d9e5a92d

Планирование предпринимательства

В качестве таких работников выступают юристы, экономисты, бухгалтеры, брокеры, дилеры, маклеры, рассыльные, работники рекламы . Они и становятся либо наемными служащими, либо сторонними лицами, оказывающими предпринимателю услуги за определенную плату. Если финансовый предприниматель создает свою организацию, становится официальным юридическим лицом и включает указанных выше работников в свой штат, то они могут стать участниками предпринимательской деятельности - агентами коллективного предпринимательства.
Основная, завершающая часть финансовой сделки - продажи денег, валюты, ценных бумаг покупателю, в лице конечного потребителя, либо другого предпринимателя, занимающегося перепродажей (дальнейшей продажей). В итоге предприниматель получает денежную выручку Д„, которая должна быть достаточной для покрытия всех расходов и получения прибыли.
В простейшей финансово-кредитной сделке, когда предприниматель предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг, в кредит, то договором, соглашением о сделке предусматривается, что возвращаемая через определенный срок сумма будет больше предоставляемой суммы на определенный процент.
Отметим, что завершающая часть сделки, в ходе которой возникают прямые финансовые отношения между предпринимателем и покупателем, нуждается в повышенном внимании и тщательном оформлении. Особенно, если денежная выручка поступает к предпринимателю от покупателя через значительное время после передачи последнему приобретаемых им денег, валюты, ценных бумаг.

Необходимо тщательно выверить финансовую состоятельность покупателя, установить возможный залог, определить гаранта, согласного поручиться за. покупателя, так как слишком часто должники оказываются несостоятельными.
Как и любой другой вид предпринимательской деятельности финансовое предпринимательство облагается налогами, и предприниматель обязан отчислять определенную долю прибыли (дохода) в государственный и местный бюджеты в виде денежных отчислений и налоговых платежей Дм.
Общие затраты предпринимателя 3 на проведение финансовой сделки складываются, таким образом, из расходов Д,, на приобретение денег, валюты, ценных бумаг, на возврат долга (с процентами) Дд, на аренду служебных помещений и оборудования Дс, на приобретение информации Ди, на оплату сторонних посреднических услуг Ду, а также из внутренних затрат собственных ресурсов 3В„(ремонт и амортизация собственного имущества, вовлеченного в сделку, расход собственных материалов, оплата собственного труда):
3 = Д„ + Дд + Дс + Ди + Ду + Звн.
Денежные поступления предпринимателя П состоят, как в любой коммерческой сделке, из выручки Дв и кредита Дк:
п = Дв + Дк-
Таким образом, валовая прибыль ПРВ от финансовой сделки, как и от любой другой коммерческой сделки, равна:
ПРВ = П - 3 .
Вычитая из валовой прибыли предпринимателя уплачиваемые из нее отчисления, налоги в сумме Дн, находим остаточную прибыль:
ПРост = ПРв-Ди.
Финансовая сделка целесообразна, если при ее продолжительности, исчисляемой сроком, заведомо меньшим одного года. расчетная чистая прибыль составляет не менее 5 % от объема сделки (денежной выручки). Для более долговременных сделок процент повышается до 10...15.

В данном случае допустим сравнительно низкий процент рентабельности, так как финансовые предпринимательские сделки чаще всего характеризуются значительным объемом вовлекаемых денег, валюты, ценных бумаг и потому даже при относительно низком уровне рентабельности удается получить значительную массу прибыли.
Представленное выше описание предпринимательской деятельности и основных видов предпринимательских сделок носит довольно общий характер, в каждом конкретном случае обнаруживаются многочисленные нюансы, варианты, которые во многом заранее невозможно предвидеть. В особенности это касается купли-продажи ценных бумаг.

Так что полученные читателем сведения содержат только исходные предпосылки, помогают овладеть лишь главными азбучными истинами предпринимательства.
Остальное - дело практики и искусности каждого предпринимателя. Необходимо дерзать и познавать тайны предпринимательства, становясь его участником.

Планирование предпринимательства. Бизнес-план

Как уже отмечалось, предпринимательство характеризует стиль поведения и действий в условиях рыночной экономики. Отсюда, казалось бы, следует, что предпринимательская деятельность имеет мало общего с планированием.

Многие из нас привыкли под навязчивым воздействием публицистики и вьевшейся неприязни к государственному плану и Госплану (уже бывшему) исходить из того, что план есть антитеза рынку , а рынок - плану. Или план, или рынок, - такую прямолинейную монистическую мораль привыкли внушать рыночники-экстремисты (предельщики).



Между тем и зарубежный опыт, и логика, и объективный анализ подсказывают другое.
Конечно, если иметь в виду директивный, адресный центральный план, воплощающий в себе командно-административные начала и сковывающий экономическую свободу первичных хозяйственных звеньев, то такой план рынок не приемлет. Но самопланирование на уровне хозяйственных ячеек, применительно к предпринимательской деятельности, необходимо и неизбежно и в условиях рынка.

В этом одно из важных условий успеха и предотвращения неудач, снижения хозяйственного риска.
Для предпринимательства наиболее характерны планы и программы осуществления отдельной сделки и проведения основных операций, составляющих сделку. Если осуществляется несколько сделок, связанных друг с другом, то, планируя их во взаимодействии, приходится иметь дело с планированием предпринимательской деятельности как непрерывного процесса.

По отношению к крупным и продолжительным сделкам и тем более экономическим проектам, направленным на получение дохода и прибыли-, предваряющая их осуществление разработка плана или программы действий - непременное условие обоснованности замысла и надежности получения желаемого результата.
Поскольку деловое предпринимательство в той его части, которая непосредственно связана с задачей получения прибыли, правомерно отождествлять с бизнесом, планы осуществления предпринимательских проектов получили в зарубежной практике название бизнес-планов. В последнее время этот термин стал применяться и в отечественной практике.

Более того, если ранее ни один серьезный проект не утверждался и не принимался к реализации без развернутого технико-экономического обоснования и программы осуществления, то теперь стало модным требовать бизнес-план как симбиоз программы и экономического обоснования.
Потребность в бизнес-планах становится все более понимаемой и воспринимаемой советскими экономистами. Вот что пишет по этому поводу кандидат экономических наук И. Липсиц: Если вы начинаете без такого плана свое дело, то скорее всего прогорите!

Больше того, как показывает мировая практика, бизнес-план нужен всем: и тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта - банкирам, инвесторам, и вашим сотрудникам, желающим знать свои перспективы и четче понять свои задачи, а главное - вам самому. Чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на разумность, реалистичность (Экономика и жизнь, N 33, август 1991).
От внимательного читателя, видимо, не ускользнул тот факт, что в ходе предыдущего изложения сущности производственного, коммерческого, финансового предпринимательства пришлось неоднократно упоминать о бизнес-плане. И это не случайно в силу того, что составление бизнес-планов характерно для всех форм и видов предпринимательства.

Так что в некоторой степени с планированием предпринимательства как составной частью совершения предпринимательских сделок производственного, торгово-коммерческого, финансово-кредитного характера мы уже ознакомились. Теперь настал черед специального описания бизнес-планов как определяющих инструментов управления любым предпринимательством.
Из самого определения понятия план следует, что бизнес-план призван заранее наметить желаемую и практически осуществимую цель предпринимательских действий. Отсюда следует, что под бизнес-планом понимается план-программа проведения сделки и получения на этой основе прибыли, то есть система планомерно организованных мероприятий,действий, направленных на достижение поставленной цели.
Наличие достаточно очерченной цели позволяет характеризовать бизнес-план как одноцелевой, программный.Формулирование плана в терминах действий еще в большей степени приближает его к целевой комплексной программе, своеобразие которой заключено в специфике целей, масштабов и способов действий. Все это вместе взятое дает основание рассматривать бизнес-план с позиций программно-целевого планирования как систему увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение цели получения максимально возможной прибыли путем осуществления предпринимательской сделки.
Конечно, такое определение бизнес-плана выглядит несколько расширенным, поэтому следует отметить, что в отличие от целевых комплексных программ в бизнес-плане центральное внимание сосредоточено на финансово-экономических аспектах проблемы достижения успеха, тогда как научно-технические, технологические, социальные стороны представлены в нем менее выпуклым образом.
Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы в строгом смысле этого слова, но в то же время такому плану свойственно наличие определенных разделов. В дальнейшем изложении внимание будет сконцентрировано не на бизнес-плане вообще, а на плане предпринимательской сделки, что накладывает свой отпечаток на структуру и содержание составных частей. Предпринимательский бизнес-план содержит в общем случае следующие разделы:
1. Цели и задачи предпринимательской сделки.
2. Обобщенное резюме. Основные параметры и показатели плана.
3. Характеристики продукции, товара, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю.
4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж.
5. План действий и организационные меры.
6. Потребные ресурсы и источники их получение
7. Эффективность предпринимательской сделки.
Охарактеризуем в общих чертах содержимое перечисленных
разделов бизнес-плана.
Главная цель предпринимательского бизнеса - получение прибыли. Соответственно, планируя намечаемую сделку, следует прежде всего разобраться хотя бы в первом приближении, на какую сумму прибыли можно рассчитывать и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль.
При этом, как, впрочем, и вообще в ходе формирования бизнес-плана, важно не упустить из вида фактор времени. Наряду с величиной прибыли цель должна аккумулировать в себе и привязку этой величины к времени ее получения.

Так что наряду с общей массой ожидаемой прибыли необходимо знать, как она распределится во времени, не окажется ли слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя в денежных ресурсах и воздействия инфляции, умаляющей значение арифметического прироста денег.
В ходе целеполагания и первичной оценки целесообразности предпринимательского проекта к нему следует выдвигать требование, заключающееся в том, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую мог бы получить предприниматель, помещая затрачиваемые денежные средства на то же время в сберегательный банк.Иначе есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке.
Наряду с главной, определяющей целью в поле зрения составителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи,
достигаемые и решаемые посредством проведения намечаемой предпринимательской сделки.
Среди них в первую очередь подчеркнем социальные цели, связанные с удовлетворением первейших запросов населения, подавлением дефицитности товаров и услуг, оздоровлением экологической обстановки, улучшением психологического климата, разрядкой социальных напряжений, созданием новых духовных, культурных ценностей, развитием научно-технического и творческого потенциала, расширением деловых контактов и международных связей.
С позиций интересов предпринимателя кроме чисто финансового эффекта получения денежной прибыли выдвигаются задачи повышения статуса предпринимателя в результате успешного осуществления проекта, сделки. Вторичную цель предпринимательской сделки, которая по своей значимости может приближаться к первичной или даже опережать ее, правомерно видеть в развитии и укреплении экономического (производственного, коммерческого, финансового, технико-технологического, научного, образовательного, духовного) потенциала предпринимателя, что служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок.

Столь же значимо уже сейчас и будет гораздо более важно по мере нарастания конкуренции и борьбы за рынки сбыта и за выгодного покупателя повышение престижа предпринимателя., порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг.
Наряду с указанным предприниматель может преследовать и иные, специальные цели и задачи (развитие контактов, зарубежные поездки, проникновение в элитную среду, вхождение в ассоциации и др.), которые так или иначе учитываются в бизнес-плане. Формулировка целей и задач может находить свое плановое выражение как в количественной, так и в качественной форме в зависимости от их вида. В числе особых задач предпринимательства выделим благотворительность, проявляющуюся в отчислении части, а иногда и всей остаточной прибыли в пользу других предпринимателей, благотворительных организаций и фондов, местного, либо государственного бюджета.

Такие действия ориентированы обычно на достижение известности, получение льгот, хотя не исключены и души сердечные порывы.
Перейдем к описанию следующего, сводного раздела бизнес-плана (иногда этот раздел в виде краткого резюме объемом в две-четыре страницы текста выносится на первое место, предшествуя изложению собственного плана).
Сводный раздел носит синтетический характер, представляет основные идеи и содержание плана в миниатюре. Так как многие из тех, кому надлежит или кто заинтересован в ознакомлении с бизнес-планом, могут ограничиться внимательным чтением только резюмирующего раздела, то его надо сделать наиболее доступным, четким, лаконичным, убедительным.

В искусно составленной-краткой концентрированной концепции бизнес-плана содержится весомое условие привлекательности всего плана.
Резюмирующий сводный раздел, будучи концентрированным макетом, ядром всего плана, аккумулируя в себе определяющие показатели, создается и непрерывно уточняется по мере проработки плана и находит свое завершающее выражение лишь после завершения составления всего бизнес-плана.
Чаще всего в этом разделе, который может фигурировать и в качестве отдельного самостоятельного документа, бывают представлены: генеральная цель проекта (сделки), краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности, пути и способы достижения поставленных целей, сроки осуществления проекта, затраты, связанные с его реализацией, ожидаемая эффективность и результативность, область использования результатов.
Резюме, как наиболее представительная часть бизнес-плана, пронизано стремлением представить предпринимательский проект в самом выгодном свете, чтобы убедить в его целесообразности других, от которых зависит претворение плана в жизнь, а иногда и чтобы убедить себя. Поэтому наряду с такими общими сводными показателями, как объемы производства и реализации, выручка, собственные и заемные затраты, прибыль, рентабельность, в резюме принято отражать специальные показатели качества реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, небольшой срок окупаемости вложений, низкую степень риска, гарантированность получения планируемого результата.

Обо всем этом следует писать лапидарно.
Раздел бизнес-плана, содержащий характеристики продукции, товаров, услуг, которые предприниматель намерен реализовать потребителю, требует кропотливой и тщательной проработки при высоком уровне конкретности. Прежде чем пускаться в рискованное предпринимательское плавание, надо иметь четкое представление o-том багаже, с которым вы отправляетесь в путь.
Что же надо знать о своем товаре и какие сведения о нем зафиксировать в бизнес-плане?
Во-первых, должны быть зафиксированы в плане убедительные данные, позволяющие с требуемой полнотой представить предпринимательский продукт. Конечно, лучше всего заранее иметь натуральные образцы, но это не всегда удается. Иногда и сам образец надо создать как предпринимательский товар, в особенности это относится к интеллектуальному продукту, творческим, научно-техническим разработкам.

В этих случаях налицо только идея, замысел, а сам продукт появится потом, в процессе реализации бизнес-плана.
Многое зависит от вида предпринимательской деятельности. Так, для производственных сделок, завершающихся изготовлением и продажей материально-вещественного продукта, неплохо иметь и представить в бизнес-плане характеристики опытного образца.

Для коммерческого бизнеса наличие реального образца предлагаемого товара крайне желательно В финансовом предпринимательстве наличие образца товара не играет принципиальной роли, но иметь образцы ценных бумаг полезно.
Есть ли реальный образец или нет его. независимо от этого полный образ товара в виде описаний, моделей, фотографий, исчерпывающего перечня свойств и признаков обязан наличествовать в бизнес-плане.
Во-вторых, план призван отвечать на вопрос о круге потребителей предпринимательского товара и потребностей, которые он будет удовлетворять. Отсюда вытекает, что в плане должен быть представлен прогноз платежеспособного спроса на товар, данные о регионах, группах населения, организациях, которые предположительно, исходя из анализа и прогноза, станут покупателями и потребителями товара с учетом потребностей в нем.

Очень желательно располагать данными о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре Результаты прогнозно-аналитических оценок этих параметров включаются в бизнес-план.
В третьих, план не может пройти мимо оценки, расчета, прогноза цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской деятельности, будь то продукция, товар, работы, услуги. В связи с формированием рыночных отношений и высоким уровнем инфляции предвидение цены продукта предпринимательства представляет самый трудный элемент составления большинства бизнес-планов.

Становится ясным также, что, говоря о плане, мы имеем дело не с планом в его традиционном для нашей страны представлении, а с планом-прогнозом.
Непосредственным продолжением изучения потребностей и прогнозирования цен служит анализ рынка сбыта. Это один из значимых моментов, подлежащих отражению в разделе бизнес-плана, посвященном оценке рыночной конъюнктуры, предопределяющей объемы продаж товара по временным периодам реализации предпринимательского проекта.
Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, то есть носят прогностический характер, и с другой стороны, - на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.
Для кратковременных предпринимательских проектов и сделок изучение спроса позволяет с высокой степенью достоверности установить круг потребителей предпринимательского продукта, на основании чего делается вывод об объемах продаж. В идеальном случае предприниматель получает конкретный заказ, который и служит для него ориентиром требуемого объема товара.

Однако для долговременных крупных предпринимательских проектов, рассчитанных на рыночную реализацию без предварительной заявки потребителей или представляющего их органа, дело обстоит намного сложнее. В этом случае для определения того, кто и в каких объемах будет приобретать предпринимательский товар, как будет изменяться спрос, продажа, потребление при составлении бизнес-плана приходится определять на основе предположений, оценок, расчетов, прогнозов.
Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта, имеющей чисто познавательный, а следовательно, пассивный характер, бизнес-план должен предусматривать способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности. Но это уже относится к содержанию других разделов бизнес-плана.
При оценке спроса на предпринимательский продукт,емкости рынка сбыта, определении на этой основе намечаемого объема продаж необходимо учитывать наличие других предпринимателей. Иначе говоря, желательно знать своих конкурентов, их возможности и способности, ценовую политику.

Работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.
На базе всех предшествующих разработок составители бизнес-плана разрабатывают и включают в план программу действий по реализации плана. Такая программа отвечает на вопрос что делать?.

Она нужна предпринимателю не для убеждения других, не для обоснования целесообразности предпринимательского проекта-этому служат первые разделы программы, а чтобы вооружить себя ясной картиной собственной деятельности, наметить конкретные пути реализации предпринимательской идеи.
Содержание этой части плана сильно зависит от вида предпринимательской деятельности. Способы действий и формы деятельности различны для производственного, коммерческого, финансового предпринимательства, а в рамках каждого из этих видов зависят от того, что представляет собой предпринимательский товар.
Основные операции предпринимательских сделок охарактеризованы в общих чертах выше, при описании видов предпринимательства, более подробное их описание выходит за пределы брошюры. Заметим лишь, что программа предпринимательских действий заведомо включает маркетинговые усилия (рекламу, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов), осуществление, освоение и поддержание производства (для производственного предпринимательства), закупку, хранение, транспортирование, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предпринимательству), обслуживание покупателя в процессе продажи и после продажи товара.
Неотъемлемую часть плана действий составляют организационные меры. В организационной части бизнес-плана отражаются и устанавливаются способы управления реализацией бизнес-пла-на,организационные структуры управления проектом, методы координации действий исполнителей. Организационные меры призваны способствовать упорядочению процесса исполнения бизнес-пла-на.В число организационных могут включаться и меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, набора и
подготовки кадров (кадровое обеспечение), учета, контроля и ряд других. К организационному непосредственно примыкает правовое, юридическое обеспечение, которое также должно занять свое место в бизнес-плане.
Заслуживает выделения в специальный раздел бизнес-плана ресурсное обеспечение предпринимательского проекта. Этот раздел содержит сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для проведения в жизнь предпринимательского проекта, источниках и способах получения ресурсов.

В широком смысле слова ресурсное обеспечение охватывает материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия здания, помещения, оборудование, аппаратура, средства транспорта и связи), трудовые ресурсы (работники всех категорий), финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капиталовложения, кредиты, валюта, ценные бумаги), информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).
Хотя отдельные элементы ресурсного обеспечения так или иначе представлены во всех разделах бизнес-плана, сведение данных о ресурсах в единый раздел позволяет четче и яснее представить, во что обойдется реализация проекта предпринимателю и в натуральном, и в денежном исчислении. Немаловажно отметить, что потребности в ресурсах и связанные с ними затраты,расходы должны включать как прямые, непосредственно идущие на создание предпринимательского продукта (товара, работы, услуги), так и косвенные, сопряженные; побочные.

Последние неизбежно сопровождают прямые затраты и по величине могут превышать их.



Содержание раздела