d9e5a92d

Брачная сделка

Чем больше сватов, тем богаче и родовитее жених. Оплачивал сватов всегда дом жениха, если даже нанимал их дом девушки. Оплата возмещала стоимости изношенной ходатаем обуви
При благоприятном ходе событий гостям предлагали раздеться или приглашали в чистую половину. Представители жениха не могли притронуться к угощению, пока не получали согласия на брак. Если сваты видели в доме беспорядок, они делали заключение о плохой подготовке девушки к браку. Сваты излагали свое предложение и оставляли залог.

Если залог брался, то это значило, что предложение будет обдумано. В ответ девушка дарила чаще всего платок в знак принятия залога.

В течение определенного срока залог можно было вернуть жениху.
Когда жених был из дальней деревни, к нему по приглашению свата ехали невеста и ее родители. С большим вниманием осматривали хозяйство семьи жениха, стараясь узнать, каков ее материальный достаток. Однако им это не всегда удавалось, так как бывало, что бедный жених прибегал к помощи соседей и приводил в свой хлев от них коров и прочий скот, чтобы его сочли бога-тым.

Только при положительном впечатлении от хозяйства жениха отец невесты приглашал его с родителями и сватом на сговор.
Обручение (сговор) - договор между сторонами о будущем совершении брака. Во имя взаимной выгоды семьи планировали браки даже между еще не рожденными детьми. При колыбельном сговоре - сватовстве в младенческом возрасте - родители сосватанных детей оказывали друг другу знаки внимания (подарки, взаимопомощь, участие в семейных торжествах).

Будущие супруги воспитываются вместе и настолько привыкают друг к другу, что их будущий брак представляется им совершенно естественным.
Неисполнение сговора вело к уплате неустойки. Последняя также выплачивалась при выявлении скрытых пороков жениха или невесты.
Обручение - это форма признания допустимости брака родными и односельчанами. Получение благословения семьи и родни означало, что они берут на себя заботы и расходы по организации сватовства и свадьбы. Одному домохозяйству трудно было обеспечить угощением всех гостей, которых собиралось зачастую несколько сот человек.

Все взрослые общинники помогали в организации свадебного торжества. Приносили припасы для свадебного пира. Те, у кого не доставало какой-нибудь части костюма, занимали ее у односельчан на время свадьбы.

Часто девичья перевязка из золотой парчи и подвенечная рубаха были единственными на все село.
Когда конъюктура брачного рынка неблагоприятна для женщины, то сватает невеста. Например, если дочь - единственный ребенок и, выйдя замуж, должна остаться жить вместе с родителями.

Тогда близкие родственники шли в дом родителей приглянувшегося им парня, выясняли возможности согласия на брак. "Предлагали" также девушек некрасивых, перестарков, бедных, так как им нелегко было найти себе мужей.
Свадебный процесс есть юридическая форма заключения супружеского союза брачующихся родов. От пышности свадьбы и многочисленности гостей зависело счастье молодоженов. Свадьба с затратами - обязанность родителей по отношению к детям. Величина свадебной процессии, продолжительность свадьбы и отдельных обрядов угощение обусловливались степенью зажиточности родителей новобрачных и их родственников.

Богатая свадьба проводится по полному обряду (до месяца и более), а бедная - по сокращенному обряду.
Так, венец полагался только для девственницы. Если невеста была в добрачной связи, то она одевалась менее нарядно и покрывалась платком.

Значительно меньшей пышностью отличались свадьбы вдовцов и вдов, матерей-одиночек не имели права на выполнение некоторых обрядов.
Каждый свадебный чин был наделен определенной функцией. Чины -прежде всего старосваты - главные распорядители свадьбы. Они получали плату, а профессия передавалась из поколение в поколение.

Старосваты были организованы в цехи, обязанности их были точно определены, так же как и процент, который они вносили в общую кассу. Дружки обслуживали гостей за столом, младенцы подносили угощение к столу, звачи - приглашали на свадьбу.

Свадебный процесс организован в форме обрядовой борьбы дружин жениха и невесты. На счастье били посуду и окна.
Мать невесты давала отъезжающим еду на поезд для еды в дороге и оде-ления встречных. В перерывах между подачей обеденных блюд - обход соседей и прощание с ними.

Неприглашенные на свадьбу собирались под окнами домами и получали угощение. Посылали угощение старым, больным и бедным.

После свадебного пира молодые с ближайшей свитой ходили по домам всех родственников, присутствовавших на свадьбе.
Свадьба - процесс многоступенчатый. Если в индусской семье есть взрослые дети, остающиеся холостыми, родители проделывают церемонию брака над парой вырезанных из дерева фигурок мужчины и женщины в надежде, что за этим скоро последует свадьба их детей.



Они одевают кукол, украшают их драгоценностями и совершают настоящие свадебные обряды. Бывает так, что на свадьбу куклы тратится столько же денег, сколько и на настоящую свадьбу.
После обручения, взаимных посещений и обмена подарками в один из вечеров у невесты устраивали пир, который рассматривался как предварительная свадьба. Первый день свадьбы принадлежал молодым юношам и девушкам и назывался свадьбой для молодых, а второй день - мужчинам и женщинам - и назывался свадьбой для мужчин. Через несколько дней в доме родителей новобрачной устраивалась малая свадьба.

Молодая свадьба проводилась в доме новобрачных через неделю.
Поскольку целью брачного союза является продолжение рода, то окончательное объединение двух семейных групп могло завершаться после рождения одного или нескольких детей: только тогда супруги начинают жить под одной крышей.
Задания и упражнения:
1) Укажите необходимые и достаточные условия принятия решения для вступления в официальный брак в современной России?
2) Какова репутация вашего рода?
3) Узнайте у своих родителей, какие скрытые недостатки, "дефицитарные ограничения" брачного партнера, значимые для ведения домашнего хозяйства, они обнаружили в семейной жизни.
4) Проверьте действие следующего экономического закона: чем пышнее свадьба, тем быстрее наступает развод.
5) Оцените стоимость свадебного процесса в целом.

§ 4. Брачная сделка

Содержанием брачной сделки служат условия о свадебных платежах и о сроке совершения брака.
Обменный брак. У стадных млекопитающих, живущих небольшими группами, присутствует матримониальный обмен - обмен производителями. Чем меньше группа, тем больше колебания равновесия между двумя полами в возрастной категории, способной к размножению. По данным статистики, группа, насчитывающая несколько десятков особей, угасает в течение нескольких веков.

Обмен супругами между различными группами позволяет избежать этого исхода. Олени и львы осуществляют такие обмены систематически.

Шимпанзе обменивают только самок, мартышки - самцов.
Обменный брак: за невесту отдавалась родственница. Если еще маленькая, то подрастала в семье будущего мужа.

К такой форме прибегали для того, чтобы крепче связать узы родства и не платить калым.
Обменный брак появился, когда утвердилось вирилокальное (в доме мужа) поселение супругов. Жена, переходя в дом мужа, включалась в хозяйственную деятельность его семьи, а ее родная семья (и одновременно ее община) теряла своего члена.

Убыль в одном коллективе должна была компенсироваться равной убылью в другом. Этому служила дуальная брачная организация, при которой два коллектива регулярно обменивались женщинами.
Целью матримонимального обмена также были поиск поддержки или покровительства. На Тробриандских островах говорят: "Что, ты хотел бы жениться на сестре? Что с тобой? Ты не хочешь иметь шурина?

Разве ты не понимаешь, что если ты женишься на сестре другого мужчины, а еще один мужчина женится на твоей сестре, то у тебя будут шурин и деверь, а если ты женишься на своей сестре, то у тебя вообще никого не будет? С кем ты будешь охотиться, с кем ты будешь сажать огород, с кем ты будешь встречаться?". Приобретая жен, мужчина устанавливал тесные отношения с их родственниками, создавая тем самым обширный круг людей, готовых всегда поддержать его.

Работающие в домохозяйстве многочисленные жены обеспечивали мужчине и материальные преимущества. Жен даже одалживали в обмен на что-нибудь.
В районах свободного раздела земли между наследниками, где было необходимо не допустить измельчания хозяйств (вплоть до размеров, недостаточных для жизни) практиковалось заключение браков между представителями двух семейств - с тем, чтобы потеря собственности при одном браке компенсировалась её приобретением при другом.
Брачный выкуп (калым) - плата (или отработка) за невесту. Происхождение платы за невесту связано с похищением: жених-похититель примиряется с родом невесты и платит выкуп. Брачный выкуп практикуется в обществах, где численность женщин ниже, чем мужчин.

Женщины пели: "Кто хочет иметь молодую жену, тот должен за нее заплатить, а у кого денег нет, от пусть ищет себе старую козу" (Западная Словакия).
Продажа совершалась главой рода, родителями, старшими родственниками др. Арабский писатель Казвини говорит о россах: "Тот, у которого родилось две или три дочери, обогащается, тогда как имеющий двух-трех сыновей делается бедняком". У эвенков семьи, в которых рождались дочери, считалась счастливой и обычно была лучше обеспечена за счет калыма.

Молодая женщина периодически навещала своего отца, и он каждый раз щедро ее одаривал, благодаря за калым.
Плата за невесту включала возмещение затрат на ее воспитание, компенсацию упущенной выгоды от использования ее в домашнем хозяйстве, формировала личное имущество ее и ее детей. Торги за выкуп невесты и ее приданое были формой заботы семьи девушки об ее обеспеченном будущем и укреплением социальных прав будущих детей. Чем выше цена, тем более чести для невесты, о чем провозглашается немедленно по деревне.

За счет калыма семья невесты собирала ей приданое и несла другие свадебные расходы.
Выкуп выплачивается зачастую долями в течении нескольких лет, он является залогом хороших отношений между семьями мужа и жены. Жена принадлежала роду мужу, и если калым не был полностью выплачен, то при заключении повторного брака новый муж выплачивал старый калым.

Когда не без влияния работорговли в Кении возросла цена невест, то бывало, что взрослый мужчина не мог жениться, так как выплачивал калым за свою мать, поскольку его отец умер. Во многих обществах выплата выкупа создает презумпцию отцовства: муж является отцом всех детей своей жены, даже если они рождены и не от него.

До тех пор, пока выкуп не возвращен, жена, даже если она не живет более со своим мужем, не может вновь выйти замуж, а дети, которых она рожает в этот период, считаются детьми ее мужа.
В племени нуэров (Судан) женщина, неспособная к деторождению, может уплатить брачную компенсацию родителям другой женщины, жениться на ней с тем, чтобы она родила детей от мужчин. В этом случае она рассматривается как мужчина, может наследовать скот и получать брачные компенсации в случае замужества девушек ее рода.
В племени кукуйю вдова, возраст которой не позволяет ей родить от любовника ребенка, который бы унаследовал имущество ее покойного мужа, может купить женщину с тем, чтобы она родила такого наследника; эта женщина рассматривается как супруга умершего, а ее дети являются прямыми наследниками умершего, поскольку сама эта женщина была куплена за счет имущества умершего.
Среди азанди женщины монополизируются более взрослыми мужчинами, и более молодым приходится "брать в жены" мальчиков, что продолжается до тех пор, пока не придет время взять в жены женщину. Он платит выкуп копьями за мальчика, который и превращается в "жену".
Обрядовые свадебные платежи включают обрядовое одаривание и обрядовые выкупы.
В эпоху парного брака принятие девушкой подарка от юноши обязывало вступить в брак. Во время ухаживания молодые люди обменивались подарками, которые рассматривались как залог согласия сторон заключить брачный союз.

В традиционном обществе особенно ценились подарки, сделанные собственными руками, так как они демонстрировали умения брачующихся партнеров.
В брачном процессе подарки дарились с обеих сторон. Подарки жениха состояли из верхней одежды и обуви, украшений, косметики. Гостинцы - частично раздавались подругам невесты.

Подарки невесты делались родственникам жениха в зависимости от ценности их даров.
Невеста готовила подарки родственникам мужа, чтобы задобрить их. Подарки показывали обеспеченность невесты, ее рукодельность и работоспособность. Существовали нормы, определявшие, кто из родственников и свадебных чинов должен был получить подарки от невесты и какие именно.

Свекр и сват получали рубаху, пояс, носки, варежки, платок, девери - носки и пояса, полотенца и пояса - священнослужителям, музыкантам, мельнику. Получивший подарок делал отдарок. Невеста одаривала поезжан и своих родственников, крестную и крестного, которые возвращали невесте подарки, передариваемые поезжанам.

Раздавалось несколько десятков рубах и сорочек, полотенец, до 100 поясков и полотенец. Свекрови и свекру предназначались сами значительные подарки
Кроме подарков членам семейства мужа невеста преподносила жертвенные дары духам нового местожительства, т. е. над теми предметами, от которых ожидала благополучия: пояса и полотенца в амбаре, хлеву, очагу, над сундуком. В Гродненской губернии, молодая, пришедшая впервые на колодец за водой, клала около него хлеб, пирог, сыр, деньги.

Деньги бросались на ветер и в реку. При сватовстве деньги бросали на пол "кошке" (их подбирали дети) и за печь -"домовому".
К свадьбе невесте дарили рукоделия с заговорными узорами - полотенца, покрывала, платы, занавеси. Они создавали в доме жениха освоенное невестой пространство - "кут" (закуток около печи). Свадебные гости одаривали молодых предметами хозяйственного назначения, которые принадлежали обоим. Совершали обходы с корзиной: сбор денег "на колыбель".

Если жена была девственницей, муж делал подарок теще.
Плата за невесту бывает действительная, получаемая отцом невесты, и обрядовая - "выкуп", получаемый братом невесты или ее подругами. Обрядовый выкуп мог выплачиваться при обрядовой продаже и обрядовой краже.
Разновидности обрядовых выкупов: выкуп за невесту ее дружине; при угадывание женихом своей невесты за каждую ошибку он платил штраф; выкуп за проезд свадебного поезда; выкуп женихом вещей, украденных подружками невесты из приданого при переносе его в дом; продажа приданого подружкой невесты другу жениха; выкуп тести и тещи; выкуп места невесты за столом; выкуп косы невесты; выкуп невесты женатыми мужчинами на танец; кража туфли и шляпы жениха и возврат за выкуп; кража каравая и его выкуп старшей свахой; молодежь выкрадывала имущество в домах пировавших на свадьбе гостей и возвращала вещи владельцу за небольшой выкуп; выкуп молодым своего места рядом с молодой в первую брачную ночь у дружки.
Во время прощания молодой со своей семьей и домом гости нередко старались "украсть" для нее в доме ее родителей все необходимое в хозяйстве - от ложки до птицы и даже коровы. Украденное становилось собственностью молодухи.
Одним из оснований множественности обрядовых выкупов является реликтовые традиции оргиастических нападений и группового брака. Брачую-щиеся откупались также от сверстнических групп (девичник, мальчишник). Новобрачный угощал взрослых мужчин, совершая ритуал включению в группу женатых мужчин.

Вкупины - вступление в общество замужних женщин.
Приданое. В странах с сильной матриархальной традицией брак осуществлялся в форме привода. Невесту приводят в дом к жениху, а за нее приносят приданое. Приданое собиралось и готовилось в основном на средства матери и дочери, ее подругами и составляло личную собственность женщины.

Приданое в какой-то мере давало молодой хозяйке ощущение экономической независимости в доме мужа.
Кроме приданого, невеста получала наделок - свою долю дочери в будущем наследстве после смерти отца. Тогда дочь отказывалась от наследства.

В наделок входило любое имущество, выделяемое родителями за исключением одежды. Наделок поступал в семью мужа, становясь его собственностью. Приданое жена забирала с собой, возвращалась в дом родителей в случае вдовства или бездетности.

В последнем случае мужу оставлялись его подарки.
У русских приданое дочери копили приданое, начиная с детства: "Дочку в колыбельку, приданое - в коробейку". Приданое включало скот, деньги, хлеб, постельные принадлежности, верхнюю одежду девушки, белье, хозяйственный инвентарь, посуду, запас тканей.
Размер приданого зависел от состоятельности семьи и воли родителей. Сватовство расстраивалось, если сторона жениха считала приданое недостаточным.

Иногда родители жениха сами давали деньги а приданое, что все было как у всех.
Отвоз приданого производился накануне свадьбы, во время венчания, иногда частями дополняли и после свадьбы. Приданое укладывали на воз, стараясь сделать его громоздким, чтобы казалось, что невеста богата.

Нередко постельник, под надзором которого находилось приданое, несколько раз объезжал поселение, демонстрируя зажиточность невесты. Передача приданого сопровождалась символическим торгом, требованием огромного выкупа
Требование большого приданого мешало многим девушкам выйти замуж. В семьях бедного и среднего достатка замуж дочерей выдавали по старшинству, чтобы не всем сразу готовить приданое.
Часто девушка вынуждена была поступить в услужение или батрачить, чтобы скопить денег на приданое. Бесприданной невесте помогали родственники. Иногда покупали вскладчину.

Если невеста сирота, то перед свадьбой ее крестная мать обходила всех женщин в селе. В Скандинавии, занимаясь сбором (собиранием) приданого, невеста со своей спутницей надевали парадную одежду, иногда несла на своей руке несколько сложенных шалей или платков как знак своего положения. Обходя деревню, она сообщала о свадьбе и получала различные подарки.

Брала с собой нарядную наволочку или простыню, куда складывала подарки. После просватанья невеста собирала своих подружек для помощи в шитье недостающих частей одежды. Если не успевали, уходя домой, брали с собой какую-нибудь работу.

Девушки знали, что после свадьбы в доме свекрови невесте трудно будет найти деньги и время на свои нужды.
Свадебным платежом заканчивался побег жениха со свадьбы от невесты и свадебных гостей. Он отказывался возвращаться и кричал: "Не хочу бабу, только девушку".

После долгих уговоров и платы, которую давали жениху подруги невесты, он возвращался к невесте. Если новобрачная оказывалась нецеломудренной, то ее могли возвратить родителям и отец ее вынужден был давать большой откуп.
С приданым приходил в семью невесты и примак. Если не было наследников мужского пола в семье родителей жены, то парень должен был внести в хозяйство жены некоторую сумму денег, иначе он бы всеми считался бесправным.
Задания и упражнения:
1) Проанализируйте логику развития обменного брака как формы товарообмена.
2) В каких хозяйственно-культурных типах доминирует калым, а в каких - приданое?
3) В чем заключаются экономические основания выпалты приданого и калыма?
4) Опишите ваше приданое (или платежи невесте и ее семье)?
5) Разработайте экономический сценарий свадьбы с полным перечнем и тарификацией свадебных платежей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всех обществах богатство означает изобилие средств существования. Для буржуа богатство воплощено в капитале, ренте, вещах и услугах, оплачиваемых деньгами. Для человека традиционного общества богатство заключается в собственности и статусе, которые приносят ренту, обеспечивают восстановление имущества, периодически утрачиваемого в результате бедствий.

В архаическом обществе богатым считался человек, владевший значительными стадами домашних животных, хранилищем, всегда полным зерна, имевший несколько жен, приживальщиков и рабов, которые пасли его стада, обрабатывали поля и огороды, варили пиво для хозяина и многочисленных гостей. Богатый дом - это многолюдное хозяйство, место, где всегда много своих и чужих.

Поля и хижины редко рассматривались в качестве богатства: первые в силу своей доступности, вторые - по причине простоты постройки. Быть богатым значило входить в многочисленную крепкую семью, иметь рабов и скот.

Для первобытного человека богатство состоит в пище и большом числе сородичей, позволяющем чаще принимать участие в разделе пищи.
Показателем личного богатства является изобилие окружающих нас людей. В знаменитом докладе Римского клуба "За пределами роста" (1974 г.) говорилось: "Людям не нужны огромные автомобили, им нужно уважение. Им не нужны шкафы, полные одежды, они хотят быть привлекательными, им нужные волнения, разнообразие и красота.

Людям не нужно засилье электроники, они хотят прожить свою жизнь с пользой. И так далее.

Люди нуждаются в самоутверждении, в обществе, стимулах, признании, любви, радостях. Попытаться удовлетворить эти потребности материально - означало бы пробудить неутомимый аппетит к ложным решениям реальных, но неразрешимых проблем.

Одна из основных сил, побуждающих стремления к материальному росту - это ощущение духовной пустоты. Общество, способное признать и сформулировать свои нематериальные потребности и найти пути их нематериального удовлетворения, потребует значительно меньших материальных и энергетических затрат и обеспечит гораздо более высокий уровень удовлетворения человеческих запросов".
Нилот, стремясь стать богаче в собственных глазах и глазах сородичей и соседей, как правило, менял зерно, охотничью добычу, мотыги и прочие плоды своего труда на мелкий рогатый скот, а последний - на крупный. На коров он приобретал жен для себя, своих братьев, сыновей и внуков и таким путем достигал полного благосостояния.
Сегодня одновременно с общим увеличением населения Земли наблюдается изменение соотношения числа белых и небелых. Это соотношение было примерно 1:1 сто лет назад, а сейчас на 80 цветных приходится 20 белых.

Если эта тенденция не изменится, то к середине ХХІ в. среди 10 миллиардов людей на Земле только от одного до пяти процентов будут белыми.
Для судеб Земли безразличен цвет кожи обитающих на ней людей. Возможно, межрасовые браки, внутривидовая гибридизация стимулируют эволюцию человека как биологического вида. Возможно, большая жизнеспособность и жизнерадостность цветного населения и меньшая жизнеспособность белого населения, при всем его материальном комфорте и благополучии, оправданы в эволюционной перспективе.

Тогда победы над природой, которыми гордится Запад, будут принадлежать детям Востока, ибо детей у Запада все меньше и меньше.
Здесь возникает глубоко личный вопрос об исторической ответственности каждого не только перед будущими, но перед прошлыми поколениями, которые смогли выжить и продолжить род в куда более сложных условиях окружающей среды. Это вопрос о коллективной и индивидуальной ответственности за свой род и его будущее.
Принятие перспективы депопуляции и реализация соответствующей стратегии жизни означает селекцию одних родовых линий и выбраковку других. Малодетность, бесплодие, безбрачие - это самовыбраковка, обесценивающая усилия предков по продолжению рода.

Самовыбраковка означает фактическое признание себя эволюционным браком, отрицательной ценностью, обогащение которой уводит в "минус-бесконечность".
Отказ от признания поражения в борьбе за личное существование и существование своего рода, отказ от признания личного вырождения и вырождения своей родовой линии открывает перспективу настойчивых усилий по поддержанию и наращиванию жизненного потенциала семьи. Только действительное давление жизни, жесткая необходимость обеспечения жизни будущих поколений своего рода является личным стимулом активизации экономической деятельности.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

I. Произведения классиков экономической мысли

Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.

Т. 4. М., 1983.
Беккер Г. Человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993.

11-12.
Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. 1994. 2, 3.
Беккер Г.



Содержание раздела