d9e5a92d

Социальная оценка эффективности функции налогообложения

Степень налогообложения различных факторов (амортизации, заработной платы и прибыли) также выше, чем в этих странах. Предприятия малого бизнеса стараются не приобретать основных средств (в данном случае не платится налог на имущество), не начисляют заработную плату в полном объёме (выдают через чёрную кассу и на работающих данное укрывательство не отражается), всеми доступными способами завышают издержки производства независимо от вида производственно-хозяйственной деятельности, что в свою очередь, сказывается на недополучении органами власти денежных средств в бюджет, порождает порочную систему сокрытия на законных основаниях налогов.
Анализ налоговой статистики показал, что основными отличительными особенностями структуры налоговых поступлений в России по сравнению с большинством зарубежных стран являются:

  • высокая суммарная доля налогов на прибыль предприятий и подоходного налога с населения;
  • поступления подавляющей части (около 80 %) прямых налогов, в основном налога на прибыль;
  • высокая доля НДС в поступлениях налогов на товары и услуги;
  • очень низкая доля поступлений в социальные фонды за счёт индивидуальных доходов населения.

Проведённые расчёты эффективной ставки налогов и платежей показывают, что общее бремя налогов в России оценивается в 57-60%, что на 15-16 пунктов выше, чем в анализируемых зарубежных странах, и намного выше уровня налоговой ловушки, когда инвестирование в развитие производства уже невыгодно. Тем не менее, более низкие ставки налогов в рассматриваемых странах не снижают, а, наоборот, стимулируют развитие производства, сферы услуг, социальной инфраструктуры, обеспечивая достойный образ жизни граждан, что подтверждается соответствующими социально-экономическими показателями.
При всей множественности налогообложения правительства развитых государств стремятся к минимизации налогов, оптимизации их. Опыт западноевропейских государств вполне применим в современных условиях к России, если его не слепо копировать, а использовать в соответствии с конкретными специфическими особенностями экономики Российской Федерации.
Налоговая реформа, начавшаяся в 1992 году, изменила финансовые отношения между государством, предприятиями и гражданами. Однако до сих пор не удаётся добиться устойчивого поступления доходов в бюджет, социальные фонды, обеспечить государственную поддержку притоку инвестиций и росту экспорта (кроме сырьевых ресурсов). Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • ставка налога на прибыль и на дивиденды находится на том же уровне, что и в большинстве развитых стран;
  • ставка НДС выше, чем в среднем по Европе, на 3 пункта;
  • суммарная ставка начислений на оплату труда выше среднего на 10 пунктов, в основном за счёт большей ставки отчислений в Пенсионный фонд РФ (в настоящее время в принятом положении о порядке начислений пенсионных взносов, все получаемые средства на предприятии в качестве оплаты труда, за редким исключением, подлежат обложению, таким образом реально ещё больше увеличивается сумма, выплачиваемая предприятием);
  • существуют платежи, отсутствующие в других странах (налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, отчисления в дорожный фонд, занимающие в настоящее время значительную часть всех налоговых отчислений, к тому же его начисление не зависит от финансовых результатов - в проекте Налогового кодекса планируется отмена указанных налогов, но введение нового - на содержание инфраструктуры).

В целом, изучив зарубежный опыт по налогообложению и проведя сравнительный анализ, можно предложить для российских законопроектов, не изменяя налоговой политики существующей в настоящее время, следующее:

  • вместо налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, отчислений в дорожный фонд, ввести налог на содержание инфраструктуры при ставке не более 1-3 % в зависимости от видов деятельности при налогооблагаемой базе - выручке (для торговли как разница в цене продаваемого и приобретаемого товара);
  • снизить ставки налога на добавленную стоимость до 15-18%, можно дифференцированно по видам деятельности, отдельно по предприятиям малого бизнеса;
  • определить суммарные отчисления в социальные фонды от фонда оплаты труда до 30-35 % с перенесением незначительного процента на работников предприятия;
  • обязать платить налог на прибыль все предприятия независимо от вида деятельности, формы собственности и т.п., но по дифференцированным ставкам в зависимости от вида производственно-хозяйственной деятельности и от продолжительности во времени функционирования предприятия и суммы полученного дохода с максимальной ставкой до 35 % ;


  • распределить налоговые льготы равномерно с целью сохранение баланса поступлений налоговых платежей;
  • увеличить акциз на отдельные продукты питания и предметы роскоши;
  • разработать и внедрить более существенные льготы предприятиям малого бизнеса, поскольку формирование и развитие малых предприятий в будущем существенно увеличит налогооблагаемую базу при внешней и внутренней стабильности страны.


Даже при детальной разработанности системы налогообложения в западных странах среди предпринимателей имеет место своеобразное отрицание её эффективности, поскольку:

  • современные налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов, что порождает различные способы уклонения от налогов;
  • личное подоходное обложение характеризуется несправедливостью распределения налогового бремени, состоящей в том, что нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения;
  • высокие маржинальные ставки отрицательно сказываются на процессе принятия экономических решений, в результате налогоплательщики начинают тяготеть к теневому бизнесу;
  • налогообложение компании стимулирует их инвестиции и перестройку не по экономическим, а по налоговым причинам, что отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.

Размер налоговых платежей зависит от решений в отдельных сферах производственного и социального планирования. Уже на стадии поиска решений должны учитываться их возможные последствия с позиции выгоды или ущерба, налогового бремени.

Предприятие стремится к достижению экономических параметров, которые ведут к оптимальному налогообложению. Выбор варианта экономического поведения предприятия по налоговым соображениям ограничивается лишь законодательным запретом злоупотреблений.
В обществе усилиями органов власти, экономической науки и практикой за долгие годы создано негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области сейчас приходится принимать в учётом возможных социальных и политических последствий.
Разумное сочетание прямых и косвенных налогов, применение льгот позволит создавать и совершенствовать экономическую мощь России и заинтересовывать предпринимателей развивать производство и вкладывать средства в своей стране.
При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству - налогообложения, кредитования, инвестирования, государство выделяет различные варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, рационально обосновывать распределение между государством и населением затрат на содержание малоимущих, социально незащищённых слоев населения, соблюдать принципы социальной справедливости.

§3. Социальная оценка эффективности функции налогообложения

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.
Налоговая система осуществляет финансовую, стимулирующую, фискальную функции, посредством которых обеспечивается формирование доходной и расходной частей бюджета. Посредством фискальной функции происходит формирование финансовых ресурсов государства, их аккумулирование в бюджетной системе и внебюджетных фондах для осуществления собственных функций, в том числе социальных, экологических и т.д.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, то есть на макроэкономические процессы и пропорции, а стимулирующая более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и в отдельных отраслях экономики.

Это воздействие достигается через изменение ставок налогов, применения льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей. Осуществление фискальной функции налогообложения весьма затруднительно без соответствующего контроля, благодаря которому появляется возможность регулирования предпринимательского поведения субъектов хозяйствования, количественного отражения налоговых поступлений, внесения изменений в отношения органов налогообложения с плательщиками.
В последнее время заметное развитие получила социальная функция налогов, играющая бесспорно важную роль в жизнедеятельности человека. О налогах спорят на заседаниях парламентов и правлений партий, обещая снизить их во время предвыборных кампаний, и часто повышают их между выборами.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего, регулирующего и социального начала.
По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы, государственные органы чаще предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства. Широко распространены льготы многодетным семьям, переселенцам из-за границы на историческую родину, студентам и т. д. [16 - 19].
Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют льготы, предоставляемые мелким предпринимателям, фермерам, также налоговые льготы в виде скидок с личных доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство, строительство или покупку и реконструкцию садового домика, загородного дома, дачи. Социальная направленность очевидна, но использовать эти льготы могут только относительно высокооплачиваемые слои населения.

Регулирующая функция в данном случае проявляется в оживлении жилищного строительства, которое создаёт дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, санитарное и электрооборудование, способствует росту занятости, ведёт к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую технику и т.п.
Социальные и экономические факторы, влияющие на рыночные преобразования, происходящие в обществе, стимулируют обновление производственных отношений в налогах: так, например, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости, который образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов на стадии распределения первичных доходов.
С предприятий удерживается сбор на нужды образовательных учреждений, но тем не менее, ВУЗам приходится самостоятельно решать свои проблемы за счёт изыскивания внебюджетных средств. В современной России сохранение научных школ, фундаментальной науки является приоритетной задачей.

Их утрата приведёт к очень серьёзным социально-экономическим последствиям для страны, сильно понизит уровень преподавания в высшей школе, станет не только национальной проблемой, но и обернётся немалыми потерями для мирового сообщества [24, с.184]. Должна оставаться возможность бесплатного образования с целью получения и повышения профессионально - квалификационных знаний людям с небольшим достатком, формирования интеллекта широких масс населения страны.
Исторический спор, охватывающий более чем два столетия, о приоритетности в принципах налогообложения совершил своеобразное движение по спирали: от справедливости по А. Смиту, достаточности по А. Вагнеру, вновь к принципу справедливости в налоговых системах промышленно развитых стран конца XX века.
Дискуссионность проблем налоговой справедливости обусловлена различным пониманием её состоятельными и малоимущими слоями населения.
Понятие о справедливости в политике налогов содержит в себе ответы на два вопроса:

  • кто должен платить налоги;
  • как достигнуть уравнительности при распределении налогов между плательщиками, с помощью какого принципа пропорционального или прогрессивного.

Принцип равномерности претерпел сложную эволюцию. К началу XX века были распространены три способа обложения: налог равный, пропорциональный и прогрессивный. Первый состоял в том, что со всех плательщиков налог брался поровну, и потому противоречил принципу равномерности: если со всех берётся одна и та же сумма, то не принимаются во внимание имущественная налогоспособность плательщиков.

Пропорциональным называется налог, при котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы обложения, прогрессивным - налог, при котором с увеличением единицы увеличивается и ставка налога.
Несмотря на очевидную несправедливость, теория равного обложения отражала практику налогообложения в средние века в виде поголовного или подушного налога, который как весомый источник доходов государства дольше всех взимался в России. Несправедлив он потому, что подобный способ распределения должен лечь гораздо большей тяжестью на малообеспеченные слои населения, которые по своей слабости, незнанию или бедности особенно нуждаются в общественной помощи, чем на более состоятельных.
Следовательно, налоги не только финансовое явление, но и социальное. Пропорциональные налоги легче переносятся состоятельными классами, так как они ослабляют налоговый нажим по мере увеличения объекта обложения. Прогрессивные налоги задевают интересы имущих классов чувствительнее и тем больше, чем сильнее растёт прогрессия обложения. Налоговая система государства - наиболее яркое проявление соотношения классовых и групповых интересов, социальных сил, их борьба и компромиссы.

Расхождение во взглядах на пропорциональное и прогрессивное обложение объясняется не только классовой принадлежностью, но и содержанием понятия платёжеспособности. Сторонники пропорционального обложения под платёжеспособностью понимали доход и имущество плательщика налога, сторонники прогрессивного обложения - такую способность, которая соизмеряется, с одной стороны с доходом и имущественным состоянием, а с другой - с лишениями и жертвами, которые должны быть одинаковыми для всех налогоплательщиков.

Развитие концепции платёжеспособности, построенной с учётом имущественного положения плательщика, связано с вопросом об источнике налогов.
Среди теорий прогрессивного налогообложения выделяются теории, которые в обоснование прогрессии включают социальные мотивы, связанные с борьбой трудящихся масс за более справедливое распределение национального дохода, с их влиянием на государственную политику в области налогов.
Косвенное обложение, охватывающее прежде всего область массового потребления, непропорционально тяжело отражалось на малоимущих классах. Пропорциональные налоги не удовлетворяют этому требованию, поскольку одна и та же сумма налога возлагает на разных плательщиков неодинаковые тягости, вследствие различий между гражданами по семейному положению, состоянию здоровья и т.п.

Поэтому справедливо только прогрессивное обложение. Оно тем более важно, чем более политика налогов перестаёт руководствоваться одними финансовыми соображениями, а смотрит на подати, как на средство к изменению и коренному улучшению современного экономического быта.

Исчисление прогрессии не может быть свободным и независимым. Государство при обложении должно преследовать не только фискальные, но и социальные цели, смягчать неравенство, влиять определённым образом на распределение имуществ и доходов.
Известный немецкий статистик Э. Энгель (1821-1896), исследуя стоимость жизни разных классов населения Пруссии во второй половине XIX века, сформулировал экономический закон, содержащий следующие положения:

  • чем больше доход, тем меньше относительно процент издержек на продовольствие;
  • процент издержек на одежду приблизительно тот же самый при всяком доходе;
  • процент издержек на квартиру, отопление, освещение почти тот же самый при любом доходе;
  • чем более увеличивается доход, тем выше становятся расходы на товары первой необходимости [22, с.98].

У более обеспеченных в бюджете на удовлетворение необходимых потребностей больше средств не только абсолютно, но и относительно. Между тем у бедных ничего не остаётся на удовлетворение культурных, духовных потребностей.
С экономической позиции принцип справедливости исходит из положения о том, что государственные налоги и расходы влияют на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя блага другим. Бюджетная и налоговая политика должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями.

Выработка направлений любого реформирования системы налогообложения должна происходить с учётом того, что среди плательщиков налогов присутствуют самые различные группы, которые объединены между собой по способности одинаково нести налоговое бремя.
Справедливая налоговая система не может не учитывать, что крупные промышленные предприятия и малые предприятия - это плательщики с разными возможностями и их нельзя уравнивать в части уплаты авансовых платежей налога на прибыль.
Расширение деятельности государства и быстрый рост его фискальных потребностей выдвинули задачу создания эластичной налоговой системы, которая могла дать подвижный источник доходов. Строение подоходного налога позволяет легко повышать или понижать ставки. При этом важный фактор социального характера - это развитие морального чувства относительно уплаты налогов в пользу государства.

С момента введения налогов государственным властям приходилось искать источники получения средств, одновременно увеличивались социальные расходы государства, в частности, на образование и здравоохранение, что, в свою очередь, сделало более осязаемой деятельность государства для рядового налогоплательщика. Народ стал охотнее платить налоги.

Эта психологическая предпосылка и была использована для развития прямого подоходного обложения, которое основано на добровольном объявлении гражданами размера своих доходов.
Развитие идеи справедливости в налогообложении выразилось в обосновании необходимости минимума дохода, свободного от налогообложения. Первоначально под минимумом существования понимали физиологический минимум, абсолютно необходимый для поддержания жизни работника и его семьи.

Каждый член общества имеет право на вещи и услуги, необходимые для его существования, прежде чем удовлетворены менее важные потребности других.
Идея о неприкосновенности той части дохода, которая идёт на удовлетворение необходимых потребностей его владельца, нашла своё выражение в законодательствах всех стран, имевших подоходный налог. При повсеместном введении подоходного налога в европейских странах, США и России был установлен минимум, свободный от налогообложения, величина которого определяется в зависимости от уровня средних потребностей населения, уровня инфляции, от фискальных потребностей государства.
Повсеместное внедрение платных услуг в социальной сфере (образование, здравоохранение, получение жилья и т.п.) негативно отражается на общественном настроении населения. Принципиально важно определить влияние происходящих и нарождение новых социальных процессов на экономику и общество в целом, а также их качественное проявление.

Социальная справедливость распространяется на узкий круг лиц, обладающих государственной властью. Желание платить налоги отпадает при осуществлении военных действий (политической нестабильности и отвлечением из оборота огромных человеческих, материальных, финансовых ресурсов), возможными налоговыми изменениями, отменой налоговых льгот для различных категорий налогоплательщиков (социально-экономический аспект), отсутствием государственной поддержки и социальных гарантий в связи с хроническим дефицитом бюджета страны и регионов.

На развитии социальной инфраструктуры у государства нет средств и оно не предоставляет права использовать средства предприятий на эти цели, предпочитая аккумулировать денежные средства в бюджетных и во внебюджетных фондах.
Общее снижение уровня жизни населения, обострение материальных и социальных проблем в российском обществе сопровождается тенденцией увеличения удельного веса людей, противостоящих политике, проводимой государством.
Забирая у предприятия большую часть заработанных средств, государство тормозит расширенное воспроизводство, предприятие не может формировать фонды потребления и накопления, которые являются основным источником экономического и социального развития работающих, самого предприятия, общества в целом. Социальная функция государства состоит не только в справедливости налогообложения, но и в справедливости перераспределения.
В основе распределительных отношений находится определённый регулирующий социальный механизм: поведение и взаимодействие социальных групп, от которых зависит характер распределения и перераспределения благ.
Социальная область оказывает существенное влияние на функционирование и развитие экономики страны, которое реализуется через активность социально-экономических групп.
Субъективное восприятие социальной справедливости регулирует экономическое поведение людей. Уверенность в прогрессивном характере и справедливости общественного строя является важнейшим источником творческой энергии, трудовой активности и хозяйственной инициативы.

И, наоборот, частые столкновения с несправедливостью, расхождением слова и дела, безнаказанностью зла, произвола порождают разочарование в общественных ценностях, что в последствии оборачивается общественной пассивностью. Ужесточая налоговый пресс, а также вводя уголовную ответственность за сокрытие налогов, государство ущемляет свободу личности человека. Законопослушным налогоплательщикам государство ограничивает финансовую свободу, изымая значительную часть денежных средств.

Социальное поведение человека при этом негативно по отношению к проводимой налоговой политике, а экономически может выражаться в развитии теневой экономики.

§4. Экономическое поведение людей в системе проводимой налоговой политики

Совокупность взаимосвязей экономических и социальных процессов затрагивается при изучении различных направлений научных исследований. В частности, Т. И. Заславская и Р. В. Рывкина определяют: Взаимоотношения между экономической и социальной областью - как влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально-экономические процессы. [9, с.56].
Деятельность и поведение социально-экономических групп регулируется хозяйственным механизмом, системой управления экономикой, культурой общества, положением. Положение, занимаемое группами в экономической и социальной среде, формирует у них определённые потребности, интересы и ориентации.
Пути формирования и функционирования экономики как социального процесса означает, что экономическое развитие рассматривается в совокупности с другими сферами общественной жизни. Причём эта связь осуществляется через социально-экономические группы, включённые не только в экономику, но и во все протекающие в обществе процессы - политические, юридические, культурные, демографические.



Содержание раздела