d9e5a92d

Проекты федеральной программы

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации- Он действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В заседаниях Пленума вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:
?рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
?решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;
?решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
?избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации секретаря Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
?утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда;
?утверждает места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
?утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;
?утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда Российской Федерации;
?утверждает регламент арбитражных судов;
?решает иные вопросы организации и деятельности арбитражных судов.
По вопросам своего ведения Пленум принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пo мере необходимости, но не реже двух раз в год. Он правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава.

Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума.
В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор Российской Федерации. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является рабочим органом. Основная его обязанность состоит в рассмотрении дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации, а также в рассмотрении отдельных вопросов судебной практики и информировании арбитражных судов о результатах таких рассмотрении.
Судебные коллегии в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждаются Пленумом Суда и рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют другие полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
Судебные коллегии возглавляют заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В судебных коллегиях образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.
Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Совершенствование системы арбитражных судов привело к созданию промежуточного звена между арбитражными судами субъектов Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Таким звеном стали федеральные арбитражные суды округов.


Созданием окружных судов преследовалось несколько целей.
Во-первых, освободить Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от большой массы арбитражных дел, которые рассматривались им в первой кассационной, а также надзорной инстанции.
Во-вторых, выделить кассационную инстанцию в самостоятельную инстанцию, независимую от арбитражных судов субъектов Российской Федерации, государственных органов и иных лип субъектов Российской Федерации.
В третьих, кассационная инстанция, разрешая дела в кассационном порядке, может устранить нарушения, допущенные судом первой инстанции и апелляционной инстанции при принятии решения, и будет способствовать принятию законного решения, устранению судебных ошибок.
Об эффективности создания трехзвенной системы арбитражных судов судить в настоящее время невозможно ввиду отсутствия практики их работы.
Всего образовано десять федеральных окружных судов, перечень которых определен в статье 24 Федерального конституционного закона Об арбитражных судах в Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд округа:
?проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях;
?пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
?применению в рассматриваемом им деле;
?обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего
?изучает и обобщает судебную практику;
?анализирует судебную статистику;
?подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.
Основную массу экономических споров рассматривают арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга).
Структура этих арбитражных судов различна в зависимости от численного состава арбитражного суда.
В арбитражных судах субъектов Российской Федерации арбитражные дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично.
Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.
По решению председателя арбитражного суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.
Нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов. Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лип путем совершения нотариальных действий уполномоченными на то лицами.
Нотариальные действия совершают:
¦государственные нотариусы;
¦частные нотариусы;
¦уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти, если в населенном пункте отсутствует нотариус;
?уполномоченные должностные лица консульских учреждений РФ на территориях других государств.
Нотариальная деятельность:
?не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли;
?лицензируется в установленном порядке;
?контролируется государством в лице соответствующих органов.
Нотариус вправе:
?совершать нотариальные действия в интересах лиц, обратившихся к нему, если законодательством не предусмотрено иное место совершения этого нотариального действия;
?составлять проекты сделок и других документов;
?изготовлять копии документов и выписки из них;
?давать необходимые разъяснения;
?истребовать от клиентов необходимые сведения.
Нотариус не вправе:
?заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и никакой другой деятельностью, кроме нотариальной и научно-преподавательской;
?оказывать посреднические услуги при заключении договоров;
?совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).
Нотариус обязан:
?содействовать клиентам в совершении сделок, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;
?отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству;
?хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности;
?в необходимых случаях представлять в налоговые органы определенные справки.
Правила совершения отдельных нотариальных действий.
Договоры отчуждения и о залоге имущества, подлежащего регистрация:
-удостоверяется при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество. Передача заявлений физических и юридических лиц другим лицам:
-нотариус передает заявление адресату лично под расписку или пересылает по почте с обратным уведомлением;
-может передать с использованием телефакса, компьютерных сетей и иных технических средств.
Взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника.
Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей:
-по нотариально удостоверенным сделкам;
-по основаниям, вытекающим из расчетных и кредитных отношений;
-за товары, купленные в кредит;
-задолженности, вытекающей из перевозок грузов, и сумм, причитающихся по диспаше, не оспоренной в течение установленного срока;
-по основаниям, вытекающим из трудовых отношений;
-задолженности, вытекающей из отношений, связанных с авторским правом;
-по требованиям органов внутренних дел;
-по требованиям органов Минздрава РФ и другим.

Проекты федеральной программы поддержки малого и среднегопредпринимательства на 2003 2005гг.

Малое предпринимательство как субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период-период становления.

В это время создавалась нормативная правовая база, регулирующая деятельность предпринимательства, формировалось его структура и инфраструктура, разрабатывались механизмы государственной поддержки.
Завершение этапа становления института малого предпринимательства требует решения новых задач его развития: определения стратегии развития с учетом новых задач, стоящих перед экономикой, усиления его государственной поддержки с целью формирования рациональной структуры экономики, создания среднего класса работников, смягчения безработицы, повышения его доли в ВВП и вклада в бюджеты всех уровней.
Достигнутый в России уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. По данным Госкомстата России, на 1 октября 2001г. в России действовало около 850 тыс. малых предприятий.

В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза не менее 30.
Динамика развития малых предприятий в Российской Федерации показывает, что после бурного роста в 1990-1994 гг. за последние семь лет количество малых предприятий практически не изменялось (отклонения по годам составляли не более 1-3%). Сегодня на долю малых предприятий приходится 2 % основных фондов, 2,6% инвестиций, 5,9% выпуска товаров и услуг (в развитых странах до 30%).
Практически неизменной оставалась отраслевая структура малого бизнеса. Сохранилась крайняя неравномерность распределения малых предприятий по территории России.

Основное число малых предприятий находится в Центральном (34,9%) и Северо-Западном (15,4%) федеральных округах.
Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2001 года составила 7,6 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2002 года, по данным МНС России, достигла 4,5 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 11,6 млн. человек, а в общем количестве экономически активного населения - около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.
Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12%.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.
Отличительной особенностью малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.

Это свидетельствует о том, что значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач.
В 2000 году по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 14,7 млрд. рублей - в 1,8 раза больше (с учетом индекса цен), чем в 1999 году.
На начало 2001 г. полная балансовая (учетная) стоимость основных фондов малых предприятий составляла 353 млрд. рублей. За 2000 год она увеличилось на 16 % против 3% по крупным и средним предприятиям.

На создание и воспроизводство основных фондов субъектами малого предпринимательства в 2000 году направлено 54 млрд. рублей.
Результативность использования основных фондов на малых предприятиях в большинстве отраслей экономики выше, чем по соответствующим отраслям экономики в целом. Выпуск продукции малыми предприятиям в расчете на 1 рубль основных фондов в 2,2 раза превышает аналогичный показатель в целом по промышленности, в строительстве - в 1,9, в торговле - в 1,5 раза.
В 2000 году малые промышленные предприятия выпустили товаров (работ, услуг) на сумму 168 млрд. рублей (27,4% от общего объема выпуска продукции (работ, услуг) предприятиями промышленности), что с учетом роста индекса потребительских цен почти в 1,3 раза больше, чем в 1999 году.
Наблюдаемый в 1999-2000 годах рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, некоторое повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от их деятельности находились в русле общероссийских тенденций и были обусловлены, с одной стороны, сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и др.), а с другой - компенсационным эффектом после кризиса 1998 года. При этом рост носил преимущественно интенсивный характер поскольку количество действующих малых предприятий практически не увеличивалось.
Наметившиеся в последние годы тенденции к росту показателей деятельности малых предприятий необходимо отнести скорее к создавшейся после кризиса 1998 года благоприятной экономической ситуации, чем за счет усиления его поддержки со стороны государства.
Поэтому активизация действий государства в части поддержки малого предпринимательства, является в настоящее время более, чем актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может существенно затормозить начавшийся экономический рост.
В решении задач развития малого бизнеса важную роль играет созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства.
Интегрированная сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает 75 региональных фондов и более 170 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 50 агентств поддержки малого и среднего бизнеса, около 60 учебно-деловых центров, более 50 бизнес-инкубаторов, 80 технопарков, 30 лизинговых компаний, в том числе информационных центров, созданных при долевом участии (учредительстве) Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.
По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, постепенно складывается и инфраструктура поддержки малого сельского предпринимательства. На сегодняшний день здесь созданы и успешно действуют около 200 сельских кредитных кооперативов в 40 регионах страны.
В последние годы практически завершилось формирование федеральной сети и системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации как корпоративной основы, представляющей интересы деловых кругов. На сегодняшний день создано 155 торгово-промышленных палаты, в том числе 83 палаты в субъектах Российской Федерации, образовано 101 объединение предпринимателей федерального уровня - членов ТПП РФ, около 400 региональных союзов и ассоциаций предпринимателей, входящих в состав территориальных ТПП.

Членами ТПП являются почти 20 тысяч предприятий. Примерно 75% предприятий-членов ТПП России являются представителями малого и среднего бизнеса.

Роль ТПП России в развитии малого предпринимательства в последующем будет усиливаться.
Успешно развиваются сегодня и негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства.
В результате реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы и Федеральной целевой программы содействия занятости населения в Российской Федерации на 1998-2000 годы в 2001 году около 310 тыс. неработающих граждан получили комплекс организационно-консультационных и образовательных услуг, способствующий их дальнейшему трудоустройству, в том числе 41,5 тыс. человек прошли обучение основам предпринимательской деятельности. Таким образом, принятые в 2000 году меры позволили обеспечить занятость 57,7 тыс. незанятых граждан (103% к уровню 1999 года), из них около 45 тыс. человек занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, около 11,5 тыс. граждан организовали малые предприятия (фермерские хозяйства) или работали в подсобных хозяйствах, а более 1,2 тыс. безработных были трудоустроены на вновь созданные малые предприятия.
Все это свидетельствует о том, что к началу 2002 г. была создана определенная база для развития малого предпринимательства, включая правовые, институциональные и финансовые ее элементы, что позволило обеспечить дальнейший рост числа предпринимателей и активизировать предпринимательскую инициативу.
Решение задач дальнейшего развития предпринимательства сегодня предполагает, в первую очередь, формирование более эффективной государственной структуры регулирования и поддержки малых предприятий.
Прежде всего, необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которое смогло бы обеспечить более высокие темпы развития малого предпринимательства.
Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями.

Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую сегодняшнему уровню развития рыночной среды.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства на период 2003 2005 годов является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства (далее Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной для малого предпринимательства среды и опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ.

В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.
Основные цели и задачи Программы, направления решения поставленных задач. Целью Программы является обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды.
Задачи Программы заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения.
Основные задачи включают:
*совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;
*развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства;
*распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства, накопленного в регионах и муниципалитетах, отдельными государственными учреждениями, предприятиями и организациями;
*расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
*подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;
*развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах;
*продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок;
*расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
*проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства;
- повышение эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства;
*создание условий для реализации в России зарубежных программ развития предпринимательства и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства.
Приоритетной задачей программы остается создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции.
Особое внимание в Программе уделяется задаче улучшения начальных, стартовых условий создания малых предприятий, а также упрощения процедуры ликвидации неудачно начатого или несостоявшегося бизнеса.
Основными направлениями в комплексе нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства станут: обеспечение преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; разработка законодательных мер по устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.
В этом комплексе мер предусматривается также развитие саморегулирования предпринимательской деятельности путем создания их общественных объединений и повышения их роли этих объединений в организации деятельности малых предприятий, разработка и внедрение нормативных правовых механизмов, определяющих взаимную ответственность сторон в различных возникающих в процессе их деятельности правоотношениях, проведение эффективной конкурентной политики, способствующей развитию предпринимательства, создание льготной налоговой системы, благоприятствующей развитию малого предпринимательства.



Содержание раздела