d9e5a92d

Нуреева Р. - Сборник задач по микроэкономике

Если необходимо провести опрос быстро и без использования процедуры сбора и проверки письменных ответов, можно для небольших групп на семинарских занятиях использовать следующие методы:
1) сгруппировать вопросы типа "Верны ли следующие утверждения?" в группы только с положительными или только с отрицательными ответами; при окончательном контроле Вы легко выясните, какой из ответов выбивается из общего ряда;
2) в вопросах, где необходимо выбрать единственный правильный ответ, стандартные наборы букв (а, б, в, г) заменить таким образом, чтобы затем из букв правильных ответов получилось слово-ключ для быстрой проверки. Например:



Вопросы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Э У к н Ф г Ф К Ш
БУКВЫ Ф к и о Т н И Л А
(ответы) И о н р О о г У Г
р л о А р м А Б И
Слово э к о Н о м И К А

Рекомендуется в ключевом слове сделать ошибку (зашифруйте, например, ИКАНОМИКА). Затем вы можете просто спросить: "Где ошибка?"
Кроме того, поделимся еще несколькими методическими советами.
1. При обсуждении основных экономических концепций полезно дать задание нарисовать иллюстрацию (описать словами, подобрать аналоги, синонимы и т. п.) этой концепции.
2. Как можно чаще старайтесь использовать понятия и примеры из смежных наук (философии, социологии, психологии и т. п.) в качестве иллюстраций и альтернативных определений.
3. В сборнике мы старались обойтись без заданий, для ответа на которые требовалось только знание определений. Для проверки знания определений полезно устраивать словарные диктанты или проводить тесты на распознавание образов.
4. Для ответов на вопросы типа "Верны ли следующие утверждения?" и на те. вопросы, где необходимо выбрать единственно правильный ответ, рекомендуется давать время из расчета не более одной минуты на каждый вопрос. В зависимости от сложности и содержания используемого в тестах материала их можно предлагать в качестве контрольных, промежуточных (позволяющих проводить мониторинг усвоения знаний и в случае необходимости корректировку изложения или формы занятий), обучающих или пре-тестов (позволяющих сфокусировать внимание учащихся на основных ключевых моментах).
5. Не рекомендуется соединять в одной работе названные выше типы заданий и задачи, а также открытые вопросы.
За более подробной информацией обращайтесь по адресу:
101987, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ГУ Высшая школа экономики, кафедра экономической теории;
E-mail: ;
http: //.
Здесь же можно заказать варианты заданий для проведения тестов и контрольных работ.

Предмет и метод экономической теории

1.1. Основные понятия
С момента появления экономической науки ее основные понятия и разделы изменялись вместе с изменениями условий общественной жизни. Перечислим их.
Экономия (economy) первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемента воспитания достойных граждан, считалась полезной для общества в отличие от хрематистики искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой которой, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как при экономии), а обращения.
Политическая экономия (political economy) фундаментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии:
меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами);
классическая политэкономия: наука о богатстве общества ("богатстве народов");
марксистская политэкономия: наука о производственных отношениях отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества;
маржинализм: экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов;
новая историческая школа: наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.
Экономикс, экономика (economics) наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.
К ведущим направлениям "экономике" относятся:


кейнсианство экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса;
монетаризм неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры;
новая политическая экономия (теория общественного выбора) наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в собственных интересах;
институционализм экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.
В зависимости от уровня, на котором ведется рассмотрение, экономическая теория подразделяется на микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика (microeconomics) раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.
Макроэкономика (macroeconomics) раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, проблемы безработицы, инфляции, государственное регулирование и т. д.
В зависимости от целей познавательной деятельности экономическая наука подразделяется на позитивную и нормативную.
Позитивная экономическая наука (positive economics) познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов.
Нормативная экономическая наука (normative economics) выяснение условий достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.
Метод (от греч. methodos путь к чему-либо) учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.
Формальная логика наука, изучающая мысль со стороны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания.
Понятие мысль о предмете.
Суждение метод соединения понятий, в результате которого формулируется утверждение, отрицающее или подтверждающее что-либо.
Умозаключение метод мышления, с помощью которого из исходного знания получается новое знание.
Анализ метод научного (рациональной) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Служит установлению одинаковой структуры предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие.
В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на подклассы называют классификацией.
Синтез метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.
Индукция метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных.
Дедукция метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному.
Сравнение метод определения сходств и различий явлений и процессов.
Аналогия метод теоретического исследования, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.
Антиномия (от греч. antinomia против закона) противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу.
Апория (от греч. арогіа затруднение, недоумение) утверждение, противоречащее практическому опыту.
Проблема четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникший в процессе познания.
Гипотеза метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов.
Доказательство метод (процесс) нахождения убедительных оснований.
Диалектическая логика наука о наиболее общих законах процесса познания.
Математическая логика наука, применяющая математические методы и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков).
Модель экономическая формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
Экономические эксперименты искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях.
1.2. Вопросы и задачи
1.2.1. Развитие предмета экономической теории Верны ли следующие утверждения?
1. Теоретическое обобщение хозяйственной жизни свойственно только обществам западной цивилизации.
Да Нет
2. Современный "экономике" это, с точки зрения Аристотеля, не "экономия", а "хрематистика".
Да Нет
3. Теория социально-экономических формаций впервые была разработана Ж. Ш. Л. С. де Сисмонди.
Да Нет
4. В современной экономической науке термин "политическая экономия" продолжает использоваться для обозначения теории общественного выбора.
Да Нет
5. Одним из новых направлений кейнсианской доктрины стала теория рациональных ожиданий.
Да Нет
6. Дж. К. Гэлбрейт лидер американского неоинституционализма.
Да Нет
7. Современный "экономике" это наука о получении прибыли, т. е. искусство делать деньги.
Да Нет
8. Если неоклассики изучают преимущественно микроэкономические проблемы, то кейнсианцы макроэкономические.
Да Нет

Выберите единственно правильный вариант ответа

9. Почему средневековые схоласты не изучали причин роста цен? Потому что:
а) в феодальной экономике цены на товары были стабильными;
б) в феодальном обществе цены устанавливались государством, и в их изменении не было никаких объективных закономерностей;
в) они сами никогда не ходили на рынок и даже не знали, что такое цена, поскольку получали оплату натурой;
г) схоласты изучали, каким должен быть мир, а не объясняли, какой он на самом деле.
10. В романе в стихах "Евгений Онегин" А. С. Пушкин писал о своем литературном персонаже, что он "умел судить о том, как государство богатеет... и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет". А. С. Пушкин хотел тем самым сказать, что его герою были близки взгляды:
а) средневековых схоластов;
б) представителей классической политэкономии;
в) маржиналистов;
г) меркантилистов.
11. Основным объектом изучения К. Маркса и Ф. Энгельса были закономерности:
а) зарождения капитализма;
б) функционирования капиталистической экономики;
в) перехода от капитализма к коммунизму;
г) коммунистического способа производства.
12. Исследования по глобальным проблемам современности, проводящиеся с 1970-х гг. под эгидой Римского клуба, развиваются в русле:
а) монетаризма;
б) марксизма;
в) теории общественного выбора;
г) классического институционализма.
13. В 1975 г. советский экономист Л. В. Канторович и американский экономист Т. Ч. Купманс были удостоены Нобелевской премии по экономике "за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов".
Определите, по какой причине они разделили одну премию:
а) научные исследования велись ими совместно;
б) после публикации работ Л. В. Канторовича выяснилось, что Т\ Ч. Купманс раньше высказывал схожие идеи;
в) после публикации результатов-исследований Т. Ч. Куп-манса выяснилось, что Л. В. Канторович раньше высказывал схожие идеи;
г) оба экономиста выступили с сообщениями о своих одинаковых новаторских разработках одновременно, сформулировав их независимо друг от друга.
14. Мыслителями Древнего Китая для ослабления негативных последствий неурожайных лет была предложена концепция государственной амбарной системы, суть которой в следующем: в урожайные годы правительство создает страховые запасы продовольствия (увеличивая налоговые сборы или производя закупки), а в неурожайные раздает их (или продает по низким ценам) бедствующим подданным. Эту концепцию можно рассматривать как предвосхищение идей:
а) физиократов;
б) английской классической политэкономии;
в) кейнсианства;
г) теории общественного выбора.
15. В работе Э. Джонсона "Предшественники Адама Смита’’ дано определение одной из теорий как "серии доктрин, придававших чрезмерное значение драгоценным металлам, внешней торговле, увеличению численности населения и государственному руководству экономической политикой".
Определите, идет ли речь о:
а) физиократах;
б) меркантилистах;
в) экономических теориях средневековых схоластов;
г) экономических представлениях мыслителей Древней Греции.
16. О п р е д е л и т е, какая теория из нижеперечисленных относится к современному либерализму:
а) посткейнсианство;
б) традиционный институционализм;
в) неоинституционализм;
г) ортодоксальный марксизм.
17. О п р е д е л и т е, какая из перечисленных экономических доктрин, касающаяся проблем международной торговли, в принципе, не могла применяться одновременно всеми странами:
а) кейнсианство;
б) меркантилизм;
в) политика фритредерства;
г) физиократизм.
18. О п р е д е л и т е, какая проблема из нижеперечисленных не является предметом изучения современного "Экономикса":
а) социальная справедливость в распределении доходов;
б) соответствие хозяйственной деятельности религиозным заповедям;
в) преимущества и недостатки различных социально-экономических систем;
г) все эти проблемы.
19. Ниже приведено несколько определений предмета экономической теории, взятых из 5-го издания "Экономики" знаменитого американского экономиста П. Самуэльсона.
Определите, какое из них наиболее соответствует тому представлению о предмете своей науки, которое было у представителей классической политической экономии:
а) "экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми";
б) "экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров... и распределения их между членами общества в целях потребления";
в) "экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства";
г) "экономическая теория есть наука о богатстве".
20. А какое из перечисленных в п. 19 определений наиболее точно соответствует пониманию предмета экономической теории современными неоклассиками?
Ответьте па вопросы
21. Развитие идей меркантилизма совпало с эпохой великих географических открытий и быстрым ростом торговли между Европой и Азией.
Есть ли между этими событиями причинно-следственная взаимосвязь или они независимы друг от друга?
22. Какие из нижеперечисленных направлений научных исследований возникли в рамках традиционного институционализма, какие в рамках неоинституционализма, а какие вообще не относятся к институционализму:
а) клиометрика;
б) концепции "революции менеджеров";
в) монетаризм;
г) теория общественного выбора;
д) теория прав собственности;
е) теория рациональных ожиданий;
ж) теория постиндустриального общества.
23. "После Второй мировой войны, пишет Т. Негиши, в Японии сложилась уникальная для некоммунистической страны ситуация в том смысле, что почти половина академических экономистов гласно или негласно являются марксистами..." Как можно объяснить это явление? В каких еще странах, не принадлежавших к социалистическому лагерю, популярны идеи марксизма?
Какие экономические концепции и почему пользуются наибольшей популярностью в США?
24. Какие события экономической истории XX в. оказали определяющее влияние на развитие экономических идей на революции в экономической теории?
25. Назовите известных Вам российских экономистов первой половины XX в., чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов Нобелевских лауреатов.
26. Проследите, как с XVII в. и до наших дней менялось отношение экономистов к проблеме государственного регулирования экономики:
1) почему эта проблема постоянно находилась в центре внимания экономистов?
2) есть ли в эволюции взглядов экономистов по этой проблеме какая-либо закономерность?
1.2.2. Метод экономической теории
Верны ли следующие утверждения?
27. А. Маршалл подвергал концепцию маржиналистов методологической критике за ее несоответствие хозяйственной практике.
Да Нет
28. "Фирма-монополия повышает уровень цен и сокращает объем производства. В таком случае преступная организация, которая монополизирует наркобизнес, будет продавать меньшее количество наркотиков по более высокой цене".
Этот вывод сделан по методу дедукции.
Да Нет
29. Современная неоклассическая экономическая теория является исключительно позитивной экономической наукой, очищенной от нормативных аспектов.
Да Нет
30. Идея коммунизма основана на предположении об ограниченности потребностей.
Да Нет
31. Современный "экономике" основан на методе восхождения от абстрактного к конкретному.
Да Нет
32. Математическое моделирование метод, используемый только в экономической теории. у
Да Нет
33. Модель "экономического человека" это обобщенный образ среднего человека, и каждый из нас в определенных условиях действует как "экономический человек".
Да Нет
34. "Фирма ведет свою деятельность в рыночной среде, однако внутри нее действуют не рыночные, а иерархические отношения". Это утверждение является апорией.
Да Нет
35. Функция Y = /(X) показывает взаимозависимость неких экономических параметров.
Если в точке Х0 производная функции Y = /(X) равна нулю, то в данной точке эта функция будет достигать оптимального значения.
Да Нет
36. Функция Y = /(X) показывает взаимозависимость неких экономических параметров.
Если в точке Х0 производная функции Y = /(X) равна нулю, то на этом основании еще нельзя сказать, будет ли в данной точке эта функция максимизироваться или минимизироваться.
Да Нет
Выберите единственно правильный вариант ответа
37. Английский экономист Л. Роббинс писал: "Назначьте г-на Хоутри секретарем комитета, состоящего из Бентама, Будды, Ленина и президента "Юнайтед стейтс стил корпорейшн", и заприте их в одной совещательной комнате, где им предстоит вынести решение относительно того, нравственно ли ростовщичество.
Вряд ли в этом случае г-ну Хоутри удалось бы составить единогласно одобренный всеми документ. Но соберите тот же самый комитет для оценки объективных результатов государственного регулирования учетной ставки, и тогда... он добился бы если не единогласного, то уж, во всяком случае, принятого большинством голосов решения.
Скорее всего, один Ленин проголосовал бы против". При помощи этой остроумной метафоры автор стремился показать:
а) разницу между позитивным и нормативным экономическим исследованием;
б) неумение экономистов пользоваться методами диалектической логики;
в) парадокс голосования;
г) использование метода восхождения от абстрактного к конкретному.
38. По мнению Й. Шумпетера, развитие экономической теории является:
а) отражением смены социально-экономических формаций;
б) переходом от использования методов формальной логики к использованию методов материалистической диалектики;
в) выражением смены идеологических концепций, между которыми нет преемственности;
г) накоплением арсенала различных методов экономических исследований.
39. "Деньги, данные в ссуду, становятся товаром. Следовательно, плата за кредит определяется так же, как и цена любого товара, равновесием спроса и предложения на рынке кредитных ресурсов". Это рассуждение является:
а) силлогизмом;
б) софизмом;
в) индукцией;
г) апорией.
40. Фредерик Бастиа, известный французский экономист-публицист 1840-х гг., желая раскритиковать защитников протекционизма, опубликовал памфлет "Прошение фабрикантов сальных и стеариновых свечей, ламп, подсвечников, рефлекторов, щипцов, гасильников и производителей сала, масла, меди, алкоголя и вообще всего, что касается освещения".
В этом очерке он от имени производителей осветительных приборов обратился к депутатам парламента с просьбой "издать закон, который предписал бы запереть все окна... ставни, затворы... форточки, словом, заткнуть все отверстия... через которые солнечный свет обыкновенно проникает в дома в ущерб тем прекрасным продуктам промышленности, которыми мы гордимся, что наделили ими страну...". Какой прием использовал в данном случае Ф. Бастиа:
а) аналогию;
б) индукцию;
в) софизм;
г) парадокс.
41. Предложенный К. Поппером принцип фальсификации означает, что:
а) научная теория может основываться на заведомо нереалистичных (сфальсифицированных) предположениях;
б) любая научная концепция должна допускать свою опровержимость (фальсифицируемость);
в) исследователь не имеет права подтасовывать (фальсифицировать) факты для доказательства своих взглядов;
г) в развитии общества нет объективных закономерностей, они искусственно создаются (фальсифицируются) учеными.
42. Какое методологическое требование к новой экономической теории предъявляют М. Фридмен и его последователи? В сравнении с предшествующими теориями она должна:
а) обладать лучшей предсказательной силой;
б) покоиться на более реалистичных предпосылках;
в) иметь более сильное экономико-математическое обоснование;
г) быть более простой.
43. Примером проблемной ситуации "метод ищет применения" является:
а) плюралистическая теория цены А. Маршалла;
б) теорема Р. Коуза;
в) теория общественного выбора;
г) разработка Е. Гайдаром программы экономических реформ в России.
44. Создатель первой экономико-математической модели это:
а) Ф. Кенэ;
б) А. Смит;
в) К. Маркс;
г) Е. Бем-Баверк.
45. В 17241736 гг. правительство Китая с целью проверки эффективности описанной мудрецами древности системы "колодезных полей" (сбора податей в форме коллективной обработки крестьянами-общинниками специального надела, весь урожай с которого присваивает государство) ввело эту систему в столичной провинции Чжили. Это следует называть:
а) экономико-математическим моделированием;
б) применением индуктивного метода;
в) экономическим экспериментом;
г) применением метода единства исторического и логического.
46. Определите, какой метод применил Н. Д. Кондратьев для исследования "длинных волн конъюнктуры":
а) метод аналогии;
б) индуктивный метод;
в) дедуктивный метод;
г) метод экономического экспериментирования.
47. "Поскольку после проведения приватизации в развитых странах Запада эффективность их экономического развития возросла, проведение приватизации в России также должно дать положительные результаты".
Укажите логическую ошибку, допущенную в этом высказывании, характерном для российских реформаторов первой половины 1990-х гг., выбрав ответ из предложенных ниже вариантов:
а) не очевидно, что повышение экономической эффективности в развитых странах Запада произошло именно по причине проведения политики приватизации (ошибка "После того не значит по причине того");
б) аналогия между Россией и развитыми странами Запада является нестрогой, говорить о подчинении российской экономики закономерностям, проявляющимся в развитых странах, можно только в проблематичной форме;
в) нет точных данных о том, что в 1980-е гг. эффективность экономического развития стран Запада возросла (ошибка "Недоказанное основание доказательства");


Содержание раздела