d9e5a92d

Монополия и монополистическая конкуренция

Да Нет
452. Для конкурентной фирмы цена продукта равна одновременно среднему доходу и предельному доходу.
Да Нет
453. Если отрасль находится в равновесии в долгосрочном периоде, экономическая прибыль фирмы равна нулю.
Да Нет
454. В долгосрочном периоде (если отрасль находится в равновесии) конкурентная фирма не будет получать экономической прибыли.
Да Нет
455. Конкурирующий производитель не может получать экономической прибыли ни в краткосрочном, ни в долгосрочном периоде.
Да Нет
Выберите единственно правильный вариант ответа
456. Если рынок яблок конкурентен, то в точке краткосрочного равновесия:
а) цена яблок равна предельным издержкам их производства;
б) цена равна их предельной полезности для покупателей;
в) цена яблок всегда равна средним издержкам производства;
г) верно айв.
457. Определите, как изменяется предельный доход конкурентной фирмы по мере роста объемов продаж:
а) не изменяется;
б) возрастает;
в) снижается быстрее цены;
г) снижается медленнее цены.
458. Поясните, какое из перечисленных ниже свойств отсутствует на рынке совершенной конкуренции:
а) однородность продукции;
б) мобильность ресурсов;
в) реклама;
г) большое число покупателей.
Выполните задания и ответьте на вопросы
459. В совершенно конкурентной отрасли действуют 250 фирм, разбитых на три группы. Предельные издержки 100 фирм первой группы описываются уравнением МСг = 100Qt + 1, 100 фирм второй МСг = 2002г + 2, 50 фирм третьей МСг = 100QZ + 1. Функция спроса на рынке описывается уравнением Q = 25 - Р.
Найдите равновесную цену и объем продаж на рынке.
460. Функция издержек конкурентной фирмы:
ТС = Q2 + 4Q + 16.
Определите, при какой рыночной цене эта фирма получает нормальную прибыль в долгосрочном периоде.
461. В отрасли 20 фирм, все они имеют одинаковые производственные функции и функции издержек ТС(Q) = Здг3 -
- 2дг2 + дг; q{ измеряется в млн. шт.; ТС в млн. руб.
Определите, при какой рыночной цене и общем отраслевом объеме производства рынок будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия.
462. Рыночная цена продукции конкурентной фирмы 20 долл. Затраты на производство некоторой партии составили 17 000 долл.
Известно, что фирма действует рационально.
Определите размер партии, при котором фирма будет получать нормальную прибыль.
463. Издержки одной типичной фирмы, работающей на конкурентном рынке, зависят от объема выпуска q как ТС = 5Q2+ 2Q.
Рыночная цена на продукцию фирмы 12 руб.
Определите, будет ли фирма получать экономическую прибыль или нести убытки; какой уровень рыночной цены позволит фирме получать нормальную прибыль в долгосрочном периоде. .
464. Фирма, действующая на конкурентном рынке, имеет функцию средних переменных затрат А?С = 0,1дг + 2. Постоянные затраты на производство составили 3.
Найдите функцию предложения данной фирмы и отрасли в целом, если известно, что на рынке работает 100 подобных фирм.
465. В конкурентной отрасли действуют 100 одинаковых фирм.
Общие издержки каждой фирмы составляют TC(q) = = 0,lg2 + 2g + 50.
Определите уравнение кривой предложения отрасли и параметры краткосрочного равновесия на рынке, если спрос на товар в отрасли описывается уравнением QD = 5000 - 100Р. Проанализируйте перспективы развития отрасли в долгосрочном периоде.
466. Отраслевой спрос оцисывается уравнением Q = 2500 -
- ЮР. Общие издержки каждой фирмы описываются уравнением: ТСг = 16 + 10дг + д2.
Фирмы получают только нормальную прибыль.
Определите, сколько фирм функционирует в этой отрасли.
467. Отраслевой спрос выражен функцией Qd = 400 - ЮР. В отрасли имеются 100 фирм с издержками, выраженными уравнением: ТСг = 16 + 4дх +дД
Определите функцию предложения отрасли.

Монополия и монополистическая конкуренция


Верны ли следующие утверждения?
468. Строго говоря, рынок зеленых авторучек не может служить примером монополизированного рынка даже при наличии одного продавца.
Да Нет
469. Кривая спроса для монополии всегда горизонтальна в координатах P(Q).
Да Нет
470. При увеличении объема продаж при линейной функции спроса предельная выручка монополии сокращается вдвое быстрее цены.
Да Нет
471. Монополия всегда выбирает объем выпуска, который соответствует неэластичному участку кривой спроса.
Да Нет
472. Монопольная фирма скорее всего увеличит предлагаемое количество товара, если спрос на него возрастет.
Да Нет
473. Для фирмы-монополиста восходящая ветвь кривой предельных издержек не является кривой предложения.
Да Нет
474. Монополия и конкурентная фирма максимизируют прибыль, выбирая объем выпуска в соответствии с правилом: "Предельные издержки равны цене".
Да Нет
475. Равенство предельных издержек предельной выручке служит условием максимизации прибыли как для конкурентной фирмы, так и для монополии.


Да Нет
476. Монополия стремится установить цену так, чтобы предельная выручка превышала предельные издержки.
Да Нет
477. Аккордный налог на монополию может не привести к сокращению продаж.
Да Нет
478. При ценовой дискриминации монополист устанавливает на сегменте с более эластичным спросом более высокую цену, чем на сегменте с менее эластичным спросом.
Да Нет
479. Совершенная ценовая дискриминация это установление цен выше предельных издержек.
Да Нет

Выберите единственно правильный вариант ответа

480. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:
а) сегментирует рынок;
б) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;
в) монополизирует рынок;
г) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию.
481. Монополист выпускает и продает такой объем продукции, при котором, чтобы получить максимум прибыли при переходе к условиям совершенной конкуренции, фирма должна:
а) повысить цену и увеличить объем выпуска;
б) снизить цену и уменьшить объем выпуска;
в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;
г) снизить цену и увеличить объем выпуска.
482. Поясните, какая из мер государственной политики не может привести к увеличению продаж фирмы-монополиста:
а) установление максимальной цены на продукт фирмы;
б) акцизный налог на продукцию фирмы;
в) снижение налога за пользование землей;
г) верно все вышеперечисленное.
483. Определите, как изменяется предельный доход монополии по мере роста объема продаж:
а) возрастает;
б) сокращается медленнее, чем цена;
в) сокращается быстрее цены;
г) остается неизменным.
484. Если кривая спроса линейна, а предельные издержки равны средним и постоянны, то объем выпуска монополии:
а) в два раза больше, чем в конкурентной отрасли;
б) равен выпуску конкурентной отрасли;
в) в два раза меньше, чем в конкурентной отрасли;
г) данных недостаточно.
485. Если в результате монополизации отрасли объем продажи сократился на 100 тыс. ед., а цена выросла на 2 долл., рассчитайте, как изменилось благосостояние общества:
а) сократилось на 200 тыс. долл.;
б) сократилось на 100 тыс. долл.;
в) увеличилось на 100 тыс. долл.;
г) сократилось на 400 тыс. долл.
486. Монополист увеличил предложение с 3000 до 4000 шт. в месяц и намерен продать все 4000 по максимально возможной цене. Экономист, оценивая функцию месячного спроса как Q = 7000 - 2Р, где Р цена, предсказал, что прибыль монополиста, вероятно:
а) увеличится;
б) уменьшится;
в) останется без изменений;
г) оценить не удастся ввиду отсутствия необходимой информации о цене.
487. В городе открылся первый ночной магазин. Это пример скорее всего:
а) естественной монополии;
б) вынужденной монополии;
в) временной монополии;
г) монопсонии.
488. Антимонополистическое законодательство, действующее во многих странах, нацелено в первую очередь на обеспечение:
а) запрета монополий;
б) экономической свободы;
в) условий конкуренции;
г) регулирования цен.
489. На монопольном рынке, как правило:
а) чем выше цены, тем больше прибыль;
б) величина предложения меньше величины спроса;
в) ценовую дискриминацию осуществить невозможно;
г) рост цены сдерживается затратами и спросом.
490. Кривые предложения рационального монополиста и спроса на его продукцию, как правило:
а) пересекаются в точке максимума прибыли монополиста;
б) пересекаются в точке минимума средних издержек;
в) пересекаются в точке минимума предельных издержек;
г) вообще не пересекаются, так как предложение монополиста представляет собой не кривую, а одну точку.
491. Монопольный товар, т. е. товар, предлагаемый монополистом, как правило:
а) не имеет близких заменителей;
б) не нужно рекламировать;
в) требует больших затрат в производство;
г) верны ответы а и б.
492. Снижение цены монополистом, максимизирующим свою прибыль, может быть вызвано:
а) уменьшением спроса;
б) увеличением предельной отдачи;
в) увеличением объема продаж;
г) снижением цены сопутствующего товара.
493. Монополисту уменьшение объема выпуска наверняка приносит:
а) выгоду;
б) потери;
в) снижение цены;
г) увеличение предельной выручки.
494. Выручка монополиста с ростом объема продаж:
а) увеличивается;
б) остается постоянной;
в) уменьшается;
г) может увеличиваться или уменьшаться.

Выполните задания и ответьте на вопросы

495. Функция издержек фирмы-монополиста: ТС = 0,5Q2 + + 2Q.
Функция спроса на продукцию фирмы: Р 10 - 0,5Q.
Определите цену, при которой прибыль фирмы максимальна, и степень ее монопольной власти.
496. Пусть функция издержек фирмы-м.онополиста равна TC(Q) = Q2 + 60.
Функция спроса на товар фирмы: QD = 30 - 2Р. ТС, Р в долл., Q в тыс. шт.
Определите объем производства, цену, общую выручку, экономическую прибыль монополиста и его монопольную власть.
497. Компания "Джеральде" монополист на рынке.
Функция полных затрат на производство: ТС 2Q + 10, где Q объем производства в месяц.
Определите, при каком уровне цены прибыль компании будет максимальной, если известно, что эластичность рыночного спроса в этой точке по цене равна -6.
498. Функция полных затрат фирмы-монополиста: TC = Q2+2Q.
Функция рыночного спроса на ее продукцию: Р = 20 - Q. Государство вводит потоварный налог (на каждую единицу продукции) в количестве 2 ден. ед.
Определите налоговые Поступления в бюджет; выпуск и цену, максимизирующие прибыль монополиста, после введения налога.
499. Издержки фирмы-монополиста описываются формулой: ТС = 5Q + 12. Функция рыночного спроса на ее продукцию: Р = 120 - 0,5Q.
Государство вводит потоварный налог (на каждую единицу продукции) в размере 2 ден. ед.
Определите поступления в бюджет; максимизирующие прибыль монополии выпуск и цену на продукцию после введения налога.
500. В отрасли действуют пять фирм с объемами выпуска 2, 3, 5, 10 и 20% от общего выпуска отрасли.
Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж.
Произведите необходимые расчеты и на их основании сделайте вывод относительно степени монополизации Отрасли.
501. Средние затраты монопольной фирмы на производство постоянны и равны 10 долл.
С целью получения максимальной прибыли фирма установила цену на свою продукцию в размере 15 долл.
Определите эластичность спроса по цене на продукцию фирмы; изменение выручки монополиста в случае, если в период сезонной распродажи цена будет снижена на 3 долл.
502. Фирма-монополист проводит политику ценовой диск
риминации, продавая продукцию двум группам потребителей по разным ценам. Функции спроса потребителей на продукцию фирмы: = 120 - Р1 и Q2 = 90 - 2Р2, где Р12 и Q12 цена и
объем спроса для каждой группы потребителей. Предельные затраты (издержки) фирмы на производство постоянны и равны 3.
Определите, какую цену следует назначить монополисту для максимизации своей прибыли на каждом сегменте рынка.
503. Фирма-монополист работает на рынке с двумя груп
пами потребителей, спрос которых на ее продукцию описывается уравнениями: = 60 - 0,5Рх и Q2= 80 - Р2, где Q12 и
Р12 объем спроса и цена для каждой группы потребителей соответственно. Долгосрочные предельные издержки фирмы на производство постоянны и равны 50.
Определите объемы продаж, цену продукции и монопольную прибыль в случае, если фирма:
1) не дискриминирует своих потребителей;
2) практикует ценовую дискриминацию третьего рода.
504. На рынке спрос задается уравнением Р = 72 - 2Q.
Монополия имеет функцию затрат на производство ТС = 10Q. Она может провести ценовую дискриминацию, назначив двуставоч-ный тариф.
Определите величину аккордного взноса и плату за каждую штуку товара, а также как различается прибыль фирмы-монополиста в условиях ценовой дискриминации и без нее.

7.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы


505. Тема дискуссии: "Нужна ли обществу монополия?".
В современной экономической теории в настоящий момент нет однозначного представления о том, действительно ли монополия наносит ущерб обществу. С одной стороны, совершенная конкуренция создает условия для удовлетворения сегодняшних потребностей общества с наименьшими затратами, так как в этом случае фирмы не имеют экономической прибыли.
С другой стороны, монополия, получая экономическую прибыль, имеет возможность финансировать перспективные исследования и рискованные инновационные проекты, что также необходимо обществу.
Обсудите этот вопрос в аудитории, используя материалы периодической печати и другие источники.

Глава 8. Типы рыночных структур: олигополия и монополистическая конкуренция

8.1. Основные понятия
Игра взаимоотношения экономических субъектов в ситуациях с заранее установленными правилами, когда необходимо принимать ответственные решения.
Игра с нулевой суммой (zero-sum дате) игра, в ходе которой происходит перераспределение благ между участниками, причем выигрыш одних возникает исключительно из проигрыша других игроков.
Игра с ненулевой суммой (non-zero-sum дате) игра, во время которой группа игроков, взятая в целом, либо увеличивает, либо уменьшает свое благосостояние.
Кооперативная игра (cooperative дате) такая игра, в которой наблюдается заключение соглашения между участниками. В экономике примером кооперативной игры может служить картель.
Некооперативная игра (non-cooperative дате) такая игра, в которой ее участники принимают самостоятельные решения по всем жизненно важным для них вопросам. Примером некооперативной игры может служить ценовая война.
Картель (cartel) рыночная ситуация, при которой фирмы образуют сговор (соглашение) относительно цен и/или объема производства с целью максимизации совокупной прибыли картеля.
Платежная функция результат игры, показывающий приобретения и потери игроков.
Равновесие Бертрана (Bertrand equilibrium) описывает ситуацию на рынке, при которой в условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену товара и увеличивая объем выпуска. Стабильность равновесия достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам, т. е. достигается конкурентное равновесие.
Равновесие Курно (Cournot equilibrium) достигается на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма. Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.
Равновесие Штакельберга (Stackelberg equilibrium) описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так что одна из них ведет себя как лидер (либо по цене, либо в отношении объема, либо по тому и другому одновременно), в то время как другая осуществляет стратегию приспособления, корректируя свое поведение в зависимости от выбора, сделанного первой фирмой.
Стратегическое поведение фирмы на рынке поведение, при котором выбор фирмой варианта своей деятельности зависит от возможных ответных действий ее конкурентов.
Теория игр (дате theory) наука, исследующая математическими методами поведение участников ситуаций (игроков), связанных с принятием решений.
Ценовая дискриминация (price discrimination) состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам в зависимости от их платежеспособности.
8.2. Вопросы и задачи
8.2.1. Олигополия

Верпы ли следующие утверждения?

506. На рынке олигополии поведение фирм характеризуется тесным взаимодействием.
Да Нет
507. Монопольная власть на олигополистических рынках всегда определяется дифференциацией продукта.
Да Нет
508. На рынке, где действует дуополия, равновесная цена выше, чем на рынке с чистой монополией.
Да Нет
509. В модели дуополии Курно каждый из участников олигополии производит такой объем продукции, какой он производил бы будучи единственным монополистом на рынке.
Да Нет
510. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению чистой монополии.
Да Нет
511. Ценовые войны приводят к снижению прибылей всех участников олигополии.
Да Нет

Выберите единственно правильный вариант ответа

512. На рынке олигополии фирма может рассчитывать на рост величины спроса на свою продукцию при:
а) снижении цены товара конкурирующей фирмы;
б) увеличении цены товара конкурирующей фирмы;
в) увеличении цен на дополняющие товары;
г) увеличении расценок на рекламу.
513. Олигополия скорее всего возникнет на рынке:
а) зубной пасты;
б) шоколада;
в) ржи;
г) самолетов.
514. Московский розничный рынок молока с множеством различных цен является примером:
а) монополии;
б) монополистической конкуренции;
в) совершенной конкуренции;
г) олигополии.

Выполните задания и ответьте на вопросы

515. В модели дуополии Курно обратная функция спроса задана как Р = 120 - Q. Предельные издержки обеих фирм на производство товара в условиях постоянной отдачи от масштаба одинаковы и равны 9.
Определите:
1) выпуск каждой фирмы, отрасли в целом и рыночную цену на продукцию фирм, а также прибыль, если они действуют самостоятельно;
2) как изменятся эти величины, если предположить, что фирмам удалось договориться о сотрудничестве;
3) как изменятся параметры равновесия на рынке в условиях свободной конкуренции.
516. Спрос в отрасли описывается функцией: Q = 240 - 2Р. В отрасли две фирмы, которые взаимодействуют по Курно.
Предельные затраты обецх фирм равны нулю.
Определите объем выпуска каждой фирмы, максимизирующий ее прибыль, и рыночную цену на продукцию; уровень выпуска, обеспечивающий максимальную прибыль фирмам в случае, если они образуют картель.
517. Функция рыночного спроса на продукцию отрасли описывается формулой: Р = 240 - 3Q.
В отрасли действуют две фирмы, конкурирующие по Курно.
Определите предельные затраты фирм, если суммарный выпуск отрасли Q = 32. Постройте кривые реакции фирм.
518. На олигополистическом рынке действует фирма-лидер, которая имеет функцию затрат ТС = Q2 4- 3Q.
Функция рыночного спроса: Р = 90 - Q. Остальные фирмы могут поставить по цене лидера количество продукции 45.
Определите выпуск и цену лидера.
519. В отрасли действует фирма-лидер, которая имеет функцию затрат: АС = 0,5Q.
Функция рыночного спроса: Р = 100 - Q. Остальные фирмы могут поставить по цене лидера количество продукции 50.
Определите выпуск лидера и рыночную цену, которую он установит, а также какое количество продукции будет выпускать отрасль в целом.
520. Отраслевой рыночный спрос выражен функцией: Qd = 100 - Р. В отрасли есть две фирмы, общие издержки которых выражены функциями: TCl = 10QL и ТС2 = 8 + Q|.
Фирмы могут взаимодействовать по моделям Курно, Штакельбер-га, ценового лидера или образовать картель.
Определите, какая схема взаимодействия наиболее выгодна для фирмы, а какая для общества.

8.2.2. Другие формы несовершенной конкуренции Верны ли следующие утверждения?


521. При монополистической конкуренции кривая спроса фирмы при прочих равных условиях более пологая, чем при монополии.
Да Нет
522. Участники рынка монополистической конкуренции в долгосрочном периоде получают нормальную прибыль.
Да Нет
523. На рынке монополистической конкуренции фирмы в условиях долгосрочного равновесия производят продукцию со средними издержками, превышающими минимально возможные.
Да Нет
Да Нет
524. Патенты и лицензии один из видов барьеров входа в отрасль.
525. Объем используемого капитала может служить барьером входа в отрасль.
Да Нет

Выберите единственно правильный вариант ответа

526. Выберите из нижеперечисленного условие долгосрочного равновесия фирмы участника рынка, характеризующегося монополистической конкуренцией:
а) Р = АС;
б) Р = МС = АС;
в) Р = МР;
г) Р = А?С.
527. Характерными чертами монополистической конкуренции являются:
а) отсутствие зависимости прибыли участников от управленческих решений одной из фирм;
б) дифференциация выпускаемого продукта;
в) кривая спроса менее эластична, чем кривая спроса на продукт конкурирующего производителя;
г) верно все перечисленное.
528. На рынке монополистической конкуренции:
а) отдельный покупатель может влиять на цену продукции;
б) реклама не играет существенной роли;
в) товары отличаются по исполнению и условиям продажи;
г) производители имеют одинаковый доступ к информации.
529. На краткосрочном временном интервале экономическую прибыль могут получать:
а) фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции;
б) некоторые фирмы, действующие в условиях совершенной конкуренции;
в) олигополисты и монополисты, действующие на неконкурентных рынках;
г) все предыдущие утверждения верны.

Выполните задания и ответьте на вопросы

530. Известно, что в долгосрочном периоде средние переменные затраты монополистически конкурентной фирмы зависят от объема производства как АС = Q + 10.
Спрос на продукцию фирмы описывается формулой Р = 150 - 3Q.
Найдите параметры равновесия (цену и объем продаж) и сделайте вывод, находится ли фирма в состоянии долгосрочного или краткосрочного равновесия. Нарисуйте график.
531. Функция средних затрат фирмы монополистического конкурента на своем рынке: АС = 3Q - 2. Остаточный рыночный спрос на продукцию фирмы: Q = 52 - 2Р.
После проведения рекламной кампании, затраты на которую составили Срекл = 0,5Q + 6Q, остаточный спрос увеличился и составил Q = 104 - 2Р.
Определите прибыль фирмы до и после проведения рекламной кампании и сделайте выводы о ее эффективности.
532. Функция полных затрат фирмы монополистического конкурента на своем узком рынке: ТС = 3Q - 8. Рыночный спрос на продукцию фирмы: Р = 64 - Q. После проведения рекламной кампании, затраты на которую составили Срекл = 6Q -- 10, остаточный спрос увеличился и составил Р = 76 - 2Q.
Определите оптимальный выпуск и цену, которые установит монополист на свою продукцию до и после рекламной кампании. Дайте характеристику эффективности рекламы в данном случае.
533. Компания по производству детской обуви работает на рынке монополистической конкуренции.
Совокупная выручка от продаж и общие затраты на производство зависят от объема выпуска: TR(q) = 270q - 20q, TC(q) = 30q + 10q.
Определите параметры долгосрочного равновесия.
8.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы
534. Исследование рынка (отрасли).
Для выполнения исследования (рекомендуется выполнить это задание в форме учебного проекта1):
1. Сделайте выборку предприятий, относящихся к данному рынку, и рассчитайте коэффициент охвата.
2. Ранжируйте предприятия на рынке по убыванию объема реализации выбранного товара X.
3. Определите распределение долей фирмы на рынке, а также известные вам показатели концентрации продавцов на рынках (при этом объем рыночных продаж можно условно считать равным объему реализации предприятий выборки "Бизнес-карты"). Сделайте выводы об уровне концентрации продавцов на рынке.
К какому типу рынков* на ваш взгляд, можно отнести исследуемый вами?
4. Определите зависимость номенклатуры и индекса специализации от размера фирмы.
5. Разбейте предприятия на группы по степени концентрации рыночных продаж, значениям показателей специализации и номенклатурам (не менее 3 и не более 10 групп).
6. Проанализируйте распределение предприятий внутри групп по концентрации рыночных продаж.
7. На основе данных о выпуске и данных о производственной мощности предприятия определите коэффициент использования производственной мощности на момент наблюдения. Сравните коэффициент использования производственной мбщности со среднеотраслевым показателем.
Сделайте выводы о характере отдачи от ресурса. Меняется ли коэффициент использования производственной мощности от крупных к мелким предприятиям?
Покажите распределение предприятий внутри групп по степени использования производственных мощностей.


Содержание раздела