d9e5a92d

Деловая игра Рынок труда

Б меняющийся, не в тон ситуации.
В модный, соответствует ситуации.
Г растрепанный, иногда демонстративный.
Д неофициальный, небрежный.
Женщины
А сдержанный, неяркий, опрятный.
Б меняющийся, небрежный, не в тон ситуации.
В модный, элегантный, ухоженный.
Г разнообразный, небрежный, экстравагантный.
Д неофициальный, неизысканный, женственный.
2. Речь
А логичная, обстоятельная, медленная, с речевыми штампами.
Б неуверенная, эмоциональная, быстрая, со словами-паразитами.
В логичная, краткая, уверенная, быстрая, с жаргоном и словами-паразитами.
Г непоследовательная, яркая, эмоциональная, с жаргоном и остротами.
Д непоследовательная, успокаивающая, плавная, с комплиментами.
3. Движения
А скованная поза, скупые жесты, медленная походка, бесстрастное лицо.
Б неловкость, отрывистые движения, неуверенная походка.
В уверенные движения, выразительные жесты, энергичная походка.
Г оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая мимика.
Д расслабленная поза, свободные движения, доброжелательная улыбка.
4. Работа
А пунктуальность, трудолюбие, профессиональная эрудиция.
Б любознательность, избегает конфликтов, не пунктуален.
В честолюбие, высокая работоспособность, хороший политик.
Г энтузиазм, недисциплинированность, отвращение к бумажной работе.
Д плохой политик, склонность к общественной деятельности, нерешительность.
5. Психология
А рациональность, осторожность, терпеливость.
Б доверчивость, забывчивость, смелость, импульсивность.
В прагматизм, уверенность в себе, нетерпеливость, смелость.
Г мечтательность, непосредственность, одержимость.
Д контактность, щедрость, уступчивость, сентиментальность. Порядок проведения игры 1. Изложить студентам основы теории С. Деллингер.
2. Объяснить студентам цели и правила игры.
3. Сообщить студентам перечень вакантных должностей и объявить, какой психологический тип работника соответствует каждой должности (Квадрат, Круг и т. д.).
4. Раздать студентам карточки (см. табл. 10.1).

Предложить записать в таблицу на карточке претендента на каждую должность из числа присутствующих студентов (кроме самого студента). Выделить на выбор кандидатур и заполнение таблиц 5-10 мин.

Необходимо обратить внимание студентов на то, что последний столбец таблицы (Тип претендента) не заполняется студентом. Это сделает преподаватель после того, как соберет карточки и подведет итоги психогеометрического теста.
Примечание. Согласия студентов на замещение вакантной должности не требуется.

Составляется список возможных лучших претендентов на должность, т. е. ограничений в выборе кандидатов (помимо психологического соответствия) в данном случае нет.
5. После сбора карточек с фамилиями претендентов проводится тест для определения психологического типа студентов (см. раздел Подготовка игры). Подчеркнем, что ко времени проведения теста студенты не должны знать, какой буквой (А, Б и т. д.) зашифрован тот или иной психологический тип.

Это нужно для того, чтобы обеспечить объективность теста, исключив возможность подгонки данных под желательный психологический тип.
6. После того как студенты заполнят таблицы в тетрадях и,суммируют элементы столбцов, необходимо сообщить им, какой тип зашифрован той или иной буквой: А Квадрат, Б Прямоугольник, В Треугольник, Г - Зигзаг, Д Круг.
7. После тестирования каждый студент в тетради должен нарисовать свой доминирующий знак с вписанным в него дополнительным (скрытым) знаком.
Пример. Итоговая строка таблицы у студента Попова выглядит так: А = О, Б = 3, В = О, Г = 2, Д = 0, поэтому у него следующая психологическая характеристика: ТреугольникЗигзаг, т. е. он является лидером, не лишенным творческих способностей. Его полный знак изображен на рис.

10.2.



Рис. 10.2. Доминирующий и скрытый типы личности Примечание. Суммы элементов в двух строках таблицы могут быть равны.

В этом случае студенту надо выбрать тип, который, по его мнению, соответствует ему в большей степени. Пример. Итоговая строка таблицы у студентки Сомовой: А = 2, Б = 1, В = 2, Г = О, Д = 0. Доминирующий знак Сомовой или Квадрат, или Треугольник.

Если она считает себя больше исполнителем, то ее знак квадрат со вписанным в него треугольником, если же она считает себя лидером, ее знак треугольник со вписанным в него квадратом.
8. После того как каждый студент узнал свой психологический тип, преподаватель оценивает качество проведенного студентами отбора претендентов. Для этого он:
* на доске напротив фамилии каждого студента чертит соответствующий знак;
* в карточках студентов (они лежат на столе преподавателя) заполняет последний столбец: проставляет в них установленные в результате тестирования знаки претендентов. При этом преподаватель сравнивает знак должности и знак претендента и выставляет студенту количество баллов, равное количеству совпавших знаков.


9. Выставление баллов в этой игре не завершающий этап. Интересно рассмотреть также три других вопроса, возникающих в ходе игры:
* Как часто каждого студента выбирали претендентом на какую-либо должность (Какова стеень востребованности студента)?
* Претендентом на какую должность наиболее часто выбирали каждого студента (Какова оценка психологического типа этого студента другими членами группы)?
* Соответствует ли знак студента знаку той должности, претендентом на которую его наиболее часто выбирали (Если не соответствует, либо теория Деллингер дала сбой, либо студент не дал объективных ответов на вопросы теста о самом себе, либо студенты группы ошибаются в оценке психологического типа этого студента). Пример игры 1. Исходные данные:
* студентов 8; вакансий 4.
2. В результате проведенного студентами отбора претендентов получены следующие данные (табл. 10.3).
Таблица 10.3
Решения по отбору персонала, принятые разными менеджерами

Студент Отобраны
бухгалтер начальник дизайнер секретарь
1 Алла Боря Зина Женя Дима
2 Боря Егор Гена Зина Дима
3 Валя Дима Боря Гена Зина
4 Гена Зина Алла Дима Валя
5 Дима Женя Гена Алла Зина
6 Егор Боря Алла Дима Женя
7 Женя Зина Гена Дима Валя
8 Зина Боря Валя Егор Женя


В результате тестирования получены следующие данные: * Квадрат Боря;
* Треугольники Алла, Гена, Зина;
* Прямоугольник Егор;
* Круги Валя, Женя;
* Зигзаг Дима.
Возьмем для примера табл. 10.4, заполненную Аллой при отборе претендентов и преподавателем при выставлении баллов.

Есть совпадение по первым двум должностям, поэтому Алла получает 2 балла. Таблица 10.4 Пример выбора претендентов

Должность Тип должности Претендент Тип претендента
Бухгалтер KB Боря KB
Начальник отдела ТР Зина ТР
Дизайнер ЗГ Женя КР
Пресс-секр. КР Дима ЗГ


3. Возьмем для примера табл. 10.5, заполненную Аллой в тетради в ходе тестирования: Таблица 10.5
Пример результатов самотестирования

А Б В Г д
1 1
2 1
3 1
4 1
5 1
Итого: 0 1 2 1 1


Поскольку максимальная сумма получена в столбце В, то доминирующий тип Аллы треугольник. 4. Таблица на доске содержит результаты отбора претендентов и итоги тестирования (см. табл. 10.6).
5. Итоги игры:
* Победил в игре Егор. Результативность проведенного им отбора равна 100%, поскольку тип каждого претендента совпал с типом соответствующей должности. Егор мало востребован на рынке труда у него всего два предложения. Возможно, это связано с его прямоугольным, переходным психологическим типом.

Егор получил 4 балла.
Таблица 10.6
Студент как менеджер и как претендент

Студент Типа Баллы Предложения
1 Алла ТР 2 Начальник, начальник,
дизайнер
2 Боря KB 1 Бухгалтер, бухгалтер, бухгалтер, начальник
3 Валя КР 0 Начальник, секретарь,
секретарь, секретарь
4 Гена ТР 3 Начальник, начальник,
начальник, дизайнер
5 Дима зг 1 Бухгалтер, дизайнер, дизайнер,
дизайнер, секретарь, секретарь
6 Егор ПР 4 Бухгалтер, дизайнер
7 Женя КР 3 Бухгалтер, дизайнер,
секретарь, секретаь
8 Зина ТР 2 Бухгалтер, бухгалтер,
начальник, дизайнер,
секретарь

* Менее успешным был отбор претендентов у Гены и Жени 3 совпадения из четырех, или 75%. Каждый из них умеренно востребован на рынке труда у них по 4 предложения. Работодатели признают в Гене руководителя: 3 из 4 предложений на руководящую работу. Что касается Жени, то лишь 50% работодателей предлагают ему работу, соответствующую его психологическому типу, выявленному в результате тестирования (Круг).

Гена и Женя получили по 3 балла.
* Средний результат у Аллы и Зины (2 совпадения из 4, или 50%). Алла мало востребована на рынке труда (3 предложения), но при этом студенты признают в ней лидера: 2 предлог жения из 3 на руководящую работу (что соответствует ее типу). В то же время студенты не признают Зину лидером, хотя тест определил ее как Треугольник (лишь одно предложение из 5 на руководящую работу, или 20%).

Алла и Зина получили по 2 балла.
* Слабый результат у Бори и Димы (1 совпадение из 4). Студенты группы подтвердили психологический тип Бори (Квадрат): 3 из 4 предложений на работу бухгалтера. Дима больше востребован на рынке труда (6 предложений), однако он в меньшей мере подтвердил свои творческие способности (Зигзаг), выявленные в результате теста (50%).

Боря и Дима получили по одному баллу.
* Чрезвычайно низкий результат у Вали: ни одного совпадения. Она востребована на рынке труда, но работодатели, тем не менее, видят в ней Круг, т. е. подтверждают результаты теста: 3 предложения из 4 на работу пресс-секретарем.

Валя получила 0 баллов.

. Деловая игра Рынок труда


Цели игры 1. Усвоить понятия ставка заработной платы, трудовой доход, равновесие работника, предельный продукт труда, равновесный объем труда, спрос на труд, предложение труда.
2. Научиться определять функцию индивидуального предложения труда работника на основе его функции полезности, заданной в табличной ферме на множестве альтернатив досуг доход.
3. Научиться определять функцию спроса на труд предприятия на основе его производственной функции, представленной в табличной форме.
4. Приобрести элементарные навыки определения оптимальной численности работников предприятия и набора персонала.
5. Приобрести элементарные навыки поиска наилучшего места работы и определения оптимальной продолжительности рабочего дня. Понятия Ставка заработной платы цена одного часа труда.
Трудовой доход дневная заработная платH, равна ставке заработной платы, умноженной на продолжительность трудового дня работника.
Равновесие работника ситуация, когда при заданной ставке заработной платы достигается максимальная полезность набора досуг доход.
Производственная функция зависимость дневной выручки предприятия от объема используемого за день труда.
Предельный продукт труда прирост дневной выручки предприятия, полученный в результате увеличения объема используемого за день труда на один час.
Равновесный объем труда объем используемого за день труда, который при заданной ставке заработной платы обеспечивает предприятию максимальную ежедневную прибыль.
Спрос на труд количество часов труда, которое предприятие приобретет в день при заданной ставке заработной платы; равен равновесному объему труда.
Предложение труда количество часов труда, которое работник желает продать в течение дня при заданной ставке заработной платы. Теория 1. Функция предложения труда работника строится исходя из предположения, что он может количественно оценить полезность любого набора досуг доход. Полезность измеряется в гипотетических (несуществующих, условных) единицах. Под досугом понимается время, свободное от наемного труда.

Величина досуга (как и трудового дня) может меняться от 0 до 24 часов. Доход есть дневная заработная плата работника.
В табл. 11.1 представлены три значения досуга, два значения дохода и шесть значений индивидуальной полезности, отвечающих соответствующим наборам досуг доход.
В табл. 11.2 представлены значения продолжительности трудового дня, дохода и ставки заработной платы, отвечающие соответствующим наборам досуг доход.

Так набору (18; 72) отвечает продолжительность трудового дня 6 часов (24 - 18) и ставка заработной платы 12 руб./ч (72:6).
Таблица 11.1
Досуг, доход и полезность

Доход Полезность
72
24
85 86 88
80 83 84
16 18 20 Досуг


Определим функцию предложения труда работника, используя табл. 11.1 и 11.2. Для этого ставки зарплаты, находящиеся в пределах 0-4, 5-9, 10-14 и 15-19, будем считать равными внутри каждого промежутка и округлять до среднего значения.

Так, все ставки от 0 до 4 будем считать равными 2,5 руб./ч. Таблица 11.2
Труд, доход и ставка заработной платы

Доход Ставка зарплаты
72
24
91218
346
864 труд


Ставки 3 и 4 попадают в первый промежуток, им отвечают полезности 80 и 83. Поскольку максимальная полезность отвечает ставке 4, то работник выберет продолжительность трудового дня 6 ч. Досуг при этой ставке составит 18 ч. Сделаем вывод, что при ставке 2,5 руб./ч предложение труда работника равно 6 ч/день. Ставки 6 и 9 попадают во второй промежуток, им отвечают полезности 84 и 85. Поскольку максимальная полезность отвечает ставке 9, то работник выберет продолжительность трудового дня 8 ч. Досуг при этой ставке составит 16 ч. Сделаем вывод, что при ставке 7,5 руб./ч предложение труда работника равно 8 ч/день.
Только ставка 12 попадает в третий промежуток (10-14). Этой ставке отвечает продолжительность дня 6 ч предложение труда при ставке 12,5 руб./ч. Поскольку ставка 18 также единственная в своем промежутке (15-19), то при ставке 17,5 руб./ч предложение труда равно 4.
В табл. 11.3 представлена полученная нами функция предложения труда работника.
Таблица 11.3
Предложение труда

Ставка зарплаты 2,5 7,5 12,5 17,5
Трудовой день 6 8 6 4

2. Функция спроса на труд со стороны предприятия строится на основе его производственной функции. Известно, что функция спроса на труд совпадает с функцией предельного продукта труда.
В табл. 11.4 первые две строки задают производственную функцию, а первая и третья строки функцию предельного продукта (и спроса на труд).

Предельный продукт рассчитывается как разность соответствующих значений производственной функции. Рассмотрим это подробнее. Предельный продукт для затрат труда 14 нельзя рассчитать, так как неизвестна выручка при затратах 13.

Это обстоятельство отражается прочерком в первом столбце третьей строки таблицы.
Таблица 11.4
Производственная функция и предельный продукт

Затраты труда 14 15 16 17
Выручка 400 450 490 510
Предельный продукт 50 40 20


Предельный продукт для затрат 15 равен 450 - 400 - 50 (руб./ч). Аналогично предельные продукты для затрат 16 и 17 равны соответственно 40 и 20. Отсюда следует, что спрос на труд при ставке 50 руб./ч равен 15 ч/день, при ставке 40 руб./ч 16 ч/день, при ставке 20 руб./ч 17 ч/ день. Функция спроса на труд представлена в табл.

11.5. Примечание. Поскольку предельный продукт убывает с увеличением затрат труда, функция спроса на труд убывает с увеличением ставки заработной платы. Таблица 11.5 Спрос на труд

Ставка зарплаты 20 40 50
Спрос на труд 17 16 15


Правила игры 1. Число участников игры равно 11. Участники делятся на две группы: работники (6 чел.) и работодатели (5 чел.). Работники: Федот, Демьян, Прохор, Богдан, Тарас, Макар.

Предприятия: пекарня, мельница, стройка, ферма, молокозавод.
2. Труд, предлагаемый работниками и используемый предприятиями, однородный, т. е. он обладает одинаковыми качествами независимо от личности работника и особенностей предприятия.
3. Каждый работник получает таблицу, в которой указано пять возможных значений досуга (17, 18, 19, 20 и 21 ч/день), четыре возможных значения дохода (120,150, 180 и 210 руб./день) и 20 индивидуальных значений полезности для всех возможных комбинаций досуг доход.
4. Используя полученную таблицу, каждый работник должен рассчитать ставки заработной платы, отвечающие всем рассматриваемым наборам досуг доход (см. табл. 11.2), и получить свою функцию предложения труда (см. табл.

11.3). При этом ставки зарплаты в промежутке 20-30 округляют до 25, в промежутке 30-40 до 35, в промежутке 40-50 до 45, в промежутке 50-60 до 55.

При построении кривой предложения труда следует рассматривать только ставки зарплаты 25, 35,45 и 55 руб./ч.
5. Каждый работодатель (руководитель предприятия) получает таблицу, задающую производственную функцию. На основе этой таблицы он получает функцию предельного продукта (табл.

11.4) и функцию спроса на труд (табл. 11.5).

При построении кривой спроса на труд следует рассматривать только ставки зарплаты 25, 35,45 и 55 руб./ч.
6. Работники и работодатели договариваются между собой о ставке заработной платы и объеме продаваемого (покупаемого) труда. Ставку заработной платы можно выбрать только из приведенных выше четырех значений.

Однако подчеркнем, что в разных сделках эта ставка может различаться, т. е. в игре не устанавливается единая рыночная цена труда.
7. Работник может продать при данной ставке заработной платы только объем труда, равный соответствующему объему предложения труда.
8. Работодатель может приобрести при данной ставке заработной платы только объем труда, равный соответствующему объему спроса на труд. Причем этот объем труда можно получить, наняв одного или двух работников.

Если работодатель нанимает двух работников, то он устанавливает для них единую (на этом предприятии) ставку заработной платы.
9. Цель работника устроиться на работу с максимальным дневным доходом. Подчеркнем, что ставка зарплаты и объем труда в контракте должны отвечать функции предложения труда работника.
Пример. Работник с кривой предложения труда, представленной в таблице 11.3, имеет четыре варианта трудового контракта: 6-часовой рабочий день при ставке 2,5 руб./ч, 8-часовой рабочий день при ставке 7,5 руб./ч и т. д.
10. Цель работодателя принять работников, которые обеспечат ему максимально возможную прибыль. Подчеркнем, что условия трудового контракта должны отвечать функции спроса на труд. Пример.

У работодателя с кривой спроса на труд, представленной в табл. 11.5, есть три варианта трудового контракта: принять работников (1-2 чел.) на 17 ч в день при ставке 20 руб./ч и т. д.
11. Прибыль предприятия равна разности выручки и затрат на заработную плату, т. е. другие виды издержек не учитываются.
12. В трудовом контракте указываются:
* работодатель, его функция спроса на труд, прибыль;
* работники, функция предложения труда и доход каждого работника;
* ставка зарплаты, объем продаваемого каждым работником труда, объем труда, покупаемого работодателем.
13. Если в трудовом контракте представлены неверные данные (функции, доходы и т. д.), он считается недействительным.

Также недействительным будет контракт, к которому не приложены карточки всех его сторон: работника и работодателя.
14. Баллы присуждаются по следующим правилам:
* пять баллов. Получают работники, добившиеся максимально возможного дохода; и работодатели, добившиеся максимально возможной прибыли;
* четыре балла. Присуждаются работникам, получившим не максимальный ненулевой доход; и работодателям, получившим не максимальную ненулевую прибыль;
* три балла. Присуждаются работникам, правильно определившим функцию предложения труда и не подписавшим контракт; и работодателям, правильно определившим функцию спроса на труд и не подписавшим контракт;
* два балла. Получают работники, неверно определившие функцию предложения труда и не подписавшие контракт; и работодатели, неверно определившие функцию спроса на труд и не подписавшие контракт;
* один балл. Получают работники и работодатели, подписавшие недействительные контракты. Подготовка игры 1. Подготовить таблицу (табл. 11.6) соответствия наборов досуг доход и ставок зарплаты, единую для всех работников.
2. Подготовить карточки с функциями полезности работников. В табл.

11.7 в целях экономии места опущена строка досуг и столбец доход, хотя их следует указать в карточках. Таблица 11.6 Игра: труд, доход и ставка зарплаты

Доход Ставка зарплаты
210 30 35 42 52 70
180 26 30 36 45 60
150 21 25 30 37 50
120 17 20 24 30 40
7 6 5 4 3 Труд


Таблица 11.7 Функции полезности работников

1. Федот 2. Демьян 3. Прохор
61 62 64 67 69 50 52 60 63 66 50 51 54 59 65 47 49 50 56 58 55 58 61 63 66 53 55 57 60 64 52 54 56 57 62 51 52 53 55 59 66 67 68 70 75 62 63 68 69 72 61 62 65 67 71 60 61 64 66 67
4. Богдан 5. Тарас 6. Макар
76 77 78 80 85 73 75 78 79 83 72 73 74 77 81 71 73 75 76 78 45 46 48 51 55 43 45 47 49 54 41 42 46 48 52 39 40 42 47 50 86 87 88 91 94 85 86 87 89 93 82 84 85 88 92 81 83 84 86 90


3. Подготовить карточки с производственными функциями работодателей. В табл. 11.8 каждая производственная функция задается двумя соответствующими столбцами.

В карточке удобнее задавать производственную функцию таблицей, состоящей из двух строк. В табл.

11.8 спрос на труд пекарни обозначен буквой П, мельницы М, стройки С, фермы Ф, молокозавода буквами МЗ. Объем труда обозначен буквой Т.
Таблица 11.8

Т П М С Ф МЗ
2 165
3 220
4 345 325 335 265
5 400 380 390 307
6 454 425 435 347
7 506 545 460 479 382
8 556 600 490 532 414
9 603 650 518 574 434
10 648 698 543 615 459
11 688 743 652
12 725 783 687
13 760 818 717
14 785 843 745
15 770



Содержание раздела