d9e5a92d

Базовые экономические понятия

Поскольку вплоть до промышленного переворота (конец XVIII начало XIX в.) европейцы не могли предложить азиатским купцам сколько-нибудь интересные для них товары, то приток восточных товаров в Западную Европу осуществлялся в основном в обмен на золотую и серебряную монету. Поэтому создалась парадоксальная ситуация, когда, несмотря на большой приток золота и серебра из американских колоний, европейцы испытывали нехватку денежных металлов, поскольку звонкая монета уходила на Восток.
Меркантилисты предлагали бороться с кризисом наличности, стимулируя развитие экспортоориентированных производств, а также вводя прямые административные запреты на вывоз из страны полноценных денег.
22. Основной тезис. К традиционному институционализму относятся б и ж, к неоинституционализму а, г и б.
23. Основной тезис.
Степень распространенности тех или иных экономических концепций в тех или иных регионах во многом зависит от особенностей национальной экономической культуры. Например, неоклассическая теория последовательно строится на принципах рационального индивидуализма, поэтому она популярна в странах с индивидуалистической культурой, прежде всего в США.
Напротив, радикальные экономические теории и отчасти кейнсианство осйованы во многом на идеях коммунализма, поэтому они более популярны в странах, где преобладает этика коллективизма, в Японии и Западной Европе.
24. Основной тезис. "Великая депрессия" 19291933 гг. предопределила кейнсианскую революцию; кризис 19731975 гг. и деградация "социалистической" командной экономики привели к закату кейнсианства и победе "неоклассической контрреволюции".
25. Основной тезис. Можно привести следующие примеры:
Е. Слуцкий в 1915 г. впервые изложил ординалистскую
концепцию потребительского поведения, повторно открытую Д. Хиксом (нобелевский лауреат 1972 г.) и Р. Алленом в 1934 г.;
Б. Бруцкус в опубликованной в 1922 г. серии статей о проблемах советской экономики (в 1935 г. их расширенный вариант был издан на английском языке под названием "Экономическое планирование в советской России") предвосхитил развитую в 1940-х гг. Ф. фон Хайеком (нобелевский лауреат 1974 г.) критику социализма как "дороги к рабству";
Г. Фельдман в 1928 г. представил в своих статьях первую в мировой экономической литературе динамическую модель, чем предвосхитил разработки кейнсианцев (Э. Домара, Р. Харрода, П. Самуэльсона, С. Кузнеца и др.).
26. Основной тезис.
1. Постоянный интерес экономистов к роли государства в экономике следует объяснять тем, что эта проблема является ключевой для выполнения экономической теорией своей нормативной функции: полностью без государственного регулирования реальное рыночное хозяйство, видимо, обходиться не может, но оптимальные сила и формы этого регулирования существенно меняются на разных стадиях развития рыночного хозяйства, поэтому "тонкая наводка" постоянно служит объектом научных дискуссий.
2. Закономерность прослеживается это волнообразный ритм, чередование преобладания концепций, предлагающих усилить государственное регулирование, и концепций, требующих ослаблять его, отказываться от чрезмерного вмешательства государства. Схематически это можно изобразить так:

Доминирующие концепции, предлагающие усиливать государственное
регулирование
Мер
канти
лизм
Марк
сизм
Кейн
сиан
ство
Доминирующие концепции, предлагающие ослаблять государственное
регулирование
Клас
сиче
ская
полит
эконо
мия
Неоклассика конца XIX начала XX в. Совре
менная
неоклас
сика

Рис. 1.1. Чередование преобладания концепций в разные периоды времени
1.2.2. Метод экономической теории

Верны ли следующие утверждения?

27. Нет. А. Маршалл, напротив, положил маржинализм в основу своей теории спроса.
28. Да.
Поскольку дедукция основана на умозаключениях от общего к частному.
29. Нет.
Например, представители "экономики предложения" для оздоровления экономики рекомендуют снижение налогов и предоставление льгот корпорациям.
30. Да. Лозунг коммунизма "От каждого по способностям, каждому по потребностям".
Фактически тем самым утверждается, что человек может ограничить свои потребности.
31. Нет.
В современном "Экономиксе" нет иерархии категории, когда из более абстрактных понятий выводят понятия все более конкретные (как в "Капитале").
32. Нет.
Математическое моделирование широко используется, например, в современной физике.
33. Нет.
Модель построена с использованием аксиом, которые в реальной жизни не выполняются. Этот вопрос более подробно исследуется при изучении поведения потребителя.


34. Нет.
Апория утверждение, противоречащее практическому опыту. Такого положения в данном случае не наблюдается.
35. Нет.
Если производная функции в какой-то точке равна нулю, то в этой точке функция имеет экстремум, но вовсе не обязательно, что этот экстремум будет оптимальным для индивида или общества.
36. Нет.
Если производная функции в какой-то точке равна нулю, то в этой точке функция имеет экстремум график функции перегибается и эта точка будет менять наклон с положительного на отрицательный или наоборот.
Выберите единственно правильный вариант ответа
37. а. Если в решении нормативных проблем экономические исследования сильно зависят от априорных идеологических убеждений исследователя и поэтому в ходе логических дискуссий экономисты с разными убеждениями вряд ли смогут прийти к единому мнению, то позитивные проблемы менее зависимы от идеологических предрасположенностей, что позволяет вести плодотворный диалог представителям различных течений.
38. г. В "Истории экономического анализа" Й. Шумпетер пишет об историках, экономической науки, которые "справедливо говорят о прогрессе в нашей науке, имея в виду технику анализа и растущую степень овладения фактическим материалом".
39. а. В данном рассуждении свойство "определяться равновесным состоянием спроса и предложения" относят ко всему, что считают "ценой товара", затем утверждают, что процентная ставка есть цена товара "кредитные ресурсы", и относят к ставке свойство всех товарных цен.
40. в. Предлагаемое Ф. Бастиа рассуждение таково: "Протекционистская политика это защита любой ценой интересов отечественных производителей. В таком случае для защиты производителей осветительных приборов надо запретить использование естественного освещения". Логическая ошибка заключается в неправомерном заключении от общего к частному: выражение "любой ценой" в исходной предпосылке не следует понимать буквально.
Ф. Бастиа вполне логично включил этот свой памфлет в сборник "Экономические софизмы".
41. б. Согласно К. Попперу, теория научна тогда и только тогда, когда можно провести ее экспериментальную проверку, которая подтвердила или опровергла бы эту концепцию.
Так, концепция существования всемогущего бога ненаучна, поскольку если бог всемогущ, то он может создать любой результат экспериментов, направленных на его обнаружение, а потому в принципе невозможно опровергнуть его существование. Напротив, теория общественного выбора научна, так как она была бы опровергнута, если бы избиратели часто голосовали за политиков, чья деятельность наносит им вред, политики принимали бы программы, наносящие ущерб их популярности, и т. д.
42. а. См. статью самого М. Фридмена.
43. в. Экономистами-неоклассиками сначала была разработана методика анализа явілений чисто экономической жизни, основанная на принципе максимизирующего поведения рациональных индивидов, а затем неоинституционалисты (сторонники теории общественного выбора в том числе) стали использовать эту методику для анализа семейных отношений (экономика семьи), политической жизни (теория общественного выбора), правовых отношений (экономическая теория прав собственности) и т. д.
44. а. Именно Ф. Кенэ в 1758 г. разработал "экономическую таблицу" экономико-математическую модель обмена товарами и денежными платежами между основными социальными группами французского государства.
45. в. Китайское правительство поставило экономический эксперимент, искусственно воспроизведя систему "колодезных полей" с целью изучения ее в наиболее благоприятных условиях.
46. б. Работа Н. Д. Кондратьева построена на обобщении материалов по динамике экономического роста развитых стран Запада XVIII начала XX в.
47. г.
48. б. Это утверждение противоречит практическому опыту, но не содержит логических противоречий (не является софизмом), не включает одновременно тезиса и антитезиса (не является антиномией) и уже давно доказано теоретически и экспериментально (стало из гипотезы "твердым" теоретическим знанием).
49. в. Высказывание а не является примером исключенного третьего, поскольку высказывания "работать" и "быть безработным" не отрицают друг друга можно не работать и в то же время не быть безработным (школьники, пенсионеры).
Высказывания б иг содержат аналогичную ошибку. "Получать пособие по безработице" и "получать заработную плату" это необязательно альтернативы; можно не иметь официальной занятости и получать как пособие, так и "теневую" заработную плату. Получающий пособие по безработице может, кроме пособия и "теневой" заработной платы, иметь и иные источники доходов например, помощь от родственников, собственные сбережения.
50. а. Согласно правилам применения дифференциального исчисления к исследованию функций, если выполняется условие /'(X) 0, то функция является возрастающей чем больше X, тем больше Y; и наоборот, если /'(X) 0, то функция является убывающей чем больше X, тем меньше Y.
Ответьте на вопросы и решите задачи
51. Да.
Согласно принципу фальсификации концепция научна, если могут в принципе существовать факты и явления, опровергающие ее. Теория прибавочной стоимости, согласно которой уровень зарплаты определяется стоимостью рабочей силы, может быть опровергнута, если, например, зарплата будет расти быстрее интенсивности труда.
52. К ядру относятся б, г и в; к защитному поясу д. Ядро фундаментальные концепции неоклассики включает принцип рационального поведения, оптимизирующего индивидуальное благосостояние (концепция "человек экономический"), а также, как конкретизацию этого основного принципа, концепцию равноценности для индивида различных наборов благ, дающих ему одинаковую полезность (модель кривых безразличия), и принцип обратной зависимости между ценой товара и величиной его покупок (модель кривых справа).
Вертикальная кривая Филлипса, объясняющая взаимосвязь безработицы и инфляции, более частная концепция, относящаяся к защитному поясу неоклассической теории и допускающая различные уточнения (например, переход от модели вертикальной кривой Филлипса к более сложной модели Лукаса). Прочие упоминаемые в вопросе теории вообще не относятся к современной неоклассике.
53. Чтобы найти экстремумы функции Y = 2Х3 4- X2 - 2,5Х + + 10, надо найти, при каких значениях X ее производная равна нулю.
Решая уравнение Y' = 2-3-X2 + 2Х - 2,5 = 0, находим два экстремума данной функции: Хх = 5/6; Х2 = 0,5.
Определим теперь, в каком из этих экстремумов функция будет иметь минимум, а в каком максимум. Для этого надо найти значение в них второй производной функции:
Y = 2-3-2Х + 2 = 12Х + 2.
Поскольку У(Хг) = -8, что меньше нуля, то в этой точке функция будет иметь максимум. В другом экстремуме У(Х2) = 8, что больше нуля, следовательно, здесь функция будет иметь минимум.
Функции, имеющие несколько экстремумов минимума и максимума, могут в принципе использоваться, например, при изучении циклических колебаний экономики.
54. Линейная функция имеет вид: Y = кХ + Ъ или в данном случае:
Р = kQ + Ь,
где Р цена пшеницы; Q величина урожая.
Чтобы узнать значение коэффициентов к и ?, надо решить систему из двух уравнений:
Г40 = 20-/с + Ь;
[40-1,16 = 20-0,7/с + Ь.
Решая данную систему уравнений, получаем примерно следующие значения:
к = -1,03; Ъ = 60,6.
Следовательно, уравнение имеет вид: Р = -1,03 Q + 60,6.
55. Чтобы математически определить,, является ли функция Y = /(X) восходящей, убывающей или она меняет наклон, надо исследовать ее производную:
Г(Х) = -3 0,00167-Х2 + 2-0,05-Х - 2,33.
Дискриминант функций типа Y = аХ2 + ЪХ + с вычисляется по формуле:
D = Ъ2 - 4-а-с.
Если он отрицателен, как в данном случае, то производная всегда будет принимать тот же знак, что и коэффициент а, т. е. в данном случае она будет отрицательной. Когда функция имеет отрицательную производную, она является убывающей зависимость между урожаем пшеницы и ценами на нее является обратной.
По существу, Г. Кинг эмпирически вывел закон спроса закон обратной зависимости между ценой и величиной спроса. (Строго говоря, уравнение Дж. У. Юла является неполным, поскольку, согласно ему, график функции уходит из начала координат вправо вниз. Более точно она должна выглядеть как Y = -2,33-X + 0,05 X2 - 0,00167-X3 + А, где А определяемый на основе конкретно-исторических данных числовой коэффициент, сдвигающий график функции вверх.)
56. Если обозначить "потребители/работники" как X, а "акры/работники" как Y, то зависимость интенсивности труда от структуры домохозяйства будет выражаться линейной функцией типа Y = к-Х 4- Ъ. Если какой-либо параметр задан интервально, то при математической обработке берут середину интервала. В таком случае для выяснения значений коэффициентов к и Ъ надо решить систему из двух уравнений:
Гі,96 = 1,12/с + Ь;
[2,16 = 1,37/с + Ъ.
Решая данную систему уравнений, получаем следующие значения: к = 0,8; Ъ = 1,064.
Следовательно, уравнение имеет вид: Y = 0,8 X 4- 1,064.
57. Производная этой функции имеет вид: Y' = 2-2-Х - 10.
Она будет равна нулю при X = 2,5. Поскольку Y(X) = 4 0, то при производстве четырех единиц товара средние издержки фирмы будут минимизироваться.
58. Отечественный китаист Э. С. Кульпин, анализируя этот исторический источник, комментирует его следующим образом. Если принять посевной фонд крестьянина за X, а необходимый продукт крестьянской семьи за Y, то общий сбор урожая крестьянской семьей выражается следующими формулами:
при сборе сам-четыре 4Х = X + Y + 400;
при сборе сам-три ЗХ = X + Y + 300;
при сборе сам-два 2Х = X 4- Y 4- 100.
Если находить из этих уравнений значения X и Y, выясняется, что однозначный ответ получить невозможно. Объединяя последние два уравнения, получаем X =* 200, Y = 100 даней; объединяя первое и третье, получаем X = 150, Y = 50; объединяя первые два, имеем X = 100, Y = 100 даней.
Э. С. Кульпин предполагает, что в источнике допущена ошибка и при сборе сам-четыре излишек должен быть не 400, а 500 даней. В этом случае система уравнений получает однозначное решение: X 200, Y = 100.
С учетом государственных закупок и дотаций потребление крестьянской семьи в данях должно выглядеть так.
В урожайные годы:
при сборе сам-четыре 200 4- 100 4- 500 - 375 = 425;
при сборе сам-три 200 4- 100 4- 300 - 200 = 400;
при сборе сам-два 200 4- 100 4- 100 - 50 = 350.
В неурожайные годы:
при неурожае первой степени 100 + 50 = 150;
при неурожае второй степени 70 4- 200 = 270;
при неурожае третьей степени 30 4- 375 = 405.
Получается парадоксальный результат: при самом сильном неурожае крестьянин имеет зерна больше, чем при более слабом неурожае и даже чем в урожайные годы при сборах сам-два и сам-три. "Получается вовсе не выравнивание, как предлагает автор проекта, пишет Э. С. Кульпин, а создание искусственного процветания при неурожае высшей степени". Этот парадокс, видимо, следует объяснять особенностями экономического мышления мудрецов Древнего Китая: приводимые цифры играют роль взятого наобум примера, иллюстрирующего основную мысль, что при хорошем урожае надо делать более крупные запасы, чтобы использовать их во время наиболее сильных неурожаев, а при более умеренных урожаях должны создаваться и более умеренные запасы, которые будут использоваться во время слабых неурожаев.
Воспринимать эти цифры буквально, как отражение фактически рекомендуемых пропорций, ни в коем случае нельзя.
1.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы
применить для реформирования российской экономики положения монетаризма одного из направлений неоклассической теории. Однако это совсем не значит, что российские граждане ведут себя нерационально (концепция рационального поведения человека лежит в основе неоклассической парадигмы). Необходимо признать историческую, социальную, психологическую обусловленность такого поведения. На многие вопросы в этом случае дает ответ неоинституциональная теория.
Но нужно иметь в виду, что успешное развитие экономики возможно только тогда, когда все экономические агенты воспримут и будут следовать предлагаемым "правилам игры". А для этого любые изменения должны проводиться постепенно, с соблюдением принципа обратной связи.

Глава 2. Базовые экономические понятия

2.2. Вопросы и задачи
2.2.1. Потребности, ресурсы, выбор, экономический кругооборот

Верны ли следующие утверждения?

62. Нет.
Например, сон не может заменять еду.
63. Нет. Известны случаи, когда люди, прошедшие особую подготовку (йоги, например), могли долгое время оставаться без воды, сна или пищи.
Но это им удается делать только тогда, когда их первичные потребности остаются неактуализированными. Для обычного (среднестатистического) человека неудовлетворенная потребность = актуализированная потребность.
Экономика изучает поведение обычных людей.
64. Нет. "После того не значит вследствие того".
Удовлетворение первичных потребностей является необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы у человека актуализировались потребности более высоких уровней.
65. Нет.
Целинные земли можно считать ресурсом, для использования которого необходимы дополнительные затраты.
66. Нет.
Экономическая рациональность не означает преследование только своего материального интереса. Помогая другу, вы удовлетворили потребность более высокого уровня в дружеской среде общения.
67. Нет.
Если блага не ограничены, то это неэкономические (свободные) блага.
68. Нет. В данном случае делается поспешное обобщение: следует учесть фактор времени.
Мысль о возможности удовлетворить любые потребности в будущем, как правило, не может заменить удовлетворение конкретной потребности в настоящем.
69. Да.
Доля благ, удовлетворяющих жизненно важные потребности человека (пища, одежда, содержание жилья), с развитием общества имеет четко выраженную тенденцию к сокращению, зато растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности. Например, в первобытном обществе люди потребляли практически исключительно первичные блага, а в современном потребительском бюджете граждан развитых стран эти блага составляют менее половины.
70. Нет.
Капиталом станут факторы производства, которые вы приобретете на эти деньги.
71. Нет.
Количество ресурсов для всего общества тоже ограничено.
72. Да. Экономические ресурсы это то, что используется для производства экономических благ, т. е. для удовлетворения производственных потребностей, следовательно, их самих можно считать экономическими благами. Однако среди экономических благ помимо экономических ресурсов есть блага, предназначенные для окончательного использования в потреблении людей, которые уже нельзя называть экономическими ресурсами.
Например, трактор это и экономическое благо, и экономический ресурс, а хлеб (если его используют для питания людей, а не на корм скоту) только экономическое благо.
73. Нет.
Взятка это один из видов прямых затрат.
74. Нет.
Оценка альтернативной стоимости одного и того же товара или услуги может оказаться разной для разных индивидов. См. определение.
75. Нет.
Альтернативными затратами на получение высшего образования были бы доходы, которые можно было бы получить в течение срока обучения в институте, если выбирать не учебу, а работу. Плата за обучение и расходы на учебники это не альтернативные, а прямые затраты образования.
76. Нет. При увеличении производства блага (товара) количество других экономических благ, от производства которых приходится отказаться (альтернативные затраты), возрастает.
Но предельные альтернативные затраты мргут быть постоянными, если кривая производственных возможностей прямая линия.
77. Да.
Если экономические агенты будут использовать свои сравнительные преимущества, то кривая производственных возможностей станет выпуклой.
78. Да.
Если существуют специализация и разделение труда, однако встречный поток доходов и расходов в этом случае не принимает денежной формы, а осуществляется в форме продуктов и услуг.
Выберите единственно правильный вариант ответа
79. в. Полезность рассматривается в экономической теории как свойство, субъективно оцениваемое принимающим решение хозяйственным агентом.
80. г. Ответ б не верен, так как для использования "неисчерпаемых" источников энергии необходимо использование других экономических (редких) ресурсов (например, времени).
81. а. Продукты питания являются экономическими благами, а не ресурсами.
82. б. Банкир труд или предпринимательство, нефть земля, трактор капитал. Деньги во всех их видах (облигации, счет в банке и т. д.) являются средством приобретения факторов производства, но не самим фактором производства.
83. г. Экономические агенты это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве (в широком смысле слова) экономических благ. Тюрьма производит такое экономическое благо, как предотвращение (превенция) преступлений, президент производит услуги по управлению государством, семья производит потребительские блага (стирка белья, приготовление пищи и т. д.); следовательно, все перечисленное можно называть экономическими агентами. Именно такие (расширительные) подходы к истолкованию понятия "экономические агенты" лежат в основе неоинституциональ-ных разработок по экономике преступлений и наказаний, теории общественного выбора, экономике семьи и т. д.
84. г. Для производства выбранного количества одного товара необходимо отказаться от производства определенного количества другого товара и наоборот.
85. в. Увеличились производственные возможности в производстве как товара А, так и товара Б. Ответы а и б не подходят, так как сдвиг кривой производственных возможностей может достигаться как за счет роста эффективности, так и за счет увеличения ресурсов. Ответ г не подходит, так как при неполной занятости производство находится ниже производственных возможностей.
86. г. Результат сравнения количества продуктов А и Б будет зависеть от выбора единиц измерения. Поскольку на осях графика нет масштабной шкалы, соотношение количества продуктов А и Б остается неизвестным.
А поскольку точка находится на кривой производственных возможностей, то общество полностью использует все ресурсы.
87. а. Чтобы найти ответ на вопрос, нужно перейти от временных единиц измерения к штукам, определить сравнительные преимущества в изготовлении корабликов и придумывании названий и ранжировать "работников" по альтернативным затратам на каждый продукт. Необходимо, чтобы Работник и Лидеры специализировались на изготовлении корабликов, а Мыслитель и Организаторы на придумывании названий.
88. б. Обучаясь в университете, студент теряет возможность получать доход в 1000 руб. вместо 200 руб.
89. в. На самом деле вы стали обладателем производственного ресурса (технологии). Чтобы он стал фактором производства, необходимо организовать предприятие.
90. в. Поскольку величина производимых благ есть произведение количества работников на их производительность, то рост второго множителя может компенсироваться снижением первого.
Выполните задания и ответьте на вопросы
91. Если Адронов трудится с полной отдачей, то его "производственные" успехи соответствуют точкам кривой производственных возможностей.


Содержание раздела