d9e5a92d

Правовые предпосылки рыночного хозяйства

Решите задачи и ответьте на вопросы
740. Rp = ocRm + (1 - х), где х доля рискового актива в портфеле.
Rp-R, 2
х = о-тГ~ = q следовательно, стандартное отклонение
" R/ ^
портфеля: стр = хат = 2/3-2 = 1,3%.
741. Согласно модели ценообразования на капитальные активы (САРМ) ожидаемая норма доходности на акции компании "Норд" равна:
т*= ту +p(rm"r/)= 3 + 2(12 ~ 3) = 21. В действительности
Р. Рп
ожидаемая норма доходности равна 9%, так как г. = ¦*--,
_ _ Ро
где Р0 текущая цена, Р1 ожидаемая стоимость. Следовательно, текущая цена на акции компании "Норд" будет падать.
742. П - г, + p(rm - г,) = 2 + 1,5 (12 - 2) - 17%;
П = =. Р, = (г,. + 1)Р0 = 1,17 - 50 = 58,2.
М)
12.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы
Исследуйте проблему и предложите решение
743. Основные тезисы. Среди основных причин уклонения от уплаты налогов следует отметить ответную реакцию налогоплательщиков на усиление налогового бремени, повышение налоговых ставок (моральный фактор), несовершенство форм и методов контроля со стороны налоговых органов (технические причины) и сравнение экономических последствий уплаты и неуплаты налогов (экономические причины). Сопоставление выгод и преимуществ, получаемых от неуплаты налогов, с затратами добросовестных взаимоотношений с бюджетом является главным побудительным мотивом к совершению налоговых правонарушений.
Чем выше ставка налога и ниже размер санкций, тем выше экономический эффект уклонения от налогообложения.
Здесь мы также можем применить формулу Г. Беккера для ожидаемой полезности от совершения правонарушения:
EU = (1 - p)U(Y) + pU(Y - р/), где EU ожидаемая полезность (expected utility) от преступления; р вероятность осуждения правонарушителя; Y доход от преступления; U функция полезности (utility) преступника; / наказание за преступление (его "стоимость" для преступника).
Принимая решение о совершении преступления, потенциальный преступник сравнивает эту ожидаемую полезность с ожидаемой полезностью легальных доходов, и, чем меньше средние легальные доходы в экономике, тем сильнее будут стимулы к совершению преступления. Но в случае с неуплатой налогов вступают в силу и другие побудительные мотивы. Это, с одной стороны, сравнительная техническая легкость совершения такого рода преступления, а с другой набор моральных оправданий для такого поступка: предприниматель ведь не крадет чужие деньги или имущество, как в случае кражи со взломом или мошенничества, и не посягает на чужую жизнь.
Исходя из этих рассуждений можно предложить и соответствующие пути решения проблемы^хотя, очевидно, что теперь уже общество должно сопоставить затраты на предотвращение преступления с возможным ущербом, который оно принесет экономике.

Глава 13. Институциональные аспекты рыночного хозяйства

13.2. Вопросы и задачи
13.2.1. Правовые предпосылки рыночного хозяйства.
Внешние эффекты

Верны ли следующие утверждения?

744. Да.
Частная собственность это притязания на какое-либо имущество отдельных лиц, охраняемое от покушений любых других лиц.
745. Да.
Трансакционные затраты получения информации у фирм меньше, затраты ведения переговоров меньше у государственных структур.
746. Нет. Заключение контракта предполагает наличие определенных санкций за нарушение соглашения.
В условиях примитивных обществ участие в обмене дарами носит добровольный характер и отсутствуют какие-либо гарантии ответных действий.
747. Да.
Правовые институты позволяют уменьшать издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения, а потому неопределенность выбора существенно снижается: заключающие контракт знают, на что они могут рассчитывать в самом худшем случае.
748. Нет.
В экономике современных высокоразвитых стран трансакционные издержки составляют довольно крупную величину, чем и объясняется высокий интерес экономистов к этой проблеме.
749. Нет. Для развития рыночной экономики необходимо, чтобы отношения обмена деперсонифицировались чтобы продавец и покупатель могли вступать в сделки не только с лично им знакомыми, но и с любыми людьми, не опасаясь обмана.
Для этого необходима надежная система защиты прав собственности, которая сложилась в Англии Нового времени, а в Испании так и не возникла.
750. Да.
Понятие "трансакционные издержки" впервые используется Р. Коузом в его знаменитой статье "Природа фирмы" (1937 г.), хотя самого этого термина там еще нет.
751. Нет.
Обычное право всегда чем-то отличается от формальных правовых норм, причем в некоторых случаях они могут резко противоречить друг другу. Например, в пореформенной России официальное право отстаивало права частной собственности на землю согласно "европейской" традиции (права на землю принципиально не отличаются от прав на любое другое имущество), в то время как обычное право крестьян сохраняло представление о неразрывном единстве собственности на землю и труда (земля должна принадлежать тем, кто на ней трудится).


752. Нет.
Теория прав собственности рассматривает эти права как "пучок" частичных полномочий такая трактовка присуща только англо-саксонской правовой традиции (common law) в-отличие от континентальной, где нормой считалась соб-ственность-"монолит".
753. Да.
Проведенные Д. Уоллисом и Д. Нортом клиомет-рические исследования по материалам экономической истории США 18701970 гг. показали, что трансакционный сектор экономики развивался гораздо быстрее, чем другие отрасли.

Выберите единственно правильный вариант ответа

754. г. Сохраняя традиционные ограничения неоклассической теории, теория прав собственности добавляет к ним институциональные ограничения.
755. б. Только редкость ресурсов приводит к тому, что появляются конкурирующие потребители одного и того же ресурса и появляется необходимость в определении прав собственности на него.
756. в. Это приводит к снижению трансакционных затрат и способствует наиболее эффективному распределению ресурсов.
757. г. В этом случае права собственности не определены.
758. а. Если рассматривать эту ситуацию в терминах теории игр, то можно видеть, что в случае а равновесие достигается в точке, не являющейся Парето-оптимальной.
759. б. Так как при этом достигается эффективное распределение ресурсов.
760. в. Граждане страны в целом не могут управлять конкретными предприятиями, глава государства не может в одиночку контролировать всю государственную собственность и вынужден делить власть над государственной собственностью с политической элитой (в СССР номенклатурой), которая и назначает конкретных руководителей государственных предприятий.
761. а. Во всех других перечнях присутствуют формальные институты (законы, инструкции), которые можно изменять довольно легко.
762. а. Любой институт приносит все более высокую отдачу по мере того, как он "укореняется" и начинает восприниматься не как "новшество", а как элемент стабильного порядка вещей.
763. в. В доиндустриальных обществах неформальное право играет не менее, а зачастую и более большую роль, чем формально-правовые нормы.
764. б. В современной России правоохранительная деятельность официальных органов малоэффективна, а потому предприниматели (за исключением самых мелких и крупных) вынуждены пользоваться услугами нелегальных стражей правопорядка.
765. в. Мировой океан, за исключением 200-мильных прибрежных зон, не находится под юрисдикцией какой-либо страны, а потому рыбаки любой страны заинтересованы в том, чтобы, опережая конкурентов в использовании "даровых" природных ресурсов, как можно быстрее повысить улов, невзирая на негативные долгосрочные последствия. Это яркий пример "трагедии общего достояния", когда каждый из пользователей ресурса свободного доступа стремится подвергнуть его максимальной эксплуатации.
Решите задачи и ответьте па вопросы
766. Общая прибыль всех граждан страны от введения поддержки угольной отрасли: 100 руб. -100 000 6 руб.-2 000 000 = = 10 000 000 - 12 000 000 = -2 000 000 руб. отрицательна, т. е. это мероприятие невыгодно стране в целом.
Однако каждый угольщик от введения этой меры может получить прибыль в 94 (100 - 6) руб., и эту сумму он может направить на лоббистскую деятельность по принятию соответствующего решения законодательным органом, т. е. общая сумма, направляемая на эти цели угольщиками, может составить максимально 9 400 000 (94 100 000) руб. Для того чтобы заблокировать принятие этого решения, остальные граждане страны должны мобилизовать сумму, не меньшую, чем 9 400 000 руб., однако каждый из остальных граждан не будет выделять на эти цели сумму, большую, чем б руб., т. е. для того, чтобы заблокировать лоббистскую деятельность угольщиков, деньги должны быть собраны как минимум с 1 566 667 (9 400 000 : 6) человек, что весьма маловероятно.
Следовательно, закон о поддержке угольной отрасли имеет большие шансы на принятие в законодательном органе.
767. Ответ можно сформулировать следующим образом.
1. Разная степень эффективности формальных и неформальных норм зависит от особенностей национальной ментальности. В западноевропейской традиции, основанной на ценностях индивидуализма, человек считает необходимым придерживаться предписанных законом "правил игры" и не признает право общества навязывать ему еще какие-либо формы контроля.
Наоборот, в восточных обществах человек привык ориентироваться прежде всего на требования окружающих, даже если они не закреплены какой-либо официальной нормой. Поэтому на Востоке неформальные институты и в наши дни являются мощным регулятором общественных отношений, в то время как на Западе их роль невелика, основные "правила игры" диктуются формальными институтами (законами).
2. С развитием человечества роль неформальных норм имеет тенденцию ослабевать, поскольку происходит ускорение процессов изменений, что требует сознательного социального конструирования новых норм, а не стихийной адаптации к изменениям.
768. Надо обратить внимание на то, в какой степени эти источники права могут реагировать на изменившиеся условия.
Мифы (и вообще сакральные нормы) даны в раз и навсегда кодифицированной форме, отклонения от которой практически невозможны. Что касается обычаев, то за ними стоит авторитет предков, а не сверхъестественных высших сил, причем они редко подвергаются сознательной систематизации, поэтому они в принципе допускают некоторые инновации, но только постепенные, малозаметные. Наконец, законы это результат вполне сознательного "социального конструирования". Но авторитет мифов и обычаев гораздо выше авторитета законов.
Поэтому оценить сравнительную эффективность перечисленных источников права можно лишь на качественном уровне, исключающем однозначную оценку: чем более гибкими являются нормы, тем менее они авторитетны. Рыночное хозяйство по самой своей природе требует постоянных инноваций, а потому оно в принципе не может развиваться в условиях господства религиозных или традиционных норм права.
769. Ошибки в этом тексте таковы.
Потлач на весь мир
Индейца из племени тлинкитов, что на Аляске, звали Жирный Котел, и сегодня в его жизни был знаменательный день. Уже несколько дней по окрестным стойбищаііі шла весть, что Жирный Котел готовит большой потлач. С утра к вигваму Жирного Котла стекались его соседи и друзья, друзья соседей и соседи друзей, предвкушая обильное угощение.
И их ожидания не были обмануты. Дичь, рыба, даже "горючая вода", которую продавали недавно появившиеся белые люди, всего было вдоволь. Когда гости наелись до отвала, жены и рабы Жирного Котла стали раздавать им подарки одеяла, оружие, бусы.
Финалом праздника стало публичное разбивание организатором потлача связок раковин каури1*, которые в этих местах выполняли роль денег. Когда потлач подходил к концу, Жирный Котел заметил, что его почтили своим присутствием даже белые люди, которые приезжали в эти края довольно редко.
Один из них подошел, представился, назвавшись странным именем Ива-но-висч, и спросил через переводчика: "Господин Жирный Котел, зачем вы бесплатно раздаете свое имущество? Может быть, вы совершили большой грех и теперь готовитесь уйти в монастырь?" Индеец усмехнулся про себя глупости этих пришельцев и начал объяснять им то, что в его племени знал даже ребенок. "У нас есть обычай: дар требует отдара, начал он. Теперь все эти люди, что ели за мой счет и получали подарки, будут стараться вернуть долг, причем отдать больше, чем получили, иначе они потеряют лицо2*.
Поэтому уже через год я буду вдвое богаче, чем сейчас. А у нас, как и везде: кто богат тот и славен3*. Не пройдет и пяти лет, как я стану вождем племени, а если мне удастся за срок своего правления4* разбить соседнее племя, то меня выберут вождем еще на один срок. А уж тогда на жизнь хватит и моим детям, и детям моих детей: настоящие вожди никогда не умирают бедными"5*.
Белый человек, который постоянно водил маленькой палочкой с черным наконечником по листу бумаги, пожал руку Жирному Котлу и передал через переводчика, что считает его "новым индейцем другом белых". Жирный Котел лишь подивился про себя наивности Ива-но-висча.
У богатых и сильных нет друзей, и когда он станет вождем, то поведет своих воинов на самом деле не на соседнее племя, более многочисленное, чем его собственное, а против этих бледнолицых, которых по всему Юкону всего несколько сотен.
]) Раковины каури использовались в качестве денег в бассейне Индийского океана, на Аляске их не могло быть.
2) Угощение и подарки во время потлача не предполагают возвращения даров в какой-либо форме.
3) В позднепервобытной престижной экономике богатство само по себе отнюдь не вызывало уважения окружающих, а скорее наоборот. Слишком удачливого охотника могли даже убить за то, что он "ворует" удачу своих соплеменников.
4) У вождя первобытного племени не может быть фиксированного "срока правления" как у современного президента. Вождя выбирали пожизненно, пока он не умрет или пока не появится более способный претендент на роль вождя.
5) У различных позднепервобытных народов отмечена совсем другая пословица "настоящий вождь умирает бедным", поскольку для поддержания своего престижа он постоянно раздает свое имущество, не требуя отдара.
770. Речь идет о феномене path dependence "зависимость от предшествующего .развития". Когда появляется какая-то новая проблема, то первоначальный выбор может определить все дальнейшее развитие, даже если затем обнаруживается его неоптимальность.
Чем сильнее последствия первоначального выбора вошли в повседневную жизнь, тем больших издержек (и трансакционных, и обычных) требует его пересмотр. Яркий тому пример современная Конституция России, принятая в 1993 г. во время "парада суверенитетов" и провозглашающая право любого субъекта Федерации на полный суверенитет.
В 1990-е гг. эта норма стала одним из формальных оснований для регионального сепаратизма, грозящего развалом страны, но ее устранение крайне проблематично (сепаратизм выгоден многим влиятельным силам; пересмотр одной из статей конституции может привести к острой полемике и по другим ее разделам, спровоцировав политический кризис).
771. По данным двух таблиц четко прослеживается обратная зависимость между индексами коррупции и масштабами трансакционного сектора в национальной экономике.
Это можно объяснить тем, что для развития легального трансакционного сектора необходима "прозрачность" трансакций, их независимость от личных взаимоотношений. Когда же экономика коррумпирована, а легальная защита прав собственности слаба, то предприниматель вынужден сам, лично вести переговоры и реализовывать свою продукцию, отказываться от использования кредита.
Поэтому специализация в трансакционной деятельности оказывается низкой, а масштабы этого сектора невелики.
772. Эта задача решается следующим образом.
1. Поскольку потенциальные студенты ГУ ГУ не учитывают внешней полезности от своей учебы, а администрация внешних издержек, фактическое количество студентов будет определяться равновесием предельных частных выгод (МРБ) и предельных частных затрат (МРС) на высшее образование.
Функция спроса на высшее образование, если выразить ее в стандартном виде Р = /(Q), имеет вид: Р = 4/Q. Такой же будет и функция предельных частных выгод: МРВ = 4/Q.
Функция предельных частных издержек в данном случае будет линейной и иметь вид: МРС = 4Q.
Для определения численности равновесного контингента студентов ГУГУ следует решить уравнение: 4/Q = 4Q, или 4Q2 - 4 = 0.
Данное уравнение имеет два решения: Q = 1 или Q = 1. Поскольку число студентов не может быть отрицательным, фактическое количество студентов будет 1 тыс. чел.
Для исчисления оптимального количества студентов ГУГУ надо учитывать предельные экстернальные эффекты. Положительный эффект (от сокращения потерь от преступности) будет постоянен: МЕВ =100 тыс. йен; отрицательный (от снижения обороноспособности) задается формулой: МЕС = Q2. Для нахождения предельных общественных издержек (MSC) и предельной общественной полезности (MSB) надо прибавить экстернальные эффекты к функциям предельных частных издержек и выгод:
MSB = МРВ + МЕВ = 4/Q + 100; MSC = МРС + МЕС =
= 4Q + Q2.
Оптимальный равновесный контингент студентов ГУГУ определяется решением уравнения: 4/Q + 100 = 4Q + Q2, или 4 + 100Q - 4Q2- Q3 = 0.
Оптимальное количество студентов с учетом экстерналь-ных эффектов составит примерно 8,2 тыс. чел. Таким образом, фактический контингент студентов ГУГУ будет заметно ниже оптимального примерно на 7200 человек.
2. Когда ООН введет стипендии для студентов ГУГУ, спрос грабь-урканийцев на высшее образование будет описываться формулой: Р = 4/Q + 50. Теперь фактическое количество студентов ГУГУ станет определяться формулой: 4/Q + 50 = = 4Q, или 4Q2 - 50Q -4 = 0. Решением этого уравнения (для Q 0) будет примерно Q = 12,6 тыс. чел.
Таким образом, теперь в Объединенной Федерации будет наблюдаться большое "перепроизводство" студентов фактический контингент окажется примерно на 4,4 тыс. чел. выше оптимального. Возмущение грабь-урканийцев вполне оправдано.
Если по постановлению Народного Курултая студенты ГУГУ будут обязаны отдавать в госбюджет 50% стипендий, фактическая величина дотации сократится до 25 тыс. йен. Теперь фактическое количество студентов ГУГУ станет определяться формулой:
4/Q + 25 = 4Q, или 4Q2 - 25Q -4 = 0.
Положительным решением этого уравнения станет примерно Q = 6,4 тыс. чел.
Поскольку теперь каждый студент станет приносить доход бюджету в 25 тыс. йен, то значение оптимального контингента также изменится и станет определяться по формуле:
4/Q + 100 + 25 = 4Q + Q2, или 4 + 125Q - 4Q2 - Q3 = 0.
Решением этого уравнения будет примерно 9,5 тыс. чел. новое оптимальное количество студентов.
Таким образом, в результате постановления Народного Курултая фактическое количество студентов ГУГУ будет ниже оптимального для общества примерно на 3,1 тыс. чел. Можно сделать вывод, что грабь-урканийские политики мыслят в правильном направлении в результате их регулирующих действий разрыв между фактическим положением и общественным оптимумом заметно сократился. Однако ставка налога на стипендии определена ими не вполне верно.
Предоставляем читателю самим рассчитать, по какой ставке надо в этой ситуации брать налог со стипендий студентов ГУГУ, чтобы общество достигло оптимального состояния.
13.2.2. Общественные блага.
Роль государства в рыночной экономике
Верны ли следующие утверждения?
773. Нет.
Чистое общественное благо это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.
774. Да.
Для частного блага есть возможность ограничить его потребление размерами платы.
775. Да.
Правила дорожного движения как и любая правовая норма относятся к общественным благам выгоду от него получают все и распространятся они также в равной степени на всех.
776. Нет.
Провалы рынка это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов самостоятельно, без вмешательства нерыночных сил.
777. Нет.
Увеличение налогов скорее всего не приведет к сокращению дефицита бюджета, поскольку в этом случае у законодателей (да и у правительства) появится мощный стимул (рост бюджетных доходов) к увеличению расходной части бюджета, появление в бюджете новых статей расходов поглотит дополнительные бюджетные поступления.
778. Нет. Такую интерпретацию выводов Р. Коуза можно найти у Д. Н. Хаймана, но если посмотреть на текст статьи самого Коуза, то легко обнаружить, что эта интерпретация проблемы маяка принадлежит К. Эрроу, с которым Р. Коуз не соглашается.
Услуги маяка, действительно, являются отчасти неисключаемыми, но для основной массы пользователей вполне можно отслеживать использование услуг маяка: маячную пошлину собирали со всех судов, заходящих в ближайшие к данному маяку порты, и "зайцами" оказывались лишь те редкие корабли, которые проходили мимо маяка во время длинных рейсов.
779. Да.
Пользоваться Интернетом может одновременно бесконечное число пользователей, но подключение к Интернету является платным, что позволяет исключать "зайцев" из использования этого блага.
780. Нет. Если число пользователей благом невелико, то "халявщики" менее склонны уклоняться от предписанных обязанностей, поскольку их оппортунистическое поведение становится заметным другим пользователям, которые несут от этого ущерб и стремятся при помощи неформальных методов воздействия пресекать подобные действия.
Для понимания специфики этой ситуации экономисты отличают модель "easy-rider" от модели "free-rider".
Выберите единственно правильный вариант ответа
781. в. Общественные институты эволюционируют (in the long run) в сторону уменьшения трансакционных затрат.
782. а. Только в этом случае рынок не сможет самостоятельно достигнуть общественно эффективного распределения ресурсов.
783. б. Конституция и законы исполняют роль формальных институтов.
784. б. Неформальные институты обычно глубже укоренены в общественной жизни и соответствуют архетипам поведения людей соответствующей культуры.
785. в. Это приводит к повышению эффективности распределения ресурсов.
786. г. Для институциональных изменений требуются очень высокие информационные затраты и затраты ведения переговоров.
787. в. В XIX в. в большинстве стран практически отсутствовал административный контроль за теми, кто въезжает в данную страну и кто выезжает из нее. Жесткий визовый контроль стали вводить после Первой мировой войны.
В наши дни оформление иностранных паспортов становится делом, требующим больших затрат времени и денег. Впрочем, наблюдается и обратная тенденция к постепенному снижению издержек на оформление документов, дающих право выезжать за рубеж (создание Шенгенской зоны в Западной Европе с единым визовым режимом), но она затрагивает только некоторые страны.
788. г. По определению чистых общественных благ.
789. б. Так как другие блага являются исключаемыми.
790. в. Прочие перечисленные признаки чистым общественным благам несвойственны.
791. б. По определению чистых общественных благ.
792. в. По определению перегружаемых общественных благ.
793. б. Хотя потребление знаний неизбирательно, вполне можно исключить отдельных людей от потребления блага (например, с помощью патентов).
794. а. Внешний эффект положительный, следовательно, объемы меньше эффективного.
795. а. Чистые общественные блага проявляют только положительные внешние эффекты.
796. г. Общественные блага могут производиться правительством, частными фирмами, клубами и ассоциациями, хотя и с разной степенью эффективности.
797. а. По определению понятия "точка перегрузки".
798. б. Взимание платы сократит потребление.

Содержание раздела