d9e5a92d

Государственная финансовая поддержка предпринимательства


Наличие перспективной программы 5

Государственная финансовая поддержка предпринимательства: мировой опыт и Украина.

Сегодня становится очевидным, что развитие предпринимательства, формирование конкурентной среды невозможно без аккумуляции и немалых целевых вложений в экономику в системе государственной финансовой поддержки. Анализ мирового опыта государственной финансовой поддержки предпринимательства, на примере Франции и России, позволит сделать обобщающие выводы, которые могут иметь определенный интерес для Украины. Государственная финансовая поддержка предпринимательства во Франции не сводится к отдельным действиям и инициативам, а является системой подходов, которые выделяются своей многоплановостью и охватывают практически все аспекты предпринимательских структур (инвестиции, создание, производство, коммерческая деятельность, финансы, нововведения). Несмотря на сложность эту систему определяют как одну из лучших (за исключением США).
Особое внимание государство уделяет малым и средним предприятиям, которые составляют 99,9% общего количества фирм, производят 50% валового национального продукта страны и концентрируют почти 2/3 всего занятого населения. Мелкие и средние предприятия Франции могут получить около 1500 видов помощи со стороны государства.

Эффективность государственной поддержки, её соответствие реальным потребностям предприятий на этапе становления и развития можно показать на примере мер финансового характера.
Малые предприятия чувствуют острую нехватку как собственных денег (норма самофинансирования составляет около 14%), так и заемных. Кроме того, их взаимоотношения с банковскими учреждениями имеют довольно напряженный характер.

Несмотря на высокий уровень развития банковской системы Франции, - она насчитывает около 634 разных финансово-кредитных учреждений и 42 тыс. отделений банков мелким и средним предприятиям очень тяжело найти кредитора, а бес поручительства практически невозможно.
Государство несёт двойную нагрузку не только участвует в формировании фондов предприятий, но и выступает для них гарантом и основным поручителем перед банками.
Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов. Государство поддерживает малые и средние предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов.
Конкретные методы государственного влияния на увеличение финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства можно разделить на три группы: прямые, непрямые и финансирование через товарищества рискованного капитала.
Рассмотрим основные меры и процедуру финансовой поддержки малых предприятий со стороны государства.
Прямые методы:
1.Субсидии. Это вид неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам.

Субсидии для малых предприятий имеют региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое назначение. Наиболее распространённые из них:

    1. Региональная премия для создания предприятия (каждой созданной фирме независимо от сферы деятельности);
    2. Региональная премия при создании рабочих мест (выдаётся предприятиям с торговым оборотом не более 300 млн. франков на каждое созданное или сохранённое рабочее место);
2.Кредиты, которые возвращаются в случаи успеха. Это наиболее распространённая помощь на инновации. Может покрывать до 50% расходов предприятия, связанных с основными стадиями этого процесса (кроме промышленного освоения). Такая форма государственной финансовой поддержки эффективно действует с 1979 года. Её распределение происходит централизованно через специально созданную на национальном уровне институциональную организацию и 24 региональные отделения.
3.Кредиты с льготными процентами. Этот механизм действует более 20 лет. Как активный посредник между предприятием и финансовым учреждением государство берёт на себя значительную часть выплат за проценты, облегчая тем самым условия получения банковского кредита. С 1991 года эти займы используются меньше, на сегодняшний день их распределяют только 4 специализированных кредитных учреждения.
4.Гарантийные государственные фонды. Государство выступает для малых предприятий самым важным гарантом перед финансово-кредитными учреждениями. Для реализации этой цели создаются специальные товарищества взаимного поручительства, в которых 45% капитала принадлежит государству, а остальная часть банкам, страховым и инвестиционным компаниям. Гарантии предоставляются фирмам с торговым оборотом не более 1 млрд. франков. Объём гарантийных сумм составляет от 45% до 75%.


5.Помощь специализированных финансовых учреждений. Значительная часть их капитала принадлежит государству. В 90-х годах эти учреждения получают всё большую свободу действий и начинают самостоятельно строить свои отношения с малыми и средними предприятиями, которые имеют возможность получать такие виды кредитных услуг:
а) кредит на создание предприятия. Он составляет 100-150 тыс. франков и выдаётся на 8-10 лет;
б) кредит на приобретение необходимого оборудования. Предоставляется на срок от 2 до 12лет в размере 70% расходов на оборудование;
в) кредиты лизингового характера. Дают возможность вкладывать до 100% инвестиций предприятия в основные и оборотные фонды.
Непрямые методы.
К ним относят налоговые скидки и льготы, которые облегчают деятельность предпринимательских структур на всех этапах их развития.
Среди мер налогового характера выделяют:
1.Полное освобождение новых компаний от налогов на прибыль в течение первых двух лет работы, на 75% - на третьем году, на 50% - на четвёртом и на 25% - на пятом.
2.Освобождение в течение первых двух лет работы от оплаты налога на застроенную территорию.
3.Скидки для предприятий, которые собираются закрепиться на иностранном рынке.
4.Скидки на научно-исследовательские расходы.
5.Режим ускоренной амортизации для оборудования.
6.Скидки на расходы, связанные с профессиональной подготовкой кадров.
Венчурный капитал.
Всё большее развитие получает такая форма поддержки как финансирование через товарищества рискованного капитала или венчурный капитал.
Во Франции таких товариществ насчитывается около 100. На долю венчурного капитала может приходиться до 40% финансовых активов фирмы. Большую роль в становлении и развитии французского венчурного капитала играет государство, которое активно участвует в его организации, поддержке, страховании и контроля. Венчурный капитал практически полностью находится под прямым контролем финансово-кредитных учреждений, которые являются его основными акционерами (в США, наоборот, он развивается исключительно на частной инициативе, а не в банковской системе). Государственная поддержка предпринимательства в России направлена на обеспечение таких условий, чтобы субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность работать как полноправные участники рыночной экономики.
Учитывая трудности экономики, правительство России приняло ряд основополагающих решений, направленных на закрепление в рамках действующего законодательства наиболее прогрессивных форм государственной поддержки предпринимательства. К ним относят:
  • федеральная программа государственной поддержки малого бизнеса на 1996-1998 гг.;
  • комплекс первоочередных мер государственной поддержки малого предпринимательства;
  • создание специализированного федерального фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции;
  • создание Совета по промышленной политике при правительстве Российской Федерации;
  • указы Президента и законы РФ, в том числе Закон " О государственной поддержке малого предпринимательства ".

Правительство России руководится тем, что стабилизация и возрождение производства, экономический рост как основная цель данного этапа реформ могут быть достигнуты только ростом конкурентоспособного частного сектора.
Один из основных моментов решения этой проблемы является максимально возможное переключение ресурсов страны из поддержки старых и бесперспективных производств на стимулирование роста предпринимательства и частных инвестиций. Их ускоренный рост должен компенсировать спад старых производств и станет методом подъёма экономики. Государственная поддержка предпринимательства имеет такие основные направления:

  • продолжение формирования соответствующей нормативно-правовой базы;
  • выделение ресурсов из федерального бюджета на поддержку инфраструктуры, отдельных групп фирм, которые работают в приоритетных отраслях;
  • создание условий для привлечения инвестиций;
  • комплекс по переподготовке и повышению квалификации работников малого бизнеса
  • обеспечение социальной защиты работников предпринимательских структур и взаимодействия предприятий разных форм собственности.

Правительство России подчёркивает необходимость аккумулирования значительных финансовых средств, продуманной финансовой, кредитной и инвестиционной политики, создание региональных фондов поддержки предпринимательства. Фонды как закрытые акционерные компании подчиняются организационно-правовым нормам. Они обеспечивают накопление финансовых средств за счёт:

  • отчислений из федерального и местных бюджетов, банковских структур, предприятий и организаций;
  • средств от приватизации государственного имущества;
  • отчисления от средств, полученных в результате регистрации предприятий;
  • доходов от предпринимательской деятельности фонда;
  • иностранных инвестиций.

Финансовая деятельность Фонда связана с предоставлением предпринимателям разных услуг, решением задач развития рыночной инфраструктуры. Действия государственной финансовой поддержки предпринимательства в Украине можно разделить на две основные группы прямые и непрямые. Механизм прямых мер включает такие основные формы финансовой поддержки предпринимательства:

  • предоставление субсидий;
  • предоставление кредитов;
  • формирование государственных фондов;
  • создание специализированных финансовых учреждений.

Другая группа носит непрямой (побочный) характер и постепенно вытесняет прямое административное влияние. К таким основным формам государственной финансовой поддержки в первую очередь относят:

  • налоговые скидки;
  • налоговые льготы;
  • ускоренная амортизация;
  • скидки на научно-исследовательские расходы, на расходы, связанные с подготовкой кадров.

Эти формы государственной поддержки в какой-то мере используются в Украине и зарекомендовали себя (об этом свидетельствует зарубежный опыт) как эффективные меры государственной помощи с присущей им гибкостью и носят не дискриминационный характер.
Финансовая поддержка предпринимательства в Украине проводится через Украинский национальный фонд поддержки предпринимательства и развитию конкуренции, Фонд поддержки фермерских хозяйств и Государственный инновационный фонд.

АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧАСТНОЙ ФИРМЫ "ВАЛЕНСИЯ".


2.1Характеристика предприятия.
Частная фирма "Валенсия" создана решением учредителя (собственника) 4.06.1996 года. Частная фирма "Валенсия" создана и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами Украины "О предприятиях в Украине", "О предпринимательстве", "О собственности" и другим действующим законодательством Украины, регулирующим производственно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность предприятия.
Фирма частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы. Фирма самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, коммерческую деятельность и деятельность по выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли (дохода).
Основной целью предприятия является:

  • получение прибыли;
  • содействие удовлетворению потребностей регионов в товарах и услугах;
  • рациональное использование сырьевых ресурсов;
  • эффективное вложение свободных денежных средств.

Фирма не имеет в своём составе других юридических лиц. Фирма имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётные и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием.

От своего имени может приобретать имущественные и личные неимуществленные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предметом деятельности фирмы является:

  1. Торговая, торгово-посредническая, торгово-закупочная деятельность.
  2. Оптовая, розничная и комиссионная торговля.
  3. Производство, закупка, заготовка, переработка, хранение, реализация сельхозпродукции.
  4. Реализация и работа предприятий общественного питания, открытие кафе, баров, ресторанов.
  5. Посредническая деятельность при купле-продаже.
  6. Производство и реализация полиграфической продукции и продукции производственного назначения.
  7. Оказание транспортно-экспедиционных услуг при внутренних перевозках грузов.
  8. Производство строительных, строительно-ремонтных и строительно-монтажных работ.
  9. Внешнеэкономическая деятельность.

Фирма самостоятельно осуществляет внешнеэкономическую деятельность (при условии получения лицензии).
К видам внешнеэкономической деятельности, осуществляемым фирмой относят:

  1. Экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы.
  2. Научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности; обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе.
  3. Международные финансовые операции и операции с ценными бумагами.
  4. Кредитные и расчётные операции с субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; создание банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины.
  5. Совместная предпринимательская деятельность с субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, включая создание совместных предприятий разных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом как на территории Украины, так и за её пределами.
  6. Предпринимательская деятельность за пределами Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок, знаков для товаров и услуг.
  7. Организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, аукционов, конференций, симпозиумов, семинаров и других мероприятий, осуществляемых на коммерческой основе, с участием субъектов внешнеэкономической деятельности.
  8. Операции по продаже, приобретению и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском валютном рынке.
  9. Другие виды внешнеэкономической деятельности, не запрещённые законами Украины.

Имущество фирмы составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов фирмы являются:

  • денежные и материальные взносы учредителя;
  • прибыль (доходы), полученные от реализации продукции, от других видов хозяйственной деятельности;
  • амортизационные отчисления;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • капитальные вложения и дотации из бюджета;
  • приобретение имущества другого предприятия, организации;
  • безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан;
  • иные источники.

Первоначальный уставный фонд фирмы создаётся за счёт средств, вложенных учредителем и составляет 100 000 000 карбованцев. Фирма может создавать целевые фонды (фонд развития производства, фонд потребления, резервный фонд и другие).

Фирма может иметь в собственности имущество, расположенное на территории других государств.
Прибыль фирмы образуется из поступлений от хозяйственной деятельности после покрытия материальных и приравненных к ним расходов и расходов на оплату труда. Из балансовой прибыли фирмы выплачиваются проценты по кредитам банков и по облигациям, вносятся предусмотренные законодательством Украины налоги и иные платежи в бюджет.

Чистая прибыль, полученная после указанных расчётов, остаётся в полном распоряжении учредителя фирмы. Учредитель может часть чистой прибыли передать в собственность членов коллектива фирмы.

Порядок распределения и использования этой части прибыли принимается собранием трудового коллектива.

Технико-экономическое обоснование производственной программы.


Предприятие "Валенсия" предполагает реализацию сувенирных календарей собственного производства. Продукция должна отличаться привлекательностью, качеством, ценовой доступностью, широким ассортиментом.
Планируемый объём продаж в Херсоне и области новогодних календарей составляет 5 тысяч штук. Это значение основывается на постоянном росте продаж календарей фирмы на протяжении последних 4 лет и сложившемся спросе на рынке Херсона и Херсонской области.
Основными каналами распределения товара является оптовая и розничная торговля с посредниками и без них. Как уже указывалось, главным рынком сбыта является рынок Херсона и Херсонской области.

Возможен выпуск календарей с рекламной функцией по заказу отдельных предприятий. Планом маркетинга предусматривается предоставление скидок для оптовых покупателей.

Срок реализации продукции составляет с 1 ноября 1998 года по 30 марта 1999 года.
Осуществление предполагаемого плана позволит реализовать продукцию с получением балансовой прибыли в размере 25% от материальных затрат и чистой прибыли в размере 12,5% от всех затрат. Необходимые материалы:
бумага под заготовки численников 248 333 листов х 0,3 грн. = 7 450 грн. изготовление численников календаря 5 тысяч х 2,10 грн. = 10 500 грн.
материалы: гребни, плекламинант, краска и т.д.
для сборки и печати шапок календарей = 6 800 грн.
итого 24 750 грн.
Таким образом, себестоимость одного
календаря составляет 24 750 / 5 000 = 4,95 грн.
средняя цена продаж календаря = 8,30 грн.
валовой доход 5 000 х 8,30 = 41 500 грн. затраты = 24 750 грн.
проценты за пользование кредитом 5 месяцев = 5 200 грн.
НДС 20% = 4 950 грн.
Итого = 34 900 грн. Балансовая прибыль 41 500 34 900 = 6 600 грн. Налог с прибыли 30 % = 1 980 грн.
Итого чистая прибыль = 4 620 грн.

Анализ кредитоспособности.


Частной фирме "Валенсия" за время работы кредитной линии было выдано кредитных средств 88 516,36 грн., погашено 44 986,00 грн, получено процентов 37 240,07 грн., остаток задолженности по кредиту на 22.04.99г. 43530,36 грн.

На 22.04.99г. задолженности по процентам нет. ЧФ "Валенсия" по состоянию на 01.04.99г. отнесена к категории "Б" заёмщик с минимальным риском. Анализ финансового состояния предприятия показал:

  1. Деятельность предприятия стабильно прибыльна:

1996г. получена прибыль в размере 45 тыс. грн.;
1997г. 58 тыс. грн.;
1998г. 18,2 тыс. грн.
Снижение прибыли в 1998г. объясняется тем, что предприятие производило дополнительные затраты, связанные с увеличением арендных площадей, организацией нового производственного цеха, монтажом нового оборудования.
1 кв. 1999г. прибыль 15,1 тыс. грн.

  1. Объёмы реализации постоянно увеличивались:

1996г. 171,4 тыс. грн. (с НДС);
1997г. 345,0 тыс. грн. (с НДС);
1998г. 658,5 тыс. грн. (с НДС);
1 кв. 1999г.

220,8 тыс. грн. (с НДС).
В основу ТЭО положен прогноз увеличения объёмов реализации в связи с освоением выпуска новой, пользующейся повышенным спросом полиграфической продукции и увеличением объёмов выпуска прежней продукции в 2,5 раза и достижение реализации в сумме 1650,0 тыс.грн. (с НДС). Учитывая, что в 1 кв. 1999г. предприятие только осваивает новое оборудование и выходит на рынок с новой продукцией, то можно предположить значительный рост реализации в последующих кварталах.

Но достижение объёма реализации 1650,0 тыс. грн. вряд ли возможно по причине затяжки во времени приобретения и ввода в эксплуатацию нового оборудования и освоения новых технологических процессов.

  1. Поступления денежных средств на расчётный счёт предприятия значительны, обороты по расчётному счёту регулярны и составили:

за 1998г. по дебиту 539 969,48 грн.,
по кредиту 537 710,29 грн.;
за период с 01.01.99 по 21.04.99 по дебиту 251 619,65 грн.,
по кредиту 251 686,54 грн.
Темпы поступлений денежных средств в 1999г. выше, чем в 1998г., так за неполных 4 месяца 1999г. на счёт предприятия поступило денежных средств почти 50% от общей суммы поступлений за весь 1998г.
Среднемесячная величина поступлений (63 тыс. грн.) превышает сумму кредита в 1,4 раза.

  1. Таблица 3.

Балансовые показатели ЧФ "Валенсия" по состоянию на (тыс. грн.)

Показатели 01.10.98 01.01.99 01.04.99
Специальные фонды 74,0 85,1 85,1
Основные средства
(по остаточной стоимости)
30,0 49,7 50,8
Запасы и затраты 58,0 89,1 125,9
Дебиторская задолженность 45,0 70,5 70,3
Кредиторская задолженность 34,0 81,6 124,5
Кредиты банков 30,0 45,0 32,4


  1. Сравнительный анализ коэффициентов финансовой устойчивости и платёжеспособности, рассчитанных на основании балансов предприятия по состоянию на:


01.01.98 01.01.99 01.04.99
- коэффициент соотношения 0,86 1,49 1,66
заёмных и собственных На 1 грн. собственных средств предприятия
источников средств по состоянию на 01.04.99 приходится 1,66
(норматив не более 1,0) заёмных. Возрастающая динамика коэффи-
циента свидетельствует об ухудшении
структуры пассивов предприятия. - коэффициент инвестирования 2,47 1,71 1,86 (норматив не менее 1,0) Основные фонды предприятия полностью
инвестированы за счёт собственных
источников средств. - коэффициент маневрирования 0,59 0,42 0.46 (норматив не менее 0,5) Собственные источники средств предприятия
на 46% вложены в оборотные активы, что
для производственных предприятий
является позитивным моментом.
- коэффициент участия 0,76 0,4 0,24
собственных средств в Ухудшение динамики коэффициента связано
запасах и затратах с резким увеличением производственных
(норматив не менее 0,5) запасов и выходом на новые объёмы произ-
водства за счёт заёмных источников.
- коэффициент общей 1,69 1,28 1,28
ликвидности В сложных условиях расширения производ-
(норматив 1,75 2,0) ства и привлечения заёмных источников
средств предприятию удаётся сохранить
платёжеспособность на достаточном уровне. - коэффициент мгновенной 0,08 0,015 0,03 ликвидности На отчётные даты величина денежных
(норматив 0,2 0,25) средств на р/счёте ниже нормативной.
Предприятие старается максимально за-
пускать денежные средства. - рентабельность активов За 1998г. 0,1, на каждую 1 грн. активов (показатель рассчитан по заработано по итогам года 10 коп. прибыли.
итогам 1998г.) - оборачиваемость баланса За 1998 оборачиваемость баланса составила (показатель рассчитан по 3,14 грн., т.е. каждая 1 грн. активов пред-
итогам года) приятия приносила 3,14 чистой выручки. Это
свидетельствует о том, что предприятие
может расплатиться по своим обязательствам - оборачиваемость дебиторской 38,4 34,4 задолженности, дни Высокая оборачиваемость дебиторской



Содержание раздела