d9e5a92d

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности юридических лиц

Существующими нормативными документами не предусмотрено ограничение срока, на который может быть выдано свидетельство. Количество видов деятельности также неограниченно. Физическому лицу может быть отказано в регистрации, если оно изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью.

Для изменения (дополнения) видов деятельности необходима новая регистрация с уплатой сбора.
Физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, уплачивают регистрационный сбор за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей. Предельный размер ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются органами администрации. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Конкретный размер ставки сбора для отдельных плательщиков в пределах установленного размера ставки определяют органы местной власти при рассмотрении заявления о регистрации.
Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.
Государственная регистрация физических лиц в качестве предпринимателя утрачивает силу, а свидетельство о государственной регистрации подлежит возврату в следующих случаях:
a) с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
б) с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности;
в) с момента вынесения судом решения о признании недействительной регистрации предпринимателя в связи с нарушениями действующего законодательства при его регистрации.
Основанием для аннулирования государственной регистрации предпринимателя является решение суда или арбитражного суда. Аннулирование государственной регистрации производится в течение семи календарных дней с момента получения регистрирующим органом судебного решения.
Постановка на учет в налоговом органе. Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту осуществления деятельности либо по месту жительства.
Регистрация предпринимателей в налоговых инспекциях производится в специальных книгах регистрации физических лиц, получивших разрешение заниматься предпринимательской деятельностью. На свидетельстве о регистрации ежегодно делается отметка налоговой инспекции о регистрации налогоплательщика на отчетный календарный год.
Регистрация индивидуального предпринимателя в органах ПФР. Регистрация предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов в пенсионный фонд может быть произведена только после подачи им в орган ПФР соответствующего заявления.

Перечисление им платежей (без регистрации в качестве плательщика страховых взносов) не дает основания для его регистрации. При выявлении индивидуальных предпринимателей не прошедших регистрацию в органах ПФР в их адрес направляются письменные уведомления о необходимости регистрации и заполнения анкеты застрахованного лица. Расчет страховых взносов и финансовых санкций производится уполномоченными пенсионного фонда на основании данных налоговых органов о фактически полученном предпринимателем доходе. Финансовые санкции взыскиваются в судебном порядке.

Финансовая санкция применяется и за несвоевременную регистрацию индивидуального предпринимателя в органах ПФР.
Порядок уплаты страховых взносов в ФОМС. Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования начисляются на доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от осуществления им предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Уплата страховых взносов в ФОМС производится из размера совокупного годового дохода, определяемого как разница между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода. Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в ФОМС в размере 3,6% дохода от предпринимательской деятельности.

За несвоевременное осуществление индивидуальным предпринимателем страховых взносов в ФОМС производится начисление пеней.
Лицензирование отдельных видов деятельности. Индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом.



Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, он может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии, выданной органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, приведен в ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности от 08.08.2001 г.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:
¦заявление о выдаче лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства), вида деятельности, срока действия лицензии;
¦справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено предоставление иных документов.
Лицензия выдается на каждый вид деятельности. В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.

Копии лицензий регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
При ликвидации или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, выданная лицензия теряет юридическую силу.
Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание. После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью.

Сохраняют силу требования граждан, перед которыми он несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности юридических лиц.

Юридические лица разделяются по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, а также в зависимости от характера правомочий учредителей в отношении имущества юридического лица.
Коммерческой организацией является предпринимательское образование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. таковыми являются: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации могут быть созданы только в предусмотренных Гражданским Кодексом РФ правовых формах, и ни в каких других.
Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коммерческих образований. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами и учреждениями с разрешения их собственника.

Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ. Главной особенностью этих форм является долевое участие в капитале и то, что все имущество, как созданное за счет вкладов учредителей, так и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на праве собственности.
Высшим органом их управления является собрание всех участников, обладающее исключительной компетенцией.
Разграничительным признаком для этих форм являются различия в форме объединения вкладчиков. Товарищества представляют собой образования, построенные на началах членства и объединения капитала, в то время как общества, только на объединении капиталов. Это не формальное различие. Оно обусловливает, с одной стороны, степень хозяйственной ответственности учредителей, а с другой, характер их взаимоотношений с созданной предпринимательской структурой.

Учредители товарищества несут полную солидарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственный риск участников общества ограничен их вкладом. Товарищество предполагает непосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им.

Взаимоотношения же общества и его учредителей строятся на основе гражданских правоотношений, то есть гражданского договора.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного хозяйственного товарищества и товарищества на вере.
Полное хозяйственное товарищество (ПХТ) основанное на долевой собственности объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, несущих полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Оно может быть учреждено не менее чем двумя лицами.

Поэтому в случае, когда в действующем товариществе остается единственный участник, оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму.
Товарищество на вере (коммандитное) объединение закрытого типа, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, вкладчиков, ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.
Товарищество на вере создается по тем же основаниям, что и полное товарищество, с тем лишь отличием, что должно включать в себя вкладчиков (коммандитистов), по крайней мере, одного. В случае же выбытия всех вкладчиков оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму.
Хозяйственные общества могут создаваться в форме Общества с ограниченной ответственностью, Общества с дополнительной ответственностью и Акционерного общества.
Общество с ограниченной ответственностью организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущественной ответственности по обязательствам общества.
Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним или несколькими участниками, число которых не должно превышать законодательно устанавливаемого предела их численности. В своей деятельности общества данного типа руководствуются подписанным учредителями Учредительным договором и утвержденным ими Уставом, отражающими основные положения организации и управления обществом. Формирование активов общества осуществляется за счет вкладов учредителей.

И хотя капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, общество не вправе выпускать акции и подобные им ценные бумаги. Минимальный размер уставного фонда для обществ данного типа регулируется законодательно и должен быть не менее 100 минимальных месячных оплат труда, причем в случае снижения объема чистых активов общества ниже установленной величины общество ликвидируется.
Общество с дополнительной ответственностью организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капиталов ограниченного числа участников, принимающих на себя определяемую ими дополнительную имущественную ответственность по обязательствам общества.
Акционерное общество (АО) образование на основе объединения капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости приобретенных ими ценных бумаг общества.
Отличительной особенностью АО является разделение его капитала на определенное число акций, распределяемых среди участников, что, однако, не исключает создания АО одним лицом, выступающим в этом случае держателем всего пакета акций. Учитывая специфику функционирования АО, формирование его капитала регламентируется законодательно.

Уставный фонд АО складывается из номинальной стоимости акций, размещаемых среди учредителей. При этом его минимальная величина определена в 1000 минимальных месячных оплат труда, а открытая подписка на акции допускается только после полной оплаты учредителями уставного фонда. Увеличение уставного фонда для покрытия убытков не допускается, а его уменьшение возможно только после уведомления об этом всех кредиторов. АО также не вправе выплачивать дивиденды, как до полной оплаты уставного фонда, так и в случае, когда чистые активы общества меньше уставного фонда или могут стать меньше его после выплаты дивидендов.

Использовать же такой инструмент увеличения активов, как облигации, АО могут только после третьего года своего существования и на сумму, не превышающую размер уставного фонда. В то же время закон допускает возможность преодоления указанных требований при условии обеспечения выпуска облигаций третьими лицами.
Управление АО осуществляется через общее собрание акционеров, имеющее исключительную компетенцию, и исполнительные органы, в качестве которых могут выступать как непосредственно управляющий орган, осуществляющий текущее руководство, так и Совет директоров или Наблюдательный совет, если число акционеров более пятидесяти. При этом компетенция исполнительных органов АО и порядок принятия решений регулируются не только Уставом общества, но и законодательством об акционерных обществах.
Ликвидация АО может быть проведена на добровольной основе по решению общего собрания либо в установленном законом порядке. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.
Госрегистрация юридических лиц. В ст. 52 ГК РФ и в ФЗ О государственной регистрации юридических лиц от 08.08.2001 г. перечислены документы, которые представляются в регистрирующий орган учредителями:
-заявление учредителя;
-устав (кроме хозяйственных товариществ) - утверждается учредителями;
-учредительный договор (или решение о создании юридического лица)
--при создании одним учредителем не представляется;
-документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала ХО;
-свидетельство об уплате госпошлины;
-документ о согласии с соответствующим комитетом по управлению имуществом или иным уполномоченным органом величины и способа оплаты вклада унитарного предприятия, являющегося учредителем (кроме внесения вкладов в денежной форме за счет прибыли). В учредительных документах юридического лица должны определяться:
-наименование юридического лица;
-место его нахождения;
-порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридического лица соответствующего вида.
Регистрация производится по месту нахождения предприятия в течение 3 календарных дней с момента подачи документов или 30 дней с даты почтового отправления.
Местные органы власти принимают решение о возможности регистрации:
-выдают временное свидетельство о регистрации;
-сообщают данные о регистрации держателю реестра юридических лиц.*
В соответствии со ст. 51 ГК РФ отказ в регистрации допускается только при несоответствии учредительных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.
Особенности регистрации отдельных предприятий (с иностранным участником, банков и других) определяются соответствующими нормативными документами.
Постановка на учет в налогом органе - является обязательной и осуществляется по месту регистрации. Исключение - для организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, для международных организаций и объединений, иностранных физических лиц - предпринимателей постановка на учет осуществляется налоговым органом по месту осуществления деятельности в РФ.
Открытие счетов в банке. Расчетный текущий счет:
-разрешается наличие только одного счета по основной деятельности;
-открывается только по представлении подлинника справки налогового органа о поставке на учет. Валютные счета:
-счета по каждой валюте могут быть открыты в одном или нескольких банках;
-открываются только по представлении подлинника справки налогового органа, удостоверяющей факт уведомления налогового органа о намерении открыть в банке соответствующий счет. Ссудные депозитные счета;
-открываются только по представлении подлинника справки налогового органа, удостоверяющей факт уведомления налогового органа о намерении открыть в банке соответствующих счет. Бюджетные счета;
-открываются в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами РФ.
Факт оплаты подтверждается банком путем выдачи соответствующей справки. Предоставление в регистрирующий орган этой справки производится не позднее 30 дней после получения временного свидетельства о регистрации.

В случае не предоставления справки регистрация считается недействительной.
Реорганизация юридического лица (ст. 57-60 ГК РФ). Реорганизация может осуществляться лишь по решению:
-учредителей (участников) юридического лица;
-органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента госрегистрации вновь возникших юридических лиц (кроме присоединения, в этом случае - с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного).
В статье 59 ГК мы можем увидеть следующие виды реорганизаций юридических лиц:

Правопреемство В установленных законом случаях реорганизация происходит
Виды реорганизации к кому переходит
(ст. 58)
документ
(ст. 59)
Преобразование изменение вида юридического лица вновь возникшему юридическому лицу передаточный акт С согласия уполномоченных государственных
органов
Слияние нескольких лиц с образованием нового лица вновь возникшему юридическому
лицу
передаточный акт С согласия уполномоченных государственных
органов
Присоединение юридического лица к другому юридическому лицу передаточный акт С согласия уполномоченных государственных органов
Разделение на несколько новых лиц Вновь возникшим
лицам
разделительный баланс По решению уполномоченных государственных органов или суда
Выделение нового лица из остающегося к каждому из них разделительный баланс Если не выполняется в установленный срок может быть назначен внешний управляющий

Преобразование хозяйственных товариществ.

Виды XT (ХО) Основание для преобразования Во что могут быть преобразованы
Полное XT если остается один участник в ХО {в течение 6 месяцев)
XT на вере выбытие всех вкладчиков в полное XT
ХО с ограниченной (дополнительной) ответственностью единогласное решение участников о преобразовании в АО или производственный кооператив
АО решение общего собрания акционеров в ХО с ограниченной ответственностью или производственный кооператив

Ликвидация юридического лица (ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица означает его прекращение прав и обязанностей без перехода их к другим лицам в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
По решению его учредителей (уполномоченного органа юридического
лица) в связи:
¦с истечением срока, на который оно создано;
¦с достижением цели его создания;
¦с признанием судом недействительной его регистрации в связи с допущенным при его создании нарушением закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
По решению суда в случаях осуществления деятельности:
¦без лицензии;
¦запрещенной законом либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона;
¦противоречащей уставным целям общественной или религиозной организации или фонда.
Юридическое лицо - коммерческая организация (кроме казенных предприятий), потребительский кооператив или фонд может быть ликвидирован вследствие признания его банкротом по решению суда либо добровольно по собственному с кредиторами решению (ст. 65 ГК РФ).
Хозяйственное товарищество ликвидируется в случаях (ст. 76 ГК РФ):
?выхода или смерти участника, ликвидации участника юридического лица;
?признания одного из участников безвестно отсутствующим, недееспособным, ограничено дееспособным, либо банкротом;
?открытия по решению суда реорганизационных процедур в отношении одного из участников;
?обращения кредитором одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующую его доле в складочном капитале;
?если в учредительном договоре (в соглашении участников) не предусмотрено продолжение деятельности по этим основаниям.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор). Назначается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации по согласию с органом осуществляющим госрегистрацию. При этом устанавливаются порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидатора к нему (ней) переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.
Публикует сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроках заявления требований кредиторов (не менее 2-х месяцев с момента Публикации) в органе печати, публикующем сведения о регистрации.
Принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
Составляет промежуточный ликвидационный баланс (по истечении срока представления требований}, утверждаемый лицом, принявшем решение о ликвидации, и согласованный с органом, осуществляющим госрегистрацию.
При недостаточности денежных средств для удовлетворения кредиторов осуществляет продажу имуществ с публичных торгов.
По утверждении промежуточного баланса начинает выплаты (кредиторам пятой очереди выплаты начинает только через месяц со дня утверждения баланса).
По завершении расчетов составляет ликвидационный баланс.
Оставшееся имущество передается учредителям (участникам), имеющим вещные или обязательстве иные права.

Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранного элемента.

В соответствии с Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
Правительство Российской Федерации:
¦определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
¦определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;
¦утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
¦разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
¦привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;
¦осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;



Содержание раздела