d9e5a92d

Тема 13. Теоретические разработки экономистов России


Тема 13. Теоретические разработки экономистов России
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С. Есенин
В дореволюционное время в экономической науке России сложился ряд школ. Маржиналисты были представлены в Киевском университете, историко-социальное течение – в Московском, а преимущественно марксистское – в Петербургском. Россия в этот период становится главным мировым центром развития различных направлений марксистской экономической теории – от либерально-реформистского до радикального.
Экономические взгляды В. И. Ленина
Радикальное направление русского марксизма возглавлял
В. И. Ульянов (Ленин) (1870-1924). Многочисленные работы его пронизаны идеей неизбежности движения русского капитализма к пролетарской революции и возможности построения социализма в России несмотря на ее экономическую отсталость от Запада. Все вопросы преобразования общества Ленин решал с помощью революционного насилия, осуществляемого пролетариатом во главе с марксистской партией.
В. И. Ленин написал несколько работ на экономические темы, но наиболее крупной среди них была книга Развитие капитализма в России (1889), в которой марксистская теория была применена к анализу экономического развития России. Ленин, используя официальную статистику, охарактеризовал развитие национального рынка в результате усиления общественного разделения труда. Промышленность переходит на машинно-фабричную основу, в сельском хозяйстве осуществляется разложение крестьянства на зажиточных (кулаков) и бедных (пролетаризирующихся) производителей, помещичьи хозяйства приобретают все более торговый характер.

Растут города и городское население. Все это характеризует превращение феодального строя России в капиталистический, а значит, страна не имеет какого-либо особого пути развития. Она двигается в общем русле мирового прогресса – к развитому капитализму, а затем – к социализму.
Важным произведением Ленина в анализе современного ему общества явилась работа Империализм как высшая стадия капитализма (1916). В ней Ленин определяет характерные черты капитализма в конце XIX–начале XX в. и формулирует основные тенденции капиталистической экономики. По его мнению, империализм есть загнивающий, паразитический и умирающий капитализм. Он вошел в эпоху глубокого обострения всех своих противоречий, которое означает не что иное как общий кризис капитализма. На этой стадии происходит полная подготовка социалистической революции.

Этой концепции последователи Маркса и Ленина придерживались вплоть до 90-х гг. ХХ в., когда в общий кризис попал социализм и произошел его распад.
Учение о социализме Ленин вначале разрабатывал в соответствии с принципами Манифеста Коммунистической партии К. Маркса и Ф. Энгельса. Он стоял на позициях полного устранения частной собственности и перехода к общественной собственности, ликвидации рыночных отношений, огосударствления всей экономики и осуществления централизованного управления хозяйством.
Однако полный развал российского хозяйства и социальный протест против политики большевиков заставил Ленина разработать принципы новой экономической политики. Произошло возрождение частной собственности, рынка, денег, предпринимательства, но при сохранении диктатуры пролетариата.
Ленин пытался найти путь постепенного преобразования капитализма в социализм с помощью хозяйственного расчета и кооперации. Однако эти идеи оказались утопическими. Все элементы рыночных отношений и экономической демократии были уничтожены в 30-е гг. с помощью массового террора.
Либерально-реформистское направление марксизма в России (легальный марксизм) развивали М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве, С. Н. Булгаков.
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) был одним из наиболее популярных, признанных в стране и за рубежом экономистов конца XIX–начала XX в. Это было обусловлено как многогранностью его научной деятельности, так и значимостью разрабатываемых им проблем.
В первой своей книге Промышленные кризисы в Англии (1894) он следовал идеям II тома Капитала К. Маркса, но и отмечал, что механизм кризисов кроется в недостатке банковских ресурсов. Отстаивал идею необходимости развития капитализма в России, отвергал тезис народников о прочности крестьянской общины, полезности ее сохранения посредством переделов земли. Рассмотрев хозяйственную эволюцию Англии, Туган-Барановский в противовес народникам утверждает тезис о реальном существовании и быстром росте русского капитализма.


Итогом исследования русского капитализма стала книга Русская фабрика в прошлом и настоящем (1898). Кустарная промышленность, несмотря на широкое развитие в России, неизбежно проходит различные ступени подчинения капиталу. Капиталистическая фабрика является более высокой формой организации производства.
Уже после 90-х гг. Туган-Барановский отходит от ортодоксального восприятия идей Маркса и одним из первых выдвигает идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности (Теоретические основы марксизма) (1905). Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Это соотношение получило название теоремы Туган-Барановского.

Трудовая стоимость – определяющий фактор, полезность блага – определяемый. Эта теорема получила развитие в работах других экономистов, в концепциях, раскрывающих смысл экономического оптимума.
Общественный спрос Туган-Барановский рассматривал как проявление общественной потребности, общественное предложение – как результат разделения труда по различным отраслям и сферам производства. Тем самым ученый выделял объективные и субъективные факторы, лежащие в основе цены.
Туган-Барановский построил концепцию разноуровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости с теорией распределения (Социальная теория распределения (1913)). Он модифицировал схемы воспроизводства Маркса, введя три подразделения общественного производства, подверг критике Марксов закон тенденции нормы прибыли к понижению.
В работе Социализм как положительное учение Туган-Барановский рассматривает систему государственного социализма как одну из форм общественного устройства. Он считает, что элементы принуждения сохраняются до тех пор, пока сам человек не научится подчинять свои интересы общественным.
Социальным идеалом, по мнению ученого, является не социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных
людей – вот конечная цель общественного прогресса. Однако социальный идеал полностью никогда не будет достигнут, в приближении к нему и заключается весь исторический прогресс человечества.
Туган-Барановский был блестящим педагогом, выступал с публичными лекциями. Одним из его выдающихся учеников был
Н. Д. Кондратьев – экономист с мировой известностью. По учебнику
Туган-Барановского Основы политической экономии обучалось не одно поколение студентов, даже и в 20-е гг. – при советской власти.
По мнению Н. Д. Кондратьева, Туган-Барановский в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьезно прислушаться к движению ее на востоке Европы, в России… больше, чем кто-либо, способствовал тому, чтобы поставить русскую экономическую науку в ряд европейской.
Петр Бернгардович Струве (1870-1944) в работе Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России доказывал, как и Туган-Барановский, неизбежность перехода страны на капиталистический путь развития. Он считал, что рост крупной промышленности и транспорта создает условия для вовлечения в хозяйственный оборот отсталых уголков и местностей России, для возникновения предпосылок для рационального хозяйствования в земледелии.
Струве довольно быстро разочаровался в марксизме и социализме, занявшись пересмотром традиционных положений политической экономии. Из легального марксиста он становится открытым и жестким противником теории Маркса.
Подобную же эволюцию взглядов претерпел Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) – русский экономист, философ, богослов. Он был профессором политической экономии в учебных заведениях Киева и Москвы. С 1922 г. жил в эмиграции, в Париже.

Написал ряд работ: От марксизма к идеализму (1909), История экономических учений (1912), Философия хозяйства (1912) и др.
Для Булгакова марксизм оказался кратковременной болезнью роста. Он приходит к выводу, что идеализм, в отличие от экономического материализма, является более прочным фундаментом для разработки прогрессивной общественной программы.
В книге Философия хозяйства (1912) Булгаков подвергает критике экономический материализм (экономизм) как узкий взгляд на жизнь с позиции прежде всего хозяйственного процесса. Считает, что необходим широкий философский взгляд на хозяйство. Хозяйство, – говорит Булгаков, – есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечивания природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм.

Признак хозяйства – трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных или духовных, в противоположность даровому их получению.

Интересные записи



Содержание раздела