d9e5a92d

Дискуссии, исследования и другие формы активной работы

Несколько лет Хосе работал в подмастерьях у оружейных дел мастера, присматриваясь к его работе. Наконец настал тот день, когда Хосе сказал себе, что он уже достаточно познал, как закаляется сталь. Явившись на заседание совета цеха оружейников, Хосе смело заявил, что он знает профессию не хуже опытных мастеров и хочет сам стать мастером.
Однако на вопрос, есть ли у него диплом какого-либо университета, Хосе лишь развел руками, после чего молодого нахала взашей выгнали за дверь.
Стиснув зубы, Хосе отправился в Севильский университет слушать курс наук хозяйственных, который Фома Аквинский читал специально для кандидатов в мастера. Получив диплом, удостоверяющий, что студиозус у самого святого
Аквината прослушал и экономию, и хрематистику, а стало быть, может отличить справедливую цену от несправедливой, Хосе снова пришел на совет цеха. Теперь его слушали более внимательно и предложили пройти экзамен, соорудив за неделю комплект доспехов по предложенному образцу.
Хосе снова начал чесать затылок: исполнить экзаменационный заказ следовало за собственный счет, да к тому же цеховые мастера намекнули ему, что если он не закатит будущим собратьям по цеху обильную пирушку, то придирчивые экзаменаторы сочтут своим святым долгом обнаружить хоть какой-нибудь огрех. Получался замкнутый круг: чтобы иметь много денег, нужно стать мастером, а чтобы стать мастером, надо иметь много денег. Еще недавно можно было взять взаймы у монахов ордена тамплиеров: святые братья давали ссуды, как учила церковь, не требуя процентов. Но в нашем грешном мире трудно жить праведникам: по наущению еврейских банкиров французский король разогнал тамплиеров, а иных братьев и вовсе казнил.
Теперь ссуду можно взять только у евреев, а эти сыны Сатаны такой процент заломят...
Оставалась единственная лазейка: чтобы стать мастером, можно было жениться на вдове мастера. Как раз сейчас всей Севилье было известно, что схоронившая в минувшем году мужа донья Кармен не прочь вновь выйти замуж. "Пусть она хрома, горбата, да деньжонками богата", вздохнул Хосе, надел щегольской костюм и отправился охмурять молодую вдову.
132. В приведенном ниже тексте "из средневековой жизни" допущено 12 ошибок, связанных с неправильным отражением реалий феодальной экономической системы.
За каждую найденную ошибку начисляется 1 балл. Если сможете отметить не менее 2 ошибок, связанных с неверной хронологией событий, или конкретно-исторических ошибок, то получите за эрудицию еще 1 балл.
Четыре четверти жизни
Я, Жак Журден, завершаю свой жизненный путь и хочу перед смертью возблагодарить Всемогущего Творца и Пресвятую Деву Марию за те милости, которыми они щедро одарили меня.
Родился я в обычной крестьянской семье в одной из деревень славной Гаскони. Мои родители не могли дать мне иного образования, кроме обычной церковно-приходской школы, где местный кюре обучал детей вилланов чтенью и письму. "Наш мир, учил он, держится на священном числе "четыре". Есть четыре стороны света, у людей и животных четыре конечности, а общество в нашем четырнадцатом от Рождества Христова столетии состоит из четырех сословий. Одни пашут, другие торгуют, третьи воюют, а четвертые молятся.
Перед вами, дети мои, открыты все пути, и Господу угодно, чтобы каждый занимался тем делом, которое у него получается лучше всего". Удивительно, но я, Жак, за свою долгую жизнь испробовал все четыре поприща, однако так и не понял Его воли.
До двадцати лет моим уделом был обычный крестьянский труд: пахал поле, пас овец, отрабатывал десятину десять дней в году работал на поле сеньора. Но все переменилось после того, как в нашу деревеньку попал обоз заезжего купца, который получил по дороге стрелу в спину от лесных разбойников. Купец остановился в моем доме, надеясь, что выздоровеет, но пути Господни неисповедимы.
Через несколько дней купец отдал Богу душу, а мне все свое добро, поскольку по закону "мертвой руки" хозяин дома наследует всем, кто в нем скончается. Теперь я перешел из первого сословия во второе: продал свою землю односельчанам и переселился в Тулузу, где открыл торговую лавку "Жакерия".
У мастеров и подмастерьев цеха ткачей я скупал оптом их товары, часть распродавал в розницу на месте, а часть возил в другие города Франции, где ситец, шелк и парча моих земляков пользовались большим спросом.
В тот страшный год, когда наш король призвал всех, кто может держать оружие, дать отпор кровожадным захватчикам из заморской Британии, в моей жизни настала новая перемена. В битве при Пуатье, когда ополчение городов Франции наголову разбило незваных англосаксов, стрела из моего арбалета пробила горло английского принца, возглавлявшего вражеское войско.


По обычаю, наш король прямо на поле сражения, среди окровавленных трупов, произвел в рыцари лучших бойцов незнатного происхождения и пожаловал им поместья. Так я стал дворянином, членом третьего сословия.
Много лет пришлось мне с мечом в руках воевать с англичанами, которые грабили нашу землю и увозили пленных, обращая их в крепостных.
Наконец, устав от ратных трудов, я оставил меч и имение своему сыну и ушел в монастырь замаливать грехи, коих накопил за годы жизни великое множество. Смерть моя близка, и одна лишь мысль не дает мне покоя. До двадцати лет я держал в руках плуг, еще двадцать лет сводил дебет с кредитом в бухгалтерских книгах, столько же лет не выпускал из рук меча и уже двадцатый год перебираю молитвенные четки.
Все, что я делал, мне удавалось,- я не всегда был первым, но никогда не был последним. Так для какого же поприща призвал меня Бог?
Неужели для всех сразу?

2.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы


Организуйте дискуссию (конференцию, конкурс рефератов) на следующие темы.
133. Можно ли рассматривать опасные для здоровья алкогольные напитки или наркотики как экономические блага?
134. Различия в подходах экономистов и социологов к изучению того, как человек делает выбор, показаны на примере юмористического афоризма: если экономисты изучают, почему человек делает тот или иной выбор, то социологи изучают, почему у человека нет выбора.
Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте свое объяснение.
135. В 1964 г. в США вышла монография Р. Фогеля (ставшего впоследствии лауреатом премии им. А. Нобеля по экономике) "Железные дороги и экономический рост Америки: очерки по эконометрической истории", которая вызвала буквально сенсацию. Р. Фогель развил методику расчета альтернативных издержек, исследуя проблему: насколько велик вклад железных дорог в рост экономики США конца XIX в.?
С этой целью он построил контрфактическую модель экономики США конца XIX в., какой она была бы, если бы вместо железнодорожного строительства развивался более традиционный водоканальный транспорт. Результат получился поразительный: если бы в этом альтернативном мире действовали те же цены водных перевозок, что и в реальной истории, то прибыль от использования железных дорог (в сравнении с использованием водных каналов) в США конца XIX в. не превосходила 1,8% ВНП США 1890 г.
Какой методологический просчет был допущен, по Вашему мнению, в этой контрфактической модели? Насколько вообще корректно использовать контрфактические модели (типа "что было бы, если бы...") при изучении развития общества?
136. Известный русский экономист М. И. Туган-Баранов-ский в своем учебнике "Основы политической экономии" (1909 г.), который считался в дореволюционной России одним из лучших, дает следующую формулировку целей хозяйственной деятельности: "Наши потребности далеко превосходят средства их удовлетворения, находящиеся в нашем распоряжении.
Поэтому мы должны экономизировать свои силы и всякие иные средства удовлетворения наших потребностей, чтобы обеспечить себе максимум удовлетворения последних"1.
Определите, какая принципиальная неточность допущена в этой формулировке; как формулируются экономические цели в современной экономической теории.
137. На рис.
2.3 изображена схема кругооборота ресурсов, денег, товаров и услуг.






Таблица 2А. Данные к заданию 137
Цифры на выносках Соответствие Список понятий
1 1. Конкуренты
2. Государство
3. Покупатели
4. Рынок ресурсов
2
3 5. Рынок товаров и услуг
6. Налоговая инспекция
7. Домохозяйства
8. Ресурсы
4
5
6 9. Факторы производства
10. Товары и услуги
11. Экономические блага
7
8
9
12. Цены
13. Запасы
14. Потоки
15. Деньги
10
11
16. Руководство
1. Определите соответствие цифр на выносках и понятий, приведенных в списке (табл. 2.4).
2. Из начального курса экономики вам должно быть известно, что такая же схема используется и в макроэкономике для обозначения взаимосвязей между макроэкономическими субъектами. В чем заключается различие микроэкономического и макроэкономического подходов применительно к данной схеме?
138. Изобразите на модели кривых производственных возможностей изменения в экономике нашей страны в некоторые переломные моменты ее социально-экономического развития:
1) изменения в экономике СССР с 1940 по 1942 г.;
2) изменения в экономике России по состоянию на 1995 г. в сравнении с экономикой СССР 1985 г.;
3) изменения в экономике России, которых следует добиваться в ближайшие годы.
139. В своем главном труде К. Маркс приводит высказывания виднейших экономистов и философов своего и более раннего времени в качестве аргументов в ходе доказательства тезиса о том, что только неоплаченный труд рабочих является источником прибыли капиталиста.
Обсудите эти высказывания и предложите свои аргументы за или против тезиса К. Маркса.
Аристотель: "Существует двоякого рода хрематистика (наука зарабатывать деньги): одна относится к торговле, другая к экономике; последняя необходима и достойна похвалы, первая основана на обращении и поэтому справедливо порицается (ибо она покоится не на природе вещей, а на взаимном надувательстве)".
М. Лютер: "...кто берет больше или лучше (чем сам дал), тот ростовщик, и это значит, что не услугу, а вред принес он своему ближнему, как это бывает при воровстве и грабеже".
Д. Рикардо: "В форме денег... капитал не производит никакой прибыли".
Дж. Рамсей: "Прибыль при обычных условиях не создается обменом.
Если она не существовала раньше, она не могла бы существовать и после этой сделки". "Мысль, что прибыль выплачивается потребителями, без сомнения, совершенно абсурдна. Кто такие эти потребители?"
Ж.-Б. Сэй: "Обмен двух равных стоимостей не увеличивает и не уменьшает общей массы стоимостей, имеющихся в обществе.
Обмен неравных стоимостей... также ничуть не изменяет суммы общественных... стоимостей, а лишь прибавляет к имуществу одного то, что берет из имущества другого". "Продукты оплачиваются только продуктами".
Ф. Вайланд: "Обмен вообще не придает никакой стоимости продуктам".
Ди*. Грэй: "При увеличении номинальной стоимости продукта... продавцы не обогащаются... ибо ровно столько, сколько они выигрывают как продавцы, они теряют в качестве покупателей".
Д. де Траси: "Обмен есть чудесная сделка, в которой оба контрагента выигрывают всегда".
Ле Трон: "В обществе вполне сформировавшемся вообще нет избытка какого-либо продукта". "Не контрагенты определяют стоимость; последняя определена раньше, чем они вступили в сделку. Обмен по самой своей природе есть договор равенства, по которому стоимость отдается за равную стоимость.
Следовательно, это не есть средство обогащения, так как здесь дают ровно столько, сколько получают.
Обмен становится невыгодным для одной из сторон, когда какое-либо постороннее обстоятельство уменьшает или завершает цену: тогда равенство нарушается, но вследствие этой последней причины, а не вследствие самого обмена".
Мерсье де ля Ривьер: "Всякая торговля заключается в обмене разнородных вещей; и выгода возникает именно вследствие этой разнородности... отсюда выгодный контраст межу торговлей и игрой, которая представляет собой лишь обмен денег на деньги".
140. С точки зрения концепции иерархии потребностей и принципа рационального поведения обсудите следующие высказывания.
"В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо святой дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды" (Премудро-с?пи Соломона.
1, 45).
"Мудрость качество ума различать помыслы" (афонский старец Силуан).
"Блаженнее давать нежели принимать" (Новый Завет. Деяния апостолов, 20:35).
"Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это суета!" (Екклезиаст, 5:9).

Глава 3. Рыночная система

3.1. Основные понятия
Величина предложения количество товара, которое продавцы могут и желают поставить на рынок по данной цене.
Величина спроса количество товара, которое покупатели могут и желают приобрести на рынке по данной цене.
Закон предложения (law of supply) прямая связь между ценой и величиной спроса.
Закон спроса (law of demand) обратная связь между ценой и величиной спроса.
Излишек (выигрыш) потребителя (consumer surplus) суммарная разница между ценами, которые потребитель готов платить за разные количества товара, и ценами, которые он в действительности платит.
Излишек (выигрыш) производителя (producer surplus) разница между валовыми доходами и полными затратами производителя.
Индивидуальный спрос (individual demand) спрос, предъявляемый одним потребителем.
Комплементарные блага (complementary goods) блага, дополняющие друг друга в потреблении.
Кривая предложения (supply curve) графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и величинами предложения данного блага в данный момент времени.
Кривая спроса (demand curve) графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и величинами предложения данного блага в данный момент времени.
Равновесная цена (equilibrium price) цена, уравновешивающая величины спроса и предложения на рынке в результате действия конкурентных сил.
Рынок (market) система, обеспечивающая взаимодействие продавцов и покупателей для определения цены и необходимого количества товара и услуг.
Совокупный рыночный спрос (market demand) сумма индивидуальных величин спроса на рынке при каждой цене.
Субституты (substitutional goods) блага, замещающие друг друга в потреблении.
Товары Гиффена (Giffen goods) некачественные товары, которые занимают большой удельный вес в бюджете потребителя.
Трансакционные затраты (transaction cost) затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.
Функция спроса (demand function) функция, определяющая значение величины спроса в зависимости от влияющих на нее различных факторов.
Функция предложения (supply function) функция, определяющая значение величины предложения в зависимости от влияющих на нее различных факторов.
Эластичность (elasticity) важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.).
Процентные изменения
^ в величине спроса
Эластичность спроса по цене = -.
Процентные изменения в цене
Формула точечной эластичности:
Е = dQ/Q : dP/P = dQ/dP : Q/P.
Факторы эластичности спроса по цене: 1) наличие субститутов; 2) доля товара в бюджете потребителя; 3) размер дохода; 4) качество товара; 5) запасы; б) ожидания потребителя.
Процентные изменения в величине спроса
Эластичность спроса по доходу = -.
Процентные изменения дохода
Перекрестная эластичность (cross elasticity) эластичность спроса на один товар по цене другого товара:
Процентные изменения спроса на товар А
Перекрестная эластичность =
Процентные изменения цены на товар Б
3.2. Вопросы и задачи
3.2.1. Рынок и трансакционные затраты
Верпы ли следующие утверждения?
141. Дефицит товара вызывает увеличение неденежных затрат потребителя.
Да Нет
142. Фиксирование верхнего предела ("потолка") цены всегда приводит к дефициту товара и потере благосостояния как покупателей, так и продавцов.
Да Нет
143. Когда распределение блага осуществляется посредством очередей, то полная его цена для покупателя будет тем выше, чем ниже получаемая им заработная плата.
Да Нет

Выберите единственно правильный вариант ответа

144. При прочих равных условиях, чем выше в экономике интенсивность обмена, тем уровень трансакционных затрат:
а) выше;
б) ниже;
в) не зависит от интенсивности обмена,
г) может быть выше или ниже в зависимости от институциональных факторов.
145. Определите причины, способствующие росту трансакционного сектора в экономике:
а) углубление разделения труда;
б) увеличение размера фирм;
в) усиление вмешательства государства в экономику;
г) все вышеперечисленное.
146. В Москве идет процесс сноса пятиэтажек и строительство вблизи новых многоэтажных жилых домов. В этой связи экономическая теория не предсказывает, что:
а) может вырасти зарплата в строительстве;
б) занятость в строительной индустрии возрастет;
в) прибыли строительных компаний увеличатся;
г) спрос на услуги строителей уменьшится.
3.2.2. Спрос и предложение Верны ли следующие утверждения?
147. В основе построения кривой спроса лежит кривая "ценапотребление".
Да Нет
148. Закон спроса утверждает, что когда цена товара растет, спрос на этот товар тоже растет.
Да Нет
149. Субсидии производству не увеличивают выигрыш потребителя.
Да Нет
150. Если бы количество продаваемых шин увеличивалось при уменьшении цен на бензин, то при прочих равных условиях экономисты могли бы сказать, что шины и бензин взаимозаменяемые товары.
Да Нет

Выберите единственно правильный вариант ответа

151. Увеличение спроса и сокращение предложения приведут к:
а) увеличению равновесной цены и увелйчению равновесного количества;
б) уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества;
в) увеличению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества;
г) уменьшению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества.
152. При данной величине спроса технический прогресс в производстве продукта X повлечет за собой:
а) увеличение равновесной цены на продукт X и увеличение равновесного количества;
б) увеличение равновесной цены и уменьщение равновесного количества;
в) уменьшение равновесной цены и уменьшение равновесного количества;
г) уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества.
153. Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло:
а) увеличение предложения;
б) сокращение спроса;
в) увеличение величины предложения;
г) уменьшение величины предложения.
154. Существует обратная зависимость между:
а) количеством осадков в месяц и продажей зонтов;
б) величиной дохода потребителя и его спросом на товары низшей категории;
в) ценой картины и степенью известности художника, ее написавшего;
г) ни один ответ не подходит.
155. С ростом доходов потребителя кривая спроса на ржаной хлеб будет:
а) смещаться вправо и вверх;
б) смещаться влево и вниз;
в) смещаться влево и вверх;
г) смещаться вправо и вниз.
156. Определите, какое из событий, приводимых ниже, будет влиять на цену говядины не так, как остальные три:
а) врачи не рекомендует есть много говядины;
б) снизится цена на свинину;
в) резко снизится стоимость кормов для крупного рогатого скота;
г) появился незнакомый науке вирус, содержащийся в мясе птицы.
157. Цена на одежду вероятно возрастет в результате:
а) роста предложения одежды;
б) повышения зарплаты на ткацких фабриках;
в) появления нового оборудования, снижающего стоимость производства;
г) снижения спроса на одежду.
158. Одна из главных целей деятельности стран ОПЕК установление квот добычи нефти. Страны, производящие сахарный тростник, действовать таким методом не могут, так как тростниковый сахар на мировом рынке:
а) не является редким экономическим благом;
б) имеет много субститутов;
в) имеет низкую эластичность спроса по цене;
г) имеет низкую эластичность спроса по доходу.
159. С ростом дохода потребителя его- спрос на товары Гиффена:
а) возрастает;
б) уменьшается;
в) остается неизменным;
г) меняется по синусоиде.
160. Падение величины спроса на товар, происходящее под влиянием падения цены, называется:
а) эффектом дохода;
б) парадоксом Гиффена;
в) парадоксом Энгеля;
г) эффектом замещения.
161. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных условиях ведет к:
а) понижению цены равновесия;
б) повышению цены равновесия;
в) сохранению прежней цены равновесия;
г) повышению величины предложения.
162. При росте цен на товар А величина спроса на него широких слоев потребителей тем не менее выросла. Это значит, что товар А относится к:
а) товарам Гиффена;
б) товарам первой необходимости;
в) предметам роскоши;
г) ситуация невозможна.
Выполните задания и ответьте на вопросы,
163. Функция спроса на хлеб:
Q = 100 + 0,5 I - 30Рх+ 20Р2,
где Q годовая величина спроса; I доход; Рх цена хлеба; Р2 цена макарон.
Определите:
1) функцию годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. руб. в месяц и цене макарон 250 руб. за 1 кг;
2) цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю.
Постройте кривую спроса на хлеб.
164. Все потребители имеют одинаковые функции индивидуального спроса. Индивидуальный спрос потребителей описывается уравнением: QDt = 5 - 0,5Р.
На рынке имеется 5 потребителей.
Определите функцию рыночного спроса; изменение рыночного спроса, если товар захотят купить еще 10, 15, 20 потребителей.
165. Два потребителя имеют разные функции индивидуального спроса:
Ваня: QDb = 5 Р; Маня: QDm = 10 - 2Р.
Определите рыночный спрос, если Ваня и Маня единственные потребители.
166. Индивидуальное предложение фирмы описывается уравнением: Qst = 5 + 0,5Р.
На рынке 2 фирмы.
Определите изменение рыночного предложения товара, если на рынок выйдут еще 3, 5, 10 фирм, при условии, что это рынок совершенной конкуренции.
167. Индивидуальное предложение фирмы описываетец уравнением: Qst = 10 + 2Р.
На рынке 2 фирмы.
Определите изменение рыночного предложения товара, если на рынок выйдут еще 3, 5, 10 фирм.
168. Индивидуальное предложение фирмы описывается уравнением: Qs{ = Р. На рынке 2 фирмы.
Определите изменение рыночного предложения товара при том условии, что на рынок выйдут еще 3, 5, 10 фирм.
3.2.3. Равновесие спроса и предложения Верны ли следующие утверждения?
169. При установлении равновесной цены в модели Л. Вальраса основным фактором выступает разница в величине спроса (предложения).
Да Нет
170. Установление равновесной цены в длительном периоде описывается моделью Л. Вальраса.
Да Нет
171. Если цена на мировом рынке ниже равновесной цены внутреннего рынка, благосостояние покупателей возрастает.
Да Нет
Выберите единственно правильный вариант ответа
172. Увеличение предложения и спроса приведет к:
а) увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества;
б) уменьшению равновесной цены и увеличению равновесного количества;
в) неопределенному эффекту в отношении равновесной цены и уменьшению равновесного количества;
г) неопределенному эффекту в отношении равновесной цены и увеличению равновесного количества.
173. Функция рыночного спроса имеет вид:
Qd = 3 - р,
где р рыночная цена.
Функция предложения:
Qs = 2р.
Определите, чему равна равновесная рыночная цена:
174. В ситуации равновесия на рынке риса:
а) не все покупатели, желавшие приобрести рис по рыночной цене, сумели сделать покупки;
б) не весь рис, предложенный для продажи по рыночной цене, покупается потребителями, готовыми заплатить эту цену;
в) некоторые продавцы не могут найти покупателей на свой рис, продаваемый по рыночной цене;


Содержание раздела