d9e5a92d

Доместикация

Стадный инстинкт. Отсутствие чувства взаимопомощи у членов стада обрекает его на быстрое вымирание.

Ведь у многих видов животных только стая, а не пара родителей способна одновременно сигнализировать об опасности, защищать детенышей и добывать для них пищу.
Добыча Стаи - для Стаи; ты волен на месте поесть,
Смертная казнь нечестивцу, кто кроху посмеет унесть.
Право Щенка-одногодка - досыта зоб набивать
Добычей Стаи, и Стая не смеет ему отказать.
Право Берлоги - за Маткой: у всех однолеток своих С туши четверку взимает она для прокорма щенков молодых.
(Р. Киплинг)
Обезьяны-гелады заботятся о потомстве всей стаей, и если дается сигнал тревоги, далеко забредшие детеныши бросаются на спину любому из стаи, несущемуся в укрытие. В стаде павианов мать с детенышем - привилегированное существо, ее охраняют самцы.
Круг инстинктов и безусловных рефлексов, необходимых для сохранения потомства, широк. Требуется храбрость, жертвенность, чувство товарищества, привязанность ко всем детенышам стаи, выработка мгновенной реакции на защиту беременных и кормящих самок. В отдельных ситуациях выживал и оставлял потомство тот, над кем тяготел инстинкт самосохранения. Борьба за добычу, за самку сопровождалась отбором и на хищнические инстинкты.

Вождь племени оставлял в 4-5 раз больше детей, чем рядовой охотник. Но групповой отбор отсеивал те объединения, где недостаточно заботились о беспомощных детенышах.
Альтруизм - забота о другом. Стада могли некоторое время подавлять коллективизм и альтруизм, временно побеждать и плодиться.

Но они редко могли выращивать свое потомство и редко передавать свои гены. Не оставляя потомства или обрекая его на гибель, эти орды становились эволюционными тупиками.

Они непрерывно устранялись естественным отбором за счет малой численности выживавших детенышей.
Групповой отбор. В процессе эволюции все более удлинялся срок, в течение которого детеныши нуждались в помощи и охране со стороны не только родителей, но и всей стаи, орды.

Даже у самых примитивных племен детеныши до шести лет совершенно не способны к самостоятельному существованию, к обороне. Непрерывная охрана, подкармливание беспомощных детей и беременных, численность которых составляла не меньше трети стада, могло осуществляться только стадом в целом.
Хождение на задних конечностях сузило таз женщин и лишило их способности рожать большеголовых детенышей. Они появлялись на свет с непрочным черепом, с незрелой нервной системой, неспособными ходить.

Матерям предстояло долго носить их на руках. Это усиливало зависимость потомства от наличия прочной спайки внутри стада.

Младенцы рождались в разные времена года, что стабилизировало социальность стада.
В период палеолита и неолита, когда территориальная разобщенность быстро обрывала распространение таких по преимуществу человеческих инфекций, как чума, холера, оспа, корь, тиф, дизентерия, когда женщины рожали по 10-15 детей и из них доживало до зрелости лишь двое-трое, выживание и распространение племен главным образом зависело от успешной защиты потомства от хищников, от непрерывности кормления детенышей, от ухода за ними.
Ген, индивидуально невыгодный, но способствующий сохранению ближайших родственников и даже менее близких, будет распространяться особенно интенсивно, если своим самопожертвованием индивид спасает множество людей. Родственные и земляческие связи поддерживались естественным отбором, закреплялись обычаями родовой взаимопомощи и родовой мести.
Решающее значение в борьбе племени за существование стал играть накапливаемый и передаваемый опыт, который при отсутствии письменности во всем своем объеме был достоянием лишь старых людей. Они неизбежно становились для племени охраняемым и почитаемым кладом. От этой малочисленной группы (до старости доживали редко) выживание племени зависело в гораздо большей мере, чем от молодых, но неопытных добытчиков.

Старые люди уже не передавали свои гены потомству, но племена, не заботившиеся о стариках, при прочих равных условиях, оказывались в худшем положении.
Эволюционная рентабельность семьи. В условиях частого голода, холода, нападения хищников и врагов женщина и мужчина, часто менявшие партнеров, разрушавшие свою семью, значительно реже доводили своих детей до половой зрелости и реже передавали свои гены потомству, чем мужчины и женщины с прочным влечением друг к другу, с прочными семейными инстинктами.

Когда исчез групповой брак, отбор на поддержание инстинктов целостности семьи стал идти с большей интенсивностью.
В эпоху группового брака люди жили разобщенно, и возбудители венерических болезней почти не могли приспособиться к человеческому организму или достичь широкого распространения. Когда численность населения Земли достигла многих миллионов, венерические болезни стали широко поражать народы и племена. С этого времени начал усиливаться естественный отбор на од-нолюбие, на способность к супружеской верности, к сбереганию девственности. Внебрачный контакт был связан со значительным риском венерического заболевания.



И эти болезни устраняли из человеческого генофонда наследственное предрасположение к сексуальным излишествам в форме частой смены партнеров.
Кто не способен был испытывать эмоции моногамной любви, любви на всю жизнь естественный отбор отметал, не потому, что они сами гибли, а потому, что оставляли мало потомства, не оставляли его вовсе или оставляли потомство, зараженное внутриутробно либо в ходе родов. Венерическое заболевание обрекало на полное или частичное бесплодие.
С эволюционной точки зрения победителями оказываются народы или группы, устойчиво плодовитые. Вследствие индивидуального, межсемейного и межгруппового отбора в каждом поколении выбывает потомство большинства семей, и род продолжается за счет немногих устойчивых семей, члены которых способных позаботиться друг о друг и своих детях.

И чадолюбивый крестьянин оставлял обычно больше детей, чем Ловеласы, Донжуаны, Клеопатры.
Родители нередко переносят любовь, которую они питали к своим детям, на внучат. Это давало еще одно преимущество в выживании и в распространении своих генов.

Никому, кроме бабушек, не следует ходить за ребенком, матери умеют только производить детей на свет, - учил Р. Киплинг.
Задания и упражнения:
1) Изучите подробнее творчество Р. Киплинга и попробуйте сформулировать экономические законы джунглей.
2) Если бы Вы были султан, какие бы экономические последствия это имело для других родов?
3) Почему смерть пожилого человека - отца или матери - иногда воспринимается с облегчением, а иногда переносится крайне тяжело? Расспросите знакомых.
4) Найдите медицинскую статистику о влиянии перенесенных венерических заболеваний на детородную функцию.
5) Сделайте экономический анализ биографии Казановы. Что бы вы посоветовали себе и знакомым?

§ 4. Доместикация


После неолитической революции, состоявшейся примерно 10 тыс. лет назад, трудно представить жизнь человека без одомашненных растений и животных. Человек укрощает стихии природы и поселяет их у себя дома. Так первым был одомашнен огонь. Домашнее хозяйство - лаборатория народного хозяйства.

Для скота, огня и др. потом построят отдельный дом, с размахом. Культивация и селекция в специализированных условиях ведет к новообразованиям и инновациям, которые могут быть затем вторично доместицированы, как, например, стиральные машины и компьютерная техника.
Синантропизация. Расселяясь и осваивая поверхность Земли, человечество формирует ойкумену - часть территории, где человек чувствует себя как дома. Ойкумена противопоставляется непригодной для жизни, дикой и необитаемой людьми части мира. Различают полную ойкумену - густо заселенную и постоянно используемую часть суши и полуойкумену - временно заселенные и используемые районы.

Площадь ойкумены - 135,8 млн. кв. км., емкость - 5 - 7 млрд. чел.
Формируя ойкумену, человечество изменяет окружающую природу, делая ее пригодной для своей жизни. Наиболее слабой формой воздействия человека на природу является синантропизация - косвенное влияние человека на природу, вызывающее устойчивые модификации видов животных и растений.

Выделяют следующие основные степени модификации животных (и растений).
Дикое животное - животное либо не подвергавшееся одомашниванию, либо в поведении которого ярко выражена агрессивность и страх по отношению к человеку.
Эксплуатирумое животное - любое животное, включенное в систему хозяйственной деятельности с получением от него какого-то полезного для человека эффекта.
Промысловое животное - дикое животное, добываемое живым или мертвым ради получения экономической выгоды от ценных видов продукции (мяса, меха, шкуры, кожи, рогов, бивней, клыков, яда), продажи в качестве экспонатов для музеев или сбыта живым для содержания в неволе дома (певчие птицы, белки, черепахи и т. д.), в зверинцах, зоологических садах и в качестве лабораторных животных (лягушки, обезьяны и т.п.).
Охраняемое животное - вид животных, преднамеренный отстрел, отлов или нанесение вреда которому непосредственно или посредством нарушения местообитаний запрещены.
Животное-синантроп - дикое животное, обитающее вблизи человека (дикие утки, зимующие в городах), а также животные, реакклиматизируемые в местах, где их кормовая база исчезла (зубры Беловежской Пущи). Синатропов делят на квартирантов, использующих только убежища вблизи человека (ласточки, стрижи, скворцы) и строгих синантропов, питающихся в пределах жилья человека (тараканы, постельные клопы).

Организмы приспосабливаются к обитанию вблизи человека, так как человек создает условия, близкие к естественным для таких форм (широкое распространение пещерных видов, например, пауков в домах). Синантропы могут выполнять функции природных санитаров (вороны), быть носителями или переносчиками опасных для человека болезней (голуби - орнитоза)
Разводимое животное - любое животное, размножаемое в неволе. Может быть комнатным, лабораторным, учебным.
Дичеразведение - выращивание дичи в искусственных условиях для выпуска ее в естественные места обитания с последующим ее отстрелом (обычно за определенную плату) или без него - для украшения ландшафта.
Ручное (прирученное) животное - любое животное (в т. ч. дикое животное) в процессе воспитания привыкшее к людям настолько, что сделалось доверчивым, не боящимся человека и неагрессивным. Нередко теряет способность к жизни без поддержки человека.
Так, например, 40 лет назад при организации звероводства в исходной популяции лисицы были дифференцированы по типам поведения по отношению к человеку - агрессивное, трусливое, спокойное. Затем из поколения в поколение велся отбор на спокойный тип поведения.

Звуки становились похожи на собачий лай, появились подпалины, хвост укоротился и стал сворачиваться в колечко.
Одомашненное животное - частично или полностью ручное (прирученное) животное, конституция и поведение которого не изменены или лишь несущественно изменены в ходе искусственного отбора, а потому могущее жить, в случае освобождения от опеки человека, в естественной среде обитания (например, северный олень). Как правило, имеет сохранившихся диких предков.
Домашнее животное - животное, конституция и поведение которого резко изменены в ходе сознательного и бессознательного искусственного отбора -нередко до такой степени, что оно не в состоянии жить без помощи человека, часто не имеет сохранившихся диких предков.
Одичавшее животное - домашнее животное, освободившееся от опеки человека и вторично приспособившееся к жизни без специальной поддержки человека. Может составлять крупную группу (дикие якутские лошади, одичавшие кошки и собаки)
Доместикация и искусственный отбор. Доместикация - одомашнивание диких видов, ведущее при формирующем влиянии искусственного отбора к переменам в их поведении и изменению анатомических признаков. Говорят о доместикации животных и растений, огня и техники, самодоместикации человека.

Общей чертой доместицированных форм является брахикефалия.
Изменения, возникающие в процессе доместикации у животных разных видов аналогичны и подчиняются определенным закономерностям. Они касаются формы и размеров тела и его отдельных частей, окраса и характера шерстного покрова и т. д. Основная причина такого разнообразия признаков у домашних животных - уменьшение пресса естественного отбора, который в природе постоянно элиминирует признаки, отличные от стабильного фенотипа.

При возникновении таких признаков у одомашниваемых животных человек всячески пытается закрепить их путем искусственного отбора. Одни признаки диких животных в процессе доместикации исчезают легко, заменяясь новыми, другие же, наоборот, оказываются весьма стабильными.
Один из важных признаков, отличающих диких животных от домашних, - моноцикличность, т. е. размножение один раз в год, в строго определенный, наиболее благоприятный для этого сезон. При таком типе размножения половые железы как самок, так и самцов функционируют только в сезон размножения.

Для домашних животных характерно либо отсутствие приуроченности рождения детенышей к строго определенному сезону, либо возникновение полицикличности, возможности размножения два и более раз в году.
При разведении породных собак вязка осуществляется часто вручную, что дает возможность получения потомства от таких собак, которые в силу своих поведенческих или физиологических особенностей либо не оставили бы потомства вообще, либо не оставили бы его с данным партнером.
История доместикации. Из сотен тысяч видов высших растений человек использует сегодня около 200.

В настоящее время 40 видов доместицированных растений обеспечивают наш основной белковый и энергетический баланс; 8 видов злаковых растений составляют 66% продовольственного потенциала человечества.
Культивация полезных растений прошла несколько этапов: а) перенос и рассеивание плодов и их семян; б) охрана урожая от животных и птиц; в) часть урожая оставляли несобранным, чтобы поле восстановилось самосевом; г) подготовка и разрыхление почвы. Для первичного земледелия типичны придомные смешанные посевы, засаженные разнообразными растениями.

Такие огороды позволяли максимально использовать площадь, повышать плодородие почв, допускали активную интродукцию новых растений и эксперименты с ними, гарантировали постоянный урожай, носили подсобный характер.
Овцы и собаки были одомашнены около 12 тыс. лет назад, лошади - 6 тыс. лет, олень - 2-3 тыс. лет. Доместикация обратима.

В Древнем Египте было одомашнены газель, антилопа, зебра, лисица, гиены, журавль, некоторые виды обезьян, на охоту ходили с гибридом кота и рыси. В настоящее время проводится экспериментальная доместикация лосей, страусов, обезьян.

Малочисленность полностью одомашненных видов животных объясняется необходимостью сочетания благоприятного поведенческого стереотипа и каких-то полезных свойств, что встречается редко.
Основные пути доместикации животных: а) из хищнических отношений: захват и приручение детенышей животных, которых держали дома (поселки-зверинцы); при неурожае большинство питомцев съедали, а затем заводили новых ("живые консервы"); б) из конкурентных отношений: индюк одомашнил человека, совместно проживая с ним поблизости от воды, кража индюками пищи вела к занятию на ночь домов; люди пасут индюков днем; в) из отношений комменсализма: собаки сопровождали человека, указывали путь к добыче, выгоняли ее из убежищ. "Собака вывела человека в люди", - заметил русский зоолог М. Н. Богданов.
Степень доместикации характеризуется: 1) разнообразием пород,
2) многообразием функциональных ролей, 3) наличием дикого первопредка, 4) способностью существовать без человека, 4) возможностью одичания.
Эффективность доместикации определяется конкретным предназначением животного. Домашние животные подразделяются на группы продуктивных, тягловых и охотничье-сторожевых животных.

Так, кочевники использовали лошадь преимущественно в военных целях, а римляне - для вспашки с воловьей упряжью.
Для повышения эффективности доместикации существенна комплексность ведения хозяйства. Монокультурные поля истощаются за 3-4 года.

В Калмыкии и на Алтае наращивание поголовья овец втрое из-за нехватки кормов не дало прироста валовой продукции (полезный вес овцы снизился в 3 и более раз, а мясо и шерсть стали худшего качества). Раньше овцеводство в большей мере дополнялось коневодством и верблюдоводством, которые давали большую энергетическую эффективность, в т. ч. за счет меньшей нагрузки на пастбища.
Условиями инициирования процесса доместикации являются дефицит биоресурсов и наличие стабильного источника автотрофного или гетеротрофного питания. Так, богарное земледелие практиковало посевы накануне дождей, лиманное - посадка во влажные почвы, расположенные поблизости от водоемов, паловое - с поджиганием травы и кустарников очищало и обогащало почву.
Для удвоения урожая зерновых требуются дополнительные ресурсы: десятикратное увеличение затрат удобрений, пестицидов и топлива. С ростом интенсификации земеледелия вложения энергии растут.

Затраты энергии в примитивном натуральном хозяйстве составляют 2 ГДж/га в год; в многоотраслевом хозяйстве развитых стран - 12-15 ГДж/га в год) в высокоинтенсивном земледелии развитых стран - 15-20 ГДж/га в год. При достижении затрат энергии в 15 ГДж/га в год начинаются вредные для среды последствия - эвтрофикация водоемов, усиленный смыв химических соединений в реки, интенсивная эрозия.
Возрастают и вложения энергии в животноводство. В США 1 стакан молока получается за счет затраты 4 стакана дизельного топлива, т. е. путем вложения 10 ккал для получения 1ккал полезного продукта.
Общая энергетическая эффективность сельскохозяйственного производства в промышленно развитых странах примерно в 30 раз ниже, чем в примитивном земледелии. Энергетическая эффективность подсечно-огневого земледелия в бассейне реки Конго - 1/65, возделывание кукурузы с применением удобрений в Нигерии - 1/10, возделывание кукурузы с применением удобрений и использованием с/х машин на Филиппинах - 1/5, производство кукурузы в США - 1/ 2. В 1970 г. на производство 1 т. кукурузы в США затрачивалось на 31% больше энергии, чем в 1945 г.
В целом расход энергии на одного человека (в ккал/сут.) в каменном веке составлял 4 тыс., в аграрном обществе - 12 тыс., в индустриальных странах - 70 тыс., в постиндустриальных странах - 230-250 тыс.
Закон снижения энергетической эффективности производства объясняется заменой природного плодородия почв искусственным и необходимостью допингового эффекта для повышения урожаев. Прирост энергетических затрат дает существенный эффект лишь при достижении определенной величины.

Рекомендуются максимальные вложения на меньших площадях вместо распределения инвестиций на большие территории в недостаточном количестве.
Задания и упражнения:
1) Что значит одомашнить человека?
2) Какая ступень экономического развития характеризуется наибольшей эффективностью?
3) Вы завели дома попугая (рыбок и т.п.). Оцените прямые и сопряженные затраты.
4) Что такое биотехнологии и включены ли они в процесс доместикации?
5) Проанализируйте историю доместикации слонов.

ГЛАВА III. Жизнеобеспечение семьи

§ 1. Жертва
Закон жертвы. Динамику живого вещества характеризует показатель давления жизни: соотношение между потенциалом размножения и средой препятствующей, реализации потенции размножения в геометрической прогрессии.

Согласно правилу максимального давления жизни организмы размножаются с интенсивностью, обеспечивающей максимально возможное их число. Если генетические возможности вида близки к исчерпанию, он сначала делается малочисленным, а затем вымирает.
Жертва есть избыток жизни. Радостное излияние жизни разделяется другими.

Каждая ступень на лестнице развития достигается благодаря жертве: изливающаяся жизнь рождается в высшей форме, а прежняя ее форма погибает. Жизнь человека поддерживается низшими жизнями, землей и растениями; человек питался ими и принял на себя долг, который обязан уплатить.

Живя за счет принесенных в жертву чужих жизней, он должен пожертвовать - в свою очередь - чем-либо своим для поддержания других жизней; он должен питать других так же, как питался сам.
Поскольку закон жертвы есть основной закон жизни, то каждая мысль, каждое слово, каждый поступок в ежедневной жизни должен быть жертвой. Нужно принимать радостно все, что предлагается, и ничего не считать своим; и так же радостно отказываться от всего, что отнимается.
Всеобщая экономия - это экономия расточительства с ее главной проблемой избытка. Изначальным источником нашей энергии (нашего богатства) служит Солнце. Его энергия, изливаемая на живое вещество, чрезмерна, избыточна. Решение этой проблемы - сверхпотребление, роскошь и излишества.

Вся избыточная энергия, неспособная воплотиться в рост организма или группы, если не будет растрачена, приведет к ожирению или взрыву, к застою или к гибели. Когда система не способна превратить избыток в рост, прибыль теряется, но если она не способна также и растратить избыток, наступает катастрофа, крах системы.
Жертва - это альтернативная стоимость (издержки) присвоения блага. Созидатель сокровищ приносит потребности своей плоти в жертву золотому фетишу. Трудящийся работает для того, чтобы жить. Он не считает труд частью своей жизни: трудиться значит для него жертвовать жизнью.

Жизнь начинается тогда, когда работа прекращается.
Самопожертвование. Дао дэ цзин говорит: Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь. Своевременный уход в потусторонний мир предков представлялся гораздо более важным, чем прозябание среди живых. Аскет, выполняя роль и жреца и жертвы, умирает еще при жизни, а значит воскресает раньше смерти.

Поэтому старики, вдовы, больные торопились в мир мертвых: им помогали родственники и друзья. Инфантицид, герон-тоцид, геноцид, массовые самоубийства устраняли излишек населения.
Формой ускоренной амортизации мужской молодежи предбрачного возраста были праздничные драки. Этот феномен был описан Т.Б Щепанской.
Усилия органов охраны правопорядка разогнать дерущихся обычно ни к чему не приводили. Последнюю радость у нас отнимаете, протестовали кулачники. За радость, за праздник приходилось платить. По окончании боя многие из гостей разъезжались по домам с поломанными ребрами, оглушенными на одно или оба уха от разрыва барабанных перепонок, подбитыми и выбитыми глазами.

В Печорском р-не Псковской обл. в драках использовали холщовый мешочек с песком; раскрутив его, целились противнику в глаз, причем своеобразный шик требовал, чтобы выбитый глаз повис на мешочке. Чем больше искалеченных (и особенно убитых) людей в кулачном бою, тем большую славу имело село и тем больше любителей привлекало оно на свои бои.
Получившие увечье, а тем более отсидевшие, сохраняли физическую силу, но утрачивали брачную привлекательность (в первую очередь с точки зрения матерей потенциальных невест, которые внимательно наблюдали за гуляющей молодежью). Эти люди могли вступить в брак в последнюю очередь -только в случае значительного превышения числа невест над числом женихов, да и то за них шли невесты в чем-то ущербные.
Бытовало убеждение, что если парнем был задира, атаман, то и женатый будет драться. Боялись, что будет бить жену или вмешается в какую-нибудь драку и будет убит, изувечен - семья лишится кормильца.

Поэтому говорили, что еще в парнях можно характер вызнать: мужика надо по характеру выбирать. Поведение парня во время праздничных драк было испытанием на драчливость и управляемость: с одной стороны - на способность защитить семью, с другой - на способность сдерживать агрессию, и, прежде всего, по сигналам, исходящим из женского сообщества.

Наименее управляемые, получая репутацию "дурных", проигрывали в девичьих глазах.
Результатом праздничных драк была элиминация части потенциальных женихов: из числа живущих (гибель), из сообщества (заключение) и, во всяком случае, с брачного рынка. Оставшиеся девушки, как правило, выходили замуж в дальние деревни.
В начале ХХ в. (демографический взрыв!) отмечают ужесточение драк: появление перчаток с утяжелителями, кастетов, дубин, использование ножей и огнестрельного оружия. В настоящее время в деревнях (но не в относительно перенаселенных рабочих поселках) драки редки.



Содержание раздела