d9e5a92d

Дар

В дом приглашались умершие родственники, животные, природных стихии (мороз, ветер, тучи). Цель приглашения - предотвратить посещение незваных гостей в неурочное время. В ряде языков "гость" и "чужак" обозначаются словами одного и того же корня.

Слово, обозначающее гостя, может относиться также и к богу (русское "гость" родственно "господин" и "господь"), но может обозначать и недобрых людей, незваных посетителей, воров. Пришелец может оказаться и Богом, наделяющим счастьем и долей, и врагом, готовым лишить их (ср. хевсурскую пословицу: "Жди гостя и смерти").

Все эти муки распознавания сменяются душевным равновесием, когда пришелец становится гостем.
Гостеприимство обосновывается представлением о том, что Бог в человеческом облике ходит по земле. Осетины встречают гостя словами: "Гость - Божий гость".

Каждый знакомый и тем более незнакомый посетитель мог оказаться посланником Бога или самим Богом, принявшим человеческий облик.
Гостеприимство помогало выжить. В черный год, когда не хватает пищи, нивх отправляется в гости, зная, что со временем ему отплатят тем же.

Отправляясь в дальний путь, скотоводы не брали с собой запаса провизии: они знали, что в любой юрте их накормят и напоят, а если понадобится, то дадут лошадь или верблюда.
На Северном Кавказе феодально-зависимые крестьяне кормили и обслуживали челядь гостя своего феодала, а сами феодалы подолгу гостили у вассалов.
В наиболее общем случае гость ведет себя пассивно: принимает угощения и подарки, знаки внимания, но не проявляет существенной инициативы. Например, у адыгов вставать без нужды со своего места, выходить без сопровождения из кунацкой во двор, заглядывать на кухню, где готовят угощения, заговаривать с домашними считалось не вполне пристойным.

У многих народов считалось крайне неприличным, чтобы гость вмешивался в семейные дела хозяина. Пассивность, неподвижность гостя соответствуют его высокому статусу.

Во многих традициях хозяину полагалось стоять в присутствии гостя и есть только после него или только ту пищу, которую передавал гость. В начале ХХ века у белорусов Могилевской губернии во время семейных праздников гостей рассаживали по старшинству, причем старейшие родственники и почетные лица из местных жителей занимали места на куте, а хозяин и хозяйка прислуживали гостям.
В самых разных традициях обязательный, принудительный характер имеет трапеза, и гость не может отказаться от нее, чтобы не обидеть хозяев. У многих народов считалось обязательным, чтобы хозяева упрашивали гостей есть.
Где хозяйка не понукает гостей, там молодые люди, а особенно женщины, стыдясь есть, выходят из-за стола полуголодные. У нивхов во время медвежьего праздника величайшей честью для хозяина считается накормить гостей до пресыщения.

Любезность доводится до того, что когда гость, объевшись жировой похлебки, начинает изрыгать ее обратно, хозяин почтительно подставляет рот и выпивает изрыгаемое.
Считалось приличным, в случае необходимости, попросить постель или еду для гостя у соседа, поскольку гость считался как бы общим. Чукчи утверждали, что хозяин должен сохранить доброжелательное отношение к гостю, даже если тот его побьет.

Хозяин должен был в случае необходимости жертвовать для гостя жизнью.
С особым почетом относились к гостям, прибывшим издалека. Такой гость был в центре внимания семьи и не оставался в одиночестве.

Его сажали на почетное место, с ним беседовали, для него приглашали родственников и соседей, его развлекали, дарили подарки и старались всячески угодить.
При приеме гостей мы несем определенные затраты, но со временем эти затраты компенсируются. Завершение одного гостевого цикла сопровождается началом другого гостевого цикла.
Куначество (от тюркс. кунак - гость) проявляется в гостеприимстве по отношению к знакомым и постоянно, тогда как гостеприимство оказывается любому человеку и единовременно. На Северном Кавказе каждый горец имел кунацкую - специальное помещение для гостей.

У некоторых адыгских дворян и князей стол в кунацкой был постоянно накрыт в ожидании случайного гостя, и блюда сменялись трижды в день. Кабардинцы держали в кунацкой поднос с мясом, пастой и сыром: "пища того, кто придет".
Д. Белл, пребывавший в Черкесии в конце 1830-х годов, рассказывал, как однажды старик-хозяин дома, придя к нему в кунацкую, сказал: Ты мой сын, и этот дом уже больше не мой дом, а твой. Гость как бы вступает во временное родство с хозяином дома, и даже не только с ним, но и со всем его родом.

В другой раз после прибытия Дж. Белла хозяин дома своей собственной рукой принес в жертву молодого быка в знак скрепления братских уз между нами, и мне говорят, что я теперь должен считаться во всех отношениях одним из членов его семьи, которого они обязаны как такового почитать и уважать.


У состоятельных адыгов для гостей строили за оградой отдельный дом, чтобы всякий приезжий мог без стеснения и затруднения заехать в этот дом. Гостевой дом являлся также своеобразным клубом, где собиралась молодежь, исполнялись музыка и танцы, происходил обмен новостями.
Проксения. В гомеровский период греческой истории широкое распространение получили отношения гостеприимства между частными лицами (ксения).

Частное лицо оказывало покровительство приезжему иноземцу, защищало его интересы в своем полисе, ходатайствовало о его делах. Отношения частного гостеприимства становились обычно взаимными и передавались по наследству.
С укреплением связей между полисами возникла потребность иметь в другом полисе постоянного покровителя, который мог бы оказать услуги прибывающим мореплавателям, послам, художникам, певцам и т. д., обеспечить послам сношения с властями, дать купцам юридическую защиту в чужом городе, даже если они не связаны узами личного гостеприимства ни с кем из его граждан. Поскольку при автаркии полисов иностранец не мог защищать интересы своего государства в чужой стране (он был бесправным за пределами родины), стали прибегать к услугам коренных граждан, которые принимали на себя обязанность оказывать гостеприимство и всякое содействие не только отдельным лицам, но и всему коллективу граждан какого-либо полиса.

Так из обычая частного гостеприимства постепенно развивалось гостеприимство публичное - проксения. Государство заключало от своего лица (от лица всей гражданской общины) договор о гостеприимстве с одним из граждан какого-то часто посещаемого полиса.

Демосфен, например, был проксеном фиванцев.
Публичный гостеприимец покровительствовал иностранному государству и его гражданам в суде, обеспечивал иноземцам допуск в храмы для совершения религиозных обрядов в чужом городе, присутствовал как свидетель при совершении некоторых гражданских актов, например при составлении завещания;
проксен оказывал всяческое содействие купцам, прибывающим в его родной город. За предоставляемые услуги греческие государства могли жаловать про-ксену следующие привилегии: 1) неприкосновенность, безопасность проксена и его имущества, гарантируемая полисом в мирное время и в случае войны с его собственным государством; 2) имущество проксенов находилось под защитой государств, связанных с ними; 3) проксен, являясь простатом иностранного города на своей родине, сам в этом городе мог обходиться без покровителя; 4) покидая родину из-за превратностей судьбы проксен мог эмигрировать в связанное с ним государство, приобретая там полное гражданство; 5) проксенам предоставлялось освобождение от обложения налогами и пошлинами; 6) проксены получали право собственности на землю и дом, право пастбища; 7) публичные гостеприимцы получали право занимать почетные места на представлениях, их торжественно перед всем народом награждали золотыми венками.
Гостевая экономика. Древнерусские города возникали как центры отдыха для купеческих караванов.

Города назывались "гостищами" и "погостами" -от слова "гость" (купец). Гостевой характер русских городов вызвал к жизни и само русское государство.

Пришли варяги-гости и остались навсегда, поправ правила гостеприимства.
Собирание в гости - это целая ритуал, во время которой человек собирается с духом, меняется в лучшую сторону и готовит себя к тому, чтобы быть лучше, чем обычно. Собирание в гости задавало определенную дистанцию между людьми и приучало смотреть на себя со стороны.

Фигура гостя ставила хозяина в положение, когда он вынужден делить всех присутствующих на "своих", домочадцев, и "чужих", приглашенных. Причем, к чужим - к гостям - хозяин должен относиться с большей заботой, чем к своим.
Гостевое угодничество воспринималось иногда как рабское поведение. Хозяева были рады угодить гостям. Гость, может быть, и обнаглел, но он все-таки гость и когда-нибудь уйдет сам по себе.

Русским надо много времени, чтобы увидеть в госте врага.
В гостевой экономике все люди на Земле - гости; главный человек -гость, главное занятие - принимать гостей и ходить в гости. Ходить в гости, ходить туда-сюда, уходить от себя и приходить в себя после гостей.

В гости идут не спрашивая "зачем": просто надо куда-то идти. Атом российской экономики -"круг гостей".
Гостя не кормят чем подешевле, на гостя тратятся. В гостевой экономике техника ориентируется на забаву гостей. Для развития техники нет иного стимула, чем удивление званых и незваных (во время войны) гостей. Русский военно-морской флот вырос из "потешного флота" молодого Петра.

Освоение космоса неэкономично, затратно, но сколько радости и гостей!
Задания и упражнения:
1) Почему русская поговорка гласит: Незваный гость - хуже татарина?
2) Распишите на календарный год фазы гостевого цикла для круга ваших гостей.
3) Представьте туризм и гостиничный бизнес как индустрию гостеприимства.
4) Какие элементы института гостеприимства практикуются в современном бизнесе?
5) Что у вас имеется в доме необходимое для приема гостей?

§ 4. Дар

Удача и неудача. Люди знатные и могущественные в наибольшей мере обладают удачей. Величина этой силы внешне выражалась в таланте и способностях человека.

Удача распространяется как на ее обладателей, так и на предметы, которыми они владели - оружие, боевых коней, драгоценности.
Фамильные ценности хранятся в сундуке (ларце, шкатулке), украшенном гербами, наделенном развитой индивидуальностью, который говорит, который привязан к своему владельцу, хранящему его душу. Вещи семьи, будучи знамениты, имеют индивидуальные имена, личность, историю.
Счастливые предметы - особенно эффективные. Стрелой, которая хотя бы раз не попала в цель, не пользуются. Предпочитают изготовлять новые стрелы, чем собирать зря потраченные старые. Стрела, попавшая в цель, приобретает двойную цену.

Ею чаще пользуются, и она быстрее изнашивается. Ее ценность переходит на другой предмет.
Следует искать общества тех, кого сопровождает удача, и избегать тех, кого постигает неудача или несчастье. Люди инстинктивно становятся на сторону того, кому везет, и стараются держаться поближе к нему. Люди рассчитывают стать сопричастными его счастью: благодетельные влияния, сказывающиеся на нем, распространяют свое действие и на спутников.

В Судане хороший урожай приписывается счастью человека, который сажал или сеял. На следующий год все стремятся заполучить именно этих людей, предлагая им самую высокую плату.
Неудачу надо скрывать. Неудачник - человек, приносящий беду. И его наверняка ждет беда. Еще до несчастного случая этот человек был намеченной жертвой дурных влияний.

Вскоре обязательно последуют и другие беды. Всякий, кто не устранится от несчастного, разделит его несчастье.

Несчастный случай открывает собой целую серию других несчастных случаев и бед.
Малейшая неудача, малейший неуспех в начале какого-нибудь предприятия погружают человека в отчаяние, уныние, хотя он знает, что беда поправима. Человек боится упорствовать, доводить дело до конца.

Впрочем, опасны постоянная удача и неудача. Несчастный (счастливый) случай - знак и предтеча, знамение последующих несчастий, если не предусмотреть особых мер. Защитить способны только обереги (амулеты, талисманы), накапливаемые в форме украшений и сокровищ.

Обездоленность - лишенность амулетов.
Главная собственность, неприкосновенная и возбуждающая наибольшую зависть - это собственность на имя и тотемический герб. Блюда, ложки, которые употребляют на торжествах, украшенные, резные, с эмблемой тотема клана - это живые, волшебные вещи, делающие так, чтобы собственность накапливалась.
Дарообмен - церемониальный обмен редких и уникальных благ, предметов роскоши и украшений, ритуальных изделий и символов статуса. Подлежавшие обмену престижные вещи выражали и символизировали удачу.
Ценность дара заключалась не столько в самой вещи, сколько в связи, которая устанавливалась и поддерживалась между дарителем и одариваемым. Связь устанавливалась по инициативе одной из сторон, которая предлагала другой стороне дар.
Отказ от дара рассматривался как оскорбление и приводил к вражде. В допетровской Руси особая царская милость проявлялась в том, что царь возвращал приносимые ему подарки.

Попадая в руки царя и возвращаясь обратно, вещь приобретает некое новое качество, становится воплощением преданности подданного, с одной стороны, и царской милости - с другой.
Принятие дара накладывало на получателя обязательство ответного дара. Отдар не должен был следовать немедленно за даром, ибо это могло быть расценено как стремление быстрее оборвать связь и, как следствие, вызвать вражду.

Но если дарополучатель слишком долго медлил с отдаром или если отдар был несоизмеримо мал, то связь обрывалась, и даритель также превращался во врага, что грозило войной. Если отдар происходил вовремя и был приблизительно равен дару, то за ним следовал новый дар, и все начиналось сначала.
Если отдариватель особо ценил эту связь, то в отдар он давал заведомо больше, чем получил, и тем самым ставил первоначального дарителя в положение человека, обязанного отдаривать. Тот в свою очередь мог отдарить с избытком над полученным.
Достоинство возмещения в одной из исландских саг определяется так: "Прими от меня этот плащ. Он послужит достойным возмещением за парус, потому что он настолько же лучше других плащей, насколько твой парус лучше любого паруса".

За разницу в статусе в придачу добавляется золотое запястье.
Высшее правило дара - запрет инцеста. Женщины исключаются из непосредственного жизнеобеспечения и предназначаются в дар дружественному роду.
Двойственность дара. Дар всегда - роковой дар. В основе дарообмена лежала уверенность в том, что вместе с даримым имуществом переходит некая частица сущности дарителя и получающий дар вступает в тесную связь с ним.

Если же дар не возмещен, то получивший его оказывается в зависимости от подарившего. Приобретая дар от своего предводителя, воин не опасался этой зависимости, - наоборот, он стремился укрепить свои узы с вождем, надеясь получить вместе с подарком и удачу, которой был богат вождь.

Подарок же другого человека, если он оставался неотплаченным, грозил утратой личной целостности и свободы, мог привести даже к гибели получателя дара. Поэтому спешили отдарить того, кто первым сделал подарок, либо уклонялись от его получения
Живая часть дара - дух вещи - ставит получателя в зависимость от дарителя. Превосходства дарителя над принимающим дар выражается в представлении о том, что последний нечто вроде раба, покуда он себя не выкупил (тогда имя плохое, говорят индейцы хайда).

Тлинкиты говорят, что дары кладут на спину принимающих их людей. Ради освобождения от этой зависимости получатель дара преподносит отдар большей ценности.

Дары циркулируют вместе с уверенностью, что они будут возмещены, имея в качестве гарантии силу даваемой вещи, которая сама есть эта гарантия.
Секрет удачи и счастья в том, чтобы давать, не хранить. В поэтическом сборнике жизненных поучений древних исландцев Речи Высокого говорится: Добра не жалей, что нажито было, не скорби о потере; что другу обещано, недруг возьмет - выйдет хуже, чем думалось.
Жертвовать собой, приобретать только для того, чтобы отдавать - источник подлинной выгоды. Одаривая, отдают себя, а отдают себя именно потому, что именно себя вместе со своим имуществом должны" другим. Даваемая вещь воспроизводится в этом мире, а также последующих перерождения с при(до)бавкой.

Каждый должен сделать свои дни плодотворными, раздавая пищу.
Создаваемые в дарообмене союзы относительно нерасторжимы. Постоянство влияния обмениваемых вещей - способ, которым подгруппы сегментированных архаических обществ постоянно встраиваются одна в другую, во всем чувствуя себя в долгу друг перед другом.
Дарооборот. Все уходит и приходит. Подарки нельзя потребовать обратно.

Циркуляция знаков богатства беспрерывна и неотвратима, их нельзя ни хранить слишком долго, ни медлить, ни скупиться при избавлении от них, нельзя преподносить их никому иному, кроме как определенным партнерам в определенном направлении.
_В церемониальном обмене туземцев Полинезии - круг Кула - по часовой стрелке перемещаются ожерелья из красных раковин. Против часовой стрелки циркулируют браслеты из белых раковин. Ценность украшений растет вместе с числом и масштабами передач.

Обладание ими дает высокий престиж, но владеть ими можно лишь временно. Слишком долгое хранение этих предметов наказывается. Время кругооборота составляет от двух до десяти лет.

Число партнеров по обмену ограничено кругом знати. В дополнение к кула-обмену партнеры делают обязательные подарки по случаю встречи для укрепления отношений.

В обмен вовлечены обычаи, песни, танцы.
В архаическом обществе происходил постоянный обмен дарами. Подарками обмениваются по любому поводу, в связи с каждой услугой, и все возмещается впоследствии или даже тотчас же, с тем, чтобы быть перераспределенным незамедлительно
Первого подарка добиваются изо всех сил упрашиваниями. Ради первого подарка угодничают перед будущим еще независимым партнером, которому платят первой серией подарков.

Нельзя быть уверенным, что упрашивания будут приняты. Каждый из вручаемых подарков носит специальное имя; их демонстрируют, прежде чем вручить. Торжественная передача вещи связывает партнеров полностью.

Последний дар, завершающий сделку, должен быть равен первому. При случае его можно взять силой или обманом.

Если человек не может его отдать, он может вручить подарок ожидания, дающий отсрочку, успокаивающий эксдарителя.
Сувениры напоминают друг о друге. У якутов понятие друг выражается словом атас, что означает обменявшийся, а глагол атаста значит и подружись, и обменяйся. С этих пор у них только одно сердце; один из них становится тестем, другой зятем, это было так, как если бы они обменялись именами.

Партнер по обмену - то же самое, что и сородич.
Дарообмен играл роль страховки: объединенные его узами индивиды как бы давали обязательство во всем помогать друг другу. Чем больше было у человека таких друзей, тем прочнее и шире оказывалась его социальная опора, тем свободнее он чувствовал себя и тем выше была его репутация.
Дарообмен лежит в основе товарообмена. Из системы подарков, даваемых и получаемых через какой-то срок, выросли, с одной стороны, непосредственный обмен (через упрощение, сближение ранее разделенных сроков), а с другой стороны, покупка и продажа (последняя в рассрочку и за наличные), а также заем.
Задания и упражнения:
1) Узнайте значение термина дотация. Какие виды дотаций существуют в современной экономике?
2) Каким законодательством регулируется дарообмен?
3) Какую роль играют подарки в организации продаж?
4) Какие амулеты у вас есть?
5) Удачливы вы или нет?

§ 5. Потлач

Бигмены и прихлебатели. Бигмен (Big man; англ. - большой человек) -авторитетный и влиятельный мужчина, фактически являющийся предводителем в общине.

Чтобы добиться признания в качестве влиятельного человека, действиям которого подражают и к словам которого прислушиваются, он должен иметь незаурядные личные качества: физическое здоровье и силу, ум, ораторское искусство, хорошее знание мифологии, генеалогистики и магии, организаторские способности.
Влияние бигмена основано на распоряжении избыточным продуктом и использовании накопленного богатства в церемониальном обмене. Бигмены всячески стремились увеличить свои богатства: а) привлекая дополнительную рабочую силу посредством полигинических браков; б) широко используя обменные операции, чтобы показать, что они богаче конкурирующих бигменов; в) посредничая в конфликтах, чтобы установить как можно больше партнерских отношений.

Бигмен стремился, чтобы его имя звучало на все стороны света.
Сторонниками и прихлебателями бигмена были не только родственники. Многие попадали в зависимость к бигмену после военных столкновений и распада их групп.

Бигмены связывали молодых людей и их семьи, внося за них брачный выкуп. Холостяки, не имея возможности применять женский труд и пользоваться землей, примыкали к бигменам.
Статус бигмена не наследовался, хотя 3/4 сыновей более крупных и 1/2 сыновей более мелких бигменов становились бигменами. Отцы еще при жизни давали сыновьям стартовое ускорение, обеспечивая их женами.

Чтобы пробиться на отцовское место, сыновья должны были обладать необходимыми способностями и приложить немалые усилия.
"Большие люди" были обязаны оправдывать свое высокое положение щедростью в раздаче богатств. Поэтому они отличались необычайным трудолюбием и стремились иметь больше жен, детей и других домочадцев, производивших объем пищи, превышающий жизненно необходимые потребности.

При подготовке пиршества влиятельные люди занимали продукты у родичей и партнеров, стимулируя и у них интенсификацию хозяйства.
Так, у папуасов Новой Гвинеи "большие люди" назначали сроки проведения праздника, следили, чтобы перед его приближением общинники не были слишком расточительны, а также, пользуясь авторитетом, сами устанавливали сроки выплаты своих долгов кредиторам. Нередко они ведали и межобщинным обменом. Порой, истратив огромные запасы продуктов на престижные церемонии и пиры, население испытывало голод.

Предчувствие близившихся расточительных пиров стимулировало повышение объема производства.
Инвестиция в потлач. Потлач (от слова индейцев-нутка "патсхатл" -давать подарок) - распространенный у индейцев Северной Америки праздник, сопровождающийся раздачей подарков. Такие праздники устраивались по различным случаям (рождение ребенка, инициации, женитьба, постройка дома, смерть), чтобы мужчина мог, одаривая приглашенных, повысить статус и ранг.

Решающее значение имели количество и качество раздаваемых ценностей. Получатель, устраивая ответный потлач, стремился отличиться еще большим количеством и более высоким качеством подарков.
О потлаче лучше всего написал Ф. Боас: Экономическая система индейцев Британской Колумбии, как и у цивилизованных народов, широко базируется на кредите. Во всех своих предприятиях индеец полагается на помощь своих друзей. Он обещает заплатить им за эту помощь впоследствии.

Если оказанная помощь заключается в ценных вещах, измеряемых индейцами в одеялах, как мы измеряем их в деньгах, он обещает вернуть стоимость займа с процентами. Индеец не располагает системой письменности, и поэтому, чтобы обеспечить гарантии соглашению, оно совершается публично.

Получение в долг, с одной стороны, оплата долга - с другой, - это потлач. Эта экономическая система развита до такой степени, что капитал, которым владеют все индивиды, объединенные в племя, намного превышает количество наличных ценностей, находящихся в распоряжении. Иначе говоря, условия совершенно аналогичны тем, которые господствуют в нашем собственном обществе: если бы мы пожелали, чтобы нам оплатили все наши займы, то обнаружилось бы, что в действительности денег для их оплаты никоим образом недостаточно.

Результатом попытки всех заимодавцев погасить свои займы является разрушительная паника, от которой общество долго не может оправиться.



Содержание раздела