d9e5a92d

Будни и праздники

Такие общины распространены особенно на севере России, где редкое население разбросано небольшими поселками среди лесов, где удобные для земледелия пространства встречаются лишь небольшими участками между землями неудобными, болотами и лесами. Раздельная община встречалась только в селах, составленных из двух или нескольких крестьянских групп.

Каждая группа имеет свой особый надел и образует самостоятельную общину.
Принципы общинного землевладения: 1) В исключительном, постоянном пользовании находится усадьба, сад, дом, огород; лес и выгон состоят в общем пользовании. Луга и сенокосы разделяются на участки ежегодно перед косьбой или же сено косится и ставится в копны всем миром, а затем уже делится. 2) Член общины не имеет права собственности на отведенный ему земляной пай, а лишь право владения и пользования.

Поэтому он не может отчуждать его ни при жизни, ни на случай смерти: не может его закладывать; дети и родственники в случае, если не пожелают остаться в общине, не наследуют его по смерти крестьянина; земляной пай не может быть продан в удовлетворение долгов и взысканий. 3) Владение и пользование общинною землей обусловлено постоянною оседлостью в общине.

Нельзя владеть общинными земельными паями в одно и то же время в нескольких общинах; нельзя владеть в одной и той же общине двумя и более паями, уступать, дарить свой пай не только члену другой общины, но даже той самой, к которой принадлежит владелец. Оставляя общину, крестьянин лишается доли земли и угодьях, последняя поступает в распоряжение мира.
Всякий полноправный член общины имеет в составе общинной земли свою долю. Все его дети также в свое время получат в пользование причитающиеся им участки земли. Община уравнивает между своими членами участки земли по количеству и качеству, так как полосы различаются плодородием и удаленностью от усадеб. Каждый ее член общины должен пользоваться частью выгод и разделять наравне со всеми часть невыгод.

Община делит землю на крупные участки, из которых каждый обладает каким-либо специфическим достоинством или недостатком. Каждый общинник получает свою долю земли в каждом кону по жеребьевке.

В итоге общинник имеет несколько полос разного плодородия и удаленности.
Разверстка. Податные души - души, зарегистрированные ревизией.

На основании этих данных согласно правилу круговой поруки с общины в целом взималась фиксированная подать.
Между ревизиями общая сумма душ в семье и общине колебалась. Поэтому ежегодно задача общины заключалась в равномерном распределении тягла между членами.

Для этого на наличные души накладывалось расчетное число определенных ревизией податных душ.
Если, например, в деревне по ревизии 1858 г. числится 500 человек, то "душой" считается 1/500 всех податей и повинностей. Если в деревне теперь имеется 1000 наличных душ, то на каждую падает 1/2 "души", если 250, то 2 "души" и т. д.
Каждый общинник получает на свою долю равное количество податных и земельных душ, но с привходящими обстоятельствами. Одиночка - единственный взрослый работник в семье, - если это человек здоровый, молодой, обладающий некоторым достатком, то он может поднять две и более души.

Маломощный одиночка может быть освобожден от всяких повинностей или получить дробь души. Семейные домохозяева имеют двух и более взрослых работников, достаток которых выше, трудовая способность которых сильнее.

Они представляют главную массу, среди которой делят остальные души.
Для распределения душ между общинниками сообразно особенностям отдельных семейств существуют переделы земель. Переделы бывают общие и частичные. При общем в передел поступает вся земля общины, при частичном -только часть ее. Последний происходит тогда, когда требования новых или прежних общинников о выделе или прирезке им земли можно удовлетворить отбирая части земель от других вследствие их обеднения, смерти, болезни, ухода.

Мир "сваливает" часть душ с этих и "наваливает" их на тех.
При тягольной системе разверстки земли во внимание принимаются только полные работники - мужчины рабочего возраста. Это бывает там, где надельная земля едва может прокормить общинников без помощи отхожих промыслов и оплатить лежащие на ней подати и повинности. При этих условиях земля нередко является даже бременем.

Часть работников уходит на заработки. Если бы при этом община "навалила" большое количество земельных душ на человека с семьей многочисленной, но бедной полными работниками, то поставила бы его в безвыходное положение.
Подушная разверстки учитывает всех лиц мужского пола в семье. Там, где платежи находятся в большем соответствии с доходностью земли, домохозяин желает получить ее побольше.



Излишнюю землю можно сдать в аренду соседу за такую цену, которая покроет платежи; если кто пожелает "свалить" с себя надел, то всегда найдутся охотники взять ее со всеми лежащими на ней платежами.
Надельная земля имеет для крестьянина положительную и отрицательную ценность: она служит ему источником дохода и вместе с тем мерою взыскиваемых с него податей и других сборов. Где земля не окупает платежей, там выгодно получить лишь такой участок, который не отнимал бы всех трудовых сил и оставлял возможность арендовать землю или зарабатывать на стороне, или отказаться от надельной земли совсем. Передел вызывается стремлением облегчить положение общинников, чрезмерно обремененных платежами, равномернее распределить недоимки, запущенные неплательщиками.

В общинах, где доходность надела превосходит платежи, передел вызывается малоземельем одних при относительном многоземелье других с целью уравнять благосостояние.
Межсемейная сеть - сообщество семейств, которые добровольно обмениваются между собой материальными благами и услугами в течение достаточно продолжительного времени и на экономически значимом уровне. В эту сеть попадают семьи родителей и детей, близких и дальних родственников, семьи соседей, сослуживцев, друзей и знакомых, односельчан или выходцев из одной местности.

Сетевые отношения между семьями классифицируют по степени эквивалентности взаимных обменных потоков и временному лагу в обмене.
Это прежде всего безвозмездная помощь, которая носит неэквивалентный характер и осуществляется в пользу одной стороны. Эта помощь может быть вещественной - в виде передачи материальных благ и денег, а также в виде тех или иных услуг (помощь трудом).

Очевидно, что, помогая престарелым родителям, мы не думаем о возможной награде, подобно тому, как мать готова на все ради своих детей. В данном случае материальная неэквивалентность компенсируется моральной и эмоциональной ценностью отношений такого рода, расчеты упущенной выгоды уступают место родственным и дружеским обязательствам.
Семьи могут включаться в обменные отношения, передавая друг другу продукты своего труда, одежду, другие блага, помогая в каких-то делах, оказывая ту или иную услугу. Выделяют: а) прямые обмены, когда семьи оговаривают между собой эквивалент обмена одного продукта на другой (или на такой же, но предоставленный в более поздний срок), продукта на услугу или услуги на услугу и устанавливают сроки завершения обменной операции; б) косвенные обмены, растянутые во времени, когда таких договоров не заключается, но стороны твердо знают, что в последствии помогающей стороне также будет оказана та или иная помощь.

В этом случае не зафиксирован ни эквивалент, ни сроки возврата.
Межсемейные обмены становятся возможными благодаря взаимному доверию сторон. Гарантию устойчивости обеспечивает также кооперация усилий и средств разных семейств в выполнении той или иной операции, связанной с их семейными хозяйствами, или же поочередный совместный труд в хозяйстве каждой семьи.

Например: паевая покупка орудий производства, привлечение родных или знакомых для бесплатной помощи на строительстве дома или дачи (так называемые помочи) и для проведения сельскохозяйственных работ, ремонт автомобиля совместными усилиями нескольких семей, договоренности по поводу взаимозаменяемости между хозяйками - когда одна из них отлучается из дома, другая остается на хозяйстве и присматривает за детьми.
Межсемейная сеть формируется надолго. Многократные неформальные обращения людей друг к другу взамен безличного купил - продал обеспечивают стабильность, недоступную свободному рынку. В межсемейных сетях отсутствует стремление к точно просчитанной эквивалентности обменов.

Но вместе с тем система общения и родства в немалой степени подчинена механизмам возмездности. Действует принцип: если ты кому-то помог, то это необязательно тут же будет тебе "оплачено", но когда-нибудь расчет произойдет - либо помощью в будущем, либо добрым или уважительным отношением и признанием.
Важным в этой практике является фактор риска. Семья, пытаясь управлять своими рисками, вынуждена разбрасывать свою сеть отношений как можно шире, заручаться поддержкой многих людей в условиях непредвиденных обстоятельств.

Так формируется механизм взаимной страховки на случай невыполнения отдельными участником своих неформальных обязательств в системе межсемейных обменов.
Эти обмены не бросаются в глаза и не планируются заранее. Они обусловлены в первую очередь традиционной бережливостью: сбыть или просто отдать лишнее, чтобы не пропало. Хотя никто не ведет речь о расчетах, но каждый понимает, что они неминуемы - иначе в следующий раз должнику это припомнится и он лишится всяких прав на бесплатные услуги. Поэтому механизм отдачи действует без осечек: Сегодня ты отдал кому-то то, что тебе оказалось лишним.

Завтра к тебе придет сосед и поделится своим.
Задания и упражнения:
1) Укажите элементы общинности в жизни членов садоводческого общества, соседей по подъезду и т. п.
2) В чем заключается содержание экономической политики продразверстки?
3) Попадали ли вы когда-нибудь под разверстку?
4) Как связан институт прописки с коомунально-цеховой традицией?
5) В какие межсемейные обмены вы в основном включены?

§ 2. Будни и праздники

Праздничные циклы. Праздник - ритуал перехода в составе жизненного и календарного циклов. В основе календаря лежал праздничный цикл солнцеворота: от рождения до смерти солнца.

Фазы жизненного цикла солнца и других стихий формировали круги больших и малых праздников в честь божества. Каждый фазовый переход оформлялся праздничным циклом (святочный цикл -родильный цикл солнца: от рождества до крещенья).
Категории праздников: 1) календарные праздники - главный, универсальный праздник; праздники годового (или многогодового) цикла; сезонные, месячные, недельные; внутрисуточные; 2) праздники жизненного цикла (рождение, инициация, брак, смерть). Праздниками назывались воскресенье, общинные, профессиональные и семейные торжества, сборища и гуляния половозрастных категорий.
Воскресенье - основной стабильный регулятор чередования будничного и праздничного времени года; с воскресением Христа связана пасхалия - система подвижных праздников: вознесение, троица и др. Существовали также праздники неподвижных дат.

Общинные праздники разделялись большие и малые (полупраздники). Отдельно отмечались кануны перед большими праздниками, и гульба продолжалась в последующие воскресенья - отданье праздника.
В иерархии праздников особое место занимает главный праздник. Он начинается в обостренном и напряженном ожидании катастрофы мира. Старый мир, старое время, старый человек износились, и их ожидает распад, смерть.

Силы хаоса одолевают миропорядок. Преддверие праздника характеризуется печалью, трауром, постом, запретами и ограничениями, испытаниями и истязаниями.
Для возрождения и возделывания миропорядка необходимо в сакральном центре, когда времени нет, расчленить жертву, доводя работу хаоса до конца. Части разъятой и разбросанной жертвы собираются и соединяются. Символ космоса в виде жертвы обменивается на новый порядок.

Первопраздник - наиболее эффективная экономическая деятельность.
Праздник есть долг богу. Для каждого вида работ требовалось божественное покровительство, и оно обеспечивалось совершением обрядов, в которых, принимая жертву, возрождался покровитель.

Поскольку праздник посещают вечно живые предки, то на нем происходит инверсия обыденности - выворачивание мира и его признаков наизнанку, травестия, ряжение, мена субъекта и объекта, низа и верха, раба и господина, смерти и жизни.
Цель праздника является достижение оптимального психофизиологического состояния - от эйфории до среднего, нейтрального обыденного уровня, нарушенного бедой (смерть, несчастье, ущерб). Особое значение приписывали еде. Ели как можно больше, безо всякой меры.

В рацион включали мясо, которое рассматривалось также и как жертвоприношение. К пище богов добавляли напиток богов (водку, пиво, вино, мед, брагу, галлюциногенные напитки из мухомора, древесных грибов, спорыньи).

Это живая, огненная вода, вода жизни, преодолевающая смерть. Опьяняющие напитки вызывают прилив жизненных сил, выступают эффективными средствами коммуникации между космическими зонами.

В низовой традиции до сих пор существует представление о том, что новый человек должен упиться у всех на глазах, чтобы стать из чужого своим: "Кто не пьет лихо, тому нет места у русских".
Будничный цикл. Благодаря празднику боги продолжают свой жизненный цикл.

Продолжение жизни богов является предпосылкой успешного труда. Урожай, приплод и другие дары природы люди получают в обмен на жертвоприношения.
Все промысловые угодья имели своих хозяев, владетелей, с которыми и приходилось людям вступать в отношения взаимообмена, чтобы расположить их к себе. Отношения между нивхами и жителями воды сопровождались постоянным и взаимным дарением подарков. Если хозяин воды посылает нивхам рыбу, то нивхи в свою очередь в знак благодарности устраивают ему угощение в форме кормления хозяина воды.

Во время плавания на лодке нивхи вели себя сдержанно, как в гостях.
В будни посещают мир предков и в процессе ритуально организованного труда добывают средства к существованию. Возвращение с работы домой равносильно возвращению в мир живых, что само по себе праздник.
В будни полагались умеренность в еде, молчание при приеме пищи (мертвые немы), календарная регуляция пищевого рациона, чередование говений и заговин. Бытовая обстановка буден была скромна, а формы проведения досуга пространственно ограничены и негромки.

Будничные отрезки времени (уповоды) разделялись ритуализированными формами поведения: молитвой, едой и отдыхом, - так что рабочие длительные отрезки времени дня чередовались с короткими нерабочими - праздными.
К праздному времени относилась неделя до отъезда на чужую сторону парня, рекрута, срок побывки солдата. Отъезжающий не работал, одевался в праздничную одежду, в любое время суток мог пить и ходить по гостям. Молодежь существовала в полупраздничном состоянии священной игры.

Хоровод длился в течении года и заканчивался браком. Иначе человека относили к разряду социально анормальных.
Порядок работ определялся иерархией пантеона богов. Хозяйственные дела, требовавшие перемещения, производились по солнцу. Таким же порядком пастух отживал свои сроки в избах.

С понедельника до четверга производились основные работы, в пятницу значительная часть времени отводилась уборке дома, в субботу топили баню для мытья и стирки, подсчитывали проделанную работу, меняли белье, наказывали виновных. В году чередовались недели, запретные или предпочтительные для тех или иных занятий. Считалось, что одни недели запретны или благоприятны для мужской, другие - для женской деятельности. Одной из главных особенностей будней являлось обособление половозрастных групп, за исключением "жатвы", когда достигался их ритмический союз.

В дни поста и перед праздниками даже минимальное нарушение в дозволенном виде работ могло привести к аномалиям или трагическому исходу в жизни людей и скота: родятся уроды, калеки, мертвые.
Этика праздности. Праздник - сакральное время, противопоставляемое будням, особенно несчастным дням. Ср. русские святки, англ. holiday от holi (святой); многочисленные обозначения недельного праздника, воскресенья как солнечного или божьего дня (нем.

Suntug), незанятости, пустоты от дел (укр. неділя), порожнести (рус. праздник). Эта пустота, незаполненность характеризует праздник как состояние, когда время останавливается и его нет.
Священные дни делились на общественные и частные (справлявшиеся отдельными лицами или семьями). Общественные праздники были регулярными и назначаемыми.

Чрезвычайные празднества происходили по исключительным случаям (градобитье, пожар, эпидемия). Так, при освящении Колизея, был устроен стодневный праздник.
Эти дни исключались из производственного цикла, за исключением работ по дому и коллективных работ в пользу бедных вдов, погорельцев (за угощение или бесплатно). Даже рабов было не принято заставлять работать в праздничные дни.

Верили, что за работу в праздник виновный понесет убыток вдвое больше дохода от работы. Нарушителей обычая могли избить, оштрафовать, сломать инвентарь, арестовать.
На сборные праздники специально съезжались окрестные жители. Неучастие в празднике считалось оскорбительным для общины.

Такой человек терял уважение и презирался. Поскольку все стремились быть в центре праздника, что образовывался праздничный круг - последовательность поселений, поочередно отмечавших общий праздник. В Никольском уезде Вологодской губернии 16 деревень Подболотной волости справляли покров по очереди, при этом жители каждой деревни говорили: "У нас сегодня первый, пятый или двенадцатый покров".

В Покровско-Сицкой волости Ярославской губернии приходский праздник повсюду начинался в своем селе, после службы переходили гостить в ближайшие села, затем в дальние. Навстречу в том же порядке двигались жители дальних сел.

После полного обхода тем же путем возвращались домой. Получалось встречное движение.
Праздник освобождал от бремени земных забот, делал человека свободным и равным и другим. Чем больше праздников, тем лучше казалась жизнь. "Мы работаем ради праздника", - говорили люди.

В традиционном обществе на поддержание соседских отношений, статуса, достоинства времени не жалели, так как добрыми отношениями определялось благосостояние.
В разных странах на праздники приходилось от трети до половины дней года. В южноиталийском Сибарисе число праздничных дней превышало число рабочих.

Поэтому имя жителей этого города - сибариты - стало впоследствии нарицательным для обозначения бездельников.
Этика праздничного труда. Православие осуждает полную праздность: Праздность и сама по себе вина.

Будничная работа по воскресеньям и в праздники считалась кражей - уклонением от служения Богу. Греховными были излишняя хлопотливость в делах ночной труд, увеселение других.
Кризис трудовой этики православия наметился в XVII веке, когда ревнители благочестия настаивали на полном выполнении ежедневных обрядов богослужения, что занимало несколько часов. Вместе с тем многие государственные дела стали исполняться в "потешной" форме.

Неуклонно возрастало количество праздников. Православное население России в 1850-е гг. имело 95 праздничновыходных дней, в 1872 г. - 105 дней, в 1902 - 123 дня.
Таким образом, возникла проблема интеграции будничного труда и праздничной обрядности. Политико-экономическое обоснование решения данной проблемы наметил Н.Г.

Чернышевский.
Он исходил из того, что существует несоразмерность между потребностями человеческой натуры и средствами их удовлетворения. В труде человек выходит из себя, человек уклоняется от самого себя и возникает дисгармония в самой человеческой природе. Расстройство в натуре человека возникает и в праздности. Как природное существо человек не может не действовать, и при бездеятельности его органы атрофируются.

Поэтому праздный человек прибегает к фиктивной деятельности - развлечениям, играм, войнам.
Теория капиталистов идеализирует этот естественный порядок дел и в концепции производительного труда (приносящего доход) предлагает частному лицу приспосабливаться любым способом. Так, воровство оказывается очень доходным для ловкого вора, хотя благосостояние общества не увеличивается.

Общество окончательно погрязает во зле.
С точки зрения трудящегося человечества следует различать выгодный труд и убыточный труд. Результатом убыточного труда является расстройство природы и уменьшение совокупного благосостояния (войны, спекуляция, производство предметов роскоши, отрасли труда, сопряженного с высоким риском).

Результатом выгодного труда является смягчение дисгармонии природы, ее разумное упорядочение (производство предметов первой необходимости, образование, медицина, защите прав личности). Пока не удовлетворены насущные жизненные потребности всех, затраты труда на другие цели убыточны.
Понимание характера соразмерности, гармонии человечества и планеты вырабатывается искусством. Регуляция всех отраслей труда по законам красоты превращает будни в праздник. Развитая в четвертом сне Веры Павловны идея праздничного труда предполагает формирование нового экономического человека, для которого критерий красоты должен быть абсолютным.

Корень человеческой дисгармонии - неравноправие мужчин и женщин, тогда как по многим признакам женщина является более высоким, развитым человеческим типом. Жизнестойкость, адаптивность, желание красоты выгодно отличают женщин от мужчин.

Поэтому не только красота, но и женщина спасет мир.
Что делать?. Главное для мужчин: Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: Я недовольна тобою, прочь от меня....

Свободная любовь снимает противоположность мужа и жены: Мы один человек. Кратковременная разлука высвобождает громадную энергию любви, которая поглощается в сердечной святыне любимого труда.
Интеграция свободной любви и праздничного труда - такова суть царства будущего, которое светло и прекрасно.
Задания и упражнения:
1) Каким образом в рекламе, маркетинге и организации торговли учитываются закономерности праздничных циклов?
2) Вспомните, какие меры принуждения к нежелающим праздновать применяются сегодня?
3) С записями расходов и чеками в руках оцените динамику и общую сумму издержек, связанных с празднованием Нового года (8-го марта, 23 февраля).
4) Какой труд по классификации Н.Г. Чернышевского вы предпочитаете: выгодный или убыточный?

Как ваши предпочтения объясняются особенностями жизни в родительской семье?
5) Устройте маленький праздник по всем правилам, изложенным выше.

§ 3. Гостеприимство

Счастье заботы о чужом. Гостеприимство - институт, обеспечивающий чужому прием и заботу. Развитые формы гостеприимства ориентированы на человека, прибывшего издалека, незнакомого или малознакомого, а наиболее простые, зачаточные формы наблюдаются при приеме хорошо знакомого гостя, соседа или родственника.

Во Франции для женщин, умеющих изобретательно встретить, вкусно накормить, увлеченно занять гостя, установлена награда -почетный знак "Голубая лента".
Многие, вероятно, помнят с детства то чувство радостного нетерпения, которое охватывает при ожидании гостя. В представлениях многих народов его появление сулит счастье. С гостем приходит счастье, - говорили кабардинцы.

Для гостя предназначено лучшее из того, что есть дома. Каждая семья старается приберечь хоть что-нибудь для неожиданных гостей.

Что укрыто от гостя, принадлежит дьяволу.
У адыгов существовал обычай засевать для гостей часть поля и держать специально для них определенное количество голов скота, которым хозяин владел номинально, гости - реально. В любом хозяйстве есть доля гостя, которая принадлежит ему по праву.

Гость имеет в моем доме свою долю и вносит в дом изобилие.
Зародышевую форму гостеприимства представляют собой кормления, призванные установить дружеские отношения с существами из чужого, враждебного мира.



Содержание раздела