожирают у нас масленица и святая неделя великое множество народа". Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают это ясно. На Пасху люди ведут себя "как с привязу спущенные собаки": "Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, там лежат без памяти отягченные объядением и пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние постники.

О истинно христианское пощение и празднество!... Между тем бедный желудок, привыкнув через долгое время к пищам малопитательным, вдруг вынужден принимать тучные и жирные брашна в сжавшиеся, ослабевшие проходы, не имея жизненных соков, несваренные ядения по жилам посылает, они спираются, пресекая течение крови, и душа в отворенные тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает". М. В. Ломоносов приходит к выводу: "Неравномерное течение жизни и крутопеременное питание тела не токмо вредно, но и смертоносно.

Так что строгих постников (которых так поощряет церковь, притом усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно".
Церковный календарь заимствован из Греции и Израиля, а у нас нет "фиников и смокв". Праздники "расположите как разумны люди по нашему климату, употребите пост в другое способнейшее время".

Любить Господа Бога твоего нужно всем сердцем (сиречь не кишками и ближнего как самого себя (совестью, а не языком). "Чисто покаяние есть чистое житие", - вот символ православной веры.
Закон народонаселения Мальтуса. Меры по увеличению народонаселения не всегда вели к намеченной цели. "Черная чума" в XIV в. сократила европейское население на треть, и рабочие руки резко поднялись в цене. Религиозные войны в Швейцарии и Германии истребили более 2/3 населения.

Поэтому английский священник и экономист Т. Мальтус, вынужденный принять сан по обычаю майората, в трактате "Опыт закона о народонаселении", резонно указал, что размножение населения не должно вести за собой пороков и бедствий. Цель его сочинения - улучшение участи и увеличение счастья низших классов общества.
Живые существа, утверждал Т. Мальтус, постоянно стремятся размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи. Это закон. Но имеющиеся средства существования неизбежно ограничивают количество народонаселения.

Мальтузианский (взрывной) рост иллюстрируют опыты по акклиматизации животных. В 1944 г. на о-в Св. Матвея в Беринговом море было выпущено 29 особей северного оленя.

К 1963 г. их численность возросла до 6 тыс. Сейчас в популяции осталось 50 голов. Вследствие стресса перенаселенности повышается частота агрессивных контактов.

Концентрация мочевины в крови растет, из-за чего погибают взрослые особи. Происходит ослабление заботы родителей о потомстве.

Наблюдается замедление роста и гибель зародышей. Размеры популяции остаются постоянными даже при избытке пищевых ресурсов.
Культ плодовитости, на его взгляд, присущ военной экономике, где избыток населения - причина и средство наступательной войны. Сам народ является главнейшим виновником своих страданий. "В то время, когда заработной платы едва хватает на прокормление двух детей, человек женится и на его руках их оказывается пятеро или шестеро, вследствие чего он испытывает безвыходную нужду. Он жалуется на заработную плату, которая ему кажется недостаточной для содержания семьи; он обвиняет свое приходское попечительство в том, что оно медлит со своей помощью; он обвиняет богатых в том, что они отказывают поделиться с ним своим избытком; он обвиняет общественные учреждения в несправедливости и пристрастии; он, быть может, обвиняет даже само Провидение, которое предназначило ему такое зависимое положение и жизнь, окруженную лишениями и страданиями.

Находя повсюду повод для своих жалоб и обвинений, он не догадывается обратить взгляд на действительную причину своих бедствий. Себя самого он обвиняет едва ли не после всех, а между тем он в действительности он один только и заслуживает порицания.

Единственным его оправданием может служить лишь то, что он введен в заблуждение суждениями, распространяемыми высшими классами общества. Быть может, чувствуя тяжесть своего положения, он и сожалеет, что женился, но ему не приходит в голову, что вступая в брак, он совершил поступок, достойный осуждения. наоборот, его всегда уверяли, что, давая своему государю и своей стране новых поданных, он совершает похвальный поступок; он руководствовался этим правилом и в то же время страдает, неудивительно, что в его уме складывается мысль о том, что он страдает за правое дело, что со стороны государя и отечества несправедливо и жестоко оставлять его в жалком положении в благодарность за благодеяние, оказанное им по их же приглашению и вследствие их неоднократных заявлений о том, что подобные услуги с его стороны необходимы".



Содержание раздела