d9e5a92d

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Следовательно, человеческий фактор - это, во-первых, активная сила, от которой зависит развитие экономики, во-вторых, сила, опосредующая влияние на это развитие всех других подсистем общественной жизни, придающая развитию экономики социальный характер [9, с.58]
Переход в России к новой экономической системе, основанной на рыночных отношениях, вызвал объективную необходимость развития наряду с традиционными формами организации производственной деятельности и малых форм предпринимательства, которые динамично реагируют на конъюнктуру товарного рынка, активизируют структурную перестройку отраслей, создают новые рабочие места. Развитие малого предпринимательства способствует формированию среднего класса, расширяет социальную базу для осуществления коренных преобразований в стране.
Накопленный опыт позволяет определить предпринимательство как интеллектуальную, связанную с риском инициативную деятельность субъекта, владеющего полностью или частично материальными ценностями и осуществляющего экономические комбинации с целью реализации своих идей и достижения социально-экономического эффекта. Для предпринимательской деятельности характерно не только стремление к извлечению прибыли, но и стремление к развитию производства, удовлетворению потребностей общества, создание принципиально нового продукта, творческий поиск в создании экономически выгодных ситуаций для активизации потенциала хозяйственных структур.
Люди обладают разными материальными и духовными запросами вследствие своего характера, достигнутого социального положения. У одних возникает интерес к поддержанию элементарного существования, другие ориентируются на средний уровень жизни, третьи - стремятся к престижу и осуществлению какой-то особенной идеи.

В связи с этим всегда существуют предельные ситуации, в которых проявляется сильное или слабое желание человека работать с учётом удовлетворения своих запросов. Экономика, идеология, культура и социальная психология в обществе рыночных отношений пронизаны настроением обогащения.

В экономически развитом обществе возможен высокий уровень трудовой активности людей: человек охвачен желанием купить как можно больше товаров, для этого ему необходим достаточный доход, что и вынуждает его максимально зарабатывать. Существуют ситуации, пределы и индивидуальные случаи, в которых налоговый пресс оказывается стимулом к преступной деятельности, криминальным действиям, а также отклоняющемуся поведению в обществе и трудовых коллективах в его самых разных формах.

Экономико-социологический анализ ситуаций, пределов особенно актуален в отношении социально-экономической жизнедеятельности человека.
Социально-экономические позиции открыто и скрыто определяют особенности и успех прогнозируемого и управляемого развития макро- и микроэкономики, различных изменений в них. Экономические позиции предпринимателей можно охарактеризовать как принятие или неприятия изменений в налоговой системе (позитивное или негативное оценочное отношение к изменениям, пассивная или активная форма этого отношения).
Изменение места и роли человека в современной экономической системе применительно к российским условиям формулируется человеко-ориентированный подход к исследованию социально-экономической реальности. В данном случае он выражается посредством раскрытия социально-психологических и социально-экономических закономерностей формирования экономического поведения.

С одной стороны, экономическое поведение - это сложнейшая система приспособления личности предпринимателя к разнообразным условиям её реализации в экономической и социальной среде. С другой стороны, это активная форма преобразования социальных отношений в соответствии с объективными возможностями, которые предоставляются личности, а также возможностями, которые она самостоятельно открывает для себя в соответствии с уровнем своей экономической культуры.

Состояние социально-политической неопределённости вызывает пересмотр ценностных ориентиров экономического поведения. При отсутствии регулирования поведенческих мотивов деятельность руководителя как личности будет определяться не столько общей экономической ситуацией, сколько мировоззрением личности, его экономическим мышлением, управленческой культурой, психологической готовностью к социальным преобразованиям.
Изначально высокая роль социальных факторов в формировании экономического поведения субъектов ещё более возрастает в условиях, когда происходит глобальная реконструкция общественной системы, смена важнейших ориентиров производственно-хозяйственной деятельности. Особый интерес представляет вопрос о степени устойчивости традиционных мотивов деятельности, о возможности и границах их трансформации в экономические.


Целью управления экономическим поведением в переходный период является формирование экономической деятельности, ориентированной на эффективность, посредством изменений причинных детерминант в механизме экономической активности, в том числе через реформирование налоговой системы.
На уровне предприятия управление экономическим поведением предполагает воздействие на личностную экономическую культуру руководителей и работников, качественного развития воспроизводственной деятельности, вовлечение людей в демократические процессы, формирования ответственной позиции субъекта.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.

Налоговый механизм также используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, на социальное обустройство общества.
Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики является хозяйственный цикл, отраслевая и региональная структура хозяйства, инвестиции и капиталовложения, ценовая позиция, научно-исследовательские работы, внешнеэкономические связи, окружающая среда. В свою очередь, влияние налогов на экономическое поведение заслуживает особого внимания.
Социальный механизм развития хозяйственной деятельности определяет устойчивую систему экономического поведения социальных групп, а также взаимодействие этих групп друг с другом и с государственными институтами по поводу производства, распределение, обмена и потребления материальных благ и услуг. В дальнейшем происходит влияние экономического поведения на социально-экономические результаты развития общества.

Положение и интересы предпринимателей обуславливают соответствующие способы поведения, в том числе способные противоречить общественным интересам. Субъективно обусловленное поведение людей влияет на эффективность экономической деятельности.
Хозяйственный механизм регулирует текущие экономические интересы работников и производственных коллективов, предпринимателей, стимулируя формы и способы поведения людей, которые обеспечивают достаточно быстрое и эффективное развитие производства. При этом социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей социального развития всех членов общества, регулируя ценностные ориентации, потребности, интересы, мотивы деятельности людей.
Современная система управления экономикой через налогообложение оказывает негативное влияние на формирование и развитие предпринимателей, понижает их активность, нерационально использует их трудовой потенциал.
При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно или временно снижают налоговые ставки или отменяют налоги для предприятий (скидки с налога на прибыль, направляемую на капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды).
При установлении косвенных налогов государство преследует фискальные цели, тем не менее, размерами обложения и формами взимания оно оказывает огромное влияние на развитие экономики страны, находящуюся в непосредственной связи с данным видом косвенного обложения. В конечном счёте, результаты косвенного налога стесняют производство, в особенности малое, способствуя монополизации или сосредоточению подакцизных производств у крупных монополистов. Косвенные налоги обыкновенно составляют значительную часть издержек производства обложенного товара, превышая нередко все прочие издержки.

В связи с этим, при определённой цене, установившейся на товар, подлежащий обложению косвенным налогом, изменение размера обложения может легко сделать производство данного товара выгодным там, где оно было невыгодно, и невыгодным там, где оно было прибыльным. Таким же образом, условия взимания и контроля, которые могут уничтожить множество малых предприятий, если выполнение их посильно только для крупного производства. Если для конечных плательщиков - для потребителей обложенного налогом предмета косвенные налоги могут казаться менее обременительными, то производители могут не только сильно пострадать, но и разориться вследствие введения нового косвенного налога, увеличения его размера или изменения формы взимания.

Уцелевшие предприятия возместят свои потери с избытком за счёт потребителей, но банкротство многих часто оказывается невозместимой потерей для экономики страны.
Обложение косвенным налогом какого-либо нового предмета или увеличение налога всегда вызывает повышение цены предмета в большей степени, чем само обложение. При косвенных налогах переплата населения, потребляющего обложенные предметы превышает поступления в бюджет.

Этот факт находится в связи с тем, что косвенные налоги, уплачиваемые производителями, прежде чем произведённый товар перейдёт к потребителям, вызывает необходимость в большом оборотном капитале, что увеличивает издержки производства и повышает цену продукта не только на сумму налога, но и на добавочную прибыль на эту сумму.
При введении нового косвенного налога или при каком-либо существенном изменении действующего, вносится элемент неопределённого риска, поскольку всякое предприятие рассчитывает на условия, более или менее известные предпринимателю и относительно стабильные. Между тем налог вынуждает прибегнуть к такому резкому изменению условий осуществления предпринимательской деятельности, которое сразу оценить очень трудно.

Потребители, зная, как велик налог, приписывают внезапное несоответственное повышение цены стремлению производителей к получению дополнительной прибыли.
Каждый налог входит в издержки производства товаров и таким образом перелагается на всех потребителей, но государственные услуги, увеличивая производительность труда, возвращают гражданам уплаченный налог. К примеру, формирование инфраструктуры региона возлагается и регулируется государственными службами.

Через уплату налога на пользователей дорог каждым предприятием. Управление автомобильных дорог должно строить и содержать надлежащим образом дороги или в противном случае делегировать указанные функции хозяйственным структурам различных организационно-правовых форм.

Если установлена жесткая система сбора, необходим контроль по использования собранных средств, что не всегда соответствует действительности.
В основе экономических процессов лежат социальные действия, имеющие специфический характер. В экономической жизни они реализуются посредством проведения предпринимателями на основе собственных интересов расчётов и прогнозирования вероятной выгоды и потерь.
В зависимости от условий и индивидуальных способностей предприниматели отстаивают личные хозяйственные интересы и направляют усилия на получение выгоды и предупреждение потерь. Тем не менее, они могут ошибаться в своих расчётах, а следовательно, и в своих действиях.

Данная трактовка экономического поведения представляется реалистичной.
Экономическое поведение человека введено в определённые институциональные рамки, которые обязывают его действовать рационально даже тогда, когда он этого не осознаёт, ошибается в своих действиях или находится под воздействием иррациональных эффектов. Таким образом, рациональность экономического выбора проявляется в поведении людей как тенденция, где в равной степени важны действия отдельных индивидов, преследующих свою выгоду, социальные институты, заставляющие людей вести себя рационально, а также социальные привычки, стереотипы, навыки, которые побуждают их следовать традиционным способом.
Возрастает влияние налога на экономические и социальные преобразования, особенно подчёркивается роль налога как социального реформатора в целях перераспределения имущества, поддержания различных форм предпринимательства.
Задачи экономической политики не ограничиваются стимулированием развития предпринимательской деятельности отдельных лиц. Сумма энергии, проявленной отдельными хозяйствующими субъектами при преследовании ими своих личных интересов, не идентична с суммой общественно-полезной энергии, так как не все действия хозяйствующих субъектов являются полезными и положительными с точки зрения интересов общественного целого. Для государства важен не только количественный рост производства и накопления, но и экономическое, материальное содержание этой деятельности. Поэтому, одновременно со стимулированием деятельности предпринимательства, государство осуществляет экономическое регулирование.

Свобода экономического поведения становится фундаментальной чертой новой социально-экономической ситуации в России.
Интерпретация социальных действий человека, организаций, включённых в экономическую жизнь общества, выделение специфических особенностей поведения предполагает:

  • изучение моделей экономического поведения в связи с применением принципа максимизации результата и минимизации затрат;
  • расширение оптимизационных моделей экономического поведения за счёт введения дополнительных компонент: субъектно-личностных, стратификационных, институциональных, социальных, экзистенциальных.

На формирование моделей экономического поведения предпринимателей оказывают влияние различные социально-экономические институты (в частности, государственная налоговая служба), которые делают возможным или существенно лимитируют рациональное применение экономических ресурсов.
Налоги должны дать государству возможность добиться передвижения капитала и энергии из тех отраслей производства, которые удовлетворяют потребности с позиции государства менее настоятельные, в те отрасли, развитие которых имеет для страны насущное значение. Но такое перемещение предпринимательского труда и создание стимулов к экономии возможно лишь в том случае, если давление, которое испытывают плательщики, будет не во всех отраслях производства и не при всех приёмах и системах хозяйствования равномерным.
Необходимо, чтобы у плательщика возник соответствующий интерес и он мог приспособить свою деятельность к целям государственной налоговой политики.
Под достаточностью налогов, с точки зрения экономической политики, подразумевается такая высота налоговых ставок, которая гарантирует народнохозяйственный эффект, к которому стремится в данном случае законодатель. В этом случае предприниматель ориентируется в своей производственно-хозяйственной деятельности на благоприятное налогообложение.
Экономическое поведение предпринимателя, любое его действие определяется его интересом, попыткой реализовать свои способности. Налоговое законодательство только регулирует форму этих действий. Можно выделить следующие интересы:

  • реализация накопленного опыта, профессиональных знаний, потребность в самостоятельной работе;
  • интерес в получении прибыли непосредственно от процесса осуществления производственно-хозяйственной деятельности и выгодности вложении денежных средств.

Любой из этих интересов может присутствовать у всех категорий предпринимателей. Однако реализация одного и того же интереса разными группами будет иметь существенно разные последствия с точки зрения формирования, развития и функционирования малого предпринимательства, разнообразия поведенческих моделей.
Согласно исследованиям и наблюдениям, многие работники сами не заботятся о безопасности на производстве, многие по собственному желанию работают сверхнормативное время или во вредных условиях ради больших денег. В подобных случаях экономическое поведение людей более или менее явно противоречит сохранению их здоровья.

Экономические интересы государства и предприятий малого бизнеса должны быть организованы и урегулированы таким образом, чтобы не было возможности отклоняющихся действий негативного качества.
Модели экономического поведения предпринимателей во многом будут зависеть от экономических ресурсов, которые имеются в их распоряжении;
институциональными и социальными рамками, в которых они находятся;
традициями, стереотипами, которые задают принятую модель поведения;
приемлемыми в данной экономической среде конкретными процедурами и технологиями достижения оптимального результата.
Правила рационального выбора в условиях рынка и командной экономики существенно отличаются и прежде всего - степенью экономической свободы, ответственностью за принятые решения, способы их реализации.
Несомненно, значительное место в рассмотрении социально-экономических категорий занимает степень инновационности экономики, выражающаяся в ценности экономической сферы и экономической активности населения, а также в степени рациональности (социально-психологический аспект). При этом экономическая активность выражается в совершенствовании форм экономической деятельности и поведения, изобретательности в учреждении более прогрессивных форм экономических отношений, приоритетность экономических целей в образе жизни населения.
Налоги в качестве инструмента микроэкономической политики должны стимулировать экономию производственных ресурсов в процессе хозяйствования фирм. В целях повышения эффективности производства обосновывается идея косвенного налогообложения и предоставления предпринимателям налоговых льгот.

Для побуждения плательщиков к совершенствованию производства обложение и взимание должны быть построены так, чтобы тяжесть налога уменьшалась с применением более совершенных технологий, методов и приёмов хозяйствования. Наиболее действенным в этом отношении являются косвенные налоги, когда они взимаются у производителя по количеству поступившего в переработку сырья или по заранее установленным признакам технико-производственного характера.

При существовании таких налогов производитель естественно стремится к тому, чтобы из того же количества сырья или при том же оборудовании получить большее количество продуктов, так как благодаря такому росту выработки уменьшается налог, падающий на единицу продукта.
Чтобы побудить хозяйствующие субъекты перейти к более совершенным техническим приёмам производства или к более производительным формам хозяйственной организации, государственным деятелям рекомендовалось бы создавать для лиц, достигших определённых успехов в указанных областях налоговые льготы.
Социальные и экономические факторы, влияющие на рыночные преобразования, происходящие в обществе, стимулируют обновление производственных отношений в налогах.
В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства или в развитии экономики на дефляционной основе (увеличение налогов) и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной частей. Причины инфляционных процессов в России состоят в увеличении прибыльности предприятий при сокращении объемов производства и реализации товаров и услуг, монополизме производителя и отсутствии конкуренции, ликвидации взаимозависимости между увеличением доходов и производительностью труда.
Одной из причин инфляции является экономическое поведение хозяйствующих субъектов, которые, ссылаясь на высокий уровень налогообложения, идут на завышение цен с целью получения необходимой массы прибыли, сократившейся от очередного роста налоговой ставки. Налогоплательщик, укрываясь от налогообложения, распределяет причитающуюся ему сумму минуя государственную службу.
Налогоплательщик выступает как производитель и потребитель, попадая под двойное, тройное налогообложение. Кроме того, необходимо учитывать наличие множества посредников, в результате чего формируется соответствующий вид экономического поведения. Избегая прямого налогообложения, предприниматели непременно попадают под косвенное.

Такая ситуация формирует менталитет сокрытия хотя бы части налогов в свою пользу, используя вполне законные методы ухода от налогообложения.
Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: золотая середина определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования), исходя из потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики. Особое внимание при этом необходимо уделять социальной направленности развития государственной экономики, формировать особый тип регулирования отношений в обществе между государством и налогоплательщиками.
Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на предпринимательство, система дотационных, компенсационных, уравнительных мер с целью активизации деловой активности, сокращения недоимки и необходимости сокрытия налогов. Достичь всех этих целей одновременно практически невозможно.

В случае если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию, но ограничение цен почти наверняка приведёт к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большому количеству людей, и снизится конкуренция на рынке труда.

Найти сбалансированное соотношение - главное в экономической и социальной политике.
Создание рациональной и эффективной налоговой системы обеспечивает сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействует развитию предпринимательской деятельности, активизирует инвестиции, что в едином целом наращивает национальное богатство России и благосостояние её граждан.

Глава II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА


§1. Современная структура налогообложения предприятий малого бизнеса различных организационно-правовых форм
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие предпринимательской деятельности, создание предприятий малого бизнеса. Формирование рыночных отношений среди прочих мер предусматривает развитие сети мелких предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм. Особую актуальность этого процесса подчёркивает расширение экономической самостоятельности, а также значительное пополнение бюджетов разных уровней за счёт новых налогоплательщиков - предприятий малого бизнеса.

Число малых предприятий в России в 1996 году составило 877,3 тысяч [12, с.19] (для сравнения в 1995 году численность субъектов малого предпринимательства составляла около 900 тысяч [25, с.42]). Одной из основных причин такой ситуации является проводимая в отношении малого предпринимательства налоговая политика.
Мировой опыт свидетельствует о том, что чем активнее предпринимательство, чем больше способных людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются общественные ресурсы, тем интенсивнее хозяйственное развитие страны.
Наиболее выгодной, гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно реализовать деловой, творческий потенциал, иметь достаточно высокие заработки для достойного образа жизни являются предприятия малого бизнеса. Создание сети подобных предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений, противодействию монополизму крупных фирм в различных видах деятельности.



Содержание раздела