d9e5a92d

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ И ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

2) системность обеспечение функциональной взаимозависимости всех элементов инфраструктуры М98-00, М01-03, Якут00-01, Чувашия02-04 4 упоминания;
3) распределенность полномочий перенесение части функций поддержки малого предпринимательства с вышестоящего на нижестоящий уровень М98-00, М01-03, Якут00-01, Чувашия02-04 4 упоминания;
4) комплексность обеспечение основных потребностей малых предприятий при их становлении и развитии, обеспечение полного спектра услуг для малых предприятий М98-00, М01-03, Чувашия02-04 3 раза.
5) равная доступность государственной поддержки для каждого предпринимателя Смол96, Сверд97, Хак97-99 3 раза;
6) соучастие (частичное самофинансирование) денежная или материальная поддержка осуществляется при условии, что предприятие уже располагает определенной собственностью, вкладывает в реализацию своих целей часть своих финансовых или других ресурсов, привлекает негосударственный капитал Смол96, Сверд97, Хак97-99 3 раза;
7) учет регионального аспекта, ориентация на местный рынок предоставление преимуществ малым предприятиям из городов и районов, нуждающихся в подтягивании социально-экономического развития до средне областного уровня; деятельность малых предприятий, получающих помощь, должна быть ориентирована главным образом на местный рынок, решение региональных проблем Смол96, Сверд97, Хак97-99 3 раза;
8) способность самостоятельно вести предпринимательскую деятельность как основание для получения помощи Смол96, Сверд97 2 раза;
9) гласность доведение информации до общественности Чувашской Республики о мерах государственной поддержки малого предпринимательства М01-03, Чувашия02-04 2 раза;
10) интерактивность адекватное реагирование всех уровней государственной и исполнительной власти на проблемы, возникающие в сфере малого предпринимательства М01-03, Чувашия02-04 2 раза;
11) делегирование (распределенность) функций обеспечение участия предпринимательских кругов, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов программы М01-03, Чувашия02-04 2 раза;
12) ограниченность государственной поддержкой пользуются предприятия и физические лица, отнесенные Федеральным Законом и Правительством РФ к субъектам малого предпринимательства (Сверд97); поддержка оказывается юридическим и физическим лицам, отнесенным законодательством к субъектам малого предпринимательства Хак97-99. Итого 2 упоминания.
13) другие принципы, зафиксированные только в одной программе:
Смоленская область, 1996 г. а) осуществляется в общегосударственных интересах для развития цивилизованных форм предпринимательства; б) предельное ограничение государственного вмешательства в предпринимательскую среду.
Свердловская область, 1997 г. все виды поддержки по данному субъекту должны быть согласованы между собой.
Республика Хакасия, 19971999 гг. льготные кредиты выделяются под конкретные экономические показатели на возвратной основе.
Республика Саха (Якутия), 20002001 гг. преемственность логическое продолжение предыдущей программы; равноправность каждый субъект малого предпринимательства имеет право на государственную поддержку.
В итоге 5 принципов или 11 % встретились только в одной программе. Двенадцать принципов встречаются в двух и более региональных программах, причем на первом месте стоит принцип конкурсность. В определенной мере принцип равные права на получение поддержки и равнодоступность поддержки совпадают.

Вместе с тем известно, что в России декларирование равных прав для субъектов хозяйствования далеко не всегда означает возможность реализации данных прав, и получение права доступа к тем или иным ресурсам.
Также равная доступность государственной поддержки для каждого предпринимателя в указанных перечнях принципов несколько раз усекается, поскольку субъект предпринимательства должен быть малым, участвовать своими средствами и быть ориентирован на решение региональных проблем.
Налицо некоторая избыточность принципов. Вряд ли нужен принцип способность самостоятельно вести деятельность, поскольку имеется более жесткий участие предпринимателя собственными средствами в реализации проектов. Системность трактуется узко только применительно к инфраструктуре поддержки. Этот принцип в смысле системного анализа может быть распространен на установление согласованности между всеми элементами систем предпринимательства и государства, в которые в качестве подсистемы войдет инфраструктура поддержки.

Если есть системность, то вряд ли нужен более узкий принцип комплексность.
Очевидно, что не хватает такого принципа, как эффективность: использовать выделяемые средства поддержки с наибольшей отдачей.


С одной стороны, попытку установления некоторых принципов, которые должны лежать в основе поддержки предпринимательства в регионе, следует приветствовать. С другой стороны, их формулировки должны быть более обоснованными и четкими.
Представляется, что можно использовать принципы оценки и выбора вариантов региональной программы как сочетания различных подпрограмм, предложенные в Методических рекомендациях по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства (М.: ИСАРП, 1997):
1) целенаправленность четкая формулировка целевых установок;
2) методическое единство общность принципов оценки для всех видов подпрограмм, связанных с использованием всех видов ресурсов, однородность критериев и методов определения исходных показателей, требований к нормативной базе;
3) системный подход рассмотрение подпрограмм как взаимосвязанных элементов, входящих в сложную, целостную систему программу;
4) вариантность предполагает выбор наилучшего варианта из многих имеющихся, которые различаются между собой по составу участников, объемам и формам финансирования, срокам реализации и др.;
5) учет ограниченности ресурсов, который осуществляется через систему нормативов эффективности ресурсов или опосредованно через систему платежей за ресурсы из получаемой прибыли;
6) учет фактора неопределенности, возникающего в силу неполноты и неточности информации, неопределенности целей, интересов и поведения участников, нестабильности нормативно-правового законодательства, неопределенности социально-политической и экономической ситуации в регионе и стране;
7) ориентация на перспективу рациональное сочетание текущих и долговременных задач;
8) согласование интересов участников;
9) оптимальность рациональное использование имеющихся в регионе ресурсов;
10) разнообразие методов оценки эффективности подпрограмм в зависимости от ее специфики (аналитические, статистические, прогнозные, экспертные и др.). Важно, на наш взгляд, выделить принцип учет фактора неопределенности, поскольку может оказаться, что субъекта предпринимательства, которому выделена поддержка, будет неэффективно использовать средства. В этом случае государство будет вправе пересмотреть условия поддержки (конечно, такую возможность следует зафиксировать в договоре о предоставлении средств поддержки). То есть у каждой из сторон государства и предпринимателя появляется право выбора, или опцион.

И, соответственно, в рамках принципа 10 можно использовать модели опционов для оценки стоимости такого опциона.
2.2.3. Анализ задач программ поддержки.

Иллюстрация проведения анализа и полученных результатов дана в табл. 2.82.10. Этот анализ был построен следующим образом.

Из текстов программы выбирался перечень задач с указанием сокращенного названия программы, который вставлялся в лист Excel. Таким образом, получилось 758 формулировок задач.
Затем в других листах была проведена сортировка задач исходя из перечня задач. Сортировка проводилась сначала для отдельных регионов, чтобы оценить, насколько эти задачи решаются (если задача, поставленная в году t, без существенных изменений формулируется и в году t + 1, то есть веские основания полагать, что в году t эта задача решена не была).
Например, для трех программ Республики Адыгея на первом шаге была получена табл. 2.8.

После исключения одной повторяющейся задачи в программе 2003 г. (Расширение круга субъектов МП, которая входит в задачу Расширение круга субъектов МП и лиц, стремящихся заниматься ПД) и объединения однородных задач была получена табл. 2.9.
Таблица 2.8. Исходный перечень задач программ поддержки Республики Адыгея

Задача программы Индекс
Улучшение правовых условий деятельности МПР* путем создания целостной системы законодательных и нормативных правовых актов Адыгея00
Стимулирование инвестиционной активности МПР Адыгея00
Развитие системы гарантий и финансового лизинга Адыгея00
Сохранение необходимых налоговых льгот для МПР Адыгея00
Предотвращение ухода МПР в теневую экономику Адыгея00
Освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов Адыгея00
Поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов Адыгея00
Создание городских и районных центров поддержки МП* Адыгея00
Стимулирование МП в сфере инновационной деятельности Адыгея00
Подготовка молодых предпринимателей Адыгея00
Развитие регионального сотрудничества в сфере МП Адыгея00
Укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей. Адыгея00
Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей ПД* и ее государственную поддержку Адыгея02
Развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора МП Адыгея02
Распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития МП Адыгея02
Расширение круга субъектов МП и лиц, стремящихся заниматься ПД Адыгея02
Подготовку кадров для сферы МП Адыгея02
Развитие МП в инновационной и производственной сферах Адыгея02
Продвижение продукции МПР на региональный и межрегиональный рынок Адыгея02
Проведение информационно-аналитического мониторинга состояния МП в Республике Адыгея и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства Адыгея02
Совершенствование нормативно-правовой базы Адыгея03
Развитие кредитно-финансовых механизмов Адыгея03
Расширение круга субъектов МП Адыгея03
Распространение опыта других регионов, направленного на обеспечение условий для развития МП Адыгея03
Расширение круга субъектов МП и лиц, стремящихся заниматься ПД Адыгея03
Подготовка кадров для сферы МП Адыгея03
Продвижение продукции МПР на региональные и межрегиональные рынки Адыгея03
Проведение мониторинга состояния МП Адыгея03
Повышение эффективности деятельности органов государственной власти Республики Адыгея по поддержке МП Адыгея03

*Для удобства обработки длинные наиболее часто встречающиеся наименования заменялись сокращениями типа: МП малое предпринимательство; МПР малое предприятие; ПД предпринимательская деятельность, и др.
Таблица 2.9. Объединение однородных задач в программах поддержки Республики Адыгея

Задача программы Индекс
Улучшение правовых условий деятельности МПР путем создания целостной системы законодательных и нормативных правовых актов Адыгея00
Совершенствование нормативно-правовой базы Адыгея02,03
Проведение информационно-аналитического мониторинга состояния МП в Республике Адыгея и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства Адыгея02,03
Повышение эффективности деятельности органов государственной власти Республики Адыгея по поддержке МП Адыгея03
Предотвращение ухода МПР в теневую экономику Адыгея00
Развитие регионального сотрудничества в сфере МП Адыгея00
Создание городских и районных центров поддержки МП Адыгея00
Сохранение необходимых налоговых льгот для МПР Адыгея00
Укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей. Адыгея00
Подготовка кадров для сферы МП Адыгея00,02,03
Расширение круга субъектов МП и лиц, стремящихся заниматься ПД Адыгея02,03
Стимулирование инвестиционной активности МПР Адыгея00
Развитие системы гарантий и финансового лизинга Адыгея00
Освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов Адыгея00
Поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов Адыгея00
Развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора МП Адыгея02,03
Распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития МП Адыгея02,03
Продвижение продукции МПР на региональные и межрегиональные рынки Адыгея02,03
Развитие МП в инновационной и производственной сферах Адыгея00,02


Табл. 2.10 представляет собой ранжирование по мере убывания 417 наиболее часто встречающихся задач.

Буквы РФ вначале строки указывают, что за основу взята формулировка из Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в РФ на 20002001 годы. Общее число программ с приведенной (или близкой к ней) формулировкой дано в графе З (включая программу по РФ), а в графе % дан процент от общего числа (417) задач.
Если сопоставить показатели частоты появления проблем, приведенные в табл. 2.3, и частоты задач, которые указаны в программах поддержки из табл. 2.10, то можно наблюдать об их достаточно хорошем соответствии.

Так, на первом месте в обеих таблицах мы видим проблемы и задачи, связанные с финансово-кредитным механизмом.
Административные барьеры в проблемах идут на втором месте, а в задачах на третьем. Проблемы, связанные с несовершенством законодательства в общем списке стояли на втором месте, а в задачах на четвертом месте.

Однако, как видно из табл. 2.10, показатели частоты для мест со второго по пятое находятся в пределах одного процента.

А это явно небольшое расхождение для оценки качественных характеристик, с которыми ведется работа.
Вместе с тем, если в цепочке проблемы цели задачи в достаточно большом числе случаев можно найти определенную согласованность, то в части задачи мероприятия программ исполнители мероприятий результативность мероприятий положение дел вызывает много вопросов.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ И ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ


2.3.1. Рекомендации методик. В документе Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства (М.: ИСАРП, 1997) можно найти следующее:
Конкретизация целей и задач программы осуществляется путем их ранжирования, т.е. проведения оценки относительной важности реализации данной цели для достижения стратегической цели программы. Эта оценка основана на процедуре экспертного анализа.

Реализация цели обеспечивается комплексом мероприятий. Таблица 2.10. Ранжирование задач по частоте постановки, указанных в программах государственной поддержки предпринимательства

Задача программы З %
1. РФ-Разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки МП, консолидация средств для финансирования приоритетных направлений МП, интеграция финансовых механизмов МП в общую кредитно-финансовую систему России 40 9,59
2. РФ-Преодоление административных барьеров на пути развития МП 36 8,63
3. РФ-Создание новых рабочих мест 35 8,39
4. Законодательное и/или нормативно-правовое обеспечение МП 34 8,15
5. Формирование (развитие и т.п.) инфраструктуры поддержки МП 33 7,91
6. Укрепление социального статуса и повышение престижа и безопасности предпринимателей (МП) 31 7,43
7. РФ-Создание благоприятных условий для устойчивой деятельности МПР 30 7,19
8. Развитие конкуренции на рынке товаров и услуг 23 5,52
9. Подготовка кадров для МП (малого бизнеса) и обучение 23 5,52
10. Поддержание деловой и инвестиционной активности 20 4,80
11. РФ-Привлечение малых предприятий для выполнения госзаказа 16 3,84
12. РФ-Расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий 16 3,84
13. Развитие МП в инновационной и производственных сферах 16 3,84
14. Пополнение бюджетов и расширение налогооблагаемой базы 13 3,12
15. РФ-Предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки МПР в рамках инфраструктуры поддержки МП 11 2,64
16. РФ-Создание условий для производства импортозамещающей продукции 10 2,40
17. Развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере МП 10 2,40
18. Продвижение продукции МПР на межрегиональный и международный рынок 8 1,92
19. РФ-Привлечение зарубежных инвестиций в сектор МП 6 1,44
20. Практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов МП 6 1,44
Итого 417 100


Описание мероприятия должно включать его содержание, состав участников, период (сроки) реализации, результаты, затраты ресурсов, показатели эффективности.
Критериями выделения мероприятий служат их роль и вклад в решение основных целей и задач программы, длительность сроков реализации.
В рассматриваемых Методических рекомендациях указано, что можно использовать такие следующие критерии: целевые, внешние, научно-технические, коммерческие, производственные, рыночные, экологические. Там, где это возможно, используют принятые методики (оценки бизнес-проектов и т.д.).

Также отмечено, что задача выбора лучшего варианта комплекса подпрограмм, будучи многокритериальной, не может быть полностью формализована. В связи с этим окончательное решение об отборе подпрограмм и их включении в программу должно приниматься на основе общего согласованного решения разработчиков. Важно отметить, что Методических рекомендациях имеется специальный раздел Расчет эффективности программы, в котором содержатся, на наш взгляд, достаточно четкие указания:
Определение показателей эффективности программы является заключительным этапом ее оценки. В зависимости от общих целей программы и интересов участников может быть проведен расчет конкретных показателей эффективности: народнохозяйственной (обосновывающей целесообразность реализации данной программы для народного хозяйства региона), интегральной (учитывающей совокупность последствий проведения программы за весь период времени), коммерческой (отражающей величину чистой прибыли организаций, осуществляющих финансирование региональных программ).

Обобщающим показателем эффективности программы является показатель, рассчитываемый как превышение совокупности результатов, полученных от реализации программы над совокупными затратами в течение всего срока ее реализации.
В существующих условиях финансирование работ по программе может осуществляться за счет различных источников: ассигнований из госбюджета, средств коммерческих структур, части доходов от приватизации имущества, средств от продажи акций и др. ценных бумаг. Источник финансирования имеет важное значение при исчислении полных затрат на программу.

Если средства выделены из бюджета, то в полные затраты включают прямые затраты всех ресурсов с учетом их нормативной эффективности. Если финансирование осуществляется за счет кредитов государственных или коммерческих банков, то в состав затрат дополнительно включается размер платы за пользование этим кредитом в соответствии с условиями кредитования.
При расчете коммерческого эффекта в составе полных затрат учитывают как прямые затраты ресурсов, так и выплаты в бюджеты разного уровня, определяемые в соответствии с действующим порядком налогообложения (платежи за пользование кредитом, арендную плату, дополнительный доход - в случае, если участникам программы предоставлены налоговые льготы или дотации).
При оценке эффективности инвестиционных проектов, включенных в региональную программу, применяются стандартные методики. Кроме основных результатов, выражаемых экономическими показателями, учитываются сопутствующие, включая социальные, экологические и др.
И. В. Баранова в работе [10] предлагает включать в программы обобщающие и частные показатели эффективности, представленные в табл. 2.11.
Таблица 2.11. Возможные обобщающие и частные показатели эффективности в программах господдержки (по мнению И. В. Барановой) [10]


- совокупные затраты в течении срока реализации программы (например, бюджетные средства выделенные на финансирование программ).
налоговые доходы бюджета.
валовой региональный продукт .
численность населения в регионе.
численность экономически активного населения региона.
численность экономически активного населения региона.


Таким образом, мы видим, что уже приведенных рекомендаций достаточно, чтобы разработчики программ могли попытаться оценить результативность (эффективность) как отдельных мероприятий, так и программ поддержки в целом. Конечно, для ряда мероприятий (особенно в областях совершенствования законодательства и подготовки кадров) количественная оценка результативности является проблематичной.

Однако для ряда экономических областей это более реально.
2.3.2. Анализ содержания разделов Ожидаемые конечные результаты. Рассмотрение программ поддержки показывает наличие достаточно большого разнообразия указываемых в них ожидаемых конечных результатов.

Есть программы, в которых все такие результаты выражены количественно. Например, в Комплексной целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства в Томской области на 20012003 годы (программа-3) в качестве таких результатов указано:
увеличение количества малых предприятий Томской области не менее 40%;
увеличение числа рабочих мест в малом предпринимательстве не менее 4000;
увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет Томской области до 12%;
увеличение выпуска собственной продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства до 10% от общего объема товарной продукции произведенной в области.
Предполагается, что в период реализации Программы различными мерами государственной поддержки должно быть охвачено от 4,5 до 5,5 тысяч малых предприятий Томской области, а также не менее 25 тысяч предпринимателей без образования юридического лица.
Интересным примером может служить Комплексная программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в республике Мордовия на 20022004 годы, в которой дана наибольшая числовая детализация:



Содержание раздела