d9e5a92d

Операционный риск

ЕВРО и выше с 01.02.99 г. - 8 %; менее
5 милн. ЕВРО - 9 %.
Способность банка своевременно и полностью производить платежи по своим обязательствам зависит не только от работы самого банка, но и от финансового положения заемщиков. При размещении кредитов банки должны исходить из степени кредитоспособности предприятий и организаций, но при этом им не следует исключать возможность случаев неплатежей одним или несколькими заемщиками. В ситуации, когда один из заемщиков не в состоянии погасить задолженность по ссудам банку. Важно, чтобы этот неплатеж не вызвал затруднений для самого банка при выполнении его собственных обязательств.

Избежать таких последствий банку позволяет ограничение суммы выдачи кредита одному заемщику. В противном случае просрочка только одного клиента по крупному кредиту сразу нарушает ликвидность банка.

Центральный Банк установил несколько нормативов максимального риска банка.
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6). Данный норматив устанавливается в процентах от капитала банка. При определении размера риска учитывается совокупная сумма кредитов и займов, выданных банком данному заемщику (или группе связанных заемщиков), а также гарантий и поручительств, предоставленных одному заемщику (или группе связанных заемщиков):
Н = Крз x 100 %/ К ,
где Крз - совокупная сумма требований банка к заемщику (группе связанных заемщиков); К - капитал
банка. Максимально допустимое значение норматива Н6 равно 25 %.
Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7). Данный норматив устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и капитала банка:
Н7 = Кр / К ,
где Кркр - совокупная величина крупных кредитов, выданных банком.
Следует иметь в виду, что кредит считается крупным, если совокупная сумма требований, взвешенных с учетом риска, к одному заемщику (группе заемщиков) банка по кредитам с учетом
50 % сумм забалансовых требований, имеющихся у банка в отношении этого, заемщика превышает 5 % капитала банка. Решение о выдаче крупных кредитов и займов должно в обязательном порядке приниматься Правлением банка либо его кредитным комитетом с учетом заключения кредитного отдела банка.
Центральным Банком РФ установлено, что совокупная величина крупных кредитов и займов не может превышать размер капитала банка более чем в восемь раз.
Максимальный размер риска на одного кредитора (Н8). Данный норматив устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данного банка, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств банка:
Н8 = Овкл x 100 % / К,
где Овкл - совокупная сумма обязательств одного или взаимосвязанных кредиторов (вкладчиков). Максимально допустимое значение норматива Н8 устанавливается в размере 25 %.
Максимальный размер риска на одного заемщика - акционера (участника) банка (Н9) определяется по формуле
Н9 = Кра х 100 % / К,
где Кра - совокупная сумма всех требований банка с учетом риска в отношении его акционера (участника).
Максимально допустимое значение норматива Н9 устанавливается в размере 20 %. Следует иметь в виду, что совокупная величина кредитов и займов, выданных акционерам (пайщикам) банка не может превышать 50 % собственных средств (капитала) банка - норматив Н9.ь
Максимальный размер кредитов и займов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам (Н10).
Максимальный размер риска на одного инсайдера можно определить по формуле
Ню = Кри х 100 % / К,
где Кри - совокупная сумма требований банка в отношении инсайдера банка и связанных с ним лиц.
В соответствии с международной практикой к категории инсайдеров относятся физические лица: акционеры, имеющие более 5 % акций, директора (президенты, председатели и их заместители), члены советы, члены кредитного комитета, руководители дочерних и материнских структур и другие лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита, а также родственники инсайдеров.
Максимально допустимое значение норматива Н10 установлено в размере 20 %. При этом совокупная величина кредитов и займов, выданных инсайдерам, не может превышать 3 % собственных средств банка (норматив (Н10л)).
Норматив риска собственных вексельных обязательств (Н13). Для расчета данного норматива используется формула
Н13 = Во х 100 % / К,
где В0 - выпущенные кредитными организациями векселя и банковские акцепты. Максимально допустимое значение Н13 равно 100 %.
При расчете риска банка, связанного с оценкой движения наличности величина будущего потока наличных средств определяется следующим образом:


E (R) = ? RP ,
i=1
где Е - планируемое значение потока денежных средств на протяжении определенного финансового периода; R1 - величина потока наличности в случае 1 (1 = 1, 2, ... L); Р1 - число возможных случаев.
Значение Е (R) можно рассчитать по формуле Е (R) = R, где R - средняя планируемая величина потока наличности.
Требования ликвидности вступают в определенное противоречие с целевой функцией максимизации дохода на единицу активов. Чем выше ликвидность активов, хранящихся в портфеле банка, тем меньше риск, связанный с ними, но тем соответственно ниже уплачиваемая по ним процентная ставка.

Искусство управления банком состоит в том, чтобы обеспечить наивысшую норму прибыли на капитал, вложенный в активы, не выходя при этом за рамки принятых нормативов ликвидности.
Способами обеспечения необходимого уровня ликвидности являются:
отзыв или конверсия кредитов;
продажа части портфеля ссуд и инвестиций;
распределение активов и пассивов путем составления таблицы всех счетов пассивов в целях выявления, какую часть каждого вида пассива следует разместить в ликвидные статьи активов для поддержания определенных коэффициентов ликвидности;
расширение масштабов пассивных операций по привлечению средств клиентов;
выпуск обращающихся депозитных сертификатов, облигаций и т.д.;
получение займов от Центрального банка и т.д.
С проблемой управления риском потери ликвидности коммерческий банк сталкивается каждый день. Недооценка этого вопроса может в конечном итоге привести к неплатежеспособности и даже краху кредитной организации.

Для российских коммерческих банков проблема анализа и управления риском потери ликвидности осложняется нестабильностью финансовой ситуации в стане. Следовательно, оценка и управление риском ликвидности является важной составляющей в риск -менеджменте банка [36].

Операционный риск


Банковской деятельности присущи не только специфические банковские риски, но и операционные, т.е. риск, возникающий по причине осуществления различных действий (операций) в процессе банковской деятельности. К операционным рискам часто относят и убытки, обусловленные ошибками в используемой модели или методах оценки и управления рисками.
Операционный риск подразделяется на несколько подвидов рисков, количество которых зависит от специфики деятельности банка. Наиболее часто встречающиеся составляющие операционного риска приведем в табл. 9.
9 Элементы операционного риска

Технологическ ие риски Риски, постоянно присутствующие при проведении банковских операций и возникающие в силу организационнотехнологических особенностей данного банка.
Риск
клиринговой
системы
Вероятность уменьшения доходов в связи со спецификой используемой процедуры клиринга.
Риск системы
регистрации
прав
собственности
(риск
депозитарной системы и регистратора)
Вероятность недополучения прибыли в силу особенностей технологии перерегистрации прав собственности, применяемых в депозитарии и/или у регистратора.
Риски,
порождаемые информационн ой системой
Вероятность несоответствия ожидаемых и полученных доходов в связи с
недостатком или использованием
неверной информации.
Несистематические риски Несистематическая составляющая риска в данном случае проявляет себя в ситуациях вызванных не закономерным течением событий, а ошибочными действиями персонала или
непредвиденным отказом технических средств. Следует, однако, четко
различать степень риска сбоя

технических средств и потенциальные потери, закономерно возникающие вследствие технологических особенностей какой-либо из систем.
Например, ненадлежащего управления чрезвычайными ситуациями, в частности из-за отсутствия соответствующих регламентов. Существует концепция, выдвинутая в 1976 г. Майклом Дженсеном и Уильямом Меклингом, которая носит название агентские издержки и отражает тот факт, что для современной корпорации структура прав
собственности и управления такова, что интересы управленческого звена не всегда совпадают с интересами
собственников. Основное противоречие заключается в том, что сиюминутные критерии оценки деятельности фирмы приносят в жертву большой текущей прибыли (и, соответственно,
вознаграждению управляющего
персонала) интересы долгосрочного роста бизнеса. Результаты возможного дисбаланса интересов обычно не так легко выявить и трудно измерить.
5) Технические риски
В качестве технического можно оценивать риск, связанный с
использованием программного
обеспечения учета и исполнения
банковских операций (получение и обработка клиентских поручений, обработка результатов сделок и формирование соответствующих
отчетов и распоряжений, а также динамическая оценка возникающих в процессе рисков) не соответствующего уровню обрабатываемой информации
Чрезвычайные Вероятность изменения суммы прибыли ситуации в связи с возникновением ситуаций
чрезвычайного характера.
Рассмотрим подробнее некоторые подвиды операционного риска.
Традиционно о человеческих ресурсах больше пишут в связи с проблемами управления персоналом и в меньшей степени - в связи с управлением рисками. Однако высшее и среднее руководство банка и его филиалов, начальники служб управления персоналом в своей деятельности должны учитывать кадровую составляющую рисков, связывать в единый процесс две системы - управление рисками и
управление людьми.
Известно, что процесс управления персоналом включает несколько элементов: подбор и найм персонала; определение целей и задач, формулирование требований; оценка результатов, движение персонала, развитие и обучение; оплата труда и стимулирование.
На каждом этапе, соответственно, возникают риски, но одновременно появляются условия для их минимизации.
Большинство кадровых рисков можно отнести к операционным, так как они связаны с нарушениями технологий, процедур и корпоративных правил, со сбоями во внутреннем контроле и организации, с невыполнением должностных обязанностей, низкой квалификации, ошибками и злоупотреблениями.
Можно выделить риски, самым непосредственным образом связанные с людскими ресурсами. Так, еще до появления конкретных людей на рабочих местах может возникнуть должностной риск, характер которого состоит в несоответствии самой должности видам деятельности, целям, задачам, функциям и технологиям. Причинами его может быть неадекватное штатное расписание или искаженное описание должности.

Подобные ситуации приводят к сбоям в технологических и управленческих цепочках, появлению белых пятен в должностной структуре, дублированию функций или его отсутствию там, где это необходимо. Минимизировать этот риск можно формированием обоснованной структуры должностей [36]. Полномочий и ответственности, а также составив методически грамотные описания должностей и процедур деятельности. Затем на конкретных должностях появляются работники -менеджеры, специалисты, клерки, - и может возникнуть квалификационно-образователь-ный риск.

Суть его - в несоответствии работника занимаемой должности. Причины могут быть самые разные -недостаточные или избыточные знания, навыки, квалификация; неадекватный для данной должности стиль поведения по отношению к банку, клиентам, окружающим. Все это приводит к снижению качества услуг, ошибкам и сбоям в работе сверх нормального уровня, завышению затрат, снижению мотивации работников, а также результативности их труда, возникновению конфликтов, потере нужных сотрудников и невозможности избавиться от ненужных.

Здесь в качестве способов управления данным риском можно использовать продуманные системы отбора и расстановки кадров, планирование карьеры и движения персонала, работу с кадровым резервом, обучение и повышение квалификации, внедрение современных методов оценки персонала.
Существует риск злоупотреблений и недобросовестности, который напрямую зависит от уровня работы по подбору и найму персонала, от эффективности деятельности служб безопасности, результативности контрольно-ревизионного аппарата, наконец, от стиля руководства. Его устремлений, корпоративной культуры.

Следует подчеркнуть, что общая организация дела имеет большое особое значение в борьбе со злоупотреблениями и недобросовестностью сотрудников, чем сила репрессий и наказаний, так как воздействует на причины, а не на следствия.
Особенно актуальным для российских банков в условиях нестабильности и динамичного организационного развития является риск неприятия сотрудниками нововведений. Любые изменения -внедрение новых продуктов, технологий и услуг; структурные реорганизации; корректировки в системе оценки, оплаты и стимулировании персонала и прочее нередко вызывают сознательные или несознательные, явные или скрытые противодействия со стороны людей, так как вносят элемент нестабильности в их существование.

Этот фактор может оказаться не менее серьезным в реализации различных проектов, чем финансовые, технологические, ресурсные и иные препятствия, поэтому следует уделять внимание управлению этим процессом, созданию благоприятного климата. В первую очередь это касается политики управления персоналом. Здесь можно выделить несколько уровней изменений по мере роста их значимости:
в средствах, используемых для выполнения прежней работы (например, автоматизация);
в способах, методах, технике и правилах проведения различных работ (например, изменение цепочек документооборота, внедрение новых инвестиционных схем, освоение новых услуг и операций);
в распределении функциональных и должностных обязанностей, а также в организации работы (например, создание новых подразделений и должностей, реорганизация, перераспределение полномочий);
в целях, задачах и стратегии (например, при существенных изменениях в окружающей рыночной среде, при переходе от универсальности к специализации);
базовых концепциях и корпоративных установках (например, при смене собственника, слияниях и поглощениях).
Таким образом, по любой перечисленной группе рисков можно выявить соотношение между кадровыми и инструментальными составляющими в общей системе риск-менеджмента. В результате устанавливается соответствие между технологиями совершения операций, штатным расписанием и системой управления рисками.
Внедрение новой телекоммуникационной и компьютерной технологии в банковском деле осуществляется по двум главным направлениям. Это, во-первых, все возрастающее использование новых технических возможностей для произвольного процесса и организации труда внутри банковских учреждений.

И, во-вторых, создание на базе новой технологии принципиально новых форм и методов обслуживания банковских клиентов, улучшение качества традиционных банковских услуг.
Однако в современных условиях в процессе использования информационных технологий возникают риски, которые можно подразделить на риски, связанные с обработкой банковской информации, с обеспечением безопасности проведения банковских операций, сбоем в программах, а также с внедрением новых банковских технологий.
Наиболее существенными проблемами внедрения и использования автоматизированной обработки банковской информации являются: отрыв от систем обработки операционно-учетной информации, несовместимость новых технологий с установленным оборудованием и программными продуктами, обеспечение банковской безопасности, не достаточный уровень квалификации работников автоматизированного отдела, низкий уровень насыщенности клиентов банка средствами коммуникации. Данные проблемы можно решить только при использовании новых информационных технологий: интеллектуальное программное обеспечение, интегрированные сети, позволяющие вести обмен приложениями между рабочими местами в сетях любой протяженности, а также система обработки изображений платежных документов.
Таким образом, в перспективе успешная деятельность банка возможна лишь на основе применения интегрированных автоматизированных банковских систем с аналитической компонентой, решающей взаимосвязанные комплексы банковских задач и накапливающей информацию в центральной базе данных, к которой обеспечивается оперативный доступ, а также обеспечивающая управленческих работников финансовыми прогнозами и оценкой эффективности финансовой деятельности банка.
Инвестирование в новые технологии позволяет коммерческим банкам получить неоспоримые преимущества на рынке банковских услуг, снизить издержки на производство банковской продукции, открыть новые источники прибыли. Крупные банки имеют больше возможностей для инвестирования в технологии.

В то же время, банки принимают на себя дополнительные риски, что требует особенно тщательного контроля за вводимыми факторами производства и их стоимостью.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что контроль над операционными рисками затруднен с помощью количественных параметров. Управление данной категорией рисков требует построения в банке всеобъемлющей системы внутреннего контроля, предусматривающей, в частности, правильное разграничение полномочий и функций.

ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ


Управление банковскими рисками представляет собой, прежде всего, одну из функций банковского менеджмента (финансовый менеджмент).
Управление банковскими рисками можно рассматривать как целенаправленное воздействие на развитие банковской деятельности и минимизацию потерь. Воздействие должно подчиняться определенным правилам и законам. Объектом управления является весь банк в целом.

Субъектом управления в данном случае выступает специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
Через систему управления банковскими рисками практически осуществляются цели и задачи банковской политики. Управление банковскими рисками является важнейшим процессом механизма сознательного использования теории вероятности и рисков, на базе которых и возникает теория управления рисками. Она зависит от политики отдельно взятого банка - на микроуровне и Банка
России - на макроуровне.
Управление банковскими рисками основывается на определенных принципах, основными из которых являются (рис. 4):
1 Осознанность принятия рисков. Банковский менеджер должен сознательно идти на риск, если он надеется получить соответствующий доход от осуществления банковской операции. Естественно, по отдельным операциям после оценки уровня риска можно принять тактику избежания риска, однако
полностью исключить риск из банковской деятельности невозможно, так как банковский риск -
объективное явление, присущее большинству проводимых операций. иных видов банковских рисков является важнейшим условием последствий в процессе управления ими [14]. 2 Управляемость принимаемыми рисками. В состав портфеля банковских рисков должны включиться преимущественно те из них, которые поддаются нейтрализации в процессе управления независимо от их объективной или субъективной природы. Только по таким видам рисков банковский менеджер может использовать весь арсенал внутренних механизмов их нейтрализации, т.е. проявить искусство управления ими.

Риски неуправляемые, например, риски форс-мажорной группы, можно только передать внешнему страховщику.
3 Независимость управления отдельными рисками. Один из важнейших постулатов теории риск-менеджмента гласит, что риски независимы друг от друга и банковские потери по одному из рисков портфеля необязательно увеличивают вероятность наступления рискового случая по другим банковским рискам.

Иными словами, банковские потери по различным видам рисков независимы друг от друга и в процессе управления ими должны нейтрализоваться индивидуально.
4 Сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности банковских операций. Этот принцип является основополагающим в теории риск-менеджмента.

Он заключается в том, что банк должен принимать в процессе осуществления своей деятельности только те виды банковских рисков, уровень которых не превышает соответствующего уровня доходности по шкале доходность-риск. Любой вид риска, по которому уровень риска выше уровня ожидаемой доходности (с включенной в нее премией за риск) должен быть банком отвергнут (или соответственно должны быть пересмотрены размеры премии за данный риск).

Соотнесение прибыльности с соображениями безопасности и ликвидности в процессе управления банковским портфелем, т.е. активами и пассивами банка и является основной задачей управления рисками.
5 Сопоставимость уровня принимаемых рисков с финансовыми возможностями банка. Ожидаемый размер потерь банка, соответствующий тому или иному уровню банковского риска, должен соответствовать той доле капитала, которая обеспечивает внутреннее страхование рисков. В противном варианте наступление рискового случая повлечет за собой потерю определенной части доходов, т. е. снизит его потенциал формирования прибыли и темпы предстоящего развития.

Размер рискового капитала, включающего и соответствующие внутренние резервные фонды, должен быть определен банком заранее, и служить рубежом принятия тех видов банковских рисков, которые не могут быть переданы партнеру по операции или внешнему страховщику.
6 Экономичность управления рисками. Основу управления банковскими рисками составляет нейтрализация их негативных последствий для деятельности банка при возможном наступлении рискового случая.

Вместе с тем, затраты банка по нейтрализации соответствующего банковского риска не должны превышать суммы возможных банковских потерь по нему даже при самой высокой степени вероятности наступления рискового случая.
7 Учет временного фактора в управлении рисками. Чем длиннее период осуществления банковской операции, тем шире диапазон сопутствующих ей рисков, тем меньше возможностей обеспечивать нейтрализацию их негативных банковских последствий по критерию экономичности управления рисками.

При необходимости осуществления таких банковских операций банк должен обеспечить получение необходимого дополнительного уровня доходности по ней не только за счет премии за риск, но и премии за ликвидность (так как период осуществления операции представляет собой период замороженной ликвидности вложенного в нее капитала). Только в этом случае у банка будет сформирован необходимый потенциал для нейтрализации негативных последствий по такой операции при возможном наступлении рискового случая.
8 Учет общей стратегии банка в процессе управления рисками. Система управления банковскими рисками должна базироваться на общих критериях избранной банком стратегии (отражающей его идеологию по отношению к уровню допустимых рисков), а также банковской политики по отдельным направлениям деятельности.
9 Учет возможности передачи рисков. Принятие ряда банковских рисков несопоставимо с финансовыми возможностями банка по нейтрализации их негативных последствий при вероятном наступлении рискового случая.

В то же время осуществление соответствующей банковской операции может диктоваться требованиями стратегии и направленности банковской деятельности.



Содержание раздела