d9e5a92d

Регулирование деятельности предпринимателя как товаропроизводителя

Поэтому на его правовое положение распространяют свое действие практически все правила об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст.

95 ГК), за одним главным исключением.
При недостаточности имущества такого общества для удовлетворения требований его кредиторов, участники общества с дополнительной ответственностью могут быть привлечены к имущественной ответственности по обязательствам их личным имуществом, причем в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего их имущества, как в полном товариществе, а только его части.
Имущество акционерного общества. Уставный капитал акционерного общества условная величина, составляющая первоначально сумму номинальной стоимости его акций, которая затем может изменяться в сторону увеличения или уменьшения. Его главная функция быть минимальной гарантией удовлетворения возможных требований кредиторов.

Поэтому к нему предъявляются особые, повышенные по сравнению со складочным капиталом товариществ требования.
Акционерное общество должно иметь уставный капитал в размере не ниже предусмотренного законом минимума. В настоящее время эта сумма соответствует 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному на дату представления устава общества для регистрации.
При формировании этого капитала все акции общества первоначально должны быть оплачены учредителями по номиналу и распределяться среди них, поскольку закон не допускает открытой подписки на акции акционерных обществ открытого типа до полной оплаты уставного капитала учредителями (п. 3 ст. 99 ГК). Обязанность предварительной оплаты уставного капитала учредителями сохраняется и для закрытых акционерных обществ.

Кроме того, ни один акционер, включая учредителей, ни при каких условиях не может быть освобожден от обязанности по реальной оплате приобретаемых акций (п. 2 ст. 99 ГК).

Это должно исключить возможность продажи ничем не обеспеченных акций и формирования уставного капитала общества без участия его учредителей.
Акционерное общество создает не только уставный фонд (капитал), но и другие фонды по нормам и в порядке, предусмотренным его уставом. В обязательном порядке подлежит созданию резервный фонд, нормативы формирования которого будут определены законом об акционерных обществах.

Однако Кодекс непосредственно касается режима только уставного фонда (капитала) в силу указанной выше главной задачи такого фонда.
На случай появления у общества долгов, превышающих размер его имущества, что ставит под угрозу интересы его кредиторов, ГК вводит понятие чистых активов, размер которых на конец второго и каждого последующего финансового года должен соответствовать хотя бы объявленному (зарегистрированному и оплаченному) уставному капиталу общества (п. 4 ст.

99). В ином случае общество обязано объявить и зарегистрировать уменьшение своего уставного капитала и, конечно, не вправе объявлять и выплачивать дивиденд (что заведомо было бы в ущерб его кредиторам). При этом кредиторы общества должны быть уведомлены об этом и вправе потребовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств (абз. 2 п. 1 ст.

101).
Смысл этого жесткого правила закона состоит в том, что при таком уменьшении чистых активов (то есть фактической стоимости принадлежащего обществу имущества за вычетом стоимости имеющихся у него долгов) акционерное общество, по сути, не в состоянии предоставить своим кредиторам те минимальные гарантии удовлетворения их требований, которые обязывает иметь закон. Если же стоимость чистых активов становится ниже предусмотренного законом минимума, общество подлежит ликвидации, ибо оно не имеет даже минимально необходимой имущественной базы для предпринимательской деятельности.
Из сказанного не следует, что общество должно постоянно иметь в наличии соответствующий минимальный капитал. В течение первого года Деятельности общество обязано полностью оплатить объявленный в уставе капитал и иметь в наличии необходимые чистые активы в конце второго и последующих финансовых годов.

Нет, разумеется, препятствий и к восполнению уменьшившегося капитала за счет акционеров.
Уменьшение уставного капитала общества допускается только по решению общего собрания и производится одним из двух способов, названных в I ст. 101 ГК: либо путем уменьшения номинальной стоимости акций, либо путем покупки их части самим обществом для последующего погашения.

Однако второй способ допустим, если он прямо предусмотрен уставом общества.
Увеличение уставного капитала общества должно отражать реальное увеличение его имущества. Поэтому оно не допускается ранее полной оплаты объявленного уставного капитала (в течение первого года деятельности общества) либо с целью сбора средств для покрытия понесенных обществом убытков (и оставления в неприкосновенности первоначального уставного капитала), что прямо закреплено п. 2 ст. 100 ГК.



Это увеличение также может производиться одним из двух способов: либо путем увеличения номинала выпущенных обществом акций, либо путем выпуска новых акций. Для второго способа закон об акционерных обществах может допускать возможность преимущественного приобретения новых акций общества владельцами его голосующих акций.

Решение об увеличении уставного капитала также может быть принято только общим собранием общества.
Пункт 5 ст. 99 ГК допускает установление ограничений на количество акций, либо их общую сумму, либо на количество голосов, принадлежащих одному акционеру.

Такие ограничения могут вводиться не только законом, но и уставом конкретного общества. Данная возможность направлена на защиту прав мелких акционеров, которые в ином случае могли бы быть отстранены от реального участия в делах общества владельцами крупных пакетов акций.
Кодекс предусматривает также определенные ограничения на выпуск акционерным обществом ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала. Во-первых, п. 1 ст.

102 запрещает выпускать привилегированные (неголосующие) акции на сумму, превышающую 25 процентов уставного капитала. При отсутствии таких ограничений общество могло бы основную часть или даже все свои акции выпустить как неголосующие, превратив акционерное общество в товарищество на вере, а акционеров во вкладчиков, не участвующих в управлении его делами.
Во-вторых, п. 2 ст. 102 ГК не разрешает обществу выпускать облигации на сумму более уставного капитала (или превышающую величину специально предоставленного обществу в этих целях дополнительного обеспечения такой эмиссии) и ранее третьего года своего существования (поскольку в первом году должен быть полностью оплачен уставный капитал, а в течение двух последующих лет общество должно доказать возможность деятельности на базе этого капитала без дополнительных облигационных займов). Смысл данного ограничения заключается в запрете обществу формировать свой уставный капитал как целиком заемный, освобождая, по сути, акционеров от обязанности оплаты этого капитала. Поэтому обществу нельзя производить выпуск облигаций ранее оплаты уставного капитала.

После полной оплаты этого капитала общество может осуществить эмиссию облигаций и до истечения третьего года своего существования, но при условии, что оно специально для этих целей получит дополнительное обеспечение (и произведет эмиссию в размере этого обеспечения).
С целью защиты интересов кредиторов общества п. 3 ст. 102 ГК не допускает объявление и выплату дивиденда акционерам до полной оплаты всего уставного капитала, а также в случаях, когда стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше этой величины в результате выплаты дивиденда. Таким образом, ДД^ целей выплаты доходов по акциям предусматривается еще более жесткий порядок, чем для общего функционирования общества (п.

4 ст. 99), ибо здесь надо сохранять в неприкосновенности стоимость не только уставного капитала, но и резервного фонда.

Следовательно, уставный капитал обшества и после выплаты дивиденда обязан продолжать выполнять свое главное назначение быть минимальной гарантией удовлетворения имущественных требований кредиторов.

Регулирование деятельности предпринимателя как товаропроизводителя.

Экономическая деятельность это хозяйственная деятельность и включает в себя деятельность коммерческих и некоммерческих организаций в сфере гражданского оборота. С точки зрения экономического оборота ее можно разделить на три стадии:
-доэксплуатационная (регистрация, лицензирование, согласование планов);
-эксплуатационная (совпадает с понятием производство в экономическом смысле);
-послеэксплуатационная (возникновение обязательств перед налоговыми службами, статистическая отчетность. Обмен и распределение).
В качестве субъектов интересов экономической (хозяйственной) деятельности выступают: общество и государство; трудовые коллективы предприятий; потребители продукции; собственники предприятий.
Экономическая (хозяйственная) деятельность реализуется на двух уровнях:
Макроуровень - экономическая деятельность ст. 3 отдельного хозяйствующего субъекта.
Макроуровень ~ экономическая деятельность в масштабах всего общества.
Требования, предъявляемые к экономической (хозяйственной) деятельности.
А. Доэксплуатационная стадия

Наименование требования Содержание требования Нормативная основа Государственные органы, курирующие данную область Юридическая ответственность за нарушение требования
регистрация Юр. лицо подлежит гос. регистрации а органах юстиции, (но пока ее осуществляют местные органы исполнительной власти) 51 ст. ГК РФ. ФЗ Об АО
ст. 162, 762.5 УК
Регистрационная палата или отдел (мэрия, администрация населенного пункта) Уголовная ответственность не предусмотрена
Согласование планов с местными органами управления Закон об охране окружающей среды 1991г Рыбнадзор. комитет по метеорологии и другие
Лицензирование


Б. Эксплуатационная стадия.
Требования: Соблюдение норм природопользования, санитарии, бухгалтерского учета, противопожарной безопасности, ветеринарной безопасности, технологических требований, стандартизации и метрологии.
Нормативная основа: Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон об охране окружающей среды, Закон о стандартизации. Закон об обеспечении единства измерений.
В. Послеэксплуатационная стадия.
Требования: Выполнение требований налогового законодательства. Ведение бухгалтерского учета.

Сертификация услуг и продукции. Представление данных статистической отчетности.
Нормативная основа: Основы налогового законодательства, Закон о сертификации продукции и услуг, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, Закон об ответственности за нарушение порядка представления отчетности.
Государство регулирует деятельность коммерческих организаций косвенными методами с помощью законов, нормативных актов и других нормативных документов. Наиболее важные из них:
?Конституция РФ. Ст.

34, 71, 72, 74, 75, 83-90, 102, 106, 110-114, 130-133.
?Федеральный закон Российской Федерации от 18 ноября 1995г.; О Счетной Палате.
?Федеральный закон Российской Федерации от 30 июня 1995 г. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации.
?Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1995г. Об основах государственной службы Российской Федерации.
?Федеральный закон Российской Федерации от 10 ноября 1994 г. О поставках продукции для федеральных государственных нужд.
?Федеральный закон Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
?Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. О государственном оборонном заказе.
?Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 1995 г. Об экологической экспертизе.
Ответственность за правонарушения в сфере экономической деятельности. Хозяйственные преступления - это совершенные виновно общественно опасные деяния, которые причиняют ущерб или создают реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или любого иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной, деятельностью учреждений и частный лиц.
Уголовный кодекс РФ содержит составы преступлений в сфере экономической деятельности:
Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей.
Статья 171. Незаконное предпринимательство.
Статья 172. Незаконная банковская деятельность.
Статья 173. Лжепредпринимательство.
Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем.
Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.
Статья 176. Незаконное получение кредита.
Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности.
Статья 178. Монополистические действия и ограничение конкуренции.
Статья 179. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.
Статья 180. Незаконное использование товарного знака.
Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм.
Статья 182. Заведомо ложная реклама.
Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.
Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.
Статья 185. Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии).
Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов.
Статья 188. Контрабанда.
Статья 189. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.
Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.
Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей.
Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве.
Статья 196. Преднамеренное банкротство.
Статья 197. Фиктивное банкротство.
Статья 198. Уклонение гражданина от уплаты налога.
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов с организаций.
Статья 200. Обман потребителей.
Преступление в сфере экономической деятельности (хозяйственные преступления) можно разделить на три основных группы:
а) преступления, причиняющие ущерб и создающие реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации путем непосредственного нарушения интересов государства или любого иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности;
б) преступления, причиняющие ущерб и создающие реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации путем непосредственного нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц;
в) преступления, которые могут причинить ущерб народному хозяйству в области его ведения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или иного хозяйствующего субъекта, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лип.
Основание административной ответственности является совершение административного правонарушения. Составы административных проступков, санкции за их совершение, органы, имеющие право налагать административные взыскания и порядок их наложения, установлены в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Основные составы административных правонарушений, за которые граждане-предприниматели несут ответственность именно как предприниматели:
Статья 146. Нарушение правил торговли.
Статья 146.3. Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
Статья 146.4. Продажа товаров надлежащего качества или с нарушением санитарных правил.
Статья 146.5. Продажа товаров без документов.
Статья 146.6. Нарушение государственной дисциплины цен.
Статья 147. Нарушение правил торговли спиртными напитками.
Статья 150.3. Обман потребителей в небольшом размере.
Статья 153. Незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами.
Статья 154. Незаконная продажа платежных документов, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту.
Статья 156. Нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой ИТД.
Статья 156.1.Уклонение от подачи декларации о доходах (за это правонарушение ответственность несут все физические лица)
Статья 157. Занятие запрещенными видами ИТД.
Статья 157.1. Непредставление сведений Антимонопольному комитету РФ.
Статья 157.2. Неисполнение предписаний Антимонопольного комитета РФ.
Следует также отметить, что конкретные составы правонарушений, влекущих за собой применение мер административной ответственности могут быть предусмотрены и в других законодательных актах.
Финансово-правовая ответственность является разновидностью административно-правовой ответственности (см. ст. 156 (1) Кодекса).
Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном.
Административные штрафы налагаются на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в следующих правонарушениях:
?сокрытие (занижение) прибыли (дохода). Наступает при выявлении в ходе проверки, осуществляемой налоговыми организациями с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, по результатам которой выявлено сокрытие (занижение) прибыли (дохода).

Указанное нарушение отражается в акте проверки, и к налогоплательщику, допустившему сокрытие (занижение) прибыли, применяются финансовые санкции.
?сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения
?отсутствии бухгалтерского учета
?ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка
? искажении бухгалтерских отчетов
?непредставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов
?несвоевременном предоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет
?представлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет по не установленной форме.

Правовое регулирование конкуренции и монополии при осуществлениипредпринимательской деятельности.


Конкуренция состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки понятия "конкуренция":
1) содержанием конкуренции является состязательность (борьба) на рынке между хозяйствующими субъектами;
2) состязательность выражается в активном поведении предпринимателей;
3) результат состязательности ограничение возможности предпринимателей односторонне влиять на цены и другие условия сделок.
В современном российском законодательстве сформулированы также условия, при которых конкуренция может возникнуть и существовать:
1.на рынке действуют независимые поставщики достаточного количества товаров;
2.на рынке присутствует достаточное количество независимых покупателей товаров;
3.поставщики и потребители не прибегают к соглашениям, ограничивающим конкуренцию;
4.на рынке существует свободный доступ к сырью, капиталам и другим хозяйственным ресурсам.
Учитывая изложенные требования законодателя, можно выявить юридическое содержание конкуренции.
Конкуренция это разновидность социального регулятора, влияющего на поведение различных субъектов. Право, как один из элементов системы социального регулирования, связано с конкуренцией и воздействует на нее. Однако право и закон не могут заменить собой конкуренцию.

Особенно отчетливо это видно в экономике, в частности, на примере формирования цен. Именно конкуренция (а не административные установления) в большинстве случаев является наиболее естественным и в силу этого эффективным регулятором цен на рынке.
Конкуренция является предпосылкой реализации прав потребителей (например, право на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации). Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает.
Конкуренция правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами. В этом качестве понятие конкуренция необходимо отличать от легального определения понятия предпринимательская деятельность (приводится в п. 1 ст.

2 ГК РФ), хотя эти понятия тесно взаимосвязаны. В конкурентной деятельности важен элемент состязательности, соревнования (для конкуренции необходимо наличие соперников на рынке, цели в конкурентной борьбе достигаются за счет конкурентов).

Предпринимательская деятельность возможна и при отсутствии такой состязательности (например, деятельность субъектов естественной монополии).
Конкуренция общественные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами в процессе их предпринимательской деятельности. Эти отношения урегулированы нормами права, содержащимися в различных актах российского законодательства (прежде всего в антимонопольном законодательстве).
Юридической предпосылкой для конкуренции служит свобода экономической деятельности (свобода договора, свобода предпринимательства, свобода конкуренции), гарантированная в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ.
Правовое значение понятия конкуренция выражается в следующем:
1) создание необходимых условий для развития конкуренции и ее защиты цель антимонопольного законодательства и критерий его эффективности (ст. 1 Закона о конкуренции на товарных рынках и ст. 1 Закона о конкуренции на финансовых рынках);
2) ограничение конкуренции и ее недобросовестные проявления противоправны и наказываются по закону (п. 1 ст. 10 ГК РФ, ст. 5-8, 10 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст.

5-7, 12, 15 Закона о конкуренции на финансовых рынках, ст. 178 УК РФ)',
3) сложившиеся в ходе конкуренции обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции (абз. 7 ч. 1 ст.

4 Закона о конкуренции на товарных рынках и абз. 6 ч. 1 ст. 3 Закона о конкуренции на финансовых рынках);
4) содействие развитию конкуренции отнесено законодателем к основным задачам федерального антимонопольного органа и других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (п. 1 ст.

11 Закона о конкуренции на товарных рынках, п. 1 ст. 22 Закона о конкуренции на финансовых рынках)',
5) условия конкуренции на соответствующем рынке учитываются при проведении антимонопольного контроля за экономической концентрацией (ст. 17-19 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст.

16-20 Закона о конкуренции на финансовых рынках).
Конкуренция в рыночной экономике выполняет функции регулирования, мотивации, распределения и контроля, а также обеспечения безопасности,



Содержание раздела