d9e5a92d

Индивидуальный спрос. Рыночный спрос и его эластичность



Рис. 6. Кривая зависимости потребления от дохода (для нормальных товаров)
Количество единиц одежды
На кривой "доходпотребление" находятся все точки, максимизирующие полезность комбинации продуктов питания и одежды в зависимости от уровня дохода. Двигаясь по кривой вверх, можно заметить, что с ростом дохода потребление обоих товаров увеличивается.
Кривая "доходпотребление" может иметь как положительный, так и отрицательный наклон, что связано с качественными характеристиками товаров.
Товар, потребление которого с ростом дохода уменьшается, называется некачественным и относится к товарам низшей категории. В большинстве случаев рост реальных доходов приводит к увеличению спроса на товары (услуги), а снижение доходов к падению спроса.

Строго говоря, спрос зависит от дохода после вычета налогов.
Товар, потребление которого с ростом доходов увеличивается, называется нормальным.
Кривая "доходпотребление" позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля.
Немецкий статистик Э. Энгель (1821-1896) на основе данных о расходах семей с разным уровнем дохода установил, что с ростом дохода его доля, расходуемая на продукты питания, снижается, на содержание жилья, одежду остается относительно неизменной, на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.
Кривая Энгеля характеризует связь между объемом потребления товаров и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.
На практике чаще интересуются расходами потребителей на продовольственные и непродовольственные товары (услуги), поэтому кривые Энгеля модифицируются в кривые расходов Энгеля.
Кривые расходов Энгеля характеризуют зависимость расходов на разные товары от уровня дохода покупателя и показывают различия между нормальными, некачественными и высококачественными товарами.
На поведение потребителя влияют не только доходы, но и цены на товары (услуги). Исследование характера изменения цен также связано с анализом кривых безразличия, что позволяет представить реакцию потребителя и смоделировать его поведение на рынке.
Изменение относительных цен приводит к изменению наклона бюджетной линии. Для каждой новой бюджетной линии также можно найти соответствующую кривую безразличия и точку ее касания с бюджетной линией.

Соединив точки касания, получим кривую "ценапотребление" (рис. 7).
Количество



Рис. 7. Кривая зависимости потребления от цены товара
Точки А1, Аъ А3 на кривой "ценапотребление" характеризуют оптимальное соотношение приобретаемых потребительских товаров в случае изменения их относительных цен при неизменном доходе потребителя.
Естественно, реальное потребление на реальном рынке отличается от идеальных запрограммированных условий. На него влияют разнообразные объективные и субъективные факторы, что усложняет процесс исследования, требует введения дополнительных понятий и элементов математического анализа.

Так, во многих странах часть товаров (услуг) распределяется не через рынок, а бесплатно. Такой подход к распределению товаров влияет на индивидуальный спрос, требует дополнительных исследований поведения потребителя, например, в условиях дефицита товаров и очередей, спекуляции.
Однако изучение потребительского рынка оправдано, так как позволяет выявить общие свойства всех механизмов распределения, в том числе и рыночного, определить их преимущества и недостатки.

Вопросы для повторения и дискуссий

1. Какую практическую информацию несет анализ кривых безразличия и
бюджетной линии?
2. В чем суть кривой "доходпотребление"? В каких случаях и для каких товаров эта кривая имеет положительный (отрицательный) наклон?
3. Охарактеризуйте кривую Энгеля и ее применение для анализа индивидуального спроса.
4. Как кривая "ценапотребление" характеризует потребительское поведение?
5. В чем практическое значение кривых "доходпотребление", "цена потребление"?

Тема 4. Индивидуальный спрос. Рыночный спрос и его эластичность

Общий спрос на товары (услуги) определяется поведением каждого покупателя на рынке данного товара (услуги). Для каждого покупателя можно построить индивидуальную кривую спроса (по данным опроса покупателей).

Рыночный спрос будет представлять при этом общий (суммарный) спрос потребителей. Кривую рыночного спроса (рис. 8, в) получают в результате сложения по горизонтали кривых индивидуального спроса (рис.

8, а, б), просуммировав абсциссы кривых при каждом значении цены.





Рис. 8. Построение кривых индивидуального и рыночного спроса на продукты питания: а семья А; б семья Б; в семьи А и Б
Например, при цене Р1 рыночный спрос на продукты питания будет составлять qj + q2.
Конфигурация кривых индивидуального и рыночного спроса отражает действие закона спроса. Причины, по которым снижение цены на товар вызывает повышение спроса на него, в экономической литературе объясняются действием трех эффектов.


1. Эффект роста выгоды. Снижение цены на товар уменьшает расходы покупателей, оставляя неизменной полезность товара.

Таким образом, уменьшение расходов на товар при неизменной его полезности соответствует большей выгоде покупателя.
2. Эффект дохода. С изменением цены на товар увеличивается реальный доход (покупательная способность) потребителя. Сниженная на товар цена позволяет потребителю на прежнюю сумму расходов купить больше данного товара.

Иными словами, если цена на пользующийся спросом товар снижается, то реальный доход покупателя увеличивается, что проявляется в росте объемов покупок.
3. Эффект замещения. Товар, цена на который снизилась, делает другие товары относительно более дорогими, хотя цены на них остались неизменными. Поэтому, покупая вместо них подешевевший товар, т. е. замещая один товар другим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода. Таким образом, под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими.

Снижение цены увеличило относительную привлекательность блага и вызвало повышение его потребления.
Эффекты роста выгоды, дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене. Закон спроса, таким образом, является одним из фундаментальных законов рыночной экономики.

Обусловливая поведение покупателей и продавцов действием объективной экономической логики, он позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цен.
В действии закона спроса возможны исключения, связанные с так называемым товаром Гиффена. Например, при определенных обстоятельствах эффект дохода может превышать эффект замещения, тогда вопреки закону спроса спрос продолжает расти при увеличении цены.
На практике важно прогнозировать не столько направление изменения цен и спроса, сколько их влияние на сумму дохода (выручки). Для определения реакции спроса на цену и доход в экономике используют понятие "эластичность".
Различают эластичность:
- спроса по цене (на спрос влияет цена на товар);
- перекрестную (на спрос влияют цены на другие товары);
- спроса по доходу (на спрос влияют доходы покупателей). Эластичность спроса по цене показывает, как изменение цены
влияет на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос, т. е. это ответная реакция спроса на изменение цены.
Эластичность спроса по цене определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed):
_ Изменение спроса (QD, %)
Изменение цены (P, %)
На основании такого расчета делают вывод о том, каким является спрос: эластичным, неэластичным либо постоянным, а также о нетипичных реакциях спроса (рис. 9).



2 постоянный спрос; 3 неэластичный спрос
Спрос называется эластичным, если процент изменения спроса больше, чем процент изменения цены, т. е. Ed 1.
Спрос называется неэластичным, если процент изменения спроса меньше, чем процент изменения цены, т. е. Ed 1.
Спрос называют постоянным, или единичным, если процент изменения спроса равен проценту изменения цены, т. е. Ed = 1. Расчеты эластичности спроса по цене для прямой спроса выполняются прямолинейно, так как подсчитывается точечная эластичность, измеренная в одной точке при постоянном приросте объема и цены. Если же кривая спроса не является прямой, расчет эластичности может быть неточечным, т. е. при относительно больших изменениях цен используют дуговую эластичность спроса.
Зависимость количества товара, пользующегося спросом, от цены на другие товары перекрестная эластичность цен характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого и определяется коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене (Іу):
1 _ Изменение количества товара i, пользующегося спросом (%)
Изменение цены на товар j (%)
В этом случае возможны такие варианты:
1. Оба товара не зависят один от другого, т. е. Іу _ 0. При этом повышение цены на один товар не влияет на объем спроса на другой (например, хлеб и цемент, письменные принадлежности и молочные продукты и т. д.).
2. Оба товара могут заменять друг друга это так называемые взаимозаменяемые товары, или товары-субституты. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на эти товары положительный, Іу 0. Повышение цены на товар j ведет к повышению спроса на товар i (например, различные виды топлива).
3. Оба товара дополняют друг друга это так называемые дополняющие товары, или товары-комплименты. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на эти товары отрицательный, /гу 0. Повышение цены товара j ведет к падению спроса на товар i (например, автомашина и бензин).
Таким образом, наличие товаров-заменителей на рынке существенно влияет на эластичность и соответственно на поведение потребителей. Чем ближе свойства товаров, тем эластичнее спрос на них.
Небольшое повышение цены приведет к тому, что многие потребители переключатся на заменители, которые станут теперь относительно дешевле, а небольшое снижение цены привлечет многих покупателей, пользовавшихся ранее заменителями. Например, спрос на любой сорт кофе, стирального порошка эластичен, потому что другие сорта являются близкими заменителями.
При отсутствии у товара близких заменителей спрос на него не эластичен. Когда цена товара изменяется, у потребителей нет возможности переключиться на другие конкурентные товары. Изменение цены относительно несущественно влияет на спрос.

Например, общий спрос на бензин не эластичен, потому что у него нет близких заменителей.
Отсутствие товаров-заменителей предполагает совершенную неэластичность спроса. Например, спрос на поваренную соль.

Эластичность может зависеть и от разнообразия направлений, возможностей использования данного товара. Чем разнообразнее эти возможности, тем выше эластичность спроса на товар.
На практике перекрестная эластичность широко используется при проведении антимонопольной политики: положительная перекрестная эластичность спроса на товар одной фирмы со спросом на товар другой служит доказательством того, что фирма не является монополистом.
Коэффициент перекрестной эластичности используется для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет действовать эффект дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара.
На поведение потребителей решающее влияние оказывают их доходы.
Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя и измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу (Ej):
Ej =
Изменение спроса на товар i (%) Изменение дохода потребителя (%)
Эластичность спроса по доходам зависит от качества товаров (нормальные, низкого качества или высококачественные).
Для нормальных и высококачественных товаров с увеличением дохода повышается спрос, т. е. эластичность спроса по доходу на нормальные и высококачественные товары положительна, Ej 0.
Для товаров низкого качества с увеличением дохода спрос уменьшается, т. е. эластичность спроса по доходу на товары низкого качества отрицательна, Ej 0.
Между эластичностью спроса, изменением цены и выручкой продавца (расходами покупателей) имеется следующая зависимость.
При эластичном спросе:
- снижение цены приводит к увеличению общего дохода (выручки продавцов);
- с увеличением цены общий доход уменьшается.
При неэластичном спросе:
- повышение цены приводит к увеличению общего дохода;
- со снижением цены общий доход уменьшается.
В пограничной ситуации, когда спрос единичный, выручка остается неизменной.
С помощью кривой спроса и его эластичности, устанавливающих связь между ценами на товары (услуги) и расходами покупателей (выручкой продавцов), легко рассчитать дополнительную выгоду потребителя. Это наглядно свидетельствует о повышении жизненного уровня населения.

При расчете дополнительной выгоды от покупки товаров (услуг) используют концепцию потребительского излишка.
Потребительский излишек разность между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и ценой, которую он действительно за него заплатил. Иначе говоря, излишек потребителя есть разность между ценой спроса отдельного покупателя и рыночной ценой.
Положительный эффект потребительского излишка важен не только для отдельного потребителя. Он существенно влияет на экономику в целом, так как дает совокупную выгоду, которую получают все потребители на рынке. При суммировании совокупного потребительского излишка и совокупных прибылей, которые получают производители, можно оценить издержки и прибыль альтернативных рыночных структур, а также эффективность общественной политики.

Последняя существенно влияет на поведение как отдельных потребителей, так и фирм.

Вопросы для повторения и дискуссий

1. Чем различаются индивидуальный спрос и рыночный спрос?
2. В чем суть концепции эластичности взаимосвязанных показателей?
3. Эластичность спроса по цене: понятие, методика расчета.
4. В чем суть перекрестной эластичности?
5. Как оценивается эластичность спроса по доходу?
6. Определите, как изменится выручка (увеличится, уменьшится, не изменится), если цена:
а) снижается, спрос неэластичный;
б) увеличивается, спрос эластичный;
в) снижается, спрос эластичный;
г) снижается, спрос характеризуется единичной эластичностью.
7. В чем суть концепции потребительского излишка?

Тема 5. Теория производства

Теория производства является фундаментальной в курсе микроэкономики. Понятие "производство" рассматривается в ней как деятельность, направленная на выпуск товаров (услуг), за которые потребитель готов заплатить. Понятие "производство" в экономике тесно связано с понятием "производительность". Это значит, что главное в производстве не просто выпуск товаров, а произведенное их количество за определенное время на каждую единицу потребленных ресурсов.

Таким образом, производительность это показатель эффективности производства.
В теории производства рассматриваются только эффективные способы производства.
Анализ теории производства в экономике аналогичен анализу теории потребительского поведения. Отличие лишь в том, что ее основные элементы имеют объективную природу и могут быть измерены (например, затраты, выпуск продукции, доходы и т. д.).
Зависимость между затратами ресурсов и максимально возможным выпуском продукции в теории производства выражается с помощью производственной функции. Традиционно используется двухфакторная производственная функция вида
Q = f (LK),
где Q возможный объем выпуска; L количество применяемого труда (ресурс L); К количество применяемого капитала (ресурс К).
Это уравнение применимо только к определенному уровню технологии.
Для построения производственной функции важное значение имеет термин "максимальный выпуск продукции", так как отвергаются нерентабельные (неэффективные) производственные процессы.
Максимальный выпуск продукции экономически эффективная деятельность, при которой производственные факторы используются с максимальной отдачей.
Производственная функция изображается графически с помощью изоквант.
Изокванта линия, характеризующая разные затраты производства, при которых производится одинаковый объем продукции.
Изокванты в теории производства аналогичны кривым безразличия в теории потребительского поведения. Метод изоквант позволяет сопоставить все возможные варианты сочетания факторов производства (капитала и труда) и выбрать оптимальный, отвечающий возможностям фирмы в данный момент.
Набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный объем выпуска продукции, достигаемый при использовании предельных сочетаний факторов производства, называют картой изоквант (рис. 11).
Например, 200 ед. продукции можно изготовить при К ед. капитала и L1 ед. труда, К2 ед. капитала и L2 ед. труда, К3 ед. капитала и L3 ед. труда, К4 ед. капитала и L4 ед. труда или любых других комбинациях, представленных изоквантой Q2 = 200.
Наклон изоквант характеризует предельную норму технического замещения (MRTS) одного ресурса другим по аналогии с наклоном кривой безразличия и предельной нормой замещения одного блага другим (MRS).
В зависимости от возможностей замены производственных ресурсов (замещаемость совершенная, жесткая, непрерывная и др.) изокванты (как и кривые безразличия) могут иметь различную конфигурацию. Представленная на рис. 11 карта изоквант предполагает



совершенную замещаемость производственных ресурсов. В этом случае выпуск продукции возможен либо с помощью фактора труда (L), либо фактора капитала (К), либо комбинацией того или иного ресурса при постоянной норме их замещения.
На практике наиболее реалистичной (характерной для большинства современных производств) считают ломаную изокванту, предполагающую лишь несколько методов производства (Р) (рис. 12).


Рис. 12. Ломаная изокванта
Экономическая теория чаще всего оперирует изоквантами, предполагающими возможность непрерывной, но не совершенной заме-щаемости ресурсов в определенных границах, когда замещение одного фактора производства другим технически невозможно или неэффективно (рис. 13).


Рис. 13. Гладкие изокванты
Производственная функция характеризуется интенсивностью применения ресурсов в производственном процессе. Например, производственный способ Pj (рис. 12) более капиталоинтенсивен, чем (Р2-Р4), а производственный способ Р4 более трудоинтенсивен, чем (Pj-P3). Капиталоинтенсивный, или трудосберегающий, способ означает, что под влиянием технического прогресса при данном способе используется большее количество капитала, чем труда.

Трудоинтенсивный, или капиталосберегающий, способ, наоборот, использует большее количество труда, чем капитала. Пропорциональное применение ресурсов капитала и труда (К и L) характеризует нейтральный способ производства.
Теория производства рассматривает также процесс производства с учетом фактора времени, в котором реализуется производственная функция. Это объективное требование исследования, так как принятие конкретных производственных решений в связи с изменением выпуска продукции, количества и качества вводимых ресурсов, сменой технологий имеет различные временные рамки. Все производственные решения условно можно объединить в три группы:
1. Как наилучшим способом организовать производство с учетом имеющихся производственных мощностей.
2. Какие новые производственные мощности и технологические процессы следует выбрать исходя из достигнутого уровня развития науки и техники.
3. Как эффективнее использовать в производстве последние достижения технического прогресса.
Периоды, в течение которых решаются вопросы первой, второй и третьей групп, называют соответственно краткосрочными, долгосрочными и очень долгосрочными, относящимися к области прогнозирования. Такое временное разделение, введенное А. Маршаллом, является абстракцией, хотя она и позволяет углубить исследования теории производства и общих закономерностей его расширения.
Рассмотрим мгновенный, краткосрочный (короткий), долгосрочный (длительный) периоды деятельности фирмы с точки зрения расширения объема производства.
В мгновенном периоде объемы применения каждого ресурса остаются неизменными, поэтому в его рамках расширение производства невозможно.
В краткосрочном периоде производство организуется с учетом имеющихся производственных мощностей, т. е. промышленных зданий, станков, оборудования и др. В этом случае расширение производства возможно лишь при использовании других ресурсов: труда, сырья, материалов, т. е. переменных. В краткосрочном периоде изменяются пропорции применяемых производственных ресурсов.

Расширение масштабов производства в данном периоде исследуется с помощью понятия убывающей отдачи (убывающей производительности) переменного ресурса, или закона изменяющихся пропорций.
Закон убывающей отдачи гласит, что по мере роста использования какого-либо переменного производственного ресурса, но при фиксированных остальных, наступает момент, когда дополнительное использование этого (переменного) ресурса ведет к снижению объема выпуска продукции.
Анализ деятельности фирмы в краткосрочном периоде требует введения дополнительных понятий: общий продукт, средний продукт, предельный продукт.
Общий (суммарный) продукт (ГР) общее количество продукции, произведенное за определенное количество времени. Если величина всех вводимых факторов производства, кроме одного, остается неизменной, то ГР будет расти или уменьшаться с увеличением или уменьшением количества применяемого переменного ресурса.
Средний продукт (АР) количество продукции в расчете на единицу переменного ресурса.
Предельный продукт (МР) изменение суммарного продукта за счет ввода в производство одной дополнительной единицы любого переменного ресурса.
В долгосрочном периоде возможно изменение всех вводимых в производство ресурсов, как переменных, так и постоянных, но базовые технологии не изменяются. Применение всех видов ресурсов увеличивает масштабы производства, поэтому для анализа деятельности фирмы в долгосрочном периоде используют понятие отдачи от масштаба.

При технически эффективном способе производства увеличение выпуска продукции обеспечивается за счет пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов. Это и есть изменение масштаба производства.

Эффект роста масштабов производства может быть положительным (возрастающим), неизменным (постоянным) или отрицательным (убывающим), что характеризует масштаб деятельности фирмы.
Неизменный эффект масштаба производства означает, что удвоение использования всех факторов ведет к удвоению выпуска продукции. Это свидетельствует о том, что изменение масштаба деятельности фирмы не влияет на продуктивность используемых факторов производства.
Положительный эффект масштаба означает, что выпуск продукции увеличивается более чем в 2 раза. В этом случае выгоднее иметь крупное предприятие, производящее (при относительно низких издержках) продукции больше, чем мелкие фирмы с высоким уровнем издержек.
Убывающий эффект масштаба означает, что выпуск продукции не увеличивается более чем в 2 раза. Как правило, данный эффект обусловлен ограниченными возможностями управления крупным производством, нарушением координации потоков ресурсывыпуск.
Во многих случаях характер отдачи от масштаба производства изменяется при достижении определенного уровня выпуска продукции, т. е. вначале действует постоянный или возрастающий эффект роста масштаба, а затем ему на смену приходит убывающий.
При прочих равных условиях чем больше эффект масштаба, тем более крупные фирмы функционируют в той или иной отрасли промышленности. Как правило, промышленные отрасли имеют больший эффект масштаба, чем отрасли сферы услуг, поскольку крупным фирмам требуются существенные капиталовложения в оборудование, чтобы они могли работать наиболее эффективно.



Содержание раздела