d9e5a92d

Сельское хозяйство Гуань-цзы




Таким образом, по Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человек может обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворению потребностей. Однако возникновение торговли как профессионального занятия, направленного на зарабатывание денег, по Аристотелю, привело к утрате естественной цели удовлетворения потребностей, и накопление денег само по себе стало целью торговли.

Взгляды Аристотеля на деньги отличаются от взглядов Платона. Аристотель признавал товарную природу денег. Он считал, что необходимость в деньгах как средстве обмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющий собственную товарную ценность, например железо или серебро, которые облегчают обменные операции. Его идеи были близки металлистической концепции денег.

Однако Аристотель осуждал накопление денег, в особенности ростовщичество, которое использовало деньги для получения еще большего их количества.

Аристотель внес большой вклад в разработку проблемы ценности. Он пытался ответить на вопросы о том, почему товары обмениваются в определенной пропорции и каковы объективные и субъективные факторы, определяющие ценность товара. Аристотель не дал однозначного ответа на эти вопросы, однако, рассмотрел ряд важных понятий, которые до сих пор используются в экономической науке.

Исследуя обмен, Аристотель сделал вывод о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена. Он разграничил два свойства товара: потребительная стоимость (ценность) и меновая стоимость (ценность). Потребительная ценность не является внутренним качеством товара, а отражает его способность удовлетворять потребности человека.

Меновая ценность- это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Меновые отношения товаров представляет собой их относительные цены.

Будучи философом, Аристотель анализировал этический аспект экономических категорий. Он выделил понятие естественной цены, которая устанавливается в процессе торга между продавцом и покупателем, и монопольной цены, которая устанавливается продавцом. Естественная цена является нормальной и справедливой, в то время как монопольная цена является несправедливой и нарушает естественные законы.

Платон и Аристотель были философами-моралистами, они стремились разработать этические критерии для оценки правильного и неправильного, справедливого и несправедливого, правильного и неправильного в поведения людей, а также соответствующие моральные нормы. Однако они имели различное понимание природы общественных законов: по Платону это законы, устанавливаемые правящей элитой, по Аристотелю Ц это естественные законы. Это различие положило начало двум основным традициям в обществоведческой мысли, которые сохраняются до сих пор.

Древние римляне восприняли идеи Платона и Аристотеля. Однако они занимались главным образом вопросами права, а также практическими проблемами управления частным хозяйством, которые нашли свое отражение в работах Катона (234-149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.) и Колумеллы (I в. до н.э.).

В древневосточных государствах, в Древней Греции и Риме основными направлениями экономической мысли являлись экономика домашнего хозяйства (имения, мастерские и т.д.), экономика государства и экономическая политика. Научная экономическая мысль имела не систематический, а фрагментарный характер; экономическая профессия еще не сформировалась и исследованиями экономических вопросов занимались не профессиональные экономисты, а главным образом философы, которые опирались не на специальные методы исследования, а на простой здравый смысл.

Алгоритм самостоятельной работы

Аристотель Сочинения [ 2 ]
Варрон М. Сельское хозяйство[ 9 ] Гуань-цзы [ 15 ]
Катон М. Земледелие [ 25 ]
Платон Государство. Закон. Политика. [53 ]
Майбурд Е. [38], С.38-47, 224-228.
Реуэль А. [57], С. 10-38. История экономических учений [21], С.13-28.
История экономических учений [ 24 ], С. 12-17.
Всемирная история экономической мысли: В 6 т. Т. I
[ 13 ] С. 94-107, 117-127, 130-147. Блауг М.
[ 5 ]. С. 25-26.


Шумпетер Й. [80], С. 284-306;
[82], С.358-359.

Аннотированный список дополнительной литературы

Особенности хозяйственной системы и экономической мысли Древнего мира исследованы в монографии А. Аникина "Юность науки: жизнь и идеи мыслителей экономистов до Маркса". Несомненно, полезно будет познакомиться с работой историка-экономиста и переводчика В.Штейна, ставшей библиографической редкостью. В ней перевод памятника древнекитайской экономической мысли "Гуань-цзы" сочетается с анализом рекомендаций авторов "Гуань-цзы" в области ценовой, аграрной и финансово-кредитной политики государства.

Контрольные задания

1. Экономические учения эпохи традиционных обществ характеризовалась следующими особенностями:
А) имели фрагментарный характер
Б) опирались на специальные методы экономического исследования
В) развивались профессиональными экономистами
Г) все перечисленное верно

2. Главными проблемами экономической мысли Древнего Востока являлись:
А) вопросы организации и управления частновладельческим хозяйством
Б) вопросы организации и управления царско-храмовым хозяйством
В) вопросы организации и управления мануфактурами
Г) все перечисленное верно

3. По Аристотелю наука об управлении домашним хозяйством называется
А) экономика
В) статистика
Б) хрематистика
Г) моральная философия

4. Проблему разделения труда в античный период рассматривал
А) Хаммурапи
В) Артхашастра
Б) Аристотель
Г) Гуань-цзы

5. В античный период рабовладение критиковал
А) Платон
В) все перечисленное не верно
Б) Аристотель

6. Мыслители античной эпохи считали, что недостойным профессиональным занятием является
А) ремесло
В) сельское хозяйство
Б) ростовщичество
Г) все перечисленное верно

7. Платон отрицал следующую функцию денег:
А) мера стоимости
В) средство накопления
Б) средство обращения

8. Взгляды Аристотеля на природу денег были близки
А) количественной теории денег
В) номиналистической теории денег
Б) металлистической теории денег

Тема 2. Экономическая мысль средневековья

Средневековье Ц это многовековой период эпохи традиционных обществ, начавшийся с падения Римский империи (474) и продолжавшийся до середины пятнадцатого века. Средневековое общество имело феодальный характер. Феодализм характеризовался частной собственностью на землю и господством крупного землевладения.

Феодальное общество имело жесткую сословную структуру, основанную на принципе "господин-вассал". Основное средство производства Ц земля Ц принадлежало королю (ставленнику Бога на земле) и распределялось по законам сословной иерархии. Земля передавалась по наследству от отца к сыну. Земля, капитал, труд не являлись товаром.

Большая часть продукта производилась для личного потребления, а не для продажи. Однако развитие рыночных отношений постепенно подрывало феодальные устои; значимость таких явлений экономической жизни как частная собственность, денежная цена, процент и проч. возрастала.

Большую роль в организации феодального общества, а также в его интеллектуальной жизни играла церковь. В этот период преобладала не светская, а религиозная (каноническая) мысль; экономические идеи развивались как часть учения христианской церкви. Наиболее типичным явлением в мышлении средневековья является схоластика (от греч. "школьный", "ученый"), возникшая в XI-XII вв. Это тип религиозной философии, соединяющий в себе теолого-догматические предпосылки с рационалистическими представлениями. Раннее христианство отрицательно относилось к частной собственности и предпринимательству.

Однако прогресс экономики в эпоху позднего средневековья в связи с развитием ремесла, торговли и городской экономики и расширением рынков приходил в противоречие с христианским учением. Схоласты, не отрицая религиозных канонов, стремились найти рациональное объяснение действительности. Они восприняли многие идеи Аристотеля, что привело к своеобразному синтезу канонического учения и воззрений древнегреческого философа в виде христианского аристотельтизма.

Этот принцип позволил найти компромиссное решение некоторых важных проблем феодальной экономики.

Схоласты развили учение Аристотеля, в частности его тезис о естественном характере общественных законов. Они разработали доктрину естественного права. Схоласты считали, что естественное право Ц это комплекс правил, соответствующих общественной необходимости, налагаемых на человека природой и потому непреложных.

Наибольший вклад в экономическую мысль средневековой схоластики внес итальянский мыслитель Святой Фома (Фома Аквинский) (1225-1274). Его экономические воззрения изложены в работе "Сумма теологии" (Summa Theologica). Во взглядах на экономику он опирался на теорию, развитую Аристотелем.

Ф.Аквинский доказывал, что частная собственность в том виде, в каком ее признавал Аристотель, вполне совместима с религиозной моралью. Частная собственность, связанная с удовлетворением потребностей (собственность на одежду, жилище и проч.), а не стремлением к обогащению, не является противоестественной.

Интересные статьи



Содержание раздела