d9e5a92d

Несовершенная нормативная база.

Однако наряду с удачным опытом развития франчайзинговых систем в России существуют и другие примеры. Так, один из признанных лидеров в области франчайзинга - фирма McDonald's отказалась от использования в России франчайзинговой схемы ведения бизнеса, хотя в мире более 20 тыс. ресторанов McDonald's и из них примерно половина работает на принципах франчайзинга.
В России McDonald's не использует эту систему по ряду причин. Во-первых, McDonald's и так успешно развивается в рамках корпоративной схемы в России, на создание которой было потрачено очень много сил и времени.

Первый в России McDonald's пробивался не один десяток лет и оказался очень успешным.
Во-вторых, имея хороший опыт корпоративного развития в России, специалисты этой корпорации указывают на существенные недостатки в российской бизнес-среде, препятствующие расширению франчайзинговых отношений. Главный из них - несовершенная нормативная база.

Кстати, это - очень важный индикатор рычноного климата в России, так как по всему миру именно McDonald's является лидером в индустрии франчайзинга.
И всё же, несмотря на наличие определенных проблем франчайзинг в России неуклонно развивается. Примером тому может служить развитие франчайзингового бизнеса у отечественных фирм.
Отечественным первопроходцем в области франчайзинга в России стала научно-производственная фирма ДОКА (г. Тольятти), которая возникла в 1990 г. и занялась производством оборудования для мелкого и среднего бизнеса. Отрасль, в которой работала НПФ ДОКА, а именно производство оборудования по переработке сельхозпродукции, на протяжении десятилетий развивалась по так называемому остаточному принципу.

Производимое в стране оборудование было предназначено в основном для крупного бизнеса.
В связи с рыночными преобразованиями и формированием сектора малой экономики встал вопрос о создании доступного по цене, качественного и быстро окупаемого отечественного оборудования, которого в тот момент катастрофически не хватало. Фирма ДОКА, оценив перспективность данной ниши рынка, провела активные конструкторские и технологические разработки в области создания оборудования по переработке сельхозпродукции и разработке оригинальных технологии приготовления пищевых продуктов и стала одним из ведущих и крупнейших производителей подобного оборудования в Российской Федерации.
Одна из наиболее широкомасштабных программ фирмы - программа "ДОКА-ПИЦЦА". "ДОКА-ПИЦЦА" - это, в первую очередь, комплект оборудования для производства пиццы. Пицца первоначально казалась экзотическим блюдом для России, так что оборудование раскупалось с удивительной быстротой.



Всего фирма "ДОКА" сумела продать больше 800 пиццерий по всему СНГ. Успеху этой программы во многом способствовало то, что при ее реализации впервые в истории российского бизнеса НПФ "ДОКА" применила франчайзинговую систему.
Параллельно с осуществлением программы "ДОКА-ПИЦЦА" фирма приступила к реализации программы "ДОКА-ХЛЕБ. Комплект мини-хлебопекарни предназначен для использования именно малыми и средними предприятиями. Оборудование было спроектировано таким образом, чтобы его можно было установить в небольшом помещении, внести в обыкновенную дверь, не делая специальной перестройки.

Количество обслуживающего персонала (23 человека) сводило к минимуму накладные расходы.
Развертывание широкой сети мини-хлебопекарен "ДОКА-ХЛЕБ в каждом городском квартале, поселке, в каждом селе отвечало потребностям времени, позволяло решить важнейшую проблему обеспечения населения хлебом, превратить хлебопекарную промышленность в современную отрасль.
Программа "ДОКА-ХЛЕБ, как и программа "ДОКА-ПИЦЦА, развертывалась на основе системы франчайзинга, что предполагало широкую рекламную кампанию во всех средствах массовой информации с возможностью для покупателя оборудования использовать широко известную торговую марку "ДОКА-ПИЦЦА и "ДОКА-ХЛЕБ в виде вывески и другой рекламной атрибутики, с обучением персонала в специализированном учебном центре и передачей "секретов" мастерства, рецептов и технологии приготовления пиццы и хлебопечения, с разработкой экономических нормативов ведения бизнеса, выработкой оригинального фирменного стиля, постоянной связью фирмы с покупателями оборудования.
Однако, несмотря на первоначальные успехи, имидж торговой марки вскоре был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных партнеров: продукт стал выпускаться франчайзи с нарушениями рецептуры и технологии, в результате качество продукции упало. Основная причина была в том, что фирма "ДОКА" не смогла организовать контроль качества продукции тех, кто купил ее оборудование и рецепты.

Организатор и владелец фирмы В.В. Довгань в своей книге о франчайзинге констатировал: "Почему умер франчайзинг по пицце? Ведь это была блестящая идея, с которой можно было бы хорошо зарабатывать.

Из шестнадцати пиццерий, которые работали в Тольятти, около офиса, буквально под рукой, только две делали качественную пиццу, соблюдая рецептуру. Остальные начали не докладывать". Довгань называл и другие причины.

Так, после введения государством налога на подключение оборудования к электросети, этот бизнес стал невыгоден, так как покупателю оборудования приходилось платить сумму равную стоимости оборудования за подключение его к электросети.
Следует обратить внимание на то, что в мировой практике при заключении франшизного договора франчайзи берет на себя соблюдение обязательств по обеспечению необходимых стандартов качества товаров и услуг, сйствию укреплению марки франчайзера, строгому соблюдению всех требований, изложенных франчайзером в инструкции по проведению технологических и коммерческих операций, а также по предоставлению франчайзеру права контролировать франчайзи.
Однако в российских условиях франчайзи, как убеждает пример ДОКА-ПИЦЦЫ, часто не выполняет взятые на себя обязательства, нанося тем самым ущерб франчайзеру. К наиболее распространенным нарушениям можно отнести приобретение запасов и оборудования в не предусмотренных договором местах, отклонение от установленных стандартов качества, уклонение от внесения необходимых платежей, предоставление не достоверной финансовой информации, уклонение от погашения имеющейся задолженности и др.
Таким образом, первый опыт применения франчайзинговой системы ведения бизнеса отечественной компанией в России оказался не совсем неудачным, однако вызвавшие эту неудачу субъективные и объективные факторы вовсе не уменьшают преимуществ, которые дает франчайзинг. В подтверждение можно привести примеры успешно развивающихся в нашей стране франчайзинговых систем.
Одной из наиболее удачных на российском рынке отечественных фирм, использующей систему франчайзинга, является фирма 1С. Эта фирма была основана в 1991 году и занимается исключительно компьютерными программами и базами данных.
Разработанный ею франчайзинговый проект предполагал, что растущие предприятия-пользователи готовы будут заказывать партнерам - франчайзи точную настройку программ в соответствии с их индивидуальными требованиями, а франчайзи, в свою очередь, оплатят право использования торговой марки, технологическую поддержку, рекламу и т.д.
Проект состоял из двух связанных частей: выпуска новых, более настраиваемых продуктов и подготовки маркетинговотехнологической модели
Поскольку прямых западных аналогов такого бизнеса не нашлось, проработка заняла довольно много времени и только с середины 1994 года началось подписание пробных франчайзинговых договоров и постепенное формирование новой внедренческой сети, а с января 1996 года была начата широкая компания по развертыванию сети 1С: Франчайзинг. За один год число франчайзи выросло с 80 до 414.

В настоящее время их более 1600.
Постоянная информационно-технологическая и рекламная поддержка партнеров-франчайзи - одна из основных функций 1С. В состав этой поддержки входят:
- льготная подписка на ежемесячный расширенный комплект из двух компакт-дисков ИТС - информационно-технологическое сопровождение со свежими релизами программ и типовых конфигураций, сообщениями с описанием улучшений, методическими и правовыми материалами;
- прайс-лист, информационные письма партнерам, новости и ежеквартальный каталог программных продуктов;
- методические руководства;
- демо-версии программных продуктов, типовые методики показа, слайды и видео;
- консультации по электронной почте;
- партнерский компакт-диск с рекламно-информационными материалами;
- расширенная поддержка на WEB-сервере, закрытые партнерские разделы, тематические конференции и др.
Организация бизнеса по системе 1С: Франчайзинг требует начальных затрат в размере от 250 до 1000 долларов и уплаты ежеквартального взноса в размере 100 долларов. При выполнении определенных условий франчайзи освобождаются от ежеквартального взноса.
Для своей работы франчайзи необходимо приобрести программный продукт 1С: Предприятие и аттестовать в фирме 1С не менее двух специалистов - внедренцев. Они должны разбираться в бухгалтерском и управленческом учете, владеть навыками программирования, быть готовыми к работе, связанной с разъездами.

Договор франчайзинга ограничивает ценовой демпинг и распространение конкурирующих бухгалтерских программ.
При выполнении этих условий франчайзи получает сертификат и последующую поддержку в работе от фирмы 1С. Успех деятельности фирмы 1С по системе франчайзинга свидетельствует о хороших перспективах этой модели ведения бизнеса в нашей стране при четко налаженном взаимодействии крупных и малых предприятий.
Проблемы становления и развития франчайзинга в России
Несмотря на то, что предпринимательский бизнес существует в России уже второе десятилетие, франчайзинг для нашей страны относительно новое явление. Фактически франчайзинг существует в России не больше 5-6 лет, поэтому данная система ведения бизнеса развита у нас не так широко, как на Западе, о чем свидетельствуют данные приведенной ниже таблицы 1.
Таблица 1.

 

Количество франчайзеров и франчайзи в странах Западной Европы, США и в России в 2000-2001 гг.
Показатели Страны
США Велико
британия
ФРГ Франция Италия Россия
Количество организаций -франчайзеров 2500 642 598 517 502 10-15

 

Количество организаций -франчайзи 313000 35200 28000 28850 26300 2000
2500
Обороты от франчайзинговых сделок (долл. в год) 1
трлн.
46,3
млрд.
30,3
млрд.
32,5 млрд. 23,7
млрд.
20-22
млн.

 

Поскольку объективной статистики по франчайзингу в нашей стране нет, поэтому данные по России - приблизительные. Приведенные показатели свидетельствуют о значительном отставании России от развитых стран в вопросе развития франчайзинговых отношений; по сути, мы находимся на начальном этапе их становления.

 

 

Но уже сейчас можно назвать ряд российских фирм,торые весьма успешны в этой сфере: уже упоминавшаяся компания 1С - программное обеспечение для бухгалтерии, фирма РосИнтер с ее системой быстрого питания Ростикс, фирма Эконика - обувные салоны.
По системе франчайзинга в России работают и несколько иностранных фирм: Баскин-Роббинс, Jack's pizza, Xerox и ряд других фирм. Но, к сожалению, их пока относительно немного. И причин тому несколько
Во-первых, это общеэкономические проблемы, связанные с повышенной рискованностью организации бизнеса, дефицитом инвестиционных ресурсов, административными барьерами и т.п.
Кроме того, российская система ведения бизнеса отличается очень серьезной информационной закрытостью, в отличие от западной системы. Франчайзингу, как раз, такая открытость необходима, так как - это партнерский бизнес, основанный на доверительных отношениях.

В России же очень сложно добиться доверительных отношений между партнерами.
Еще одна причина обусловлена особенностями менталитета отечественных предпринимателей. Российский предприниматель готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная.

Российский предприниматель не всегда готов платить за этот, так называемый интеллектуальный капитал, как нечто неосязаемое, что нельзя потрогать.
Одна из наиболее существенных преград на пути развития франчайзинга - это несовершенство российской законодательной базы. Российское законодательство не только не стимулирует франчайзинг, а в некоторых аспектах - даже препятствует его развитию.

Единственным нормативным документом, регулирующим франчайзинг в России, является Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий главу 54 о коммерческой концессии. Других нормативных документов в этой области нет.

Однако в существующей редакции данная глава в ГК РФ не соответствует современным требованиям и нормам ведения бизнеса в России.
Так, например, статья 1028 ГК РФ предусматривает двойную регистрацию договоров коммерческой концессии. Во-первых, требуется регистрировать подобные договоры в патентном ведомстве, что само по себе логично, так как передается право пользвания интеллектуальной собственностью и товарным знаком.

Во-вторых, регистрация договоров должна производиться и в регистрационных палатах, где и так регистрируются все юридические лица. Однако обычно франчайзинговые договора имеют ряд конфиденциальных статей, которые при прохождении через регистрационные органы могут стать известными третьим лицам.

Кроме того, указанные процедуры требуют дополнительной траты энергии и времени, а также денежных средств. Помимо этого, в системе франчайзинга контроль качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) франчайзи, является правом франчайзера, но никак не его обязанностью, как это представлено в ст.1031.

При сколько-нибудь значительном количестве франшизных точек повсеместный контроль просто нерелншъе 1034 речь идет о так называемой субсидиарной ответственности франчайзера, при которой предусматривается ответственность франчайзера за любые действия франчайзи, наносящие вред потребителям. В этом случае по закону отвечать придется не только самому франчайзи, но и франчайзеру, который может находиться за многие сотни километров от франчайзи и пострадавшего.

Такая система противоречит самой системе франчайзинговых отношений, потому что суть франчайзинга заключается в том, что одна компания продает уже готовый бизнес другой компании. Однако эти компании являются совершенно разными юридическими лицами, самостоятельно ведущими свой бизнес.

А наличие упомянутой субсидиарной ответственности, которая больше подходит для корпоративной схемы (корпорация с развитой сетью филиалов в различных регионах страны) сдерживает развитие франчайзингового бизнеса.
Помимо прочего, в законе прописано требование (см. ст. 1035), согласно которому по истечении срока действия договора о франчайзинге предусматривается его возобновление, но на прежних условиях.

Для России это неприемлемо, поскольку экономическая ситуация меняется очень быстро и перезаключение договора на старых условиях часто является не выгодным для обеих сторон. Следует отметить, что ведущие специалисты по франчайзингу в развитых странах резко критикуют сам факт появления главы 54 ГК РФ, считая, что наличие строгих и не всегда оправданных регламентаций будет сдерживать развитие франчайзинговых отношений в России, особенно на уровне международных контактов.
Ассоциация Российского Франчайзинга разработала проект закона о внесении изменений и дополнений в 54-ую главу Гражданского кодекса РФ, где предпринята попытка устранить имеющиеся препятствия на пути развития системы франчайзинга. Речь идет о том, чтобы убрать положение о двойной регистрации, о возобновлении франшизы на прежних условиях, о субсидиарной ответственности и т.д.

В то же время представляется, что одним из путей создания благоприятной законодательной базы для развития франчайзинга явилась бы разработка и принятие специального федерального закона по франчайзингу, учитывающего специфику российской экономики, важность франчайзинга для развития малого и среднего предпринимательства и предполагающего необходимость всемерной государственной поддержки франчайзингового бизнеса в отечественной экономике.
и условиях, определенных Теоретические и практические аспекты франчайзинга широко изучены западными специалистами. В России франчайзинг появился недавно, поэтому научных работ по франчайзингу, учитывающих специфику российской экономики, пока немного.

Вопросы франчайзинга освещаются в работах таких отечественных экономистов как Ю.А. Бондаренко, В.В.Довгань, С.М.Ильиченко, Я.В.Круковский, А.Обыденов, И.В.Рыкова и других. Рыкова И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей. - Маркетинг в России за рубежом, 2001, 1, с. 9-10. Термин франчайзинг образован от английского franchising - право, привилегия. Франчайзинг - это форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на ченной территории, на срок и условиях, определенных договором. Термин франшиза (также фрэнчайз) образован от французского franchise - льгота, привилегия.



Содержание раздела