d9e5a92d

Коммерческий риск и способы его уменьшения

Это может быть устав, учредительный договор или и то и другое вместе. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Субъектами коммерческой деятельности могут являться и физические лица. Гражданским кодексом Российской Федерации закреплено право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К такой деятельности применяются те же правила Гражданского кодекса, которыми регулируется деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона иных правовых актов или существа правоотношения.

Контрольные вопросы и задания

1 Дайте определение коммерческой деятельности.
2 Тождественны ли понятия торговля и коммерция?
3 В чем различие понятий коммерция и предпринимательство?
4 Какие виды процессов и операций осуществляются в торговле?
5 Охарактеризуйте содержание коммерческой работы в торговле.
6 Охарактеризуйте развитие коммерческой деятельности в России.
7 Каковы отличия форм и методов коммерческой работы до экономической реформы и после перехода к рыночной экономике?
8 Назовите главные задачи развития и совершенствования коммерческой работы на современном этапе.
2 Эффективность коммерческой работы

Коммерческий риск и способы его уменьшения

Риск - это возможное понесение ущерба или убытков вследствие занятия коммерческой деятельностью. Коммерсант рискует многим.

Но в то же время наличие фактора риска является мощным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов (справедливо считается: кто не рискует, тот не выигрывает).
Коммерческий риск возникает как следствие рискованной коммерческой сделки. Кроме того, может быть риск, связанный с действиями конкурентов; риск, связанный с изменением цены; риск, связанный с непредвиденными политическими событиями, имеющими тяжелые последствия для торгового бизнеса.
Помимо этого в практике торгового бизнеса могут возникнуть:
риск потери товара от пожара и других стихийных бедствий;
риск уничтожения или порчи груза при транспортировке;
риск потери товара от небрежности работников предприятия (бой);
риск от вероятной нечестности служащих;
риск невыполнения договорных обязательств партнера;
риск приостановки деловой активности предприятия.
Для определения степени риска используют два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического метода лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия).

В качестве показателей финансово-хозяйственной деятельности, как правило, используют отношение прибыли к затратам или к инвестициям (показатели рентабельности).
Статистический метод относительно точен, но требует значительного объема ретроспективных данных и в то же время не учитывает резких изменений в инвестиционной политике предприятия и влияния внешних факторов. Для преодоления этих недостатков используют экспертный метод.

Он основан на усреднении экспертных оценок риска.
При данном методе, как правило, выявляются вероятные, маловероятные и случайные группы факторов риска. К вероятным относятся хорошо известные и ожидаемые предпринимателем обстоятельства, к маловероятным - известные факторы, степень появления которых крайне мала. В группу случайных включаются факторы, которые не учитывались экспертами.

В ходе анализа эксперты могут давать оценки вероятности возникновения различных потерь (в денежном или процентном выражении), степени вероятного риска.
По степени риска выделяют:
допустимый риск - вероятность потери прибыли;
критический - вероятность потери прибыли и недополучения части дохода;
катастрофический - возможность банкротства.
Практика показала, что для определения степени риска надежнее всего использовать комбинацию статистического и экспертного методов.
Для того, чтобы уменьшить степень вероятного риска и одновременно обеспечить достижение заданных уровней рентабельности, необходимо:
искать партнеров, располагающих информацией о рынке и достаточными финансовыми средствами. В случае успеха с ними придется разделить часть прибыли;
обращаться к услугам внешних консультантов-экспертов, например, для проведения научно обоснованных прогнозов изменения цен, спроса, действий конкурентов;
образовывать специальный резервный фонд за счет части прибыли для самострахования;


передавать часть риска другим лицам и организациям путем страхования торгового бизнеса.
В России в настоящее время работает масса частных страховых компаний (частично создана законодательная база), страхующих коммерческие операции (коммерческий риск), перевозки грузов. Кроме того, имеется страхование от пожаров, грабежей и других случаев, в результате которых происходит потеря материальных ценностей.
В рыночной экономике распространенным способом снижения риска является хеджирование. В широком смысле под хеджированием понимают создание встречных требований и обязательств (валютного, коммерческого или кредитного характера).
Для того, чтобы уменьшить коммерческий риск от какой-либо финансовой операции, компания заключает множество других контрактов, степень риска которых минимальна. Таким образом, общий риск компании снижается.
Другими методами снижения коммерческого риска являются сбор дополнительной информации и разработка на ее основе достоверного прогноза поведения экономической системы в будущем; диверсификация производства (например, наряду с новыми товарами выпуск традиционных товаров, дающих стабильный доход); ограничение потерь (при росте потерь сверх какой-то заранее запланированной суммы коммерческая операция автоматически прерывается).

Система показателей анализа эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия необходима система показателей.
Важнейшим показателем эффективности работы торгового (коммерческого) предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия. Прибыль торгового предприятия рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами. В торговле различают прибыль от реализации товаров (операционная прибыль) и чистую, или балансовую, прибыль.

Операционная прибыль - это разность между торговыми надбавками (наценками) и издержками обращения.
Балансовая прибыль рассчитывается с учетом так называемых прочих планируемых и непланируе-мых доходов и расходов. К планируемым расходам относят налоги, уплачиваемые в федеральный и местный бюджет; непланируемые расходы - штрафы, пени и неустойки, уплаченные за нарушение договорных обязательств, убытки от списания безнадежных долгов и другие потери, которые уменьшают операционную прибыль.

К непланируемым доходам относят штрафы, пени и неустойки, полученные от различных организаций, излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, списания кредиторской залолженности за истечением сроков исковой давности и др.
Для характеристики экономической эффективности торгового предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Уровень прибыли характеризует рентабельность торговых организаций - один из показателей эффективности их деятельности.

Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли - отношение суммы прибыли к товарообороту. Однако этот показатель не является единственным показателем рентабельности торговой или коммерческой деятельности, ибо он показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота.
В связи с этим особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с произведенными затратами (издержками обращения):
(П / Р) - 100 %,
где П - прибыль торгового предприятия за определенный период (в сумме); Р - расходы торгового предприятия (в сумме). Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению коммерции.
К другим показателям эффективности этой группы можно отнести: отношение прибыли к фонду заработной платы; сумму прибыли, приходящуюся на одного работника торгового предприятия; отношение прибыли к основным и оборотным средствам и некоторые другие.
Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности). Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные с осуществлением торговой деятельности. В последнее время в связи с ростом цен на тарифы по перевозкам товаров, энергоносители, услуги и др. наблюдается резкое возрастание издержек обращения в торговой деятельности, приводящее отдельные торговые предприятия к убыточности и даже банкротству.

В связи с этим экономия издержек обращения имеет важное значение для повышения эффективности коммерческой деятельности.
Другим важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, так как означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых процесов.

Товарооборачиваемость - это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы.
Товарооборачиваемость в днях к обороту рассчитывается путем деления среднего запаса товаров на среднедневной оборот за какой-то период по формуле
О = Зс / Тс/д ,
где О - товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота); Зс - средний запас товаров за определенный период; Тс/д - среднедневной товарооборот за тот же период.
Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов среднего запаса за какой-то период времени (обычно за год), рассчитывается по следующим формулам:
К = П / Зс; К = Ч / О,
где К - количество оборотов товарной массы за отчетный период; П - объем продажи товаров за тот же период; Зс - средний запас товаров за указанный период; Ч - число дней в отчетном периоде; О - товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота). Рассчитанная товарооборачиваемость по торговой организации отражает среднее время, в течение которого товары находились в данной организации с момента получения их от поставщика до момента их продажи.
Вспомогательными показателями скорости обращения товаров являются такие показатели, как розничный товарооборот на один квадратный метр торговой площади, оптово-складской оборот на 1 м2 (1 м3) складской площади, имеющие органическую связь со скоростью обращения товаров и эффективностью использования основных средств торговой организации.
Сравнивая фактические показатели товарооборота на квадратный метр торговой или складской площади с оптимальными (нормативными), можно сделать вывод об эффективности использования торговой (складской) площади магазина или склада.
Результатом деятельности торгового предприятия является стоимость реализованных товаров и услуг. Поэтому эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия может быть выражена обобщающим показателем, рассматриваемым как отношение стоимости реализованных товаров и услуг к затратам на их реализацию по формуле
Эффекгивность = Стоимость реализованных товаров (услуг)
Реальные издержки обращения .
(затраты на реализацию товаров и услуг)
В то же время для более полной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия возможно использование обобщающего показателя, когда сопоставляются результаты деятельности предприятия со всеми затраченными средствами.

Планирование коммерческой деятельности

Предприятие, независимо от своих масштабов и профиля деятельности, должно заниматься так называемым внутрифирменным планированием. Коммерсант - это прежде всего организатор. Организовать - значит определить цель, знать финансовые и материальные ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организатор должен уметь формулировать задачу, доводить ее до непосредственного исполнителя и контролировать выполнение.

Организация коммерческой деятельности предполагает умение принимать правильные решения, распределять обязанности и ответственность.
Необходимыми элементами организации являются умение планировать коммерческую деятельность, управлять ею и анализировать. Планирование подразумевает определение целей предприятия на определенную перспективу, нахождение и анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Планирование определяется теми задачами, которые ставит перед собой предприятие на перспективу. В соответствии с этим планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.
Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды, он вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегические цели предприятия на перспективу. Среднесрочный план содержит вполне конкретные цели и количественные характеристики. Среднесрочные планы составляются обычно на двухлетний период.

Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц и т.д.
Важнейшими целями, которые преследуются при планировании коммерческой деятельности предприятия, как правило, являются определения объема продаж товарной массы, прибыли и доли на рынке.
Если долгосрочное планирование в основном является сферой деятельности наиболее крупных коммерческих фирм, то текущее оперативное планирование - необходимый элемент управленческой деятельности на самых различных предприятиях. К этому виду краткосрочного планирования относят так называемый бизнес-план предприятия, включающий расчет возможных доходов и расходов, оценку рынка сбыта конкретных товаров (услуг), оценку конкурентов, систему маркетинговых мероприятий, план реализации, финансовый план и др.

Контрольные вопросы и задания

1 Дайте определение риска, как вы его понимаете?
2 Охарактеризуйте ситуацию риска.
3 Перечислите основные виды рисков и охарактеризуйте.
4 Какие методы используют для определения степени риска?
5 Охарактеризуйте основные пути снижения риска, укажите их достоинства и недостатки.
6 Перечислите и охарактеризуйте основные показатели эффективности коммерческой деятельности предприятия.
7 Раскройте понятие товарооборачиваемость.
8 Почему для оценки коммерческой деятельности предприятия нельзя обойтись одним показателем - уровнем прибыли?
9 Каково значение внутрифирменного планирования на предприятии?
3 ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику

Коммерческая деятельность является основой торгового бизнеса, а коммерсант, следовательно, -ключевой фигурой в торговом процессе. Очень ценным является профессиональное качество коммерсанта - умение заключать честные и взаимовыгодные сделки.
С точки зрения профессиональных требований, коммерсант должен иметь достаточно глубокие и широкие специальные знания и навыки в вопросах:
закупки и продажи товаров, включая внешнеэкономические операции;
маркетинга;
управления и права;
бухгалтерского учета;
финансирования и налогообложения.
С точки зрения личностных требований, коммерсант должен обладать такими характеристиками,
как:
готовность рисковать и брать на себя ответственность за это;
честность, надежность, верность данному слову;
высокие духовные и физические качества;
инициативность, находчивость, смекалка,
дружелюбное отношение к людям, обходительность;
лидерство;
ответственность;
организаторские способности;
решительность, быстрота и точность;
упорство и целеустремленность.
Этический кодекс предпринимателя-коммерсанта. Об этике впервые заговорил Аристотель, заметив, что она помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться.

Различаются следующие понятия.
Этика (гр. ethos - обычай, характер) - как система нравственных норм поведения человека или какой-либо профессиональной группы (в данном случае коммерсантов) и этикет - установленный порядок поведения где-либо. В России этикетные нормы поведения были установлены Генеральным регламентом Петра I в 1720 г., в котором национальная практика была приведена в соответствие с международными нормами, что облегчало деловые контакты с зарубежными партнерами.
Этический кодекс (свод правил, норм) предпринимателя-коммерсанта включает нормы профессионального поведения или профессиональной этики. Формируя себя как коммерсанта, необходимо быть вежливым, тактичным, деликатным, доброжелательным и полностью управлять своими эмоциями; следует сформировать имидж коммерсанта, гарантирующий успех.

Этикет предпринимателя-коммерсанта

Любой коммерсант должен овладеть навыками профессионального поведения, следуя этикету делового человека, который включает:
правила представления и знакомства;
правила ведения деловых бесед;
правила деловой переписки и телефонных переговоров;
требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
требования к речи;
знание делового протокола и т.п.
Правила представления и знакомства. Необходимо поприветствовать своего собеседника первым, предпочтительно обращаясь к нему по имени и отчеству (не следует злоупотреблять обращением только по имени, да еще в сокращенном варианте). По именам можно обращаться только к молодым людям, если они не возражают против этого.

Можно называть по фамилии, но с обязательным добавлением слов господин или ''товарищ.
Обращение в деловой обстановке принято только на Вы. При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или через человека, устраивающего встречу.

Мужчина всегда представляется женщине первым; младших по возрасту следует представлять старшим, а не наоборот.
В практике широкое распространение получили визитные карточки. Они позволяют избежать недоразумений в обращении к человеку. Вручая кому-либо визитную карточку, вы тем самым показываете стремление и в будущем поддерживать деловые и личные контакты.

Карточки выполняются в основном на белой или пастельных тонов бумаге, где типографским способом должны быть отпечатаны фамилия, имя, отчество, должность, адрес фирмы, номер телефона.
Правила ведения деловых бесед:
высказывайтесь кратко и по существу (россияне любят поговорить и зачастую неясно выражают свои мысли - это раздражает делового человека);
осторожно используйте слово я;
опирайтесь только на факты, а не домыслы;
не увлекайтесь деталями;
избегайте назидательности;
ищите пути урегулирования сложного вопроса, а не его обострения;
при встрече с агрессивно настроенным партнером избегайте конфликтов.
Правила деловой переписки и телефонных переговоров. Деловое письмо должно быть кратким и понятным.

Всякое письмо следует начинать с обращения уважаемый. Затем следует имя и отчество или фамилия (товарищ, коллега, господин - перед фамилией).

Не забывайте об общепринятых пожалуйста, будьте любезны, будьте добры, заранее благодарю, с уважением, до свидания, до встречи.
Рекомендуется не складывать деловые письма в конверте более чем в 2 раза (текстом внутрь). Наиболее важные письма желательно не складывать, а отправлять в больших конвертах. Отвечать следует не позднее чем через 5 дней.

В случае задержки не забудьте попросить извинения и объяснить причину несвоевременного ответа (письма должны быть аккуратно оформлены).
Разговор по телефону должен быть коротким, вежливым и касаться только существа дела.
Представляясь по телефону, необходимо четко назвать не только фамилию, но и имя и отчество.
Употребив слова пожалуйста или будьте добры, попросите нужного вам человека.
Следует знать, что первым впечатлением о вашей коммерческой фирме может быть то, как ее сотрудники отвечают на телефонные звонки. Голос отвечающего по телефону может создать или разрушить представление о фирме.

Поэтому, снимая трубку, следует четко назвать фирму, добавив доброе утро'' или добрый день.
Помните: если телефонная связь прервалась, перезванивает тот, кто звонил. Не ведите частных разговоров в присутствии кого-либо.
Требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде. Коммерсант должен быть всегда опрятен: плохо завязанный галстук или нечищеные ботинки - свидетельство нетребовательности к себе или безразличия к окружающим, рассеянности и несобранности.
Не следует носить одежды ярких цветов или слишком пестрых узоров (в США только один раз в неделю - в пятницу - разрешено носить джинсы, рубашки, а не костюмы).
Мужчинам рекомендуются костюмы спокойных тонов и классических фасонов, однотонные сорочки, тщательно подобранные галстуки.
Женщинам желательно носить классические костюмы, блузки, не использовать никакой бижутерии (значков, цепочек, перстней и т.п.); следует избегать остромодной одежды, не одеваться в мужском стиле; прическа и обувь всегда должны быть в полном порядке.
Официальные приемы требуют определенной одежды, о чем указывается в приглашении: мужчинам - костюм, фрак; женщинам - вечерний туалет.
Необходимо следить за своей походкой: ходить следует с достоинством, твердо, прямо, не вразвалку, не сгибаться.
Не следует сидеть развалясь в кресле, раскачиваться на стуле и т.п.
Держите под контролем руки - жесты должны быть сдержанны и целесообразны. Не дотрагивайтесь до собеседника руками - это для него крайне неприятно.
Обладайте чувством меры - всякие отклонения раздражают окружающих и работают против вас.
Не будьте излишне бойкими, но и слишком вялыми, тихими, безразличными.
Следите за впечатлением, которое производите на окружающих, но не ради самолюбования, а для самокоррекции.
Требования к речи. Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи являются обязательным условием любого делового контакта. Следите за правильным употреблением слов, их произношением, ударениями.

Избавляйтесь от слов-паразитов так сказать, значит, понимаете. Избегайте заносчивого и категоричного тона.
Деловой протокол. Это порядок проведения деловых встреч. Он особенно важен при осуществлении переговоров. Условливаться о встрече при переговорах принято не ранее чем за 2-3 дня.

При этом заранее следует уточнить вопросы, выносимые на обсуждение, а также продолжительность встречи.
Время начала переговоров принято соблюдать неукоснительно обеими сторонами (во всех западных странах точность считается признаком хорошего тона). Опоздание свыше 15 мин считается большим нарушением правил вежливости.

Поэтому необходимо найти способ предупредить о задержке. Нежелательно приходить на встречу и раньше намеченного времени, поскольку ранним появлением можно поставить в неудобное положение пригласивших вас на переговоры.
Деловые переговоры проводятся в специально отведенном и приспособленном для этой цели помещении. Перед каждым участником желательно поставить карточку, на которой указаны фамилия, имя, отчество и фирма, которую он представляет.
Не должно быть нехватки мест (стульев). При необходимости переговоры обслуживаются специально выделенными работниками или приглашенными специалистами. На столах участники должны найти бумагу и письменные принадлежности; желательно иметь прохладительные напитки. Хорошим тоном будет подать чай, кофе с печеньем.

Организацию деловых встреч целиком берет на себя сторона-инициатор.



Содержание раздела