d9e5a92d

Экономика смертности

По данным исследований за 2001 г., на каждую 1000 мальчиков в Индии рождается 927 девочек, и разрыв продолжает увеличиваться. В 1991 г. на то же количество новорожденных мужского пола приходилось 945 девочек, а в 1981 г. - 962. В Пенджабе, например, соотношение между юношами и девушками сейчас составляет 793 на 1000, а в индустриальном Гуджарате - 878 на 1000. Дело в том, что благодаря УЗИ беременные женщины определяют пол будущего ребенка.

Если девочка - советуются с родственниками и решают сделать аборт. Сексизм в планировании семьи особенно распространен в азиатских странах.
Задания и упражнения:
1) Сколько детей рентабельно иметь в рыночной экономике?
2) Какие факторы сильнее всего влияют на снижение рождаемости?
3) Кому принадлежит плод?
4) Оцените расходы связанные с беременность, рождением и содержанием ребенка до 1 г.
5) Сколько детей вы рассчитываете иметь?

§ 4. Экономика смертности

Смертность - массовый процесс вымирания поколения, складывающийся из множества единичных смертей, наступающих в разных возрастах и определяющих в своей совокупности порядок вымирания.
Во внутриутробном периоде 1/5 зародившихся жизней погибает при естественном или искусственном аборте. Перинатальная смертность плода составляет 10-20 промилле. Младенческая смертность - смертность детей на 1 году жизни в 1991 г. составляла 17,8 промилле. Среди мальчиков она на 10-20% выше, чем у девочек.

Выделяют также неонатальную смертность - смертность новорожденных - с момента рождения до 28 дня жизни. Умершие в этот период составляют 60-80% умерших в возрасте до 1 года. Парадокс детской смертности состоит в том, что с увеличением возраста ребенка средняя продолжительность предстоящей жизни растет, тогда как в обычной ситуации с возрастом она снижается
Материнская смертность - смертность женщин в связи с беременностью, при родах и в послеродовом периоде из-за внематочной беременности, токсикозов, маточных кровотечений. Наименьший показатель материнской смертности у первородящих, с увеличением количества родов он растет.
В большинстве возрастных групп (до 75 лет) смертность мужчин превышает смертность женщин. Этот феномен называется мужской сверхсмертностью.

Индекс мужской сверхсмертности: 1-4г. - 131, 25-29 лет - 397, 85 лет и более - 35.
Самосохранительное поведение - целенаправленные действия по самосохранению в течение всей жизни. Ценность долголетнего существования служить критерием благополучия общества, в котором празднуются различные годовщины, дни рождения, выходы на пенсию и других событий, отмечающих завершение определенных жизненных периодов, демонстрирующих значимость
полноты жизненного цикла человека.
В ХХ в. продолжительность жизни человека все в большей степени начинает зависеть не от наследственности и эффективности здравоохранения, а от усилий самого человека, его образа жизни, продуцирования им различных жизненных ситуаций. Позитивные формы самосохранительного поведения - отказ от вредных привычек, занятия физкультурой, санитария и гигиена. В социальных отклонениях, отсутствии заботы о здоровье обнаруживается низкая ценность человеческой жизни от заболеваний, количестве убийств, самоубийств, несчастных случаев.

Самоубийство - негативная форма самосохранительного поведения, когда индивид решает, что лучше не жить, чем жить так плохо.
В настоящее время около 25% горожан не хотят жить как можно дольше из-за боязни остаться беспомощными и одинокими. Желаемая продолжительность жизни для них - 68,6 г. против 81,1 г. для тех, кто хочет жить дольше, чтобы испытать в жизни как можно больше и долго не расставаться со своими близкими.

Высокая ценность долголетней жизни и соответствующая потребность в продолжительном самосохранении создают жизнеутверждающий настрой даже вопреки окружающим условиям, поэтому избирается образ жизни, который минимизирует заболеваемость, несчастные случаи, смертность. Заботящиеся о своем здоровье ожидают прожить 79 лет, не заботящиеся - 71 год.
Низкая индивидуальная ценность долголетней жизни умаляет опасность вредных условий труда и жизни, профессий, увлечений. Так, если принять вероятность умереть от болезни за 1, то работа в сфере обслуживания сопряжена с риском в 20 раз меньшим, в сельском хозяйстве и строительстве в 3 раза, в горной промышленности - в 2 раза меньшим; и, наоборот, у верхолазов-монтажников, летчиков-испытателей (как и у спортсменов-гребцов), альпинистов, жокеев риска больше соответственно в 3, 12, 27, 100 раз. Выбор опасной профессии происходит в соответствии с законом Старра: зарплата увеличивается как корень кубический из уровня риска профессии и выступает в качестве


его компенсации.
Риск смерти при пользовании автотранспортом и самолетом в развитых странах мира равен риску от болезней, который в свою очередь выше всего у младенцев до 1 года и у стариков старше 65 лет - около 2,5.
В настоящее время везде в мире продолжительность жизни женщин выше, чем у мужчин. Поэтому различают линии мужского и женского самосохра-нительного поведения.

В России в 80-е гг. индекс тревожности смерти, страха смерти у мужчин в среднем равен 6,08, у женщин - 8,01; у холостых мужчин -5,06; у женатых - 7,15; у незамужних женщин - 7,84; у замужних - 8,23. У женщин интенсивнее усилия по реализации самосохранительных установок, так как их цели рассчитаны на далекую перспективу, смысл жизни, чаще, чем у мужчин, связан с детьми, желанием увидеть их в будущем.

Материнская функция женщины формирует умение распределять силы на всем протяжении жизни.
Погребально-поминальный обряд. Человек, устроивший свой очаг и вырастивший детей, выплатил долг предкам: продолжил свой род и обеспечил сохранение обычаев.

После он начинает собирать смертное приданое, совершает церемонию собственных похорон и считается мертвым для этого мира.
Похоронный обряд - это раздел живых с умершим, отделение мертвого и выделение его доли. Сам умерший имеет право на часть своего имущества: будущие наследники должны использовать часть наследства на организацию похорон и поминок.

Все имущество покойника растрачивается трояко: 1) личные вещи захорониваются и сжигаются; 2) растрачивается постепенно на пиры, раздачу пищи и вещей чужим; 3) ценные вещи делятся в качестве призов по результатам похоронных состязаний; 4) вступление в наследство.
Чем более тяжелой общественной утратой считалась смерть человека, тем более сложными и продолжительными погребальными и поминальными обрядами она отмечалась. Погребальный обряд мог включать до 100 циклов последовательных похорон, количество которых определялось количеством переходов из одного загробного мира в другой.

Тень смерти не покидала первобытное сообщество до тех пор, пока, во-первых, не будет окончательно установлен виновник смерти и решен вопрос о мести, и, во-вторых, не будут проведены все обряды, занимавшие до 2-х лет.
У русских зимой не спешили хоронить, особенно знатных и богатых. Тело выносили в холодную церковь и ставили там иногда дней на восемь. Царя хоронили через шесть недель.

Для людей бедных было дорого нанимать копать могилу зимою; поэтому мертвецов ставили в усыпальницы при колокольнях и там держали до весны. Весною семейства разбирали своих мертвецов и хоронили.
Погребальный обряд мог быть равновесным и неравновесным, когда устраиваются сложные похоронные церемонии, а затем происходит погребение в простой могиле. Концепция посмертного существования стимулирует стремление обеспечить целостность тела, надежность последнего убежища, полноту инвентаря. Концепция прекращения существования минимизирует похоронное обеспечение
Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого соблюдали все элементы похоронного ритуала и снабжали покойного необходимыми орудиями труда, средствами передвижения, определенным запасом продуктов, которого душе должно было хватить для путешествия в загробным мир.
Все вещи, оставляемые с покойным, намеренно портились для того, чтобы освободить их души и для того, чтобы в потустороннем мире покойному досталось все новое. Категорически запрещалось приносить с кладбища какие-либо; предметы или еду, поскольку покойный мог явиться за ними и нанести вред живым.
Чтобы покойный не причинял в дальнейшем зла близким, его старались задобрить: на могиле оставляли поминальные блины, пироги, рюмку с водкой. Во время поминок на столе ставили отдельный прибор, на тарелку клали кусочек хлеба или блин, ставили рюмку водки.

Когда впервые после смерти родственника топили баню, на первый пар приглашали умершего и несли для него особый веник и чистое белье.
Погребальный комплекс есть погребальное сооружение, содержащее останки умершего и погребальный инвентарь - имущество, предназначенное для обеспечения посмертного существования. Посмертный набор составляется по избирательному принципу из набора прижизненного, т. е. из множества предметов, которыми пользовался человек при жизни.

Вместе с покойным за-хоронивались друзья и вассалы усопшего, жены и наложницы, прислуга, могильщики. Воина погребали с оружием, конем и собакой.

Знатному славянину предоставляли свиту. Славянке в могилу клали серп, посуду, зерно, убоину.

В Китае родственники и друзья сжигают перед мертвым большое количество фальшивых бумажных денег: раньше деньги были настоящими, а цель обряда состояла в том, чтобы закопать умершего с его состоянием. Смерть человека в Китае влекла за собой полное разорение его семьи.
Практика траура основывалась на том общем принципе, что здравствующие должны все оставить покойнику. Траурная одежда, отмена украшений остались с того времени, когда вся одежда семьи отдавалась покойнику.
Исторически гробница - древний дом, хижина, остающаяся за умершим. Первобытные люди покидали стоянку, где умер человек.

Мертвый уносил с собой в могилу фрагмент общества. Если покойник носит имя, похожее на название животного и т. д., то дается новое название, чтобы при их обозначении не возникало воспоминание о покойнике.

За семь лет в у индейцев в Парагвае название ягуара менялось три раза.
Для того чтобы преподнести усопшему дары, которые служат ему пищей, к гробнице добавляется алтарь (жертвенник). Так мавзолеи становятся иногда настоящими храмами со своими печами, комнатами для раздевания, стадами, которые дают молоко и мясо для приношений, с гарнизонами, чтобы охранять все это имущество.

Некрополь - поселение мертвых (могильные склепы, дома, улицы).
Реликвии - останки мертвых и принадлежавшие им вещи, которые дороги как память. Аборигены Австралии носили высушенные трупы в мешке с собой, для передачи полезных качеств поедали мясо покойного, юношей натирали трупной жидкостью. Гроб - первый банковский сейф, в котором хранится прах покойного. Могила - исходная форма недвижимости, неотчуждаемый залог благородства и состоятельности.

Могила - коллектор в круговороте вещей. Вещи собираются вокруг мертвого человека. Индейцы Канады время от времени гробы покойников вскрывали и последних переодевали. Могила обставлена и украшена гораздо богаче, чем хижина живого.

Хоронить - это хранить.
Любовь к отеческим гробам меркантильна. Распределение совершается пропорционально благородству, подтвержденному готовыми к предъявлению останками предшествующих покойников, сохраняемых в депозитарии. Отсюда традиция подбирать мертвых на поле боя, обмениваться ими, захоронивать на родине хотя бы фиктивно.

Масштаб погребения определял длину правящей династии.
Задания и упражнения:
1) В жизненном цикле каких изделий затраты на ликвидацию и захоронение составляют значительную долю совокупных издержек?
2) Экономика каких государств работала исключительно на погребения?
3) Охарактеризуйте основные параметры вашего самосохранительного поведения?
4) Оцените стоимость похорон в настоящее время.
5) Каким вы видите свой погребальный комплекс? Какие предпочтения высказывают ваши престарелые родственники?

§ 5. Семейный календарь

Народный календарь служил годовым расписанием жертвоприношений (церковный календарь) и хозяйственных работ (сельскохозяйственный календарь). Вместе с тем косвенным образом он определял распорядок, годовой круг семейной жизни по месяцам и сезонам
Демографические события семейной жизни - браки, рождения, смерти -взаимосвязаны. Разброс демографических событий по календарю не был случайным, хаотичным, он подчинялся довольно строгим закономерностям.

Эти события объединялись в годовые циклы (круги) - матримониальный, детородный и летальный, -находившиеся в цепочной взаимосвязи.
Структура циклов объясняется с позиций многофакторного подхода. Ведущую роль играли природные (сезонные и климатически), хозяйственные и религиозные факторы.

Некоторые факторы действовали в одном направлении и усиливали друг друга. Векторы воздействия других могли быть направлены в разные стороны и уравновешивались.
Ниже излагаются результаты проведенного В. А. Зверевым исследования семейно-демографического календаря в селениях Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.).
Календарь брачности. Всплеск матримониальной активности наблюдался два раза в году: зимний в январе-феврале, когда заключали 50-60% всех браков, и осенний в октябре-ноябре, на который приходилось почти 20% свадеб.
Православная церковь не венчала браки прихожан во время четырех многодневных постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Петрова (20 дней в мае-июне), Успенского (1-14 августа) и Рождественского (15 ноября - 24 декабря). Действовал религиозный запрет на браки также между Рождеством Христовым и Крещением (25 декабря - 6 января), на протяжении масленицы - недели перед Великим постом, в пасхальную неделю. В указанные сроки русские свадьбы не играли.

Суеверия удерживали сибиряков от браков в мае: "В мае жениться - век маяться".
Осенний сезон сватовства и свадеб повсеместно открывался с Покрова Богородицы (1 октября), т. е. с окончанием полевых и огородных уборочных работ, когда появлялись продуктовые запасы, больше времени высвобождалось для гулянок. Вместе с тем в это время завершалась подготовка к зиме, что сдерживало свадебную активность.

Разгар осеннего свадебного периода приходился на день празднования явления иконы Богородицы в Казани ("Казанская", 22 октября).
Зимнее бракосочетание для крестьянской семьи в Сибири было удобнее осеннего по хозяйственно-бытовым причинам: продажа хлеба и мяса давала к этому времени денежные средства на свадьбу; "мужской полк" возвращался к морозам из тайги с охотничьего промысла; после свадьбы к весне - к новому хозяйственному сезону в дом приходили молодая работница или работник. В Зимний мясоед венчали даже несовершеннолетних.
С апреля по сентябрь из-за интенсивных полевых работ заниматься брачными делами было некогда, да и средств на свадьбу у средней семьи до нового урожая не было. Традиция заключения браков зимой оправдывалась также тем, что дети, родившиеся осенью, за зиму подрастали и с весны "баба могла впрячься в работу и ней ойкнуть ... малец мог обходиться хлебной соской и меньше тянул мать".

Свадьбы, сыгранные в любой другой сезон, были менее благоприятны для времени рождения скорых первенцев.
Календарь рождаемости. Генеральная закономерность: в осенне-зимний период наблюдалось увеличение интенсивности зачатий, а весной летом происходил спад; соответственно, летом-осенью наблюдался подъем рождаемости, а в зимне-весеннюю пору - ее сокращение.
Физиологические особенности женского организма подталкивают его к особой половой активности осенью и вначале зимы, когда световой день становится коротким и сокращает выработку в организме мелатонина - гормона, подавляющего сексуальность, а иногда препятствующего наступлению беременности. Зачатые в октябре-декабре рождаются в конце лета - начале осени, когда малыши и сама мать меньше всего рискуют пострадать от голода.
В феврале-марте у женщин наступает естественное снижение способности к оплодотворению. Весенний подъем сексуальности в силу зимнего истощения людей и скудости сибирской флоры незначителен.
Длительные периоды летней жары, наличие обширных заболоченных местностей, благоприятствовали распространению в теплое время года эпидемий, особо опасных для рожениц и грудных детей. Зная об этом, крестьянки старались предотвратить зачатие детей в первые осенние месяцы, откладывали половую активность на конец осени и зиму - чтобы рождение ребенка не пришлось на начало лета.
Во время интенсивных аграрных работ в августе половая жизнь свертывалась, происходили сбои менструального цикла у женщин, что вело к падению рождаемости в конце зимы и весной, особенно в мае.
Неравномерность деторождения определялась сезонностью крестьянской экономики. В осенне-зимний период крестьяне имели в относительном изобилии калорийную пищу и приурочивали сюда молодежные игрища и свадьбы. Учащение зачатий с сентября по февраль вело к всплеску рождаемости в летнеосенний период (55% рождений). Май, июль, август характеризуются интенсивными работами, что снижало количество и зачатий и, соответственно, последующих рождений в феврале и апреле-мае.

Июнь - между окончанием посевной и началом сенокоса - был относительно свободным, и в марте рождаемость возрастала.
В отдельных группах населения особенности годового детородного круга определялись сезонностью занятий: летними лагерными сборами у казаков, мужским отходничеством на золотые прииски летом, сезонностью рыболовного и охотничьего промыслов.
Длительные многодневные посты - Великий и Рождественский - определяли минимум зачатий в марте и декабре, и, соответственно, минимумы рождений в сентябре и декабре. В моменты выхода из длительных постов возрастал интенсивность половых отношений, что сказывалось на увеличении рождаемости в январе и октябре.
Календарь смертности. В традиционной экономике 40-60% умиравших составляли младенцы, следовательно, их смертность формировала генеральные закономерности смертности во всем населении.
На период июня сентября (третья часть года) приходилось более половины умерших в возрасте до 1 года, а в июле-августе количество смертей превышало среднегодовой показатель для данной группы в 2-2,5 раза. Смертность детей в возрасте 1-5 лет (таковые составляли 15-20% всех усопших) в июле-августе была тоже велика, но все же в холодные месяцы они умирали значительно чаще грудничков.

В возрастной группе старше 5 лет пик смертности наблюдается в зимне-весенний период. Для взрослых самым опасным временем года была весна.
Главной естественной причиной летнего максимума смертности является длительная жара, которая приводила к перегреву организма, а в местах заболоченных и сырых, при отсутствии дренажа провоцировала бурное размножение возбудителей многих инфекционных заболеваний. Так, эпидемии дизентерии являлись причиной четверти всех смертей в деревнях и почти половины случаев гибели младенцев.
Зимние морозы заставляли членов крестьянской семьи скучиваться на долгое время в тесном жилище, что благоприятствовало заражению детей оспой, корью, скарлатиной (гибель от этих болезней преобладала в возрастной группе 1-5 лет), а взрослых - тифозной "горячкой". Весной и поздней осенью, когда в Сибири велики перепады температуры и часты холодные ветры, чаще простужались, ведь дети и взрослые много времени проводили на улице.
В первый месяц после родов от пороков организма погибало 20-30% всех младенцев, умерших в возрасте до 1 г. В разгар сезона рождений обычным делом было отсутствие тщательного осмотра и обмывания новорожденного, физические травмы от "правления" его головки, занесение инфекции при небрежном перерезывании пуповины, содержание постоянно в душной атмосфере избы без прогулок на воздухе, что ослабляло детей и делало их восприимчивыми к болезни. Губительным оказывалось неправильное питание малышей, включавшее в себя все, "что едят взрослые", и основанное часто на скисшемся в немытой соске коровьем молоке. Детей постарше родители летом не уберегали от поедания недозрелых огородных овощей, лесных ягод.

Весенний всплеск смертности был связан с отсутствием у многих детей (да и взрослых из бедняцких семей) удобной и теплой обуви, подходящей по сезону одежды.
Весной с началом полевых работ учащалась смертность подростков и взрослых вследствие травм и простуд от ночевки на сырой пашне. Малыши умирали от недосмотра матерей, которые поголовно были задействованы на сенокосе, уборке хлебов и не появлялись дома сутками, так как при залежнопаровой системе полеводства многие пашни располагались далеко от деревни.

Большинство грудных детей, страдавших дизентерией, были лишены материнского молока и ухода, находились на попечении престарелых бабушек и дедов, малолетних сестер и приходящих нянек, нередко несправлявшихся со своими обязанностями.
Задания и упражнения:
1) Наблюдается ли в настоящее время неравномерность годового цикла свадеб, рождений и смертей?
2) Используя дополнительные источники, определите факторы, влияющие на специфику семейного календаря населения, относящегося к другому хозяйственно-культурному типу.
3) Является у людей весна порой любви?
4) Проанализируйте помесячную структуру дат рождения членов вашей группы.
5) Какие практические выводы вы сделали для себя, после изучения представленного материала?
ГЛАВА IV. Брачный проект
§ 1. Брачный рынок
Брачный рынок - система соотношений численностей различных групп бракоспособного населения. Состояние рынка определяется числом и половозрастной структурой потенциальных брачных партнеров в населении данной территории. При несбалансированности брачного рынка происходит расширение брачного круга
Конъюктура брачного рынка. Поскольку жена, как правило, должна быть моложе мужа, то состояние рынка определяется соотношением числа молодых, не состоящих в браке женщин и неженатых мужчин несколько более старшего возраста.

Диспропорция численности полов возникает в результате военных потерь, резких изменений уровня рождаемости, несбалансированных по полу массовых миграций. Последствия Великой отечественной войны, миграция мужчин из сел в города в конце 40-х гг., падение рождаемости во время коллективизации, интенсивная женская миграция из сел в города в 60-е гг. породили следующую ситуацию на брачном рынке в России.

Таблица 1
Ситуация на брачном рынке в России
Возраст Число незамужних женщин, приходящихся на одного неженатого мужчину
муж- жен- городское население сельское население
чин щин
1959 1989 1959 1989
25-29 20-24 2.9 1.3 2.9 0.7
30-34 25-29 2.8 1.2 4.2 0.7
35-39 30-34 10.3 1.4 14.7 0.8
40-44 35-39 11.2 2.2 16.4 1.3
45-49 40-44 12.5 1.8 21.1 0.8
В условиях значительного преобладания женщин ослабевает прочность браков и повышается число разводов по инициативе мужчин, для которых высока вероятность вступления в повторный брак. Экономическим интересам женщин больше отвечала полигамия, а не моногамия, так как она намного увеличивала спрос на них, усиливая тем самым позиции женщин на брачном рынке.
Заключение брака аналогично созданию партнерской фирмы: люди вступают в брак, если ожидаемый объем выпуска совместно производимых ими потребительских благ превосходит арифметическую сумму выпусков, которые они могут производить порознь. Дополняемость мужского и женского труда создает достаточно сильный стимул для образования таких союзов.
Созданию семьи обычно предшествует поиск (иногда очень длительный). Он может вестись как экстенсивно (увеличение числа контактов), так и интенсивно (лучшее знакомство с имеющимися кандидатами). Рациональные агенты прекращают поиск на брачном рынке тогда, когда ожидаемая полезность от вступления в брак оказывается для них выше как ожидаемой полезности от холостой жизни, так и дополнительных издержек, сопряженных с продолжением поиска лучшей пары.
Как же протекает процесс "сортировки" на брачном рынке, "разбивки" соискателей на отдельные супружеские пары? Общий принцип: когда личностные характеристики являются комплиментарными, дополнительными в семейной жизни, сильнее тенденция к заключению браков между "похожими" друг на друга партнерами. Когда какие-то характеристики оказываются субститутами (взаимозаменяемыми), сильнее тенденция к заключению браков между "непохожими" друг на друга партнерами.

Содержание раздела