Необходимость реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России представляется очевидной. Однако, принимая во внимание, что основные налоги (НДС, налог на прибыль предприятий, ресурсные налоги), формирующие российскую налоговую систему, в большей степени выполняют свою основную функцию, что такие налоги апробированы как в развитых, так и развивающихся странах и различных экономических режимах, а также учитывая определённую адаптированность налогоплательщиков и налоговых органов к этим налогам, предлагается не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а её эволюционное преобразование, устранение имеющихся недостатков, ликвидации перекосов внутри налоговой системы. Анализ показывает, что высокий удельный вес изымаемых средств не позволяет производителю работать эффективнее, расширять выпуск продукции, наращивать доходы и вкладывать их в развитие производства, направлять на улучшение социальной инфраструктуры общества.
Значительная часть налогов переносится на себестоимость, тем самым увеличивая цену товара, что затрудняет его сбыт и уменьшает прибыль предприятия, одновременно снижая возможность реализации продукции в условиях конкуренции.
В дипломной работе рассматривается характеристика основных налогов, выплачиваемых предприятиями малого бизнеса, предлагается и обосновывается необходимость дифференциации ставок (в частности, налога на прибыль), изменение налогооблагаемой базы (для налога на пользователей автомобильных дорог), обязательного введения необлагаемого минимума (налог на имущество).
Теоретический анализ и проведённое практическое исследование существующей системы налогообложения на предприятиях малого бизнеса, а также многолетняя мировая практика свидетельствуют об объективной необходимости радикального изменения в налоговой политике со стороны государства с целью развития экономики в стране. Налоговой политикой не должен управлять порочный принцип: чем лучше предприятие работает, тем больше оно обязано тратить на государственные нужды. С точки зрения стратегической политики расширенного производства налоговая ставка должна быть увязана с реальным уровнем доходов, системой цен, процента за кредит, уровнем ставок амортизации, чтобы в совокупности обеспечить взаимосвязанное регулирование народнохозяйственного комплекса экономическими методами. Очевидно, что чрезмерно высокие ставки налога тормозят развитие производства, снижают экономическую и деловую активность населения, вызывают скрытое и явное уклонение от налогообложения, способствуют развитию теневой экономики и инфляции.
Чрезмерно низкие ставки не создают необходимого фонда для решения социальных, производственных и оборонных задач. В связи с этим важно решить проблему приемлемого уровня налогообложения, который будет способствовать росту производства, не нанося ущерба доходам бюджета.
Разумное налогообложение будет стимулировать предприятия снижать затраты своей производственно-хозяйственной деятельности. Преобразование налоговой системы не должно сводиться к тотальному снижению ставок налога, необходимо определить оптимальную структуру платежей, отвечающую обязательному условию: совокупность изъятого у предприятий не должна быть ниже минимально необходимого уровня, но в то же время не должна ущемлять интересы налогоплательщиков, а также соотноситься с равномерным распределением налогового бремени.
При этом прослеживается взаимозависимость: совершенствование налоговой системы является основным условием формирования и развития предпринимательской деятельности.
Проблемы налогообложения постоянно занимают ведущее место в государственной политике в любом обществе. Современное толкование сущности, функций, принципов, ставок и базы налогообложения основывается на историческом опыте становления налоговой системы со свойственными особенностями каждого государства и со спецификой выполняемых задач определённого периода.
Это обусловлено тем, что в налоговой системе концентрируется вся совокупность экономических, политических и социальных интересов общества.
Проводимая политика по налогообложению в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой уделяет особое внимание формированию и развитию предпринимательской деятельности, традиционно стимулируя отстающих отраслей рыночного хозяйства страны, используя возможности государственного регулирования.
Кроме того, социальный механизм развития хозяйственной деятельности определяет устойчивую систему экономического поведения социальных групп, а также взаимодействие этих групп друг с другом и с государственными институтами по поводу производства, распределение, обмена и потребления материальных благ и услуг. И в дальнейшем происходит влияние экономического поведения на социально-экономические результаты развития общества.
Положение и интересы предпринимателей обуславливают соответствующие способы поведения, в том числе способные противоречить общественным интересам.
Социально-экономические позиции открыто и скрыто определяют особенности и успех прогнозируемого и управляемого развития макро- и микроэкономики, различных изменений в них. Экономические позиции предпринимателей можно охарактеризовать как принятие или неприятия изменений в налоговой системе (позитивное или негативное оценочное отношение к изменениям, пассивная или активная форма этого отношения ).
Изменение места и роли человека в современной экономической системе применительно к российским условиям формулируется человеко-ориентированный подход к исследованию социально-экономической реальности. В данном случае он выражается посредством раскрытия социально-психологических и социально-экономических закономерностей формирования экономического поведения.
С одной стороны, экономическое поведение - это сложнейшая система приспособления личности предпринимателя к разнообразным условиям её реализации в экономической и социальной среде. С другой стороны, это активная форма преобразования социальных отношений в соответствии с объективными возможностями, которые предоставляются личности, а также возможностями, которые она самостоятельно открывает для себя в соответствии с уровнем своей экономической культуры.
Состояние социально-политической неопределённости вызывает пересмотр ценностных ориентиров экономического поведения.
В настоящее время предприятия сознательно увеличивают свои затраты с целью уменьшения налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль и не могут уйти от налога на содержание автомобильных дорог и жилищного фонда. Кроме этого, предприятия малого бизнеса стараются не приобретать основных средств (в данном случае нет налога на имущество), не начисляют заработную плату в полном объёме (выдают через чёрную кассу), всеми доступными способами завышают издержки производства независимо от вида производственно-хозяйственной деятельности.
С учётом проведённого исследования полагал бы целесообразным при исчислении налога на прибыль определять налогооблагаемую базу как заработанные средства предприятия (прибыль), с отменой всех льгот - дифференцировать в зависимости от видов производственно-хозяйственной деятельности и продолжительности существования, начиная со ставки 28-30 % минимум, в дальнейшем по шкале и с установлением налога на сверхприбыль максимум 35 %. Применение регрессирующей ставки по налогу на прибыль для предприятия, занимающегося развитием приоритетных направлений и активно инвестирующих социальную сферу. Например, снижение налоговой ставки на 1-5 процентов с учётом представленного варианта по расчёту налога на прибыль с третьего года образования предприятия, 5 - 7 % с пятого.
При расчёте налогооблагаемой базы по налогу на имущество предлагается введение для расчёта налогооблагаемой базы среднегодовой стоимости имущества предприятия (статьи расчёта включают не только имущество предприятия , но и готовую продукцию, товары на складе и т.п.) необлагаемого минимума 1000-кратного размера минимальной оплаты труда (для формирования у предприятий основного и оборотного капитала, необходимого для функционирования), а среднегодовую стоимость имущества, которая будет превышать необлагаемый минимум, по обычной ставке - 2 %.
Налогооблагаемую базу по пользователям автомобильных дорог и по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы предлагается объединить (налоговый кодекс вводит новый налог на инфраструктуру), оставив её как при расчёте налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, разделив ставки для производителей до 2 %, прочих до 5 %.
Социальные платежи по аналогам зарубежного опыта - частично перенести на физических лиц, а также уменьшить ставки до мировых стандартов, разрешить предприятиям осуществлять социальное обеспечение и развитие за счёт средств, причитающихся к перечислению в социальные фонды без каких-либо ограничений при предоставлении соответствующих документов.
Налоговые льготы распределить равномерно с целью сохранение уровня поступлений налоговых платежей.
Одним из существенных положений государственной политики в системе налогообложения является социальная направленность налоговых льгот. Помимо тех, которые государство предоставляет (в частности, не удерживается подоходный налог при приобретении жилья, привлечение труда инвалидов и т.п.), предлагается использовать часть заработанных средств предприятием на развитие социальной инфраструктуры, а не перечислять во внебюджетные фонды.
Главным направлением проводимой государством экономической политики в части реформирования налогообложения предполагается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы. Коренная перестройка имела бы для нашей налоговой системы и экономики отрицательные последствия.
Поэтому в текущей ситуации акцент должен быть сделан на совершенствовании системы налогообложения предпринимателей, обеспечении темпов роста налогооблагаемой базы за счёт оптимального сочетания прямого и косвенного обложения, изменении ставок и льгот, преодолении низкой платёжеспособности предприятий.
Налоговый механизм должен взаимодействовать с банковско-кредитной политикой, процентными ставками, предоставлять определённые преимущества финансовым, кредитным учреждениям и предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.
Государство в рамках проводимой социальной политики предоставляет предприятию ряд налоговых льгот и освобождений. Руководитель предприятия малого бизнеса как посредник между государственными службами и работниками осуществляет социальную политику внутри предприятия.
Основным стимулом работающего является оплата труда, которая зависит от многих социально-экономических факторов внутри предприятия.
Платёжеспособность большинства населения зависит от оплаты труда, базовые размеры которой определены по-старому, когда часть заработанных средств аккумулировалось на содержание инфраструктуры, при этом налоговое бремя тем не менее не снижается. От уровня оплаты труда зависит и уровень потребления и поступление налогов через косвенное налогообложение.
В сложившихся условиях возникает острая потребность в новом типе налогообложения предпринимательских структур и в числе возможных новых концептуальных подходов к развитию системы налогообложения можно предложить следующее:
Проводить эффективную стратегию развития малого предпринимательства означает использование значимых компонентов, способствующих процессам его преобразования и влияния на ход социально-экономического развития. Среди таких компонентов выделяются социальные функции налогообложения и социальная направленность развития малого предпринимательства.
Необходимость разработки мер преобразования налоговой политики в условиях формирования социальной стратегии развития малого предпринимательства обусловлена тем, что последняя учитывает приоритеты развития общества, человека, различных сфер его жизнеобеспечения. С одной стороны, происходит ранжирование целей, задач, ресурсов, путей достижения целей, с другой предполагается видоизменение внешней по отношению к малому предпринимательству сферы: экономической, социальной, политической, организационной, финансовой, правовой, социально-психологической.
Все члены общества должны быть собственниками той части общественного достояния, которая соответствует их реальному вкладу в развитие общественного производства при обеспечении малоимущим уровня потребления и жизни, гарантирующих возможность социального развития и естественное долголетие.