d9e5a92d

Дом который построил Джосер

7) В Древнем Египте не было метэков как особой социальной категории неполноправных свободных на самом деле она характерна для классического древнегреческого общества.
8) Если древнегреческий чиновник строил для себя "дачу", то он, напротив, должен был доказать, что построил ее на своей собственной земле и без использования казенного имущества или труда подчиненных ему по службе людей.
9) В Древнем Египте рабов всегда было заметно меньше, чем свободных (примерно 1015% населения).
10) Рабы в Древнем Египте использовались в основном для личных услуг в хозяйстве вельмож, а не для уборки полей.
п) "Экономия" это наука о ведении хозяйства с целью натурального обеспечения, а вовсе не об использовании труда рабов. Те труды, которые писали об использовании труда рабов римские экономисты-аграрии, следовало бы относить, согласно классификации Аристотеля, не к экономии, а к хре-матистике.
12) Еще один анахронизм: династия Птолемеев стала править в Египте в IV в. до н. э., когда никаких пирамид уже давно не строили, а Хеопс и Тутанхамон стали седой древностью.
13) И еще одно хронологическое смещение: Платон жил в IV в. до н. э. и не после основания династии Птолемеев, а до нее.
14) Автором "Никомаховой этики" является не Платон, а Аристотель.
Замечания 4), 12) и 13) относятся к конкретным историческим фактам, которые неисторик может и не знать. Прочие ошибки могут быть найдены любым студентом, изучившим теорию экономических систем.
128. Ошибки этого текста таковы.

Дом. который построил Джосер


Великий Джосер, правитель Верхнего и Нижнего Египта, был мрачен и задумчив, а потому Имхотеп, главный советник фараона, старался пореже попадаться на глаза своему повелителю. Египетское царство переживало нелегкие времена. Несколько лет назад Джосер наголову разгромил проклятых гиксосов1} воинственных азиатских кочевников, которые постоянно тревожили набегами мирных египетских землепашцев.
Только начнет крестьянин боронить поле2) налетит злой кочевник, лошадь отберет3), амбар с зерном подпалит, детей в полон уведет и даже железный сошник4) с плуга снимет, чтобы перековать орало на мечи. Теперь азиаты присмирели: армия Великого Джосера так отомстила за их буйные набеги, что они не скоро оправятся.
Вернувшись из победоносного похода, фараон распустил свое многочисленное войско, надеясь, что обеспечил стране мир и благоденствие. Увы, прошло немного времени, и в Египте снова стало неспокойно.
Демобилизованные воины быстро потратили богатую добычу, и теперь на каждой улице, куда ни глянь, всюду нищие попрошайки, которые при случае готовы и силой отнять у прохожего кошелек с золотыми монетами5). Советники Джосера ломали голову, что делать с этим безработным людом6), пока он не взбунтовался и не перевернул страну, как гончарный круг, но ничего хорошего пока так и не придумали.
Сегодня Имхотеп, желая хоть немного отдохнуть от мучительных раздумий, решил посетить школу писцов проверить, как готовят будущих чиновников. Когда сановник вошел в класс, жрец-преподаватель рассказывал юношам о государстве. "Страна наша велика и обильна, говорил седобородый жрец. Чтобы был в ней порядок, надо, чтобы каждый знал свое место. Представьте себе 1000 неотесанных булыжников, лежащих бок о бок, это земледельцы и ремесленники.
Положите на них 100 обычных кирпичей это купцы и жрецы71. Положите поверх них еще 10 мраморных кирпичей это чиновники и военачальники.
И на самой вершине пусть будет 1 золотой кирпич это фараон, да будет он вечно здоров! Только так можно построить великое государство"8). Пока Имхотеп слушал рассказ учителя, он понял, что лучезарный Атон, бог Солнца и царь всех других богов9), посылает ему решение трудной проблемы. "Эврика!10) воскликнул Имхотеп, вбегая в тронный зал и падая ниц перед фараоном.
О Великий Джосер, боги подсказали мне, как избавить страну от безработицы".
На следующий день вышел указ фараона: "Не подобает тело владыки Египта хоронить в подземной гробнице, как делали мои предки. Когда я умру, пусть домом моим будет пирамида, чтобы я был ближе к Атону, создателю всего живого". На берегу Нила началась "стройка века", и все безработные из городов Египта немедленно пошли наниматься на работу1 Ч Имхотеп сначала боялся, что казна не прокормит такого количества строителей, но боги Египта, видно, были добры к Великому Джосеру: чиновники раздавали направо и налево заказы на поставку инструментов, стройматериалов, продовольствия для строителей12), но сбор налогов возрастал, и денег в казне будто и не убывало131.


В скором времени оказалось, что для строительства не хватает рабочих рук, а потому пришлось отправить на него даже всех рабов141, которых ранее знатные люди Египта использовали как личных слуг.
Египет вступил в эпоху процветания. Заезжая на строительство своей пирамиды, Великий Джосер слушал звон стальных инструментов151 и крики рабочих, смотрел, как обжигают кирпичи161, складывают из них стены пирамиды и покрывают штукатуркой, которую искусные ремесленники украшают рисунками.
Сердце престарелого царя наполнялось радостью: даже своей смертью он послужит жизни народа Египта.
1} Джосер, который действительно первым построил себе пирамиду, правил примерно в XXVII в. до н. э., а нашествие гиксосов произошло в XVIIIXVI вв. до н. э.
2) В Египте было не плужное, а мотыжное земледелие, поскольку богато удобренную почву вовсе не требовалось глубоко разрыхлять.
3) При мотыжном земледелии лошадь в сельском хозяйстве не использовалась.
4) Железо в Древнем Египте считалось огромной ценностью выше, чем золото или серебро, поскольку добывать его из руд еще не научились, и лишь метеоритное железо использовалось как драгоценный металл. Поэтому ни для сох (которых еще не было), ни для чего иного крестьянин использовать железо не мог.
Для оружия же в ту эпоху использовали не железо, а медь.
5) Золотые монеты появились только в VIIIVII вв. до н. э., при Джосере их быть не могло.
6) В Древнем Египте, как и в других ранних государствах, армия состояла из небольшого числа профессиональных военных, которых вовсе не распускали, даже если военные действия не велись.
7) Невозможно, чтобы в древнем обществе купцов и жрецов рассматривали как группы одинакового социального ранга. Жрецы везде относились к высшим сословиям, а купцы к гораздо более низким.
8) Речь жреца-преподавателя анахронизм, подобное рассуждение известно из эпохи мусульманского Средневековья, и оно основано на уподоблении общества знаменитым египетским пирамидам, а не наоборот.
9) Атон считался верховным богом Египта только во время правления Эхнатона, знаменитого фараона-еретика XIV в. до н. э. Во времена Джосера Атон никак не мог считаться царем всех богов.
10) Анахронизм с чего бы это Имхотеп (реальное лицо, "визирь" Джосера, именно ему приписывают изобретение пирамиды) заговорил по-гречески?
п) Пирамиды строили при помощи безвозмездного, а не наемного труда труда крестьян, отбывавших трудовую повинность.
12) Инструменты и питание для строителей пирамид также не закупали, так как экономика Древнего Египта была натуральной.
13) Поскольку экономика Древнего Египта была натурально-централизованной, то кейнсианская методика стимулирования спроса заведомо не могла бы дать какого-либо положительного эффекта.
14) Труд рабов при строительстве пирамид не использовался.
15) Стальных инструментов в Древнем Египте не могло быть см. примечание 4.
16) Пирамиды строили не из обожженных кирпичей, а из крупных вытесанных каменных блоков.
Замечания ]), 8)10) относятся к конкретным историческим фактам, которые неисторик может и не знать. Прочие ошибки в принципе могут быть найдены любым студентом, изучившим теорию экономических систем.
129. Ошибки этого текста таковы.

Хижина дяди Крома


История жизни скифа по имени Кром это обыкновенная судьба в необыкновенное время.
Когда он был молодым воином-наемником в армии боспорского правителя Митридата, то попал в плен к римлянам и стал рабом. Рабов после громких побед римского оружия было тогда столько, что если раньше самым доходным делом для римских богачей было ростовщичество, то теперь все бросились скупать по дешевке новых и сильных рабов с Запада; ростовщический процент, как всегда в таких ситуациях, резко возрос, поскольку никто не хотел давать деньги в рост, предпочитая их вкладывать в рабовЧ Римский аристократ, который купиіл на рынке молодого скифа, быстро отметил незаурядный ум юноши и стал его использовать в качестве управляющего-вилика.
Вскоре у Крома были уже свой домик и собственные рабы.
Однако жизнь привилегированного раба быстро опротивела скифу. Когда разнесся слух о восстании Спартака, Кром бежал от своего хозяина и вступил в армию восставших рабов, к которой присоединялись колоны2) и задавленные налогами римские бедняки. В финальном бою, когда римлянам удалось разбить Спартака, Кро-му повезло: его в толпе других повстанцев уже вели распинать на кресте, но он попался на глаза своему бывшему хозяину, и тот добился, чтобы ему вернули ценное "говорящёе орудие труда".
Кром снова начал вести счета и отмеривать трудодни в эргастерии3) господина.
Новый шанс добиться свободы Кром получил, когда Юлий Цезарь набирал армию для войны с Антонием, обещая даже освободить тех рабов, которые пойдут за ним в бой4). Крому снова повезло: в кровопролитном сражении он спас жизнь римскому сенатору, который добился для своего спасителя не только свободы, но и римского гражданства5*. Теперь Кром как свободный римский гражданин мог ходить бесплатно в театр на трагедии Еврипида и комедии Аристофана6*.
Что касается хлеба насущного, то за государственный счет можно было иметь зрелища, но не пищу7*, и скиф зарабатывал, участвуя в боях гладиаторов.
Подступала старость, и "дядя Кром", как его звали соседи, все чаще думал, что вскоре ему будет нечем прокормить себя, не говоря уже об уплате налогов8*. Как-то раз он услышал проповедников из далекой Иудеи, которые критиковали неправедный строй, где "кто не работает, тот не ест", отчегд старики умирают с голода, а властолюбивые цезари стремятся отнять у бедняка последний денарий9*. Кром принял христианство и сам стал проповедником10*. Когда он плыл на Боспор, чтобы нести "меч истины", его корабль попал в бурю и потерпел крушение.
Тело Крома вынесло на берег в нескольких милях от той хижины, где он когда-то родился.
]) Не цены на рабов определяли величину ссудного процента, а наоборот, величина ссудного процента была одним из факторов, влияющих на цены на рабов.
2) Колоны появляются на закате античной эпохи, в период восстания Спартака их еще не было.
3) Измерение трудодней производилось в рабовладельческих поместьях; неизвестно, чтобы подобное нормирование производилось и в рабовладельческих мастерских-эргастериях.
4) Призывы рабов в армию в Древнем Риме, как и в других рабовладельческих обществах, практически не производились из опасений восстания. Цезарь к этому средству во время своих войн не прибегал.
5) Дать бывшему рабу, да еще иноземцу, статус не просто вольноотпущенника, но полноправного римского гражданина ситуация совершенно немыслимая.
6) В Древнем Риме в театрах (вернее в амфитеатрах) показывали не пьесы, а бои гладиаторов.
7) Полноправные римские граждане имели право получать от государства бесплатно и хлеб, и зрелища.
8) Свободный римский гражданин не платил налогов и не мог участвовать в гладиаторских боях занятии для рабов либо вольноотпущенников.
9) Христианство, напротив, одобряло лозунг "кто не работает, да не ест" и призывало выполнять государственные повинности "отдавать кесарю кесарево".
10) Налицо анахронизм христианство стало распространяться век спустя после восстания Спартака (71 г. до н. э.).
Замечания 2) и 10) относятся к конкретным историческим фактам, которые неисторик может и не знать. Прочие ошибки могут быть найдены любым студентом, изучившим теорию экономических систем.
130. Отец Браун в рассказе Честертона так развенчивает эту фальшивую легенду: "Отнимать за долги мастерскую и инструмент ремесленника запрещал закон.
К тому же невероятно, чтобы гильдия (точнее, цех. Ю. Л.) не спасла своего члена от полного разорения, особенно если он доведен до такого состояния евреем. ...Человек без надежды, ползущий как червь навстречу своей смерти, потому что никому нет дела, существует он или нет, это не образ средневекового сознания. Он продукт нашей... экономической системы и прогресса.
Еврей не мог сделаться вассалом какого-то феодала. Евреи, как правило, имели особое звание "слуги короля".
Кроме того, неправдоподобно, чтобы еврея сожгли за его веру". Подробности о положении евреев в эпоху классического феодализма вряд ли можно считать общеизвестными, а вот другие две ошибки (о неотчуждаемости средств производства ремесленника и защитной функции цехов) должен в принципе обнаружить любой студент, изучивший теорию экономических систем.
131. Ошибки этого текста таковы.

Хосе и Кармен


Над Севильей разносился гул колоколов собора Севильской Богоматери, а оружейник Хосе принимал ответственное решение. "Быть мне мастером или не быть? Вот в чем вопрос!" размышлял он.
Еще пять лет назад Хосе, как и его предки, гнул спину на сеньора дона Сида. Подобно другим крепостным крестьянам, Хосе отрабатывал своему помещику положенные барщинные дни, платил оброк* и сопровождал его в походах на сарацинов2*. Настал, однако, день, когда в поисках счастья Хосе убежал в город.
Ему удалось, перебиваясь с хлеба на воду, тайно прожить в Севилье месяц3*, после чего он мог уже не бояться встречи с бывшим сеньором: по испанскому обычаю, какого не было в соседних странах4*, "воздух города делает человека свободным".
Осмотревшись на новом месте, Хосе решил стать ремесленником, благо и в деревне он был кузнецом не из последних. Несколько лет Хосе работал в подмастерьях у оружейных дел мастера, присматриваясь к его работе. Наконец настал тот день, когда Хосе сказал себе, что он уже достаточно познал, как закаляется сталь. Явившись на заседание совета цеха оружейников, Хосе смело заявил, что он знает профессию не хуже опытных мастеров и хочет сам стать мастером.
Однако на вопрос, есть ли у него диплом какого-либо университета5*, Хосе лишь развел руками, после чего молодого нахала взашей выгнали за дверь.
Стиснув зубы, Хосе отправился в Севильский университет слушать курс наук хозяйственных6*, который Фома Аквинский7* читал специально для кандидатов в мастера. Получив диплом, удостоверяющий, что студиоз у самого святого Аквината8* прослушал и экономию, и хрематистику9*, а стало быть, может отличить справедливую цену от несправедливой, Хосе снова пришел на совет цеха.
Теперь его слушали более внимательно и предложили пройти экзамен, соорудив за неделю комплект доспехов по предложенному образцу.
Хосе снова начал чесать затылок: исполнить экзаменационный заказ следовало за собственный счет, да к тому же цеховые мастера намекнули ему, что если он не закатит будущим собратьям по цеху обильную пирушку, то придирчивые экзаменаторы сочтут своим святым долгом обнаружить хоть какой-нибудь огрех. Получался замкнутый круг: чтобы иметь много денег, нужно стать мастером, а чтобы стать мастером, надо иметь много денег. Еще недавно можно было взять взаймы у монахов ордена тамплиеров: святые братья давали ссуды, как учила церковь, не требуя процентов10*.
Но в нашем грешном мире трудно жить праведникам: по наущению еврейских банкиров11* французский король разогнал тамплиеров, а иных братьев и вовсе казнил12*. Теперь ссуду можно взять только у евреев, а эти сыны Сатаны такой процент заломят...
Оставалась единственная лазейка: чтобы стать мастером, можно было жениться на вдове мастера. Как раз сейчас всей Севилье было известно, что схоронившая в минувшем году мужа донья Кармен не прочь вновь выйти замуж. "Пусть она хрома, горбата, да деньжонками богата", вздохнул Хосе, надел щегольский костюм и отправился охмурять молодую вдову.
!) Не может быть, чтобы крестьянин одновременно и отрабатывал барщину, и отдавал оброк это две качественно различные ступени феодальной эксплуатации.
2) Крепостные не могли сопровождать своих господ в военных походах. Для этого у них не было ни выучки, ни дорогостоящего вооружения.
3) Чтобы стать свободным, беглому крепостному надо было прожить в городе 1 год и 1 день.
4) Этот обычай был распространен во многих странах Западной Европы. .
5) Чтобы стать членом цеха, вовсе не требовалось университетского диплома. Средневековые университеты вообще давали либо богословское, либо чисто гуманитарное образование.
6) В средневековых университетах Западной Европы экономика как самостоятельная наука не могла преподаваться, поскольку она еще не отделилась от этики и богословия.
7) Фома Аквинский преподавал не экономику, а чисто богословские науки.
8) Фома Аквинский (Аквинат) был канонизирован (провозглашен святым) только в 1323 г., спустя полвека после смерти.
9) Экономика и хрематистика это не две науки или научных подраздела (типа микро- и макроэкономики), а два типа хозяйствования, причем хрематистика (погоня за наживой) осуждалась еще Аристотелем.
10) Тамплиеры, как и другие монашеские ордена или монастыри, отнюдь не придерживались заповедей давать взаймы, не ожидая за это вознаграждения.
п) Богатый орден тамплиеров был ликвидирован в самом начале XIV в. французским королем Филиппом Красивым отнюдь не по наущению евреев, которые сами были ограблены жадным королем за несколько лет до уничтожения тамплиеров.
12) Налицо анахронизм: Фома Аквинский умер примерно за 30 лет до процесса тамплиеров.
Замечания 8), 10) и п) относятся к конкретным историческим фактам, которые неисторик может и не знать. Прочие ошибки могут быть найдены любым студентом, изучившим теорию экономических систем.
132. Ошибки этого текста таковы.

Четыре четверти жизни


Я, Жак Журден, завершаю свой жизненный путь и хочу перед
смертью возблагодарить Всемогущего Творца и Пресвятую Деву Марию за те милости, которыми они щедро одарили меня.
Родился я в обычной крестьянской семье в одной из деревень
славной Гаскони. Мои родители не могли дать мне иного образования, кроме обычной церковно-приходской школы, где местный кюре обучал детей вилланов чтенью и письму0. "Наш мир, учил он, держится на священном числе "четыре". Есть четыре стороны света, у людей и животных четыре конечности, а общество в нашем четырнадцатом от Рождества Христова столетии состоит из четырех сословий. Одни пашут, другие торгуют, третьи воюют, а четвертые молятся2*.
Перед вами, дети мои, открыты все пути, и Господу угодно, чтобы каждый занимался тем делом, которое у него получается лучше всего"3*. Удивительно, но я, Жак, за свою долгую жизнь испробовал все четыре поприща, однако так и не понял Его воли.
До двадцати лет моим уделом был обычный крестьянский труд: пахал поле, пас овец, отрабатывал десятину десять дней в году работал на поле сеньора4*. Но все переменилось после того, как в нашу деревеньку попал обоз заезжего купца, который получил по дороге стрелу в спину от лесных разбойников. Купец остановился в моем доме, надеясь, что выздоровеет, но пути Господни неисповедимы.
Через несколько дней купец отдал Богу душу, а мне все свое добро, поскольку по закону "мертвой руки" хозяин дома наследует всем, кто в нем скончается5*. Теперь я перешел из первого сословия во второе6*: продал свою землю односельчанам и переселился в Тулузу, где открыл торговую лавку "Жакерия".
У мастеров и подмастерьев цеха ткачей7* я скупал оптом их товары8*, часть распродавал в розницу на месте, а часть возил в другие города Франции, где ситец, шелк9* и парча моих земляков пользовались большим спросом.
В тот страшный год, когда наш король призвал всех, кто может держать оружие, дать отпор кровожадным захватчикам из заморской Британии, в моей жизни настала новая перемена. В битве при Пуатье, когда ополчение городов Франции10* наголову разбило незваных англосаксов11*, стрела из моего арбалета пробила горло английского принца, возглавлявшего вражеское войско. По обычаю, наш король прямо на поле сражения, среди окровавленных трупов, произвел в рыцари лучших бойцов незнатного происхождения и пожаловал им поместья.
Так я стал дворянином, членом третьего сословия12*. Много лет пришлось мне с мечом в руках воевать с англичанами, которые грабили нашу землю и увозили пленных, обращая их в крепостных13*.
Наконец, устав от ратных трудов, я оставил меч и имение своему сыну и ушел в монастырь замаливать грехи, коих накопил за годы жизни великое множество. Смерть моя близка, и одна лишь мысль не дает мне покоя. До двадцати лет я держал в руках плуг, еще двадцать лет сводил дебит с кредитом в бухгалтерских книгах14*, столько же лет не выпускал из рук меча и уже двадцатый год перебираю молитвенные четки.
Все, что я делал, мне удавалось, я не всегда был первым, но никогда не был последним. Так для какого же поприща призвал меня Бог?
Неужели для всех сразу?
1} В Средние века в Западной Европе не могло быть никаких церковно-приходских школ для детей крестьян.
2) На самом деле феодально-средневековая сословная система имела три градации: священнослужители; рыцари; крестьяне, ремесленники и купцы.
3) Подобная мысль концепция призвания появилась только в эпоху Реформации, спустя примерно два века.
4) Десятина это обязанность отдавать десятую часть доходов в пользу церкви.
5) По закону "мертвой руки" феодал получал наследие умершего феодально-зависимого крестьянина и имел право требовать от его родственников особой платы за разрешение получить это наследство.
G) Крестьяне и купцы входили в одно сословие в третье.
7) Цеховые подмастерья могли только помогать мастерам, но не имели права самостоятельно продавать произведенный товар.
8) Члены цехов производили свои товары в розницу для конкретных заказчиков, а не продавали их оптом купцам-пе-рекупщикам.
9) Шелк в средние века попадал в Западную Европу только из стран Востока.
10) Ополчения городов Франции в принципе не могло быть Франция в XIV в. была слишком раздробленной страной. Столетняя война между Англией и Францией велась силами типичных для того времени феодальных армий, состоящих из рыцарей и наемников, профессиональных военных.
п) В битве при Пуатье (1356 г.) победили не французы, а англичане.
12) Дворяне образовывали не третье, а второе сословие.
13) В феодальную эпоху во время войн между разными странами пленных не обращали в крепостных, а отпускали за выкуп.
14) Бухгалтерский учет с двойной записью был открыт только в XVI в., спустя примерно два столетия.
Замечания п) и 14) относятся к конкретным историческим фактам, которые неисторик может и не знать. Прочие ошибки могут быть найдены любым студентом, изучившим теорию экономических систем.
2.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы
133. Основной тезис. Поскольку алкоголь и наркотики удовлетворяют потребности людей, жаждущих винного или наркотического "кайфа", то для этих людей они будут экономическими благами.
В экономической теории наркотиков (economics of drugs), для подобных благ используют термин "addictive goods" "вредные блага".
134. Основной тезис.
Модель "человек экономический", которая лежит в основе современной экономической теории (особенно в ее неоклассической версии), основана на предположении, что в ситуации выбора индивид принимает решение автономно, независимо от других людей. Наоборот, модель "человек социальный", лежащая в основе социологической теории, утверждает, что в ситуации выбора индивид принимает решение, предписанное его социальным окружением (воспитанием, нормами морали, права и т. д.), а его индивидуальные склонности принципиального значения не имеют.


Содержание раздела