d9e5a92d

Базовые экономические понятия

г) верно а и б.
48. Теорема Коуза, сформулированная в 1960-е гг., гласит, что при отсутствии издержек на заключение деловых контрактов первоначальное распределение прав собственности теряет для общества какое-либо значение. Это утверждение является:
а) софизмом;
б) апорией;
в) антиномией;
г) гипотезой.
49. Определите, какое высказывание из нижеперечисленных является одним из проявлений закона исключенного третьего:
а) "каждый человек либо работает, либо является безработным";
б) "безработный получает либо заработную плату, либо пособие по безработице";
в) "не имеющий работы либо является, либо не является безработным";
г) "получающий пособие по безработице либо живет только на это пособие, либо получает еще и заработную плату".
50. Как можно определить по формуле типа У = /'(Х), является ли зависимость между экономическими параметрами х и у в окрестностях точки Х0 прямой или обратной:
а) если /'(Х0) 0, то зависимость прямая, если же /'(Х0) 0, то зависимость обратная;
б) если /'(Xо) 0, то зависимость прямая, если же /'(Х0) 0, то зависимость обратная;
в) если /'(Х0) = 0, то зависимость прямая, если же /'(Х0) 0 или /'(Х0) 0, то зависимость обратная;
г) при помощи анализа производных функции ответить на этот вопрос невозможно.
Ответьте па вопросы и решите задачи
51. Удовлетворяет ли марксистская экономическая теория прибавочной стоимости предложенному К. Поппером принципу фальсификации как критерию научности?
52. Что из перечисленного относится к ядру, что к защитному поясу современной неоклассической теории, а что вообще к ней не относится:
а) трудовая теория стоимости;
б) концепция "экономический человек";
в) теория классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией;
г) модель кривых спроса;
д) вертикальная кривая Филлипса модель, показывающая отсутствие зависимости между инфляцией и безработицей;
е) модель кривых безразличия;
ж) закон отрицания отрицания.
53. Исследуйте на экстремум функцию:
Y = 2Х3 + X2 -2,5Х + 10.
Какие экономические процессы, по Вашему мнению, могут моделироваться функциями подобного типа?
54. По оценке английского статистика конца XVII в. Грегори Кинга, когда в Англии урожай был ниже нормального уровня на 30%, цена на пшеницу поднималась выше своего постоянного значения на 16%1.
Определите формулу функции зависимости цены от урожая, предполагая, что эта зависимость является линейной. Средний уровень цен на пшеницу в Англии XVII в. составлял примерно 40 шиллингов за квартер (12,7 кг), а средний урожай порядка 20 млн. ц.
55. В 1915 г. английский экономист Дж.
У. Юл проанализировал собранные Г. Кингом статистические данные о соотношении в Англии XVII в. размеров урожая пшеницы и цен на нее2. По его мнению, эта зависимость выражается уравнением:
' Y = -2,33-Х + 0,05 X2 - 0,00167 X3,
где X величина урожая; Y цена.
Определите чисто математическим способом, какой была зависимость цены на пшеницу от величины урржая прямой или обратной. Какой экономический закон по существу эмпирически открыл Г. Кинг?
56. Согласно концепции российского экономиста А. В. Чаянова в крестьянской экономике количество земли, обрабатываемой каждым работником, прямо пропорционально соотношению числа потребителей и работников в крестьянских семьях.
Во время этнографических исследований начала 1960-х гг. в деревне Мазулу (Северная Родезия) были получены следующие данные о двух группах домохозяйств3.




Количество потребителей/количество работников 1,001,24 1,251,49
Обрабатываемая площадь/количество работников, акров/чел. 1,96 2,16
Выведите формулу зависимости интенсивности труда африканских крестьян деревни Мазулу от структуры их домохозяйств.
57. Зависимость издержек, приходящихся на единицу выпускаемой продукции, от объема этой продукции вьфажа-ется функцией:
Y = 2-Х2 - 10-Х + 20,
где Y средние издержки, а X количество выпускаемой продукции.
Определите, при каком объеме выпуска средние издержки фирмы будут минимальными.
58. В докладе сановника Ли Куя правителю древнекитайского царства Вэй (VIV вв. до н. э.) дана следующая информация о сборах зерна . Автор доклада выделяет хорошие урожаи трех степеней и плохие урожаи тоже трех степеней. При сборе сам-четыре (первая степень хорошего урожая) избыток у средней крестьянской семьи составляет 4002 даней (1 дань равен примерно 70 литрам), при сборе сам-три (вторая степень) 300 даней, при сборе сам-два (третья степень) 100 даней.
Когда в стране неурожай первой степени, то собирают всего 100 даней, при неурожае второй степени 70 даней, при неурожае третьей степени (самый худший сбор) всего 30 даней. Автор доклада предлагал создавать страховые запасы зерна: при хорошем урожае первой степени закупать 3/4 избытка, при урожае второй степени 2/3, при урожае третьей степени 1/2. Затем при неурожае первой степени государство должно выбрасывать на рынок запасы хорошего урожая третьей степени, при неурожае второй степени запасы хорошего урожая второй степени и т. д.


Попробуйте по этим данным рассчитать примерные величины фонда потребления и посевного фонда, составляющие в совокупности необходимый продукт крестьянской семьи, а также величину потребляемых крестьянской семьей продуктов при различных степенях урожая и неурожая. Сделайте выводы о специфике экономико-математического моделирования в традиционной китайской экономической мысли.
1.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы
Организуйте дискуссию (конференцию, конкурс рефератов) на следующие темы.
59. Какие направления экономической мысли- и почему будут преобладать в начале XXI в.?
60. Есть ли среди известных вам экономических теорий такие, которые вредят обществу и должны быть поэтому запрещены?
61. Какое направление экономической мысли более всего подходит для описания социально-экономической ситуации в сегодняшней России?
Каким может быть прогноз ее развития?

Глава 2. Базовые экономические понятия

2.1. Основные понятия
Потребности (needs) внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с ограниченностью определяет ценность экономических благ.
Интерес потребность, которая может быть измерена и представлена в виде денежной или иной (натуральной) величины.
Благо экономическое (economic good) средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.
Полезность (utility) способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Уровень жизни социально-экономическая категория; представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в экономических благах. Определяется путем обобщения показателей доходов населения, занятости и условий труда, индекса стоимости жизни, потребления и расходов населения (структуры потребления), социальной дифференцц-ации и т. п.
Редкость (ограниченность) (scarcity) характеристика экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.
Ресурсы экономические (economic resources) необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование. Основными видами ресурсов выступают:
труд (labour) целесообразная деятельность, направленная на создание экономических благ;
капитал (capital) созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг;
земля, естественные ресурсы (land, natural resources) природные условия, необходимые для производства товаров и услуг;
предпринимательство, предпринимательская способность (entrepreneurial ability) управленческие способности, а также способности создавать новшества и идти на риск;
управленческие способности (managerial skills) способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ;
информация сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; сообщения (сигналы), осведомляющие о состоянии чего-либо, о значении величин.
Экономический выбор (economic choice) выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает анализ выгод и затрат (benefit-cost analysis).
Издержки (затраты) (costs) все, что производитель (фирма) расходует в целях достижения необходимого результата.
Альтернативные издержки (затраты) (opportunity cost) величина, отражающая ценность наилучшего (предельного) из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативная стоимость часто характеризуется как ценность упущенных возможностей: стоимость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получения первого блага.
Кривая (граница) производственных возможностей
(production possibilities curve, frontier) кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющегося в ее распоряжении объема ресурсов и данной технологии.
Преимущество (advantage):
абсолютное преимущество преимущество в издержках на производство продукта по сравнению с другим производителем, выраженное в количестве этого продукта или его денежной стоимости;
сравнительное преимущество преимущество в издержках на производство продукта по сравнению (^другим производителем, выраженное в альтернативной стоимости продукта.
Разделение труда и специализация способы реализации сравнительного преимущества в виде выпуска'большего количества соответствующего продукта с целью продажи или обмена.
Экономический рост (economic growth) расширение производственных возможностей общества в результате увеличения количества используемых ресурсов либо совершенствования технологии.
Агент (agent, actor) 1) субъект экономических отношений, участвующий в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ; 2) юридическое или физическое лицо, выполняющее в экономике определенную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (группы лиц).
Экономический кругооборот (circular flow) круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Домохозяйство (household) экономический агент (физическое лицо или группа лиц), владеющий ресурсами, получающий за них деньги и расходующий их на потребление благ.
Доход (income) денежные или иные средства, получаемые домохозяйством от продажи ресурсов; выручка, получаемая фирмой от продажи товаров (услуг), за вычетом затрат на их производство и реализацию.
Фирма (firm) экономический агент, выполняющий три функции: покупает ресурсы, использует их для производства продукта и продает продукт. Достаточно крупная организационная единица, существование которой обеспечивается за счет прибыли.
Государство (government) коллективный экономический агент (совокупность учреждений и организаций), обеспечивающий фирмам и домохозяйствам те экономические блага (правопорядок, безопасность), производство которых рыночными методами оказывается неэффективным.
Институты (institutions) ряд норм и правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением данных правил. Наиболее общее определение этому понятию дал в 1908 г. французский социолог Э. Дюркгейм: институты это "общепринятые формы общественной жизни".
Деньги (money) металлические и бумажные знаки (или особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством обращения, платежа и предметом накопления.
Цена (price) количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
Экономические системы (economic systems) это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Рыночная экономика (market economy) система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции; она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства.
Командная экономика (command economy) система, в которой доминируют государственная собственность, коллективное принятие решений и централизованное планирование.
Смешанная экономика (mixed economy) система, в которой рыночное саморегулирование дополняется активным централизованным регулированием, осуществляемым государством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной и командной экономических систем.
Экономические цели (economic purposes) цели, которые преследуют в своей деятельности индивиды и группы индивидов (домохозяйства, фирмы, общество в целом).
Стимул (incentive) побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-либо.

2.2. Вопросы и задачи


2.2.1. Потребности, ресурсы, выбор, экономический кругооборот
Верны ли следующие утверждения?
62. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой.
Да Нет
63. Существуют первичные потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными (актуализированными) длительное время.
Да Нет
64. Американский психолог А. Маслоу утверждал, что после того, как человек удовлетворит первичные потребное-ти, он непременно начнет удовлетворять потребности высшего порядка.
Да Нет
65. Целинные земли Казахстана до их освоения в 1950-е гг. нельзя было считать ресурсом.
Да Нет
66. Если вы одолжили приятелю в долг крупную сумму денег, не взяв с него процентов, вы поступили нерационально.
Да Нет
67. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.
Да Нет
68. Технический прогресс не имеет границ, так же, как бесконечна Вселенная.
Следовательно, тезис об ограниченности ресурсов ошибочен: если ресурсы иссякнут на Земле, человек найдет их в космосе.
Да Нет
69. С развитием общества в потреблении людей сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности, и растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.
Да Нет
70. Полученный вами в банке кредит можно считать капиталом.
Да Нет
71. Проблема ограниченности рёсурсов существует только для индивида, но не для общества в целом.
Да Нет
72. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.
Да Нет
73. Альтернативная стоимость строительства кооперативного гаража это величина взятки руководству кооператива.
Да Нет
74. Альтернативная стоимость это стоимость товара или услуги, которая измеряется Бюро статистики труда.
Да Нет
75. Альтернативные затраты на учебу в институте включают плату за обучение и расходы на учебники.
Да Нет
76. При движении вдоль кривой производственных возможностей и предельные альтернативные затраты, и абсолютные альтернативные затраты производства одного из двух благ (товаров) всегда тем выше, чем больше объем его производства.
Да Нет
77. Кривая производственных возможностей экономики будет прямой линией, если экономические агенты не будут использовать разделение труда и специализацию.
Да Нет
78. Экономический кругооборот возможен и при натуральном хозяйстве.
Да Нет
Выберите единственно правильный вариант ответа
79. "Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке" (В. Шекспир. "Гамлет").
Определите, какое экономическое понятие используется в экономической теории для объяснения этой мысли:
а) цена;
б) выгода;
в) полезность;
г) экономический кругооборот.
80. Проблема редкости может быть решена, если:
а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;
б) будут открыты новые, практически неисчерпаемые источники энергии;
в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;
г) все сказанное неверно.
81. Ресурсами не являются:
а) продукты питания;
б) полезные ископаемые;
в) квалифицированная рабочая сила;
г) лабораторное оборудование.
82. Установите, в какой из следующих ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства:
а) счет в банке, хозяин магазина, сера;
б) банкир, нефть, трактор;
в) геолог, станок, деньги;
г) облигации, уголь, бригадир.
83. Определите, что (кто) из перечисленных ниже не может считаться экономическим агентом:
а) тюрьма;
б) президент;
в) семья;
г) все перечисленные являются экономическими агентами.
84. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:
а) влияние дефицита и альтернативной стоимости на общество;
б) преимущества производства одного товара вместо другого;
в) изменение в цене различных продуктов;
г) альтернативную стоимость производства одного и другого товара.
85. Если линия производственных возможностей (на которой изображены возможности производства товара А (апельсинов) и товара Б (бананов) в стране Банания (см. рис. 2.1) сдвинется из положения 1 в положение 2, то это будет означать, что в этой стране:
а) увеличилась эффективность производства апельсинов (А);
б) возросла эффективность производства бананов (Б);
в) произощло вовлечение в экономику новых, ранее не занятых ресурсов;
г) общество перешло от состояния неполной занятости к состоянию полной занятости.



86. Если общество находится в точке Е (см. рис. 2.2) на линии производственных возможностей, то это означает, что:
а) больше производится продукта Б, чем продукта А;
б) общество не полностью использует свои ресурсы;
в) больше производится продукта А, чем продукта Б;
г) ничто из вышеперечисленного не подходит.



87. В группе по результатам психологического тестирования обнаружено 10 Лидеров, 10 Организаторов, 1 Работник, 1 Мыслитель. Ко Дню студента группа должна приготовить 15 бумажных корабликов и придумать к ним 15 названий. Известно, что:
Работник сделает кораблик за 1 мин и придумает название за 5 мин;
Мыслитель сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 1 мин;
Лидер сделает кораблик за 5 мин и придумает название за 10 мин;
Организатор сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 5 мин.
Определите, сколько времени потребуется группе, чтобы подготовиться к Дню студента:
а) 5 мин;
б) 10 мин;
в) 11 мин;
г) 21 мин.
88. Студент учится в университете и получает стипендию 200 руб.
Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом и получать 1000 руб.
Рассчитайте его альтернативные затраты на обучение в университете:
а) 200 руб.;
б) 1000 руб.;
в) 800 руб.;
г) 1200 руб.
89. Предположим, что вы изобрели технологию получения золота с помощью ртути, серы и мышиных хвостиков.
Это означает, что вы стали обладателем уникального фактора производства:
а) да;
б) нет;
в) при определенных условиях;
г) это вопрос не из области экономики.
90. Повышение производительности труда может не сопровождаться сдвигом кривой производственных возможностей, если:
а) растет количество используемого капитала;
б) происходят структурные сдвиги от трудоемких к капиталоемким технологиям;
в) уменьшается количество работников;
г) сокращается заработная плата.

Выполните задания и ответьте на вопросы

91. Товарищ Адронов, номенклатурщик эпохи "развитого социализма", умел заниматься двумя видами деятельности произносить речи о преимуществах советского образа жизни перед любыми другими образами, а также ловить диссидентов, которые в этих преимуществах сильно сомневались. Если бы он произносил на одну речь больше, чем обычно, то уменьшил бы поимку диссидентов на три человека.
Если бы он занимался только борьбой с диссидентами, то мог бы ежемесячно обличать 30 противников советского строя.
Рассчитайте формулу кривой производственных возможностей Адронова, предполагая, что он трудится с полной отдачей и одинаково легко занимается обоими видами деятельности. Какое максимально возможное количество речей он мог бы произносить, если бы не отвлекался на борьбу с диссидентами?
92. Пусть Василий затрачивает 1 ч на производство табуретки и 2 ч на производство стола, а Иван 2 ч ца производство табуретки и 1 ч на производство стола.
Определите:
1) как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 ч;
2) как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов;
3) каковы альтернативные стоимости производства первого и последнего стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Ивана.
93. Технология позволяет производить 2 табуретки за 1 чел./ч и 3 стола за 2 чел./ч.
Определите:
1) как будет выглядеть кривая производственных возможностей бригады из 5 чел. в рамках 40-часовой рабочей недели;
2) как изменится кривая производственных возможностей, если вдвое сократятся трудозатраты на производство табуреток и на четверть продолжительность рабочей недели;
3) каковы альтернативные затраты на производство 1 табуретки в первом случае и альтернативные затраты на производство 1 стола во втором случае.
94. Вернемся к условию задачи 87 предыдущего раздела, но несколько изменим его.
Пусть необходимо изготовить максимальное число корабликов с названиями за 60 мин. Напомним, что в группе 10 Лидеров, 10 Организаторов, 1 Работник и 1 Мыслитель. Известно также:
Работник сделает кораблик за 1 мин и придумает название за 5 мин;
Мыслитель сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 1 мин;
Лидер сделает кораблик за 5 мин и придумает название за 10 мин;
Организатор сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 5 мин.
Определите, сколько корабликов с названиями можно изготовить за указанное время.
95. В отсталой латиноамериканской стране Кокабане все население занято в сельском хозяйстве, занимаясь выращиванием либо бананов, либо листьев коки, из которых затем нелегально изготавливают кокаин.
Затраты труда на производство 1 т бананов равны затратам на производство 1 кг кокаина и составляют 1 чел./год.
1. Нарисуйте кривую производственных возможностей Кокабаны, если ее население равно 1 млн. человек.
2. Укажите точку на кривой производственных возможностей, показывающую структуру производства в этой стране, если ее жители в рабочие дни работают на банановых плантациях, а по выходным на своих огородах тайком выращивают коку.
3. В мировой экономике соотношение цен таково, что цена 1 кг кокаина равна цене 5 т бананов. Какой будет кривая торговых возможностей Кокабаны?
На производстве какого товара ей выгоднее специализироваться?
4. Пусть потребление бананов в Кокабане является стабильным, оно равно его производству в условиях закрытой экономики и не зависит от участия страны в мировом хозяйстве. Покажите на кривой торговых возможностей, каким количеством бананов и кокаина будут располагать жители этой страны при рациональном ведении хозяйства.
5. Какой политический режим в Кокабане более выгоден для мирового сообщества демократический или тоталитарный?
96. Живущий в деревне пенсионер Старосоветский умеет выращивать картофель и варить самогон.
На выращивание 1 кг картофеля он тратит 0,5 дня труда и 1 рубль капитала, на изготовление 1 л самогона 0,1 дня и 2 рубля капитала.
Нарисуйте его кривую производственных возможностей за год, если выращиванием картофеля он может заниматься только в течение б месяцев в году, а его ежегодная пенсия составляет б тыс. рублей.
97. После распада Великой Прусской империи образовалось два независимых и суверенных государства Велико-пруссия и Малопруссия.


Содержание раздела