d9e5a92d

Эластичность предложения

И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту цены, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сокращением спроса. Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикаль.
Помимо словесного заключения об эластичности или, наоборот, неэластичности спроса часто бывает необходимо дать количественную оценку этой характеристике спроса. Степень эластичности спроса по цене измеряется при помощи коэффициента прямой эластичности.
В случае линейного вида функции спроса независимо от наклона к координатным осям эластичность будет различной на разных участках.
При одинаковых абсолютных изменениях цен (Р) на всем протяжении линии D одинаковыми будут и изменения объема спроса Q однако, процентные изменения цен и объема спроса будут разными. В верхней части графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности в точке Р. В нижней части графика все наоборот. Только в середине графика в точке N, эластичность спроса будет равна 1.
Кроме эластичности спроса по цене товара существуют другие виды эластичности спроса, то есть зависимость его от других факторов. К ним прежде всего относится эластичность спроса по доходу.

Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Следующий вид эластичности спроса - перекрестная эластичность.
Эта эластичность показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-то товар от процентного изменения цены на какой то другой товар.
Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса:
1. Наличие на рынке товаров-заменителей.
Вообще говоря, чем больше хороших заменителей товара предлагается на рынке потребителю, тем эластичнее спрос на него. С другой стороны чем их меньше, чем их полезные свойства хуже свойств и характеристик данного товара тем эластичность меньше.
Также стоит отметить, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узки рамки этого продукта. (Спрос на машинное масло Мобил является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще, но хорошего заменителя масла как такового не существует).
2. Универсальность использования товара. Чем специфичней продукт и его характеристики, тем ниже эластичность спроса на него (инсулин).
3. Фактор времени. Вообще говоря, спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений.
Одна из причин этого правила заключается в том, что потребитель, как человек, имеет привычки.
4. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем большее место в бюджете занимает данный товар, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.
Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на него обычно мало влияет на потребительский спрос.
5. Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с различным уровнем дохода также неодинакова.
6. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.
7. "Неоткладываемость" в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая.

. Эластичность предложения.


Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка называется эластичностью (с точки зрения математиков эластичность это отношение относительного прироста функции к относительному приросту независимой переменной).
Теперь обратимся к эластичности предложения. Как и спрос, количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - рыночной цены товара.

Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности.
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителя, для того, чтобы отреагировать на изменение цены продукта. Вообще говоря, следует ожидать, что чем больше по продолжительности время, которым обладает производитель, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения.
Различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения. Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению, горизонтальная, наоборот, - абсолютно эластичному.

Как и в случае со спросом для характеристики эластичности предложения, важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения, сколько их процентные изменения.


Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения, проходящая через начало координат, независимо от наклона к осям. В принципе же на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1, но больше 0. На нижнем, наоборот, эластичность больше 1. Помимо цены и времени на эластичность предложения влияют другие факторы:

  • цены других товаров (ресурсов). Этот фактор подразумевает перекрестную эластичность предложения.
  • уровень достигнутого использования ресурсов. Подразумевает то, что если нет резервов: людских, материальных и др. , то возможности реагирования предложения весьма ограниченны.
  • степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.
  • технологические особенности налаживания производства определенного товара. (Постройка судов , хлебопечение)


25. Эффект дохода и эффект замещения.
Парадокс Гиффена. Эффект дохода это если цена на товар падает, то увеличивается покупательная способность, или реальный доход потребителя.
Например, при постоянном доходе 200 руб. в неделю вы сможете приобрести 5 кг говядины по 40 руб. за 1кг. Но если цена говядины упадёт до 20 руб. за 1кг. , то вы уже можете купить те же 5кг. уже за 100 руб.
И в неделю у вас окажется высвобожденными 100 руб. для приобретения дополнительного товара.
Эффект замещения это когда снижается цена на какой-то продукт, вследствие чего этот продукт стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться к приобретению этого товара в большем количестве. Т. е. на пример, если цена понизилась на говядину, то потребители могут заменить этой дешевой говядиной свинину, телятину, птицу и т. д.
Не всегда закон спроса бывает верным. Существуют отклонения от него. Например известен парадокс Гиффена .
Англичанин Роберт Гиффен описал случай, при котором во времена голода спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, также возрос. Причина состояла в том, что картофель был продуктом, потребляемым бедняками, и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления, что привело к потреблению лишь картофеля.
Кривая спроса на эти продукты будет отличаться от типичного графика спроса.
Временные отклонения от закона убывающего спроса наблюдаются и в тех случаях, когда выпускается новый товар с повышенной ценой. Как правило, прежде чем покупатели разберутся в свойствах нового товара, спрос на него может существенно подскочить, несмотря на высокую цену. Но как только потребители поймут, что по качеству новый товар не лучше прежнего, спрос немедленно вернется на линию D. 26. Общая и предельная полезность.
Ординализм и координализм. Закон убывающей предельной полезности.
Ординалисты. Считают, что оценить можно только общую пользу в категорию "больше" или "меньше", сама полезность не измерима в каких либо единицах, а просто больше потреблять лучше, чем меньше.
А на сколько полезней не известно.
Координалисты. Считают, что полезность измерима и вводят единицу полезности utility (ютиль) и обозначают U.
Общая полезность (U) это сумма всех индивидуальных полезностей под потребление данного количества благ и услуг. По мере роста потребления определённого блага, общая полезность возрастает.
Предельная полезность (MU) это прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на одну дополнительную единицу.
Закон убывающей полезности (MU) С ростом потребления данного блага, предельная полезность от каждой дополнительной единицы убывает. 27. Содержание теории поведения потребителя.

Потребительский выбор.
Правило максимизации полезности. Потребительский выбор.
Средний потребитель это вполне разумный человек, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большее удовлетворение или полезность. Типичный потребитель стремиться получить за свои деньги "всё, что можно", или максимизировать совокупную полезность.
Мы можем считать также, что средний потребитель имеет достаточно отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Мы исходим из того, что покупатели прекрасно представляют себе, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут надумать купить.
Оптимальным потребительским выбором считается такой выбор, когда самая высокая кривая безразличия и самая низкая Бюджетная линия имеют общую точку касания.
Оптимальным называется выбор потребителя, приносящий ему максимум пользы и минимум затрат.
Правило максимизации полезности это такое распределение денежного дохода потребителя, при котором последний затраченный рубль на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность. 28. Кривые безразличия и бюджетные линии. Кривая безразличия (полезности) это множество точек, каждой из которой соответствует ассортиментный набор дающий потребителю одинаковый уровень полезности.
Для каждого потребителя можно построить индивидуальную карту кривых безразличия, где будут иметься кривые полезности (U) расположенные ближе или дальше от начала координат. Самую большую полезность будет приносить, та кривая которая удалена от начала координат на максимальное расстояние.
Переход из т. a в т. b сопровождается увеличением потребления одного товара и отказом от другого, это позволяет рассчитать предельную норму замещения одного товара другим. 1 Высокая норма предпочтения на стороне товара В.
=1 Полное взаимозаменяемость товара А и В.
1 Низкая норма предпочтения товара А.
=0 Потребитель не отказывается от товара А.
Положение кривой безразличия позволяет определить вкусы потребителя. К той оси на которой расположен желаемый товар кривая наиболее крута и наоборот.
Бюджетная линия это множество точек каждой из которых соответствует ассортиментному набору, который потребитель может купить при данном доходе и при неизменных ценах.

. Фирма как субъект рынка. Виды и цели фирм.

Фирма это организационная единица бизнеса, осуществляющая производство товаров и оказание услуг с использованием собственных и привлечённых ресурсов с целью получения прибыли.
Фирма - это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относят к сектору производителей. Экономисты выделяют следующие свойства фирм:
1) каждая фирма принимает единое решение, как если бы она состояла из одного человека. Это позволяет экономистам рассматривать фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса, а домохозяйства - аналогичной компонентой процесса потребления;
2) большинство своих решении фирмы принимают, преследуя единственную цель - получить максимальную прибыль;
3) фирмы являются полновластными пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм аналогична роли, которую играют домохозяйства на рынке товаров и услуг.
Фирма, как правило, выступает в статусе юридического лица, (атрибуты юридического лица: расчётный счёт и печать) имеет: имя или название, фирменный знак, цвет и другую символику.
Цели фирмы:
Максимизация прибыли
Получение плановой рентабельности, т. е. экономической прибыли 0
Достижение безубыточности, т. е. прибыль = 0
Минимизация убытков.
Сохранение фирмы на рынке (избежать банкротство)
Захват рынка с помощью ценовой войны
Устранение конкурента методами недобросовестной конкуренции. 30. Краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирмы.
Особенности выбора.
Краткосрочный период это период, в котором рост объёма производства происходит, когда хотя бы один ресурс постоянен.
Краткосрочный период слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей.
В краткосрочном периоде издержки делятся постоянные(FC) и переменные(VC), и не зависят от объёма производства.
Долгосрочный период это период, в котором масштабы деятельности фирмы расширяются так, что все ресурсы фирмы оказываются переменными.
Долгосрочный период достаточно продолжительный, чтобы изменить количества всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.
В долгосрочном периоде, где все издержки выступают как переменные. Перед фирмой стоит задача, как правильно выбрать масштаб своей деятельности, т. е. определить, быть её мелкой, средней или крупной фирмой.
31. Издержки фирмы как альтернативные затраты.

Явные и неявные издержки.
Прямые и косвенные издержки.
Альтернативные затраты, т. е. издержки фирмы это её затраты по удержанию необходимых факторов производства в той или иной сфере деятельности.
Т. к. факторы производства поступают на фирму как со стороны (из вне), так и изнутри (т. е. собственные ресурсы фирмы), то издержки фирмы делятся на:
- Явные (внешние) издержки
- Не явные (внутренние) издержки.
Явные (внешние) издержки это затраты на привлечение в фирму ресурсов со стороны, сделки по которым фиксируются в финансовых или бухгалтерских документах.
Не явные (внутренние) издержки это затраты которые фирма несёт по удержанию, в собственном деле, ресурсов самой фирмы или её владельцам.
Такое деление издержек позволяет рассчитать бухгалтерские издержки (только внешние затраты, которые делятся на прямые и косвенные).
Прямые затраты это затраты связанные с объёмом выпускаемой продукции.
Косвенные затраты это затраты не зависящие от объёма продукции, а связанные с функционированием фирмы как единица бизнеса.
Экономические затраты это полные затраты фирмы, т. е. внешние+ нутренние. 32. Понятие прибыли.

Бухгалтерская и экономическая прибыль.
Значения, которые может принимать экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль это общая выручка(TR) минус внешние издержки.
Бух. Пр. = TR внешние издержки.
0 означает, сто фирма эффективно использует чужие ресурсы, не имеет долгов и имеет средства для расширения производства.
=0 означает, что фирма безубыточна, не имеющая внешних долгов.
0 означает, что фирма убыточна и имеет внешнюю задолженность.
Анализ бухгалтерской прибыли позволяет оценить на сколько эффективно сработала фирма в прошлом используя привлечённые ресурсы.
Экономическая прибыль это разница между общим доходом или общей выручкой минус общие издержки (сумма внешних и внутренних издержек).
Экон. Приб = Бух. Приб. внешние затраты (неявные, вменённые)
0 означает, что фирма эффективно использует не только чужие, но и собственные ресурсы, имеет сверх прибыль, конкурентоспособна, и в перспективе не будет иметь проблем с привлечением ресурсов.
=0 означает, что собственные ресурсы использованы не лучше, но и не хуже чем было бы возможно в альтернативных вариантах. Отрасль не является привлекательной для притока капитала, но не создаёт оснований и для оттока капитала.
0 означает, что собственные ресурсы использованы не эффективно и в перспективе фирму ожидают в области конкурентоспособности.
Экономическая прибыль позволяет определить перспективы развития фирмы в будущем и принять решение о целесообразности участия этой фирме в бизнесе.
Нормальная прибыль. Её размер не должен быть ниже того дохода, который предприниматель мог бы иметь если бы свои собственные ресурсы использовал не в своём деле, а альтернативным способом, т. е. нормальная прибыль должна быть равна вменённым (неявным, внутренним) издержкам.
=0 Если экономическая прибыль равна нулю, то нормальная прибыль равна внутренним издержкам.
0 Если экономическая прибыль больше нуля, то размер получаемой прибыли превышает нормальную на величину сверх прибыли.

. Постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки.

Постоянные издержки (FC) это издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объёма производства.
К постоянным издержкам, как правило, относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также жалование высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы. Эти издержки являются обязательными и должны быть оплачены независимо от объёма производства.
Переменные издержки (VC) это издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объёма производства.
К переменным издержкам относятся, затраты на сырьё, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы.
Переменные издержки это издержки, которыми предприниматель может управлять, величина которых может быть изменена путём изменения объёма производства (в течение краткосрочного периода).
Общие издержки (TC) это сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объёме производства.
TC = FC + VC
Средние издержки (AFC, AVC, ATC) это издержки в расчёте на единицу продукции.
Средние постоянные издержки (AFC) определяются путём деления общих постоянных издержек (TFC) на соответствующее количество произведённой продукции (Q). AFC = TFC / Q
Средние переменные издержки (AVC) определяются путём деления общих переменных издержек (TVC) на соответствующее количество произведённой продукции (Q). AVC = TVC / Q
Средние общие издержки (ATC) можно рассчитать путём деления суммы общих издержек на количество произведённой продукции (Q) или же, прощё, путём сложения AFC и AVC для каждого из объёмов производства.
ATC = TC / Q = AFC + AVC.
Предельные издержки (MC) это дополнительные или добавочные, издержки, связанные с производством ещё одной единицы продукции.
Предельные издержки (MC) можно определить, для каждой добавочной единицы продукции, отношением изменений общих издержек (ТС) на изменение количества произведённой продукции (Q). Предельные издержки позволяют определить те издержки, величину которых фирма может контролировать наиболее непосредственно. Точнее говоря, МС показывают издержки, которые фирме придётся понести в случае производства последней единице продукции, и одновременно издержки, которые могут быть "сэкономлены" в случае сокращения объёма производства на эту последнюю единицу. 34. Правила взаимосвязи предельных и средних величин.
Закон убывающей отдачи. Закон убывающей отдачи утверждает, что, начиная с определённого момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) даёт уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчёте на каждую последующую единицу переменного ресурса.
Иначе говоря, если количество рабочих, обслуживающих данное машинное оборудование, будет увеличиваться, то рост объёма производства будет происходить всё медленнее, по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к производству.

Изокванта и изокосты. Условие оптимального выбора ресурсов.

Изокванта это кривая все точки которой соответствуют наборам ресурсов Капитала и Труда, которая фирма может использовать для производства одного и того же объёма продукции.
Для каждой фирмы можно построить семейство изоквант в котором самая высокая кривая будет соответствовать самому большому объёму производства.
Таким образом, положение кривой относительно начала координат, а так же форма кривой и её наклон к осям, позволяют получать информацию о выборе фирмой технологий производства, объёмов выпуска, а так же возможных комбинаций ресурсов.
Убывающий характер кривой определяется действием закона убывающей отдачи, т. е. по мере введения производства дополнительного кол-ва одного и того же ресурса эффективность его использования (кол-во продукции за 1ед. времени, или стоимость продукции на 1 руб. затрат) убывает.
Переход от одной комбинации ресурсов к другой по изокванте сопровождается замещением одного ресурса другим, что позволяет рассчитать предельную норму технологического замещения.
1 трудоёмкая технология
=1 полная взаимозаменяемость ресурсов
1 капиталоёмкая технология
Анализ изоквант представляет фирме возможности выбора любой комбинации ресурсов, но не даёт информации о том, с какими затратами будет связан в тот или иной выбор.
Изокоста это кривая все точки которой соответствуют возможным комбинациям ресурсов которые фирма может приобрести при неизменных издержках.
Чем дальше от начала координат изокоста, тем большую величину затрат она отражает.
Угол наклона изокосты к оси L определяется обратным соотношением цен на ресурсы.
Оптимальным выбором считается выбор такой комбинации KL которая соответствует точке касания самой высокой изокванты и самой низкой изокосты (т. а).
В т. а предельная норма технологического замещения (MRTS) равно такому отношению капитала к труду и обратному отношению труда к капиталу.
Условие оптимального выбора означает, что последние замыкающие единицы труда и капитала в расчёте на 1 затраченный рубль приносят одинаковый предельный доход.
MRPк (предел. доход) = MPк (предел. капитал) x Px МСк(предел. издержки) = Рк (цена)

. Эффект масштаба. Малый и крупный бизнес.

Эффект масштаба это реакция средних издержек на рост объёма деятельности. Различают три вида эффекта масштаба:
Положительный эффект масштаба это когда рост издержек на 1% перекрывается ростом производства 1% на графике это отрезок падающей кривой LAC.
Нулевой или неизменный эффект масштаба это когда рост объёмов сопровождается неизменной величиной средних долгосрочных издержек. Или рост объёма производства на 1% вызывает рост (общих) издержек тоже на 1%.
Отрицательный эффект масштаба это когда рост объёма производства сопровождается ростом средних долгосрочных издержек. Или рост (общих) издержек на 1% вызывает рост объёма производства чем на 1%.
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Малые предприятия объективно, по своей природе находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров.
Только объединяя усилия по целому ряду направлений малые предприятия могут рассчитывать на стабильное положение в структуре экономики, успешную конкуренцию и сотрудничество с крупными предприятиями. 37. Основные черты рынка совершенной конкуренции.
Выбор фирмы на совершенно конкурентном рынке. Основные черты рынка совершенной конкуренции:
- на этом рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого отраслью товара;
- фирмы отрасли производят один и тот же товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать.



Содержание раздела