дополнительно по теме здесь         d9e5a92d

Отделение малых и средних металлургических и металлоперерабатывающих предприятий

Союз металлургов задумывался как некая лоббистская организация, призванная обеспечить все необходимые условия для предприятий металлургической отрасли,- рассказывает первый вице-президент Союза металлургов, директор по общим вопросам УГМК Владимир Белоглазов. - Главное, что мы пытаемся делать это отстаивать интересы отрасли в самых различных уровнях власти, начиная от власти муниципальной и заканчивая федеральными органами.
Основными направлениями деятельности Союза металлургов в соответствии с теми проблемами, которые волнуют металлургические предприятия Свердловской области, являются:
Во-первых, участие в разработке законопроектов и документов, обсуждаемых и принимаемых на федеральном уровне, во взаимодействии с Торгово-промышленной Палатой, Международным Союзом металлургов и Ассоциацией металлургов России в следующих направлениях:

  • состояние сырьевой базы и горнодобывающей промышленности;
  • регулирование вопросов недропользования и землепользования;
  • реформирование энергетики, железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства;
  • налоговая политика;
  • трудовое законодательство;
  • пенсионная реформа и реформа социального страхования;
  • разработка технических регламентов и экологических нормативов.

Во-вторых, разработка и реализация мероприятий по вопросам социальной ответственности металлургического бизнес-сообщества Свердловской области в сфере:

    • регулирования социально-экономических отношений в горно-металлургическом комплексе Свердловской области на 2004-2005 гг. путем заключения трёхстороннего Соглашения;
    • кадровой политики и подготовки молодых специалистов для металлургических предприятий;
    • социального партнёрства на уровне вертикально-интегрированных компаний.
В-третьих, развитие конструктивных отношений со всеми уровнями власти, направленное на достижение стратегических целей развития металлургических предприятий, муниципальных образований и региона в целом:
  • совершенствование межбюджетных отношений с целью обеспечения развития территорий и повышения качества жизни населения;
  • создание инвестиционной привлекательности региона для развития и модернизации производства;
  • участие в системе кредитования жилищного строительства по ипотечной схеме;
  • льготирование содержания объектов социальной сферы.

Совместно с обкомом ГМПР и Министерством промышленности, энергетики и науки Свердловской области Союз металлургов регулярно заключает отраслевое трёхстороннее соглашение по горно-металлургическому комплексу Свердловской области. Согласно этому документу Союз металлургов является представителем стороны работодателей при взаимодействии с профсоюзами и властными структурами.
В своей работе Союз металлургов уделяет особое внимание малым и средним металлургическим предприятиям Свердловской области. Один из отделов союза - Отделение малых и средних металлургических и металлообрабатывающих предприятий- разрабатывает организационные рекомендации, экономические и другие программы с целью обеспечения устойчивого финансово-экономического состояния и развития малых предприятий - членов Союза.
При Союзе ПМК создано Отделение золотодобывающих предприятий, основным направлением деятельности которого является решение актуальных проблем и задач, стоящих перед золотодобывающими предприятиями по вопросам обеспечения технического совершенствования добычи драгоценных металлов, внедрения новых технологий, программ энергосбережения, охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности.
Большинство предприятий - членов Союза металлургов являются градообразующими предприятиями и вопрос формирования доходной базы муниципалитетов является достаточно важным. В связи с этим члены Союза активно развивают конструктивные отношения со всеми уровнями власти, направленные на развитие металлургических предприятий и муниципальных образований.

В частности, регулярно обсуждается механизм совершенствования межбюджетных отношений с целью обеспечения развития территорий, повышения их инвестиционной привлекательности и, как результат, повышения качества жизни населения.
Деятельность Союза металлургов направлена не только на развитие производственно-экономического потенциала металлургической отрасли Свердловской области, но также находит свое отражение и в социальной жизни региона. В декабре 1999 года Союзом создан отраслевой Совет ветеранов, учрежден Благотворительный Фонд Наследие Демидова для содействия реставрации историко-промышленных объектов, памятников архитектуры и искусства, оказания благотворительной помощи.
В 2003 г Союз металлургов совместно с министерством промышленности, энергетики и науки Свердловской области и Свердловским обкомом ГМПР организовал первый конкурс Наследники Демидова. Его цель - определить предприятия высокой социальной ответственности в горно-металлургическом комплексе региона.



Победителями конкурса стали не только крупные заводы, но и горно-добывающие предприятия, отраслевые институты. Для наследников были изготовлены специальные знаки, почетные дипломы и грамоты, которые были вручены в июле на торжественном приеме, посвященном Дню металлурга.
Также при поддержке Союза ПМК издано большое количество литературы: энциклопедии, учебные пособия, ряд монографий о выдающихся организаторах уральской металлургии. Среди них такие эксклюзивные издания, как энциклопедии Металлурги Урала и Металлургические заводы Урала.

Активное участие Союз металлургов принимал в праздновании 300-летия уральской металлургии.

Отделение малых и средних металлургических и металлоперерабатывающих предприятий


некоммерческого партнерства Союз предприятий металлургического комплекса Свердловской области
В структуре некоммерческого партнёрства Союз предприятий металлургического комплекса Свердловской области создано Отделение малых и средних металлургических и металлоперерабатывающих предприятий. Основными задачами Отделения являются:
-обобщение предложений предпринимателей, выработка организационных рекомендаций, экономических и других совместных решений с целью обеспечения устойчивого финансово-экономического состояния малых предприятий;
-анализ проектов нормативных актов и разработка предложений по системе законодательного обеспечения развития малого предпринимательства, в том числе малой металлургии в Свердловской области;
-налаживание взаимодействия с органами государственной и законодательной власти, местного самоуправления для разработки и реализации системы мер поддержки малых металлургических предприятий;
-освещение в средствах массовой информации проблем развития, производственных и социальных достижений малых и средних металлургических и металлоперерабатывающих предприятий;
- работа с научными учреждениями, оказание услуг средним и малым предприятиям при создании новых наукоемких малотоннажных производств, поддержка при создании инновационных технологий, материалов, оборудования;
-участие в создании инфраструктур, направленных на поддержку малого промышленного предпринимательства, развитии производственной кооперации с крупными предприятиями;
-выпуск методических рекомендаций по вопросам лицензируемой деятельности, лизинга оборудования, земельного и природоохранного законодательства, оказание субъектам малого бизнеса правовой, информационной и консультативной помощи;
-содействие предприятиям в выставочных и имиджевых мероприятиях, ознакомление с современными технологиями и методами управления с привлечением ведущих ученых и специалистов;
-разработка стратегии, программ, проектов развития малой металлургии Свердловской области, поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, проведение экспертизы проектов и программ развития малых предприятий;
-участие в разработке проектов нормативных актов по дебюрократизации экономики, анализ их влияния на развитие малого предпринимательства, разработка предложений по сокращению административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;
-содействие объединению ресурсов малых предприятий для решения общих вопросов, лоббирование и продвижение интересов компаний по вопросам развития бизнеса, оказание помощи малым металлургическим предприятиям в изучении рынка сбыта, поставкам продукции, поиск инвесторов и поддержка малых предприятий в получении инвестиций, подготовка инвестиционных предложений и бизнес-планов, сопровождение инвестиций. Отделение малых и средних металлургических и металлоперерабатывающих предприятий содействует устойчивому развитию малых предприятий, оказывая им организационную, информационную, консультационную помощь. Постоянно пополняется банк данных по малым металлургическим предприятиям, издан полноцветный каталог Малый и средний бизнес металлургического комплекса Свердловской области. Помещаются материалы по малому бизнесу в бюллетень областного Союза металлургов.

Подготовлены сборник методических документов по лицензированию деятельности сбора и переработки лома, руководство по радиационной и взрыво-пожарной безопасности при работе с ломом чёрных и цветных металлов. Для реализации ряда основных задач Отделения по развитию малой металлургии Отделением в 2003 г создано ООО Союз-Металл.

В апреле 2004 г Отделением проведено собрание малых металлургических и металлоперерабатывающих предприятий области с подведением итогов работы в 2003 г, первом квартале 2004 г и приоритетным направлениям деятельности. Отделение инициирует разработку и реализацию совместно с заинтересованными структурами двух проектов:
-создание специализированного информационного сайта по малой металлургии Свердловской области (статистическо-экономическая информация по малому предпринимательству отрасли, методические материалы по организации бизнеса, деловые новости, коммерческие предложения, сведения о структурах, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства);
- разработка технологической базы данных о малом металлургическом инновационном бизнесе, об инновационных технологиях, материалах и оборудовании, о наукоемких малотоннажных производствах, механизмах доступа к технологическому оборудованию крупных предприятий, банке данных специалистов, ученых, научных трудах и достижениях.
В ближайших планах Отделения малых и средних металлургических и металлоперерабатывающих предприятий подготовка конференции Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в сфере металлургической промыщленности, которая состоится в г Екатеринбурге в конце сентября 2004 г в рамках международной выставки Металлургия и машиностроение.

Извлечение из Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, металлургический комплекс


Металлургический комплекс Свердловской области, включающий отрасли чёрной и цветной металлургии, играет определяющую роль в современной структуре промышленности. В 2000 г на его долю приходилось 54,4% общего объёма промышленного производства территории. В производстве важнейших вводов продукции чёрной и цветной металлургии на долю металлургического комплекса Свердловской области приходится: 13% российского производства товарной железной руды, до 10% чугуна, стали, готового проката, 34% производства стальных труб, 35% рафинированной меди, 7,3% первичного алюминия, 76,0% бокситов, 1,8% никеля. В 1999 г почти 79% металлургической продукции произведено на предприятиях, находящихся в частной и смешанной собственности.

С изменением экономических условий, в том числе в результате приватизационных процессов и развития предпринимательской деятельности, в металлургическом комплексе области создано значительное число малых предприятий, в том числе филиалов и дочерних предприятий крупных заводов, различных посреднических фирм, в основном снабженческо-сбытовых, и других структур. Крупные и средние предприятия составляют до 23% общего количества предприятий металлургического комплекса, на их долю приходится около 99% всей продукции чёрной и цветной металлургии.
За период 1991-2000 гг наблюдалась неоднозначная тенденция в развитии отдельных отраслей и производств металлургического комплекса. До 1999 г шло непрерывное сокращение производства чёрных металлов.

В 1999 г произошёл существенный рост отраслевого производства. В 2000 г тенденция роста производства чёрных и цветных металлов на предприятиях металлургического комплекса сохранилась. В связи с начавшимся ростом промышленного производства как в металлопотребляющих отраслях, так и в самой чёрной металлургии повысился спрос не только на готовый прокат и стальные трубы, но и на ферросплавы, огнеупорные изделия. В результате наблюдаются более высокие темпы роста производства на трубных, ферросплавных и огнеупорных заводах.

В цветной металлургии в 1999-2000 гг также наблюдалась устойчивая, стабильная работа, отмечены высокие темпы роста производства проката (четвёртый передел): алюминиевого, бронзового, медного, латунного, титанового.
Продукция металлургического комплекса области традиционно ориентирована на внутренний рынок страны и предназначалась как для внутриобластного потребления, так и в большей степени для обеспечения потребности других регионов. В 1998-1999 гг за пределы области, в регионы РФ было вывезено 32,6% произведённой железной руды, 20,9% готового проката, 76,4% стальных труб.

Кроме того, экспортировано более 36% произведённых в Свердловской области чёрных металлов. Экспорт алюминия и меди достигает 80% производства.
Анализ тенденций развития металлургического комплекса Свердловской области позволил установить, что современное состояние металлургии характеризуется следующими наиболее острыми проблемами:

  1. Низкий технический уровень производства, повышенный износ основных фондов и связанные с этим неудовлетворительное качество и недостаточная конкурентоспособность продукции (в чёрной металлургии износ машин и оборудования достиг 65%, в цветной металлургии- 62%; остаётся низкой доля металла, выплавляемого по прогрессивным технологиям, доля устаревшего мартеновского способа производства стали составляет 58%).
  2. Повышенная материало- и энергоёмкость производства: в структуре затрат на производство продукции наибольший удельный вес приходится на материальные затраты, их доля составляет 72% в чёрной металлургии, 66% - в цветной металлургии.

В издержках на производство чёрных металлов сохраняется высокий расход энергоресурсов, уровень удельного потребления энергии на крупных металлургических предприятиях области на 20-30% выше по сравнению с соответствующими показателями по металлургическими предприятиями промышленно развитых стран Западной Европы. В цветной металлургии по сравнению с зарубежными фирмами энергоёмкость продукции в 1,2-1,5 раза больше, а производительность труда на всех переделах ниже в 1,5-2 раза.

  1. Неудовлетворительное решение социальных проблем, сохранение высокой доли занятых в условиях, не отвечающих социально-гигиеническим нормам, обострение проблемы обеспеченности квалифицированными кадрами. На долю металлургического комплекса приходится почти 54% общей численности занятых тяжёлым физическим трудом во всей промышленности области.
  2. Низкий уровень загрузки мощностей по производству основных видов металлопродукции, особенно последних переделов, в том числе готового проката на уровне 47%, стальных труб-38%, проката цветных металлов- 18-22%.
  3. Неудовлетворительная обеспеченность сырьём предприятий цветной металлургии вследствие нарушения сложившихся хозяйственных связей, в том числе в медной промышленности- на уровне 40%, испытывают недостаток сырья алюминиевые заводы.
  4. Сохранение неблагоприятной экологической обстановки в зоне действия металлургических предприятий (предприятия отрасли остаются основными загрязнителями окружающей среды, на их долю приходится до 53% промышленных выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, 32% сброса загрязнённых сточных вод).
  5. Низкая эффективность управления металлургическими предприятиями, недостаточная квалификация менеджеров, ориентация на краткосрочные результаты, плохое знание конъюнктуры рынков, отсутствие чёткого разграничения функций между собственниками и управляющими.

Несмотря на развитую минерально-сырьевую базу и интенсивные поисковые работы, обеспеченность разведанными запасами ряда действующих горнодобывающих предприятий области пока остаётся неудовлетворительной. Потребности в сырье металлургической промышленности области в значительной степени обеспечивается за счёт внешних поставок, в том числе из-за рубежа.

Доля лома и отходов в составе металлозавалки сталеплавильного производства составляет: в конверторном производстве- 20-30, в мартеновском производстве- 40-50, электропечном- 90-95%. Однако в последние годы в отечественной металлургии наблюдалось снижение уровня потребление лома, с 43% в 1990 г до 30%- в 1999 г (в то время как в США за этот период доля лома возросла с 49 до51%, в Японии, ФРГ с 35 до 40-42%).

При низких ценах на лом и высоких железнодорожных тарифах ломозаготавливающие предприятия вынуждены заготавливать не весь образующийся лом, а только тот, который более выгоден (обычно это тяжеловесный негабаритный амортизационный лом). Такая ситуация явилась основной причиной значительного объёма вывоза лома за рубеж.

Вокруг Вторметов работает много мелких фирм, занимающихся в основном сбором и сбытом тяжёлого, непереработанного сырья. В связи с ужесточением требованием экологической безопасности всё большее распространение должны получить малоотходные, экологически чистые технологии переработки вторичного сырья.

Потребность гарантирования качественных показателей поставляемых металлургам вторичных чёрных металлов повлечёт за собой необходимость технического перевооружения подотрасли, внедрения прогрессивных, энергосберегающих технологий переработки лома, что возможно только при достаточном инвестировании данных работ.
К числу важнейших направлений экономии энергоресурсов в чёрной металлургии можно отнести:
- в сталеплавильном производстве- вывод из эксплуатации мартеновских печей, снижение сквозной энергоёмкости конвертерной стали, внедрение технологии внепечной обработки стали (установка ковш-печь), расширение объёмов разливки стали на МНЛЗ;
-в доменном производстве улучшение подготовки доменной шихты, применение пылеугольного топлива;
-в производстве проката и труб- внедрение низкотемпературной прокатки сталей массового производства, применение сквозной технологии прямой прокатки путём совмещения МНЛЗ с прокатным станом.
Удельные затраты на энергосбережение в 3-4 раза ниже, чем капитальные вложения в добычу, транспортирование, складирование и подготовку к использованию первичных энергоносителей.
Стратегической целью развития металлургического комплекса в перспективном периоде до 2015 г является обеспечение поставок конкурентоспособной металлопродукции на внутренний и мировой рынки, повышение её технической готовности, существенное улучшение экологической ситуации, достижение социальной стабильности. При разработке отраслевой стратегии учитывалось, что чёрные металлы и сплавы на их основе останутся в качестве основного конструкционного материала на длительную перспективу. Опыт развития ряда промышленных стран свидетельствует, что рост удельных расходов альтернативных конструкционных материалов не снижает удельный расход стали.

Заменить металл другими материалами ввиду принципиальных различий в их свойствах нельзя (прочность, упругость, вязкость). Быстро расширяется область замены традиционной стали не альтернативными материалами, а новыми сортами специальных сталей с повышенными эксплуатационными свойствами. Кроме того, энергоёмкость производства первичного алюминия в 5-7 раз выше чем стали, пластмасс- в 3-4 раза, т.е. объективно на перспективу можно ожидать сохранения и роста производства стали, и соответственно развития объёмов металлопродукции.

Ограничением развития производства может быть только состояние окружающей среды.
При формировании Схемы развития и размещения чёрной металлургии учитывался тот факт, что экстенсивный путь развития чёрной металлургии близок к своему логическому завершению, объективные предпосылки обуславливают необходимость её перехода на преимущественно интенсивный путь развития, что соответствует мировым тенденциям в этой области. Интенсивный путь развития чёрной металлургии предполагает, во-первых, изменение структуры выпускаемой продукции в сторону увеличения удельного веса высококачественных её видов, во-вторых. должна быть снижена ресурсоёмкость производства металлопродукции за счёт увеличения добавленной стоимости на каждую условную единицу сырья; в третьих, необходимо провести технологическую реструктуризацию металлургических комбинатов.

По оценке специалистов, ощутимой экономии затрат по традиционной технологической цепочке: коксовая батарея- доменная печь-конвертер практически уже не достичь. Поэтому перспективное развитие металлургии связывают с дальнейшей оптимизацией отдельных производственных агрегатов и более тесным слиянием различных этапов технологического процесса.
В прогнозируемом периоде предусматривается направить на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий чёрной металлургии в 2001-2005 годы свыше 40 млрд. руб., на последующий период до 2015 г ежегодно по 3,0-4,5 млрд. руб. Основной объём капитальных вложений потребуется на строительство толстолистового стана 5000, завода по производству труб большого диаметра, строительство электросталеплавильных печей, агрегатов ковш-печь, установок непрерывной разливки стали, реконструкцию прокатных переделов, сохранение действующих горнообогатительных предприятий, внедрение новых технологий, обеспечивающих высокий уровень комплексности и безотходности использования сырья и экономически выгодных методов переработки шлаков и отходов горнорудного производства.
Главной задачей ближайшего периода в развитии цветной металлургии является насыщение внутреннего рынка конкурентоспособной металлопродукцией в соответствии с объёмами платежеспособного структурного спроса. Основной проблемой, сдерживающей развитие цветной металлургии является отсутствие надёжной сырьевой базы, что предопределяет необходимость существенных капитальных вложений в её развитие. В алюминиевой промышленности преодоление дефицита сырья будет осуществляться путём создания новых подземных горизонтов действующих шахт, строительства новых шахт, вовлечения в эксплуатацию месторождений бокситов, расположенных в Ивдельском и Карпинском районах. В медной промышленности для создания стабильной базы на дальнюю перспективу принимаются меры по разработке группы месторождений севера Свердловской области.

В никелевой промышленности финансируется введение мощностей по добыче никелевой руды на Серовском месторождении. Наибольший объём (90% всех капиталовложений отрасли) направляется на реконструкцию и техперевооружение производства с увеличением производственных мощностей. А именно: переход на автогенные процессы плавки меди и никеля, перевод электролиза алюминия на обожжённые аноды, повышение доли переработки вторичного сырья, внедрение совмещённых процессов выплавки и прокатки сплавов цветных металлов, внедрение современных технологий переработки техногенного сырья. Намечается строительство нового цеха электролиза меди, объектов ванадиевого производства и цинка, комплексов по производству глинозёма и первичного алюминия.

Расширение рынка никелевой продукции в области возможно за счёт производства высоконикелевого чугуна и ферроникеля при переработке медно-никелевых руд. Эти материалы пользуются повышенным спросом на внутреннем рынке страны.



Содержание раздела