d9e5a92d

Корнейчук Б. - Микроэкономика

ДЕЛОВАЯ ИГРА ВЕЛИКИЕ ЭКОНОМИСТЫ

Цели игры
1. Ознакомиться с взглядами следующих экономистов: Ф. Кенэ, А. Тюрго, Ш. Фурье, Н. Чернышевского, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Д. Милля, Ф. Листа, В. Зомбарта, К. Маркса, В. Ленина, Т. Веблена, Д. Гэлбрейта, К. Менгера, Д. Кларка, Э. Чемберлина.
2. Дать общее представление о следующих экономических школах: физиократия, утопический социализм, классическая и историческая школы, марксизм, институционализм, маржинализм. Теория Приведем краткие характеристики ученых-экономистов, чьи высказывания используются в игре.
1. Франсуа Кенэ глава школы физиократов. Единственным самостоятельным фактором производства представители этой школы считали почву, природу, а единственным видом производительного труда земледелие.
2. Анн Робер Жак Тюрго физиократ, дал первое научное обоснование ссудного процента на капитал.
3. Шарль Фурье социHлист, автор проекта социетарного общественного строя. Предлагал заменить свободную торговлю казенными (государственными) распределителями.
4. Николай Чернышевский социалист, автор проекта общинного социализма. Сторонник эволюционного развития экономики от низшей формы к высшей.
5. Давид Рикардо представитель классической школы. Два ее основных положения: 1) ценность товара определяется затраченным на его производство трудом, 2) свободная конкуренция необходима для эффективного функционирования экономики и ее развития.

Ввел понятия основного и оборотного капитала.
6. Томас Роберт Мальтус представитель классической школы. Автор концепции народонаселения, по которой чрезмерный рост численности беднейших классов является основной причиной социально-экономических проблем общества.
7. Джон Стюарт Миллъ представитель классической школы. Склонялся к социализму: подвергал сомнению права наследования и собственности на землю.

Дал свою трактовку классической трудовой стоимости и понятия производительного труда.
8. Фридрих Лист один из основателей исторической школы. Применял индуктивный метод исследования в экономике, выступал за протекционизм во внешней торговле.

Одним из первых признал производительным умственный труд.
9. Вернер Зомбарт представитель исторической школы, автор концепции национального социализма. По его мнению, хозяйственный дух передается по наследству и играет определяющую роль в экономике.
10. Карл Маркс последователь классической школы и социализма.

Считал, что труд не обладает стоимостью, поскольку сам служит для ее измерения. Ввел понятия постоянный капитал и эксплуатация.
11. Владимир Ленин марксист, создатель концепции обобществления производства и перехода от монополистического капитализма к коммунизму посредством пролетарской революции.
12. Торстейн Веблен создатель институционализма (институт историческая традиция, норма поведения). Считал, что важнейшей целью потребления является демонстрация богатства потребителя.

Подставное потребление это потребление жены, гостей, лакеев и др., предназначенное для демонстрации богатства хозяина.
13. Джон Гэлбрейт институционалист, автор концепции техно-структуры.

По его мнению, в мире корпораций прибыль не является главной целью производства, поскольку реальная власть принадлежит менеджерам, а не акционерам.
14. Карл Менгер один из создателей теории маржинализма, в основе которой лежит субъективная трактовка ценности (полезности) благ.

Выводил ценность благ высшего порядка (сырье, орудия труда, труд) из ценности конечных продуктов.
15. Джон Кларк маржиналист, автор концепции предельной производительности.

Первым рассматривал труд и капитал в качестве равноправных факторов производства.
16. Эдвард Чемберлин создатель теории монополистической конкуренции. Правила игры 1. Игра проводится после изучения курса История экономических учений или соответствующего раздела общего курса экономики.
2. В игре рассматриваются взгляды 16 известных экономистов. Соответственно максимальное число участников игры также равно 16.

Если студентов больше этого количества, то следует объединить двух студентов в одного экономиста.
3. В игре используются карточки, на каждой из которой приведена одна цитата какого-нибудь экономиста. Всего 48 карточек: по три цитаты каждого автора.

На карточке автор цитаты не указывается.
4. Карточки перемешиваются и выдаются студентам, каждому по три.
5. Задача студентов обмениваясь, собрать по три карточки с высказываниями какого-нибудь одного экономиста и, кроме того, назвать его.
6. Баллы присуждаются по следующим правилам:
* пять баллов сданы три цитаты одного экономиста, и он определен правильно;
* три балла сданы цитаты разных экономистов, но все они определены правильно;


* два, один и ноль баллов неправильно определен один, два или три автора высказываний соответственно. Подготовка игры А. Подготовить карточки с такими, например, высказываниями экономистов:
1. Политическая экономия в отношении к международной торговле должна основывать свое учение на опыте.
2. Сам народ является главнейшим виновником своих страданий.
3. Мы считаем вещи красивыми, так же как и полезными, где-то в прямой зависимости от того, насколько велика их цена.
4. Государство, населенное одними лишь торговцами и ремесленниками, может существовать только за счет доходов от земельной собственности, получаемых за границей.
5. Ценность субъективна не только по своему существу, но и по своей мере.
6. При социетарном строе гурманство является источником мудрости, просвещения и дел социального согласия.
7. Человеческий труд образует стоимость, но сам труд не есть стоимость. Стоимостью он становится в застывшем состоянии, в предметной форме.
8. Ошибка, когда моралисты рассматривали отдачу в рост как преступление.
9. Последнее орудие меньше добавляет к производительности человека, чем это делало первое.
10. Корпорация посредством заведенного ритуала стремится внушить акционерам впечатление, будто они облечены властью.
11. В интересах не только общественного блага, но и частных лиц была бы передача по наследству детям не большого, а умеренного обеспечения.
12. Общинное владение это единственный род собственности, охранение которого не доставляет правительству никаких забот и не требует от него ровно никаких расходов.
13. Конкуренция превращается в монополию.

Получается гигантский прогресс обобществления производства.
14. Хозяйственный дух это совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование.
15. В зависимости от того, быстро ли изнашивается капитал и часто ли требует воспроизведения или же потребляется медленно, он причисляется к оборотному или к основному капиталу.
16. Чистую конкуренцию нельзя больше считать во всех отношениях идеалом для экономики благосостояния...

Индивидуальные различия между актерами, певцами, лицами свободных профессий и деловыми людьми невозможно устранить.
17. Всякий монополист сталкивается с конкуренцией заменителей, и уже отсюда ясно, что монополистическая конкуренция охватывает всю теорию монополии.
18. Размеры заработной платы должны быть предоставлены частной и свободной конкуренции и никогда не должны контролироваться вмешательством государства.
19. С развитием просвещения и здравого взгляда на жизнь будут постепенно ослабевать до нуля разные слабости и пороки.
20. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.
21. К народам со слабым капиталистическим предрасположением я причисляю, прежде всего, кельтов и некоторые германские племена.
22. Цену процента можно рассматривать как своего рода уровень, ниже которого прекращается всякий труд, всякая обработка земли, всякая промышленность, всякая торговля.
23. Когда какой-нибудь человек покидает своего предпринимателя, можно определить, сколько он стоит, выяснив, сколько предприниматель теряет, когда его рабочая сила уменьшается на одного человека.
24. Денежное вознаграждение как фактор, стимулирующий трудовую деятельность, в настоящее время играет относительно меньшую роль.
25. Как только землевладелец в любой стране перестает улучшать землю, у политической экономии не находится слов в защиту земельной собственности.
26. Полезность это годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей и потому является общим условием характера благ.
27. Социетарный кантон будет вести переговоры о купле-продаже только один единственный раз вместо трехсот противоречивых переговоров, занимающих триста глав семейств.
28. Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т.е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда, в процессе производства не изменяет своей стоимости.
29. Те, кто разводит свиней, конечно, производительны, но в несравненно большей степени производительны воспитатели юношества.

Первые производят меновые ценности, вторые создают производительные силы.
30. Законы природы говорят нам то же, что сказано апостолом Павлом: если человек не желает трудиться, он не имеет право на пропитание.
31. Теоретически, с точки зрения экономики, священник является слугой, косвенно находящимся в личном услужении у божества, чью ливрею он носит.
32. Основная задача правительства заключается в облегчении при помощи развития торговли сбыта продовольственных товаров собственного производства.
33. Заем под проценты есть не что иное, как торговля, в которой заимодавец человек, продающий пользование своими деньгами, а заемщик человек, покупающий его.
34. Доход всего труда, с одной стороны, и доход всего капитала с другой, совершенно родственны, таким образом, земельной ренте.

Они являются двумя родами ренты.
35. Принуждение издавна ассоциируется с землей.

Точно так же денежный мотив связан с капиталом. Отождествление и приспособление целей связаны с техноструктурой.
36. Портной, шьющий одежду, сапожник, выпускающий обувь, создают не больше богатств, чем музыканты, дающие концерт.
37. Предполагаемая ценность продукта является при всяких обстоятельствах принципом, определяющим величину ценности соответствующих благ высшего порядка.
38. Прибыльная часть торговли ростовщичество.

Надо, чтобы правительство завладело этой отраслью и прочими при посредстве казенных форм.
39. Капиталист обогащается... пропорционально количеству той чужой рабочей силы, которую он высасывает, и тому отречению от всех жизненных благ, которое он навязывает рабочим.
40. Если бы люди не применяли в производстве машин, а только труд, и если бы для доставки ими их товаров на рынок требовались одинаковые промежутки времени, то меновая ценность их товаров была бы точно пропорциональна количеству затраченного труда.
41. И патенты, и фабричные марки могут рассматриваться как элементы монополии.

Элементами же конкуренции выступают в обоих случаях те черты сходства, которые имеются между этими товарами и остальными.
42. При современных мировых отношениях молодая, необеспеченная покровительством промышленность не в состоянии развиться при свободной конкуренции с промышленностью, давно уже окрепшей.
43. Необходимо открыто отказаться от признания за бедными воображаемого права содержаться на общественный счет.
44. Для господина, живущего в праздности, демонстративное потребление материальных ценностей есть средство достижения уважения.
45. Труд, затраченный на спасение жизни друга, не является произвоLительным, если только этот друг не производительный работник, который производит больше, чем потребляет.
46. Из всех родов собственности общинное владение есть тот род, который наиболее предохраняет частную жизнь от административного вмешательства и надзора.
47. Учет и контроль вот главное, что требуется для наложения, для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества.
48. Исключается мнение, что предрасположение к капиталистическому духу было приобретено в ходе истории.
В. Подготовить таблицу для проверки преподавателем полученных результатов. Таблица 1.1 Экономисты и их высказывания

Экономист Цитаты Экономист Цитаты
1 Ф. Кенэ 4, 32, 36 9 В. Зомбарт 14,21,48
2 А. Тюрго 8, 22, 33 10 К. Маркс 7, 28, 39
3 Ш. Фурье 6, 27, 38 11 В. Ленин 13,20,47
4 Н. Чернышевский 12, 19,46 12 Т. Веблен 3,31,44
5 Д. Рикардо 15,18,40 13 Д. Гэлбрейт 10, 24, 35
6 Т. Мальтус 2, 30, 43 14 К. Менгер 5, 26, 37
7 Д. Милль 11 , 25, 45 15 Д. Кларк 9, 23, 34
8 Ф. Лист 1 , 29, 42 16 Э. Чемберлин 16, 17,41

Примечание. Это пособие может быть доступно студентам, поэтому при подготовке карточек рекомендуется изменить нумерацию цитат и внести соответствующие изменения в приведенную выше таблицу.

Можно, например, изменить все номера цитат на новые номера по формуле 100 - Н, где Н номер цитаты в данном пособии (старый номер). При этом номера, присвоенные экономистам в разделе Теория, не изменятся. С. Подготовить карточки для записи результатов.

Можно подготовить чистые листки бумаги и предложить студентам начертить на них табл. 1.2.

Таблица 1.2 Бланк для записи предполагаемых авторов цитат

Ф. И. 0.
цитата экономист номер экономиста

D. Подготовить карточки по количеству студентов группы. При этом надо учитывать, что на каждого студента должно приходиться по три цитаты одного экономиста, высказывания других экономистов необходимо исключить.

Чтобы выполнить это условие, при подготовке комплекта карточек надо использовать таблицу, приведенную выше (см. этап подготовки В). Пример. Предположим, что в группе всего четыре студента.

Тогда надо раздать карточки с цитатами первых четырех экономистов (Кенэ, Тюрго, Фурье, Чернышевский), т. е. карточки с номерами 4,32,36,..., 19,46 (всего 3 х 4=12 шт.). Порядок проведения игры 1. Объяснить студентам цели и правила игры.
2. Дать краткие характеристики экономистов, предложив студентам законспектировать их (см. раздел Теория). Число рассматриваемых экономистов должно быть равно числу присутствующих студентов.
3. Написать на доске список экономистов с присвоенными им номерами (см. раздел Теория).
4. Раздать чистые листки бумаги и предложить студентам начертить на них таблицы для записи результатов (см. этап С в разделе Подготовка игры).
5. Перемешать карточки с цитатами экономистов и раздать студентам, каждому по три.
6. Дать студентам 20-30 мин для анализа высказываний, обмена и подбора карточек.
7. Собрать карточки с цитатами и результатами анализа цитат (каждый студент сдает 3+1 = 4 карточки).
8. Выставить баллы студентам. Подвести итоги игры.

Назвать победителей. Пример игры 1. Исходные данные:
* студентов 4;
* карточки с цитатами - 4, 6, 8, 12, 19, 22, 27, 32, 33, 36, 38, 46
(12 штук).
2. Карточки раздаются студентам.
3. После проведенного студентами анализа цитат и обмена карточек получены следующие результаты (табл. 1.3).
4. Итоги игры:
* победил в игре студент Ломов: он сдал три карточки с цитатами Тюрго, причем правильно угадал их автора (5 баллов);
* студент Котов правильно угадал всех авторов цитат, однако не проявил активности при обмене карточек, в процессе которого студенты получают дополнительные знания (3 балла); Таблица 1.3 Результаты игры Великие экономисты

Студент Карточка Экономист Совпадения Баллы
1 Котов 6 Фурье + 3
27 Фурье +
46 Чернышевский +
2 Ломов 8 Тюрго + 5
22 Тюрго +
33 Тюрго +
3 Мохов 4 Тюрго - 0
32 Тюрго -
38 Чернышевский -
4 Носов 12 Кенэ - 1
19 Кенэ -
36 Кенэ +

* студент Носов решил, что все высказывания на сданных им карточках принадлежат Кенэ, а на самом деле только одно из них (1 балл); * студент Мохов не угадал ни одного экономиста (0 баллов). Литература (источники цитат) Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика,
1992, с. 99, 125, 129.
Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984, с. 113,185, 196.
ГэлбрейтД. Новое индустриальное общество.

М.: Прогресс, 1969, с. 127, 186, 188.
Зомбарт В. Буржуа. - М.: Наука, 1994, с. 7,159,161.
Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз,
1960, с. 124, 160, 189.
Ленин В. Государство и революция. М.: Политиздат, 1973, с. 7,102.

Лист Ф. Национальная система политической экономии. СПб.:
Мертенса, 1891, с. 39, 193, 195. Мальтус Т. Р. Опыт закона о народонаселении.

Петрозаводск: Петроком, 1993, с. 61, 71, 86.
Маркс К. Капитал. Т. 1. - М.: Политиздат, 1983, с. 60, 220, 607.
МиллъД. С. Основы политической экономии. Т. 1. М.: Прогресс,
1980, с. 141,371,380.
Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Петрозаводск: Петроком, 1993, с. 95,96,137.
Тюрго А. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз,
1961, с. 136,137,149.
Фурье Ш. Избранные сочинения. - М.: Изд. АН СССР, 1954, с. 57,
499 (т. 3), 210 (т.

4).
Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Изд.
иностранной литературы, 1959, с. 109,283,293.
Чернышевский Н. Избранные экономические произведения. Т. 2. М.: Политиздат, 1948, с. 171,179.

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ


Цели игры 1. Усвоить понятия полезность, функция полезности, предельная полезность, таблица Менгера, бюджет потребителя, равновесие потребителя, ликвидность, бартер и др.
2. Понять способ представления функции полезности в виде таблицы Менгера.
3. Научиться определять оптимальный (равновесный) набор продуктов при заданных функции полезности и бюджете потребителя в частном случае, когда функция полезности представлена в виде таблицы Менгера.
4 Приобрести элементарные навыки активного поиска торгового партнера, обсуждения условий сделки, бартерного обмена и т. д. Понятия - Полезность (U) удовлетворение, полученное человеком в результате потребления некоторого набора продуктов.
- Функция полезности зависимость полезности от объемов потребления продуктов (число независимых переменных этой функции равно числу разных продуктов в наборе).
- Предельная полезность i-й единицы продукта (MUi) прирост полезности набора, достигнутый в результате добавления в него i-й единицы данного продукта при неизменном количестве в наборе всех других продуктов.
- Бюджет потребителя сумма, которую человек может расходовать на приобретение набора продуктов.
- Равновесие потребителя ситуация, когда при заданном бюджете потребитель получает максимальную полезность.
- Ликвидность способность товара быстро обмениваться на другие товары в соответствии со сложившимися рыночными ценами. Деньги товар с наивысшей ликвидностью.
- Бартер обмен товарами, которые не являются деньгами. Теория Таблица Менгера специфическая форма записи функции полезности. Она применяется, когда продукты дискретны (яблоки, конфеты), а предельная полезность одного продукта не зависит от объема потребления других продуктов.
Например, если добавочное удовольствие, доставленное потреблением дополнительного куска хлеба, не зависит от того, сколько при этом потребляется молока, то в этом случае функцию полезности можно записать в виде таблицы Менгера.
Для набора из двух продуктов X и У таблица Менгера (табл. 2.1) имеет вид:
Таблица 2.1
Таблица Менгера

X Y
MU1x
MU2x
........
MU1y
MU2y
........

Полезность набора, состоящего из т единиц продукта Y, равна сумме первых т элементов первого столбца, сложенной с суммой первых п элементов второго столбца:
Umin=( MU1x +... + MUmx) + (MU1y... + MUny).
Пример, Бюджет Федора составляет 4 талера. Набор состоит из яблок, груш, тортов и кексов. Яблоко и груша стоят по 1 талеру, а торт и кекс по 2 талера.

Предельные полезности этих продуктов указаны в таблице Менгера (табл. 2.2).
Найдем равновесный набор. Заметим, что из четырех продуктов отношение предельной полезности первой единицы продукта к цене больше у яблок (7/1 против 5/1,9/2 и 11/2).

Поэтому в равновесный набор надо включить яблоко.
Представим, что Федор уже съел первое яблоко, и продолжим наши рассуждения. Отношение предельной полезности следующего (второго по счету) яблока к цене по-прежнему превосходит отношение предельной полезности первой единицы продукта к цене для остальных продуктов (эти продукты еще не потребляли, поэтому мы рассматриваем предельную полезность их первых единиц самых вкусных). Таблица 2.2 Предпочтения Федора

Яблоко Груша Торт Кекс
MU1 7 5 9 11
MU2 6 4 9 7
MU3 5 3 8 3
MU4 4 2 7 2
Цена 1 1 2 2


Представим, что Федор съел и второе яблоко. Теперь наибольшее отношение предельной полезности к цене будет у кекса (11/2 против 5/1, 5/1 и 9/2). Итак, равновесный набор состоит из двух яблок и одного кекса.

Формально он записывается так: (2; 0; 0; 1). Максимальная полезность равна (7 + 6) + 11 = 24.

Любой другой набор стоимостью 4 талера даст меньшую полезность (проверьте!).
Правила игры 1. Имеются четыре продукта: гусь, утка, курица и фазан (рассматриваются животные, как у К. Менгера). Каждая из птиц изображается карточкой:
* гусь красной;
*утка синей;
* курица коричневой;
* фазан зеленой.
2. Цена гуся, утки и курицы $1, фазана $2 (фазан дичь, поэтому он дороже).
3. Каждый студент разводит (или добывает в лесу) птиц одного вида и продает (обменивает) их на рынке. Каждый продавец выходит на рынок, располагая продуктами стоимостью $4 (бюджет потребителя):
* у продавца гусей 3 гуся и $ 1;
* у продавца уток 3 утки и $1;
* у продавца кур 3 курицы и $1;
* у продавца фазанов 1 фазан и $2.
4. Студентам выдаются соответствующие наборы (птицы плюс доллары). Роль доллара у нас выполняет советский пятак (можно взять любую монету, вышедшую из обращения).
5. Каждый продавец является и потребителем. Он получает свою таблицу Менгера.

Используя ее и учитывая заданный бюджет потребителя ($4), студент должен определить равновесный набор продуктов и максимальную полезность, т. е. решить задачу, аналогичную задаче из раздела Теория.
6. Конечная цель потребителя-продавца получить равновесный набор в материальной форме (карточка плюс деньги) и предъявить его преподавателю. Необходимо особо подчеркнуть, что вместо любой птицы студент может предъявить соответствующее ее стоимости количество долларов.



Содержание раздела