d9e5a92d

Порядок заключения и исполнения договора лизинга

В лизинговой сделке, как правило, участвуют три стороны: лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик).
Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое приобретает имущество и предоставляет его лизингополучателю в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга принимает предмет лизинга во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
Продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю производимое (поставляемое) им имущество, являющееся предметом лизинга.
Лизинговая деятельность осуществляется лизинговыми компаниями (фирмами), которые обязаны получить разрешение (лицензию) на осуществление такой деятельности. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические и/или физические лица.
Основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.
В зависимости от срока различают три типа лизинга:
долгосрочный лизинг - в течение трех и более лет;
среднесрочный лизинг - в течение от полутора до трех лет;
краткосрочный лизинг - в течение менее полутора лет.
Федеральный закон О лизинге выделил виды лизинга: финансовый, возвратный и оперативный.
Финансовый лизинг предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга. Предмет лизинга учитывается по соглашению сторон на балансе лизингодателя или лизингополучателя.
Возвратный лизинг разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.
Оперативный лизинг лизингодатель передает предмет во временное владение и пользование. По истечении срока действия договора предмет лизинга возвращается лизингодателю. При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно.

При оперативном лизинге предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя.

.2 Порядок заключения и исполнения договора лизинга

Договор лизинга независимо от срока его действия заключается в письменной форме. Договором лизинга обязательства сторон образуются путем заключения обязательных и сопутствующих договоров.

К обязательным договорам относится договор купли-продажи. К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении денежных средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и др.
Договор лизинга должен содержать следующие существенные положения:
точное описание предмета лизинга;
объем передаваемых прав собственности;
наименование места и указание порядка передачи предмета лизинга;
срок действия договора лизинга;
порядок балансового учета предмета лизинга;
порядок содержания и ремонта предмета лизинга;
перечень дополнительных услуг, предоставляемых лизингода
телем;
общая сумма договора лизинга и размер вознаграждения лизингодателя;
порядок расчетов (график платежей);
обязанности лизингодателя или лизингополучателя - застраховать предмет лизинга от связанных с договором лизинга рисков, если иное не предусмотрено договором.
В договоре лизинга должны быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию (возврату) предмета лизинга. К таким нарушениям можно отнести использование предмета лизинга не по назначению; неподдержание предмета лизинга в исправном состоянии; нарушение (более двух раз) сроков платежа за пользование предметом лизинга.
Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга, его средний и текущий ремонт, если иное не предусмотрено договором лизинга.
Капитальный ремонт имущества, являющегося предметом лизинга, осуществляется лизингодателем, если иное не предусмотрено договором лизинга.
При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга.
Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае, если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения.
Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения предмета лизинга являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором лизинга.


В случае, если лизингополучатель без согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости этих улучшений.
При финансовом лизинге право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю до истечения срока действия договора лизинга при условии выплаты всех лизинговых платежей, если иное не предусмотрено договором финансового лизинга.
Переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю при осуществлении оперативного лизинга возможен на основании договора купли-продажи.
Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели) и т.п.
Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.
Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга. Как правило, споры в отношении любых предметов лизинга разрешаются на основе права той страны, в которой на момент возникновения спора находится это имущество.
Утрата предмета лизинга или утрата предметом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает лизингополучателя от финансовых обязательств по договору лизинга, если договором лизинга не установлено иное.

.3 Экономические основы лизинга

Лизинговая сделка осуществляется следующим образом. Предприниматель, испытывающий потребность, например, в производственном оборудовании, обращается с соответствующим запросом в лизинговую фирму.

Но и сама лизинговая фирма посредством изучения рынка ищет потенциального потребителя.
После получения запроса лизинговой фирмой начинается этап разработки лизинговых предложений. Лизинговая фирма определяет круг вероятных производителей необходимого оборудования и запрашивает их о возможности лизинговой сделки.

Одновременно она оценивает и потенциального клиента (заказчика), в частности, его способность выплачивать лизинговые платежи, необходимость гарантий и т.д.
На стадии разработки предложений лизинговая фирма уделяет особое внимание оценке риска, которая при лизинговой сделке включает два основных момента:
оценку клиента, его способность выплачивать лизинговые платежи с учетом деятельности, связанной с размещаемым имуществом;
оценку имущества и степени его действительной заменяемости: если степень заменяемости высока (стандартное оборудование, легко поддающееся новому применению, с низкими темпами морального износа) - риск невелик; если степень заменяемости низка (оборудование специфического назначения, изготовленное по заказу, быстро устаревающее) - риск высок.
В фазе подготовки предложения также анализируются основные параметры, определяющие размер платежей по лизинговой сделке, а именно: закупочная цена оборудования, аванс, полученный в момент закупки имущества, ставка банковского процента, длительность договора, периодичность выплат, величина выкупа, способ оплаты.
После подготовки предложения лизинговая фирма предоставляет поставщику и потребителю необходимую информацию и, если условия приемлемы, заинтересованными сторонами подписывается лизинговый договор.
На основании договора лизинговая фирма делает заказ производителю - поставщику соответствующего оборудования. По окончании поставки получатель-потребитель, лизинговая фирма и произво-дитель-постав-щик подписывают акт приемки, подтверждающий работоспособность оборудования.
По экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям, в ходе исполнения которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты (издержки) и выплатить вознаграждение.
Под инвестиционными затратами (издержками) понимаются затраты (издержки) лизингодателя, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, в том числе:
стоимость предмета лизинга;
налог на имущество;
расходы на транспортировку и установку и др.
Вознаграждение лизингодателя - денежная сумма, предусмотренная договором лизинга сверх возмещения инвестиционных затрат (издержек).
Взаиморасчеты лизингодателя и лизингополучателя осуществляются в форме лизинговых платежей. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга.
В лизинговые платежи, кроме платы за основные услуги (процентного вознаграждения) включаются амортизация имущества, оплата процентов за кредиты, плата за дополнительные услуги лизингодателя, налог на добавленную стоимость, страховые взносы за страхование, если оно осуществлялось лизингодателем, а также налог на это имущество, уплаченный лизингодателем.
Таким образом, доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение. Прибылью лизингодателя является разница между его доходами и расходами на осуществление основной деятельности.
Лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров. Цели и порядок инспектирования оговариваются в договоре лизинга и в других сопутствующих договорах между их участниками.
Итак, что должен знать о своих правах и обязанностях предприниматель, заключающий лизинговый договор? Лизинговый договор заключается на определенный срок. Договор фиксирует в основном так называемый базовый период, в течение которого обе стороны имеют гарантированный правовой статус, а договор не может быть отменен.

Реальный же срок лизингового договора по машинам и оборудованию составляет, как правило, от 3 до 5 лет.
В лизинговом договоре указываются лизинговые платежи, которые рассчитываются в каждом отдельном случае (ежемесячно, ежеквартально, один раз в полугодие или один раз в год). В случае задержки платежей клиент выплачивает лизинговой фирме 10 % годовых на просроченную сумму.
Размер лизинговых платежей может быть зафиксирован на весь срок действия договора или взносы могут устанавливаться на гибкой основе. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки.
Лизингополучатель может застраховать за свой счет, но в пользу лизинговой фирмы, полученные машины и оборудование от пожара, кражи и иных рисков. Лизингополучатель должен эксплуатировать полученные машины и оборудование в соответствии с инструкциями, он не имеет права производить какие-либо изменения без согласования с лизингодателем.
В случае просрочки платежа лизинговая фирма может забрать предоставленное оборудование без предупреждения или взыскать задолженность по суду.
Лизинг особенно привлекателен при временной потребности в оборудовании. Предприниматель прибегает к лизингу, если у него нет возможности использовать кредит для закупки необходимого оборудования или он предполагает использовать собственный капитал и заемные средства иным способом.

А с учетом того, что лизинговая сделка не предполагает гарантийного и авансового залогов, предприниматель, используя один и тот же капитал, приводит в движение большее количество факторов производства.
Предприниматель может использовать лизинг при наличии потребности в оборудовании, которое не связано с основной производственной деятельностью (например, он может получить транспортные средства по лизингу и таким образом самостоятельно осуществлять перевозки, не обращаясь к услугам транспортных фирм).
Распространение лизинга обусловлено некоторыми особенностями самих машин и оборудования. Лизинг часто рассматривается предпринимателем как средство борьбы с моральным износом технических средств.

Лизинговые договоры нередко предусматривают возможность замены морально устаревших узлов и деталей (посредством включения в договоры специальных статей).
Опытный предприниматель предпочитает приобретать по лизингу особенно сложное и редкое оборудование, которое обслуживается лизингодателем лучше, чем это может сделать он сам (например, ЭВМ, медицинское и иное сложное оборудование, как правило, предоставляются по лизингу).
Проведение международных лизинговых операций, где одной из сторон по договору лизинга является резидент Российской Федерации, имеет некоторые особенности, связанные с действием Закона РФ О валютном регулировании и валютном контроле и Таможенного кодекса РФ.
Так, лизингодатель имеет право без лицензии Центрального банка РФ на осуществление международных операций, связанных с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидента Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга на срок более чем шесть месяцев (180 дней), но не превышающий срока действия договора лизинга.
Федеральным законом О лизинге предусмотрены меры государственной поддержки деятельности лизинговых компаний.

.4 Факторинг

Факторинг - осуществляемая на договорной основе покупка требований по товарным поставкам факторинг-фирмой. В результате подобной операции предприниматель, продающий требования, в течение 2-3 дней получает от 70 до 90 % суммы требований в виде аванса.

Остающиеся 10.. .30 % являются для факторинг-фирмы своего рода гарантийной суммой, которая назначается к выплате предпринимателю при получении факторинг-фирмой счета на оплату требования должником.
Факторинг-фирма взимает с предпринимателя определенные проценты за немедленное предоставление эквивалента долговых требований, премию за риск и возмещение административноуправленческих расходов.
В технике осуществления факторинга можно выделить несколько основных простейших операций, каждая из которых по отдельности давно известна банкам. Это услуги по ведению дебиторских счетов и инкассо, финансирование требований клиентов, кредитные гарантии.

Они также готовы принимать на себя риски в случае неплатежеспособности должника.
Но нельзя спихнуть факторинг-фирме все, в том числе и безнадежные долги. Беря на обслуживание каждого нового клиента, факторинг-фирма тщательно изучает его финансовые показатели и никогда не скупает долги, которые кажутся плохими.
Прибегая к услугам факторинг-фирм, вы имеете возможность превратить будущий долг в наличные деньги в нужный момент времени. Факторинг-фирма, предоставив около 80 % суммы долга до наступления срока платежа, финансирует вас.

Кассовое положение предприятия улучшается. Оно освобождается от риска возможных неплатежей, которые берет на себя факторинг-фирма.
Факторинг-фирмы располагают системой of line, суть которой состоит в том, что такие фирмы через компьютерную систему могут круглосуточно получать оперативную информацию о финансовом состоянии их требований, а также о том, какие счета оплачены, какие просрочены и т.д.
Основу факторинг-финансирования составляет договор о факторинге, заключаемый, как правило, на два года. В рамках этого договора клиент предлагает факторинг-фирме купить все его требования к дебиторам.

После проверки платежеспособности отдельных дебиторов (покупателей) последним при необходимости предоставляется лимит, после чего факторинг-фирма берет на себя риск неплатежеспособности в размере предоставленного лимита.
Факт уступки кредитного требования в результате продажи последнего в обязательном порядке доводится до сведения дебитора с тем, чтобы он с этого момента вел расчеты с самой факторинг-фирмой.
Факторинг эффективен прежде всего на производственных предприятиях и оптовых фирмах, соответственно производящих и сбывающих потребительские товары. Клиентами факторинг-фирмы в данном случае являются, как правило, мелкие и средние фирмы.

Контрольные вопросы и задания


1 В чем сущность лизинга?
2 Кто является участником лизинговых сделок?
3 Каков порядок организации лизинговых операций?
4 Охарактеризуйте основные положения лизингового договора.
5 Каковы права и обязанности сторон по договору лизинга?
6 Охарактеризуйте формы и методы оплаты лизинговых сделок.
7 Что такое факторинг?
8 В чем экономический смысл факторинга для предпринимателя?
9 Из чего складываются доходы факторинг-фирмы?

Франчайзинг в рыночной экономике

Рост предпринимательской активности в России побуждает все большее число граждан к открытию собственного дела. Однако исследования показали, что более половины вновь созданных предприятий распадается из-за недостатка финансовых ресурсов, неумения управлять и планировать, ориентироваться в ситуациях рыночной экономики.

Решение этой проблемы может быть найдено с помощью системы взаимовыгодного партнерства крупного и мелкого предпринимательства, нового для России метода ведения бизнеса - франчайзинга.
Эта форма организации продажи товаров и оказания услуг сегодня популярна во многих странах мира, главным образом в США и Великобритании.
Современный термин франчайзинг происходит из французского слова franchise, что означает льгота, привилегия. Самая ценная и полезная льгота, которая нужна начинающему предпринимателю, - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную торговую марку, возможность обучаться и получать необходимые консультации.
По своему содержанию термины франчайзинг и франшиза соответствуют содержанию определенных в гл. 54 Гражданского кодекса РФ терминов коммерческая концессия и договор коммерческой концессии.
Термин франчайзинг в России используется в смысле содержания понятия коммерческая концессия, т.е. системы отношений по организации промышленного использования в предпринимательской деятельности объектов исключительного права в целом; термин франшиза используется в смысле содержания понятия договор коммерческой концессии, т.е. контракта, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее отработанную на практике систему ведения определенной промышленной (коммерческой) деятельности, предоставляет другому лицу (правополучателю) право на использование этой системы (объекта исключительного права) за определенное вознаграждение и на определенных договором условиях. Соответственно лицо, которое предоставляет франшизу, именуется франчайзер (правообладатель), а лицо, которое получает франшизу, - франчайзи (пользователь).
В США франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок. Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам.

Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Поэтому была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории.
Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап. Благодаря франшизе эти компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его по расположенным за рубежом заводам по разливу, находящимся в собственности и управляемым франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж.
С 1930 г. в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании (франчайзеры) получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями.

В результате значительно вырос уровень продаж и соответственно увеличилась прибыль нефтеперерабатывающих компаний.
В конце 40-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить свой доход. С этой целью они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру.

Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню ресторанов Макдональдс создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане Макдональдс их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд.
Вплоть до 50-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.
Бум франчайзинга 50-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как бизнес-формат франшизы (англ. Business Format Franchise).

Это особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду от быстрого роста масштабов своей деятельности при ограниченном риске, а франчайзи - от того, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.
В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 г. Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.
Компания Ксерокс организовала на территории России разветвленную сеть центров по копированию любых рукописных, рисованных и печатных документов. Для этого компания как франчайзер создала в Москве и других крупных городах центры, через которые она финансирует приобретение или аренду помещений, поставляет копировальные аппараты и расходные материалы, обучает российских специалистов и осуществляет контроль за их деятельностью.

Это пример франчайзинга услуг, который не только дает значительную прибыль, но и является мощным средством рекламы продукции компании Ксерокс.
Эта же компания Ксерокс, а также ее конкуренты создали в России широкие сети сбыта и обслуживания копировальной техники. Все сбытовые фирмы пользуются фирменными знаками фирм-изготовителей Ксерокс, Кэнон и др.

Франчайзеры обеспечивают сбытовиков необходимыми инструкциями, запасными частями, передают ноу-хау по обслуживанию и ремонту техники, финансируют рекламные кампании.

.2 Виды франчайзинга

Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается в следующих отраслях промышленности и сферы услуг:
автомобильная промышленность и услуги автосервиса;
помощь в организации и ведении бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама);
строительство, услуги, связанные с ремонтом и обслуживанием домов;
услуги, связанные с образованием;
отдых и развлечения;
общественное питание (рестораны быстрого обслуживания, рестораны, закусочные);
медицинские и косметические услуги;
услуги в сфере домашнего хозяйства;
розничная торговля.
Существуют три основных вида франчайзинга: товарный, деловой, производственный.
Товарный франчайзинг используется в сфере торговли. Он может применяться и к товарам, изготовителем которых является сам франчайзер, и к товарам, изготовленным другими фирмами и продаваемым под торговой маркой франчайзера.

Главное, что отличает товарный франчайзинг от обычной оптовой торговли, - привязанность франчайзи к товарному знаку и торговой марке франчайзера.



Содержание раздела