d9e5a92d

Средства сигнализации в охране стационарных объектов

Поздно вечером на принадлежащей фирме Автолайн платной стоянке у гостиницы Москва была обворована машина клиента. По словам потерпевшего, с заднего сиденья машины были похищены две сумки. Обратившись к охранникам автостоянки, потерпевший выяснил, что 15 минут назад к ним подошел мужчина и показал записку, подписанную Борей, якобы хозяином машины.

В записке указывался номер автомобиля потерпевшего и была просьба разрешить предъявителю сего документа (!?) забрать из машины срочно понадобившиеся владельцу вещи. Охранники разрешили (!?) и похититель, взяв из машины две сумки с вещами, удалился. Трудно сказать, что здесь от безответственности и головотяпства, а что от злого умысла. Скорее, и того, и другого поровну в должной мере.

Но одно обстоятельство необходимо выделить: охранники автостоянки даже отдаленно не были знакомы с порядком выполнения контрольно-пропускных функций на стационарных объектах, так как не установили личность мужчины, представившего записку, и не оставили у себя оправдательный документ (записку) на выносимые с объекта товаро-материальные ценности. Думается, что уже на стадии проверки документов, удостоверяющих личность, у охраны возникли бы сомнения в порядочности неизвестного, которого следовало задержать и доставить в милицию. Возбуждено уголовное дело по статье хищение в особо крупных размерах в отношении бывшего директора кооператива Эре Райнера Коклача. В свете рассматриваемого вопроса представляет интерес содержание преступных действий обвиняемого.

В частной фирме Коклач изготовил печати и штампы с надписями Служба безопасности Булат, купил бухгалтерские бланки и написал от имени Булата гарантийные письма. С этими бумагами он приехал на хладокомбинат э 12 г. Москвы. Для большей убедительности Коклач взял с собой портативную радиостанцию и газовый пистолет. Печать службы безопасности на поддельных гарантийных письмах произвела ожидаемый эффект - работники комбината выписали Коклачу товаро-транспортные документы на колбасу, мясо, масло и консервы.

Впоследствии Коклач заезжал на комбинат еще 20 (!?) раз. Таким же образом он получал продукты у ряда других предприятий пищевой промышленности.

Характерно, что нигде работники охраны или службы безопасности предприятия, не говоря уже о работниках отдела сбыта, выписывавших товаро-транспортные накладные, не попытались проверить, действительно ли существует служба безопасности Булат, при какой фирме она учреждена, и есть ли в этой службе сотрудник с фамилией Коклач? Более того, по существующим требованиям в гарантийном письме, помимо почтового адреса и телефона фирмы, должны быть указаны банк и номер расчетного счета, с которого будет произведена оплата. Одного звонка в банк было бы достаточно для того, чтобы убедиться, что данные, указанные в гарантийном письме и платежном поручении, не соответствуют действительности.

Вместе с тем при должном подходе к обеспечению режима охраны преступники, как правило, задерживаются на месте происшествия. Наглядный иллюстрацией тому является следующий пример. Около часа ночи дежурный сотрудник охраны Московской центральной фондовой биржи зафиксировал на пульте охраны сигнал о проникновении в здание посторонних.

Он блокировал двери и позвонил в милицию. Милиция оперативно прибыла на место и в считанные минуты поймала воров, которые похитили три компьютера, ксерокс и три телефона. Как видно из приведенного примера, решающую роль в пресечении преступных действий сыграли средства охранной сигнализации.

Рассмотрим основные вопросы их применения при охране стационарных объектов.

Средства сигнализации в охране стационарных объектов

В настоящее время для охраны объектов очень широко используются технические средства. В зависимости от вида сигнализации они подразделяются на: - технические средства охранной сигнализации; - технические средства пожарной сигнализации; - технические средства тревожной сигнализации. На ряде объектов охранная и пожарная сигнализация по экономическим соображениям объединяется в одну систему, которая называется охранно-пожарной сигнализацией. Охранно-пожарная сигнализация предназначена для выдачи сигналов тревоги в охраняемое (нерабочее) время при попытках проникновения или возникновения пожаров на охраняемых объектах.

Тревожная сигнализация предназначена для подачи сигналов тревоги при разбойных нападениях на сберегательные банки и на другие объекты и включается в действие персоналом путем воздействия на скрытно установленные датчики (кнопки, педали). Тревожная и охранно-пожарная сигнализация подразделяются на автономную и централизованную.



Автономная сигнализация предназначена для выдачи местных звуковых и световых сигналов тревоги у доверенных лиц, в помещениях общественных организаций и учреждений. Централизованная сигнализация предназначена для выдачи сигналов тревоги на приборы, установленные в помещениях КПП, дежурных частей милиции или пунктов централизованной охраны. В состав системы охранной сигнализации входят: - средства обнаружения - датчики; - средства передачи информации - каналы связи; - средства приема и обработки информации; - источники световых и звуковых сигналов.

Датчик - это устройство, устанавливаемое на объекте охраны, которое непосредственно воспринимает информацию о состоянии объекта и преобразует ее в величину, удобную для передачи по каналу связи. Средства передачи информации обеспечивают перенос информации от датчика к средствам приема.

В качестве каналов передачи информации с объектов охраны используются абонентские телефонные линии городских телефонных сетей, радиотрансляционные линии, электрические линии, специально проложенные кабели, а также радиоканалы. Средства приема, обработки и воспроизведения информации осуществляют прием информации о состоянии объекта, обрабатывают результаты и выдают оперативную информацию о виде, месте и времени нарушения, если таковое имеется. Источники световых и звуковых сигналов служат для выдачи сигналов тревоги в случае поступления к ним информации о наличии нарушения линий блокировки на охраняемом объекте. В качестве источников световых и звуковых сигналов тревоги используются электролампы, звонки громкого боя, сирены.

Принцип действия охранной сигнализации заключается в следующем. С помощью датчиков блокируются (то есть защищаются) окна, форточки, двери, стеклянные проемы и другие места возможного проникновения на объекте. Установка датчиков производится таким образом, чтобы при попытке проникновения посторонних лиц на охраняемый объект (то есть в момент открывания дверей, окон, разбития стекла и т.п.) изменялось нормальное состояние этих датчиков. Отдельные датчики соединяются между собой проводниками и подключаются к средствам приема и обработки информации.

Последовательно соединенные датчики вместе с соединительными проводниками образуют электрическую цепь, называемую шлейфом или лучом блокировки. При попытке проникновения нарушителя на объекте изменяется состояние одного или нескольких датчиков, вследствие чего нарушается блокировка объекта: электрическая цепь (шлейф блокировки) либо размыкается, либо замыкается (в зависимости от вида установленных датчиков), система охранной сигнализации срабатывает и выдает сигнал тревоги. Для повышения надежности охраны наиболее важных объектов (банки, кассы, места хранения оружия) сигнализация на них устанавливается в несколько рубежей, например, первый рубеж - наружный периметр, второй - места возможного проникновения на объект (двери, окна, форточки и т.п.), третий - внутренние помещения по объему, четвертый - непосредственно охраняемые предметы (сейфы, шкафы, ящики и т.д.). При этом каждый рубеж обязательно подключается к самостоятельной ячейке приемно-контрольного прибора с тем, чтобы при возможном обходе нарушителем одного из рубежей был выдан сигнал тревоги с другого.

Датчики по принципу действия подразделяются на следующие виды: электромеханические, тепловые, емкостные, ультразвуковые, оптико-электронные, микроволновые. Как средство обнаружения информации о наличии нарушения блокировки охраняемого объекта, датчики в целом определяют возможности охранной сигнализации и надежность охраны объекта.

Этим объясняются чрезвычайно жесткие требования, предъявляемые к ним, а также постоянное стремление к совершенствованию существующих и разработке новых конструкций. Принцип действия электромеханических датчиков основан на восприятии механических воздействий, создаваемых нарушителем, и преобразовании этих воздействий в изменения параметров электрической цепи. Наиболее простыми из данной группы являются прямоконтактные датчики, воздействие на которые приводит к непосредственному замыканию или размыканию цепи.

Эти датчики представляют собой выключатели нажимного действия (кнопочные устройства), применяемые для блокировки дверей, окон, форточек, люков и других открывающихся конструкций. При открывании, например, двери происходит разрыв электрической цепи шлейфа блокировки. В качестве проволочных датчиков используется тонкий провод диаметром 0,1-0,25 мм, алюминиевая фольга шириной 10-12 мм, а также токопроводящий состав Паста.

Проволока и фольга наклеиваются, а Паста наносится кистью на внутреннюю сторону легкоразрушаемых поверхностей (стекло, двери, легкие перегородки). При разрушении заблокированных конструкций происходит разрушение и датчиков, что приводит к разрыву цепи шлейфа блокировки.

Натяжные датчики представляют собой несколько рядов стальной проволоки, натянутой по периметру охраняемого объекта между вертикальными колоннами (стыковыми, промежуточными и сигнальными). В сигнальных колоннах установлены микровыключатели, которые срабатывают как при обрыве, так и при натяжении проволоки в момент раздвигания ее рядов при попытке нарушителя проникнуть на объект. Данное устройство может быть выполнено также в виде козырька над забором.

Магнитоуправляемые датчики применяются для блокировки окон, форточек, дверей, люков и состоят из магнитоуправляемого контакта - геркона (геркон - герметичная стеклянная капсула с запрессованными внутри нее нормально разомкнутыми контактами) и постоянного магнита. Если магнит поместить рядом с герконом, то его контакты под воздействием магнитного поля замкнутся. Геркон крепится обычно на дверной или оконной коробке, а магнит - на открывающейся конструкции так, чтобы при закрытой двери он находился рядом с герконом (на расстоянии не более 10-15 мм).

При открывании двери или окна магнит удаляется от геркона и контакты последнего замыкаются, что вызывает сигнал. Вибрационные датчики применяются для блокирования стеклянных и других легкоразрушаемых поверхностей (пластик, фанера и т.п.). Контактные вибрационные датчики представляют собой устройства с подпружиненными контактами. При ударе по заблокированной поверхности возникают колебания и происходит кратковременное размыкание контактов датчиков, что приводит к разрыву электрической цепи и выдаче сигнала Тревога.

Бесконтактные вибрационные датчики (электромагнитные, пьезоэлектрические) действуют по принципу преобразования механических колебаний, возникающих при попытке разрушения заблокированной поверхности, в электрические. Приемно-контрольные приборы регистрируют изменение параметров электрической цепи шлейфа блокировки и выдают сигнал тревоги. Принцип действия тепловых датчиков основан на их способности фиксировать повышение температуры в помещениях выше определенной величины.

При возникновении очага загорания чувствительный элемент датчиков (подпружиненные контакты, соединенные легкоплавким припоем; биметаллическая пластина) деформируется и размыкает контакты, разрывая тем самым электрическую цепь охранно-пожарной сигнализации. Емкостные датчики применяются для блокирования мест возможного проникновения на объект (оконный, дверной проемы), отдельных предметов (сейф, металлический шкаф, ящик), а также для охраны объектов по периметру. Принцип их действия основан на регистрации изменения емкости антенны, вызванного приближением к ней какого-либо предмета, человека. В качестве антенны используется обычный провод, металлический корпус сейфа, шкафа, другие металлические предметы.

Ультразвуковые датчики предназначены для блокирования помещений по объему и выдают сигнал тревоги как при появлении нарушителя, так и при возникновении пожара. Принцип их действия основан на регистрации изменения ультразвукового поля, вызванного появлением в охраняемом помещении человека или возникновении пожара. Оптико-электронные (инфракрасные) датчики подразделяются на две группы: активные и пассивные. Активные оптико-электронные датчики применяются как для блокирования помещений (контроль подступов через витрины, оконные, дверные проемы; блокировка в помещении подходов к охраняемым участкам по периметру, припотолочных пространств слабоукрепленных складских помещений и т.п.), так и для охраны территории по периметру.

С их помощью создается барьер из невидимых невооруженным глазом инфракрасных лучей, при пересечении которых выдается сигнал тревоги. Кроме того, датчики данной группы обнаруживают в помещении задымление, вызванное возникновением очага загорания, путем регистрации уменьшения прозрачности среды.

Пассивные инфракрасные датчики позволяют обнаруживать проникновение человека в контролируемую зону путем регистрации изменения интенсивности принимаемого инфракрасного излучения от движущегося объекта, а также возникновения пожара. Эти датчики используются для блокировки подступов к охраняемым участкам в закрытых отапливаемых и неотапливаемых помещениях. Микроволновые датчики подразделяются на две группы: - частотные; - амплитудные. Датчики первой из указанных групп обнаруживают проникновение человека в контролируемую зону путем регистрации допплеровского сигнала.

Датчики второй группы регистрируют изменения напряженности поля на входе приемника. Микроволновые датчики позволяют формировать эллипсоидную форму зоны обнаружения для блокировки закрытых отапливаемых и неотапливаемых помещений, а также для блокировки периметра различных объектов. Предусмотрена возможность регулирования размеров зоны обнаружения и изменения ее пространственной ориентации.

Средства приема, обработки и воспроизведения информации, исходя из назначения и технических возможностей, подразделяются на: однолинейные и многолинейные приемно-контрольные устройства, и на аппаратуру централизованного наблюдения. Для охраны объекта, все датчики на котором включены в один шлейф блокировки, используются однолинейные приемо-контрольные приборы. При наличии на объекте нескольких обособленных помещений необходимо иметь соответствующее число шлейфов блокировки.

В этом случае используются многолинейные приемно-контрольные устройства. Такие приборы позволяют контролировать соответственно до 30-50 и более шлейфов. Предназначены эти приборы для приема тревожных сообщений либо от объектовых однолинейных приемо-контрольных приборов, либо непосредственно от датчиков, а также для включения местной световой и звуковой сигнализации и передачи сигнала тревоги на пульт централизованной охраны.

Используют их и в качестве пультов централизованного наблюдения за охраной объектов, расположенных на небольшой территории. Так, приемно-контрольный прибор Буг, позволяющий контролировать до 60 шлейфов сигнализации, предназначен для автоматизированной охраны банков, торговых центров, гостиниц и других крупных объектов.

Для централизованного приема, обработки и воспроизведения информации с большого числа объектов охраны используются пульты и системы централизованного наблюдения. Выдаваемая информация отображается в виде акустических и оптических сигналов, а при наличии счетно-записывающих устройств регистрируется соответствующими приборами. Пульты и системы централизованного наблюдения обеспечивают контроль состояния шлейфов блокировки на охраняемых объектах, взятие объектов под охрану и снятие с охраны, регистрацию нарушения шлейфов на охраняемых объектах с указанием номера объекта и характера нарушения. Имеется большое количество различных пультов, различающихся между собой по техническим характеристикам, емкости, конструктивному оформлению.

Наибольшее распространение получили пульты централизованного наблюдения, позволяющие подключать до 100-120 объектов.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Виды массовых мероприятий. Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи. В зависимости от целей и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды: 1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные представления. 2. Рекламно-коммерческие (ярмарки, презентации, распродажи и т.д.). 3. Деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).

4. Иные массовые мероприятия: к ним можно отнести свадьбы, банкеты и собрания по поводу различных юбилеев, торжеств. Содержанием таких рекламно-коммерческих мероприятий, как ярмарки, распродажи, презентации является: - организация выставочной экспозиции нескольких десятков фирм с образцами их продукции и рекламой оказываемых ими услуг; - проведение в ходе ярмарки презентации фирм, которая состоит в представлении фирмы или ее нового изделия; - короткие выступления руководителей фирм и их ведущих специалистов, в которых гостям выставки или презентации предлагаются итоги и планы деятельности фирмы и ее продукции; - проведение распродажи ярмарочных образцов и определенного количества изделий и продукции фирмы; - дополнение деловой части ярмарки и презентации развлекательной программой, концертными выступлениями и угощением гостей.


x x x Деловые встречи, как правило, организовываются вне кабинета учреждения и фирмы[Проведение деловой встречи в административном здании или в офисе фирмы связано с целым радом неудобств. Прежде всего это неприспособленность помещения, его малая площадь, казенная обстановка, неудобство приготовления и доставления блюд и закусок.]. Деловые люди могут встретить своих партнеров в ресторане на деловом обеде, а фирма - организовать деловой прием в форме шведского стола, фуршета или коктейля. Шведский стол иногда называют буфетным столом.

В помещении, где происходит прием, размещают длинный стол. На столе поставлены тарелки, столовые приборы, салфетки. Все закуски и различные угощения стоят вдоль стола. Гость, подойдя к столу, кладет на руку тарелку с приборами.

После этого, перемещаясь вдоль стола, он кладет всего понемногу из закусок и других блюд. Затем гость со своей тарелкой идет к своему столику.

К буфетному столу приглашенный может подойти два раза. Третий раз подходить к буфетному столу не принято. Если на деловой прием, проводимый в форме шведского стола, пришли мужчина и женщина, то мужчина приносит все закуски сначала для своей спутницы, а потом для себя. Оплата стола обычно производится принимающей стороной.

Деловая встреча или деловой прием-фуршет длится приблизительно два часа. В приглашении всегда указывается время приема.

Приглашенный на деловой прием-фуршет может прийти в любое время, но уйти он должен не позднее указанного в приглашении срока окончания приема. Организаторы мероприятия, а также то лицо, в честь которого устраивается деловая встреча (прием), находятся все время среди приглашенных гостей. Все приглашенные едят стоя.

Приборы во время приема-фуршета не подаются. Если подаются тарелки, то большие, чтобы на такую тарелку гость мог поставить свой бокал и предложенные закуски.

Закуски могут быть наколоты на маленькие шпильки. Порции очень маленькие, их берут руками.

Напитки и угощение разносят официанты, которые ходят по залу с подносами. Деловой прием-коктейль в некоторой степени похож на фуршет.

Коктейль устраивается во второй половине дня, между 17 и 18 часами. Длится коктейль около двух часов.

Гостей встречает хозяин вечера, приветствуя тех, кто пришел на прием. Прийти на коктейль позже указанного в приглашении срока можно, но уйти надо не позднее того времени, которое определено как срок окончания приема. На столах, покрытых скатертями, группами устанавливаются фужеры, бокалы, стаканы. К началу приема должны быть приготовлены несложные коктейли.

Напитки в высокой посуде ставят в центре стола, в низкой - по краям стола. Напитков должно хватить на весь вечер. К напиткам предлагается угощение - печенье, орехи, сыр, огурцы, нарезанные кубиками, маленькие пирожки, маленькие бутербродики. Все угощение надо брать руками.

На коктейле все общаются стоя. Основная цель деловых приемов - встречи, беседы, общение с разными людьми.

Гости, как правило, не сидят за столами, даже если есть стулья, свободно передвигаются по залу и имеют широкие возможности для общения со всеми приглашенными. Все это определенным образом сказывается на специфике охраны подобных мероприятий. При охране деловых приемов и встреч вероятность прохода без пригласительных билетов минимальна.

Встреча хозяином вечера своих гостей сводит практически к нулю такую возможность. Для предупреждения конфликтов приглашенная сторона должна оговорить со своими гостями вопрос о присутствии телохранителей приглашенных лиц в зале.

Если это существенно не повлияет на количество приглашенных, то телохранитель может находиться вместе со своим клиентом в зале. Если же на приеме присутствуют только хорошо известные друг другу лица, то имеет смысл с помощью телохранителей приглашенных лиц усилить внешнюю охрану здания или помещения. Контроль за поведением лиц на деловом приеме или встрече существенно затруднен. Гости не сидят на месте, а постоянно перемещаются по залу, подходя друг к другу или к столу с напитками и угощением.

Это налагает определенные сложности на работу сотрудников службы безопасности (охраны) принимающей стороны, так как именно им приходится контролировать безопасность напитков и угощения, выявлять в зале посторонние предметы, фиксировать приглашенных, которые неожиданно уходят с приема или встречи, предупреждать мелкие конфликты, готовые возникнуть между подвыпившими гостями.

Охрана рекламно-коммерческих мероприятий

1. Контроль посетителей ярмарки, презентации, распродажи на входе путем визуального наблюдения за приходящими лицами и проверки у них входных билетов, а также путем выборочной проверки документов. 2. Пресечение фактов нарушения общественного порядка на прилегающей территории и в месте проведения рекламно-коммерческих мероприятий. 3. Предупреждение целенаправленного повреждения выставочных стендов, экспонатов на них, а также действующих макетов, рекламы фирм. 4. Предупреждение краж выставочных образцов продукции и товаров, приготовленных фирмами-участницами на распродажу.

5. Пресечение провокационных и дискредитирующих заявлений различных лиц во время выступления руководителей фирм и их ведущих специалистов на презентации. 6. Охрана одежды, вещей и автотранспорта участников, гостей и посетителей рекламно-коммерческого мероприятия. 7. Предупреждение и пресечение фактов вымогательства во время ярмарки и распродажи.

8. Проведение мероприятий против прослушивания разговоров участников и гостей в помещениях и по телефону. 9. Предупреждение хищения или копирования технической документации у фирм-участниц ярмарки или презентации.

Важной особенностью данного массового мероприятия является то, что часть из указанных задач охраны целесообразно решать во взаимодействии с сотрудниками службы безопасности тех фирм, которые участвуют в рекламно-коммерческом мероприятии.

Охрана деловых встреч и приемов

1. Встреча вместе с шефом гостей, прибывающих на деловой прием или встречу. 2. Согласование действий основной охраны и телохранителей приглашенных лиц.

Выбор той схемы, по которой будут использоваться телохранители приглашенных (либо телохранитель во время приема находится рядом с охраняемым, либо вливается в состав основной охраны данного мероприятия до его окончания)[Вопрос о возможности использования телохранителей гостей в составе охраны приглашающей стороны должен быть согласован до начала мероприятия, возможно даже на стадии распространения приглашений.]. 3.



Содержание раздела