d9e5a92d

Экономические системы: основные ступени развития

Обе эти страны могли выращивать картофель и добывать уголь. Максимально возможные объемы производства этих двух товаров показаны в табл.
2.1.




Таблица 2.1. Производственные возможности двух стран
Страны Производство картофеля, тыс. т Добыча угля, тыс. т
Великопруссия 200 50
Малопруссия 50 75
Первое время отношения между этими странами были напряженными, товарный обмен из-за высоких таможенных пошлин и административных "рогаток" почти отсутствовал. Известно, что в эти годы в Великопруссии производилось и потреблялось 30 тыс. т угля, а в Малопруссии 40 тыс. т ежегодно. Наконец, напряженность в отношениях между этими странами прошла, и они стали активно развивать взаимный товарооборот, образовав Союз Независимых Прусских Государств (СНПГ).
Участники СНПГ торгуют только друг с другом, отказавшись по соображениям экономической безопасности вести торговлю с другими странами. После специализации и торгового обмена выигрыш в потреблении каждой из этих стран по обоим продуктам составил 5 тыс. т в год.
Определите:
1) какая страна в СНПГ экспортирует картофель и в каком объеме;
2) какая страна в СНПГ экспортирует уголь и в каком объеме.
98. Билет на аттракцион "Русские головоломки" приносит чистый доход в 1 долл. Среднее число посетителей в день 500 человек при 300 рабочих днях в году.
Ставка процента по депозитам 5% годовых.
Определите, за какую сумму вы купили бы аттракцион?
99. Билет на аттракцион "Из пушки на Луну" приносит чистый доход в размере 1 долл. Среднее число посетителей в день 1000 чел. (при 350 рабочих днях в году).
Ставка процента по депозитам 8% годовых.
Определите, сколько бы вы заплатили долларов, чтобы стать владельцем аттракциона.
100. Господин Лебединский арендует Белый Дом и платит за аренду 20 000 долл, в год.
Остальные деньги он хранит в банке, что приносит ему 12% годовых. Стоимость Дома 180 000 долл.
Определите, стоит ли господину Лебединскому приобретать этот Дом, если ему представится такая возможность.

2.2.2. Экономические системы: основные ступени развития



Верны ли следующие утверждения?
101. Теория экономических систем разработана экономистами неоинституционального направления.
Да Нет
102. Если в античных и феодальных обществах экономическое планирование осуществлялось преимущественно на микроуровне (если не считать составления госбюджетов), то в азиатских обществах широко развивалось экономическое планирование на макроуровне.
Да Нет
103. На стене гробницы одного древнеегипетского вельможи, начальника дворцовых медников, есть надпись, в которой вельможа с гордостью заявляет, что фараон ни разу не наказывал его палками.
Это следует рассматривать как одно из доказательств, что при "азиатском деспотизме" в Древнем Египте телесным наказаниям по приказу фараона подвергали только обычных крестьян и ремесленников, но не высших чиновников.
Да Нет
104. Формирование капиталистической экономики шло наиболее быстрыми темпами в тех странах Западной Европы, которые обладали лучшими запасами земельных и денежных ресурсов (в том числе за счет колоний).
Да Нет
105. По среднедушевым показателям производства страны Западной Европы начали обгонять страны Востока уже в средневековую эпоху.
Да Нет
106. При нэпе в Советской России наиболее динамично развивающейся сферой экономики была сфера услуг.
Означает ли это, что в то время в России начинало формироваться постиндустриальное общество.
Да Нет
107. Основным лимитирующим фактором развития современных успешно функционирующих экономических систем являются предпринимательские способности.
Да Нет
108. К. Маркс характеризовал грядущий коммунистический строй как общество "по ту сторону материального производства".
Эта характеристика совпадаете современными представлениями о постиндустриальном обществе.
Да Нет
Выберите единственно правильный вариант ответа
109. Основой успешной рыночной экономики являются:
а) частная собственность, свободная система ценообразования и эффективное производство;
б) частная и государственная собственность, свободная система ценообразования и конкуренция;
в) экономическая свобода, эффективное производство, свободная система ценообразования и конкуренция;
г) экономическая свобода, высокий уровень жизни, экономическая безопасность, стабильный уровень цен, положительное сальдо торгового баланса, бездефицитный бюджет.
110. Определите, какая из приведенных ниже формулировок прямо не связана ни с одним из главных вопросов экономики:


а) какие товары и услуги должны быть произведены;
б) какие ресурсы использовать при производстве;
в) когда потреблять;
г) для кого предназначено произведенное экономическое благо.
111. Что из перечисленного ниже не является наблюдаемым в современной российской экономике видом деятельности:
а) производство сельхозпродукции традиционным способом;
б) потребление произведенных государственными предприятиями продуктов;
в) сбережение и накопление капитала;
г) кругооборот ресурсов, денег, товаров и услуг.
112. Изготавливая матрешки и продавая их на рынке в течение года, мастер из г. Сергиев Посад сумел купить себе квартиру. Но это совсем не значит, что:
а) традиционные виды деятельности являются частью российской экономической системы;
б) мастер пользуется преимуществами рыночной экономики;
в) прибыль от продажи матрешек не явилась стимулом для мастера;
г) мастер продавал матрешки по ценам ниже рыночных.
113. Установите, как командная система, как правило, сигнализирует, что дефицит продукции возрастает:
а) цены на продукт начинают снижаться;
б) правительственные органы объявляют о повышении цены;
в) правительство дает предприятиям указания наращивать производство;
г) цены "черного рынка" увеличиваются.
114. Экономической свободой люди обладают, по мнению экономистов-неоклассиков:
а) в любой экономической системе;
б) только в рыночной системе хозяйства;
в) только в доиндустриальных обществах;
г) только в постиндустриальных обществах.
115. Переход от доиндустриального общества к индустриальному происходит в процессе:
а) промышленной революции;
б) неолитической революции;
в) "революции менеджеров";
г) научно-технической революции.
116. С наибольшей достоверностью можно утверждать, что сегодня в российской экономике:
а) правительство играет незначительную роль;
б) в большинстве случаев существует полная свобода конкуренции и предпринимательства;
в) преобладают черты традиционной и командной экономики;
г) имеются черты смешанной экономики.
117. Всеобщие производительные силы играют основную роль в экономике:
а) первобытных обществ;
б) обществ азиатского способа производства;
в) постиндустриальных обществ;
г) индустриальных обществ.
118. Кто из названных экономистов разработал концепцию постиндустриального общества:
а) А. Маршалл;
б) Д. Белл;
в) А. Тойнби;
г) Дж. М. Кейнс.
Выполните задания и ответьте на вопросы
119. Известен "парадокс урожайности": в некоторых обществах Древнего Востока продуктивность земледелия была заметно выше, чем в более высокоразвитых обществах античной и средневековой Европы.
Так, в Древнем Египте, III тыс. до н. э., урожайность зерновых составляла сам-12сам-20, в античной Италии III вв. до н. э. сам-3сам-4.
Определите, не опровергает ли "парадокс урожайности" теорию определяющего влияния уровня производительных сил на уровень производственных отношений.
120. П о я с н и т е, что такое "национальные модели смешанной экономики" и каковы их основные типы.
121. П о я с н и т е, какой раздел современной экономической теории микроэкономика или макроэкономика имеет более универсальное значение для изучения нерыночных экономических систем.
122. Как указал известный американский экономист К. По-ланьи, есть два разных типа общественного разделения труда: рыночный товарообмен в индустриальном обществе и редистрибутивный продуктообмен в доиндустриальных обществах.
Перечислите основные различия между этими двумя видами разделения труда.
123. Можно ли называть экономику постсоветской России разновидностью смешанной экономики?
Обоснуйте ваш ответ, сформулировав критерии, в соответствии с которыми экономику какой-либо страны признают или не признают смешанной.
124. Современный российский экономист В. Л. Иноземцев защищает концепцию, согласно которой современный мир переходит к "постэкономическому" обществу: чисто экономические факторы перестают быть ведущими в развитии современного общества.
Определите, какие изменения в хозяйственной жизни позволили ему прийти к такому выводу и происходят ли эти изменения в современной российской экономике.
125. Проанализируйте экспертные оценки рангов сравнительной конкурентоспособности различных национальных моделей смешанной экономики на начало 1990-х гг. (табл.
2.2) и объясните их.



Таблица 2.2. Экспертные оценки рангов сравнительной конкурентоспособности различных национальных моделей смешанной экономики (на начало 1990-х гг.)
Страны Эконо
мическая
мощь
Роль
госу
дарства
Финан
сы
Инфра
структу
ра
Управ
ление
Наука и технология Людские
ресурсы
Япония 1 2 1 5 1 1 1
США 6 1 4 1 4 2 2
Герма
ния
2 4 6 6 3 4 4
Швейца
рия
3 3 2 10 2 3 3
Канада 10 6 11 2 11 17 5
Составлено по: "Экономические чудеса": уроки для России. М., 1994. С. 258.
126. Проанализируйте приведенные в табл. 2.3 данные о динамике структуры самодеятельного населения Великобритании, Германии и Франции в XIXXX вв., сравните их с данными по России и определите:
1) можно ли на основании этой информации датировать, когда каждая из названных стран переживала промышленную и научно-техническую революции; если можно, то назовите эти периоды;
2) в какие периоды и какие страны были более передовыми, а какие более отстающими;
3) прошла ли Франция сквозь стадию индустриального общества или нет и почему; обратите внимание, что во Франции доля промышленных работников никогда не превышала 2/5 населения, т. е. составляла абсолютное меньшинство нации;
4) существуют качественные отличия между Россией и странами Западной Европы в этом отношении. (Для ответа следует вспомнить, когда в нашей стране городское население сравнялось с сельским, каковы примерно современные пропорции распределения населения России по секторам экономики.)



Таблица 2.3. Структура занятости самодеятельного населения по основным секторам экономики, %
Страны 1860 г. 1900 г. 1930 г. 1960 г. 1989 г.
Великобритания:
сельское
хозяйство
19 9 6 5 2
Промышленность 49 51 46 47 30
сфера услуг 32 40 48 48 68
Германия:
сельское
хозяйство
40 29 14 4
промышленность 39 40 47 32
сфера услуг 21 31 39 57
Франция:
сельское
хозяйство
52 41 36 23 6
промышленность 27 30 33 39 30
сфера услуг 21 29 31 38 64
Источник: От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. М., 1998. С. 242.
127. В приведенном ниже тексте "из древнеегипетской жизни" допущено 11 ошибок, связанных с неправильным отражением реалий "азиатского способа производства" и истории экономических учений доиндустриальных обществ.
За каждую найденную ошибку начисляется 1 балл. Если сумеете отметить не менее 3 ошибок, связанных с неверной хронологией событий, то получите за эрудицию еще 1 балл.
Сепусертпова этика
Сенусерт, отставной чиновник Великого Египта, сидел на веранде своей усадьбы и предавался воспоминаниям. Да, много утекло воды в Ниле с тех пор, как он начал свою службу великому фараону. Сенусерт вспомнил, как отец отговаривал его от карьеры чиновника. "Помни, Сеня, говорил ему, бывало, отец, как войдешь ты в канцелярию, так и согнешься перед своим начальником. От просиживания над свитками спина твоя будет вечно согнутой, глаза твои станут слепнуть от иероглифов, жалованье тебе постоянно будут задерживать, а чуть не понравишься начальнику своему еще и розгами угостят* То ли дело жизнь свободного землевладельца в своем доме ты сам себе хозяин!" Ох, прав был отец: служба фараону и Египту не мед.
В школе писцов молодой Сенусерт был лучшим учеником, а потому великий Хеопс и его сын Тутанхамон использовали его, в отличие от других чиновников, на самых разных поприщах. За годы службы каких только поручений не выполнял Сенусерт: и в строительстве пирамиды для фараона участвовал, и послом его посылали в заморские страны, и монетным двором управлял, и налоги с метэков собирал, и войсками в боях случалось командовать. Но только сейчас, уйдя на покой и поселившись в своей усадьбе, которую он по заведенному обычаю построил за казенный счет, Сенусерт нашел, наконец, свое истинное призвание.
Перед ним лежал свиток папируса, и Сенусерт начал записывать то, над чем он долго размышлял: "Мы, египтяне, не рабы. Рабы они, пленные чужеземцы, их больше, чем свободных египтян, а потому заставить их эффективно возделывать наши поля это трудная наука".
Свою науку о том, как организовать использование рабов в частном хозяйстве, Сенусерт назвал греческим словом "экономия" (при фараонах династии Птолемеев, которым служил Сенусерт, греческий язык был государственным языком Великого Египта).
Труд Сенусерта быстро стал популярным. Когда век спустя Платон из далекой Греции посетил Египет, то, помимо прочих плодов учености, он увез и пдпирусный свиток "Сену-сертовой этики, или Науки об экономии".
Поскольку в Греции почти никто не ведал, что происходит на другом конце Большого Моря, то ничто не мешало Платону приписать поучения великого египетского мыслителя Сенусерта своему отцу Никомаху. С тех пор Платона с его "Никомаховой этикой" незаслуженно славят как основоположника экономической науки; имя же Сенусерта утонуло во тьме времен.
128. В приведенном ниже тексте "из древнеегипетской жизни" допущено 12 ошибок, связанных с неправильным отражением реалий "азиатского способа производства" в целом и социально-экономического строя Древнего Египта в частности. За каждую найденную ошибку начисляется 1 балл.
Если сумеете отметить 4 ошибки, связанные с анахронизмами, то получите за эрудицию еще 1 балл.
Дом, который построил Джосер
Великий Джосер, правитель Верхнего и Нижнего Египта, был мрачен и задумчив, а потому Имхотеп, главный советник фараона, старался пореже попадаться на глаза своему повелителю. Египетское царство переживало нелегкие времена. Несколько лет назад Джосер наголову разгромил проклятых гиксосов воинственных азиатских кочевников, которые постоянно тревожили набегами мирных египетских землепашцев. Только начнет крестьянин боронить поле налетит злой кочевник, лошадь отберет, амбар с зерном подпалит, детей в полон уведет и даже железный сошник с плуга снимет, чтобы перековать орала на мечи.
Теперь азиаты присмирели: армия Великого Джосера так отомстила за их буйные набеги, что они не скоро оправятся. Вернувшись из победоносного похода, фараон распустил свое многочисленное войско, надеясь, что обеспечил стране мир и благоденствие. Увы, прошло немного времени, и в Египте снова стало неспокойно.
Демобилизованные воины быстро потратили богатую добычу, и теперь на каждой улице, куда ни глянь, всюду нищие попрошайки, которые при случае готовы и силой отнять у прохожего кошелек с золотыми монетами. Советники Джосера ломали голову, что делать с этим безработным людом, пока он не взбунтовался и не перевернул страну, как гончарный круг, но ничего хорошего пока так и не придумали.
Сегодня Имхотеп, желая хоть немного отдохнуть от мучительных раздумий, решил посетить школу писцов проверить, как готовят будущих чиновников. Когда сановник вошел в класс, жрец-преподаватель рассказывал юношам о государстве. "Страна наша велика и обильна, говорил седобородый жрец. Чтобы был в ней порядок, надо, чтобы каждый знал свое место. Представьте себе 1000 необтесанных булыжников, лежащих бок о бок, это земледельцы и ремесленники.
Положите на них 100 обычных кирпичей это купцы и жрецы. Положите поверх них еще 10 мраморных кирпичей это чиновники и военачальники.
И на самой вершине пусть будет 1 золотой кирпич это фараон, да будет он вечно здоров! Только так можно построить великое государство". Пока Имхотеп слушал рассказ учителя, он понял, что лучезарный Атон, бог Солнца и царь всех других богов, посылает ему решение трудной проблемы. "Эврика! воскликнул Имхотеп, вбегая в тронный зал и падая ниц пёред фараоном.
О Великий Джосер, боги подсказали мне, как избавить страну от безработицы".
На следующий день вышел указ фараона: "Не подобает тело владыки Египта хоронить в подземной гробнице, как делали мои предки. Когда я умру, пусть домом моим будет пирамида, чтобы я был ближе к Атону, создателю всего живого".
На берегу Нила началась "стройка века", и все безработные из городов Египта немедленно пошли наниматься на работу. Имхотеп сначала боялся, что казна не прокормит такое количество строителей, но боги Египта, видно, были добры к Великому Джосеру: чиновники раздавали направо и налево заказы на поставку инструментов, стройматериалов, продовольствия для строителей, но сбор налогов возрастал, и денег в казне будто и не убывало.
В скором времени оказалось, что для строительства не хватает рабочих рук, а потому пришлось отправить на него даже всех рабов, которых ранее знатные люди Египта использовали как личных слуг.
Египет вступил в эпоху процветания. Заезжая на строительство своей пирамиды, Великий Джосер слушал звон стальных инструментов и крики рабочих, смотрел, как обжигают кирпичи, складывают из них стены пирамиды и покрывают штукатуркой, которую искусные ремесленники украшают рисунками.
Сердце престарелого царя наполнялось радостью: даже своей смертью он послужит жизни народа Египта.
129. В приведенном ниже тексте "из древнеримской жизни" допущено 8 ошибок, связанных с неправильным отражением реалий античного способа производства и истории экономической мысли доиндустриальных обществ. За каждую найденную ошибку начисляется 1,5 балла.
Если сможете отметить не менее 2 ошибок, связанных с неверной хронологией событий, то получите за эрудицию еще 1 балл.
Хижина дяди Крома
История жизни скифа по имени Кром это обыкновенная судьба в необыкновенное время.
Когда он был молодым воином-наемником в армии боспор-ского правителя Митридата, то попал в плен к римлянам и стал рабом. Рабов после громких побед римского оружия было тогда столько, что если раньше самым доходным делом для римских богачей было ростовщичество, то теперь все бросились скупать по дешевке новых и сильных рабов с Запада; ростовщический процент, как всегда в таких ситуациях, резко возрос, поскольку никто не хотел давать деньги в рост, предпочитая вкладывать их в рабов.
Римский аристократ, который купил на рынке молодого скифа, быстро отметил незаурядный ум юноши и стал его использовать в качестве уп-равляющего-вилика. Вскоре у Крома были свой домик и собственные рабы.
Однако жизнь привилегированного раба быстро опротивела скифу. Когда разнесся слух о восстании Спартака, Кром бежал от своего хозяина и вступил в армию восставших рабов, к которой присоединялись колоны и задавленные налогами римские бедняки. В финальном бою, когда римлянам удалось разбить Спартака, Крому повезло: его в толпе других повстанцев уже вели распинать на кресте, но он попался на глаза своему бывшему хозяину, и тот добился, чтобы ему вернули ценное "говорящее орудие труда".
Кром снова начал вести счета и отмеривать трудодни в эргастерии господина.
Новый шанс добиться свободы Кром получил, когда Юлий Цезарь набирал армию для войны с Антонием, обещая даже освободить тех рабов, которые пойдут за ним в бой. Крому снова повезло: в кровопролитном сражении он спас жизнь римскому сенатору, который добился для своего спасителя не только свободы, но и римского гражданства. Теперь Кром как свободный римский гражданин мог ходить бесплатно,в театр на трагедии Еврипида и комедии Аристофана.
Что касается хлеба насущного, то за государственный счет можно было иметь зрелища, но не пищу, и скиф зарабатывал, участвуя в боях гладиаторов.
Подступала старость, и "дядя Кром", как звали его соседи, все чаще думал, что вскоре ему будет нечем прокормить себя, не говоря уже об уплате тяжелых налогов. Как-то раз он услышал проповедников из далекой Иудеи, которые критиковали неправедный строй, где "кто не работает, тот не ест", отчего старики умирают с голода, а властолюбивые цезари стремятся отнять у бедняка последний денарий.
Кром принял христианство, и сам стал проповедником. Когда он плыл на Боспор, чтобы нести "меч истины", его корабль попал в бурю и потерпел крушение.
Тело Крома вынесло на берег в нескольких милях от той хижины, где он когда-то родился.
130. В детективном рассказе Гилберта К. Честертона "Проклятие золотого креста" один из персонажей рассказывает такую средневековую легенду.
Проклятие золотого креста
"Гюи де Гисору, в XIII веке владевшему здешним поместьем, понравился превосходный черный конь, хозяином которого был генуэзский посланник. Но расчетливый вельможный торговец потребовал за коня огромную цену.
Желание купить его и жадность довели Гюи де Гисора до того, что он ограбил часовню, завладев золотым крестом. Феодал получил необходимую сумму, продав крест городскому ювелиру. Но едва он попытался, сесть на коня, тот взвился на дыбы, сбросив седока, и Гюи де Гисор сломал себе шею. Ювелир же, до сих пор богатый и процветающий, в результате ряда необъяснимых случайностей разорился и попал в кабалу к ростовщику-еврею, жившему в поместье.
Вскоре несчастный ювелир, видя, что, кроме голода, ему в будущем ничего не предстоит, повесился. Золотой крест со всем прочим имуществом его, домом и инструментом давно уже перешел к ростовщику.
Сын же и наследник Гюи де Гисора... сделался религиозным фанатиком... и счел долгом преследовать ересь и инакомыслие среди своих вассалов. В результате еврея, чье присутствие в поместье цинично терпел бывший владелец, теперь безжалостно сожгли; таким образом, он в свою очередь поплатился за обладание реликвией..."
Проницательный отец Браун не поверил в эту легенду, поскольку "для каждого, кто хоть немного знаком с историей средних веков, она так же невероятна, как рассказ о Гладстоне (знаменитый политический деятель Великобритании XIX в. Ю. Л.), предлагающем сигару королеве" (с. 25).
Найдите в этой "легенде" 4 ошибки, связанные с искажением реалий социально-экономических отношений средневекового западноевропейского общества. За каждую найденную ошибку начисляется 2 балла.
131. В приведенном ниже тексте "из средневековой жизни" допущено 9 ошибок, связанных с неправильным отражением реалий феодальной экономической системы.
За каждую найденную ошибку начисляется 1 балл. Если сможете отметить не менее 3 ршибок, связанных с неверной хронологией событий, то получите за эрудицию еще 1 балл.
Хосе и Кармен
Над Севильей разносился гул колоколов собора Севильской Богоматери, а оружейник Хосе принимал ответственное решение. "Быть мне мастером или не быть? Вот в чем вопрос!" размышлял он.
Еще пять лет назад Хосе, как и его предки, гнул спину на сеньора дона Сида. Подобно другим крепостным крестьянам, Хосе отрабатывал своему помещику положенные барщинные дни, платил оброк и сопровождал его в походах на сарацин. Настал, однако, день, когда в поисках счастья Хосе убежал в город.
Ему удалось, перебиваясь с хлеба на воду, тайно прожить в Севилье месяц, после чего он мог уже не бояться встречи с бывшим сеньором: по испанскому обычаю, какого не было в соседних странах, "воздух города делает человека свободным".
Осмотревшись на новом месте, Хосе решил стать ремесленником, благо и в деревне он был кузнецом не из последних.


Содержание раздела