d9e5a92d

Человеческий капитал

Только уменьшение числа работников сократит предложение рабочей силы и поднимет ее цену - заработную плату. Поэтому долг каждого сводится к тому, чтобы решаться на брачную жизнь и производить детей лишь тогда, когда он может обеспечить свое потомство средствами существования.
Параметры воспроизводства населения. Учение Т. Мальтуса положило начало исследованию закономерностей воспроизводства народонаселения.
Народонаселение - это естественноисторически складывающаяся, непрерывно самовозобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни, сложная, относительно устойчивая совокупность людей. Воспроизводство населения - постоянное возобновление поколений людей.

Это вероятностный процесс, который образует масса случайных, единичных событий - рождений и смертей.
При архаическом типе воспроизводства населения роль случайных внешних воздействий велика, частота и размах таких колебаний значительны и нередко приводили к полному исчезновению малолюдных первобытных общин. При традиционном типе воспроизводства осуществляется переход к оседлому образу жизни, возникают относительно крупные поселения и многолюдные государства.

Рост численности населения идет прерывисто, нередко сменяется сокращением численности, одинаковый ее прирост за длительный период (например, за столетие) при низкой устойчивости требует гораздо больших затрат (большего числа рождений), чем при высокой.
Тип рождаемости определяется экономическим типом семьи. Аграрная экономика основана на большой семье, в которой "чистые потоки благ" направлены от младших поколений к старшим поколениям, что обусловливает экономическую целесообразность максимизации рождаемости.

В индустриальной экономике семья становится нуклеарной, а "чистые потоки благ" в ней меняют направление, что предопределяет экономическую целесообразность бездетности. При переходе к индустриальному типу воспроизводства населения происходит перестройка типа смертности - сокращается экзогенная смертность, большинство случаев смерти перемещается из детских в старшие возрастные группы, увеличивается средняя продолжительность жизни.
Экономичность режима воспроизводства населения - соотношение демографических "затрат" и "результатов": число девочек, которое в среднем нужно родить одной женщине, чтобы обеспечить простую замену материнского поколения (цена простого воспроизводства). Эта экономичность тем выше, чем ближе цена простого воспроизводства к единице. Во Франции в 1796-1800 гг. цена равна 1,83, в Швеции в 1796-1802 гг. равна 1,77.

В настоящее время цена простого воспроизводства ниже, чем 1,1.
Правило демографической компенсации - демографические события в жизни поколения, отложенные (или, напротив, происшедшие в более короткие, чем обычно, сроки) в силу некоторых причин, нарушающих естественный порядок их наступления, происходят с повышенной (во втором случае - с пониженной) интенсивностью после исчезновения этих причин. В основе демографической компенсации лежит исчерпание или переполнение соответствующих контингентов населения.

Например, вступление в брак возможно только для лиц, не состоящих в браке; рождение ребенка - только в семьях, в которых в течение последнего года не было новорожденных. Если существуют некоторые причины, длительный период времени препятствующие демографическим событиям того или иного рода, то в населении происходит накопление большого числа лиц, у которых эти события возможны или более вероятны. При устранении препятствующих причин эти события происходят сразу у большого числа лиц и определенный показатель резко повышается, часто до уровня выше обычного, что, в свою очередь, влечет за собой исчерпание соответствующих контингентов.

В результате после повышения показателя наступает его снижение.
После окончания больших войн и массовой демобилизации в короткий период, когда сразу заключаются браки, распределявшиеся бы во времени на протяжении всех лет войны, резко повышаются коэффициенты брачности и рождаемости. Образуется большое число новых семей, рождаются дети в тех семьях, в которых рождения были отложены вследствие ухода мужа в армию или из-за неблагоприятных условий военного времени.
Правило демографической амортизации - резкие изменения коэффициентов рождаемости и смертности, обусловленные изменением возрастных интенсивностей демографических процессов, со временем затухают и стабилизируются. Например, увеличение общего коэффициента рождаемости ведет к росту числа детей и соответствующему снижению доли лиц репродуктивных возрастов, вследствие чего общий коэффициент рождаемости снижается, что ведет к уменьшению числа детей и увеличению доли лиц репродуктивных возрастов и соответствующему росту коэффициентов.


Проблема демографического оптимума. Оптимум демографический -наиболее рациональный с точки зрения избранного критерия тип воспроизводства населения. Проблема демографического оптимума была поставлена Платоном и Аристотелем в расчетах численности населения идеального государства. Затем эта проблема изучалась Стокгольмской экономической школой (К.

Викселль, Г. Мюрдаль).
В основе проблемы оптимума лежит такое явление как давление жизни (давление живого вещества) - соотношение между потенциалом размножения и средой, препятствующей реализации потенции размножения в геометрической прогрессии. Согласно правилу максимального давления жизни - организмы размножаются с интенсивностью, обеспечивающей максимально возможное их число.

Если генетические возможности вида близки к исчерпанию, он сначала делается малочисленным, а затем вымирает.
Перенаселение - определенный избыток населения по отношению к существующему способу производства средств существования и среде обитания. У охотничьих племен перенаселение проявлялось в ожесточенной борьбе за охотничьи угодья. В аграрной экономике существование каждого человека и семьи зависело от владения определенным количеством земли. Превышение этого предела приводило к вынужденной эмиграции и колонизации, к войнам за владением землей.

Абсолютное перенаселение у племен Азии, занимавшихся скотоводством, требовавшим обширного пространства для каждого члена племени, вело к вторжениям в соседние государства. Перенаселение трудоспособного населения (относительное перенаселение) зависит от циклического характера экономического роста (безработица).
Депопуляция - систематическое уменьшение абсолютной численности населения как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих. Демографический взрыв - образное обозначение быстрого количественного роста мирового населения, начавшегося с 1950-х гг.

Графическое изображение его напоминает каменный цветок. В настоящее время численность населения составляет около 6 млрд. человек, а его ежегодный прирост равен 1,8%.
Западная Европа в целом демографический взрыв пережила в XIX в. Именно к этому периоду относится учение Т. Мальтуса. Численность ее населения за столетие почти удвоилась (за XVII в. увеличилось менее чем в полтора раза), сверх того из стран Западной Европы эмигрировало несколько десятков миллионов человек.
По правилу демографического насыщения в глобальной совокупности количество народонаселения всегда соответствует максимальной возможности поддержания его жизнедеятельности.
Задания и упражнения:
1) Кому было выгодно размножение населения?
2) Как Платон и Аристотель рассчитывали оптимальную численность населения государства?
3) В чем не прав Т. Мальтус с точки зрения Аристотеля?
4) Был ли в России демографический взрыв?
5) Приведите из окружающей жизни примеры относительного и абсолютного перенаселения.

§ 3. Человеческий капитал

По происхождению индоевропейцы, в основном, номады. Для кочевников главное богатство - скот. Поголовье крупного рогатого скота - это и есть капитал в первоначальном значении слова. Голова скота была мерой стомости, средством обмена и платежа, сокровищем, наконец.

Скот плодился и размножался, происходило самовозрастание капитала. Отсюда нетрудно было заключить, что человек - также капитал.
Человек как богатство. Рабочая сила является главным фактором производства, а воспроизводство в народнохозяйственном масштабе есть возобновление производства товаров и воспроизводства самой рабочей силы.

К. Маркс рассматривал производство человека как второй вид общественного производства. В процессе производства рабочая сила не только воспроизводится, но и совершенствуется, развивается.

Происходит накопление производительной силы труда, созидательных способностей человека. Результатом производства физических и умственных способностей к труду является квалифицированная рабочая сила.
А. Смит писал, что "увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал". Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и "из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества".

Он отмечал, что "приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности, являясь частью состояния определенного лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит.

Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью".
Развитая рабочая сила проявляется в сложном труде, хотя может реализовываться и в простом труде. Но простая рабочая сила, ни при каких обстоятельствах не может проявиться в сложном труде.

Развитая рабочая сила способна создавать большую стоимость в течение рабочего времени, чем простая, но так как на ее производство расходуется большее количество общественного труда, то она имеет и большую стоимость воспроизводства. К. Маркс писал: "Труд, который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образование которой требует более высоких издержек, производство которого требует большего рабочего времени и которое имеет, поэтому более высокую стоимость, чем простая рабочая сила.

Если стоимость этой силы выше, то и проявляется она в более высоком труде и овеществляется, поэтому за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях".
К. Маркс особо подчеркивал значение увеличения свободного времени для развития личности человека: "Сбережение рабочего времени равносильно увеличению свободного времени, т. е. времени для того полного развития индивида, которое само, в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда. С точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек".
Инвестиции в человеческий капитал. Классическим исследование считается книга Г. Беккера "Человеческий капитал" (1964 г.).

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций.
Капиталом является любой актив, генерирующий поток будущих доходов. Развитие способностей работника требует значительных затрат ресурсов и, подобно физическому капиталу, они обеспечивают владельцу более высокий доход.

Человеческий капитал воплощен в человеке и не может от него отчуждаться. Но он может использоваться во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений.
Важнейшими формами инвестиций в человека являются образование, подготовка на производстве, медицинское обслуживание, миграция, поиск информации о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека.

Охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а также увеличивает интенсивность его использования. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т. е. где цена за услуги человеческого капитала выше.

Рождение детей и уход за ними представляют собой форму воспроизводства человеческого капитала в следующем поколении.
К затратам на производство человеческого капитала относятся: 1) прямые затраты, в т. ч.: плата за обучение, расходы на смену места жительства и работы; 2) упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов; 3) моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере друзей и знакомых.
К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, более высокая оценка нерыночных видов деятельности. Человеческий капитал является прямым источником потребительских выгод, так как он оказывает влияние на эффективность использования потребительского (свободного) времени человека.
В основном используются два метода стоимостных оценок человеческого капитала: стоимость производства и процедура капитализации заработка. Первая процедура заключается в оценивании чистого расхода средств существования; вторая - заключается в оценивании настоящей (приведенной к настоящему моменту времени) ценности будущего потока доходов индивидуума (чистого или валового дохода).
Ценность умершего работника определяется: 1) для семьи - потерей дохода работника за вычетом расходов на его содержание; 2) для самого себя -капитализацией валовых заработков; 3) для общества - капитализация налогов, выплаченных государству данным человеком.
Богатство общества в целом можно рассматривать как совокупность человеческого и физического капитала. Общее богатство США в 1991 г. оценивалось приблизительно в $ 54,5 трлн., из которых $ 26 трлн. (48 %) приходилось на человеческий капитал.
Рентабельность образования. Рентабельность человеческого капитала -норма отдачи - исчисляется путем отнесения доходов от него к его стоимости.

Норма отдачи, как и норма прибыли, - измеряет степень эффективности инвестиций и реализует их распределение.
Отдача от вложений в человека в среднем много выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, а в случае иных активов не меняется.

Рационально сначала инвестировать в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно выше, а затем, когда по мере убывания она сравняется с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, с тем чтобы впоследствии передать их детям в дар или в наследство. Исходя из этого, Г. Беккер установил важную закономерность: семьи, оставляющие наследство, осуществляют оптимальный размер инвестиций в человеческий капитал детей, тогда как семьи без наследства по большей части недоинвестируют в их образование.
Существуют два метода оценки эффективности инвестиций в образование: 1) метод расчета настоящей (текущей) ценности потока будущих доходов и сравнения с ней объема инвестиций в образование; 2) метод внутренней нормы отдачи, показывающий, при какой ставке процента текущая ценность потока будущих доходов равна инвестициям в образование. В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе расчетов об эффективности инвестиций в высшее образование. Тем не менее абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления затрат на него.

При принятии решений о вложении средств в образование учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам).
Человек, поступающий в институт, выбирает один из двух альтернативных потоков заработков: поток I начинается сразу после окончания школы, но при этом не очень велик; поток II (выпускники институтов) первые пять лет отрицательный (из-за расходов на обучение), но затем становится положительным и быстро растет, превышая заработки выпускников школ. Суммарные заработки за время жизни работников с высшим образованием должны превзойти заработки работников со средним общим образованием.

В 1969 г. в США средний пожизненный доход мужчин с высшим образованием превосходил пожизненный доход мужчин со средним образованием примерно на $ 210 тыс.
Суммарные дополнительные доходы, связанные с полученным образованием, должны намного превышать инвестиции в образование, поскольку дисконтирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к настоящему моменту времени. Инвестиции в образование выгодны, если текущая стоимость потока будущих дополнительных доходов превышает инвестиции в образование.
Родители вкладывают средства в подрастающих детей, надеясь, что когда дети вырастут, родительский труд будет отчасти вознагражден. Хотя бы некоторые будут заботить о них в старости.

Родители тратят средства, пока молоды и сильны, а с наступлением старости и немощи черпают из прежних инвестиций.
Коэффициент трансмиссии неравенства в заработках от родителей к детям по всем каналам составляет примерно 0,3. Если заработки родителей в 2 раза выше средних, то у сына они будут выше средних (для его поколения!) лишь на 30 %, у внука - на 9 % и т. д. Экономические преимущества сходят на нет на протяжении жизни примерно трех поколений - от деда к внуку.

Противоположное движение - подъем выходцев из бедных семей к среднему уровню - совершается медленнее. Неравенство в доходах от собственности в гораздо большей мере передается из поколения в поколение.
Движение человеческого капитала. Смена места работы (мобильность) сопровождается временной потерей дохода, поиском новой работы, переездом на новое место жительства.

Поэтому смена места работы связана со значительными краткосрочными инвестициями в человеческий капитал.
Добровольная мобильность - инвестиции, при которых краткосрочные затраты осуществляются с целью получения долгосрочных выгод. Если текущая ценность (приведенная к текущему моменту времени) выгод, связанных с мобильностью, превышает издержки, то решение о смене работы или переезде рационально. Если же дисконтированный поток выгод не компенсирует издержки, то люди будут воздерживаться от таких действий.

Чем меньше затраты на смену работы и переезд и больше разница в выгодах от старой и новой работы, тем больше пользы от мобильности и тем больше людей будут принимать решение о смене работы или места жительства.
Притягательность "хороших" регионов перевешивает эффект "выталкивания" районов с "плохими" условиями. Наиболее интенсивные потоки мигрантов идут в районы с лучшими возможностями для получения работы и высокими доходами, но не всегда из районов с наиболее низкими заработками.

В беднейших районах проживают люди с более низким уровнем благосостояния, образования и профессиональной подготовки, имеющие меньшие возможности переехать и трудоустроиться после переезда.
Мобильность более высока среди молодежи и образованных людей. Чем моложе человек, тем больше временной горизонт, на котором он может получать выгоды от инвестиций в свой человеческий капитал. Поэтому у молодых людей выше отдача от любых инвестиций в человеческий капитал. Моральные затраты на миграцию связаны с потерей друзей и знакомых, выгод от деловых и личных связей, знаний, необходимых для работы, окружающей обстановки.

У молодежи эти потери существенно меньше, чем у людей старшего возраста. Для одной возрастной группы более вероятна миграция хорошо образованных, чем малообразованных.

Рынок труда для лиц с высоким уровнем образования значительно шире, чем для малообразованных, и фактически является международным для людей с высшим образованием, знающих языки.
Иммигрант имеет ценность для страны, равную капитализированной разнице между его вкладом в производство и затратами на свое содержание. Но ценность иммиграции зависит от возможностей получить работу, не лишая её других рабочих.

Иначе запас человеческого капитала в стране, принимающей иммигрантов, не будет возрастать.
Задания и упражнения:
1) Как личные дарования человека в современной экономике оказываются источником богатства?
2) Сколько стоит человек?
3) Оцените эффективность инвестиций в ваше образование.
4) Почему пожилые люди менее мобильны?
5) Включать ли товар "рабочая сила" в ВНП?

ГЛАВА II. Эволюционные ресурсы

Рожденный ползать - летать не может. Возможности личного обогащения пока ограничены ресурсами биосферы Земли.

В борьбе за выживание человек преуспел, а многие виды уступили ему в конкурентной борьбе. Каковы ваши личные эволюционные перспективы? Они неоднозначны. Нас теснят и на нас наживаются вирусы, насекомые, мыши и голуби, прочие синантропы.

Это глава о том, как добиться эволюционного успеха.

§ 1. Гендерная экономика

Гендер - это социальный пол в возрастной динамике. Гендерные отношения связывают особей мужского и женского пола всех возрастов в единый человеческий род.

Сравнительная ценность мужчин и женщин с точки зрения обеспечения продолжения рода неодинакова. По обычному праву многих народов за убитую женщину платили вдвое меньше, чем за убитого мужчину. С другой стороны, именно из мужчин комплектую армию, т. е. посылают их на смерть.

Таким образом, необходимо оценить преимущества и достоинства разных полов.
Пол - информационный ресурс. Эволюционно прогрессивные формы растений (двудомные) и животных (насекомые, птицы, млекопитающие) раздельнополы.

Дифференциация полов - это экономная форма информационного обмена со средой, специализация по консервативным и оперативным аспектам эволюции.
Эволюция включает сохранение и изменение. Среда диктует эволюцию системы.

Так как от среды идет деградирующая информация (мороз, жара, хищники, паразиты), то система, чтобы сохраниться, должна быть "подальше" (в информационном смысле) от среды, т. е. устойчивой, стабильной. Но от среды же идет и полезная информация о том, как нужно меняться, для получения которой системе надо быть "поближе" к среде, т. е. чувствительной, лабильной.
Система может либо отдалиться от среды, либо разделиться на сопряженные подсистемы - консервативную и оперативную. Бесполые формы придерживаются первого решения, раздельнополые - второго.

Консервативная подсистема дистанцирована от среды для хранения имеющейся информации, оперативная подсистема выдвинута в среду для получения новой. Это решение повышает общую устойчивость системы.
Если выделить два потока генетической информации: генеративный (от поколения к поколению) и экологический (от среды), - то женский пол теснее связан с генеративным (консервативным) потоком, а мужской - с экологическим (оперативным). Женский пол специализирован на сохранении генетической информации, а мужской специализирован на ее изменении.
Так, у мужского пола по сравнению с женским выше частота мутаций, меньше аддитивность наследования родительских признаков, уже норма реакции, выше агрессивность и любознательность, активнее поисковое, рискованное поведение. Это дает мужскому полу преимущество в получении экологической информации.

С этим же связана огромная избыточность мужских гамет, их малые размеры и высокая подвижность, большая активность и мобильность самцов, их склонность к полигамии. Длительные периоды беременности, кормления и заботы о потомстве у самок превращают мужской пол в "избыточный", стало быть, "дешевый", а женский - в дефицитный и более ценный.
Эффективность пола. Отбор действует в основном за счет избыточных и дешевых мужских особей.



Содержание раздела