d9e5a92d

Тигова Т. - Микроэкономика

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Тема 1. Микроэкономика и рынок

Микроэкономика как раздел экономической науки охватывает широкий спектр вопросов и проблем взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов, а также изучает их поведение на различных рынках. Микроэкономика рассматривает вопросы оптимизации объемов производства и его издержек, потребления ресурсов и их распределения, ценообразования, доходности и др.
Для изучения перечисленных проблем необходимо овладеть экономическим научным инструментарием: методологией и методами микроэкономики.
Современная методологическая база микроэкономики помимо общих научных принципов диалектического материализма включает и специфические:
- приоритет потребностей как двигателя производства;
- безграничность потребностей;
- ограниченность ресурсов;
- поведение хозяйствующих субъектов исходя из рациональности и личной выгоды.
Так, ограниченность ресурсов, не позволяя одновременно и полностью удовлетворить все потребности, ставит перед каждым хозяйствующим субъектом проблему выбора (целей, направлений, способов использования ограниченных ресурсов для наиболее прибыльного вложения капитала).
Рациональное поведение хозяйствующих субъектов основано на особенностях человеческой натуры (склонности к росту благосостояния, соперничеству, обмену, справедливости и т. д.), которые органически соответствуют требованиям рыночной экономики, прежде всего максимизации прибыли и минимизации затрат.
В современной экономической науке утвердились два подхода к изучению экономических явлений: позитивизм и нормативизм.
Сторонники позитивного подхода изучают экономические явления по аналогии с естественными науками, опираясь на действительные факты, их обобщение, установление причинно-следственных связей, общие закономерности конкретного явления. Одним из принципов этого подхода является верификация (доказательство, проверка) теории или гипотезы, частичное или косвенное ее подтверждение на практике.

В случае противоречия теорию отвергают или разрабатывают новую.
Сторонники нормативного подхода отрицают необходимость анализа реальных фактов по аналогии с точными науками. Они считают, что на экономические процессы влияют социальные, политические и другие факторы, при оценивании которых существенную роль играют опыт, знания, убеждения, т. е. субъективизм.

Нормативный подход предполагает оценивание, формулирование рекомендаций относительно конкретного явления, связан с выработкой экономической политики и представлений о том, какой должна быть экономика.
В курсе проблематики "Экономикс" широко используются методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, научного абстрагирования, а также математический инструментарий.
Основным методом исследования микроэкономических процессов является моделирование, т. е. изучение объектов познания не непосредственно, а косвенно, с помощью анализа некоторых вспомогательных объектов, которые называются моделями.
В экономической теории применяется, как правило, знаковое моделирование (формулы, графики).
В микроэкономике используют модели двух типов: оптимизационные и равновесия.
При исследовании поведения отдельных экономических объектов применяются оптимизационные модели (основанные на предельных величинах: предельной полезности, предельного продукта, предельных затрат, предельного дохода и т. д.).
Модели равновесия используются при исследовании взаимоотношений экономических субъектов. С помощью этих моделей можно исследовать состояние экономики в условиях сбалансированности взаимодействующих сил и нарушения равновесного состояния.

Эти модели применяют при исследовании цен, инфляции и их влияния на основные показатели жизнедеятельности хозяйствующих субъектов.
Заметим, что не все экономисты являются приверженцами математических методов при анализе экономических явлений, выраженных в алгебраической, табличной или графической форме. Так, лауреат Нобелевской премии в области экономики 1988 г. М. Аллэ и другие ученые считают, что чрезмерная математизация в курсе "Экономикс" уводит исследования в область абстракций, отрывая от реальной жизни. Однако, как мы убедимся далее, все три действующие формы исследования экономических явлений способны наглядно охарактеризовать связь экономических явлений.

Особенно широко используются графики.
Хозяйственная деятельность экономических субъектов связана с рынками.
Рынок включает в себя совокупность форм и способов организации сотрудничества продавцов и покупателей, их взаимодействие на основе складывающихся экономических отношений, при которых одни могут выгодно продать, а другие выгодно купить. При этом механизм рыночного хозяйствования вынуждает всех делать то, что выгодно каждому и обществу в целом.


Таким образом, в условиях рыночной экономики экономические решения принимаются децентрализованно, т. е. при наличии:
- свободы выбора покупателей и продавцов;
- развитой инфраструктуры;
- конкурентной среды.
Конкуренция неотъемлемая часть эффективного функционирования рыночной экономики и объективное следствие ограниченности ресурсов и свободы решения основных вопросов экономики:
- что производить?
- как производить?
- по какой цене продавать?
Конкуренция это экономическая борьба за потребителей и наиболее прибыльные направления использования капитала.
Различают конкуренцию совершенную (чистую) и несовершенную (монополистическую, олигополистическую). В сфере маркетинговой деятельности выделяют конкуренцию функциональную, видовую, предметную, отраслевую и многоотраслевую.

При этом различают два основных метода конкурентной борьбы: ценовой и неценовой.
Разные ситуации на рынке разные цены. В зависимости от состояния конкурентной среды устанавливаются рыночные или монопольные цены.

Сопоставление цен в разных временных отрезках требует их деления на базовые, действующие, сопоставимые (реальные) и др.
Установление цен один из главных элементов действия рыночного механизма, посредством которого координируются действия всех хозяйствующих субъектов с учетом представлений каждого о собственной выгоде.
Цена и объем произведенной продукции основные микроэкономические показатели.
Механизм установления рыночной цены складывается под воздействием спроса и предложения.
Объем конкретного товара (услуги), который отдельный покупатель (группа, общество) желает и может приобрести, называется количеством товара, на который предъявлен спрос, или объемом спроса (QD). Спрос рассматривается для конкретного периода (день, неделя, месяц, год) и определенного количества покупателей.
Спрос формируется под воздействием различных факторов:
- цены товара или услуги;
- вкуса покупателей;
- доходов потребителей;
- распределения доходов среди собственников ресурсов, потребителей;
- цены на товары-заменители;
- общего количества покупателей данного товара (услуги);
- инфляционных ожиданий.
При анализировании спроса исходят из постоянства всех факторов и изменения изучаемого. Например, изучая влияние цены на спрос, доходы, вкусы, численность покупателей оставляют неизменной и т. д.
Зависимость цены и спроса принято изображать графически в виде кривой спроса (D) (рис. 1).
Цена



Рис. 1. Зависимость цены товара от объема спроса и предложения
Кривая спроса графическое выражение зависимости цены товара от объема спроса на него.
Кривая спроса выражает закон спроса, суть которого сводится к следующему: если факторы, воздействующие на объем спроса (QD), неизменны, то с увеличением цены (Р) на товар спрос на него будет снижаться. Увеличение объема спроса под воздействием другого фактора вызовет смещение кривой спроса (D) вправо (Dj), а снижение объема спроса влево (D2).
Вторая составляющая рыночной цены предложение (количество произведенных и предложенных к продаже товаров).
Объем товара, который производители могут и желают произвести за определенный промежуток времени, называется количеством предложенного товара, или объемом предложения (QS).
Зависимость цены и предложения графически изображается кривой предложения (S).
Кривая предложения графическое выражение зависимости цены товара от его количества, предложенного для продажи.
Кривая предложения выражает закон предложения: чем выше цена на предлагаемый товар (услугу), тем больше этого товара будет предложено, так как с повышением цены при неизменных издержках растет прибыль производителя. На практике действие закона предложения вызывает перетекание капиталов из менее рентабельных отраслей в более рентабельные, изменяя структуру экономики.
На объем предложения воздействуют также другие факторы:
- технология производства;
- цена на экономические ресурсы;
- количество товаропроизводителей;
- налоги и субсидии.
С увеличением объема производства (предложения) под воздействием любого из факторов или их совокупности кривая предложения (S) смещается вправо (S)), а с уменьшением влево (S2) (см. рис. 1).
Смещение кривой предложения вправо (S1) означает расширение предложения товара, влево (S2) сокращение производства и снижение предложения.
Влияние объема спроса и предложения на цену товара объясняется поиском оптимальной цены, выгодной для продавца и покупателя.
Цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой (точка О на рис. 1).
Равновесная (рыночная) цена устанавливается постепенно. Если купля-продажа происходит по другим, не рыночным ценам образуется недостаток или избыток товаров.

 

Это приводит к изменению цены, которая будет меняться до тех пор, пока не установится на оптимальном уровне.
Превышение предложения над спросом вызывает снижение цены (зона перепроизводства), а превышение спроса над предложением повышение цены (зона дефицита).
И в первом, и во втором случае рыночный механизм скорректирует неравновесные цены, оказывая на них давление как сверху, так и снизу, выровняет положение и установит равновесную цену.
При увеличении спроса установится новая равновесная цена (выше предыдущей) и соответствующий ей объем товара. С уменьшением спроса снизятся равновесная цена и равновесное количество товара.
Рост предложения влечет за собой снижение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара. С уменьшением предложения увеличится равновесная цена и уменьшится равновесное количество товара.
Таким образом, равновесную цену можно установить при любых изменениях спроса и предложения. Это компромисс между покупателем и продавцом (спросом и предложением).

Именно этот уровень цены (при котором сделка состоялась) как ориентир для производителей дает информацию о возможных ценах на сегодня и завтра.
В зависимости от конкурентной среды спрос и предложение по-разному влияют на ценообразование. В конкурентной среде цена формируется относительно свободно, тогда как монополия создает условия для диктата цен как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.
Сбои в механизме ценообразования порождают явления дефицита, кризиса перепроизводства, инфляции, дисбаланса структуры экономики и другие негативные явления, которые снижают покупательную способность и отражаются на бюджете государства.

Вопросы для повторения и дискуссий

1. В чем суть понятия "рыночная экономика"? Что изучает и какие методы использует микроэкономика?
2. Каковы основные рыночные элементы? Дайте определение понятий "конкуренция", "спрос", "предложение", "рыночная цена".
3. Закон спроса. Назовите факторы, влияющие на спрос.
4. Закон предложения. Назовите факторы, влияющие на предложение.
5. Объясните механизм рыночного ценообразования. Как устанавливается равновесная (рыночная) цена?
6. Всегда ли можно установить равновесие между спросом и предложением? Приведите примеры из практики, проиллюстрируйте их графически.

Тема 2. Предпочтения, бюджеты, цены: теория потребительского выбора

Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).
Потребительское поведение процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках.
Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).
Потребительское предпочтение процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений.

Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).
Ситуация, когда потребитель не может увеличить общую полезность, которую он может получить при определенном доходе, и расходует меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого, называется потребительским равновесием.
Категория "полезность" в экономической науке одна из определяющих.
Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги).
Различают полезность общую и предельную.
Общая полезность удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).
Предельная полезность прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).
В отношении определения предельной полезности в экономической литературе до сих пор ведутся научные споры.
Однако можно утверждать, что если потребление некоторых товаров неизменно, то по мере насыщения потребности в каком-то определенном товаре (услуге) предельная его полезность для потребителя уменьшается. Это утверждение составляет суть закона убывающей предельной полезности.
Рациональность поведения потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который бы максимально удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности.

Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой. Математически этот принцип можно представить в виде универсального уравнения
МИХ = Px
МИу Ру ’
где МИХ, МИу предельная полезность единицы товара соответственно х и у; РХ, Ру цена товара соответственно х и у.
Правая часть уравнения отражает соотношение цен двух товаров, которые не зависят от поведения отдельного покупателя, левая часть субъективные оценки отдельного покупателя о предельной полезности товаров х и у.
Развитие теории потребительского поведения легло в основу создания в экономической науке концепции "бюджетных линий и кривых безразличия".
Ее авторами считают итальянского экономиста В. Парето (18481923) и английских экономистов Дж. Хикса (р.

1904) и Ф. Эджуорта (1845-1926).
Эта концепция рассматривает поведение потребителя с двух сторон:
- с точки зрения ограниченности дохода потребителя;
- с точки зрения его желания иметь из наличного набора товаров каждый, который ему представляется равноценным.
В основе метода определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение бюджетной линии и кривых безразличия.
Бюджетная линия линия, являющаяся геометрическим местом расположения комбинаций количества товаров, которые могут быть куплены на заданный бюджет. Таким образом, бюджетная линия указывает пределы индивидуального потребления.
Бюджетная линия ab показывает, какое количество продуктов питания и одежды купит потребитель, имеющий фиксированный доход С0 (рис. 2).
Количество единиц продуктов питания



Рис. 2. Бюджетные линии Линия cd новая бюджетная линия, показывающая, какое количество продуктов питания и одежды купит потребитель при снижении его дохода до уровня C1.
Линия uh новая бюджетная линия, показывающая, какое количество продуктов питания и одежды купит потребитель при увеличении его дохода до уровня C2.
Для любых точек координатной плоскости, расположенных ниже бюджетной линии kl, комбинации набора единиц одежды и продуктов питания достижимы, если потребитель будет тратить свой бюджет Cj, C2, C0 не полностью.
Все точки, расположенные выше бюджетных линий (например, m), свидетельствуют о том, что на приобретение данного набора товаров расходуются суммы, превышающие уровни Cj, C2, C0.
Таким образом, со снижением дохода потребителя при неизменных ценах на товары бюджетная линия ab параллельно смещается вниз и, наоборот, с ростом дохода бюджетная линия смещается вверх. Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (понизятся), положение бюджетной линии останется неизменным.
Последнее положение реально применяется при индексации доходов населения в связи с инфляционным повышением цен.
При относительном изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии.
Бюджетные линии показывают возможность покупки того или иного товара потребителем при сложившемся уровне дохода, но не учитывают при этом желания потребителя. Предпочтения потребителей исследуются с помощью кривых безразличия.
Построить такую кривую можно путем опроса потребителя, который будет оценивать различные сочетания двух товаров, например одежды и продуктов питания. При таком подходе учитываются такие комбинации, которые приносят потребителю, с его точки зрения, одинаковое удовлетворение потребностей как в одежде, так и в продуктах питания.

 

Это означает, что потребителю безразлично, какой именно из этих наборов приобретать, отсюда и кривые, построенные по точкам наборов товаров, называются кривыми безразличия.
Кривая безразличия показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность. Соизмерение потребностей предполагает в данном случае не количественное их измерение, а лишь ранжирование.
Чтобы описать предпочтение потребителя по всем наборам продуктов, обладающих одинаковой полезностью для потребителя, изображают все кривые безразличия так называемую карту кривых безразличия (рис. 3).
Количество



Рис. 3. Карта кривых безразличия и бюджетной линии
Совокупность кривых безразличия, отражающих конкретные комбинации товаров для потребителя, называется картой кривых безразличия.
На рис. 3 бюджетная линия ab характеризует все товары, при покупке которых общая сумма затрат равна доходу потребителя.

 

Она показывает реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров.
Кривые безразличия А, В, С, или кривые равных полезностей, соответствуют комбинациям товаров для потребителя. При этом кривая А указывает на неполное использование бюджета в целях удовлетворения потребностей потребителя.
Кривая С находится за пределами бюджетной линии, т. е. потребление на этом уровне превышает возможности бюджета данного потребителя.
Точка касания Е бюджетной линии ab с кривой безразличия В указывает на максимальную полезность использования бюджета и свидетельствует о потребительском равновесии. В этой точке совпадают возможности потребителя с его желанием максимизировать полезность в рамках ограниченного бюджета.

Положение точки E зависит от увеличения (уменьшения) дохода потребителя и относительного изменения цен на одежду и продукты питания. Если, например, доход потребителя возрастает, то бюджетная линия сместится параллельно вверх, и точка E окажется на одной из кривых безразличия, лежащей выше кривой В, т. е. в нашем случае на кривой С.
Кривая С характеризует предпочтительные комбинации товаров (услуг) для потребителя с целью удовлетворения его потребностей. При снижении дохода возникнет обратная ситуация, т. е. точка E окажется ниже кривой В, т. е. на кривой А. Здесь кривая А менее предпочтительна для потребителя.
Использование теории предпочтения, бюджетных ограничений и кривых безразличия позволяет решить проблему потребительского выбора. Оптимальный набор потребительских товаров (услуг) должен отвечать двум требованиям:
- находиться на бюджетной линии;
- состоять из наиболее предпочтительного сочетания товаров.
Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения
потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии.
При анализировании поведения потребителей с помощью кривых безразличия используют понятие "предельная норма замещения" (MRS), которая показывает, от скольких единиц одного товара потребитель должен отказаться для приобретения дополнительной единицы другого товара.
В нашем случае MRS выражает количество единиц одежды, от которого надо отказаться, чтобы получить одну единицу продуктов питания (рис. 4).
Количество



Рис. 4. Графическое построение предельных норм замещения
Норма замещения равна наклону кривой безразличия, так как по мере увеличения потребления продуктов питания уменьшается абсолютное значение угла наклона кривой безразличия и снижения MRS.
Этот факт отражает правило уменьшающейся предельной нормы замещения. На практике это связано с таким поведением потребителя, при котором чем меньше единиц одежды он имеет, тем сложнее отказаться от данного товара и тем больше потребуется, например, продуктов питания, чтобы компенсировать потерю единицы одежды.

 

Вопросы для повторения и дискуссий

1. Объясните основные моменты теории потребительского поведения и потребительского выбора. В чем, на ваш взгляд, практическое значение этой теории?
2. Раскройте суть категории "полезность". Является ли она синонимом понятию "полезный"?
3. Что означают понятия "общая полезность", "предельная полезность"? Может ли предельная полезность иметь отрицательное значение?
4. В чем суть закона убывающей предельной полезности?
5. Какую ситуацию можно рассматривать как состояние потребительского равновесия?
6. Раскройте суть кривой безразличия, карты кривых безразличия.
7. В чем суть бюджетной линии?

Тема 3. Анализ кривых безразличия и их применение

Анализ кривых безразличия широко используется при исследовании, прогнозировании поведения потребителей в различных рыночных ситуациях. Вариативность потребительского рынка предполагает вариативность государственной политики регулирования рынка, поэтому анализ кривых безразличия лежит в основе выработки практических действий и производителей, и государственных органов.
Выделим следующие свойства кривых безразличия (рис. 5).



Рис. 5. Кривые безразличия
1. Для данного потребителя предпочтительнее кривая безразличия, которая находится выше и правее другой кривой безразличия.
2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.
4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров.
5. Кривые безразличия выпуклы относительно начала координат и могут иметь различную конфигурацию.
Всегда можно найти точку на кривой безразличия, которая будет характеризовать оптимальное соответствие приобретенных товаров для данного потребителя уровню его дохода и желаниям на определенном временном отрезке (точка касания бюджетной линии и кривой безразличия).
Разные доходы (бюджеты) предполагают разные уровни бюджетной линии с соответствующей кривой безразличия и точкой касания. Линия, соединяющая точки касания, называется кривой "доходпотребление".

 

Она характеризует изменение оптимального соотношения приобретаемых товаров при увеличении (уменьшении) дохода покупателя и неизменных ценах (рис. 6).



Содержание раздела