d9e5a92d

Охрана и защита прав и интересов предпринимателя

Функция регулирования заключается в том, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель.
Функцию мотивации конкуренция выполняет путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль возникает лишь при соблюдении этих требований.

В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки и вытесняется с рынка более удачливыми конкурентами.
Доход от предпринимательской деятельности перераспределяется в пользу предпринимателей, использующих свои ресурсы наиболее эффективно. Именно в этом проявляется другая экономическая роль конкуренции функция распределения.
Функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора. Конкурентный механизм не дает какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свою волю.
Конкуренция выполняет также специфическую функцию обеспечения безопасности предпринимателей. При большом числе конкурентов всех уничтожить просто невозможно.

Напротив, следствием монополизма на рынке является криминализация экономики, когда борьба за доход ведется с помощью винтовки.
Все это подтверждает тот факт, что конкуренция относится к сфере публичных (общественных) интересов. Без их удовлетворения невозможно удовлетворить частные интересы и реализовать потребности общества в целом.

В этом качестве конкуренция поддерживается государством и охраняется различными правовыми средствами.
Ради достижения общественно значимых результатов государство создает и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих само наличие конкуренции и ее качество. Деятельность такого рода является ключевым элементом государственного регулирования рыночных отношений в нашей стране и нуждается в основательном правовом оформлении.
Противоположная конкуренции ситуация на рынке называется монополией. В этом смысле монополию принято считать антиподом конкуренции.
Понятие "монополия" столь же многопланово, как и понятие "конкуренция". Существуют различные его определения:
1.Исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке. Исключительность состоит в том, что он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара;
2.Особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах. Это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намечаемых соотношением прибыли и спроса;
3.Явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольных цен;
4.Исключительное право. Оно может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.
В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия "монополия".
Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств. Исходя из этого, выделяют три основных типа монополии:
1) при временной монополии один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товара. В таком положении находится предприятие, впервые предложившее потребителю совершенно новую продукцию;
2) государственная монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и в основном носит фискальный характер (например, государственная монополия на импорт или экспорт отдельных видов товаров);
3) естественная монополия - сфера экономики, эффективно функционирующая только в том случае, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект (например, железнодорожные перевозки).
Регулирование конкуренции как деятельность государства. Согласно ст.

8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции.
Конституция РФ рассматривает поддержку конкуренции как:
?особую деятельность государства;
?гарантию свободы экономической деятельности в допускаемых законом границах.
Поддержка конкуренции обязательная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию условий для появления, развития и существования добросовестной конкуренции, а также по пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.


Указанной обязанности государства и его органов корреспондирует право предпринимателей на участие в добросовестной конкуренции. Оно является элементом их правового статуса.
Право предпринимателей на добросовестную конкуренцию предполагает возможность действовать самостоятельно и требовать совершения правомерных действий от своих конкурентов и других субъектов.
Для обеспечения прав и свобод предпринимателей и исполнения обязанности государства по поддержке конкуренции применяются законодательные и организационные гарантии.
Гарантии система правовых средств, установленных законом для осуществления конкурентной политики государства и обеспечения прав предпринимателей на добросовестную конкуренцию.
В основе законодательных гарантий прав и свобод предпринимателей лежат конституционные принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции. Применительно к конкурентным отношениям эти гарантии закреплены в антимонопольном законодательстве.
К организационным гарантиям в сфере поддержки конкуренции можно отнести деятельность органов судебной и исполнительной власти.
Роль судов в настоящее время неизмеримо возросла. Конституция РФ в ч. 1 ст.

46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Граждане защищают свои права и законные интересы в судах общей юрисдикции, юридические лица и граждане в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в рамках системы федеральных арбитражных судов.
Антимонопольные органы, относящиеся к системе исполнительной власти, выступают непосредственными проводниками государственной конкурентной политики. В этой сфере; они имеют широкие полномочия (ст.

12 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 23 Закона о конкуренции на финансовых рынках) и осуществляют защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в административном порядке.
В России основу законодательного регулирования конкуренции на рынке и ограничения монополистической деятельности субъектов товарного и финансового рынков выполняет ряд законов и подзаконных актов:
1.Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (с последующими изменениями и дополнениями)
2.Федеральный закон "О рекламе";
3.Федеральный закон "О естественных монополиях";
4.Федеральный закон "О защите прав потребителей" (с последними изменениями и дополнениями);
5.Закон РФ Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (с последующими изменениями и дополнениями);
6.Федеральный закон О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведении государственного контроля от 08.08. 2001 г.
7.Подзаконные акты, регулирующие конкурентное взаимодействие на конкретных рынках.
Доминирующее положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке - базовая категория антимонопольного законодательства. Доминирование на рынке используется в качестве специального признака для квалификации антиконкурентной практики в законодательстве многих государств как англо-американской (например, Великобритания), так и романо-германской системы права (например, Австрия, Германия, Франция, Швейцария).
Доминирующее положение исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим предпринимателям (абз. 8 ч. 1 ст.

4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Качественной характеристикой доминирующего положения выступает возможность субъекта решающим образом воздействовать на конкуренцию в целом и (или.) на отдельных участников рыночных отношений.
Количественным показателем доминирования служит определенное соотношение двух экономических величин:
¦доли, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке определенного товара;
¦норматива, установленного в Законе о конкуренции на товарных рынках (абз. 8 ч. 1 ст.

4).
Количественным критерием данной возможности служит доля предпринимателя на конкретном товарном рынке.
Доля хозяйствующего субъекта на рынке это процентное отношение проданного хозяйствующим субъектом товара к общему объему реализации товара на данном рынке
Вычисленную таким образом долю необходимо соотнести с нормативами, закрепленными в абз. 8 ч. 1 ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках.

Федеральный антимонопольный орган не может установить иной норматив для квалификации доминирующего положения, поскольку в настоящее время это исключительная компетенция законодателя.
Результатом этой операции может стать один из трех вариантов:
1.положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, признается доминирующим;
2.не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%;
3.положение хозяйствующего субъекта, доля которого находится внутри пределов 35-65%, квалифицируется как доминирующее, если это доказано антимонопольными органами. В данном случае, устанавливая доминирующее положение, антимонопольные органы учитывают количество фактических конкурентов и их производственные возможности, сравнивают размер доли товарного рынка, принадлежащей изучаемому субъекту, с долей рынка, принадлежащей ближайшему копку-ренту, выясняют другие обстоятельства.
Соответственно сказанному распределяется и доказательственная презумпция:
1) при доле хозяйствующего субъекта свыше 65% его доминирующее положение презумируется. Однако эта презумпция опровержима, и хозяйствующий субъект вправе доказывать обратное;
2) неопровержимая презумпция отсутствия у предприятия доминирующего положения существует в том случае, если его доля на рынке составляет 35% и менее;
3) внутри пределов 35-65% доминирующее положение доказывается антимонопольными органами.
Правовые последствия установления факта доминирующего положения:
1) обладание доминирующим положением необходимое условие для квалификации противоправных действий хозяйствующего субъекта, нарушающих требования антимонопольного законодательства. Притом нарушением считается факт злоупотребления доминирующим положением (ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках);
2) необходимость установить доминирующее положение возникает при осуществлении предварительного и последующего государственного контроля за экономической концентрацией в соответствии со ст. 17, 18 Закона о конкуренции на товарных рынках;
3) доминирование имеет правовое значение, когда рассматриваются вопросы о принудительном разделении хозяйствующих субъектов;
4) доминирование учитывается также в ходе специальных исследований товарных рынков с целью разработки рекомендаций по их возможной демонополизации и созданию конкурентной среды.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта входит в исключительную компетенцию антимонопольных органов.
Существуют две группы отношений, нуждающиеся в правовом регулировании:
-отношения, связанные с конкуренцией;
-отношения в сфере монополий.
Первая группа отношений охватывает:
1.деятельность реально существующих на рынке конкурентов и взаимодействие их друг с другом;
2.деятельность потенциальных конкурентов;
3.государственное регулирование субъектного состава рынков;
4.пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
5.антимонопольный контроль за экономической концентрацией;
6.предотвращение разрушительной иностранной конкуренции;
7.оказание государственной помощи хозяйствующим субъектам и предоставление разнообразных льгот;
8.регулирование барьеров для входа на рынок и при выходе с рынка.
Вторая группа отношения в сфере монополий. Они складываются в процессе:
1.деятельности субъектов естественных монополий и ее регулирования;
2.регулирования государственных и временных монополий.
Для регулирования рассмотренных выше отношений применяются разнообразные методы, основанные на различном сочетании дозволений, запретов и связываний. Приоритетным для конкурентного права является диспозитивное регулирование с использованием метода координации. Конкурируя друг с другом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно решать многие вопросы стратегии и тактики своей конкурентной политики (метод координации). В то же время диспозитивное регулирование сочетается с императивным воздействием, основанным на власти и подчинении (метод субординации).

Данный метод применяется при государственном антимонопольном регулировании предпринимательской деятельности (например, в случае выдачи хозяйствующему субъекту предписания антимонопольного органа).
Взаимосвязь методов координации и субординации в рамках конкурентного права диктуется необходимостью соблюдения частных и защиты публичных интересов.
Государственное регулирование конкуренции и его виды. Государственное регулирование конкуренции это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых законодательством Российской Федерации, по установлению и реализации правил хозяйствования на товарных и финансовых рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Важнейшими направлениями (формами) государственного регулирования конкуренции становятся нормативное и организационное воздействие.
Нормативное регулирование это установление в нормативных правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также контроль за ее осуществлением. Нормативное регулирование проявляется в антимонопольном законодательстве.
Организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующими правами различных органов государственной власти, способных оказывать реальное положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.
Антимонопольное законодательство. Нормативные правовые акты функционируют как единая согласованная система, которая характеризуется взаимодействием, определенной иерархией, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

В сфере защиты конкуренции такие нормативные правовые акты объединены в антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство система нормативных правовых актов, включающая правила о поддержке добросовестной конкуренции, а также о предупреждении (ограничении и пресечении) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии со ст. I1 Закона о конкуренции на товарных рынках антимонопольное законодательство включает: Конституцию РФ; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ.
В Законе о конкуренции на товарных рынках термин законодательство понимается в широком смысле. В него включены и законы, и другие нормативные правовые акты.
По своему уровню антимонопольное законодательство является федеральным. Это связано с тем, что п. ж ст.

71 Конституции РФ относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции Российской Федерации.
Антимонопольное законодательство регулирует отношения между участниками предпринимательской деятельности, а также между ними, с одной стороны, и государством в лице уполномоченных органов, с другой стороны.
Конституция РФ как составная часть антимонопольного законодательства. Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы Конституции РФ (главы 1, 2).
Эти нормы наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в главы 1 и 2 Конституции РФ не могут быть внесены изменения и дополнения. Ее пересмотр возможен только в форме принятия новой Конституции РФ Конституционным Собранием или всенародным голосованием. В соответствии со ст.

8 Конституции РФ в нашей стране гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Государство обязано не только провозгласить экономические права (свободы), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях. Поэтому в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещается такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Данный запрет носит общий характер и охватывает все виды экономических отношений, включая складывающиеся на рынках ценных бумаг и финансовых услуг.
Непосредственное отношение к антимонопольной политике имеют конституционные нормы, закрепленные в ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ.

Они запрещают устанавливать на территории Российской Федерации юридические и фактические препятствия (ограничения прав и свобод, таможенные границы, пошлины, сборы и т.п.) для осуществления свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции. Исключение может быть сделано лишь с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Перечисленные ограничения вводятся только в форме федерального закона. Примером таких ограничений служат п. 1 ст.

10 и п. 2 ст. 209 ГК РФ.
Закон о конкуренции на товарных рынках (общая характеристика).
Закон РФ от 22 марта 1991 г. 948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках является первым российским антимонопольным законом. В нем содержатся: понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях, структуре и компетенции антимонопольных органов, составы нарушений антимонопольного законодательства, требования государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией, правила об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также о принятии, обжаловании и исполнении актов антимонопольных органов.
Закон о конкуренции на товарных рынках по своим целям наиболее близок к европейской модели антимонопольного законодательства и базируется на принципе "контроль за злоупотреблениями рыночной властью" (ст. 5, 17, 18 Закона о конкуренции на товарных рынках).

В то же время в нем есть черты американской системы антитрестовского законодательства, построенной на основе принципа "запрещение монополий" (примером служит п. 1 ст. 6 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Закон о конкуренции на товарных рынках является инструментом государственного регулирования рыночных отношений.
Сфера применения Закона определяется несколькими характеристиками:
¦действием в пространстве и во времени;
¦действием по кругу лиц;
¦существом регулируемых отношений.
Закон вступил в силу и действует одновременно на всей территории Российской Федерации. По общему правилу его нормы не имеют обратной силы.
Закон о конкуренции на товарных рынках имеет экстерриториальный характер. Он применяется и в тех случаях, когда действия (соглашения), указанные в п. 1 ст.

2 Закона о конкуренции на товарных рынках, совершаются (заключаются) за пределами территории Российской Федерации. Для того, чтобы применить правила Закона к таким действиям (соглашениям), необходимо доказать, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут другие отрицательные последствия на рынках Российской Федерации.
Участниками отношений, регулируемых Законом о конкуренции на товарных рынках, являются:
?граждане (физические лица);
?юридические лица (российские и иностранные);
?властные органы.
В этот перечень входят индивидуальные предприниматели, а также коммерческие и некоммерческие организации (ст. 23, 50 ГКРФ).
Другую группу субъектов отношений составляют властные органы органы исполнительной власти (федеральные и субъектов Российской Федерации), а также органы местного самоуправления.
Органы законодательной и судебной власти не являются субъектами рассматриваемых отношений.
В Законе о конкуренции на товарных рынках содержится ряд исключений из общих правил о его действии:
1) Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав (ст. 138 ГК РФ);
2) Закон регулирует отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на финансовых рынках лишь в том случае, если эти отношения связаны с конкуренцией на товарных рынках;
3) Из-под действия запретов, установленных Законом, выводятся индивидуальные или согласованные действия (соглашения) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, если они имеют значительный положительный эффект (п. 2 ст. 5, п. 3 ст.

6 Закона).
Применяя Закон, следует учитывать, что товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, так же регулируются специальным законодательством и прежде всего Законом о естественных монополиях.
Закон о конкуренции на товарных рынках применим к субъектам естественной монополии, если последние нарушают, антимонопольное законодательство Российской Федерации.
Реализация Закона о конкуренции на товарных рынках возлагается на специально создаваемые органы исполнительной власти (МАП России и его территориальные управления).
Закон о конкуренции на товарных рынках носит комплексный характер. В него включены нормы, категории и институты нескольких отраслей права.

Такое сочетание позволяет защитить как частные, так и публичные интересы.
Закон о конкуренции на товарных рынках выполняет созидательную, предупредительную и репрессивную функции. В нем сосредоточен весь комплекс регулятивных, правоохранительных и специализированных норм.

Важное значение имеют дефинитивные нормы, закрепляющие понятийный аппарат (дефиниции) антимонопольного законодательства.

Охрана и защита прав и интересов предпринимателя

Способы разрешения хозяйственных споров раскрыты в ст. 12 ГК РФ. Защита гражданских прав осуществляется путем:
?признания права;
?восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
?признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
?признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
?самозащиты права;
-присуждения к исполнению обязанностей в натуре;
-возмещения убытков;
-взыскания неустойки;
-Компенсации морального вреда;
-Прекращения или изменения правоотношения;
?Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
?Иными способами, предусмотренными законом.
Судебная защита гражданских прав осуществляется, согласно ст. 2 ГК РФ,
защиту оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный судом, защита гражданских прав в административном порядке осуществляется, лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое: административном порядке, может быть обжаловано в суде.
Арбитражный порядок защиты имущественных прав. Возглавляет систему федеральных арбитражных судов Высший Арбитражный суд Российской Федерации.

Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за юс деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.



Содержание раздела