d9e5a92d

Деловая игра Поставщики и покупатели

табл. 12.1)i Для каждого работника на легальном рынке труда надо определить: а) продолжительность рабочего дня, равную объему индивидуального предложения труда при равновесной ставке заработной платы;
б) заработную плату (для занятых);
в) пособие по безработице (для безработных);
г) число полученных баллов.
Значения а)г) записать в соответствующих клетках таблицы на карточке.
7. Записать на доске все функции предложения труда на теневом рынке (см. табл. 12.2). Для каждого работника на теневом рынке определить:
а) продолжительность рабочего дня (алгоритм расчета описан в Примере 2 раздела Теория и в примере к 11-му разделу Правил игры);
б) заработную плату (для занятых),
в) полученные баллы.
Значения а), б) и в) записать в соответствующих клетках таблицы на карточке.
8. Подвести итоги игры, дать оценку действиям студентов.
Пример игры
1. Исходные данные:
* студентов 7;
* рынков труда 2;
* ставки заработной платы 20,40, 60, 80 и 100 руб./ч;
* функция спроса на легальном рынке 9,15,20,25 и 28 ч/день;
* объем спроса на теневом рынке 14 ч/день;
* предел рабочего дня на теневом рынке 24 ч/день;
* ставка пособия по безработице (от минимально допустимой заработной платы) 10%.
2. Легальный рынок труда выбрали работники А, В, С и D (см. пример 1 раздела Теория).
3. Теневой рынок труда выбрали работники Е, F и G (см. пример 2 раздела Теория).
4. Итоги игры:
* пять баллов получил студент А. Он заработал 480 руб./день
максимальный доход;
* четыре балла получили студенты В, С, Е, F и G. Их доход не
максимальный, но больше 80 руб./день;
* три балла не получил никто;
* два балла получил студент D. Его пособие по безработице составило 0,1 х 80 х 4 = 32 руб./день;
* один балл не получил никто.

. Деловая игра Поставщики и покупатели

Цели игры 1. Усвоить понятие ресурс, продукт, норма затрат ресурса, оптимальный выпуск.
2. Научиться рассчитывать оптимальные запасы ресурсов и оптимальный выпуск продукта при простейшем производстве.
3. Приобрести элементарные навыки поиска на рынке поставщиков ресурсов и покупателей продуктов, учета риска невыполнения обязательств поставщиками. Понятия Ресурс товар, необходимый для производства другого товара-продукта. При разных производствах один продукт может служить как ресурсом, так и продуктом.
Норма затрат ресурса количество ресурса, необходимое для производства одной единицы товара.
Оптимальный выпуск объемы производства продуктов, которые при заданных запасах ресурсов обеспечивают фирме максимальную выручку. Теория Рассмотрим случай, когда фирма производит два продукта из двух ресурсов. Заданы нормы затрат ресурсов и цены продуктов. Кроме того, примем два упрощающих предложения:
а) норма затрат первого ресурса при производстве второго продукта равна нулю, т. е. первый ресурс не используется при производстве второго продукта;
б) цена 1 кг первого ресурса равна цене 1 кг второго ресурса. Поэтому доля денежных средств, затраченных на закупку первого ресурса, совпадает с долей этого ресурса в общем весе обоих ресурсов.
Предположим, что на создание запасов ресурсов выделена определенная сумма денег. Определим, какая их часть должна быть затрачена на закупку первого ресурса, а какая часть на закупку второго ресурса.

Запишем все рассматриваемые производственные показатели в табл. 13.1. Таблица 13.1 Ресурсы и продукты

Продукт 1 Продукт 2 Запасы
Ресурс 1 a о r1
Ресурса в с r2
Цены p1 p2


Введены обозначения: а норма затрат 1-го ресурса при производстве 1-го продукта; в норма затрат 2-го ресурса при производстве 1-го продукта; с норма затрат 2-го ресурса при производстве 2-го продукта; r1 весовая доля запасов 1-го ресурса в общем запасе ресурсов (в %); r2 весовая доля запасов 2-го ресурса в общем запасе ресурсов (в %); р1 цена 1-го продукта; р2 цена 2-го продукта. Такая производственная ситуация относится к задачам линейного программирования, которые обычно решаются весьма непросто. Однако наши упрощающие предположения позволяют легко найти искомую структуру запасов, которая обеспечит фирме максимальную выручку. Критерий оптимальности структуры запасов основан на анализе отношения цены продукта и объема затраченных на него ресурсов, он утверждает:
а) если отношение цены первого продукта к сумме норм затрат ресурсов превосходит аналогичное отношение для второго продукта, то следует производить только первый продукт. При этом запасы ресурсов должны быть пропорциональны соответствующим нормам затрат ресурсов. Иными словами,
если p1 /(a + в) р2 /с, то r1 = a /(a + в), r2= b /(а + b).
б) если отношение цены первого продукта к сумме норм затрат ресурсов меньше аналогичного отношения для второго продукта, то следует производить только второй продукт. При этом следует закупать только второй ресурс:


если p1 /(a + в) р2 /с, то r1 = 0, r2 = 1 (100%).
Пример 1. Из говядины и свинины производят колбасу и ветчину. Для изготовления 1 кг колбасы требуется 2 кг говядины и 1 кг свинины (часть мяса идет в отходы).

Для изготовления 1 кг ветчины требуется 3 кг свинины. Цена колбасы равна 90 руб./кг, цена ветчины 75 руб./кг.

Поскольку 90Д2+1) больше 75/3, то для максимизации выручки надо производить только колбасу. Поскольку соотношение затрат говядины и свинины при производстве колбасы равно 2 : 1, то и соотношение запасов должно быть таким же: доля говядины 2/3 (67%), свинины - 1/3 (33%). Таблица 13.2 Пример: ресурсы и продукты

Колбаса Ветчина Запасы
Говядина 2 0 67%
Свинина 1 3 33%
Цена 90 75


Примечание. Предположим, что цена ветчины увеличилась до 120 руб./ кг.

Поскольку 90Д1+2) меньше 120/3, теперь необходимо выпускать только ветчину, а закупать в качестве ресурса только свинину. Предположим, что у фирмы нет собственных средств для закупки ресурсов и их закупают заинтересованные покупатели продукции фирмы. В этом случае продукт фирмы делится между покупателями пропорционально затраченным ими средствам.
Пример 2. Фирма производит колбасу. Универсам оплатил фирме закупку мяса на 120 тыс. руб., а ресторан на сумму 40 тыс. руб.

Универсам получит 75% (120/160) всего выпуска колбасы. Остальные 25% выпуска достанутся ресторану. Правила игры 1. Каждый студент представляет фирму, которая может производить два продукта из двух ресурсов.
2. Студенту заданы нормы затрат ресурсов и розничные цены продуктов. Первый ресурс не используется при производстве второго продукта, рес[рсы закупаются по оптовым ценам.

Оптовые цены всех ресурсов равны между собой (эта цена в игре не используется).
3. Цель фирмы максимизировать выручку, вычисленную в розничных ценах.
4. Для получения максимальной выручки фирме необходимо определить:
а) какой продукт производить;
б) в какой пропорции создавать запасы ресурсов;
в) какие фирмы будут поставлять ресурсы;
г) какие фирмы будут покупать произведенный продукт и оплачивать закупку ресурсов;
д) в какой пропорции готовый продукт будет распределяться между покупателями.
5. Если по объективной причине (например, из-за ошибочных действий другой фирмы) фирма не найдет на рынке поставщика необходимого ресурса или ни одного покупателя своего продукта, она может обратиться за помощью к правительству. Она может указать его в качестве поставщика или покупателя, определив, по своему усмотрению объемы государственных поставок ресурсов и объем государственных закупок продукта.
6. Если фирма обратится к государству необоснованно, т. е. могла бы обойтись без его помощи, она разорится.
7. Вероятность выполнения правительством обязательств 50%. Поэтому перед проверкой производственного отчета фирмы, обратившейся за помощью к правительству, преподаватель бросает монету и определяет, выполнило ли свои обязательства правительство.

Если оно свои обязательства не выполнило, то фирма разоряется.
8. Если студент правильно произвел расчеты и определил поставщиков и покупателей (включая правительство), а правительство (если оно задействовано) выполнило свои обязательства, эта фирма получит максимальную выручку. В противном случае фирма разорится.
9. Покупатель продукта разорившейся фирмы получает ресурсы с опозданием. Мы считаем, что он теряет два дня (два балла).
10. Рассмотрим фирму, которая покупает продукты у фирмы покупателя продукта разорившейся фирмы. Такую фирму мы называем вторичным покупателем по отношению к разорившейся фирме.

У вторичного покупателя больше времени, чтобы найти поставщика, но все же он теряет один день (один балл).
11. Итак, баллы присуждаются по следующим правилам:
* пять баллов. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку и при этом не является ни покупателем продукта разорившейся фирмы, ни ее вторичным покупателем;
* четыре балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку, но является вторичным покупателем;
* три балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку и является либо покупателем продукта разорившейся фирмы, либо вторичным покупателем продуктов двух разорившихся фирм;
* два балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку, но потеряла три балла. Она является одновременно покупателем продукта одной разорившейся фирмы и вторичным покупателем другой разорившейся фирмы;
* один балл. Присуждается фирме, которая получила максимальную выручку, но потеряла четыре балла. Она является одновременно покупателем продуктов двух разорившихся фирм;
* ноль баллов. Присуждается разорившейся фирме. Подготовка игры 1. Подготовить карточки с нормами затрат ресурсов и ценами продуктов (табл. 13.3). Примечания:
а) фирмы 1 и 2 крестьянские хозяйства, производящие молоко и зерно. Они используют корм для животных и труд квалифицированных техников;
б) фирмы 3 и 4 хлебопекарни, производящие хлеб и тесто. Они используют труд квалифицированных пекарей и зерно;
в) фирмы 5 и 6 молокозаводы, производящие йогурт и масло из сахара и молока;
г) фирмы 7 и 8 кондитерские предприятия, производящие торты и бублики из йогурта и теста;
д) фирмы 9 и 10 учебные заведения. Они поставляют фирмам на платной основе практикантов техников и пекарей. Затраты на обучение сводятся к затратам на питание студентов (торты и хлеб);
Таблица 13.3
Игра: ресурсы и продукты

1. Заря 2. Восход
Ресурсы Молоко Зерно Ресурсы Молоко Зерно
Корм
Техник
8
2
0
9
Корм
Техник
7
3
0
5
Цена 20 16 Цена 20 16
3. Колосок 4. Каравай
Ресурсы Хлеб Тесто Ресурсы Хлеб Тесто
Пекарь
Зерно
3
7
0
7
Пекарь
Зерно
4
6
0
11
Цена 25 21 Цена 25 21
5. Коровка 6. Буренка
Ресурсы Йогурт Масло Ресурсы Йогурт Масло
Сахар
Молоко
1
4
0
6
Сахар
Молоко
2
3
0
5
Цена 28 30 Цена 28 30
7. Сластена 8. Гурман
Ресурсы Торт Бублик Ресурсы Торт Бублик
Йогурт
Тесто
4
1
0
2
Йогурт
Тесто
3
2
0
6
Цена 18 15 Цена 18 15
9. Колледж 10. Лицей
Ресурсы Пекарь Техник Ресурсы Пекарь Техник
Торт
Хлеб
4
6
0
10
Торт
Хлеб
2
4
0
4
Цена 24 22 Цена 24 22
11. Бартер 12. Импэкс
Ресурсы Сахар Корм Ресурсы Сахар Корм
Масло
Бублик
1
2
0
2
Масло
Бублик
1
4
0
5
Цена 21 18 Цена 21 18

е) фирмы 11 и 12 экспортно-импортные компании. Они обменивают отечественные масло и бублики на импортные сахар и корм. 2. Подготовить бланки производственного отчета фирмы (заполненный бланк табл. 13.6).
3. Подготовить таблицу для проверки производственных отчетов фирм (табл. 13.4).
Порядок проведения игры
1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Разобрать на доске примеры 1 и 2 из раздела Теория. Таблица 13.4 Поставщики и покупатели

Фирма Продукт Поставщики Покупатели
фирма объемы, % фирма объемы, %
1 Молоко 10,11 20,80 5,6 44,56
2 Зерно 10 100 3,4 63,37
3 Тесто 2 100 7,8 72,28
4 Хлеб 2,9 60,40 9,10 37,63
5 Йогурт 1,12 80,20 8 100
6 Масло 1 100 12 100
7 Бублик 3 100 11,12 56,44
8 Торт 3,5 40,60 9 100
9 Пекарь 4,8 60,40 4 100
10 Техник 4 100 1,2 17,83
11 Корм 7 100 1 100
12 Сахар 6,7 20,80 5 100


2. Объяснить студентам цели и правила игры. 3. Если число студентов превышает 12, разбить их на 12 групп. Игра рассчитана ровно на 12 участников.
4. Раздать студентам бланки производственного отчета и карточки с исходными данными.
5. Дать студентам 20-25 мин для выбора продукта для производства, поиска поставщиков и покупателей, расчета объемов поставок ресурсов и продаж продукта, оформления производственных отчетов.
6. Собрать производственные отчеты и карточки с исходными данными.
7. Определить фирмы, у которых производимый продукт не совпадает с продуктом, указанным в табл. 13.4.

Это грубая ошибка. Такие фирмы разоряются.
8. Определить покупателей продуктов разорившихся фирм из предыдущего пункта и их вторичных покупателей. Отметить, сколько баллов потеряла каждая такая фирма.

Для фирм, обратившихся за помощью к правительству, установить, выполнило ли оно свои обязательства.
9. Проверить отчеты фирм, о которых не говорилось в двух предыдущих пунктах. Определить количество баллов, потерянных каждой такой фирмой.
10. Выставить баллы игрокам, подвести итоги игры. Пример игры 1. Исходные данные:
* студентов 12;
* продуктов (ресурсов) 12;
* нормы затрат и цены в табл. 13.3;
* вероятность выполнения обязательств правительством 50%.
2. Информация сданных студентами производственных отчетов соответствует табл. 13.4 для всех фирм, за исключением трех.

Нестандартные отчеты представлены в табл. 13.5, в них правительство обозначено буквами ПР.
Таблица 13.5
Нестандартные производственные отчеты

Фирма Продукт Поставщики Покупатели
фирма объемы, % фирма объемы, %
1 Зерно 10 100 3,4 63,67
5 Йогурт ПР,12 80,20 8 100
6 Масло ПР 100 12 100


3. Из трех фирм только Фирма 1 неверно определила производимый продукт: зерно вместо более выгодного молока. Из-за этого Фирмы 5 и б не смогли найти на рынке поставщика молока и обратились за помощью к правительству.

В их отчетах вместо разорившейся Фирмы 1 указано правительство (ПР). Все остальные данные соответствуют таблице. 4. Определим судьбу Фирмы 5. Преподаватель, подбросив монету, выяснил, что правительство в этом случае не выполнило свои обещания и эта фирма разорилась. Фирма 8 является покупателем продукта разорившейся Фирмы 5 и вторичным покупателем продуктов разорившейся Фирмы 1, поэтому она потеряла 2 + 1=3 балла. Фирма 9 является вторичным покупателем продуктов разорившейся Фирмы 5, поэтому она потеряла один балл (см. рис.

13.1).
5. Определим судьбу Фирмы 6. Преподаватель, подбросив монету, выяснил, что правительство в этом случае выполнило свои обещания и эта фирма получила максимальную выручку, но с опозданием в два балла, поскольку является покупателем продукта разорившейся фирмы. Фирма 9 является вторичным покупателем продуктов Фирмы 1, она потеряла один балл (см. рис.

13.1).



2 3
Рис. 13.1. Сбой в поставках 6. В табл. 13.6 приведен пример заполнения бланка производственного отчета Фирмы 5. Правительство считается фирмой с номером 0. Таблица 13.6
Пример производственного отчета

Фирма Номер Название Товар Объем, %
Производитель 5 Коровка Йогурт
Поставщик 1 0 Правительство Молоко 80
Поставщик 2 12 Импэкс Сахар 20
Покупатель 1 8 Гурман Йогурт 100
Покупатель 2


7. Итоги игры: * пять баллов присуждаются Фирмам 2, 3,4, 7,10 и 11;
* четыре балла присуждаются Фирме 9;
* три балла присуждаются Фирме 12;
* два балла присуждаются Фирмам 6 и 8;
* не получают баллов Фирмы 1 и 5. Они разорились.

. Деловая игра Планирование поставок

Цели игры 1. Усвоить понятия поставка, объем поставки, удельная стоимость поставки, стоимость поставки, транспортные расходы, план поставок, транспортная задача, недопоставка, дефицит товара, фиктивный поставщик.
2. Получить представление о транспортной задаче линейного программирования и о свойствах плана поставок.
3. Научиться составлять план поставок с заданными заранее свойствами, корректировать его в соответствии с целями планирования.
4. Приобрести элементарные навыки участия в принятии коллективных решений в условиях разнонаправленных экономических интересов участников, оценивать степень соответствия плана поставок своим целевым ориентирам.
Понятия
Поставка перевозка товара от поставщика к покупателю.
Объем поставки количество поставляемого товара.
Удельная стоимость поставки расходы на поставку 1 т товара.
Стоимость поставки расходы на поставку товара, равны произведению объема поставки и удельной стоимости поставки.
Транспортные расходы суммарная стоимость всех поставок.
План поставок перечень поставок с указанием их объемов.
Недопоставка разница между запрошенным покупателем объемом поставки и ее фактическим объемом.
Дефицит товара сумма всех недопоставок, равна разности суммарной величины спроса покупателей и суммарного объема выпуска товаров поставщиками.
Фиктивный поставщик поставщик, который должен появиться на рынке, чтобы устранить дефицит товара.
Теория
Рассмотрим рынок хлеба, на котором есть четыре хлебозавода и пять магазинов. Заданы следующие показатели:
а) объемы производства заводов;
б) объемы спроса магазинов;
в) удельная стоимость поставки для каждой пары завод магазин.
На рынке дефицит товара, поэтому введем в условия фиктивного поставщика. Объем поставки от этого производителя некоторому магазину равен величине недопоставки товара этому магазину.
Таблица 14.1
Объемы выпуска, объемы спроса и удельная стоимость поставок

Магазины М1 М2 МЗ М4 М5
Заводы 55 30 70 20 75
Ф1 50 3 4 2 0 1
Ф2 80 0 5 1 3 2
ФЗ 35 3 0 5 2 4
Ф4 65 2 5 1 3 4
Ф5 20 0 0 0 0 0

В табл. 14.1 представлены заданные экономические показатели. Магазины обозначены так Ml, М2 и т. д. Заводы обозначены Ф1, Ф2 и т. д. Фиктивный завод обозначен Ф5. Удельная стоимость поставки из некоторого завода в некоторый магазин равна элементу таблицы, расположенному на пересечении соответствующих строки и столбца, Так, стоимость перевозки одной тонны хлеба из завода Ф2 в магазин М4 равна трем денежным единицам.

Поскольку не имеет смысла говорить о поставках товара из фиктивного завода, последняя строка таблицы заполнена нулями.
План поставок матрица, каждый элемент которой равен объему поставки из соответствующего завода в соответствующий магазин. Она обладает следующими свойствами:
а) в каждой строке сумма элементов матрицы равна объему производства соответствующего завода (из реального завода весь хлеб вывозится, в случае фиктивного завода рыночный дефицит хлеба распределяется между магазинами);
б) в каждом столбце сумма элементов матрицы равна объему спроса соответствующего магазина (если нет недопоставки товара, спрос удовлетворяется полностью; в случае недопоставки спрос распадается на неудовлетворенный спрос и величину недопоставки, которую показывает последний элемент столбца);
в) число ненулевых элементов матрицы меньше суммарного числа участников рынка (включая фиктивных), т. е. в данном случае, оно не больше девяти (это требование связано с алгоритмом решения транспортной задачи, который в игре не используется, но это условие делает задачу игроков более сложной и интересной).
Планирование поставок основано на следующем правиле: если принято решение поставить товар от некоторого производителя в некоторый магазин, то объем поставки должен быть максимально возможным.
Пример. Предположим, нужно осуществить поставку из первого завода в первый магазин. Найдем меньшее из двух чисел: объема производства (50) и объема спроса (55).

Это 50, и это и есть искомая величина поставки. Поскольку весь хлеб из первого завода вывезен, заполним остальные клетки первой строки нулями.

Предположим, затем решено осуществить поставку из второго завода в первый магазин. Теперь спрос первого магазина равен 5. Найдем меньшее число из 80 и 5. Это 5 вторая искомая величина поставки. Поскольку спрос первого магазина удовлетворен полностью, заполним остальные клетки первого столбца нулями. Действуя так, получим план поставок, удовлетворяющий необходимым требованиям.

Он представлен в табл. 14.2.
Таблица 14.2
План поставок: первый вариант

Магазины М1 М2 МЗ М4 М5
Заводы 55 30 70 20 75
Ф1 50 50
Ф2 80 5 5 70
ФЗ 35 20 15
Ф4 65 5 60
Ф5 20 20


Из этого плана поставок, в частности, следует, что: а) хлеб из первого завода во второй магазин не поставляется;
б) недопоставка во второй магазин равна 20;
в) стоимость поставки из первого завода в первый магазин равна 3 х
х 50 = 150;
126
г) общая стоимость поставок из второго завода равна 5x0 + 5x5 + + 70 х х1 = 95 (первый магазин расположен на территории второго завода, поэтому стоимость соответствующей поставки равна нулю). Правила игры 1. Студенты являются членами правления акционерного общества Буханка, которые собрались для утверждения плана поставок хлеба.
2. В правление АО входят:
а) директора хлебозаводов. Согласно принятому порядку, каждый завод оплачивает поставки произведенного им хлеба, поэтому директор завода заинтересован в минимизации суммарной стоимости поставок со своего завода;
б) начальники транспортных цехов при заводах. Выручка транспортного цеха зависит от суммарной стоимости поставок, поэтому его начальник заинтересован в максимизации суммарной стоимости поставок из своего завода;
в) водители транспортного цеха, которые являются акционерами АО.



Содержание раздела