d9e5a92d

Рунов А. - Развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства в РФ

Возможность постоянного привлечения дополнительных финансовых ресурсов, в том числе, и инвестиционного характера, является необходимым условием стабильного, эффективного развития всех предпринимательских структур, в том числе, и субъектов малого предпринимательства. Принципиальной особенностью малого бизнеса, особенно тех его представителей, которые находятся на стартовом этапе своего развития, выступает постоянная нехватка финансовых ресурсов - как на инвестиционные нужды, так и на другие жизненно важные цели, реализация которых выступает необходимым условием устойчивости и выживаемости предпринимательства в жестко-конкурентной рыночной среде (подготовка персонала, активный маркетинг, обеспечение высокого организационного и технического уровня управления предприятием и пр.).

В этом смысле необходимым и существенным восполнением финансовой базы развития и утверждения субъектов малого предпринимательства выступает финансовые ресурсы государственной поддержки малого бизнеса.
Опыт экономически развитых стран и - в еще большей мере -опыт европейских стран в реформируемой экономикой показывает, что даже в рамках более конструктивной модели рыночно -ориентированных реформ, на фоне более благоприятной хозяйственной ситуации и в целом на уровне более устойчивых и зрелых форм своего развития малый бизнес остается существенно необходимым объектом государственной (бюджетно-финансируемой) поддержки. Другими словами, и сегодня многие постсоциалистические страны, которые продвинулись значительно далее нас в развитии всей системы рыночных отношений, но, тем не менее, продолжают широкого использовать инструменты бюджетного финансирования (софинансирования) для поддержки национального малого бизнеса.

Это верно, как и то, что эта поддержка в системе своих форм и инструментов не остается неизменной, а постоянно эволюционизирует, в частности, от прямых форм расходования бюджетных средств к косвенным методам финансирования, от безвозмездных трансферт в те или иные сферы и интересы развития - к возмездным ссудам (бюджетным кредитам) и субсидиям пр.
Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса в целом, как и ее финансовый механизм, в частности, не нацелены на то, чтобы сколько-нибудь полностью заместить собой рыночные механизмы хозяйствования и управления, жизненно важные не только и не столько для общей выживаемости малых предприятий (это, в конце концов, не самоцель), сколько для обеспечения общего благоприятного и долговременного воздействия сферы малого бизнеса на реформационные процессы в экономике, на формирование новых рыночных отношений и их конкретных носителей - предпринимательски-ориентированных социальных групп, да и формирование нового менталитета населения в целом.
В этом смысле все используемые инструменты государственной поддержки, особенно, ее финансовые механизмы должны тщательно отбираться по признаку того, не приводят ли они к гашению рыночных механизмов хозяйствования, отвечают ли они реальной степени зрелости российского малого бизнеса, основная часть которого уже давно ушла от примитивных потребностей элементарного удержания на плаву и ищет в инструментах финансового содействия (в том числе, и со стороны государства) не инструмент выживания, а инструмент развития.
Перспективные объемы, формы и инструменты предоставления финансовой помощи в рамках общегосударственной политики в отношении малого бизнеса проистекает, прежде всего, из той ситуации, которая ныне складывается с формированием и покрытием финансовых потребностей российских малых предприятий. Каковы же состояние и перспективы развития системы финансового обеспечения малого предпринимательства, есть ли дополнительные возможности финансирования?
Наиболее распространенным способом привлечения финансовых ресурсов для субъектов малого предпринимательства в настоящее время является неформальное финансирование (партнерский кредит), к которому прибегают по разным оценкам от 50% до 70% субъектов малого предпринимательства. Источник этих коротких и относительно небольших денег, которые предприниматели занимают друг у друга главным образом на пополнение оборотных средств - теневая хозяйственная деятельность, что изначально определяет не только низкие, неадекватные ъемы подобного финансирования, но и узкие сферы их реализации (по преимуществу, дополнительное финансирование на расширение оборотных средств в рамках того же теневого или полутене-вого оборота малых предприятий-заемщиков). На серьезные цели этот источник покрытия финансовых потребностей малого бизнеса практически нереализуем.



Широкая распространенность партнерского кредита обусловлена неразвитостью сети специализированных финансовых организаций, широкого и взаимовыгодной основе взаимодействующих с субъектами малого предпринимательства.
В этой связи обеспечить легальный доступ предпринимателей к кредитам значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий, а также их более уверенный хозяйственный прогресс, диверсификацию и структурную перестройку производства в направлении наиболее современных видов производств и оказания услуг. При этом роль государственной поддержки состоит не в том, чтобы полностью покрыть собой все финансовые потребности малого бизнеса, заместив собой все остальные источники подобного финансирования, а том, что бы стимулировать это инвестирование инструментами соответствующих льгот, гарантий, софинансирования и пр.
По данным проведенных обследований, порядка 70% субъектов малого предпринимательства считают проблему привлечения кредитов главной для дальнейшего своего бизнеса (не менее 2,2 млн. представителей российского малого бизнеса из числа индивидуальных частых предпринимателей и субъектов малого предпринимательства, а с учетом безработных, имеющих предпринимательский потенциал - более 3 млн. человек). Фактически же, по результатам проведенного исследования, доступ к финансовым услугам в различных формах и их различных источников ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тыс. предпринимателей.

Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.
Общая потребность действующих субъектов малого предпринимательства только в микрокредитах в настоящее время составляет около 7 млрд. долларов США (около 200 млрд. рублей). Другими словами, приведенные данные убедительно показывают наличие дефицита финансовых услуг на российском финансовом рынке, а также и неразвитость самого рынка в смысле системы действующих на нем институтов.
В соответствии с действующим законодательством, финансовые услуги в виде кредитов субъектам малого предпринимательства могут предоставлять в основном кредитные (банковские и небанковские) организации, фонды поддержки малого предпринимательства, институты коллективного инвестирования (кредитные союзы и кооперативы) и др. Специализированных финансовых посредников, работающих с предпринимателями, особенно с начинающими предпринимателями и представителями малого бизнеса, в России еще очень мало.
Большинство финансовых институтов, даже если формально они специализируются на работе с малым бизнесом в целом, ориентированы на устойчиво развивающиеся бизнесы, которые, как правило, становятся их постоянными и исключительными клиентами. Попасть в такую когорту избранных заемщиков того или иного банка для малого предприятия крайне сложно - как правило, вопросы подобного рода решаются на основе дублирования формальной стороны отношений банка и предприятия известными неформальными отношениями.

При этом даже избранным малым предприятиям крайне сложно получить кредиты, выходящие по продолжительности за рамки 1 года. Зачастую кредиты предназначаются банками лишь малым предприятиям определенного вида деятельности, которые находятся под дополнительным контролем банка или только в те инвестиционные проекты (инновационные, производственные и т.п.), в котором банк или, чаще всего, его доверенные лица, совладельцы и пр. имеют определенный долговременный интерес или ту или иную форму прямого участия.
Как показало социальное обследование, в сложившихся сложных условиях финансирования хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, больше всего предпринимателей естественно рассчитывает на получение кредитов или иной формы финансовой поддержки в государственных фондах поддержки малого предпринимательства (порядка трети тех руководителей, кто собирается привлекать внешнее финансирование). Лишь далее алее в рейтинге следует частный кредит, банковский кредит, привлечение кредитов международных организаций и зарубежных фирм, получение займов в кредитных кооперативах.

Данная ситуация является следствием не только сложных проблем, характеризующих систему банковского кредитования малого бизнеса, но и инструментальной неразвитостью систему государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Последняя ошибочно приобрела менталитет спасательного круга для малого бизнеса, хотя в действительности должна была бы четко закрепить за собой роль инструмента достижения общегосударственных приоритетов в этой сфере хозяйства, а также поддержки предпринимательских инвестиционных инициатив, способных при содействии факторов государственной поддержки самостоятельно привлечь необходимые ресурсы через рыночные механизмы финансирования.
Следует отметить и еще один очень важный момент. Финансовые ресурсы в рамках общей стратегии государственной поддержки российского малого предпринимательства могут сообщаться субъектам малого предпринимательства индивидуально и коллективно, а также сообщаться им как в прямой так и в косвенной форме.

Смысл этих классификаций примерно можно изложить в следующей схеме (см. Схема 1).
Схема 1.

Прямы формы Финанс рования Косвенны формы Финанси ования
Индивидуальная
поддержк
Льготные кредиты Кредитные гарантии Льготная
Аренда
Коллектив ная поддержк Финансирование
инфраструктур
поддержки
Налоговые льготы субъектам малого предпринимательства

Соответственно, финансовые потребности малого предпринимательства в ресурсах государственной поддержки охватывают все названные выше компоненты, соотношение которых в деятельности важнейших государственных институтов, действующей в данной области, требует учета критериев сбалансированности и учета факторов эффективности отдельных форм поддержки. Сразу оговоримся, что в разрезе приведенной выше классификации мы в нашей работе затрагиваем лишь прямые формы финансирования или финансовой поддержки российского малого бизнеса, т.к. именно они являются характерными и естественными для такого финансового института как Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Принципиальное значение имеет, конечно, финансовый механизм вложения средств государственной поддержки малого бизнеса в развитие инфраструктурных комплексов, обеспечивающих эффективное функционирование всех институтов рынка и предпринимательства. Комплексная и эффективно функционирующая инфраструктурная среда выступает одной из главных доминант развития малого и среднего предпринимательства, а также осуществления результативных мер его поддержки на государственном и муниципальном уровне.

Практически с первых шагов формирования малого предпринимательства как экономически значимого компонента нового рыночного хозяйства в России начала складываться и соответствующая система инфраструктурных институтов, причем складываться в чем-то стихийно, в чем-то - как результат целенаправленных действий государственных и негосударственных (общественных структур), а также реализации программ международной помощи малому бизнесу России.
На сегодняшний день инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса (помимо институтов федерального уровня) охватывает 80 региональных фондов поддержки, 52 региональных агентства в системе РАПМСП, 31 региональный информационновычислительный центр, 54 региональных бизнес-инкубатора, 30 -бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров (в т.ч. 67 - в рамках Морозовского проекта); формируется система техно-парков для сферы малого бизнеса и т.п.
Созданы также 2 региональных центра правовой и экономической безопасности малого бизнеса. Задачи государственной поддержки и ее финансового механизма в данном случае смещаются с формального создания подобных институтов, формально действующих в интересах малого бизнеса, в сторону создания таких условий их финансирования, которые формировали бы условия и стимулы для постепенного обретения этими структурами признаков самовыживаемости, во всяком случае - отказа от оглядки только на объемы бюджетного финансирования или на попытки заместить таковые различными видами собственной экономической деятельности, не связанными с изначальной целевой функцией данных институтов (например, через самостоятельную предпринимательскую деятельность).
Кроме задач, связанных с доведением систем финансирования институтов инфраструктуры развития рынка и предпринимательства до уровня реальной зрелости самого российского малого предпринимательства, в отдельных случаях сохраняются и проблемы восполнения за счет финансовых ресурсов государственной поддержки необходимого минимума данных институтов на территориальном уровне. Особо это касается так называемых отсталых и экономически отсталых регионов России, где даже при формальном наличии названных выше институтов поддержки их плотность и территориальная сеть таковы, что не обеспечивают их реальной доступности для представителей малого бизнеса, которые, как показывает вся имеющаяся практика, традиционно ищут поддержки не где-нибудь, а преимущественно в пределах относительно близкого себе ареала.
Действительно, региональное распределение этих институтов инфраструктуры в территориальном срезе очень неравномерно и в принципе обнаруживает наличие прямой зависимости между результатами деятельности указанных институтов и количественными и качественными показателями развития малого предпринимательства в конкретных регионах. К 1996-1997 гг. в некоторых наиболее продвинутых субъектах Российской Федерации России система институтов инфраструктуры развития и поддержки малого бизнеса стала обретать черты комплексности и достаточной завершенности. Можно констатировать, что к настоящему времени позитивный процесс количественного роста и качественного совершенствования работы этих институтов так и не получил своего логического завершения в виде целостной и взаимосвязанной инфраструктурной системы или "окружающей среды" для предпринимательства.

Речь идет о среде, способной при необходимости охватить всех заинтересованных субъектов хозяйствования, все стороны деятельности (потребности) малых и средних предприятий, причем различных отраслей экономики, различной степени "хозяйственной зрелости" и пр.
Более того, острый экономический и финансовый кризис 1998-1999 годов во многом перечеркнул то, что еще недавно в плане рыночных преобразований в России выглядело почти близким к завершению. При этом кризис не только подорвал внутренние импульсы развития сектора МСП; чувствительный удар кризиса пришелся также и на такой аспект формирования предпринимательской среды, как становление основных направлений деятельности и формирование финансового обеспечения деятельности объектов рыночной инфраструктуры, тяготеющих к потребностям субъектов малого предпринимательства.
Инфраструктура поддержки МСП в российской экономике изначально была призвана решать в двуединую цель: во-первых, стимулирование роста и саморазвития малых предприятий и, во-вторых, направление активности малых предприятий преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые в долговременном плане в наибольшей мере отвечают потребностям национальной экономики, ее структурной перестройки, ее высокой конкурентоспособности и пр. Однако до последнего времени российская инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса так и не смогла выполнить ни одной из этих целей, тем более -вторую из них в сколько-нибудь полном объеме.
Процесс формирования инфраструктуры поддержки российских МСП, в том числе, и реализующих практику финансовой поддержки малого бизнеса, подошел к черте, требующей устранения узких мест, преодоления накопившегося негатива, реализации ранее накопленного позитивного опыта и выхода на качественно новый уровень развития. Это связано, прежде всего, с тем, что несмотря на все трудности и ограничения "стартового периода" само российское малое предпринимательство уже не то, каким оно было в самом начале 90-х годов и для своего развития ныне нуждается в качественно иных ресурсах развития и инструментах финансовой и иной поддержки, чем те, которые предлагались ему 10 и даже 5 лет назад.
Правовому оформлению и четкой институционализации подлежат также такие важные мероприятия в области развития инфраструктур содействия малому бизнесу, как поддержка кредитных союзов и иных элементов инфраструктуры микрокредитования малого предпринимательства. Необходима поддержка создания обществ взаимного страхования малых предприятий и иных механизмов, обеспечивающих уменьшение степени предпринимательских (инвестиционных) рисков в малом предпринимательстве; финансовая поддержка выставочно-ярмарочной деятельности; финансирование и организация широкого обучения основам предпринимательской деятельности; финансовая поддержка предпринимательских инициатив безработных граждан; организация подготовки, переподготовки государственных руководителей и персонала служащих, работающих в системе федеральных и региональных структур, занимающихся поддержкой предпринимателей.

Наконец, предполагается к решению и такая существенно важная задача, как создание при необходимых мерах и формах государственной (бюджетной) поддержки таких специфических институтов, как инвестиционные союзы малого предпринимательства.
И все же неоспоримо видно: финансовая база деятельности институтов поддержки МСП в России окончательно выросла из "бюджетных штанишек". Вот почему в первоочередном порядке следует формировать финансовую базу инфраструктуры кризисного выживания и развития малых предприятий по так называемым "малозатратным" и внебюджетным направлениям, к числу которых относится, в первую очередь, система гарантирования банковских кредитов.
Известно, что для МСП получить кредиты в банках крайне трудно, и практика система гарантирования, включающая в себя тщательный отбор проектов и их отслеживание, сегодня жизненно необходима. Разговоры на тему о создании системы гарантирования банковских кредитов для МСП, а также страхования инвестиционных рисков идут уже почти десять лет. Время от времени они выливаются в различные докладные записки, предложения и даже откровенные "прожекты". Но в целом дело остается на нулевой отметке, если исключить пока явно пробные попытки в некоторых регионах создания локальных схем и институтов кредитного гарантирования.

Однако темпы развития и развития этих систем совершенно неудовлетворительны.
Принципы действия схем и институтов кредитного гарантирования хорошо известны, в том числе, и из зарубежного опыта, и здесь нет необходимости изобретать велосипед. Все упирается в выделение на эти цели определенных стартовых государственных средств - либо денежных, либо иных неденежных, т.е. ликвидных активов в качестве первоосновы деятельности гарантийных фондов федерального или межрегионального уровня.

Конечно, в настоящее время дополнительные бюджетные средства или некие иные государственные ликвидные активы, которые можно было бы использовать в виде залога (залогового фонда) при создании масштабных гарантийных схем, получить их крайне сложно, однако шансы малого бизнеса здесь кажутся более предпочтительными. Это связано с тем, что именно его инвестиционные проекты дают наиболее быструю отдачу в смысле приращения налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней, увеличения числа рабочих мест и пр.
В этой связи серьезной задачей государственных и общественных институтов поддержки российского малого предпринимательства должно стать сейчас "выбивание" (в лучшем смысле!) таких залоговых средств, реализация которых в системе поддержки малого бизнеса может в короткие сроки через схемы кредитного гарантирования кардинально изменить к лучшему всю ситуацию в предпринимательской сфере России и в ее экономике в целом. При этом государство не подменяет банковскую систему, а выполняет по отношению к банкам партнерскую, стимулирующую роль, вовлекая их в партнерские отношения по поддержке малого предпринимательства.
Основным условием успеха гарантийной системы должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Это доверие может быть достигнуто за счет нескольких факторов, которые должны быть учтены при разработке государственных программ гарантирования кредитных рисков:
- законодательно должен быть установлен порядок бюджетного дотирования гарантийных фондов;
- гарантия банкам (лизинговым компаниям) должна предоставляться непосредственно специализированной государственной гарантийной организацией (гарантийным фондом) в форме заключения договора поручительства;
- для банков должна быть обеспечена полная прозрачность в вопросах управления государственными гарантийными фондами. Они должны иметь право на получение информации об эволюции обязательств, взятых на себя фондами, о размере нетто гарантийных средств после учета непогашенных задолженностей, об общем объеме кредитов, по которым ведутся судебные разбирательства.
Для решения последней задачи в работе гарантийной системы должны быть предусмотрены консультации с банками по общим направлениям деятельности гарантийных фондов, а именно по таким направлениям, как определение политики принятия рисков, установление показателя предельного риска и инвестиционной мультипликации (соотношения между максимальной суммой обязательств, принимаемой на себя гарантийными фондами, и размером залоговых средств в фонде), максимальный размер гарантируемой части кредита в зависимости от характеристик гарантируемого финансирования и его получателя - конкретного малого предприятия.

Расширение практики предоставления фондами поддержки малого предпринимательства льготных займов малым предприятиям


Практика выдачи льготных займов за счет активов фондов поддержки малого предпринимательства, а также региональных и муниципальных бюджетов, в соответствии с федеральной, региональными и муниципальными программами поддержки малого предпринимательства оказывает заметное положительное влияние на развитие малого предпринимательства - как в плане расширения числа малых предприятий, так и их выхода на качественно более высокие рубежи хозяйственной деятельности. Такой вид поддержки малых предприятий требует привлечения больших средств, обладает высокой рискованностью для организаций, предоставляющих займы, и поэтому ныне его использование должно быть ограничено стартовыми этапами развития малого предпринимательства в целом и отдельных малых предприятий и постепенно сокращаться по мере развития других форм поддержки, прежде всего, по мере формирования системы государственных гарантий.
Наряду с кредитными гарантиями, важной альтернативой прямому финансированию малых предприятий за счет средств федеральных и региональных фондов поддержки выступает практика микрокредитования малого бизнеса. Логика услуг микрокредитования обращена к различным по характеру потребностям малых предприятий, владельцев индивидуальных, семейных бизнесов, постоянно нуждающихся в доступе к финансовым ресурсам, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других достаточно крупных кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.
Микрокредит (микрозайм) представляет собой наименее консервативную, но одновременно достаточно гибкую форму классического банковского кредита - наилучший инструмент, позволяющий беспрепятственно начать бизнес, получив доступ к источникам финансирования без наличия стартового капитала, кредитной истории и необходимого обеспечения.



Содержание раздела