d9e5a92d

РАЙЗБЕРГ Л. - АЗБУКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Два слова предпринимательство и рынок связаны между собой неразрывными узами. Возможно, что самое емкое и краткое определение рыночной экономики вписывается в словосочетание экономика свободного предпринимательства.

Действительно, рынок представляет собой лучшую, благотворную предпринимательскую среду, а предпринимательство - это наиболее характерные качества, свойство рыночных отношений. Так что переход к рынку немыслим без развития предпринимательства в его самых разнообразных видах и формах.
Вместе с тем рост предпринимательской активности характеризует пробуждение экономики и в особенности ее главного творческого начала - хозяйствующего субъекта. Одним из весьма слабых мест социалистической экономики, по крайней мере з ее советском исполнении, является порождаемая ею тенденция к слишком спокойному экономическому поведению, так как успех в экономических делах мало зависел от предпринимательской, производственной активности в подлинном смысле этих слов. Нужна была иная предприимчивость - в угождении руководству, в получении выгодных условий и предпочтений. Отсюда естественное предпочтение психологии не высовываться, убийственной для предпринимательства.

Отсюда спихотехника, нежелание рисковать, поиск тихой, размеренной, противопредпринимательской жизни.
Было бы, конечно, искажением истины утверждать, что предпринимательские начала вообще отсутствовали в прошлом в советской экономике. Инициативные люди, стремящиеся к нововведениям, нетрадиционным решениям, существовали и ранее в среде рядовых работников и руководителей.

Но мытарства, которые порождала предприимчивость отдельных рационализаторов и хозяйственников, не окупались их редкой удачей. Иногда же финал был до предела печальным, поскольку предпринимательство можно было без особого труда подвести под многие статьи уголовного кодекса, что и делалось.
Как бы то ни было, но, как сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в своей речи по поводу избрания Б. Н. Ельцина Президентом России, следует непрестанно исходить из антропологического реализма, свидетельствующего о том. что три поколения советских людей выросли в условиях, отбивавших у них охоту и отучавших от труда мысли, от стремления к самостоятельному поиску истины, от самого обычного труда, от прилежания, от инициативы (Аргументы и факты, N 27, июль 1991). Так что движение к предпринимательству, а точнее, посредством предпринимательства есть эффективный путь обновления, возрождения советского человека как подлинного экономического субъекта, как работника и хозяина.

Это ключевое условие выхода из кризиса и подъема советской экономики.
Ратуя в целом за предпринимательство и хозяйственную предприимчивость, автор никоим образом не относит себя к поклонникам тех форм, которые в ряде случаев обретает коммерческо-предпринимательская деятельность, широко наблюдаемая в нашей современной действительности. Пока это, скорее, предпринимательская пена, чем истинное предпринимательство. Дело даже не столько в том, что мы наблюдаем огромный интерес к чисто коммерческому, спекулятивному предпринимательству при весьма слабых попытках освоить производственное предпринимательство.

Беда в явно выраженном стремлении зарождающихся и становящихся на ноги советских предпринимателей получать доходы и прибыль не в результате собственных усилий, а пользуясь глобальным дефицитом продукции, товаров, услуг, отсутствием реальной конкуренции сосуществованием государственной и свободной торговли с ощутимой разницей в ценах. Подобные условия, идеальные для экономического грабежа покупателя, потребителя, мало способствуют становлению честного. порядочного предпринимателя, заботящегося и о себе и о своих клиентах.
Чтобы избежать пагубных последствий подобной ситуации, необходимо, с одной стороны, искать разумное сочетание предоставления свободы предпринимателям и ограничений, а иногда и запретов на неблаговидные способы осуществления предпринимательской деятельности. Для этого нужна динамичная правовая система, законодательно закрепленная в своей основе и ситуационно изменяемая в отдельных элементах.

Так, по мнению автора, любая продажа дефицитных товаров оптом, партиями, в крупных количествах в государственных магазинах розничной торговли должна квалифицироваться как преступление и подвергаться самым серьезным наказаниям. Иначе спекуляция и легкая нажива неизбежны
С другой стороны, настоящие труднопреодолимые преграды чисто спекулятивному, недобросовестному предпринимательству могут быть воздвигнуты только в результате налаживания нормальных товарно-денежных отношений, стабилизации денежного обращения, перехода к свободно конвертируемому рублю.


Так что существования легких, малопродуктивных, вызывающих негативную социальную реакцию форм и проявлений предпринимательства в какой-то степени избежать не удастся. К ним придется относиться в процессе продолжительного переходного периода становления рынка как к неизбежным издержкам, проводя в то же время линию на ограничение и вытеснение.

Думается, что внутренняя конкуренция между шустрыми новорожденными предпринимателями также будет делать свое дело, особенно в условиях Ограничения монополизма и распространения свободного рынка.
Оценивая положительные и отрицательные стороны предпринимательства в советской экономике с учетом их неприятия и неприязни к ним со С|Ороны части населения, мы все же должны признать, что предпринимательство есть дрожжевой продукт, без которого ье будет рыночной закваски нашей экономики.
Следуя Л. Абалкину (Экономика и жизнь, N 29. июль 1991), укажем на следующую связь факторов экономического успеха с предпринимательством:
1. Не бывает успеха без создания в стране целого слоя предприимчивых, деловых и энергичных людей, способных воплотить в жизнь возвышенную национальную идею, реализовать шанс на успех в своей практической деятельности.
2. Успех немыслим без объединения усилий правительства и предпринимательских кругов как естественных и долговременных союзников в реализации общенациональной идеи, достижении поставленных целей.
3. Нет и не бывает успеха без формирования в обществе авторитета предпринимательской деятельности, уважения (а не зависти) к успеху, рассмотрения самого хозяйственного успеха как самостоятельной и одной из высших социальных ценностей.

Что такое предпринимательство и предпринимательская деятельность

Мы начали разговор о предпринимательстве, не определив, что же стоит за этим словом, которое в прошлом было малоупотребительным, а теперь становится обиходным. Для предварительного разговора нам было достаточно того общего понимания и представления о смысле предпринимательства, которые есть, по существу, у каждого человека.

Теперь настал черед более углубленного анализа и проникновения в сущность понятий и категорий, с которыми связана основная тема брошюры.
Несмотря на широкое употребление в средствах массовой информации, термины предпринимательство, 'предпринимательская деятельность представляются асе еще несколько необычными не только для рядового советского человека, но и для хозяйственника, работника. Они и трактуются в обиходе своеобразно, с учетом старых привычек, сформировавшихся убеждений как делячество. действия в обход законов и правил.

Однако в связи с переходом к рыночной экономике и принятием Закона РСФСР О предприятиях и предпринимательской деятельности, а затем и союзного закона Об общих началах предпринимательства граждан в СССР, предпринимательство становится узаконенной формой хозяйствования.
Закон РСФСР О предприятиях и предпринимательской деятельности** определяет предпринимательство и предпринимательскую деятельность как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
Согласно союзному законодательству, предпринимательство представляет инициативную самостоятельную деятельность граждан, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленную на получение прибыли или личного дохода.
Закон Украины О предпринимательстве определяет его как самостоятельную, инициативную, систематическую, проводимую на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и замятию торговлей с целью получения прибыли.
К видам предпринимательства союзный закон относит любые виды хозяйственной деятельности, а также коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную деятельность, операции с ценными бумагами. Одной из ведущих форм предпринимательства считается частное, осуществляемое советскими и иностранными гражданами, но признается и предпринимательская деятельность коллективов предпринимателей.
Приводимые определения содержат в качестве главного свойства и признака предпринимательства получение прибыли, личного дохода. По мнению автора, подобный подход чрезмерно узок.

Представляется, что получение прибыли является необходимым, но недостаточным признаком предпринимательства, поэтому рассмотрим и другие характерные признаки, выделяющие и отличающие его от других форм экономической деятельности.
Исключительно важными свойствами предпринимательства являются мобильность, динамичность, отличающие его от относительно устойчивых, стационарных, устоявшихся форм и методов экономической деятельности. Предприниматель непрерывно ищет новые способы действий, которые по замыслу должны привести его к успеху, изменяет продукцию, технологию, товары, круг потребителей, цены, качество в соответствии с переменами в среде его экономических действий.

Предпринимателю прежде всего чужды спячка, покой, застой. В полном соответствии со своим названием он предпринимает меры и усилия, направленные к увеличению выгоды осуществляемых дел и в не меньшей степени - к предотвращению снижения и потери прибыли.

Таким образом, предпринимательство - это живое, непрерывно обновляющееся дело.
Однако поиск разных путей решения проблем, их выбор и изменение возможны только при наличии спектра альтернатив. Отсиэда ясно, что непременным условием предпринимательства является свобода поиска и выбора способов экономических действий при наличии их разнообразия.

Отсюда вытекает теснейшая связь предпринимательства и рынка: ведь только в условиях рыночных отношений возникает свобода выбора своей траектории движения и действий в экономическом пространстве.
Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действий. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства.

Так. к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан на нетривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.
Думается, что правомерно считать характерным свойством предпринимательства поиск. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контакты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно.

Спокойная, тихая, размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.
Характер предпринимательской деятельности таков, что ее неизбежным образом приходится проводить в условиях высокого уровня неопределенности - значительной непредвиденности промежуточных и конечных результатов. А это, в свою очередь, означает неизбежность риска, угрозу потерь. Впрочем, у расчетливого осторожного предпринимателя шансы на выигрыш в результате осуществления сделки обычно выше, чем опасность таких же по масштабу потерь.

В этом, пожалуй, и заключен неиссякаемый источник тяготения активных и ищущих, смелых, решительных и отчаянных людей к лредпринимательству. Однако при всем при этом доля ответственности, которую принимает на себя предприниматель, несопоставимо выше той, которая имеет место в условиях планово-распорядительной деятельности под крылышком государства.
Предпринимательская деятельность представляет совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка - основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание.

При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Приходится опять-таки отмечать, что в психологии многих советских людей сложилось устойчивое представление о сделке как о тайном противозаконном сговоре личностей сомнительного морального облика с целью поживиться за счет других.

Так что нам еще надо привыкать к пониманию сделки как не криминального, а даже полезного деяния, лежащего в основе предпринимательства.
Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица - самого предпринимателя.
Предпринимателем или субъектом предпринимательства со гласно принятому законодательству могут быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке (не ограниченные в дееспособности). Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством.
Приведем нешаблонное описание предпринимателя, предложенное советским ученым-экономистом, профессором В. Богачевым,
Предприниматель-это бедолага и вечный должник; неуемный оптимист, добровольно избравший для себя жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть , сферу хозяйствования, вероятно, разориться и вновь пытаться встать на ноги; немилосердный самозксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе дел тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный рабочий (Вопросы экономики, N 1, 1991).
Наряду с индивидуальным, частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном, основании имущество.
Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуальной трудовой дениіг' -cmи (без применения наемного
труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом! Предприниматель может выступать при этом и как физическое и как юридическое лицо.
Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.

Общая схема предпринимательской деятельности и ее виды

Наряду с основными признаками и свойствами предпринимательство характеризуется способом осуществления, технологией предпринимательской деятельности. Ей присущ определенный порядок осуществления процедур, их направленность, временная последовательность, взаимная связь.

В принципе, предпринимательство аккумулирует в себе черты любой экономической деятельности, придавая им особое качество.
Рассмотрим типовую схему предпринимательства, в которой отражены наиболее общие черты, присущие любой форме предпринимательства. Nначе говоря, представим единую логическую схему предпринимательской деятельности, воплощающую магистральную линию, основное содержание предпринимательства и способ его осуществления (рис.

1).
В конечном счете предприниматель призван удовлетворять запросы определенного круга потребителей в товарах и услугах самого разнообразного вида, продавая им товар Т и получая за это денежную выручку Дв. При этом товары и услуги понимаются в самом широком смысле слова. Это все то, в чем нуждается потребитель, за что он готов платить - здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт (духовные ценности), деньги, валюта, ценные бумаги, бытовые, строительные, транспортные и любые иные работы и услуги.

Словом, он реализует в качестве конечного продукта своей деятельности любой товар, лишь бы таковой был в наличии и попадал в поле запросов потребителя.
Но чтобы реализовать товар, надо его иметь. Поэтому предприниматель приобретает, получает или сам производит товар (конечный продукт) и осуществляет его продвижение для продажи потребителю, покупателю.
Естественно, что для осуществления процесса получения и передачи потребителю товаров и услуг, предприниматель обязан включить в действие, привлечь необходимые факторы предпринимательской деятельности: средства производства и обращения товаров (рабочую силу, материальные, информационные, финансовые ресурсы для производства, транспортирования, продажи товаров). Если предприниматель сам такими факторами и средствами не обладает, он закупает факторы Ф у их обладателей за денежную сумму Дф с тем, чтобы с их помощью получить, доставить и продать потребителю товар Т.
В простейшем случае, когда факторы и средства сами представляют нужные потребителю товары, предприниматель приобретает их у собственников и продает затем потребителю в том же, непреобразованном виде, выступая в роли посредника между собственниками продаваемых товаров и их потребителями, то есть выполняя торгово-посредническую функцию.
В итоге логическая схема предпринимательской сделки рисуется в виде цепочки Дф- Ф- Т- Дв. Предприниматель приобретает за деньги Дф средства Ф, преобразует их в товары и услуги Т и реализует товары и услуги, выручая деньги Дв.

При этом он стремится, чтобы вырученные деньги за товар Дв были больше затраченных на средства Дф.
Технология предпринимательской деятельности строится таким образом, чтобы вся сделка вписывалась в определенный режим врeмени, общая продолжительность сделки оказывает значительное влияние на ее эффективность. Предприниматель обязан учитывать
фактор времени. Обычно чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя, если только это не наносит потребителю ущерб, возмещаемый за счет предпринимателя.
Такова общая типовая схема технологии предпринимательской деятельности. Для ее конкретизации и детализации необходимо выделить и рассмотреть отдельно разные виды деятельности.

Каждому из этих видов присуще свое собственное содержание и подход к организации и проведению работ.
Предпринимательская деятельность, как и любая другая, приносящая доходы и прибыль, подлежит налогообложению, требует внесения обязательных платежей в бюджет Если предприниматель становится юридическим лицом, создает частное предприятие, то он уплачивает налоги согласно законам о налогообложении предприятий и организаций. Личный доход предпринимателя, не оформившегося как юридическое лицо, облагается подоходным налогом с граждан.
В последующем изложении будем различать следующие виды предпринимательства, исходя из их содержания и характера формы деятельности: производственное, коммерческое, финансовое.
Общеизвестно, что любая экономическая деятельность относится к четырем основным типам: производство, обмен, распределение, потребление (продукции, товаров, услуг). Соответственно, путем увязывания предпринимательства с этими типичными фазами воспроизводственного цикла удается выделить указанные выше достаточно типовые виды предпринимательской деятельности:
Производственное предпринимательство распространяется в основном на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое - на их обмен, распределение и потребление, а финансовое -на обращение, обмен стоимостей.
Будучи относительно самостоятельными видами предприни мательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизывают и дополняют друг друга, так что один из видов может содержаться в другом. Вместе с тем мы считаем, что наиболее общим и важным является производственный вид предпринимательства, за ним следует коммерческий и замыкает цепь финансовый вид. Но производственное предпринимательство - самое трудное.

Поэтому в реальной советской действительности, где многие наспех рождающиеся предприниматели (слишком часто горе-предприниматели) стремятся побыстрее снять сливки предпринимательского бизнеса река предпринимательства устремляется преимущественно в коммерческое, торгово-посредническое русло. Что же касается финансового предпринимательства, то его еще мйогие опасаются как бывшего под жестким запретом и наказуемого, но и оно уже пускает свои ростки.
Основным полем деятельности производственного предпринимательства (включая информационное и научно-техническое) служат производственные предприятия и учреждения, коммерческого -торговые заведения, товарные биржи, финансового - коммерческие банки, фондовые биржи.

Производственное предпринимательство

К производственно-предпринимательской относится деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда как другие сопровождающие производство функции, такие, как сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.
Рассмотрим типовую схему производственного предпринимательства, позволяющую получить представление с нем.
Опишем в главных чертах содержание и способы осуществления производственного предпринимательства применительно к самому общему, наиболее типовому случаю, то есть вне зависимости от вида производимого продукта, товара. Ограничимся при этом масштабами одной сделки, связанной с производством и реализацией определенного товара (либо выполнением определенной работы, оказанием услуги).
Намечая сценарий а затем и программу, бизнес-план осуществления сделки, предприниматель вначале избирает вид производственной деятельности, лежащей в ее основе, то есть намечает, какие именно товары, работы, услуги он намерен производить.
Затем он вступает в контакт с потенциальными потребителями, покупателями товаров, либо представляющими их интересы закупочными, торговыми организациями в целях,выявления потребности в товаре и спроса на него. Иначе говоря, предпринимательство включает маркетинговую деятельность.
Эта первая фаза сделки получает юридическое оформление в виде контракта между предпринимателем и будущим покупателем товара, хотя заключение подобного контракта не всегда имеет место. В ряде случаев предприниматель начинает осуществление сделки односторонним порядком, не имея формального договора с другой стороной, выступающей затем в роли покупателя и потребителя товара.

Предпринимательский риск в этом случае существенно повышается.
Для осуществления производства предприниматель должен иметь в своем распоряжении (либо приобрести) факторы производства, к которым относятся: рабочая сила, производственные фонды, материалы, информация. Частично факторы производства могут изначально принадлежать предпринимателю, например, собственная рабочая сила, заранее накопленные производственные ресурсы в виде орудий труда, материалов, информации.Недостающие факторы производства предприниматель вынужден приобретать до начала или в самом процессе осуществления предпринимательской деятельности.
В стандартном случае предприниматель приобретает отсутствующие у него факторы производства путем найма рабочей силы, покупки производственных фондов, материалов, информации за деньги.



Содержание раздела