d9e5a92d

Предпосылки анализа

799. г. Все указанные признаки свойственны общественным благам.
800. г. Главное назначение корректирующих налогов приближать предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек. На какие цели собранные за счет этих налогов средства затем будут использованы, с точки зрения теории экстернальных эффектов совершенно неважно.

Решите задачи и ответьте на вопросы

801. Ошибки этого текста таковы.
Умом японцев не понять...
Сэм Янки-младший, сьщ знаменитого "обувного короля" из Техаса, ехал в Японию, чтобы открыть новый филиал семейной фирмы, которая всюду славилась своими ботинками. И в Сиднее, и в Сингапуре, и в Москве, и в Париже по всему миру висели рекламные плакаты "Янки обувают всех!". Сэм думал, что Страна восходящего солнца вполне созрела, чтобы не только носить, но и производить знаменитые ботинки фирмы "Янки и К". "Смотри, Сэмми, Восток дело тонкое", предупреждал его на прощание отец, но молодой предприниматель лишь снисходительно улыбнулся.
Если бы он знал, насколько тонким окажется это дело...
Странности начались уже в отеле. Когда Сэм Янки машинально дал доллар коридорному, который подносил тяжелые чемоданы, тот почему-то брезгливо бросил зеленую банкноту на пол, и дверь за ним захлопнулась как-то слишком громко.
Следующие дни превратились для Сэма в сущий кошмар весь обслуживающий персонал делал вид, будто не понимает нормального английского языка. Когда неделю спустя Сэм Янки переехал в другой отель, то наобум дал коридорному пять долларов оказалось, это именно то, что и требовалось.
В дальнейшем американец, наученный горьким опытом, постоянно давал чаевые в несколько раз больше, чем привык в родной Америке1*.
Чтобы получить разрешение на открытие предприятия, Сэм пошел на прием к местному префекту. Решив, что раз в этой стране принято так по-крупному брать, то так тому и быть, американец приготовил для чиновника приличный подарок. И снова попал впросак: ближайшую ночь Сэм провел в полицейском участке по обвинению в подкупе должностного лица и нанесении ему морального ущерба, и лишь вмешательство американского консула предотвратило скандал.
Больше давать взятки чиновникам американский бизнесмен не рисковал2). Кроме того, по совету консула он немедленно нанял личного адвоката: оказалось, что эти япошки жуткие сутяги, их рисом не корми, дай только потаскать своего ближнего в суд по любому поводу, отчего доля юристов в населении Японии заметно выше, чем в США3).
Когда Сэм приобрел хороший фабричный корпус и начал уже нанимать рабочий персонал, он столкнулся с новыми проблемами. Работники отказались приступать к работе, пока на заводе не будет создана профсоюзная ячейка Всеяпонского профсоюза обувщиков4*, а также пока в Совет директоров не будет введен представитель профсоюза5*.
На пламенные призывы Сэма избавляться от тирании профсоюзных бюрократов и проявлять личную инициативу японцы задумчиво качали головой и повторяли свои требования. Сэму пришлось капитулировать. Вскоре фабрика начала работать.
Сырье приходило от поставщиков по японской традиции, точно в срок. Увы, эффективность труда несколько снижалась тем, что трижды в день работа останавливалась и рабочие начинали нараспев скандировать какие-то лозунги6*. Когда Сэм Янки попросил переводчика перевести, тот сказал, что это гимн фирмы, сочиненный стихоплетом из профсоюза: "Славься, продукция наша отличная, бега к прогрессу надежный оплот..." "В каждом монастыре свои обычаи", решил американец, тем более что на качество продукции нареканий не было.
Однако когда Сэм попытался призвать рабочих к соревнованию за усовершенствование производственного процесса, его призыв остался безответным7*.
Самое большое разочарование в своих способностях познать загадочную японскую душу ожидадо его в конце финансово/го года. Когда он выдал отличившимся, по его мнению, работникам крупную премию в два оклада, то вместо ожидаемых восторгов пришлось выслушивать нудные поучения профсоюзного лидера: мол, это в ваших Америках работают за длинный доллар, а в нашей Японии за честь фирмы и премиальные считают оскорблением8*.
На этом терпение Сэма Янки лопнуло.
Он* немедленно вернулся в родную Америку, бросился на колени перед отцом и слезно стал умолять, чтобы его посылали куда угодно хоть в Бразилию к анакондам, хоть в Россию к белым медведям, но только не в эту проклятую Японию. "В Россию, говоришь? усмехнулся отец. Хорошо, поезжай в Верхний Раз-гильдяйск, где мы открываем еще один филиал нашей фирмы".


В Россию Сэм летел с легким сердцем там свои люди, белые, а не эти узкоглазые. Если бы он знал...
1} Б Японии, наоборот, не принято давать чаевых обслуживающему персоналу они рассматриваются как оскорбление.
2) А вот при общении с официальными лицами подношение подарков в Японии считается общепринятой нормой, отчего в этой стране трудно бороться с коррупцией, маскируемой под подарки,
3) Официальные судебные разбирательства в Японии малопопулярны, конфликты (в том числе производственные) предпочитают решать путем поиска взаимоприемлемого решения или искать неформальных посредников. Доля юристов в Японии заведомо гораздо ниже, чем в США.
4) В Японии профсоюзы являются не отраслевыми, а корпоративными, объединяющими работников не одной профессии, а служащих одной фирмы.
5) Рабочее представительство в Совете директоров в Японии не принято это особенность германской экономической модели.
6) В Японии на самом деле принято исполнять гимн фирмы, но это делают не во время рабочего дня (да еще три раза как молитву у мусульман), а перед его началом.
7) В Японии массовым является участие работников в "кружках качества" неформальных группах для разработки и внедрения различных усовершенствований.
8) Японская система оплаты труда, наоборот, предполагает выдачу по результатам работы фирмы крупных премиальных, до 1/6 годового фонда заработной платы.
802. Между Протагором и ЭватлОм был заключен, судя по всему, классический контракт каждый участник конфликта апеллирует к букве соглашения, не пытаясь указать на некие письменно не зафиксированные (подразумеваемые "само собой") условия, например о сроке его действия.
Этот казус называется софизмом, поскольку в рассуждениях обеих сторон об исходе конфликта присутствует неявная посылка, что частный договор и решение государственного суда имеют одинаковую силу. Между тем с образованием государства именно оно монополизирует право принимать окончательные решения по спорным ситуациям.
Таким образом, если дело дошло бы до суда, то именно его решению платить или не платить и должны будут подчиниться конфликтующие стороны.
803. Импорт институтов возможен, но эффект зависимости от предшествующего развития ограничивает их возможности приживаются лишь те институты, которые "сопрягаются" с ранее существовавшими в импортирующей стране.
Например, в XVIII в. из протестантских стран Европы, на опыт которых ориентировались правители России от Петра I до Екатерины II, импортирована идея отстранения церкви от государственной и экономической политики, что оказалось органичным дополнением традиций российского деспотического государства, не терпящего конкурентов в управлении обществом. Наоборот, идея ликвидации крепостной зависимости и опоры на свободную предпринимательскую инициативу в России прививалась очень слабо (вопреки Наказу Екатерины II, деятельности декабристов), и даже отмена крепостного права в 1861 г. оказалась лишь временным "отступлением" перед его регенерацией после "великого перелома" конца 1920-х гг.
804. Ответ можно сформулировать следующим образом.
1. Если просуммировать ранги, то получим следующие данные: Великобритания 5, Германия 7, Скандинавские страны б, Франция 12. Таким образом, английская судебная система является наилучшей, французская наихудшей.
Унификации судебных систем не происходит в силу эффекта зависимости от предшествующего развития, однако на наднациональном уровне нормы международного права конструируются с ориентацией именно на нормы англо-саксонской правовой системы.
2. При английской, скандинавской и германской системах возможности для развития акционерного бизнеса довольно позитивны, чего никак не скажешь о французской системе. Не случайно страны Африки (многие из них бывшие французские колонии) и Латинской Америки (где также сильно влияние французской системы, импортированной через Испанию и Португалию) являются в наши дни регионами, не слишком благоприятными для бизнеса.
805. Задача решается следующим образом.
1. Когда республика Великания была едина, оборона была для всех ее граждан общественным благом. Найдем функции спроса граждан каждого кантона на услуги Великанской Гвардии, а затем, чтобы получить совокупную функцию, сложим их по вертикали.
Пусть Р величина налогов на каждые 100 тыс. солдат, а Q общая численность армии, сотен тыс. чел.
Если функция Р = /(Q) является линейной, она имеет форму Р = kQ + b. Найдем коэффициенты к и Ъ для каждого из трех кантонов, которые в рамках данной задачи можно рассматривать как отдельных субъектов.
Для кантона Украйния мы имеем систему уравнений:
J70 = 6к + Ь;
[30 = 14 к + Ь.
Решая эту систему, получаем к = -5; Ъ = 100.
Спрос Украйнии на услуги Великанской Гвардии описывается уравнением:
Р = 100 - 5Q.
Аналогично для кантона Централ мы имеем систему уравнений:
[50 = 6 /с + Ь;
[30 = 14/с + Ь.
Решая систему, получаем к = "2,5; Ъ ~ 65.
Спрос Централа на услуги Великанской Гвардии описывается формулой:
Р = 65 - 2,5Q.
Наконец, для кантона Дальностан мы имеем систему уравнений:
Г40 = 6 к + Ъ;
[10 = 14 /с + Ь.
Решая систему, получаем к = "3,75; Ъ = 62,5.
Спрос Дальностана на услуги Великанской Гвардии описывается формулой:
Р = 62,5 - 3,75Q.
Сложение спроса всех кантонов на национальную оборону дает формулу:
Р = 227,5 - 11,25Q.
Это и есть формула совокупного спроса великанцев на национальную оборону.
Для надежной защиты от потенциального агрессора необходимо придерживаться паритета в вооружениях. Если техническое оснащение армии Великании в 1,5 раза лучше, чем у Карликании, то ей необходимо содержать армию, во столько же раз меньшую, т. е. армию в 600 тыс. чел.
В соответствии с вышеприведенной формулой совокупного спроса, если Q = б, то Р = 160.
В таком случае совокупные расходы на содержание Великанской Гвардии составят:
PQ = 160 * 6 = 960 млрд, великов.
2. Когда кантоны бывшей республики Великании стали независимыми государствами, единая система национальной обороны исчезает, защита становится частным благом для отдельных кантонов (если уподобить их самостоятельным индивидам). Теперь для расчета совокупных расходов на оборону надо складывать кривые спроса не по вертикали, а по горизонтали. Для этого следует представить функции спроса на оборону отдельных государств (бывших кантонов) следующим образом:
для Украйнии Q = (100 - Р)/5;
для Централа Q = (65 - Р)/2,5;
для Дальностана Q = (62,5 - Р)/ 3,75.
Их сложение дает формулу: Q = (940 - 13Р)/15.
Если Р = 30, то Q = 36,7 сотен тыс. бойцов.
В бывшей Великании при таком же размере налогов армия была бы гораздо малочисленнее: подставляя Р = 30 в формулу Q = (227,5 - Р)/11,25, получаем примерно Q = 17,6 сотен тыс. бойцов.
13.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы
806. 1. Это некооперативная игра с ненулевой суммой.
2. Поскольку руководители фирм могут вести переговоры друг с другом, но принимают решения единовременно, самостоятельно и независимо друг от друга, то это делает возможным равновесие по Курно.
3. В 1970-е гг. контроль Центра за советскими предприятиями заметно ослабел (в сравнении со сталинскими временами) и сложилась ситуация, когда предприятия обращали главное внимание не на производство товаров, полезных обществу, а на "выклянчивание" бюджетных субсидий в различных формах (списание долгов, поставки дефицитного сырья, льготный кредит, заниженный план и т. д.). В результате предприятия "держались на плаву", но это достигалось за счет неэффективного "проедания" бюджетных ресурсов. Пока в 1970-е гг. на СССР щедро лился поток "нефтерублей", это пагубное явление было не слишком заметно.
В 1980-е гг. мировые цены на энергоресурсы понизились, что привело к сокращению бюджетных ресурсов, ухудшению финансового полбжения предприятий и стало одним из важных факторов гибели административно-командной системы. Некоторое время ситуация облегчалась за счет роста советского внешнего долга, но этот ресурс оказался быстро (примерно к 1990 г.) исчерпанным.
4. Своеобразным вариантом этой игры можно считать "пирамидную горячку" 19931995 гг. (история "МММ" и прочих): финансовые фирмы обладали некоторым кредитом общественного доверия; перед ними был выбор заниматься ли производительными инвестициями либо вытягивать из потенциальных клиентов все новые и новые средства, искушая их высокой (но нереальной) прибылью. Конец у этой истории тот же, что и у игры "Бюджет", если большинство фирм будут надеяться на внешние субсидии: когда "кредит доверия" был исчерпан, игра прекратилась.
Во второй половине 1990-х *т. население России, пережив эту "игру", совершенно перестало доверять новым коммерческим финансовым институтам, предпочитая хранить деньги либо в Сбербанке, либо "в чулке".

Глава 14. Теория общественного выбора

14.2. Вопросы и задачи
14.2.1. Предпосылки анализа

Верны ли следующие утверждения?

807. Да.
В основе этой теории лежит концепция методологического индивидуализма.
808. Нет.
Поскольку это утверждение не согласуется с предпосылкой методологического индивидуализма и трактовкой политики как процесса обмена.
809. Да.
Явление "рационального неведения" объясняется существованием минимального значения пользы для избирателя от участия в политическом процессе, которое необходимо превысить, чтобы он участвовал в этом процессе.
810. Нет.
Это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Выберите единственно правильный вариант ответа

811. в. "Если те, кто принимает решения по любым вопросам, могут издавать любой закон, то очевидно, что они сами неподвластны закону".
812. в. Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой.
813. б. Издержки от участия в выборах выше предполагаемой выгоды от их результата.
814. а. Рациональность индивида подразумевает использование им в своей деятельности экономического принципа сравнения предельных выгоды и издержек принимаемых им реше-
ний для максимизации значения функции полезности. Ответ б возможный, но частный случай функции полезности индивида.
815. г. Все перечисленные явления относятся к "провалам" государства.
816. г. Все перечисленные явления относятся к понятию "провалы рынка".
817. б. Политическим рентоискательством считается стремление получать с помощью политического процесса любую выгоду увеличивать личный доход или повышать свой политический рейтинг.
Решите задачи и ответьте на вопросы
818. 1. Функция внешних затрат это функция вида Сг = = /(І?а), где Na число индивидов из группы с общим числом І?, которые должны придти к согласию для того, чтобы было принято решение о коллективных действиях. Чтобы коллективные действия осуществились, индивид должен затратить какое-то время и усилия для выработки коллективного решения и достижения согласия со своими собратьями в группе.
По мере увеличения числа индивидов, чье согласие необходимо получить, ожидаемые внешние затраты снижаются. Если соблюдается правило единогласия, то затраты, ожидаемые индивидом, должны быть равны нулю, поскольку добровольно он не позволит, чтобы действия других налагали на него внешние затраты, раз он может эффективно это предотвратить.



число индивидов, согласие которых необходимо для осуществления коллективного действия
Рис. 14.1. Зависимость ожидаемых внешних затрат от степени соблюдения правила единогласия

2. Функция затрат принятия решений это функция вида Dj = /(І?а), где текущая стоимость затрат, которые г-й индивид ожидает понести вследствие участия в ряде коллективных решений по одному "виду деятельности". Если для принятия одного решения требуется согласие двух или более индивидов, то необходимы время и усилия для достижения согласия. Затраты возрастают по мере увеличения размеров группы, необходимой для принятия решений.
По мере приближения к единогласию происходит резкое увеличение ожидаемых затрат принятия решений.



число индивидов, согласие которых необходимо для осуществления коллективного действия
Рис. 14.2. Зависимость затрат принятия решения от степени соблюдения правила единогласия

3. Рациональный индивид в момент конституционного выбора попытается выбрать то правило принятия решений, которое будет минимизировать текущую стоимость тех ожидаемых затрат, которые он должен понести. Он будет это делать, минимизируя сумму ожидаемых внешних затрат и ожидаемых затрат принятия решений.
Геометрически мы складываем по вертикали эти две функции. "Оптимальное", или наиболее "эффективное", правило принятия решений для индивида, чьи ожидания рассматриваются, и для того вида деятельности или видов деятельности, в которых он участвует, будет соответствовать самой нижней точке на результирующей кривой (K/N часть группы) (см. рис. 14.3).



C + D, ожидаемые внешние затраты + + затраты принятия решения
0
число индивидов, согласие которых необходимо для осуществления коллективного действия
Рис. 14.3. Оптимальное правило принятия решений

819. При принятии решения об обеспечении услугами вы должны предположить, что на политическом рынке в отличие от частного ваше собственное решение не будет определять результат. Возможно, что меньшинство граждан, с которыми вы не соглашаетесь, будет проводить через политический рынок решения, работающие в их собственных интересах.
Следовательно, вы были бы в большей мере удовлетворены функционированием политического рынка, если бы подавляющее большинство граждан вашей страны имело сходные с вами вкусы и ценности. Вы рассудили бы, что в стране В решения, сделанные через политические механизмы, будут очень близки к вашим собственным решениям: Следовательно, малый и однородный политический рынок (страна В) был бы более эффективен для вас, чем разнородный (страна А).
В стране А предоставлять интересующие вас услуги лучше через частный рынок.
14.2.2. Общественный выбор в условиях прямой демократии
Верны ли следующие утверждения?
820. Нет.
В условиях прямой демократии граждане также могут отказываться участвовать в политической жизни, если получаемая ими от этого польза слишком мала.
821. Нет.
Модель прямой демократии основана на принципе выражения мнения большинства, в то время как в традиционных обществах принятие решения требует более или менее единодушного (если не по содержанию, то по форме) волеизъявления.
822. Да.
Чем многочисленнее население, тем менее эффективен механизм прямой и даже представительной демократии, поскольку растут издержки переговоров для согласования разных позиций.
823. Да.
Для возникновения парадокса голосования необходимо, чтобы в равной степени были выражены симпатии не только к наиболее предпочитаемым решениям, но и к предпочитаемым решениям 2-го ранга, 3-го ранга и т. д. Чем большее количество альтернативных проектов будет ставиться на обсуждение, тем менее вероятно, что им будут симпатизировать в равных долях.
Выберите единственно правильный вариант ответа
824. г. Депутаты, избранные народом и разрабатывающие законы, занимаются этим профессионально, следовательно, более эффективно. Законодательные собрания организуют и направляют деятельность исполнительной власти, следят за претворением принятых решений в жизнь.
825. г. Только во время последних президентских выборов предпочтения избирателей России приняли стандартную мономодальную и относительно симметричную форму. Во всех других приведенных примерах эти предпочтения были либо бимодальными (на выборах в Думу в 1905 г.), либо асимметричными (на выборах в Учредительное собрание в 1918 г.), либо и теми и другими (на президентских выборах 1995 г.).
826. в. Хотя парадокс голосования обычно иллюстрируют примерами из практики парламентских организаций, отсутствие транзитивности предпочтений возможно и в обществе как таковом. Однако, чем больше число участников процесса голосования, тем менее вероятно, что симпатии голосующих распределятся между разными альтернативами строго поровну.
Решите задачи и ответьте на вопросы
827. Да.
Швейцарские избиратели могут полагать, что они имеют меньше причин интересоваться выбором своих политических деятелей, потому что законодательный орган всегда должен формировать законодательные решения, отвечающие интересам большинства избирателей, поскольку у избирателей есть возможность прямого волеизъявления (проведения референдума). При широком использовании референдумов функции политических деятелей и депутатов не так значительны.
828. 1. В принципе возможны шесть разных способов голосования, из них половина вполне логична и вероятна, а другие вряд ли возможны в реальной жизни. Логична и реально вероятна лишь такая последовательность туров, когда вопросы обсуждаются "цепочкой" решение предыдущего тура становится одной из альтернатив следующего тура.
Ниже описаны все шесть способов; те, которые вероятны, подчеркнуты линией.
Способ 1. Если сначала ставить на голосование альтернативу "помогать всем школам не помогать никаким школам", то, скорее всего, будет принято решение о помощи школам: преимущество республиканцев довольно незначительно, и, если вероятность "оппортунистического" поведения кон-грессменов-республиканцев хоть немного выше, чем в других блоках, республиканцы рискуют не добрать нескольких голосов. Если затем ставить на ^голосование альтернативу "помогать всем школам помогать только "прогрессивным" школам", то пройдет вариант помощи только школам без сегрегации (против южных демократов объединятся и республиканцы, и северные демократы, образовав подавляющее большинство примерно в 3/4 голосов).
При сравнении вариантов "помогать только "прогрессивным" школам не помогать никаким школам" будет принято решение вообще отказать школам в помощи (против северных демократов объединятся и республиканцы, и южные демократы, образовав подавляющее большинство, тоже примерно в 3/4). Такая последовательность голосования вполне логична и потому высоковероятна.
Способ 2. Предположим теперь, что после принятия, как при способе 1, решения о помощи школам затем будет голосоваться альтернатива "помогать только "прогрессивным" школам не помогать никаким школам". Тогда будет принято решение отказать школам в помощи. При последнем голосовании "помогать всем помогать только "прогрессивным" школам" большинство выскажется за помощь школам без сегрегации.
Подобный способ организации голосования вообще-то маловероятен, потому что будет трудно найти аргументы для третьего тура голосования после принятия решения об отказе школам в финансировании.
Способ 3. Рассмотрим теперь вариант, когда голосование начинают с выяснения дилеммы "помогать всем школам помогать только "прогрессивным" школам". Подавляющее большинство выскажется за помощь школам без сегрегации.
Если теперь поставить на голосование дилемму "помогать только "прогрессивным" школам не помогать никаким школам", то будет принято решение отказать школам в помощи.


Содержание раздела