d9e5a92d

Схоласты




Схоласты восприняли идею Аристотеля о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена, который позволяет приобретать другие необходимые товары. Так же, как и Аристотель, они разделяли потребительную стоимость и меновую стоимость, а также монопольную цену, установленную продавцом, и естественную цену, независимую от какого-либо лица. В условиях феодализма существовали механизмы, которые препятствовали конкуренции и формированию рыночной цены. Например, монопольный характер имели цены, которые устанавливались ремесленными цехами. В концепции справедливой цены схоластов идея ценности означала нормальную (конкурентную) цену товара, а превышение ее расценивалось как нарушение норм морали.

Они считали монопольную цену ненормальной и несправедливой, а конкурентную цену нормальной и справедливой.

Опираясь на учение Аристотеля о естественных и неестественных видах экономической деятельности, а также на доктрину естественного права схоласты определили свое отношение к различным видам деятельности и доходов. Такие доходы как заработная плата и рента они рассматривались как естественные, данные Богом виды дохода. Достаточно терпимо схоласты относились к предпринимательской прибыли, рассматривая ее как плату за "общественные услуги" предпринимателя и результат действия расчетливого экономического разума, понимая под расчетливостью намерение извлекать денежную выгоду при помощи законных методов.

Торговля, согласно Фоме Аквинскому, изначально является злом. Этот вывод следовал из предпосылки о неизменности совокупного богатства. Действительно, в традиционных обществах экономический рост практически отсутствовал. Следовательно, обогащение было возможно только за счет перераспределения богатства.

Поэтому торговля рассматривалась как выигрыш одного лица за счет другого. Рассматривая торговлю как не очень престижное занятие, схоласты, тем не менее, оправдывали торговлю тем, что в целом она приносила обществу пользу.

Отношение к ростовщичеству, приносящему процент, было очень противоречивым. Ранняя схоластическая доктрина осуждала ростовщичество; оно рассматривалось как недостойное занятие. Однако в более поздних взглядах осуждалась не столько практика взимания процента, сколько слишком высокая процентная ставка.

Во взглядах на деньги схоласты продолжали идеи Аристотеля, то есть придерживались металлистической концепции. Они осуждали государственные злоупотребления по уменьшению золотого содержание монеты, которые приводили в непрерывным расстройствам денежного обращения.

Светскую экономическую мысль эпохи феодализма представляет французский ученый Никола Орем (Оресм) (ок.1323-1382), который предпринял попытку обосновать металлистическую теорию денег в своей работе "Трактат о происхождении, природе и юридическом основании и изменении денег". Он следовал логике Аристотеля в объяснении причин возникновения денег, но более детально остановился на тех свойствах, которыми должны обладать товары, используемые в качестве денег. Так же, как и Аристотель, он признавал товарную природу денег.

Рассматривая закономерности денежного обращения в денежной системе биметаллизма, он настаивал на том, что соотношение золота и серебра как денежных товаров должно соответствовать их рыночному соотношению. Никола Орем настаивал на том, что чеканка монеты должна быть привилегией королевской власти как представителя общества, который имеет наибольшие полномочия и власть; однако он требовал исключить злоупотребления, ведущие к ухудшению качество монеты.

Средневековым мыслителям удалось уточнить содержание многих экономических понятий, развить логику научного понимания экономических процессов. Однако в целом экономическое мышление оставалось под контролем религиозных норм.

Алгоритм самостоятельной работы

Фома Аквинский Сумма теологии [ 71 ]
Майбурд Е. [38], С. 49-70, 228-233.
Реуэль А. [57], С. 56-60.
История экономических учений [ 2 1], С. 31-48.
История экономических учений [ 2 4], С. 18-27.
Всемирная история экономической мысли: В 6 т. Т. I [ 13] , С. 158-195. Блауг М. [5], С. 25-27. Негиши Т. [46 ], С.18-21.



Шумпетер Й. [81], С. 220-267; [82], С.368.

Аннотированный список дополнительной литературы

К сожалению, экономические воззрения схоластов, а также светских ученых средневековья не получили достаточного внимания в работах современных историков-экономистов. В статье А.Арсеневича наряду с переводом "Суммы теологии" Фомы Аквинского с латинского языка содержатся интересные комментарии и анализ влияния воззрений Аристотеля на средневекового мыслителя.

Контрольные задания

Во взглядах на деньги схоласты придерживались
А) металлистических воззрений
В) количественной теории денег
Б) номиналистических воззрений

Схоласты считали, что справедливой является
А) рыночная цена
В) цена, установленная правителем
Б) цена, установленная ремесленным цехом

Схоластика возникла в
А) IV-V вв.
В) XV в.
Б) XI-XII вв.
Г) все перечисленное не верно

Тема 3. Меркантилизм

XVI-XVII вв. в экономической истории являются эпохой торгового капитализма. В этот период, хотя все еще сохранялись основные черты традиционного общества, происходили важные изменения в социально-экономической жизни Европы в связи с формированием мирового рынка и обособлением национальных экономик. Великие географические открытия (середина XV-середина XVII вв.) заметно усилили развитие рыночной экономики, связав постоянными торговыми отношениями различные регионы. На этом фоне происходило обособление экономической жизни как самостоятельной сферы деятельности, не связанной с иерархической феодальной структурой; экономическое мышление выходило из-под контроля религиозных норм. Возникали рыночные структуры и институты: торговые и банкирские дома, товарные и фондовые биржи, формировались национальные денежные системы.

Однако в этот период по-прежнему господствовала ручная техника, что ограничивало возможности роста богатства наций за счет развития производства; главным источником прибыли становилась международная торговля в форме неэквивалентного обмена.

В этом процессе активную роль играло государство. Правители, нуждаясь в более или менее осознанной и обоснованной экономической политике, формировали социальный заказ на научное осмысление экономических процессов. На этой объективной основе произошло первое обособление экономической мысли от философской и религиозной мысли.

Экономическое знание обособилось в форме меркантилизма.

Его возникновение неразрывно связано с ролью государства. Но меркантилизм это не только исторический тип экономической политики, но это и экономическая доктрина. Не случайно, термин "политическая экономия", введенный французским меркантилистом Монкретьеном, который в последствие использовался для обозначения экономической науки, появился именно в эту эпоху.

Кредо экономической доктрины меркантилизма заключается в учении о том, что прибыль создается в сфере обращения (денежного или товарного), богатство нации заключается в деньгах. Меркантилисты утверждали, что богатство накапливается в результате внешней торговли, поэтому интерес они проявляли к сфере торговли, а не производства. Благородные металлы в слитках или сокровища рассматривались, как основа богатства государства, поэтому признавалась необходимость регулирования внешней торговли с целью обеспечения превышения экспорта над импортом и создания чистого притока металлических денег.

Меркантилисты были сторонниками протекционизма и предлагали защищать национальные интересы в международной торговле с помощью таких средств, как законы о мореплавании (перевозки товаров по морю), предписание колониям торговать только с метрополией, субсидирование экспорта, обложение налогами импорта промышленных товаров и проч.

Выделяют две стадии в развитии меркантилизма; ранний (теория денежного баланса) (XV-XVI вв.) и поздний (теория торгового баланса) (XVII-XVIII вв.).

Представителями раннего меркантилизма являлись Мариана (Испания), Скаруффи (Италия), Боден (Франция), Стаффорд (Англия), Ордин-Нащокин (Россия, XVII в.). Суть теории денежного баланс заключалась в запрете вывоза денег из страны, ограничении импорта, расширение добычи золота и серебра, установлении высоких пошлин. Ранние меркантилисты считали, что деньги Ц это символ богатства и материальной власти. Наиболее полно ранняя версия меркантилизма была развита в Англии в XV-XVI вв., где действовали законы об истрачивании денег; они обязывали иностранных купцов расходовать выручку за свои товары на покупку английских товаров.

Рекомендации ранних меркантилистов сковывали развитие торговых отношений. К тому же их можно было осуществить только при небольших объемах торговли.

Ограниченность теории денежного баланса проявилась по мере роста международной торговли. Поздний меркантилизм, критикуя некоторые идеи раннего меркантилизма, выступал против ограничений в денежном обращении. Представители позднего меркантилизма: Мен (Англия), Кольбер, Монкретьен (Франция), Серра (Италия), Посошков (Россия), - считали, что деньги должны постоянно работать, находясь в обороте.

Источники прибыли, по их мнению, находились не в сфере денежного обращения, а в международной торговле. Это неэквивалентный обмен (дешевле покупать, дороже продавать), а также положительное сальдо торгового баланса. Поздние меркантилисты выступали за создание благоприятных условий для расширения международной торговли, за развитие судоходства, рост производства экспортных промышленных товаров, осуждали накопление сокровища и выступали против запрета вывоза денег из страны.

Их общепризнанным вкладом в экономическую науку является идея платежного баланса, которую они использовали для обоснования активной внешней политики государства.

Интересные статьи



Содержание раздела